Меню Рубрики

Диссертация средства народной педагогики

Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики Швецова Елена Викторовна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Швецова Елена Викторовна. Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Швецова Елена Викторовна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2010.- 255 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/972

Глава I. Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики

1.1. Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики как социально-педагогическая проблема 18

1.2. Готовность учителей начальных классов к деятельности по формированию патриотизма у младших школьников 53

1.3. Модель процесса формирования патриотизма у младших школьников. 63

Глава II. Экспериментальная работа по формированию патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики

2.1. Организация экспериментальной работы 94

2.2. Ход экспериментальной работы 100

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 136

В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В отечественном общественном сознании формируются и укрепляются установки на научно-концептуальное обоснование патриотического воспитания детей, молодежи и взрослых граждан Российской Федерации, позиционируемое как важнейшее условие повышения его эффективности.

Важность проблемы, необходимость ее решения в интересах консолидации российского общества и укрепления государства актуализировали неотложность принятия мер на государственном уровне, что проявилось в разработке Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.

Проблема патриотического воспитания в науке отнюдь не является новой, она уходит своими корнями в далекое прошлое. Издревле эта проблема привлекала внимание государственных и общественных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.

В новых исторических условиях патриотическое воспитание приобретает поступательный системный характер. Основным механизмом

формирования » : патриотизма у подрастающего поколения является образовательная система школы. Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Как и в любом направлении воспитательной деятельности, в формировании патриотизма сложно прогнозировать успех, если деятельность в этом направлении не опирается на целостный, системный подход. Формирование подлинного патриотизма связано с развитием личности ребенка в целом.’

Учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, которое представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности ориентиров. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, какие качества патриотизма они хотят воспитывать у детей.

В современном обществе можно выделить множество целей и идеалов -от общечеловеческих и демократических до преступно-романтических и неофашистских. Пропагандируются десятки разновидностей патриотизма, однако наиболее употребляемыми и известными являются: советский, российский, национальный, этнопатриотизм, солдатский, военно-политический, религиозный, имперский, идеологический и др. Кроме того, в средствах массовой информации встречаются такие понятия, как «либеральный патриотизм», «надэтнический патриотизм», «жертвенный патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «абстрактный патриотизм», а также циничные оценки — «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «квасной патриотизм», «модный патриотизм», «оплаченный патриотизм» и

Теоретический анализ массовой практики показывает, что в обществе сложилось противоречие между осознаваемой необходимостью воспитания у подрастающего поколения патриотизма и определенным скептицизмом у части граждан к его осуществлению в рыночных условиях, при растущей безработице, обнищании населения, коррупции, наличии теневой экономики,

общего падения нравственности и дисциплины, распространения наркотиков, курительных смесей, алкоголизма и др.

В этих условиях чрезвычайно актуализируется проблема формирования патриотизма у молодого поколения россиян.

Отечественную педагогическую науку на разных этапах ее многовековой истории отличал патриотический пафос. Воспитательные традиции педагогической мысли нашли отражение в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Е.Р. Дашковой, В.Г. Белинского, К. Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Связывались они с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому, близким людям, к малой и большой Родине, стремлением своим трудом приумножить достоинство, благополучие и славу своему Отечеству. Главным они считали воспитание человека-патриота, любящего свой народ, свой язык, свою культуру, свои традиции и обычаи, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. «Всяческое беззаветное служение на благо и на славу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла», — писал М.В. Ломоносов.

В задачу современного образования входит формирование в сознании подрастающего поколения священных для россиянина понятий, определяющих духовную жизнь нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная природа, народ, история родины и его народов, вера, надежда на светлое будущее, любовь к родной земле, духовная культура в целом. Все эти качества — фундамент становления духовно-богатой личности гражданина-патриота. Отсюда чем выше духовное начало национального, чем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем эта личность ярче.

В этой связи основная задача школы состоит в воспитании духовной, творческой личности, способной и готовой к служению своему Отечеству и своему народу.

Для реализации задач современного патриотического воспитания большое значение имеет духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, традиционная педагогическая культура народа. Обеспечение связи и преемственности прошлого с настоящим способствует сохранению системы национальных и общечеловеческих ценностей через этнопедагогику, этнопсихологию, традиции, обычаи, характер. Идеи преемственности народных традиций и обычаев, народной педагогики и мудрости наших предков нашли отражение в работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, И.Я. Яковлева, СМ. Ривеса, Ф.М. Достоевского, В.О. Ключевского, И.А. Ильина, С.А. Аничкина, К.Ш. Ахиярова, Н.А. Бердяева, А.Б. Панькина, С.А. Канеевой, О.Д. Мукаевой, М.Г. Тайчинова, Г.Н. Волкова, И.И. Валеева, З.Г. Нигматова, Э.И. Сокольниковой, Н.П. Очировой, В.А. Довданова, Г.Г. Терентьевой, Т.Н. Петровой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова и других.

Воспитание чувства патриотизма составляет важнейшее направление работы учителя начальных классов.

В учебной деятельности воспитание патриотизма реализуется с помощью многообразных форм и методов. В начальной школе современные педагоги по-разному решают проблему патриотического воспитания. Так, Р.Л. Рождественская предлагает осуществлять работу по патриотическому воспитанию в контексте древнерусской педагогики. О национальных традициях, национальном воспитании и «национальном образовании» пишут М.В. Максименко, А. А. Леонтьев. Вопросам воспитания в духе гражданственности и патриотизма посвящены статьи, опубликованные в журнале «Начальная школа». Так, А.В. Баранников в статье «О проведении «Урока России»» высказывает мысль о том, что необходимо усилить внимание к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных россиян. Он предлагает рекомендации по проведению «Урока России» в начальной школе (1-4 классы), где особое внимание отводится государственным символам России (флаг, герб, гимн). Большую роль в воспитании патриотизма в начальной школе играют предметы гуманитарного

и естественнонаучного цикла. О воспитании лучших нравственных качеств -т любви к Отечеству, своему народу, о развитии патриотического чувства к родному языку, духовным ценностям, природе и других — говорится в статьях СИ. Князевой («Сохраним природу России»), Б.Н. Пономарева («Национальный колорит на уроках русского языка»), Н.М. Мичеевой («Воспитание гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики»), М.В. Груздевой («Воспитание национального характера у младших школьников средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества»). Практически во всех учебниках по чтению представлены произведения отечественных писателей о Родине. Особо стоит отметить курс «Литературного чтения» для учащихся 1-2 классов (автор Р.А. Ефросинина) и курс «Литературного чтения» для учащихся 3-4 классов (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова), которые ориентированы на приобщение обучающихся к истокам родной культуры и на изучение языка как важнейшей составляющей этой культуры. Авторы перечисленных учебников следуют традициям отечественного начального образования, заложенным К.Д. Ушинским. Во»все программы для 1-А классов по курсу «Окружающий мир» (авторы Н.Ф. Виноградова (1-2 класс) и Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова (3—4 класс)), включены темы по изучению России. Появились различные материалы для начальных классов по истории нашей Родины, которые не только знакомят с ее прошлым и настоящим, но и прививают бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитывают готовность к защите Родины и многое другое.

Вместе с тем оптимальные пути формирования патриотизма у учащихся начальных классов с использованием средств народной педагогики все еще остаются недостаточно исследованными.

В реальном педагогическом процессе существует противоречие между стоящей перед «начальной школой задачей формирования патриотизма у

учащихся и неразработанностью научно обоснованной системы ее решения средствами народной педагогики.

Данное противоречие, существующее в теории и реальной практике воспитания, обусловило выбор проблемы исследования, которая формулируется как выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики в системе деятельности учителя начальных классов.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы способствовали выбору темы нашего диссертационного исследования: «Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики».

Цель исследования заключается в выявлении и научном обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики.

Объектом исследования выступает система учебно-воспитательной работы в начальной школе.

Предметом исследования является процесс формирования патриотизма младших школьников средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования: формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики будет осуществляться эффективно, если:

— воспитание будет организовываться на основе модели процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики, включающей целевой, содержательный, процессуально-коммуникативный, организационно-методический и диагностико-результативный компоненты;

будут разработаны критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику и результативность формирования патриотизма у младших школьников;

будет организовываться разнообразная познавательная и творческая деятельность учащихся, моделирующая реальные ситуации погружения в мир народной педагогики;

— будет обеспечиваться интеграция воспитательных сил учителей,
воспитателей, родителей, руководителей ученических творческих
коллективов по интересам.

В соответствии с предметом, объектом, гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) уточнить содержательную характеристику понятия «патриотизм младших школьников»;

2) выявить потенциал народной педагогики в формировании
патриотизма у младших школьников;

изучить готовность учителей начальных классов к формированию патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики;

разработать модель процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики;

5) определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни
сформированности патриотизма у младших школьников;

6) теоретически выявить и экспериментально обосновать комплекс
педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование
патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики в
системе деятельности учителя начальных’ классов.

Методологической основой исследования явились: теория познания, философские идеи о единстве общего, особенного и единичного; о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; о единстве теории и практики; концепции патриотического воспитания; ведущие положения современной начальной школы об объективной необходимости научного

обновления содержания, форм, методов и средств воспитания; идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Теоретической базой исследования явились:

— концепции народного воспитания и образования в трудах Я.А.
Коменского, А.Ф. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.К.
Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.;

— концепции гражданско-патриотического воспитания (Е.В.
Бондаревская, А.Н. Вырщиков, В.А. Караковский, A.M. Князев, А.С. Гаязов,
Н.Ю. Яшина, О.И. Волжина, И.В. Суколенов, Л.В. Кузнецова, О.В. Лебедева,
И.В. Павлов, И.И. Павлова и др.);

— педагогика поддержки (Г.Б. Корнетов);

— положения педагогической регионологии (А.И. Сухарев, Н.М.
Швецов, Т.С. Буторина, Г.В. Мухаметзянова и др.).

Кроме того, при исследовании проблемы формирования патриотизма у младших школьников средствами» народной педагогики мы опирались на ряд подходов, среди них:

— системный (В.Г. Афанасьев, Л.Н. Новиков, Ю.П. Сокольникова);

аксиологический (В.И. Андреев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, А.А. Макареня и др.);

этнопедагогический (П.А. Апакаев, К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, И.И. Валеев, Г.Н. Волков, Н.М. Лебедева, Р.Ш. Маликов, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, В.А. Сластенин, М.Г. Тайчинова, Э.И. Сокольникова, Я.И. Ханбиков и др.);

личностно-ориентированный и деятельностный (Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б: Эльконин, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский и др.);

рефлексивный (Л.С. Выготский, Г.Г. Гранатов, В.И. Слободчиков и

индивидуальный подход к воспитанию (Л.В. Занков, Ю.М. Орлов, А.И. Савенков, Л.С. Славина, А.И. Сухарев и др.);

теория управления воспитательными системами (В.И. Андреев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Методы исследования. В исследовании использовались следующие группы методов:

теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследования в области философии, народной педагогики, этнопедагогики, этнопсихологии, анализ понятийно-терминологической системы; моделирование;

эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, опрос и педагогическое наблюдение как непосредственное (индивидуальное и коллективное), так и опосредованное (анализ результатов творческой деятельности учащихся);

статистические: методы статистической обработки данных.

База исследования. Эксперимент проводился на базе МОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа», «Средняя общеобразовательная школа №2» города Альметьевска Республики Татарстан. Исследованием было охвачено 102 ученика младшего школьного возраста, 118 родителей, 24 педагога. Всего в эксперименте на различных его этапах было задействовано 244 ученика, а также психологи, врачи, руководители кружков и секций (12 человек).

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2004-2006 гг.) — поисково-теоретический. На данном этапе изучалась философская, историческая, педагогическая, этнопедагогическая, этнопсихологическая, методическая литература по проблеме исследования; разрабатывались исходные положения исследования, такие как цель, объект, предмет гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы, учебно-методические материалы сопровождения воспитательного процесса. На этом же этапе проводился констатирующий эксперимент в

целях изучения уровня сформированности патриотизма у младших школьников, выявления готовности учителей к использованию средств народной педагогики в патриотическом воспитании учащихся, разрабатывалась^ модель процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики.

Второй этап (2006-2009 гг.) — экспериментальный. В этот период осуществлялся формирующий эксперимент, заключающийся во внедрении в воспитательный процесс модели процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики. В ходе эксперимента проверялись основные положения гипотезы.

Третий этап (2009-2010 гг.) — заключительный. Обрабатывались полученные данные, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, формулировались основные выводы исследования, оформлялся текст диссертации, разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлен потенциал народной педагогики в формировании
патриотизма у» младших школьников, который заключается в идеях
воспитания любви и преданности малой и большой Родине, заложенных в
произведениях устного народного творчества, обычаях и традициях.

2. Разработаны критерии (когнитивный, оценочно-эмоциональный,
мотивационно-поведенческий), определены уровни и показатели
сформированности патриотизма у младших школьников, позволяющие
отслеживать динамику развития исследуемого феномена.

3. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий,
обеспечивающих эффективное формирование патриотизма у младших
школьников средствами народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержательной характеристики понятия «патриотизм младших школьников», в обосновании принципов и технологии формирования

патриотизма средствами народной педагогики. Результаты исследования дополняют и расширяют имеющиеся представления о необходимости и возможности формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики в системе деятельности учителя начальных классов, могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для эффективного научно-педагогического обеспечения процесса формирования патриотизма у младших школьников в системе деятельности учителя начальных классов. Разработанный учебно-методический комплекс, включающий учебно-воспитательную программу по формированию патриотизма у младших школьников «Моя Родина — Россия», программу методического семинара «Народная педагогика в системе деятельности учителя начальных классов», учебно-методические пособия «Актуальные проблемы патриотического воспитания», «Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов)», «Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики», «Математика, русский язык, природоведение в начальных классах», «Калейдоскоп внеклассных мероприятий» и другие, может быть успешно использован в работе учителей начальных классов, в системе повышения квалификации учителей, в подготовке студентов педвузов, педколледжей к выполнению функций учителя начальных классов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

методологической и теоретической обоснованностью его исходных позиций; сочетанием методов исследования, адекватных предмету, объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данных; многолетним опытом работы автора в системе начального образования; внедрением в практику образовательных учреждений Татарстана методических рекомендаций, разработанных автором. Соискатель является победителем и призером

всероссийских и республиканских конкурсов методических пособий по патриотической тематике, победителем конкурса учителей начальных классов Республики Татарстан с присуждением диплома «За высокое мастерство и значительный вклад в образование» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2009 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Патриотизм младших школьников — это нравственное свойство
личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего
народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и
говорении на родном языке; любви и преданности своей малой и большой
Родине; осознании ее величия и славы, в силе эмоциональных переживаний,
связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении в
любых условиях-беречь ее честь и достоинство, посильными практическими
делами укреплять могущество и независимость Родины.

Читайте также:  Смывка краски для волос народными средствами

2. Критериями сформированности патриотизма у младших школьников
являются:

— когнитивный критерий (связан с познанием). Показатели: желание
больше узнать о культуре своего народа, следовать его традициям;
потребность в изучении и говорении на родном языке; знания, представления
и понятия, которыми владеет ученик о родном крае, Отечестве, своем народе,
о патриотизме, о героях-защитниках Родины, умение устанавливать связи
между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о
нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к
историко-культурному наследию; умение использовать знания традиционной
педагогической культуры в различных ситуациях;

— оценочно-эмоциональный критерий. Показатели: оценочные суждения,
характеризующие отношение ученика к Отечеству; способность оценивать
свое поведение с точки зрения соответствия этническим ценностям;
устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с
жизнью школы, семьи, класса, страны; сочувствие, свидетельствующее о

гуманистической направленности личности; действенно-критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям;

— мотивационно-поведенческий критерий. Показатели: устойчивая
форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям,
которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений.

Уровни проявления сформированности патриотизма: высокий, средний, низкий.

3. Эффективность формирования патриотизма у младших школьников
средствами народной педагогики обеспечивается соблюдением следующих
теоретически обоснованных и экспериментально-проверенных

выявлении потенциала народной педагогики в формировании патриотизма у младших школьников;

организации воспитательной деятельности на основе научно-обоснованной модели процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики, включающего целевой, содержательный, процессуально-коммуникативный, организационно-методический и диагностико-результативный компоненты;

организации разнообразной познавательной и добротворческой деятельности, моделирующей этнически реальные ситуации погружения в мир народной педагогики;

— обеспечении интеграции воспитательных сил учителей, воспитателей,
родителей, руководителей ученических творческих коллективов по
интересам;

— обеспечении повышения теоретического и методического уровней
готовности учителей к использованию средств народной педагогики в
воспитании патриотизма у младших школьников путем внедрения авторской
программы «Моя Родина — Россия».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии и педагогики Межрегионального открытого социального института г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, Альметьевского государственного института муниципальной службы г. Альметьевска Республики Татарстан; на VI Международной научно-практической конференции МАНПО «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Италия, г. Римини, 2009 г.), VI Международной научно-практической конференции «Культура, коммуникации, корпоративность» (г. Йошкар-Ола, 2007 г.); Всероссийских научно-практических конференциях «Высшее профессиональное образование в условиях вхождения России в Болонский процесс: теория, опыт, проблемы, перспективы» (г. Йошкар-Ола, 2007 г.), «Патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы» (г. Чебоксары, 2009 г.); Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы управления качеством образования: практика и анализ» (г. Йошкар-Ола, 2009 г.), межвузовском семинаре молодых ученых «Использование инновационных технологий в патриотическом воспитании»; на курсах повышения квалификации учителей школ в г. Казани, г. Йошкар-Оле, г. Набережных Челнах; учебно-методических семинарах городских и школьных методических объединений учителей начальных классов школ г. Альметьевска Республики Татарстан.

Материалы исследования используются преподавателями

Альметьевского государственного института муниципальной службы по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» и городского методического объединения учителей начальных классов г. Альметьевска Республики Татарстан.

По теме диссертации опубликовано 18 работ, из них 2 монографии: «Актуальные проблемы патриотического воспитания», «Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов)»; программы «Моя Родина — Россия», «Народная педагогика в

системе деятельности учителя начальных классов», учебно-методическое пособие «Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики», «Концепция формирования патриотизма у младших школьников» и 2 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура 21 и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами и гистограммами. Общий объем диссертации составляет 255 страниц. Библиография включает 245 наименований, приложений — 10.

Формирование патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики как социально-педагогическая проблема

Учащиеся младших классов представляют собой особую категорию детей, которые под руководством учителя в течение четырех лет учатся познавать окружающий мир, жить в коллективе, выполнять учебные, трудовые, общественные обязанности. Об этом неоднократно говорилось в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Л.С. Славиной, Н.Е. Щурковой, И.С. Марьенко и др.

Поступление в школу, переход в новую социальную ситуацию развития — начало важного этапа в жизни каждого ребенка. Обучение в начальной школе означает для детей, прежде всего, переход к систематическому накоплению знаний под руководством учителя. Усвоение основ наук расширяет кругозор младших школьников, развивает их мышление, изменяет характер психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, формирует основы мировоззрения. Школа действительно становится центром жизни детей, а учение — ведущей деятельностью. От ребенка требуется усидчивость и прилежание, аккуратность и умение заниматься теми предметами, которые определены школьной программой. Кроме того, научиться неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, прикладывать усилия к усвоению положенных по программе знаний, умений и навыков.

Дети в первом классе начинают воспринимать учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, интересоваться учебными достижениями своих товарищей, переживают за результаты всего класса. Учебные дела становятся основным делом классного коллектива. Постепенно у школьников возникают интересы, связанные с внеклассной работой, с общественной жизнью класса, школы, с,теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе. У них начинает формироваться ответственное отношение к себе, людям, коллективу, обществу в целом. Именно в младшем школьном возрасте начинается становление гражданина-патриота Отечества, а формирование патриотизма у детей становится важнейшей задачей учителя начальных классов.

Сегодня в стране активно идет процесс становления новых жизненных ценностей. Рассуждая о ценностях, президент РАО Н.Д. Никандров пишет: «Но есть одна ценность, которая во многом объемлет многие ценности — это патриотизм. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силу, и ум, и -если сможет — богатства страны-тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках».

Ответственность школы в решении задач формирования патриотизма велика, так как» школа — это общественный институт, где происходит обучение, воспитание, развитие подрастающего поколения. Уже сейчас очевидно, что от уровня развития патриотизма со всеми его составляющими, от потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и народов, населяющих Россию, зависит решение многих проблем, которые возникают в нашей стране.

Понятия «патриотизм» и «патриот» вошли в русский язык относительно недавно — в XVIII веке, с проникновением большого количества иноязычных слов в результате преобразований Петра Первого (Великого). Но на самом деле то, что составляет современное понимание понятия «патриотизм», было присуще нашим предкам с древности.

Понятие «патриотизм» происходит от греческого слова «patris», которое переводится как Отечество, Родина. Соответственно, само это слово «patris» (Отечество) произошло от слова patria (отец), поэтому просматривается параллель между греческими и русскими словами — patria (отец) и patris (Отечество). В русском языке слово «родина» происходит от слова «род», то есть семья от ее начала, от родоначальника — патриарха; семья основывается на взаимопомощи её членов, на памяти о корнях и на желании способствовать её сохранению и процветанию. Родина — страна, в которой человек родился и гражданином которой является [25, с.754]. На Руси любовь к Родине всегда была одним из главных приоритетов — это видно на примерах из былин, песен, сказаний, пословиц, в которых Родина сравнивается с матерью. В русских летописях и других источниках понятие «Отечество -Родина» звучит как «Русская земля», «Русь-матушка», «родимая сторона», что нашло отражение в пословицах: «Родная земля — мать, чужая — мачеха», «Родная земля и в горести мила», «Мать для человека — это целая Родина», «Мать — Святыня, с ней не спорят», «Люби свой народ, как родную мать, защищай его, как отец», «Глупа та птица, которой гнездо свое не мило», «С родной земли — умри, но не сходи», «Каждой пташке дорого свое гнездышко», «Свой сухарь милее чужих пирогов», «Свой-то огонек ясней горит», «Своя земля и в горести мила», «Свои родные края дороги каждому», «Родина — мать- она дорога всем», «Родина дороже золота; даже горсть родной земли дорого ценится», «На чужой сторонушке рад своей воронушке» и др.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «патриот» определяется как «любитель, отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм — любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, полный любви к отчизне» [52, с.461].

В современных словарях русского языка понятие «патриотизм» — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине [204, с. 491]. Философский словарь определяет понятие «патриотизм» как «нравственный политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [215, с.358]. Словарь-справочник по педагогике определяет патриотизм как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к своему отечеству» [192, с. 264].

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «Патриот — человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [204, с. 491], а патриотизм определяется как «любовь, преданность и привязанность к своему народу» [204, с. 491]. В Большой советской энциклопедии мы находим почти такое же определение: «патриотизм (греч. Patris — родина, отечество) — социально-патриотический принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, «в привязанности к родным местам, малой родине, привычному укладу жизни известно с глубокой древности. » [178, с. 109].

В учебном пособии В.И. Андреева «Педагогика высшей школы» говорится: «Патриотизм — это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [4, с. 164].

Готовность учителей начальных классов к деятельности по формированию патриотизма у младших школьников

Формирование патриотизма у учащихся осуществляется в конкретной образовательной системе. Под образовательной системой принято понимать определенную совокупность взаимосвязанных средств, форм, методов, которые необходимы для оказания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами. В нашем исследовании воспитание патриотизма у младших школьников рассматривается» как часть целостной учебно-воспитательной системы школы. В настоящее время сложились условия для перехода учебно-воспитательного процесса в новое качественное состояние. Это обусловлено следующими обстоятельствами: усилением в педагогике принципа культурно-исторического развития, изменяющегося взгляда на личность человека; важностью энопедагогизации воспитательного процесса; определением приоритетов творческой деятельности учащихся, ориентацией их на общечеловеческие и национальные ценности; созданием возможности для самореализации личности на основе интересов, склонностей, способностей, свободного выбора направлений своей деятельности; внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий, использование сети Интернет; педагогическим сопровождением детей и др. В начале исследования мы поставили задачи: 1) выявить уровень сформированности патриотизма у младших школьников; 2) выявить потенциал народной педагогики в формировании патриотизма у младших школьников; 3) определить готовность учителей начальных классов к деятельности по формированию патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики.

Многие учащиеся затруднялись привести пословицы и поговорки в качестве примеров к поставленным вопросам. Результаты анкетирования младших школьников по выявлению первоначальных знаний о патриотизме и связанных с ним патриотических качеств показали, что к четвертому классу у многих учащихся не сложилось четкого понимания содержания патриотизма. Это свидетельствует о том, что учителя начальных классов ведут недостаточную работу по раскрытию содержания этих понятий и патриотических качеств.

Патриотизм формируется, прежде всего, в учебном процессе при изучении учебных предметов.

Сегодня в начальном образовании реализуются в основном семь образовательных программ, которые условно можно разделить на 2 группы: развивающие и традиционные.

К развивающим программам относятся «Система начального образования» Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова и «Система начального образования» Л.В. Занкова. К традиционным программам относятся: «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой, «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, «Начальная школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон, «Классическая начальная школа» под редакцией А.А. Карелина, «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.

Широкой популярностью в школах Татарстана пользуется учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Он состоит в основном из учебников Н.Ф. Виноградовой, Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, СВ. Иванова, А.О. Евдокимовой, В.Н. Рудницкой, Т.В. Юдачевой.

В учебно-методическом комплексе прослеживается мысль о том, что начальная школа должна быть природосообразной и соответствовать потребностям соответствующего возраста детей в познании, общении, разнообразной деятельности. Мы остановимся на учебно-методических комплектах, распространенных в нашем регионе и проанализируем следующие из них: 1 класс — «Литературное чтение» (автор Л.А. Ефросинина); «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова); «Технология» (автор Е.А. Лутцева) и «Изобразительное искусство» (авторы B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина). 2 класс — «Литературное чтение» (автор Л.А. Ефросинина); «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова); «Технология» (автор Е.А. Лутцева) и «Изобразительное искусство» (авторы B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина). 3-4- классы — «Литературное чтение» (авторы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова); «Окружающий мир» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова); «Технология» (автор Е.А. Лутцева) и «Изобразительное искусство» (авторы B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина).

Нами были проанализированы разделы учебных комплектов на предмет использования в них средств народной педагогики. Так в «Окружающем мире» Н.Ф. Виноградовой, «Литературном чтении» Л.А. Ефросининой для 1 и 2 класса в содержании ряда разделов имеются средства народной педагогики. В остальных учебных комплектах учебно-методического комплекса средства народной педагогики в содержании в основном отсутствуют (Приложение 3). В связи с этим нами предложены соответствующие программе дисциплины и ее содержанию средства народной педагогики по «Литературному чтению» 3-4 класс и по «Изобразительному искусству» и «Технологии» с 1 по 4 класс.

Поскольку в названных учебных комплектах средств народной педагогики представлено, на наш взгляд, недостаточно, для организации учебного процесса в начальной школе нами были использованы материалы в соответствии с авторской программой «Моя Родина — Россия». В них в наибольшей степени получили отражение средства народной педагогики, способствующие формированию у младших школьников патриотизма (Приложение 2).

В ходе исследования мы решили также выявить практическую готовность педагогов к деятельности по формированию патриотизма у младших школьников с использованием средств народной педагогики.

Я.Д. Коломенский рассматривает готовность к профессиональной деятельности как систему ценностно-ориентационных, когнитивных, эмоционально-волевых и операционно-поведенческих качеств личности учителя.

По мнению. Ю.Н. Кулюткина, для овладения деятельностью необходимо формировать понятийную (знания и понимание окружающей действительности) и эмоционально-ценностную (отношения действовать с объектами окружающей действительности) основу.

Эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы проводился на базе МОУ «Тихоновская средняя общеобразовательная школа», «Средняя общеобразовательная школа №2» города Альметьевска Республики Татарстан. Исследованием было охвачено 102 ученика младшего школьного возраста, 118 родителей, 24 педагога. Всего в эксперименте на различных его этапах было задействовано 244 ученика, а также психологи, врачи, руководители кружков и секций (12 человек).

Были определены контрольные и экспериментальные группы учащихся, одинаковых по возрасту (7-10 лет) и полу. Указанные группы статистически различались лишь по одному показателю — по организации целенаправленной работы, связанной с формированием патриотизма средствами народной педагогики на основе программы «Моя Родина — Россия», по другим показателям (пол учащихся, успеваемость, образование, социальное положение, родителей, местожительство) контрольная и экспериментальная группы в основном не отличались друг от друга. Экспериментальную работу мы разделили на три этапа: 1 этап — констатирующий, 2 этап -формирующий, 3 этап — контрольный. Задачи эксперимента определялись его целью и включали правильность гипотетических положений о путях и средствах формирования патриотизма у учащихся в условиях начальных классов общеобразовательной школы.

Этапы проведения экспериментальной работы по формированию патриотизма у младших школьников:

Первый этап (2004 — 2006 гг.). Целью первого этапа было первоначальное выявление уровня сформированности патриотизма у младших школьников; выявление готовности учителей к формированию патриотизма средствами народной педагогики; изучение государственных документов об образовании и воспитании, государственной программы патриотического воспитания; выявление потенциала народной педагогики в воспитании патриотизма у детей; разработка программы методического семинара учителей; разработка авторской программы учебно-воспитательной деятельности «Моя Родина — Россия», методические рекомендации по работе с ней.

Читайте также:  Средства от потливости ног народные средства лечения

Второй этап (2006 — 2009 гг.) был посвящен проверке гипотезы исследования. В ходе данного этапа проводилось моделирование учебно-воспитательного, процесса, была реализована авторская программа «Моя Родина — Россия», программа методического семинара учителей «Народная педагогика в системе деятельности учителя начальных классов».

Третий этап (2009 — 2010 гг.) — заключительный. На данном этапе проводился мониторинг и анализ экспериментальной работы. Оформлялся текст диссертации.

На подготовительном этапе эксперимента нами проделана следующая работа: изучались государственные документы об образовании и воспитании, Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2000 — 2005, 2006 — 2010 годы, проводилась работа с семьями по выявлению их потенциала и возможностей формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики; проверялась готовность учителей к данной работе.

В начале эксперимента учащимся 1-2 классов был задан вопрос: «Как называется страна, в которой ты живешь?»

Исходя из полученных ответов, можно говорить о том, что 18,3% учащихся 1 класса назвали своей Родиной Россию, 73,5% называют своей Родиной Татарстан, 8,2% учащихся называли место своего рождения и проживания «страной»; 2 класс: 43,4% учеников назвали своей Родиной Россию, Татарстан — 56,6%. Все учащиеся 1-2 классов знают город, в котором они живут. Место своего рождения назвали 28,6% первоклассников, 62,3% второклассников.

Как видно из таблицы, представления о патриотизме у учащихся 1-2 классов отличаются заметно. Еще один вопрос был задан учащимся с целью выявления у них сформированности правильного представления о войне, о Победе Советского народа в Великой Отечественной войне.

Анализ полученных данных на констатирующем этапе исследования показал, что высокий уровень сформированности отношения к родной культуре, языку, стране (табл. 6) и уровень сформированности знаний родного языка, народных традиций на констатирующем этапе исследования (табл. 7) у учащихся экспериментальных и контрольных групп были примерно одинаковы. Уровни сформированности патриотизма на начальном этапе (табл. 10): в экспериментальных группах (ЭГ) высокий уровень был выявлен у 15,4%, средний — 44,2%, низкий — 40,4%; в контрольных группах (КГ) соответственно 18%, 42%, 40%. На основании полученных данных констатирующего этапа эксперимента были сделаны следующие выводы: у части младших школьников недостаточно проявляется патриотизм, что сказывается на их учении и поведении, ориентации на этнические ценности; если не ставить целью формирование патриотизма у учащихся, то в воспитательном процессе это качество личности формируется стихийно; повышение уровня сформированности патриотизма может быть обеспечено путем реализации определенных педагогических условий, обеспечивающих активное усвоение младшими школьниками общечеловеческих и национальных ценностей, народных традиций.

Для формирования патриотизма нами была разработана модель процесса формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики. Стержнем модели стала учебно-воспитательная программа «Моя Родина — Россия».

Данная программа реализовывалась в рамках тематических классных часов, а также как дополнение к урочным занятиям по окружающему миру, литературному чтению, искусству, технологии. Курс рассчитан на 1 час в неделю классных занятий, а также внеклассной работы. Цели программы: — способствовать формированию патриотизма у учащихся средствами народной педагогики; — способствовать оздоровлению и физическому закаливанию младших школьников. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Изучение окружающего мира: природы, истории и культуры. 2. Патриотическое просвещение младших школьников, усвоение ими основных нравственно-этических понятий: патриотизм, любознательность, коллективизм, трудолюбие, честность и др.

Программа «Моя Родина — Россия» внедрена во всех экспериментальных классах. Так, тема «Отечество и Родина — единственные, уникальные для каждого человека» занимала ведущее место. Она проходила сквозной идеей при изучении таких тем, как «Человек и природа», «Человек в истории» в 1 классе; при изучении блоков «Окружение человека», «Твоя Родина — Россия», «Наша безопасность» во 2 классе; при изучении блоков программы «Земля — наш общий дом», «История русского государства», «Наш вклад в историю России» в 3 классе; при изучении блоков «Человек и общество», «Жизненные нормативы человека» в 4 классе. На занятиях речь шла о законах природы в жизни человека, о животном мире Татарстана, климатических условиях, о природе родного края, о его истории, народных традициях, художественной, музыкальной культуре народа, народных героях, выдающихся людях татарского народа.

Русские педагоги К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с раннего возраста. Мы исходили из того, что быть патриотом для детей означает постепенное осознание себя частицей своего народа, это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей малой и большой Родине. Ребенка нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в своих поступках и делах.

Патриотическое чувство, по мнению вышеперечисленных педагогов, складывается из: — любви к родному дому, школе, городу и преданности Родине, народу; — любви к родной природе, родному языку; — уважения к другим народам, к труду на благо Родины. Знакомство с историей страны мы начали с изучения истории семьи каждого ребенка. Опираясь на историю семей, легче было привить детям понятие исторического времени. В экспериментальных классах появляется «лента времени». В правой её части дети отметили 2006 год. Сначала на этой ленте они выделяли те семь лет, которые уже были за их плечами. Ребята отметили самые важные события: год рождения, когда пошли в детский сад, поступили в первый класс. После того как ребята освоили понятие «исторического времени», мы включили в эту линию годы жизни родителей, бабушек, дедушек. Располагая в определенной последовательности события своей жизни, учащиеся постепенно подходили к понятию «написание собственной истории».

К уроку «Моя родословная» ребята получили поисковое задание -«Наша семейная реликвия». Надо было найти и принести старинные вещи, которые хранятся в каждой семье. На урок ребята принесли пуховые платки, которым уже много лет, Артур С. принес валек, который остался и хранится в семье от прабабушки. В семье Алены хранились мужской и женский наряды русских крестьян. А вот шелковому платочку, принесенному Романом, не так много лет, но он очень дорог его семье, потому что его подарил дедушка бабушке в день свадьбы; Маша принесла фронтовые треугольники — письма погибшего прадеда своей семье; Марат принес фронтовые фотографии своих прадедушки и прабабушки.

По нашим советам во многих семьях с искренним интересом взялись за составление своих родословных. Дети узнали не только как звали их прабабушек и прадедушек, но и годы их жизни, место жительства, кем были по профессии.

На занятиях мы стремились раскрыть смысл понятия «любовь к Родине». В чем эта любовь проявляется, почему Родина дороже всего? Уроки помогли детям почувствовать уважение к Отечеству, познакомиться с историей России и Татарстана. В классе была организована выставка экспонатов, иллюстраций, репродукций, книг о Родине, звучала музыка народов, проживающих в Татарстане, пелись народные песни, читались стихи о России.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов. Поэтому на занятиях использовали также и краеведческий материал, который играет большую роль в формировании исторического сознания школьников.

На вопрос «Что такое Родина?» учащиеся ответили, как они понимают это слово в широком и узком смысле. Учитель подтверждает их высказывания чтением отрывка из статьи Ю. Яковлева «О нашей Родине».

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, поэтому нельзя было не упомянуть город, в котором дети живут и учатся. В школе традиционно стали проводить краеведческие недели, в которых принимали участие и наши младшие школьники. В содержание уроков включалось много интересного краеведческого материала, добытого самостоятельно учениками из книг, газет, журналов о родном городе.

Академик Д.С. Лихачев в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье: к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её.прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре» (108, с.32).

В первом и втором классах задачей уроков «Окружающий мир», «Литературное чтение» являлось воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн). Дети знакомились с тем, что все они живут в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, — Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции является государственным праздником.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы — флаг, герб и гимн. На уроке использовались изображения государственного герба и государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади, запись государственного гимна РФ. Создать торжественную и праздничную атмосферу в классе помогали записи песен и народной музыки. Ученики зрительно представляли, как выглядят государственный флаг и герб страны. Детям можно предложить назвать цвета государственного флага Российской Федерации (белый, синий,, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий — веру и верность, постоянство; красный — энергию, силу, огонь.

При знакомстве с гербом младшим школьникам можно предложить описать государственный герб России. Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало, является своего рода произведением искусства. В описании герба требуется определенный порядок. Первоначально описывается фон (щит), затем — изображение, находящееся в центре (двуглавый орел). По правую сторону орла расположен скипетр, по левую — держава. Над орлом — три исторические короны Петра Великого (на головами — две малые и под ними — одна большого размера). Скипетр — жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Учащиеся узнали, что в давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного цвета. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

источник

Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (на материале республики Мордовия)

Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

ЧЕРЯБКИНА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современный этап развития общества характеризуется обострением проблем, охвативших все сферы его жизнедеятельности, в том числе и кризисом системы отношений «человек — общество — природа». В такой обстановке особую значимость приобретает формирование нового типа экологического сознания и мировоззрения личности, усиление роли экологического воспитания подрастающего поколения. Оно не мыслимо вне исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, использования опыта народной педагогики в формировании экологической культуры личности. В связи с этим возникает необходимость возрождения и переосмысления этнопедагогического наследия, доступного и близкого людям по мировосприятию, несущего здоровое нравственное начало, идею всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде.

Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования в Республике Мордовия, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктует необходимость использования богатого потенциала этнопедагогического наследия мордовского народа в воспитании школьников.

Историко-этнографический материал дает основание полагать, что мордовское этнопедагогическое наследие имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, содержит богатый опыт бережного, разумного отношения предков к родной земле и природной среде. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных монографических исследований по данной проблеме и часто косвенном рассмотрении ее отдельных аспектов.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования «Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (на материале Республики Мордовия)».

Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия.

Предмет исследования: экологическое воспитание младших школьников Мордовии средствами народной педагогики.

Цель исследования: выявление и обоснование совокупности условий, обеспечивающих повышение эффективности процесса экологического воспитания учащихся начальных классов Республики Мордовия средствами народной педагогики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что экологическое воспитание младших школьников будет осуществляться успешно, если:

— в практику педагогической деятельности внедряются средства народной педагогики;

— при организации целостного педагогического процесса используется опыт народной педагогики;

— в организации процесса экологического воспитания реализуется личностный подход.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

— раскрыть соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание»;

— охарактеризовать этнопедагогическое наследие мордовского народа с точки зрения его экологической направленности;

— изучить массовый и передовой педагогический опыт экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия;

— выявить специфику экологического воспитания младших школьников;

— обосновать критерии, показатели, уровни экологической воспитанности младших школьников;

— показать эффективность использования средств народной педагогики мордвы в экологическом воспитании младших школьников;

— выявить условия совершенствования экологического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе.

Методологическую основу исследования составляют: концепция ко-эволюционного развития современной цивилизации, общепедагогические принципы объективности, целостного подхода к анализу явлений воспитания и образования, личностный подход, положение о связи образования с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками.

Теоретической базой исследования явились основополагающие работы рассматривающие: философско-экологические проблемы взаимодействия общества и природы (Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс), проблемы экологического образования (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Л.В. Моисеева, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина) и экологического воспитания (А.П. Букин, А.В. Гагарин, А.М. Галеева, Л.С. Глушкова, В.И. Демьяненко, Л.Я. Лаврененко, Т.А. Маловидченко, Е.В. Орлов); экологической культуры личности (Г.В. Буковская, Н.С. Дежникова, В.Ю. Львова, Б.А. Никитина, И.В. Цветкова, Л А. Чистякова, Е.В. Яковлева), проблемы развития личности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев).

Работа основывается на положениях, связанных с разработкой содержания ознакомления младших школьников с природой (Н.Ф. Виноградова, А.А. Плешаков, М.Н. Сарыбеков, Л.П. Симонова-Салеева, Н.Д. Соколова, О.А. Тарасова); с определением форм, методов и средств экологического воспитания в условиях обучения в начальной школе (М.В. Емельянова, В.М. Минаева, Л.П. Молодова, Н.А. Рыжова, Т.Г. Южакова, Н.Э. Якубова); с разработкой моделей экологического образования и воспитания младших школьников (Н.С. Дежникова, А.А. Остапец-Свешников, Л.В. Тарасов, И.В. Цветкова); положениях о внутренних механизмах процесса формирования экологического сознания (С.Д. Дерябо, Г.Н. Каропа, В.В. Мазинг, В.Я. Ясвин).

Рассмотрение этнопедагогического подхода к процессу экологического воспитания потребовало изучения трудов в области взаимодействия этноса и природы (Г. Гачев, Э.В. Гирусов, Л.Н. Гумилев, В.Г. Крысько, Н.А. Миненко, Э.М. Мирзоев, М.П. Шилов); исследований, раскрывающих роль природы в формировании социального сознания отдельной личности и целого народа (А.А. Бугаева, Г.Н. Волков, Л.М. Гюльвердиева, Я.И. Ханбиков, Е. Янакиева); значение народного опыта воспитания в формировании личности (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.З. Измайлов, В.А. Николаев, А.П. Орлова, Н.В. Силистрару, З.П. Тюменцева, З.Б. Цаллагова, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе); эффективность использования традиционной этноэкологической культуры, средств народной педагогики в экологическом воспитании школьников (Н.Ш. Блягоз, О.Е. Винокурова, Т.Д. Замбалова, Ш.И. Джанзакова, Д.Р. Керимова, Н.С. Иванова, С.И. Фомина, З.А. Хусаинов).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-этнографической литературы, краеведческих, фольклорных материалов, контент-анализ, изучение массового и передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, методы: диагностические, праксиметрические, статистические.

Базой опытно-экспериментальной работы явились общеобразовательные школы Республики Мордовия, педагогический факультет Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.

Основные этапы исследования:

I этап (1995 — 1997 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по теме исследования, изучение педагогического опыта экологического воспитания в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия.

II этап (1998 — 1999гг.) — проведение опытно-экспериментального исследования, в процессе которого корректировались исходные положения теории и методики педагогического исследования.

III этап (1999 — 2000 гг.) — обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка общих выводов по проблеме, оформление результатов исследований в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— раскрыто соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание»;

Читайте также:  Народные средства от ожогов лекарствами

— представлена характеристика этнопедагогического наследия мордовского народа с точки зрения его экологической направленности;

— изучен, проанализирован и обобщен педагогический опыт экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия;

— выявлены особенности экологического воспитания младших школьников в содержательном и структурном аспектах;

— обоснована система критериев, показателей и уровней экологической воспитанности младших школьников, отражающих развитие интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер личности;

— показана эффективность использования мордовской народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников;

— выявлена и обоснована совокупность условий совершенствования экологического воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе в содержательном, организационно-методическом и результативно-деятельностном аспектах.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, выводы, рекомендации способствуют повышению эффективности процесса экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогики. Материалы исследования используются в учебной деятельности педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации педагогических кадров в республике. Предлагаемая совокупность критериев, показателей и уровней экологической воспитанности, методические материалы помогают учителям более эффективно решать задачи экологического воспитания детей младшего школьного возраста; авторская программа курса «Древо жизни» включена в Концепцию воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия, принятую решением коллегии Министерства образования республики 12.02.97 г.

Апробация основных положений исследования осуществлялась в процессе их обсуждения на заседаниях кафедры общих основ образования и кафедры педагогики начального образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Различные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных Евсевьевских чтениях (Саранск, 1996 — 1999 гг.), всероссийских научно-практических конференциях: «Народная художественная культура и образование» (Шуя, октябрь 1997 г .), «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, апрель 1998 г .); региональной конференции «Образование в Мордовском крае: история и современность» (Саранск, декабрь 1998 г .), а также в публикациях автора.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены диалектической методологией; реализацией в ходе исследования системного, мотивационного, деятельностного, личностно-ориентированного научных подходов к анализу и синтезу процесса экологического воспитания школьников; применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования; позитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Соотношение категорий «этнопедагогика» и «экологическое воспитание» рассматривается в двух направлениях:

— как формирование этноэкологической культуры под влиянием содержательного и практического компонентов народной педагогики;

— как этноэкологический компонент воспитания, предполагающий овладение этноэкологическими знаниями, усвоение контрольно-наглядных образцов поведения в природе, принятие традиционных этноэкологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой; использование комплексных этноэкологических средств воспитания.

2. Этнопедагогическое наследие мордовского народа включает в себя философско-мировоззренческие основы единства человека и природы: опыт по воспитанию бережного разумного отношения к родной земле и природе, гуманного отношения к растительному и животному миру; знания и традиции экологического характера.

3. В зависимости от постановки работы в общеобразовательных школах Республики Мордовия можно выделить три направления деятельности по экологическому воспитанию: передовая практика творчески работающих коллективов; положительное решение вопросов экологического воспитания в практике работы отдельных учителей; наличие эпизодического внимания к экологическому воспитанию школьников.

4. Особенности экологического воспитания младших школьников рассмотрены в содержательном и структурном аспектах. В содержательном аспекте экологическое воспитание младших школьников реализуется через следующие компоненты: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий. Структура экологического воспитания младших школьников включает в себя этапы формирования экологической культуры: освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания; эмоционально-образное восприятие окружающей социоприродной среды; первичная систематизация представлений о природе; мотивированное поведение.

5. Система критериев экологической воспитанности младших школьников состоит из когнитивного, оценочно-эмоционального, мировоззренческого, поведенческого критериев. На их основе выделены высокий, достаточный, средний и низкий уровни экологической воспитанности младших школьников.

6. Эффективность использования средств народной педагогики в экологическом воспитании младших школьников обусловлена: обновлением содержания экологического воспитания; комплексностью применения средств народной педагогики в соответствии с целями, содержанием и методами экологического воспитания; организацией разнообразных педагогических ситуаций, наблюдений, исследовательской работы, создающих реальные возможности для деятельности школьников в социоприродной среде; соблюдением преемственности и взаимодействия школьного и семейного воспитания.

7. Совершенствование экологического воспитания младших школьников зависит от выполнения ряда педагогических условий: обеспечение содержательной стороны процесса (использование в содержании экологического воспитания элементов национально-регионального компонента); обеспечение организационно-методической и результативно-деятельностной сторон процесса (учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности; использование многообразия форм работы по экологическому воспитанию; взаимодействие средств экологического воспитания).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I — «Теоретические аспекты экологического воспитания». Глава II — «Пути и условия совершенствования содержания и форм экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия средствами народной педагогики»), заключения, списка литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обоснование актуальности темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты экологического воспитания» на основе анализа психолого-педагогической литературы (С.Н. Глазачев, М.В. Емельянова, И.Д. Зверев, Л.В. Моисеева, Н.Н. Новожилова, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова, Е.В. Яковлева) рассмотрена сущность понятия «экологическое воспитание» как образовательно-воспитательной системы, обеспечивающей усвоение и присвоение учащимися совокупности специальных знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих экологическое сознание и мышление, развивающих эмоциональную сферу, а также нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде, укрепляющее природосообразное поведение и деятельность.

В работе представлен анализ философско-экологической литературы, который позволил выявить несколько подходов к проблеме взаимодействия человека с миром природы:

— коэволюционный, в основе которого заложена идея совместного гармонического развития природы и общества в условиях жесткого экологического императива, предполагающего формирование нового типа экологического сознания, основанного на идеях биоцентризма (С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А. Яблоков);

— ценностный, делающий акцент на нравственном аспекте, гуманизации взаимоотношений общества и природы (С.Н. Артановский);

— культурологический, обосновывающий необходимость диалога двух культур — культуры человека и культуры природы (Д.С. Лихачев).

В диссертации на основе коэволюционного подхода рассмотрена цель экологического воспитания — формирование экологической культуры, которая является частью общей культуры личности, представляющей совокупность ее качеств, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающей средой — природной и социальной.

В работе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который позволил выявить особенности экологического воспитания младших школьников, рассмотренные в содержательном и структурном аспектах, обусловленные возрастными возможностями.

Специфика мировосприятия младшего школьника построена на особенностях психической (природная любознательность, отзывчивость, исполнительность, подражательность, предрасположенность к эмоционально — чувственному восприятию) и познавательной сфер (интеллектуальные эмоции, постоянная смена наглядно-образного мышления абстрактным), новообразованиях (потребности в знаниях, новых впечатлениях), направленности его личности на других людей, изменении ведущего вида деятельности. В диссертации формирование экологической культуры школьников данной возрастной группы рассматривается как базовый уровень развития личности, состоящий из следующих компонентов: когнитивного (система научных природоведческих и экологических знаний, основных противоречий, возникающих между обществом и природой, знаний правил поведения в природе), оценочно-эмоционального (нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности, понимание значимости и ценности природного окружения), мировоззренческого (осознание и понимание необходимости экологически грамотного поведения, оценивание фактов взаимодействия человека с природой в соответствии с нормами морали), поведенческого (готовность поступать в соответствии с имеющимися знаниями, саморегуляция поведения в социоприродной среде). Структура экологического воспитания младших школьников включает в себя этапы формирования экологической культуры: освоение первоначальных сведений природоведческого и экологического содержания, эмоционально-образное восприятие окружающей социоприродной среды, первичная систематизация представлений о природе, мотивированное поведение.

Исходя, из особенностей процесса экологического воспитания младших школьников выделены критерии, определяющие уровень экологической воспитанности: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий. Показателями когнитивного критерия являются: наличие и полнота природоведческих и экологических знаний, интерес к объектам и явлениям природы, потребность в пополнении знаний о природе; оценочно-эмоционального — понимание значимости и ценности окружающей природной среды, эмоциональная отзывчивость на прекрасное в природе, гуманность по отношению к природной среде; мировоззренческого — осознание смысла и значения экологических знаний, самостоятельность суждений, умение решать задачи экологического характера, оценивать факты взаимодействия человека и природы в соответствии с нормами морали и национальным мироощущением, поведенческого — ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, соблюдение правил поведения в социоприродной среде, участие в экологической деятельности.

На основе совокупности критериев и показателей выделены уровни экологической воспитанности младших школьников: высокий, достаточный, средний, низкий. Дана характеристика групп младших школьников, имеющих различный уровень экологической воспитанности.

В исследовании подчеркивается, что в сложнейшем комплексе проблем, характеризующих процесс экологического воспитания в современных условиях, актуальным является соотношение этнопедагогики и экологического воспитания.

Установлено, что, взаимодействуя друг с другом, категории «этнопедагогика» и «экологическое воспитание» образуют единое пространство, которое может быть названо этноэкологической культурой, сущность которой состоит в приобщении подрастающего поколения к опыту духовного общения с природой. Данный опыт обладает национальной спецификой, но не выпадает из русла общечеловеческих тенденций.

Соотношение данных категорий рассматривается на основе анализа проблем народной педагогики (как предмета этнопедагогики), с одной стороны, и проблем экологического воспитания, с другой.

Проведенный контент-анализ подходов ученых-педагогов к понятию «народная педагогика» (В.Ф. Афанасьев, А.А. Бугаева, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.П. Орлова, Н.В. Силистрару, М.И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков, Е.Л. Христова) позволил выделить два направления взаимодействия этнопедагогики и экологического воспитания:

— формирование экологической культуры личности младшего школьника происходит под влиянием содержательного (система знаний народа о природе, поведении в ней, отношение, отраженное в произведениях поэтического творчества, обычаях, обрядах) и практического (методы, приемы, средства воспитания рационального, бережного отношения к окружающей природной среде; выработанные в народной практике традиции рационального природопользования) компонентов народной педагогики;

— использование опыта народной педагогики в экологическом воспитании школьников в современных условиях рассматривается как этноэкологический аспект воспитания, включающий в себя овладение экологическими знаниями, усвоение контрольно-наглядных образцов поведения в природе, принятие традиционных этноэкологических воззрений и соединение их с современной экологической культурой; использование комплексных этноэкологических средств воспитания.

В диссертации нашла отражение проблема этнопедагогического наследия мордовского народа; выявлены возможности его использования в экологическом воспитании младших школьников.

Народная педагогика мордвы имеет продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, самостоятельную концепцию детства, представляющую собой целостную программу воспитания и обучения подрастающего поколения, ориентированную на формирование личности — трудолюбивой, физически крепкой, нравственно здоровой, коллективистской, гуманной, любящей родину и природу. Сутью народной педагогики мордвы является воспитание человека способного жить в гармоническом взаимоотношении с окружающей средой.

Воспитание бережного отношения к природе в народной педагогике осуществляется как естественный процесс, неразрывно связанный с жизнью. Положительное отношение народа к природе обусловлено причинами рационального (использование полезных свойств природной среды, польза приносимая живыми организмами) и духовного характера (эстетическое восприятие мира природы; древние народные экофильные поверья, основанные на коренных языческих традициях (любовь к земле, лесу и т.д.); жалость, сопереживание всему живому, основанные на высокой нравственности).

Сведения и рекомендации об отношении к окружающему миру содержатся в разнообразных средствах народной педагогики мордвы. В исследовании подчеркнуто, что под средством народной педагогики следует понимать любой объект окружающей действительности, содержащий элементы народной культуры и способствующий достижению воспитательных целей.

Анализ этнопедагогической литературы позволяет выделить систему средств мордовской народной педагогики, способствующую воспитанию бережного отношения к природе, которая включает три группы:

— средства материальной культуры (природа, деятельность);

— средства духовной культуры (слово, общение, фольклор, религия, искусство);

— средства соционормативной культуры (традиции, обряды, праздники, игры).

Исходя из практики использования, дана их классификация по двум направлениям:

1) утраченные в процессе исторического и социального развития общества обряды, связанные с преклонением перед «силами природы», с поклонением родным местам, традиционный опыт природопользования;

2) сохранившиеся — обряды, связанные с соблюдением экологической целостности животного и растительного мира, элементы традиционных календарных праздников, произведения устно-поэтического творчества, народные игры — рациональное использование которых в реальной жизни имеет большое полезно-практическое значение; очевидна логичность и целесообразность их введения в практику экологического воспитания учащихся в современных условиях.

Изложенные выше идеи и взгляды явились теоретической базой опытно-педагогической работы в рамках данного исследования.

Во второй главе «Пути и условия совершенствования содержания и форм экологического воспитания младших школьников Республики Мордовия средствами народной педагогики» на основе программы опытно-педагогической работы, разработанной с учетом теоретических аспектов исследуемой проблемы, осуществлен анализ педагогического опыта экологического воспитания в практике общеобразовательных школ Республики Мордовия; рассмотрены пути повышения эффективности процесса экологического воспитания младших школьников; выделены условия совершенствования данного процесса.

В исследовании отмечается, что специфика природных, социально-экономических, национальных условий, а также экологическая ситуация в Республике Мордовия делают изучение системы экологического воспитания на местном материале весьма показательным. Изучение существующего в общеобразовательных школах Мордовии передового и массового опыта экологического воспитания позволило сделать вывод о том, что предпринимаются определенные усилия для повышения эффективности экологического воспитания. Наиболее значимыми из них являются:

— осуществление экологизации содержания действующих учебных дисциплин;

— определение содержания экологического воспитания на разных этапах обучения;

— введение в учебные планы школ предмета «Основы экологии», разработка программно-методического обеспечения данного учебного курса;

— внедрение в педагогическую практику авторских моделей экологического воспитания, результатов психолого-педагогических исследований;

— с целью активизации экологического воспитания проведение мероприятий экологической направленности республиканского и городского масштабов;

— использование элементов национально-регионального компонента в содержании экологического воспитания.

В диссертации представлены результаты изучения экологической воспитанности младших школьников. Установлено:

— обусловленность уровня экологической воспитанности младших школьников возрастными особенностями и типом образовательного учреждения;

— доминирующим является средний (33,7%), достаточный (27,9%) уровни, значительную группу составляют учащиеся с низким уровнем (21,1%), самую малочисленную (16,3%), имеющие высокий уровень экологической воспитанности.

Анализ педагогического опыта экологического воспитания младших школьников в Республике Мордовия, анкетирование среди учителей позволили сделать вывод, что использование традиционной культуры, средств народной педагогики недостаточно отражено в содержании исследуемого процесса. Это объясняется: отсутствием соответствующего программно-методического обеспечения, недостаточно высоким уровнем эколого-педагогической подготовки учителей к проведению работы в данном направлении, незнанием реального состояния экологической воспитанности младших школьников.

Исходя из теоретических положений, обоснованных в диссертации, и анализа практического опыта, рассмотрены основные пути повышения эффективности экологического воспитания младших школьников на основе средств народной педагогики мордвы. В авторском курсе «Древо жизни» решена задача дополнения и углубления знаний и представлений учащихся природоведческого и экологического характера на основе практического ознакомления с природой и использования средств народной педагогики.

В процессе реализации курса также решены и другие задачи: обогащение знаний младших школьников сведениями о природе родного края, в том числе и содержащимися в этнопедагогическом наследии мордовского народа; углубление знаний о национальных традициях, обычаях, народной культуре, формирование основ национального самосознания; развитие эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру; закрепление практических умений и навыков природоохранной деятельности. Реализация программы основана на следующих принципах:

— сочетания национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей;

— региональных особенностей в определении содержания экологического воспитания; диалога культур;

— учета возрастных, индивидуальных, национальных особенностей личностного развития; целостного подхода к развитию личности;

— преемственности и систематичности педагогических воздействий. Система работы по реализации курса включала следующие направления:

а) содержательное (содержание воспитания, формы, методы и средства организации работы по экологическому воспитанию младших школьников на основе личностного и деятельностного подходов);

б) организационно-управленческое (система принципов и условий по использованию курса в учебно-воспитательном процессе; взаимодействие с младшими школьниками, родителями учащихся).

В ходе реализации курса осуществлена взаимосвязь знаний, оценочных суждений, чувств, убеждений, получаемых младшими школьниками на занятиях курса, с их повседневной жизнью, формирующей опыт экологически грамотного поведения. Уделено значительное внимание организации практической деятельности в природной среде; установлена целесообразность использования педагогических ситуаций экологического характера, творческих заданий, заданий по организации наблюдений, исследовательской работы в природе, предполагающих использование средств народной педагогики мордвы.

В диссертации раскрыта роль семьи в экологическом воспитании младших школьников, показана необходимость расширения ее возможностей в использовании средств народной педагогики: представлена система работы с родителями учащихся, направленная на их включение в разнообразные формы работы по экологическому воспитанию (совместное проведение экскурсий, праздников, занятий курса, участие в природоохранной деятельности); разработаны рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников в семье.

Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, совокупность критериев экологической воспитанности младших школьников, установлена прямая зависимость между процессом формирования экологической культуры личности младшего школьника и полнотой реализации заданных педагогических условий по использованию курса «Древо жизни» в учебно-воспитательном процессе начальной школы. На основании результатов срезов, проводившихся в ходе опытно-педагогической работы, построены диаграммы и таблица. На сводной таблице наглядно видны результаты срезов в начале и в конце эксперимента в контрольных и экспериментальных классах.

Таблица 1. Динамика перехода уровней экологической воспитанности младших школьников в ходе опытно-экспериментального исследования

источник