Меню Рубрики

Двигательная активность детей по народными средствами

Цель: повысить уровень знаний и степень ответственности педагогов по соблюдению двигательного режима детей в условиях образовательного учреждения.

педагоги дошкольных групп.

План проведения семинара:
Теоретическая часть:

а). Сообщение “Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников”.
б). Анкетирование педагогов “Организация двигательной активности детей”.

Практикум для педагогов “Час здоровья”.

Сообщение старшего воспитателя по проблеме

В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: “Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей”.

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Подвижные игры классифицируются по:

1). степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.);
3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л.В.Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).

Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе. В плане морального развития Д.Б.Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так в игре в лапту, ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, “засаленного” ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель– помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются нечасто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: “Помоги Артему завязать шарф; “Помоги Маше убрать кубики”. Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды (“Чье звено скорее построит дом?”, игры– эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа – очень ловкий. – Ловишке трудно поймать его). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).

Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и оценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна и ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Воспитание морально-волевых качеств и активизация мыслительной деятельности ребенка в играх протекает успешно при условии систематической, хорошо организованной педагогической работы, при условии грамотного целенаправленного руководства взрослого. “Руководя игрой. нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства следует исключить всякого рода принуждение. нужно очень деликатно влиять на чувства детей, направлять работу их мысли и воображение. Только при таком руководстве развивается игровое творчество” (Д.В.Менджерицкая). И к пяти годам дети проявляют творческую активность, которая выражается в их способности придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А.В.Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном возрастном этапе игра выступает как важное средство обучения. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазание, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании подвижных игр младших дошкольников, поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и косвенное обучение движениям (игра). Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед ними ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников. Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр старших дошкольников. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально– волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Подвижные игры находят широкое применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы ходьбы на лыжах, катания на коньках, езды на велосипеде, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности. Таким образом, подвижная игра, как и дидактическая игра, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Подвижная игра – основная форма работы с дошкольниками по физической культуре. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.

“Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха”. (Из “Декларации прав ребенка на игру”, принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году).

Уважаемые педагоги, отвечая на вопросы анкеты, подчеркните один из предложенных вариантов или напишите свой.

1.Провожу утреннюю гимнастику с детьми:

2. Комплексы гимнастики соответствуют требованиям (количество упражнений, упражнения на разные группы мышц, выдерживается продолжительность гимнастики по времени и др.)

3. Использую физкультурные минутки на занятиях:

источник

Надежда Билентьева
Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Итоговый отчёт по самообразованию на тему:

«Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».

Инструктор по физической культуре:

Новокузнецкий городской округ.

Цель: Приобщение детей к народным играм, формирование знаний об окружающем мире через знакомство с народами страны. Формирование знаний, умений и навыков, общефизической активности детей.

Дети всегда с удовольствием принимали участие в народных играх, особенно им нравятся игры со словами и речевками. Поэтому, чтобы в большей степени привить детям интерес к народным играм, с учётом их возрастных особенностей, я взяла эту тему на 2 года.

Особое внимание в 2014 – 2016 учебных годах уделяла народным играм. Подобрала материал по данной теме, пополнила свои знания. Регулярно использовала народные игры на занятиях, праздниках и развлечениях во всех возрастных группах.

Для воспитателей был проведён мастер-класс на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей в течении дня». Был предоставлен материал по русским народным играм для детей разных возрастных групп. Так же была проведена консультация для родителей на тему: «Русские народные игры в детском саду».

В детские праздники и развлечения старалась включать русские народные игры. За 2014 — 2016 учебный год были проведены следующие праздники и спортивные развлечения, где использовала русские народные игры:

1. «Добрый мир для всех детей

2.«Зарница» на воздухе для детей старшего дошкольного возраста с родителями воспитанников ДОУ.

3. Спортивное развлечение к 23 февраля: «Мой веселый звонкий мяч!» «Самый ловкий, быстрый, смелый».

4. «Праздник мыльных пузырей».

На следующий год планирую продолжить физкультурно-воспитательную работу. Уделить внимание формированию у воспитанников потребность в систематических оздоровительных и закаливающих мероприятиях через сотрудничество с семьями воспитанников. Способствовать эмоциональной раскрепощённости детей, стремиться к высокому уровню физической подготовленности детей совместно с родителями. Для этого я выбрала новую тему для самообразования » Традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей дошкольного возраста«.

1. Андреасова М. Народная игра, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.

2. Коротков И. М. Подвижные игры детей.

3. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду.

4. Зацепина М. Б. Праздники и развлечения.

5. Муллаева Н. Б. Конспекты сценарий занятий по физической культуре для дошкольников.

6. Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет.

7. Грядкина Т. С. Физическая культура.

8. Овчинникова Т. С. Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников.

9. Тимофеичева И. В. Оськина О. Е. Ладушки, Развивающие игры – занятия для детей раннего возраста.

10. Волчкова Н. В. Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.

11. Волчкова Н. В. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ.

12. Изучение материалов на интернет ресурсах.

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у.

Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей,.

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Развитие двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста с учётом здоровьесберегающих технологий Бюджетное Дошкольное Учреждение «Детский сад№3» Советского района г. Воронеж «Физическая культура становится средством тогда, когда она.

Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван его изменить». М. А. Горький Проработав в детском саду всего.

Конспект прогулки с использованием различных пособий для двигательной активности детей старшего дошкольного возраста ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 656 Конспект прогулки с использованием.

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.

Читайте также:  Народные средства избавления от зубного камня

Мастер-класс «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики» Цель.

Рекомендации для родителей по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Недостаток движения – причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной.

Способы организации самостоятельной двигательной активности детей на зимнем участке Прогулка для ребенка- это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение.

источник

Марина Овечкина
Двигательная активность детей в детском саду

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии.

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей.

В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На участках имеются веранды, скамейки, ворота для игры в мяч и в хоккей, горки, стойка для метания в цель, бревна для ходьбы, подлезания и перелезания, лестницы для лазания.

В центре имеется физкультурная площадка. Здесь есть модули для занятий и двигательной активности детей.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. В своей работе мы исходим из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Мы ведем в саду вторую зарядку после сна – «гимнастику пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастику ходьбой по » дорожкам здоровья». На музыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию движений под музыку. Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные коммуникативные и пальчиковые игры, игры с пением. Кроме этого проводим спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, малоподвижные игры перед прогулкой и после неё.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Понимая, что вопрос двигательной активности как здоровьесберегающей основы физического воспитания детей – важен, сложен и многогранен, особое внимание следует уделять планированию. Мы планируем двигательную активность по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

1-ый этап педагогического процесса — » Утро «- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планируем игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её мы проводим в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий, где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – «Прогулка». В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка — благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с, после чего перейти на ходьбу.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

3-ий этап педагогического процесса «Вторая половина дня».

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой.

После дневного сна в каждой группе воспитатели проводят бодрящую гимнастику. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. В старших группах воспитатели добавляют самомассаж. Дети просыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажные коврики и по «дорожкам здоровья «, расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. В каждой группе имеются «родительские уголки», на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.

На основе результатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ему моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет, через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Разработанный в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.

Двигательная активность детей на прогулке в зимний период Двигательная активность детей на прогулке в зимний период» Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение.

Двигательная активность детей на прогулке (вторая младшая группа) Задачи: Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей» Наши детки-настоящие маленькие непоседы. Как поется в одной известной песенке «Должен он бежать и прыгать,всё хватать,ногами дрыгать,а иначе.

Двигательная активность детей Двигательная активность детей дошкольного возраста является одним из наиболее важных компонентов здоровьесберегающих технологий, применяемых.

Двигательная активность детей дошкольного возраста в течение дня Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на.

Двигательная активность детей. Использование нестандартного оборудования в средней группе Сохранение и укрепление здоровья ребёнка — первооснова его полноценного развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной.

Консультация для педагогов «Двигательная активность детей на прогулке в зимний период» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №14 Плохоцкая С. В. Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно.

Консультация для педагогов «Двигательная активность детей в течение дня» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию. Буду рада Вашим отзывам. Консультация для педагогов «Двигательная.

Двигательная активность детей на прогулке по территории детского сада Видео Конспект занятия по двигательной активности детей на прогулке. Средняя группа. Тема: Двигательная активность детей на прогулке по территории.

Самостоятельная двигательная активность детей в условиях ограниченного пространства САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА. Самая, пожалуй, главная задача полноценного физического.

источник

Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
консультация по теме

Консультация для педагогов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крутинский детский сад «Светлячок»»

Крутинского муниципального района

«Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».

Подвижная игра — это источник радостных эмоций, она вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость.

Читайте также:  Народное средство если ушиб на копчик

Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и др. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников.

Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой в настоящее время осуществляется в различных видах детской деятельности:

— игровая деятельность (народные подвижные игры);

— экскурсии в выставочные залы, театры;

— организация выставок изделий национального декоративно прикладного творчества;

Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. С помощью народных подвижных игр создавать у детей бодрое, радостное настроение. И через народные подвижные игры прививается любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям.

Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.

Посредством народных подвижных игр развивается у детей интерес к культурному наследию народа. Воспитывается уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например как:

«Кисонька», «Овощи», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений) , развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!

.1 Значение подвижных игр и упражнений

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей привел меня к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.

Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. На мой взгляд, данная тема достаточно актуальна и своевременна. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.

На мой взгляд, широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.

Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того, чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, — все это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры, как средства повышения ДА.

Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.

Младший дошкольный возраст – это период совершенствования речевого аппарата. Многие дети имеют серьезные речевые нарушения, затрудняются в общении. Поэтому я стараюсь включать в подвижные игры как можно больше речитативов, стихотворений, скороговорок, считалок, потешек, имитации звуков характерных для насекомых, птиц, зверей. Ярким примером тому служат народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. В комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. В своей работе я часто использую народные подвижные игр, которые составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решить поставленные задачи.

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале я даю детям общее представление об основных видах движений, создаю условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта.

Однако, я всегда помню, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приемов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребенка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности. Поэтому я составила подборку игр и игровых упражнений, направленных на регулирование ДА детей. (см. приложение)

При разработке рационального двигательного режима я не только стремилась удовлетворить биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. (см. приложение)

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому я позаботилась об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности.

источник

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.

В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков.
Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.

После 3 лет значительно меняются координационные возможности ребенка, совершенствуется ходьба. И сразу же малыш заинтересовывается поиском препятствий и их преодолением. Он карабкается на горку, пытается перешагнуть через предметы, не обходит вниманием ни одну ступеньку лесенки. Но малыш еще довольно неуклюж.

К 4-м годам происходит прогресс, меняющий общий стиль движений дошкольника. Четырехлетний ребенок подвижен, много бегает, легко прыгает на одной ножке, отлично удерживая равновесие.

В среднем и старшем дошкольном возрасте двигательная активность отличается разнообразием. Интересные игры, соревнования, спортивные упражнения – доступные и посильные занятия. У детей закладывается базовая физическая подготовка, формируются такие качества организма как выносливость, координация движений, быстрая реакция, ловкость, скорость.

Определимся, что такое двигательная активность дошкольников. Можно выделить несколько основных видов:

  • естественные действия в повседневной жизнедеятельности
  • подвижная игровая деятельность
  • организованные физические упражнения
  • самостоятельная активность по внутреннему побуждению ребенка
  • комплексы движений, которые выполняет ребенок с подачи другого человека

Если взрослый предлагает ребенку собрать каштаны на прогулке в парке, или сверстник азартно призывает «Догони меня!», это пример побуждения дошкольника к активному движению.

У каждого ребенка проявляются свои предпочтения. Одни предпочитают бегать-прыгать большую часть времени бодрствования. Выделяются гиперактивные дети, которые неспособны выдержать состояние покоя даже незначительное время. Чрезмерная активность так же нежелательна, как и ее недостаточность.

Часть дошкольников отличается не в меру выраженной усидчивостью. Особенно привязывают ребенка к месту интерактивные и компьютерные игрушки. Поэтому актуален поиск путей повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Элементы двигательного развития заложены практически во всех видах деятельности, которыми занимаются дошкольники. Возьмем занятия художественным творчеством. Для того чтобы рисовать, лепить, конструировать, важно освоить специальные движения руками. Но все же, двигательная активность в подобных занятиях минимальна.

Другое дело, танцевальная практика. Обучение танцевальным движениям – тот случай, когда формирование определенных движений и умелое их выполнение становится целью деятельности.

Родители, обеспокоенные малой двигательной активностью своего ребенка, могут решить проблему через посещение танцевального кружка для малышей.

Но в первую очередь необходимо использовать возможности естественного детского времяпрепровождения. Многие ресурсы развития дошкольника заложены в игровой деятельности, познавательных прогулках, самостоятельных занятиях.

Главное назначение подвижных игр как раз и состоит в развитии двигательной активности. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.

Чаще всего, подвижные игры способствуют развитию одного-двух физических качеств. Например, в «пятнашках» главная задача догнать и коснуться участника, и дети, прежде всего, тренируют беговые навыки. Но многие игры развивают несколько качеств:

  • Внимание и скорость реакции
  • Наблюдательность и ловкость
  • Выносливость и координацию движений

Примером, где важны внимание и быстрая реакция, являются игры, в которых выполняются действия по команде («Кто быстрее», «Третий лишний»). Различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках требуют координации и выносливости.

Подвижные игры, кроме своего физического назначения, выполняют важную функцию эмоциональной разрядки и способствуют развитию общения дошкольников. Их значение невозможно преувеличить.

Отправившись на прогулку в парк или лес, дети получают благодатную среду для развития как познавательного интереса, так и двигательной активности. Но просто побегать и попрыгать ребенку быстро наскучит. Поэтому взрослым стоит загодя продумать небольшую программу игр и упражнений на природе.

Младшему дошкольнику интересно искать цветы в траве, собирать желуди или шишки, обдувать одуванчики и подобные привлекательные занятия. Увидев яркую бабочку, малыш подражает взмахам крылышек насекомого. Услышав рассказ о зайчиках, ребенок прыгает по тропинке. В таком возрасте природа выступает фоном сюжетной игры, и дети с удовольствием выполняют роли лесных жителей.

Для дошкольников среднего и старшего возраста подойдут упражнения на достижение конкретных целей. Нарисовав круг, они учатся попадать шишкой или камушком в цель. Пользуется популярностью игра «Замри!». Непринужденная обстановка актуализирует воображение, и дети по команде застывают в самых замысловатых позах.

Читайте также:  Убрать кислоту во рту народными средствами

С интересом выполняют упражнения на координацию движений с закрытыми глазами. Например, выбрав в качестве маяка одно из деревьев, предложите ребенку дойти до него с расстояния метров 10-15, закрыв глаза. Вначале обязательно нужно пройти этот путь с открытыми глазами, потом вернуться в исходное положение и повторить с повязкой на глазах. Повязку ребенок снимает, когда услышит команду «стоп». Как правило, детей удивляет, насколько они уклонились в сторону. Поэтому после первой попытки с задором предпринимают следующие.

Такой организованный активный отдых очень нравится дошкольникам. И, если вначале побуждение к игре исходит от взрослых, то в дальнейшем старшие дошкольники придумывают новые упражнения. Важно только позаботиться о том, чтобы их идеи были безопасны в реализации.

Развитие двигательной активности дошкольников не может и не должно опираться исключительно на организованные формы занятий. Дети предпочтут действия, если для них созданы привлекательные условия.

Редкий ребенок отказывается от катания на велосипеде, если у него есть детский вариант этого вида транспорта. В трехлетнем возрасте малыш осваивает трехколесный велосипед. А это развитие и координации движений, и силы ножек. Интерес к этому виду деятельности сохраняется и дальше, когда ребенок способен пересесть на двухколесный велосипед.

Сейчас распространены детские батуты. И, если есть возможность установить эту спортивную принадлежность у дома или на загородном участке, стоит ею воспользоваться. Прыжки на батуте оказывают комплексное положительное действие на развитие всего организма (имеется в виду малый детский батут, а не спортивный снаряд).

У ребенка чаще будет проявляться потребность в активном движении при виде привлекательных атрибутов. Что еще важно в данном случае, дошкольник сам определяет задачу и цель (буду кататься, хочу прыгать), ориентируется в условиях, решает, как долго он хочет заниматься, и сам же себя контролирует. Это отличные условия для расширения границ самостоятельности дошкольника, к чему он неустанно стремится.

источник

Двигательная активность (ДА) человека представляет собой целенаправленный акт движения, который он осуществляет обдуманно или бессознательно для решения какой-либо задачи. Она необходима для полноценного существования человека и поддержания его естественных биологических потребностей. Подробнее о двигательной активности детей, ее значимости и последствиях недостатка мы поговорим в данном материале.

Понятие «двигательная активность» в себя включает огромное количество движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности. Недаром говорят, что движение – это жизнь. Пока человек может полноценно двигаться, он может полноценно существовать и, более того, заниматься творческой деятельностью. Если движения ограничиваются или нарушаются, это сказывается негативно на всех системах жизнедеятельности. Особенно важна ДА для детского, еще растущего, организма. Ребенку требуется большое количество движений не только для развития костного скелета, но и для возможности выплеска эмоций и внутренней энергии. А энергии у здорового и полноценно развивающегося ребенка очень много.

Если маленькие дети часто остаются неподвижными, то они быстро утомляются и легко заболевают инфекционными заболеваниями. Острый недостаток ДА может привести и к задержке роста, умственного развития ребенка. Недаром еще с советских времен физическая культура и спорт являлись эффективными и необходимыми средствами укрепления здоровья, его сохранения, а также профилактики заболеваний и здорового образа жизни.

Развитие ребенка в первый год жизни идет настолько быстрыми темпами, что этот факт просто поражает воображение. Никогда человек больше не будет так быстро расти и развиваться, как в первые двенадцать месяцев после своего рождения. Моторика младенцев очень сложно организована. И если в первые месяцы жизни его движения подчинены рефлексам, то к концу года он уже научится не только уверенно стоять на ногах, но передвигаться в пространстве, управлять осознанно своим телом и совершать сложные манипуляции руками для исследования окружающего мира.

Не стоит думать, что новорожденный младенец «бессмысленно» машет конечностями. Эти движения рук и ног играют большую роль в последующем становлении интеллектуальных и познавательных особенностей малыша. Благодаря этим движениям он получает первичные знания об окружающем мире, а глаза начинают видеть «по-человечески». Кроме того, активные движения входят в первичную форму мышления и обеспечивают развитие интеллектуальной деятельности.

Зрение и ДА постоянно «сотрудничают», что позволяет малышу учиться координации движений. До полугода ребенок еще плохо владеет своим телом, но он уже вовсю работает его сенсомоторная координация. Видя какой-то предмет в пространстве, малыш 4-5 месяцев уже может спроектировать траекторию его передвижения, предвосхитить направление его перемещения. В возрасте 6-7 месяцев он уже будет учиться хватать предметы целенаправленно, то есть не только то, что попадается под руку, а именно тот предмет, который он «захватил» взглядом и который привлек внимание. Ребенок уже будет понимать, что какие-то его движения рук или ног помогают достигать желаемых результатов. Например, для того чтобы погремушка издала звук, ее нужно взять ручками и потрести.
Также благодаря зрению дети до года активно подражают движениям взрослых. Глаза становятся возможностью к обучению и основным источником познания для ребенка, а руки и ноги повторяют то, что было увидено. К концу первого года жизни ребенок, помимо того, что научится ходить, ползать, хватать, поднимать и т.п., освоит еще одну интересную форму движения. Это указательный жест, который малыш показывает взрослому, чтобы тот включился в процесс и помог ему. Например, достал игрушку с верхней полки или поднял бы упавшую с пола ложку.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект .

Несмотря на то что природа сделала наше тело «умным» и умеющим развиваться самостоятельно, родителям обязательно нужно помогать ребенку в развитии его двигательной активности. Для этого нужно делать следующее:

  1. Прикасаться к малышу легкими движениями и всегда при этом говорить с ним. Новорожденные могут опасаться прикосновений, поэтому важно сопровождать их объяснениями мягким голосом.
  2. Проводить минимум раз в день легкую гимнастику рук и ног новорожденного.
  3. Через полчаса после кормления делать массаж и выкладывать малыша на животик, если это не противопоказано по здоровью.
  4. Не запрещать ребенку двигаться. Если малыш спит беспокойно, и вам приходится пеленать ему ручки, то во время бодрствования малыша нужно обязательно оставлять свободным и позволять ему учиться управлять своим телом.

Совет: не пеленайте малышей туго, как это делали полвека назад. Запомните, что без пеленания ножки не будут «расти кривыми», как говорили бабушки и прабабушки. Если малыш беспокоен, то лучше замените пеленки на «кокон» для новорожденных. Такая одежда позволит малышу активно двигать ручками и ножками, но при этом, он не будет неосознанно бить и царапать свое лицо и просыпаться от этих движений.

В дошкольном возрасте ребенка закладывается фундамент его здоровья. Малыш не просто интенсивно растет, но и формируется его осанка, основные движения, определенные навыки и привычки, походка, вырабатываются черты характера, которые позволяют вести в будущем здоровый образ жизни. Характер двигательного режима напрямую влияет на здоровье и иммунитет человека. Насколько часто ваш ребенок будет болеть ОРЗ, ОРВИ, и как быстро он будет выздоравливать, зависит не столько от экологической обстановки вокруг и количества заболевших, сколько от ваших семейных традиций и пристрастии к физической культуре.

Существует два условных типа двигательной активности:

  • Регламентированная. То есть та, которая представляет собой условно суммарный объем направленно воздействующих на определенные участки тела движений, определенных физических упражнений и иных специально избираемых действий.
  • Нерегламентированная. Такая ДА включает в себя объем спонтанных физических действий, которые постоянно совершаются в процессе жизнедеятельности человека.

Самопроизвольная, то есть нерегламентированная двигательная активность является основным средством физ.воспитания детей раннего возраста. То есть малыши двигаются так, как хотят, удовлетворяя биологическую потребность организма. Это нормально для такого возраста и вполне допустимо, ведь мы не привыкли заставлять совсем малышей заниматься физической культурой. Но наблюдения последних лет показывают, что такой подход взрослых является не совсем правильным.

Движения малышей чаще всего носят однообразный характер, и в них вовлекаются не все мышечные группы. Кроме того, некорректно выполняемые в таком возрасте двигательные акты могут носить неправильный характер и закрепляться в виде стереотипов. Это может привести к функциональной асимметрии мышц, деформации опорно-двигательного аппарата и в самых сложных случаях к нарушению вегетативной системы. Именно поэтому рекомендуется знать следующее: родители должны контролировать двигательную активность их ребенка, помогать и самостоятельно подбирать для него упражнения, которые будут возмещать нагрузку на слабо участвующие в работе мышцы. Вплоть до 7 лет роль важность двигательной активности ребенка остается очень высокой по своему значению в развитии человека. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а именно ДА, как мы упомянули выше, по очень многим параметрам определяет этот процесс.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич .

Родители запомните! Занятия физической культурой с выполнением упражнений на разные группы мышц для детей дошкольного возраста имеют большое значение и участвуют в формировании головного мозга.

Дети любого возраста различаются по характеру, темпераменту и, соответственно, по типам двигательной активности. Чаще всего их выделяют три:

  • Средняя подвижность. Ровное, спокойное поведение, вполне равномерная подвижность на протяжении дня характерны для этого типа. Среднеподвижного ребенка можно определить по его уверенным движениям, которые имеют четкость и точную направленность. Считается, что в процессе физического воспитания такого ребенка вполне можно положиться на «саморегуляцию» и «природность» детского организма, эти качества у них проявляются ярко. Родителям важно создать комфортные условия для малыша, в которых он сможет полноценно расти. Это достаточное место для двигательной активности, место для игрушек и минимальный набор физкультурного оборудования.
  • Малая подвижность. Дети с малой подвижностью должны вызывать опасения у родителей, ведь часто их организм наиболее подвержен для заболеваний, иммунитет слабый, а болезни протекают долго и тяжело. Определить такого ребенка можно по его пассивности, общей вялости. Он быстро устает, не любит играть со сверстниками, робкий и неуверенный в себе, старается играть сам и подальше от активных детей. Низкая активность ребенка часто может быть спровоцирована неудовлетворительным климатом в семье или группе детского сада, однородностью предметной среды. Нередко причиной такого поведения являются и запреты взрослых. Поэтому запомните: малоподвижность у детей дошкольного возраста недопустима и не может быть нормой поведения!
  • Большая подвижность. Детей с большой подвижностью всегда «видно издалека». Их поведение иногда носит неуравновешенный характер, они не всегда могут управлять своими движениями, не успевают вникнуть в суть того, что сами делают. Чаще всего такие дети выбирают прыжки, бег и занятия, не требующие «замысловатости». Не стоит чрезмерно активных детей воспринимать как глупых или неуправляемых. Они отлично обучаются, могут прекрасно владеть своей речью и излагать мысли, но при этом в прямом смысле любят стоять на голове и двигаться в любых условиях и ситуациях. Таким детям очень важно давать возможность удовлетворить собственную потребность в движении. Ограничивать и «приучать» к спокойному поведению нельзя! Важно не запрещать двигаться, а направлять энергию активного ребенка в правильное русло. Нужно давать ему физические задачи (пробежать определенное количество кругов, забросить в корзину мяч несколько раз подряд, пройти не упав по мостику и т.п.) и мотивировать на их выполнение.

Двигательная активность школьников, особенно старших классов, часто бывает сниженной в сравнении с их активностью в период раннего детства. Школьнику не только приходится ограничивать свою естественную потребность в движении, но и в течение длительного времени поддерживать неудобную статическую позу, сидя во время уроков за партой. Такого рода малоподвижное положение негативно отражается на многих системах организма ребенка, особенно на дыхательной и сердечно-сосудистой. Застой крови в конечностях приводит к снижению работоспособности всего организма, а в частности мозга. Мышцы становятся слабыми, не могут нормально поддерживать тело, развивается сутулость, становится заметной плохая осанка, сердце является слабым и не натренированным.

Под воображением понимается способность сознания создавать неповторимые, уникальные и новые образы, опираясь на полученный ранее опыт. Этот психически .

В рамках общеобразовательных учреждений вопрос об оптимизации двигательной активности детей решается за счет активного физического воспитания. Учителя на уроках физкультуры должны уделять серьезное внимание этому вопросу, грамотно подбирать упражнения для нормализации двигательного режима, профилактики гипокинезии, нарушений осанки, укрепления каркаса мышц и т.п. С таким же подходом к развитию своих детей должны подходить и родители, которые вместе с ними могут регулярно отдыхать на природе, заниматься спортом, каждое утро делать гимнастику, ходить в походы и т.п.

источник