Меню Рубрики

Доу развитие речи средствами устного народного творчества

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
консультация на тему

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и, конечно же, культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В конце ХХ века в нашей жизни появилось большое количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день приобрела особую значимость.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные и поучительные сказки – все это сочинил великий и бессмертный русский народ.

Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают маленького ребёнка. Некоторые потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок запоминает стишки – потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Когда ребенок становится старше, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему не всегда под силу, а вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае. Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Позже заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Сочетание действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают его речь и артикуляционный аппарат, мышление, фантазию.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки образны, поэтичны. Они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Недаром великий поэт А.С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Скороговорки – тоже игра со словом. В них используются слова, похожие по звучанию, одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что-то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют закреплению правильного произношения звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Ю.Г. Илларионова, автор пособия «Учите детей отгадывать загадки» считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Для прибауток характерны уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться передавать увиденное с помощью слова. Использование прибауток — лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свой движения с ритмом прибаутки. Прибаутки способствуют развитию образной речи.

Чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в них сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Чистоговорки можно использовать в работе над речевым дыханием, для формирования правильного звукопроизношения, для развития и совершенствования речевого слуха, для тренировки в смене громкости голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.

Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы его обманули на чепухе. Нелепицы открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька»; способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка способствует развитию связной речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Таким образом, произведения устного народного творчества эффективно развивают речь детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.

источник

Екатерина Пушкарёва
Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

— Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество — фольклор. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества. Сюда входят такие фольклорные жанры:

4. Русские народные сказки

5. Народные игры.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками)

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. (учат скороговорку)

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. (произносят беззвучно)

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. (произносят шепотом)

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. (произносят произносят)

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный ответ на рисунке. (по очереди 2 подгруппы отгадывают).

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.

Игра «Отгадай по описанию». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

Например: круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз)

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

— не бездельничай с другими;

— учи младших по возрасту.

— закончи дело, потом отдыхай;

— начал какое-то дело – доделай;

«Один за всех и все за одного»

— всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

— стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

— трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

— ленивый не добьется успеха в жизни;

— трудись и добьешься целей в жизни;

— учи младших по возрасту трудолюбию.

— не обижайся без оснований;

«Как проворна ни будь ложь, а от правды не уйдешь»

— как не лги, а правда выяснится;

— правда сильней, а ложь слабей.

2. Игра «Какая пословица лучше?»:

Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.

Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.

Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.

Лучше иметь двух новых друзей, чем одного старого.

Лучше старый друг, чем два новых.

Лучше не иметь ни старых друзей, ни новых.

3. Игра Озорные буквы в пословицах и поговорках»

Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.

1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).

2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).

3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).

4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).

5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).

6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).

7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).

8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).

9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).

10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).

11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).

Читайте также:  Красить ресницы народными средствами

12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие задания по сказкам:

1. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

— Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это?

Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр.

Затем переходим непосредственно к работе с моделями.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.

Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .

Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;

Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;

После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

5. Народные игры.

Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру с платочком, т. к. скоро праздник Масленица, водящий становится Масленицей. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу

Дети останавливаются, а Масленица становясь между двумя детьми и произносит:

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают по внешнему кругу. Тот кто добежал до Масленицы быстрее и взял платок с плеча, становится водящим.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною была выбрана тема по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».

— Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе. (раздаются буклеты по теме)

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

План самообразования «Устное народное творчество в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие инновационной.

Мастер-класс «Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи, образности речи. Чтение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей.

Самообразование «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: выявление и изучение значения устного народного творчества.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

источник

Некрасова Любовь Сергеевна,

АОУ ДО «Детский сад «Сказка»

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ним. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.

Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

— свободное речевое общение;

— культурно – языковая среда;

— обучение родному языку и речи на специальных занятиях;

— различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

— различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

— использование произведений народного творчества;

— взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Задачи развития речи

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.

Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

Работая в детском саду много лет, наблюдая за детьми, делая ежегодную диагностику, сделала вывод, что важнейшим принципом обучения родному языку является комплекс решения всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии при ведущей роли связной речи. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Овладение связной речью составляет важнейшее условие подготовки к обучению в школе.

Для решения общей задачи необходимо выделить частные задачи:

  1. Развитие произносительной стороны речи, т.е. воспитание культуры речи. Прежде всего, ребёнок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением.
  2. Совершенствовать словарь и мелкую моторику. При знакомстве детей с фольклором расширять словарь детей, с помощью специальных приёмов добиваться, чтобы дети не только знали, но и понимали смысл необходимых слов. Использование различных пальчиковых игр, ощупывание предметов, определение свойства предмета тоже способствует развитию речи.
  3. Развитие звуковых навыков устной речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.
  4. Создавать условия способствующие развитию активной речи. Умение детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень активной речи зависит от состояния словаря ребенка, насколько он овладел грамматическим строем языка, умение строить фразы, слушать и самому придумывать рассказы.
  5. Способствовать развитию умения детей слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения.
  6. Развивать воображение, память, внимание.

Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством (опыт работы)

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, я выбрала направление в своей работе: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством».

Впервые я набрала детей от 1,5 лет до 2 лет. Вот здесь я столкнулась с трудностью, как пройдет адаптация детей к дошкольному учреждению, когда дети впервые останутся без мамы и папы в новой обстановке. Тогда-то особую значимость приобрело народное творчество – фольклор. Ведь в период адаптации к новой обстановке, когда дети скучают по дому, маме, еще не могут общаться с другими детьми, взрослыми важно найти подход к каждому ребенку. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я начала использовать малые фольклорные формы: потешки, песенки, пестушки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период использовала потешки:

Дети вспоминают, как ласково играли с ними мамы и бабушки. Внимательно начинали прислушиваться и переставали плакать. Вместе с родителями в группе подбирали игрушки так, что среди них были персонажи из потешек и песенок: петушок, гуси, заинька, кошечка, мишка, ёжик и т.д.. Это все ласковые и успокаивающие игрушки.

Через несколько дней я заметила, что дети уже с охотой шли в группу, брали игрушки, просили поиграть, спеть песенки, рассказать потешку. Потешки помогали наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие детки наоборот расшалились и не могут успокоиться. И тут на помощь опять приходил фольклор:

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты. Когда укладывала деток спать, во время умывания, еды, бодрствования.

В раннем возрасте важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. А малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи.

В таких народных произведениях имеются звукоподражания голосам птиц и животных, что вызывает желание повторить, а значит развивает речь. В потешках малыши улавливают доброе, гуманное ко всему живому. Помогают привыкнуть малышей к малознакомым людям. Благодаря фольклору, адаптация прошла быстро. Да и речь детей заметно улучшилась.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с детским фольклором развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям , воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит.

Поэтому в 1 младшей группе вместе с узкими специалистами решили использовать народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности.

Познакомила родителей со своими планами и предложила им принять участие, а также оказать помощь в их осуществлении. Так в группе появились вышивки, деревянные игрушки, предметы, уголок ряжения, а в книжном уголке книги с яркими картинками (сказки, потешки, песенки, прибаутки, загадки). Игровой уголок пополнился новыми игрушками т. к. игра является основным видом деятельности в детском саду. Игра- это ещё и комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Такую радость доставляют народные произведения, народные игры. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи:

С этим братцем – песни пел.

— Сорока – Ворона кашу варила

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Читайте также:  Какими народными средствами можно вылечить шпору

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Колпачок», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.

Во время игр всем детям хочется быть главным героем (петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки, которые служат для справедливого распределения ролей

— Здравствуй Ванечка дружок

В народных произведениях есть огромный материал для использования в сюжетно- ролевых играх. Так курочка-рябушка идёт на речку за водичкой – цыплят поить; кисонька — мурысонька идёт на мельницу за мукой, чтоб испечь прянички; сорока — белобока – кашу варит, чтобы деток кормить, а котик идёт на торжок:

Самому съесть иль Ванечке снесть

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках, песенках оживают явления природы ( «ночь пришла темноту привела», «Солнышко — вёдрышко» обогрело «телят, да ягнят, да ещё маленьких ребят».

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

Давай солнышко – колоколнышко.

Стихи, потешки, песенки, поговорки, прибаутки, образные слова представляют собой ту ценную звуковую среду, которая благоприятствует освоению языка, развитию восприимчивости к звучанию художественного слова. Помогают установить с ребёнком эмоциональный контакт.

В общении с детьми с детьми стараюсь повторять известные потешки. Что даёт возможность проявлять речевую активность детям:

Общение детей со взрослыми, образец их речи способствуют формированию вкуса и «чувства языка». Художественное слово народного поэтического творчества сопровождает детей ещё с раннего возраста. Когда дети ещё совсем маленькие песенки, потешки пропиваются, проговариваются ласковым голосом. Но в более старшем возрасте использовала разную интонацию:

Белолапа не скули строгим голосом

Тёмна ноченька – не спится

Моя Танечка боится ласково

Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно договаривать и проговаривать, выделяя голосом некоторые слова в тексте

Чтобы речь детей стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использовала народные песенки «Сорока-белобока», «Идёт коза…», «Чики-чики кички, берёзовые лычки…».

В своей работе использую инсценирование народных произведений, что помогает добиться предельного понимания содержания и развитие речи:

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит. Сколько много знаний дети получают при ознакомлению с окружающим миром. Так при знакомстве с сказкой «Как коза избушку построила» дети узнали о деревьях и их особенностях (на дубе растут жёлуди, с яблоньки падают яблочки). Под каким деревом можно построить избушку, а под каким нельзя. Из народных песенок дети узнают о быте народа его жизни. В народе дорожили колыбельным песенном мастерством и передавали из поколения в поколение. Песенки учат детей, что нужно делать если «ребёнок» заплакал. Его нужно качать, баюкать:

Детский фольклор учит детей играть

На лошадке в красной шапке

По ровненькой дорожке на одной ножке

Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.

Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки. Так загадка про цыплёнка

С начало дети отгадывают готовые загадки, а затем начинают придумывать сами, тем самым развивается словотворчество.

Народное творчество (фольклор) способствует развитию математических способностей. При знакомстве детей со счётом использую такие потешки, как «Сорока, сорока…», На улице три курицы

1,2,3,4,5- пошли пальчики гулять

А этот пальчик сел и всё съел!

Считалки помогают вести счёт в игре, помогая тем самым выбрать ведущего в игре.

«Шла машина из Тамбова потеряла три вагона».

Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма, необходимые в песне в танце. Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемые впечатления. Песенность, в лучшем смысле этого слова, присущая считалкам помогает использовать их на музыке.

Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.

Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Так при прослушивании песенки «Пирожок» дети руками показывают, как мнут тесто, лепят пирожок. Во время прослушивания народной песенки:

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Дети выполняли движения ногами.

Исполняя песенку «Жили у бабуси два весёлых гуся…» дети показывали как гуси вытягивают шеи, моют лапки, а в конце песенки муз. Руководитель исполняла танцевальную музыка, а дети придумывали движения сами.

Перед пением песенок делаем артикуляционную гимнастику, используя народные песенки:

Использовали разную силу голоса

В наши двери входит Тихон

Музыкально – ритмические движения сопровождаем речевыми играми. Это и хороводные игры: «Мы на луг ходили…», «Зайка серенький сидит…», «Ходит Ваня…». А игры на музыкальных инструментах сочетаем со звучащими жестами, рифмами:

Труба точенная, позолоченная

Сочетание музыки, движений, при использовании детского фольклора помогает делать занятия увлекательными, интересными доставляет большую радость детям и помогает развивать речь детей.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь, поэтому использование детского фольклора на занятиях по физической культуре благоприятно действует на развитие речи детей. Так упражнение на дыхание используем детскую потешку: «Петушок, петушок…», где на слова «Ку-ка-ре-ку…» дети делают выдох. Это комплекс ОРУ по потешку «Наши уточки с утра…». Для распределения ролей используем считалки. Подвижные игры «Воробушек и кот», где нужно проговаривать слова

Это и игры малой подвижности:

Вот с такими носами
Вот с такими руками …

Чёткое проговаривание слов в сочетании с движениями делает игру интересной, занимательной и оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.

Особый отклик находят малые фольклорные формы в сердцах и душах детей, используемые в художественно – эстетическом воспитании. Здесь также используются загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, потешки. Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, совершенствованию звуковой культуры:

Ра – ра — ра – месит тесто детвора

Ра – ра — -ра – с глиной нам играть пора.

Загадка – это одна из самых распространённых, задорных и таинственных разновидностей фольклора. Она учит понимать красоту родного языка, слышит, сколько удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов.

Палочкою этой могу построить я

Знакомство с героем, можно осуществлять с помощью сказки., игры, во время, которой дети осваивают движение персонажа, что обогащает их воображение, жизненный опыт. Например, дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик, радуется куколка.

На занятиях также используются песенки, потешки. Так вовремя физминутки дети обыгрывают потешку: «Сорока – белобока», «Ладушки – ладушки».

В конце занятия проводится игра игр с главным героем:

Уточка луговая, серая, полевая,

Под кустиком, под берёзкой,

Сама утя поплыву
Детей своих поведу

Неоценимую роль в развитии художественного вкуса оказывают сказки. На занятие «приходят» герои любимых сказок(петушок, колобок, курочка, бычок), дети показывают как они кричат т.е. произносят звукоподражательные слова, просят помочь им, что тоже способствует развитию речи.

Ранний возраст для ребёнка- это начало жизненного пути . И пусть этот путь в в самом начале будет освещён солнцем народного творчество. Результаты проделанной работы свидетельствуют , что использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения. Приятно видеть, когда ребёнок радостно выбегает к родителям и весело, оживлённо рассказывает им новую потешку, сказку, загадывает загадку, или как он научился говорить быстро скороговорку.

Значит день прошёл не зря !

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Дети познают окружающий мир. Детский фольклор способствует развитию речи.

Взаимодействие с родителями по развитию речи.

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников – важное направление в работе детского сада по развитию речи детей.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

  1. Индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.
  2. Работа с подгруппой родителей, у детей, которых обнаружены схожие проблемы в речевом развитии.
  3. Создание игр и книжного уголка по развитию речи при участии родителей.
  4. Размещение педагогической странички педагогическом уголке с советами родителей по развитию речи.
  5. Консультации для родителей по развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического строя, звуковой культуры речи.

а) Так для развития словаря рекомендую родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.

б) Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.

в) Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне (Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?).

г) Использовать игровые упражнения «Зимние словечки», «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».

д) Для развития грамматического строя речи советую проводить игры «Помечтаем, что было бы…», «Я начну, а ты закончи», «Скажи одним словом», «Скажи наоборот».

е) Советую разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.

6. Проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, спортивных состязаниях, театрализованных представлениях.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

5. Хрестоматия для маленьких.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002335

Штрих код (№ квитанции) 62502670051783 Дата отправки 22 января 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

источник

Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки — все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи.

Просмотр содержимого документа
««Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»»

«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей ДОУ

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки — все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых. Они ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Котя-котенька-коток,
твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать —
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу —
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.
Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал.
Ребенок вслушиваясь в потешки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях. Потешки можно также использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание ее повторить.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.

Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Читайте также:  Увеличение роста груди народными средствами

Дети с удовольствием повторяют:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии.
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки.
Кроме того, потешки пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Адресованные детям потешки удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Сменяют потешки, прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Ане снесть?
Я и сам укушу
Да и Ане принесу.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Петя-Петя-Петушок,
Петя — красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке — сережки!

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова:
Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать;
На дворе- трава, на траве-дрова.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры. Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.
Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них — богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребенок достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой.
Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка -«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество — источник чистый и вечный.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

источник

Дата публикации: 10.11.2017 2017-11-10

Статья просмотрена: 4310 раз

Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 244-246. — URL https://moluch.ru/archive/179/46317/ (дата обращения: 01.10.2019).

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи [6, стр.26].

Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются такие воспитательные задачи, как:

‒ развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;

‒ развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;

‒ открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;

‒ при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;

‒ приучить разыгрывать сказки по ролям;

‒ заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки — это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки, совершённые персонажами, положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.

Они помогают показать детям: как добро помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый юноша (смелый, сильный, честный, добрый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, стр.31].

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество — это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, стр.4].

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, стр.27].

В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.

С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / А. М. Викулина. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. — 138 с.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  4. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. — 160 с.
  5. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. — 1991, № 9 — с.16–20.
  6. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 128 с.
  7. Доронова Т. Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Т. Н. Доронова. — М.: Обруч, 2010. — с.119–127
  8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 1 — с.18–28.
  9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005, № 5 — с.28–35.
  10. Куприна Л. С., Бударина Т. А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 400с.
  11. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации / Л. А. Лялина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
  12. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов — 4-е изд. / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  13. Пидручная С. Сказки — за безопасность детей / С. Пидручная // Дошкольное воспитание. — 2008, № 2 — с.124–127.
  14. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе / Т. Поштарева // Дошкольное воспитание. — 2009, № 5 — с.24–28.
  15. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р. Халикова // Дошкольное воспитание. — 1988, № 5 — с.13–17.

источник