Меню Рубрики

Что такое народная педагогика приведите примеры средств народной

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Народная педагогика — это значимый и неотъемлемый элемент общей духовной народной культуры.

История ее возникновения уходит своими корнями глубоко в древность. Народная педагогика явилась в качестве предшественника научной педагогики и оказала существенное влияние на ее формы. Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., занимающиеся изучением данного типа педагогики, смогли полноценно объяснить, что такое народная педагогика, и в своих трудах описали влияние народной и научной педагогики друг на друга, а также их взаимообусловленность и факт того. Народная педагогика дополняет и обогащает научную и наоборот. Сама суть воспитания, применяющегося в современной педагогике, довольно тесно связана с мыслями и идеями, высказывающихся в таких элементах народного фольклора как поговорки, предания, былины, сказки. Народная мудрость о правилах воспитания — это выражение многовековой педагогической культуры и практики семейного воспитания проводимой народом.

Теперь, когда мы поняли, что такое народная педагогика, приведем ее примеры.

Накопленный на протяжении веков опыт дал народу возможность создать некоторые дидактические правила и приемы, направленные на воспитание детей. В условиях бытовой практики имеют место следующие методы, цель которых заключается в воспитании ребенка:

  • приучение;
  • разъяснение;
  • одобрение;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • личный пример старших;
  • осуждение и укор;
  • наказание.

Разъяснение и убеждение находят свое применение в народной педагогике с целью создания у ребенка позитивного отношения к трудовой деятельности, а также для формирования достойного поведения как в семье, так и в обществе. В рамках народной педагогики особым значением обладал наглядная демонстрация способов выполнения разнообразных типов труда. В процессе наблюдений за старшими и выслушивания полученных от них советов дети должны были получить нужные навыки и умения, помогающие в трудовой деятельности. Удивительным являлся тот факт, что народные воспитатели заключали в свои высказывания разные педагогические категории, такие как, например, наставление, упрёк, предупреждение и определенные педагогические условия, при условии выполнения которых достигался успех в какой-либо деятельности. Слово “если” детерминировало подобные условия.

В качестве примера можно привести существующий у казахов афоризм: «Если из путешествия возвратился шестилетний, то его должен обязательно навестить шестидесятилетний», а каракалпаки дают совет: «Если ты посеял просо, то не жди пшеницы». Часто используемым методом в народной педагогике является приучение. В народе говорили следующее: «Вещи моют водой, а детей воспитывают приучением». Особенно типичен данный метод для этапа раннего детства. Приучая ребёнка к чему-либо, старшие поручают задание и его выполнение.

Убеждение в качестве метода воспитания должно включать в себя как разъяснение, так и доказательство. Убеждение основывается на демонстрации определенных образцов и примеров, после чего у ребёнка исчезает сомнение в разумности понятий, поступков, действий и со временем накапливается нравственный опыт, а также желание руководствоваться им.

Поощрение и одобрение тоже весьма часто находили свое применение в практике народного семейного воспитания. Детям необходима оценка их деятельности и поведения. Им необходимо поощрение родителей в виде устной похвалы или одобрения. Личный пример представляет собой самый радикальным и эффективный метод народного воспитания из существующих. Отношение родителей к определенным понятиям, трудовой деятельности, искусству, обществу, друг к другу в пределах семьи, их нравственный уровень – все это становится примером для детей и участвует в становлении их личности. Поэтическая форма воспитательного воздействия на детей заключается в понятии родительского благословления.

Народная педагогика применяла также такие методы воспитания, как наказание, принуждение, порицание, запрет или даже упрек. В народе в большей части случаев применение находило словесное осуждение плохих поступков. За осуждением , как правило, следовало внушение. Целью этого являлось осознание ребенком допущенных им ошибок и возникновение желания их устранить и не повторять в будущем. Родительский укор использовался существенно реже, обычно в качестве меры предупреждения.

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Читайте также:  Народные средства от сильного геморроя

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник

совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат. традициях разных народов.

Источниками изучения Н.п. являются фольклор, этнографич. и антропологич.материалы, археологич.находки, мемуарная лит-ра и др. Нормативные требования Н.п. преим извлекаются из устного нар. творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, Н.п. в совокупности составляет целостную воспитат. систему.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич. принципы Особенно плодотворны идеи и опыт Н.п. в дошк. воспитании, как общественном, так и семейном.

В нар. сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл. народов имеется много метафор, передающих конкретные пед.представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т. д. Положения о возможности воспитания и непрерывности пед.традиции реализовались гл. обр. через устное нар. творчество. Произведения фольклора, часто описывающие ист. события, являлись не только носителями пед.идей, но и своего рода дидактич. материалом.

В Н.п. прослеживается логич.стройность и системность. Пед.понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др. Традиц.представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц.педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед.цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр., «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр., «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц. нар. понимание пед.функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств. достоинства, физич. силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, т.н. материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл. возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич. упражнениями. В нар. традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл. состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом.

В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат. функций Первым и главным лицом в традиц.воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар. педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ.образоват.институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос. образоват.учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие Н.п. с пед.наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар. опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат. функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п. утрачивались нац -пед.традиции, самобытные формы воспитания.

Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед.системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие пед.науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч. педагогика основывалась на сложившихся воспитат. традициях, в пед.практике отражался опыт нар. воспитания В классич.педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар. пед.традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед.систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиц.воспитания получил в ведущих пед.направлениях 20 в, в т.ч. в педагогической антропологии.

В рос. пед.теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат. значение рус. сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед.трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др. Удачный опыт соединения традиц.воспитания с пед.теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш. учит школа И Я Яковлева

Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц.форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож. творчестве, науч. -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед.культуры Одним из наиб. плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед.культуры народа

Лит Ханбиков Я И, К изучению нар. педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар. пед.традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш. яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар. воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Суслопарова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

источник

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, который остался в памяти народа

Педагогическая культура народа наиболее отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы, традиции, обряды, обычаи.Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Труд– самое древнее и апробированное средство народной педагогики, обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. В процессе трудовой деятельности сформировались такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скомность, бережливость, уважение к людям труда. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятия ремёслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство и др.) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. С помощью родного слова передаются элементы народной морали, народная психология, традиции, культура, духовные и моральные ценности. Знакомство ребёнка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество на протяжении многих тысячелетий было своеобразным “учебником жизни”, передавало от старшего поколения к младшему опыт и знания, жизненную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.Пословицы и поговорки высказывают общественную мысль, регламентируют поведение человека. Народная сказка. Под воздействием сказок формируется мировоззрение, этические представления народа. Потешки или забавлянки – это небольшие песни, которыми сопровождались многие действия ребенка. (“Лады-лады-ладки, “Сарока-варона”). К древнейшим и важным средствам народной педагогики относятся игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Простота, доступность белорусских народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании. Приметы и поверья сохраняют информацию о явлениях и фактах реального и воображаемого, о добре и зле, справедливости, счасье. Праздники и обряды. Праздники обязательно сопровождались красивыми поэтическими действиями и обрядами, шутками, розыгрышами. Традиции – тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определённых устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обряд – определённые символические действия, обусловленные тем или иным обычаем. Обычай – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми. От рождения и до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который обладает высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. История, быт, культура народа находят своё отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, клятва, торжественное обещание, поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, проклинание, запугивание, обзывание и др.

  1. История становления и развития системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. О принципах и структурных компонентах системы образования РБ.

Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После раволюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.

В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.

В 1953гвводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.

В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:

— проведение различного рода психо – педагогических исследований;

— разработку программ и методик дошк. воспитания;

— изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;

— исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.

Основным законом Республики Беларусь, направленным на регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс Республики Беларусь об образовании направлен на обеспечение реализации права на образование, закрепленного в статье 49 Конституции Республики Беларусь, создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах, также предусматривает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в том числе лицами с особенностями психофизического развития. Он закрепляет гарантии государства на получение бесплатного образования, принципы государственной политики в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – кодифицированный нормативный правовой акт, обеспечивающий полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть закрепляет основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части содержатся нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений при получении основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования), дополнительного (дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых) и специального образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;
  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • гарантии конституционного права каждого на образование;
  • обеспечения равного доступа к получению образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
  • экологической направленности образования;
  • поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
  • государственно-общественного характера управления образованием;
  • светского характера образования.

Компонентами системы образования являются:

  • участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
  • образовательные программы; учреждения образования;
  • организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
  • иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
  • учебно-методические объединения в сфере образования;
  • организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
  • организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
  • государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9376 — | 7305 — или читать все.

источник

Автор: Шишкова Ирина Владимировна

II.Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.

1.Формирование концепции народной педагогики и ее характерные особенности.

2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.

1. Сущность, приёмы и способы воспитания.

2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

3. Умственное и физическое воспитание.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого российского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в российском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем иным народам. Совместно с тем они предполагают, что народная педагогика появилась в глубочайшей древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранешние формы. Анализ истории старой педагогической мысли народов

Читайте также:  Народные средства для лечения скачков давления

Средней Азии и Казахстана указывает, что первые социальные монументы педагогики возникли под прямым действием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение историков педагогики С. Д.

Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учесть богатейшего опыта воспитания, скопленного соотечественниками ». От «Слова о законе и благодати»

Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются неизменные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в.В.

Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно проявили взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики постоянно ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении юного поколения.

Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми,

Дехлеви, Хайяма, Навои, Фараби, Саади и остальных просветителей указывает, что их идеи о воспитании в частности тесновато перекликается с идеями и мыслями, выраженными в монументах народной педагогики : в поговорках, пословицах, притчах, преданиях. Более того некие предания люд конкретно связывает с поступками, жизнью и деятельностью великих людей.

Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению больших нравственных свойств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они оказывали огромное влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии и Казахстана, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта домашнего воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого драгоценного собственного достояния. На путях исторического развития люд преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Базы народных воззрений на воспитание и обучение соединены своим происхождением не религии, не магии, не ритуалу, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взора на воспитание, то можно узреть полное их единство, в большей степени в виде просто запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном меж назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа.

Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Формирование концепции

Народная педагогика и её характерные особенности.

Историография научных исследований заморочек народной педагогики свидетельствуют, что исследование народного опыта воспитания как социально- исторического парадокса на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошедшего и реального. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», делая упор конкретно на опыт домашнего воспитания. Известный швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, обязано потом длиться в школе. Великий российский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых наилучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, делая упор на этот принцип, обосновал идею народности. Отлично зная народные обычаи, ритуалы, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым прототипом в процессе народного развития.

Принцип народности воспитания осуществляется в ранешном детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская огромное значение придавала развитию речи детей в семье, в

особенности в процессе общения матери с ребенком, она направляла внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, собственных мыслей, собственных настроений».

А.С. Макаренко на своем многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях настоящего коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое принципиальное значение для будущей квалификации человека».

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и значимость исследования нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на достояние и большущее практическое значение народной педагогики, она в подабающей мере не изучается, глубочайшие исследования по этим проблемам не проводятся.

« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, — писал он.

— Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности государственного характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы в особенности ярко появляются в созданных им притчах, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.

В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890 году в первый раз в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются конкретно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, ритуалам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный энтузиазм представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, трудности детских игр разглядывает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

Народная педагогика тесновато связана с этнографией и языкознанием.

трудности народной педагогики в социально-экономическом и этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков, филологов, этнографов.

В русский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился узнаваемых этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».

Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», — утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взора, принимаемых народом средств действия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых:

А.Ф. Хинтибидзе, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.Ф. Афанасьева, Г.Н.

Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, скопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию юного поколения.

Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некие своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить её отличительные черты.

Народная педагогика исторически сложилась в глубочайшей древности. Она существует столько времени, сколько существует сам люд. В эру среднеазиатской античности (III век н.Э.) Уже были известны эталоны художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубочайшей древности, до этого всего воплотилось в художественном народном творчестве – в притчах, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и остальных монументах народной педагогики.

Великим педагогом различных времен и народов в собственных произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, обширно употребляли примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.

Поскольку в базе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с фактически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. К примеру, некие пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к даме, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют использовать физические наказания в семье и.Т.Д.

Как понятно, основой народной педагогики является наивно- реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии.

люд в основном правильно представлял себе материальность мира, проявления обстоятельств и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда люд оперирует таковыми афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость»,

«Даже наилучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.

Присутствие в монументах народной педагогики частей атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Люд выражал очень отрицательное отношение к служителям культа. К примеру , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное».

люд имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от отвратительного рождается хороший, и от хорошего рождается нехороший человек».

люд внимательно следил и знал психологические особенности детей:

«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка нужно воспитывать, пока он в колыбели».

Как и остальные произведения фольклора, памятникам народной педагогики присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и определенных законов, систематизированных знаний, чётких научных определений.

Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта, обычных народных воспримет и выражений. Все это делает язык народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Типично, что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они не воспринимаются как полностью устаревшие, напротив они удачно выполняют свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка: словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в собственных идейно- эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом тесном контакте…».

крупная сила уверительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не лишь при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.

Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность её творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором российской народной поэзии является сам российский люд, а не отдельные лица». А.Н.

Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».

В монументах народной педагогики неопознаны имена их творцов.

Творческая особенность в фольклоре не свободна в «самовыражении», коллективные и личные творческие акты тут разделены временем и пространством, и люди, вложившие свое творчество в то либо другое произведение, практически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял либо изменял услышанное, но обычно передавалось только то, что интересно всем, запоминалось то, что творчески более успешно и присуще среде в которой оно бытовало.

В коллективном характере народного творчества конкретно выражается подлинная народность. Конкретно поэтому все достояние фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, — это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека».

На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – люд.

Народная педагогика имеет очень широкую аудиторию.

Художественно народное творчество, монументы народной педагогики заменяли молодежи театр, которого она на знала, школу, куда её не допускали, книгу, которой она была лишена.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания юного поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои заслуги посреди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случаем во многих семьях, куда ранее не доходили даже азы научной педагогики, люд воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Народная педагогика, как и все остальные проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Однообразные условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы.

Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и обширно распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них люд на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взоры на явления публичной жизни, его эмпирически сложившееся представление о воспитании юного поколения.

люд отобрал в собственной многовековой истории все ценное в педагогическом отношении в практике домашнего воспитания многих поколений и выразил его в форме поучительных афоризмов.

В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с умопомрачительной меткостью выражают сущность достаточно сложных явлений». Конкретно таковыми словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности.

На поговорках, пословицах, изречениях обучалось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некие пословицы стали девизом в жизни великих людей.

люд высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как хороший советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления.

Народные афоризмы не просто выражают ту либо иную воспитательную идею, они сделаны, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачку, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

до этого всего афоризмы максимально сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, просто запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Очень характерны, к примеру, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», — молвят казахи. «Потрудишься – добро получишь», — рекомендуют киргизы.

Краткость, лаконичность пословиц в особенности важны для запоминания нравственных норм и правил. И люд позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда».

коротко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не лишь однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами.

большая часть миниатюр люд слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина традиционно путём сопоставления увеличивает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. к примеру : «Ворона называет собственных птенцов беленькими, еж называет собственных детей нежненькими», «Не бойся черной тучи и говорливого, а бойся белой тучи и молчаливого». Тут люд излагает уже более подробно свои мысли, где-то осуждает, где-то рекомендует, а где-то предостерегает. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травки, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» либо другая – «Если женятся двое не плохих – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах люд путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение правильно оценить людей и.Т. Д.

Всё это свидетельствует о том, что люд свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль совсем отлично выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни.

таковым образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтоб они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое действие на воспитание и формирование личности.

В целях усиления воспитательного действия педагогических миниатюр люд также показал заботу также о том, чтоб художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таковым образом броского интонационного — смыслового звучания афоризмов.

Анализ народных афоризмов указывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой ее части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются различные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, задают

риторический вопрос : « Разве слышанное сопоставить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтоб человек слышанное закреплял виденным, т.Е. Практикой.

Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное действие афоризмов на сознание и поведение юного человека. Таковым путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию.

Читайте также:  Увеличение груди народным средствами

Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачку.

Одним из признанных способов воспитания в народной педагогике является намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в семье, молвят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».

В целях эмоционального действия на молодое поколение люд уместно воспользовался и богатствами звуковой формы, направлял внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. Т. Д. В особенности частенько люд прибегает к драматичности, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять нехорошие явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и забавное намеренно подаются с серьёзным видом.

узкая драматичность и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых люд высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу для себя : Ослу принесли добрую известие : «У тебя появился сынок !» Осёл ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось ! » . Таковым образом, используя иронию в афоризмах, люд, соблюдая определённый педагогический такт, направляет внимание на людские слабости, пороки, недочеты, пробуждает желание и рвение устранить эти недочеты.

Воспитательный потенциал афоризмов люд стремился повысить методом внедрения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особое значение тех либо других жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто»

(о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, люд намеренно направляет внимание на значимость таковых свойств, как воспитанность трудолюбие, рвение к знанию, верность в любви и. Т. Д.

Метафора как форма иносказательной образности, основанной на сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости:

«Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и супруга – птицы из одного гнезда».

Педагогический анализ указывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного действия афоризмов на человека люд стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.Т.Д.

Все это совместно взятое, дозволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для воплощения принципа доступности, богатство частей ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет базу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности.

И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью.

основное в народной педагогике — это процесс воспитания и обучения юного поколения. Большой научно – педагогический энтузиазм представляют вопросы о том, как люд соображает сущность воспитания, какими приёмами и способами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

люд постоянно правильно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе молвят : «Воспитание – бесценное богатство».

тяжелое дело – воспитать человека, оно просит заботливого и внимательного дела, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих проблем, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит собственного сердца, тот не воспитает ребёнка».

В народе с древнейших времён было понятно, что воспитание возникает совместно с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается совместно с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено либо воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задачка более тяжелая. Недаром в народе говорится :

«Даже полководцы не могут справиться с отпрысками и внуками , которые ведут разгульный образ жизни. »

Самовоспитание в народном представлении имеет огромное значение в жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и женщин :

«Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано !. люд выдвинул своеобразную программу самовоспитания юного человека:

«Захочешь узнать себя — спроси мировоззрение людей », «Вежливости учись у невежи» и. Т.Д. В этом выражается уверенность что юные люди путём самовоспитания могут выработать в себе фаворитные человеческие свойства : благородство, вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность и правдивость.

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в ранешном детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, — ложится прочно, становится второй натурой человека.

Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой различается всё усвоенное в детские годы ». Люд в течении веков эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и возрастных особенностях детей. Особенное внимание обращалось на воспитание в ранешном детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка нужно воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

Результаты воспитания в ранешном детстве дают о себе знать в следующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет ». И. Др.

Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится без ошибок с педагогической точки зрения. Тут частенько опрометчивые поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Совсем интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей

(отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике домашнего воспитания. В частности, не достаточно внимания уделяли воспитанию в первые годы жизни дитя; не было единых требований и воспитательного действия на дитя в семье; много недоразумений вызывала слепая, неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.

Родители признавались, что создали из дитя кумира в семье, избаловали лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, часто больше заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о воспитании детей. Тотчас чрезмерная строгость чередовалась с нетребовательностью, наконец, не имели подабающего контакта с учителями, частенько защищали детей, делили их недовольство требованиями учителя и школы.

Около 60% родителей признаются, что в практике домашнего воспитания допускали конкретно такие ошибки.

К этим ошибкам следует добавить еще и то событие, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» — группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на остальных членах семьи -1%

Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, понижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы обязаны привлечь внимание всей родительской общественности.

Рассмотрим сейчас способы воспитания народной педагогики. Столетний опыт дозволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.

В житейской практике бытуют также способы воспитательного действия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. Т. Д.

Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного дела к труду, достойного поведения в семье и обществе.

Для народной педагогики особенное значение имел показ способов выполнения разных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда ( обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление государственных блюд, ткачество, резьба, вышивание и. Т. Д.). После разъяснения и показа традиционно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, парень и женщина обязаны были выработать у себя нужные навыки и приёмы труда.

Назидание – более распространенный приём в домашней педагогике. В монументах старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего — младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – отпрыску.Типично, что народные воспитатели позаботились, чтоб в свои афоризмы включить разные педагогические категории : наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на фуррор в любом деле. Эти условия традиционно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из путешествия шестилетний, его обязан навестить шестидесятилетний».

Каракалпаки на базе житейской мудрости и философии рекомендуют : «Если посеял просо, не жди пшеницы».

Распространённым способом народной педагогики является приучение.

«Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», — говорит люд.

Приучение приемлимо для ранешнего детства. Приучают, к примеру, в семье вечером впору ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения : сказать «спасибо» за сервисы взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть вежливым со сверстниками т. Т. Д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и эталоны поведения и деяния.

Убеждение как способ воспитания содержит в себе разъяснение

(объяснение) и подтверждение, т.Е. Показ конкретных образцов, с тем чтоб ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, равномерно накапливал нравственный опыт и потребность управляться им.

Поощрение и одобрение как способ воспитания обширно применялись в практике домашнего воспитания. Ребёнок постоянно испытывал потребность в оценке собственного поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей

– это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения, люд замечает: «Дети и боги обожают бывать там, где их хвалят». Родители традиционно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами

«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом люд педагогически совсем уместно установил, что эти слова одобрения и похвалы обязаны произносится с улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители произнесут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда соображают, как оценена их деятельность.

беря во внимание воспитательную силу и эффективность намёка, люд создал свои поучительные сказки . Как правильно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того либо другого мальчика они разрешают говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция. Личный пример (в особенности родителей) – это самый конкретный, самый действующий способ народного воспитания. Нравственный вид родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует употреблять положительный пример : «Если у тебя взрослый отпрыск — веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» Самой поэтической формой воспитательного действия на детей было родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до женитьбы детей собственных », — произнесёт люд человеку, создающему молодую семью.

Народная педагогика не обходила вниманием и такие способы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе почаще применялось словесное осуждение нехороших поступков, опрометчивых действий.

Осуждение сопровождалось внушением, чтоб ребёнок осознал свои ошибки и избавил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Итак, народные афоризмы разглядывают воспитание как «бесценное достояние » человека. Люд имеет определённое представление о целях, задачках, приёмах, способах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особенное значение придаётся воспитанию в ранешном детстве; отмечается значимость игровой деятельности детей.

люд эмпирическим путём определял предпосылки детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особенное внимание придавал воспитанию девочки – ребенка. Эмпирически определив, фактически проверив, люд обширно использовал в условиях домашнего воспитания самые разнообразные приёмы и способы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и остальные, не противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики.

Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

тяжело переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно вправду является ее сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а потом и учебных заведений и остальных публичных институтов.

Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан до этого всего с животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.

узнаваемый хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Люд не лишь прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер : «Труд – всему отец».

люд постоянно заботился о том, чтоб молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мировоззрение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому не достаточно и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения юного поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

люд ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками просит времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые нужно сделать что — бы выучиться ».

люд высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : «

В дождливый день много желающих кур поить». В особенности отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые обожают чужой труд.

люд высмеивает человека, не задумывающегося о результатах собственного труда либо занятого неразумным, бесполезным трудом. В таковых вариантах молвят :

«Подрубив топором корешки дерева, вершину водой поливает».

Если сконструировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных определениях, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно нужный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных притчах; в них же с нескрываемой драматичностью и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как понятно идеализируют силу и способности героев, но в их базе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для заслуги намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания

А.С. Макаренко. Делая упор на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание нереально представить как воспитание нетрудовое.

Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он рекомендует родителям иметь в виду ряд событий.

Во – первых, учесть, что семья обязана готовить ребёнка к труду, не лишь и несколько для нужд самой семьи, но, до этого всего для труда в публичном коллективе.

Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтоб труд ребёнка не был принудительным, т.Е. Носил творческий характер, трудился с энтузиазмом, любовью, без боязни «трудового пота».

В – третьих, нужно в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные свойства : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В – четвёртых, трудовое воспитание обязано стать средством не лишь

«физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

В – пятых, принципиально учесть , что трудовая подготовка в семье имеет огромное значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

очень созвучны народным взорам мысли А.С. Макаренко о том, что родители обязаны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять противные работы. Лишь такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неверного дела к выбору профессии по принципу :

«чистая – грязная; увлекательная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; удачная — невыгодная » и. Т. Д.

Анализ трудов огромнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, непременно опирались на знания народной педагогики, относились с глубочайшим пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию юного поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и совместно с тем ублажение потребностей народного хозяйства, уделяется особенное внимание данной принципиальной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значимая роль и во всестороннем развитии личности. Для воплощения целей развивающего трудового образования нужна его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что дозволит включать в ее рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.Д. К этому обязаны быть подготовлены не лишь учителя, но и родители. В этих условиях принципиально сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание обязано отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и неизменных трудовых обязанностей. В ранешном возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах равномерно осуществлять переход от обычных форм труда к более сложным. Принципиально приучать детей делать нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учесть и оценивать качество труда, провоцировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

источник