Меню Рубрики

Адаптация детей средствами устного народного творчества

Автор: Смирнова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик»
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Сормовский район
Наименование материала: опыт работы
Тема: «Роль фольклора в адаптации детей раннего возраста к ДОО»
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: дошкольное образование

«Роль фольклора в адаптации маленьких детей к ДОУ».

МАДОУ «Детский сада №11 «Семицветик»

Смирнова Ирина Викторовна.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и

потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник,

вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это –

Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые

переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их

отвлечь от грустных мыслей о маме, доме, любимых игрушках?

Многолетняя практика показала, что использование в этот период малых

человеку; отвлечься; успокоится; познать и почувствовать окружающий мир,

быт и культуру своих предков; подготовить ребёнка к жизни в социуме;

Чтобы лучше понять, как решить эту проблему, я прежде всего изучила:

исследования русских и советских фольклористов М.Н. Мельникова, В.П.

труды и монограммы русских и советских педагогов К.Д. Ушинского, Е.И.

Тихеевой, Е.А. Флериной,А.П. Усовой, А.М. Мухиной;

детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханёва),

«Красна изба …» (М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова);

методическую литературу по развитию речи под редакцией Ф.А. Сохина,

воспитание», «Обруч», «Наш малыш», газетах «Дошкольное образование»,

рекомендации педагогов-психологов по проблеме адаптации маленьких

детей к дошкольному учреждению.

Анализ изученной литературы показал, что:

Проблема влияния фольклора на маленького ребёнка в период адаптации

к детскому саду малоизученна.

Данная проблема рассматривается в общей системе приобщения детей к

русской национальной культуре, преимущественно в аспекте социального

Малые формы фольклора являются наиболее эффективным средством

воспитания детей дошкольного возраста.

Работу мы начали с обследования уровня освоения программы «Детство» по

речевому и познавательному развитию, а также социальным отношениям. Анализ

результатов обследования показал, что :

4,8% детей с удовольствием шли на контакт, внимательно слушали воспитателя, не

отвлекались, самостоятельно совершали игровые действия при чтении потешки, сказки,

пении песенки, требовали повторения, выражали бурную радость , быстро

переключались, отвлекались от негативных эмоций и в большинстве случаев не

80,8% детей были невнимательны, принимали только те малые фольклорные формы,

которые требовали активных от ребёнка движений, сопровождались показом ярких

игрушек, предметов, картинок. Самостоятельные действия при чтении воспитателем

потешки, сказки, пении песенки, были невыразительные, бедные, однообразные. В

случае прекращения общения эти дети могли вернуться к негативным эмоциям.

14,4% плохо шли на контакт с воспитателем, находились постоянно в угнетённом

состоянии, ни на что не отвлекались.

Чтобы решить возникшие проблемы мы поставили перед собой следующие

ознакомлении с малыми фольклорными формами;

систематизировать фольклорный материал, используемый при организации

педагогического процесса в период адаптации детей;

обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в

воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении с взрослыми и

задачи. Поэтому, 2 этапом нашей работы стала организация целенаправленного

Выбрать основные направления нам помогли такие формы работы, как:

анкетирование, опрос, беседы- в результате которых мы получили информацию об

использовании фольклора в семейном воспитании, об отношении родителей к малым

Было установлено, что большинство родителей:

использует малые фольклорные формы в семейном воспитании, в основном, это

колыбельные песни и сказки;

поддерживает работу ДОУ по ознакомлению детей с произведениями устного

целенаправленного взаимодействия с семьёй это:

форм и методов в работе с семьёй: проводили индивидуальные беседы с

которые плохо шли на контакт с воспитателем,

находились в угнетённом состоянии, приглашали этих родителей в группу,

советовали обратиться на консультацию к психологу и другим специалистам,

согласовывали щадящий режим, посещали семьи, совместно подбирали

любимые их детьми песенки, потешки, сказки и т.д.; Совместно с родителями

изготавливали маски животных (медведя, лисы и т.д.) для обыгрывания, книжки

самоделки по потешкам и загадкам;

создание системы массовых групповых мероприятий с использованием

чаепития, посиделки, народные праздники «Рождество», «Масленица»,

совместные утренники «Давайте познакомимся», «День именинника», в

сценарий которых включали песенки, потешки, народные игры;

«вопрос-ответ» или рубрику «Семейный опыт», где родители делились

в использовании малых фольклорных форм, сами

отвечали на проблемные вопросы .

использование тематических консультаций, советов родителям по

ознакомлению с произведениями устного народного творчества : нами

были даны групповые консультации «Народная поэзия малышам», «Роль

потешки в жизни малышей», предлагали повторить и выучить потешки

дома, сделать вместе с детьми книжки-самоделки;

заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами,

побудила интерес к их использованию, активизировала на участие в жизни

группы. А нам помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе

психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.

На 3 этапе у нас возникла необходимость систематизировать фольклорный

конкретизировать формы и методы индивидуально- дифференцированной

работы с детьми с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

В своей деятельности при отборе произведений устного народного творчества

для детей младшего возраста мы руководствовались следующими принципами:

, активности и посильной самостоятельности, образности, наглядности,

интонационной выразительности речи, принцип последовательности, поэтапности,

цикличности, повтора, возврата к пройденному.

Вводить народный фольклор в жизнь малышей мы начали в свободное от

давало использование игрушек. Мы старались с

помощью потешки мотивировать детей к активным движениям.

Использовали такие приёмы, как замена силы голоса (говорили тише,

громче), изменение тембра голоса (говорили грубым, низким голосом), использование

различной мимики, жестов, движений.

Подключали к работе специалистов на

музыкальных, физкультурных занятиях.

Успокаивали детей также колыбельными песнями. Мы пели, а дети,

подпевали, делали имитационные движения: баюкали, покачивались, сложив на

груди руки. Пели детям и перед укладыванием на сон: Надо отметить, что

пение всегда вызывало у всех детей радость и восторг, особенно, если имел

малоподвижные, мы пели: «А кто у нас хороший, кто у нас пригожий…», дети с

удовольствием называли свои имена.

Малые фольклорные формы нашли отражение

режимных моментов, которые у большинства детей вызывали отрицательные

эмоции. Для того чтобы дети с удовольствием умывались, ели, раздевались,

готовясь ко сну, мы читали соответственно подобранные потешки.

удовольствием заворачивали рукава, подставляли руки под струю воды.

Возникшие проблемы с причёсыванием, тоже решали с помощью песен и

потешек. Привыкнув к ритуалу причёсывания, дети сами просили спеть, неся

расчёску. Капризов значительно стало меньше.

А для того, чтобы ребенок освоил песенку, потешку, сказку, как художественное

импровизационный характер. Так, предлагали детям перевоплощаться в игровой образ,

находясь в воображаемой игровой ситуации. Например: при чтении потешки «Расти

коса. «, мы предлагали детям показать, как мама бережно, осторожно причесывает

волосы, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей вставал образ мамы .А

последующих повторениях эти действия уже сопровождались текстом. На

главные роли в играх выбирали детей с более высоким уровнем развития: с хорошей

выразительной речью, наиболее эмоциональных, что служило образцом для менее

Потешка, песенка, прибаутка помогала корректировать поведение детей,

настроение. Мы старались включать народные

произведения в те режимные моменты, когда они наиболее полезны и понятны.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство

тревоги, тоски по маме, дому. Такое поведение не редкость в период адаптации

ребёнка к ДОУ. Детям, которые не хотели ложиться спать, мы, кладя рядышком

принесённую из дома любимую мягкую игрушку, ласково говорили:

В начале привыкания к ДОУ наши малыши испытывали трудности в одевании.

Самостоятельно никто не умел одеваться, дети часто отвлекались, мешали друг

другу. Для того, чтобы дети освоили навыки одевания, мы вместе с младшим

воспитателем приговаривали потешку «Вот они –сапожки …»

Приятно было наблюдать, как дети использовали эти и другие потешки,

песенки во время сюжетно-ролевых игр, как бережно, с любовью относились к

побуждение малышей активно участвовать в игровом взаимодействии со

взрослыми и сверстникам. Начинали от простых потешек: «Сорока, сорока,…» или

«Пальчик, пальчик, где ты был…». Потом мы стали подбирать потешки с более сложным

смыслом. Предлагали детям не только запомнить потешку, песенку, эмоционально

прочитать её, спеть, но и самим обыграть: «Спойте песенку Петушка, Колобка» или

«Пройдись. как лисичка, медведь, зайка…». Но не все дети могли передать характер

персонажа. Поэтому, благодаря таким приёмам, как подбадривание, поощрение,

похвала, пример взрослого, ребёнка никто у нас не оставался в стороне. В результате

каждый ребёнок чувствовал себя комфортно.

Вносили в предметную среду народные двигательные игрушки- забавы,

которые сделали сами или родители. Дети с удовольствием

приговаривая: «Петушок, петушок, золотой гребешок,…»

Для решения поставленных задач использовали в разных режимных

моментах проблемные ситуации. Идём с детьми на зарядку в зал, а дорожке в

лежала пушистая кошка – игрушка, читаем потешку «Киска, киска,

Далее, знакомя детей со сказками, подключали к работе разнообразные

варежковый, ложковый, настольный, теневой и т.п. Вместе с

детьми инсценировали сначала потешки, а потом сказки. Так в сказке «Колобок»

детям с высоким уровнем предлагали главные роли «Колобка» и рассказчика, а

детям со средним и низким уровнем —зверей.

Использовали «живые картинки».

произведение, а другой показывает действия.

Предлагали игры в образные этюды. Например: песенка волка вначале сказки

(«Волк и семеро козлят») и в конце.

Использовали подвижные игры на импровизацию движений:

в предметно-развивающей среде.

познавательные и коммуникативные задачи. Так, ребят с низким и средним

уровнем побуждали ответить на вопросы из сказки:

А еще кто? Что спросила лягушка-квакушка? А Мышка-норушка?» и т. д.

Детям высокого уровня предлагались вопросы :

Петушок, Ёжик, Лиса, Медведь?» или предлагали повторить диалог Лисы и

Многие настольные игры мы сделали на основе содержания знакомых

детям песенок, потешек, сказок. Так, предлагали игру «Заполни окошечки» — где

подбирал и раскладывал картинки, на которых

изображена последовательность событий, происходящих в сказке или потешке,

ребёнок с высоким уровнем самостоятельно рассказывал её;

«Расскажи сказку (потешку)», в которой ребенок с помощью карточки, таблицы

или схемы воспроизводил события произведений; играли в словесные игры «Чудесный

мешочек» (Узнай игрушку, не вынимая её, и расскажи о ней потешку, вспомни из какой

Постепенно в группе появились: книжки — малышки, книжки — самоделки с

произведением устного народного творчества, изготовленные руками детей и

родителей; дидактические игры: « В гостях у сказки», «Назови сказку «, «Моя любимая

папки с иллюстрациями: «Наши сказки «, альбом «Потешки»;

книжки – раскраски; фонотека с записями сказок .

Анализ результатов обследования уровня освоения программы «Детство» за 2

квартал учебного года по речевому

социальным отношениям показал, что

47% детей находятся на высоком и среднем уровне развития, проявляют

активность в общении, охотно включаются в совместную деятельность,

сохраняют устойчивое настроение, знают потешки, стихи, песенки, сказки, охотно

исполняют их как самостоятельно, так и по просьбе взрослого, охотно вступают в

дети стали более самостоятельными, многим уже не требовалась поддержка

взрослого и они с удовольствием шли в группу, период адаптации сократился в

проделанная нами работа позволяет сделать следующие

малые фольклорные формы помогли взрослым наладить эмоциональный

контакт с детьми, способствовали развитию у них самостоятельности, уверенности

в себе, чтомаксимально сократило адаптационный период;

использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе;

систематизирован и дифференцирован фольклорный материал по степени

сложности и воздействию на познавательное и эмоциональное развитие

выявлены наиболее эффективные методы и приёмы работы с маленькими

детьми при использовании малых фольклорных форм;

систематизирована работа с семьёй, в результате которой, большинство

активно участвовать в жизни группы;

изменились в позитивную сторону взаимоотношения детей друг к другу;

большинство наших воспитанников проявляют активность в общении, охотно

включаются в совместную деятельность, сохраняют устойчивое настроение.

Перспективы работы следующие:

формированию интереса у детей

народному фольклору в разных видах деятельности.

источник

Использование устного народного творчества в период адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду

Ольга Байкова
Использование устного народного творчества в период адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду

Предлагаю вашему вниманию потешки и игры, способствующие успешной адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста и родителям малышей.

Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребёнка. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребёнком.

Прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Возьмите ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:

Он по лугу едет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают.

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаем его на колени, крепко держим и начинаем медленно подбрасывать его, имитируя езду:

“Поехали – поехали по ровненькой дорожке

По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам

Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаем, приговариваем:

— У сороки – боли, у вороны – боли

А у моего хорошего, да у моего пригожего

Читайте также:  Профилактика беременности народные средства

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!

Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!”

Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Для поднятия настроения ребёнка полезны будут «уговорушки».

Кто ж тут плачет целый час?

И домой, и в детский сад!

Особое место отводится тактильным играм, направленным на эмоциональное поддержание малыша в течение дня (поглаживание по голове, руке, спине; объятия).

Где же наши ушки? Слушают пестушки!

А где глазки? Смотрят сказки!

Дотрагиваетесь до произносимых частей тела.

Паучок, паучок, ___ хвать за бочок.

Лягушка, лягушка, ___ хвать за ушко.

Олени, олени, ___ хвать за колени.

Песик, песик, ___хвать за носик.

Бегемот, бегемот, ___ хвать за живот.

Кузнечики, кузнечики, ___ хвать за плечики

Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. На все случаи жизни мы можем найти их и применить. Ребёнок встает, умывается, а воспитатель читает: «Водичка, водичка, умой моё личико.», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…»

во время завтрака: «сорока-белобока», «Умница, Катенька»;

Все ходили в детский сад.

при одевании малыша на прогулку: «Вот они, сапожки…»; при расчесывании «Расти коса …».

Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях, разрешают с собой поиграть сказочным персонажам. От имени сказочного героя можно ребёнка уговорить поесть, заснуть, спев колыбельную, поиграть с героями (будь это взрослый в костюме или маске, либо игрушка или персонаж из кукольного театра).

Обними (догони, поцелуй) меня, дружок.

Дети 2-3 лет очень любят подражать животным, изображать их повадки, говорить их голосом, изображать предметы, поэтому игры с подражанием не только обогащают эмоциональный мир ребёнка, но также способствуют успешной адаптации детей к саду.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол).

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Фотоотчёт об открытой ООД «Волшебный мир фольклора» Добрый день или вечер,а может быть, доброй ночи, уважаемые коллеги!Приглашаю Вас посмотреть мой фотокаллаж с открытого занятия по развитию.

источник

Творческая встреча с педагогами «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора»
материал ( группа) на тему

Творческая встреча с педагогами

«Адаптация детей раннего возраста к ДОУ средствами детского фольклора»

Начиная с самого рождения, человеческий организм приспосабливается к условиям среды и обитания. В научной литературе приспособительные реакции человеческого организма и его психики к новым условиям жизни называются адаптацией.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внес Ж. Пиаже. Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Показателями успешности адаптации являются:

— настроение (благоприятный эмоциональный фон ребенка в течении дня);

— сон (быстро засыпает, спит весь тихий час);

— общение со взрослыми и свертками (ребенок охотно общается, проявляет инициативу в общении).

Задача педагогов и родителей в этот непростой период – создать такие условия, для ребенка которые способствовали бы легкой и быстрой адаптации.

Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому саду является фольклор.

История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.

Словесный фольклор — это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.

Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Поэзия пестования — удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.

Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше — потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.

Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.

Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.

Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом,

Скачет галка по ельничку-березничку, (слайд)

Плачет: наехали разбойники,

Не в чем теперь скакать по городу,

Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей

Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.

Одним из важных условий адаптации детей является создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.

Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.

Знакомя детей с новичком, можно использовать потешку:

Боренька (Коленька) хороший,

Боренька (Коленька) пригожий.

Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам,

потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая во все режимные моменты жизни ребенка.

Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным.

Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.

Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Многие фольклорные произведения построены в форме диалога.

Курочка-рябушечка, куда идешь? (слайд)

Курочка-рябушечка, за чем идешь?

Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?

Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»

В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение,

Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),

Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Для реализации своей темы самообразования

Я поставила перед собой задачу:

разработать методику по использованию произведений устного народного творчества, в частности материнского фольклора, с целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

На подготовительном этапе работы : (слайд)

— подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

— составлена картотека колыбельных песен, поэзии пестования для всех режимных моментов;

— подготовлена письменная информация для родителей «Колыбельная песня в жизни малыша»;

— оформлена папка-передвижка «Наши пальчики играли. » с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;

— подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями;

— проведена родительская гостиная на тему: «Потешка для всех режимных моментов».

— выпущена серия журналов «Карамелька» .

На основном этапе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Доброе утро, Алешенька дорогой.

Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.

Например, при умывании: (слайд)

При одевании на прогулку: (слайд)

обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.

Моем быстро, быстро, быстро.

Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей.

В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с куклой прямо в спальне.

«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог — обращается к кукле), что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».

Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.

Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:

Вот проснулся петушок, (слайд)

Подымайся (просыпайся), наш дружок.

В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты, в основу которых положены фольклорные произведения,

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась.

После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:

Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.

Родители заинтересовались данными играми и стали разучивать новые игры дома. Приходя в группу, дети устраивают маленькие концерты, демонстрируя новые игры с пальчиками. Это забавляет и сближает малышей.

Для того чтобы дети не только слышали фольклорные произведения, но и видели их зрительно, мы знакомим малышей с иллюстрированными изданиями. В ходе работы мы заметили, что детям очень нравится, когда знакомая потешка сопровождается показом иллюстраций из книг. (слайд)

После знакомства с книгой мы оставляем ее в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога.

Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Применяя в работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием материнского фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки, исполнять колыбельные песни по «заявкам» детей, чередуя их с новыми произведениями.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.

источник

Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Использование элементов устного народного творчества имеет очень важное значение в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком любого дошкольного возраста. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость, снижает тревожность у малышей. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него. Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Дети в первые дни посещения ДОУ скучают по дому, неохотно идут на контакт, плохо кушают, много плачут. Здесь будут полезны уговорушки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка, порой помогает ребенку успокоиться, расслабиться, установить контакт с окружающими. На все случаи жизни мы можем найти применение элементов устного народного творчества. Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которых помогает преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ: снижает эмоциональное и мышечное напряжение, тревоги и импульсивность; развивает навыки взаимодействия детей друг с другом; формирует игровые навыки, произвольность поведения, развивает ВПФ.

Читайте также:  Бессонница при депрессии народные средства

«СЯДЕМ РЯДКОМ, ПОГОВОРИЛ ЛАДКОМ»

(фольклор в повседневной жизни малышей в разные режимные моменты)

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка — хороший, Ванечка — пригожий!

Красные кафтанчики, Синие карманчики. На дубу они сидят, Меж собою говорят

Все про Галечку, Все про маленьку.

Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький.

Наша доченька в дому, Что оладышек в меду, Красно яблочко в саду.

Мой сыночек маленький, Чуть побольше валенка.

Ой ты, сынок, Медовый сахарок, Румяный пирожок, Березовый душок. Румяный пирожок, Березовый душок

Спи, усни, детка Андрюшенька. Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Андрюшеньке Спать велят.

Баю, баю, байки, Прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять.

Спят-поспят, всему миру спать велят.

Баю, баю, баюшок, В огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать — не гулять, Только глазки закрывать.

Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди -Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать Они поспят подольше, Вырастут побольше.

Аи, качи, качи, качи, Улетели в лес грачи. Не летают гули -Все давно уснули. Не скребутся паучки -Влезли в норки у печи. Только наша Оленька Спать ложится поздненько.

Ходит сон по хате В сереньком халате,

А сониха под окном -В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.

Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок -На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать.

На кота потягушки, На дитя порастушки, А в ручки хватушки, А в ножки ходушки, А в роток гойорунок, А в голову разумок! Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка.

Аи, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной. «Водичка серебристая, Ты как сюда попала?» «Через луга росистые Я в детский сад бежала» «Водичка серебристая, Зачем ты к нам бежала?» «Чтоб все вы были чистыми, Чтоб все вокруг сверкало»

Закатаем рукава, Открываем кран — вода. Моем глазки, моем щечки, Моем уши и ладошки!

— Посмотрите, крошки, На свои ладошки.

— Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться Эту песенку не пой. Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке — ладошки, А пальчики — Антошке

Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода.

Нет, не понемножку — посмелей,

Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться.

Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся, Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Мыло не кусается, просто умывается.

Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы.

Нам водичка — добрый друг, Скажут люди все вокруг. Мы на руки все польем, А потом играть пойдем. Говорим тебе — спасибо, Ты даешь ребятам силу.

Дорогие мои дети! Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. Все равно какой водою: Кипяченой, ключевой. Из реки иль из колодца, Или просто дождевой. Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном.

Каждый день я мою мыло Под горячею водой. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись. Вот оно и не упало, Мы не моем его сначала. Ах, опять оно упало, Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно.

Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет. Все потом ложились спать. Начинай считать опять.

Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет — кашкою, Другой — простоквашкою, Третий скажет — молочком И румяным пирожком.

Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерна взялась, Зайка — за капустку, Мышка — за корку, Детки — за молоко.

Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

Дубы, дубочки, Пеку блиночки, Блиночки горячи, Не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, С маслицем, сметаною.

РЕБЕНОК ПОЕЛ, ОТДОХНУЛ, ТЕПЕРЬ НАДО ПОДВИГАТЬСЯ,

Ходит мальчик наш с трудом,

Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет.

Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ-топ, топ-топ, Топ-топ-топ Наша Танечка идет! Ни за что не упадет. Топ-топ, топ-топ, Топ-топ-топ!

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ

Если дождичек пойдет, Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки, Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо! Валенки, валенки,

Завяжи потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу.

Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ-топ по земле, Ведь земля-то наша. И для нас на ней растут Пироги да каша!

ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ПОНАБЛЮДАЕМ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ, «ПОГОВОРИМ» С СОЛНЫШКОМ ИЛИ ДОЖДИКОМ

Солнышко, солнышко Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, малолетки! Дождик, дождик,полно лить Малых детушек мочить!

Бабочка — коробочка, Ветер или дождь! Полетишь — так ветер, Упадешь — так дождь!

Свет-светлячок, Посвети в кулачок! Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога!

Мотылек-ветилек, Принеси нам ветерок От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек.

Уж ты, бор-борок, Дай ягод коробок, Грибов кузовочек, Орехов мешочек!

Гриб на грибу, а мой наверху

Черную смородинку! Маменьке — в лукошко, Тятеньке — в стаканчик, А серому волку — корья на лопате!

ПОТЕШКИ ДЛЯ «РЕШЕНИЯ» С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку — на донышко! Ждут меня котята, Малые ребята Дай им сливок ложечку Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье.

Курочка-тараторочка, По двору ходит , Цыплят водит, Хохолок раздувает, Малых деток потешает.

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.

Ходит бочком, ушки торчком!

Привяжу я козлика К белой березке.

Стой, не бодайся. Белая березка,

Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь?

ПОТЕШКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ПЛАЧЕТ И ШУМИТ

Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки -Для Машиной потешки Если будешь плакать, Дадим худой лапоть.

Уж не стадо ли коров? Это не коровушка -Это Вова-ревушка.

Не плачь, не плачь, Куплю калач.

Чок, чок, чок, зубы на крючок,

Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть Песни петь и танцевать.

ЕСЛИ РЕБЕНОК БОЛЕЕТ И КАПРИЗНИЧАЕТ

У лисы боли, у медведя боли, -А Петенькины боли Уйдите за горы.

Цыть, цыть, не плачь, Несет котик калач. Недалечко на мостике —

Сынок, не плачь — испеку калач! Сынок, не вой — испеку другой Сынок, не реви — испеку все три!

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

Тарара ли, тарара, Ушли кони со двора. (Дети идут, высоко поднимая ноги) А ребятки их поймали, На колхозный двор загнали, (двигаются прямым галопом)

Еду, еду к бабе, деду (выполняют прямой галоп) лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке (меняют ногу), В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам Всё прямо и прямо, А потом вдруг в ямку — бух! (приседают)

В ямку — бух! -Провалился петух.

Хлопни-ка в ладошки, Топни каблучками,

Всем, Надюша, расскажи, Да проворней покажи, Как девчата пляшут.

Наши гуленьки вверху -Гру-гру-гру! Наши курочки в окно -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя — петушок рано поутру

Нам споет — ку-ка-ре-ку! (дети подражают голосам домашних животных)

Скачет зайка маленький Около заваленки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка!

Ехал Тит на дрожках По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам, Да бух!

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой! (учат ходить кукол)

Носик — пуговка, Глазки — луковка,

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Опыт работы на тему: «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»

Название Опыт работы на тему: «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»
Дата 23.06.2014
Размер 93.45 Kb.
Тип Справочники, творчество
Опыт работы на тему: «Адаптация детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»

Условия возникновения опыта.

Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям – детскому саду. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптивности ребенка раннего возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка к конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников. Мой опыт работы с детьми младшего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. В данном опыте предпринята попытка использовать фольклор для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Актуальность и перспективность опыта.

На ранних этапах развития личности основные механизмы адаптации базируются на психофизиологических возможностях детского организма интегрироваться в контекст определенной социальной ситуации развития.

Значимость проблемы адаптации связывается с новыми потребностями дошкольного образования по организации ранней адаптации детей к ДОУ.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садиковского». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Теоретической базой стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся проблемой адаптации и компетентное мнение современных педагогов о влиянии фольклора на успешное протекание адаптации детей раннего возраста.

А.Н. Леонтьев отмечал: каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы, следовательно, свой тип адаптации.

Одним из важных условий адаптации детей педагоги, психологи (Л.В. Макшанцева, Е.И. Морозова, Г.Б. Степанова, С.Н. Теплюк и др.) считают создание эмоциональной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность. По их мнению, эффективным средством являются произведения устного народного творчества, которые способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.

По мнению З.А. Гриценко, народные произведения не имеют канонического текста, поэтому в каждую потешку или песенку можно внести что – то свое, созданное для данного ребенка в нужной ситуации. Практика показывает, что каждому малышу хочется услышать то, что придумано именно для него, это сближает воспитателя и малыша в период адаптации и делает ее протекание более благоприятным.

Данный опыт является синтезом уже существующих подходов к организации жизни детей раннего возраста в период адаптации и материалом из личного опыта работы с детьми раннего возраста. Разработаны:

  1. перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста с использованием фольклора;
  2. конспекты игр — занятий по познавательному развитию;
  3. комплексы упражнений утренней эмоционально-стимулирующей гимнастики с использованием фольклора и пальчиковой гимнастики;

Ведущая педагогическая идея заключается в использование фольклора в период адаптации малыша к детскому саду, который способствовует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослыми, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению я поставила перед собой задачу разработать методику по использованию произведений устного народного творчества

Сначала был подобран:

  1. фольклорный материал в соответствии возраста детей;
  2. подготовлен материал для родителей «Песенки – пестушки в жизни детей»;
  3. подготовлена папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
  4. подобран иллюстративный материал с фольклорными произведениями;
  5. проведено родительское собрание «Успешная адаптация малышей к детскому саду через фольклорные произведения».

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня, я включаю их в различные режимные моменты.

Поскольку самым важным моментом малыша является его встреча с воспитателем, в этот момент я встречаю малыша с улыбкой на лице, присаживаясь к нему, чтобы мои глаза были на уровне глаз ребенка, здороваюсь с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад.

Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:

Когда дети моют руки, они сопровождают свии действия потешками:

Удачно подобранная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:

При одевании детей на прогулку проговариваю:

Процесс пробуждения детей тоже сопровождает потешками, например:

Встань, наш Мишенька дружок.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

При пробуждении всей группы детей используется игровой приём с куклой.

Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

Организацию детей на занятия и сами занятия также строю на основе фольклора и пальчиковой гимнастики. Например, организуя детей на познавательное занятие «В лес, по грибочки» приговариваю:

А на занятие по изобразительной деятельности рисование «Дождик, дождик….» завлекаю детей потешкой:

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Воспитатель с помощью потешки вызывает у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:

Наша Оленька (Настенька) пойдет,

Когда в группу приходит новый ребенок, также воспитатель использует фольклор:

Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи.

На этапе адаптации используемые мной игры, направленны на развитие мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. К таким играм относятся пальчиковые игры, в основу которых положено содержание пестушек и потешек.

Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики.

Кроме того, привлекаю к активному участию родителей детей, предлагая проделывать пальчиковую гимнастику с детьми дома. С этой целью для родителей группы проведены консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный иллюстративный материал пальчиковой гимнастики, массажу пальцев рук в домашних условиях.

Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

Ежедневно использую три – четыре пальчиковые игры, которые помогают «собрать» детей, сосредоточить на другую деятельность.

Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, заметила, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения.

Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.

Диагностика развития мелкой моторики рук и речи, проводимая на протяжении трех лет показывает положительную динамику.

Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей, развитию мелкой моторики рук и развитию речи.

источник

Наталья Шибаева
Роль устного народного творчества для успешной социализации и адаптации ребёнка.

Сохранить человеческое в наших детях и заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания личности ребёнка.

Современные тенденции дошкольного образования, опыт и наблюдения определили направление моей деятельности.

• Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

• Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

• Детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Теоретическое обоснование опыта.

Фольклор это целый мир — наполненный жизненной силой и красотой. Через него дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт.

Цель опыта: внедрение народной педагогики для успешной социализации и адаптации ребёнка в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

1. Создание условий для успешной социализации и адаптации каждого ребёнка в детском коллективе;

2. Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

2. Принцип познавательной выразительности.

• В непосредственно образовательной деятельности

Предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательные области:

Значение устного народного творчества для адаптации ребёнка к саду: помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами

• погасить в малыше отрицательные эмоции,

• пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку,

Создана тематическая картотека «Потешки на каждый день».

• о животном и растительном мире,

• для пальчиковых и подвижных игр

Создана развивающая предметно-пространственная среда

для детей в соответствии с критериями, зафиксированными ФГОС ДО. Содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная,доступная,безопасная.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста «Создание образовательной среды для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста». Современное общество выдвигает перед образованием.

Конспект занятия с использованием устного народного творчества Дети младшей группы «Теремок» и воспитатель Яровенко Т. В. приняли участие в районном семинаре, по развитию речи дошкольников с использованием.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» «Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников» Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

Патриотическое воспитание посредством устного народного творчества Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть.

источник

Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения речью.

Фольклор и адаптация детей

Одной из основных задач деятельности педагога младшей группы является создание благоприятной обстановки для адаптации малышей в ДОУ. Для этого ему необходимо наладить устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность каждого ребенка и установить добрые отношения в группе. Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. В течение дня воспитатель должен к каждому ребенку проявить доброе отношение (приласкать, погладить, назвать ласково, отметить предмет одежды). Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более эмоциональным и общительным. Одной из форм для благоприятной адаптации детей является фольклор, который используется во всех видах деятельности.

Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому важно, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации для нового воспитанника детского сада. Ведь от этого зависит, насколько благополучным будет состояние ребенка и его здоровье.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается. Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

В связи с этим воспитателям ДОУ предлагается использовать систему, разработанную с учётом ФГТ, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью данной системы является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду. Но сначала следует разобраться в принципах этой системы. Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед воспитателями встают основные задачи адаптационного периода:

— охрана психического и физического здоровья детей;

— формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

— установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.

Для решения поставленных задач прибегаем к помощи устного народного творчества. Следует отметить, что особенно чётко проявляется взаимосвязь фольклора и природы. Природа полна необыкновенных чудес. Выходя на прогулку на участок, воспитатель обращает внимание детей на погоду: «Сегодня греет солнышко – тепло, дует ветер – холодно», и сопровождает наблюдение соответствующими потешками. На прогулке отгадываются загадки о животных, птицах. Каждая игра, наблюдение, сопровождаются каким- либо стишком или песенкой. При знакомстве с объектами неживой природы малышам предоставляется максимум разумной свободы действий. Происходит знакомство детей с трудом в природе, с каким стараньем и любовью трудятся люди, тем самым воспитывается чувство уважения к труду, при этом все действия сопровождаются подходящими случаю видами устного народного творчества.

В течение дня воспитатель находит время, чтобы доставить детям радость, выполняя физические упражнения: потянулись как кошечка, позевали, повалялись как неваляшки, поползли как змейка, без помощи рук и др. Упражнения сопровождаются исполнением стишков или песенок. Родителям предлагаются рекомендации по проведению различных действий в домашних условиях, сопровождаемых чтением следующими потешек:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

источник