Меню Рубрики

Эстетическое воспитание детей средствами народного искусства

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками — это дерево, глина, кость и т. д.

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

  • 1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
  • 2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
  • 3. Единство материала и технического приема.
  • 4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
  • 5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
  • 6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
  • 7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Резьба по дереву( домовая резьба, игрушка)

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

Каргопольская игрушка и т. д.

С. Красное Костромской обл.

Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.

Резьба по кости(ларцы, гребешки)

Тобольская, Архангельская обл.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [7, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

источник

Самоанализ «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»

Макаровой Натальи Владимировны

Группы дошкольного образования

Начиная с дошкольного возраста, человек должен получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому тему для самообразования выбрала следующую:

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа. Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное, отсюда и вытекает цель: Использование народного декоративного-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности. В дошкольных учреждениях педагог осуществляет эстетическое воспитание, решая важные задачи:

— приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное и театральное искусство, архитектура и др.), как классическим, так и народным, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети;

— формировать у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает;

— формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей;

— систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;

— развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием нравственного облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания:

1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная

литература, архитектура, театр).

2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).

3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу. Предметную среду. Особое внимание следует уделить созданию эстетической развивающей среды. Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:

— тесная связь с искусством;

— индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

Читайте также:  Народные средства от тли домашней

— «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т. Е. Этим должны быть охвачены все дети без исключения;

— направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;

— взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Работу по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связываю со всеми сторонами воспитательного процесса, использую различные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности:

— занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определённым темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);

— самостоятельная художественная деятельность;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— преемственность между всеми возрастными группами;

— взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление; (Приложение 1).

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. В своей работе по эстетическому воспитанию я применяю следующие методы:

Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий).

Метод побуждения к сопереживанию.

Эстетическое воспитания формирует восприятие, воображение, память, развивает интересы, чувства, склонности и способности. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах и постепенно. В результате выполнения самых простых требований у детей формируется чувство ритма, формы, цвета. Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетический впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов (Приложение 2).

Знакомлю детей с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства Приложение 3).

Широко использую созданные детьми произведения в жизни группы, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети участвуют в создании декораций к играм — драматизациям, к праздникам, изготавливаем детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы (Приложение 4).

Работа по эстетическому воспитанию осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, спрашиваю их о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагаю описать виденное, заостряю внимание на том, что особенно понравилось. Расспрашиваю детей и об их любимых сказках, стихах, рассказываю о том, что сама видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение детям необходимо. Оно стимулирует желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Осуществляя работу по развитию детского творчества, включаю детей во все процессы подготовки к исполнению, выслушиваю их мнения, советуюсь с ними, стараюсь создать непринужденной обстановки. Для эффективного развития детского творчества включаю в педагогический процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Считаю неуместными замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий. Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Большое внимание в своей работе уделяю знакомству детей с произведениями художников-иллюстраторов детских книг, что обеспечивает успешное изображение детьми животных и тем самым доставляет им радость от того, что им удалось выполнить ту или иную работу (Приложение 5).

В своей работе я так же использую: сказки, загадки, поговорки, пословицы. Устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки (Приложение 6).

Естественную потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах удовлетворяю через знакомство с декоративно – прикладным исскуством:

Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Стараюсь выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства осуществляется через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, воспитываю в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного, умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Стараюсь, чтоб ребёнок почувствовал и понял, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Развитие чувства цвета — важная задача. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут. Использования цвета в декоративном рисовании усложняю постепенно. Начинаем с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчиваем оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. На занятиях по декоративному рисованию использую различные формы, вырезанные из бумаги: блюдца, овальные подносы, ковш, платье, варежка, головной убор и т.д. Каждая форма требует украшения определённым декоративным узором и в определённых местах. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен сочетаться с цветом бумаги. Например, если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняется на тёмном фоне. Приложение 7.

В хохломской росписи используем простейшие элементы травного орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик»), они рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Так же используем самый простой способ рисования «тычком», что очень нравится детям. Приложение 8.

Роспись филимоновских игрушек строится по нетрадиционной схеме: цветные полоски (младший возраст), чередуем со звучными локальными пятнами. Со старшими детьми используем более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко» Приложение 9.

Самым распространённым видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Дети очень любят рисовать цветы. Роспись выполняем поэтапно. И для них всегда чудо, когда просто на чёрном фоне появляются сказочные цветы, они воспринимают это как волшебство, что даёт массу положительных эмоций.

Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем несравнимой декоративностью и красочностью, что очень привлекает Контрастные сочетания ярких цветов — красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают дымковскую роспись особенно жизнерадостной и веселой Приложение 11.

В Городецкой росписи используем маховую живопись для цветов, напоминающие соцветия шиповника, купавы Нарядность и декоративность росписи возрастает от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов Приложение 12.

Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко, её можно выполнять на керамике, стекле, дереве, бумаге. Используем акварельные и гуашевые краски; ватные палочки и фабричные кисточки, зубочистки и просто пальцы, что детям очень нравится. Они чувствуют тепло красок, так как в этой росписи они самые яркие и сочные. Приложение 13.

Для воспроизведения узоров гжельской росписи сначала предлагаю окаймляющий орнамент, который выполняем приёмом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. По мере совершенствования навыков мотивы росписи усложняю, повторяющиеся цветы с завитками и листьями. Приложение 14.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством, разными его видами, в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Совместно с детьми создаём интересные изделия, используем их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. При обучении декоративной лепке учу детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему. Учу детей работать с инструментом: печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В декоративной лепке используем различные способы: оттягивание, прищипывание, ленточный способ. Лепка очень хорошо развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация. В своей работе с дошкольниками использую взаимосвязь занятий по аппликации и рисованию. Считаю это важным, так как содержание одного из них является подготовкой для успешной работы над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях использую как симметричные, так и силуэтные приёмы вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством в дошкольном возрасте это незаменимое средства формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения. Созданные детьми работы дышат радостью и радуют взор красочностью. Занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Расширяет представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства. Формирует эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети эмоционально отзывчивы при восприятии произведений народных мастеров. Научились рисовать несложные декоративные элементы. Могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. Используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ. Самостоятельно определяют последовательность выполнения несложных работ. Детям очень нравится применение различных видов материала: глина, ракушка, крупы, ткани различных фактур и расцветок, бересту, соломку, гуашевые краски, цветные мелки и пастель и т.д. Таким образом, можно определить важность значения народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста в эстетическом воспитании в целом.

«Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится Вносить в свою жизнь красоту

Начиная с дошкольного возраста, человек должен получить начало эстетического воспитания, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда, общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. В своей профессиональной деятельности приоритетным направлением считаю эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому тему для самообразования выбрала следующую:

«Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством»

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа. Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное, отсюда и вытекает цель: Использование народного декоративного-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры, формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитию творческих способностей. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности. В дошкольных учреждениях педагог осуществляет эстетическое воспитание, решая важные задачи:

Читайте также:  Восстановить микрофлору влагалища после антибиотиков народными средствами

— приобщение детей к прекрасному через знакомство с искусством (литература, музыка, изобразительное и театральное искусство, архитектура и др.), как классическим, так и народным, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети;

— формировать у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает;

— формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей;

— систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей;

— развивать художественно — творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием нравственного облика ребенка — дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Специалисты выделяют 3 группы средств эстетического воспитания:

1- Искусство (изобразительное искусство, музыка, детская художественная

литература, архитектура, театр).

2- Окружающая жизнь, природа, эстетическая развивающая среда (оформление помещений учреждения).

3- Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (театрализованные игры; художественно-речевая, музыкальная, изобразительная деятельность).

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу. Предметную среду. Особое внимание следует уделить созданию эстетической развивающей среды. Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:

— тесная связь с искусством;

— индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

— «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т. Е. Этим должны быть охвачены все дети без исключения;

— направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;

— взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Работу по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связываю со всеми сторонами воспитательного процесса, использую различные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности:

— занятия, в том числе интегрированные, где воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определённым темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);

— самостоятельная художественная деятельность;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— преемственность между всеми возрастными группами;

— взаимодействие детского сада с семьей. Художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все условия для самостоятельной творческой деятельности, поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать кукольное представление; (Приложение 1).

Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. В своей работе по эстетическому воспитанию я применяю следующие методы:

ü Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий).

ü Метод побуждения к сопереживанию.

Эстетическое воспитания формирует восприятие, воображение, память, развивает интересы, чувства, склонности и способности. В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах и постепенно. В результате выполнения самых простых требований у детей формируется чувство ритма, формы, цвета. Для того чтобы понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетический впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов (Приложение 2).

Знакомлю детей с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства Приложение 3).

Широко использую созданные детьми произведения в жизни группы, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети участвуют в создании декораций к играм — драматизациям, к праздникам, изготавливаем детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы (Приложение 4).

Работа по эстетическому воспитанию осуществляться в течение всего дня, начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, спрашиваю их о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагаю описать виденное, заостряю внимание на том, что особенно понравилось. Расспрашиваю детей и об их любимых сказках, стихах, рассказываю о том, что сама видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение детям необходимо. Оно стимулирует желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтобы детей окружала красота. Осуществляя работу по развитию детского творчества, включаю детей во все процессы подготовки к исполнению, выслушиваю их мнения, советуюсь с ними, стараюсь создать непринужденной обстановки. Для эффективного развития детского творчества включаю в педагогический процесс игры, игровые ситуации, игровые приемы. Считаю неуместными замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий. Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Большое внимание в своей работе уделяю знакомству детей с произведениями художников-иллюстраторов детских книг, что обеспечивает успешное изображение детьми животных и тем самым доставляет им радость от того, что им удалось выполнить ту или иную работу (Приложение 5).

В своей работе я так же использую: сказки, загадки, поговорки, пословицы. Устное народное творчество — представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки (Приложение 6).

Естественную потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах удовлетворяю через знакомство с декоративно – прикладным исскуством:

Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Стараюсь выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства осуществляется через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.

Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, воспитываю в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного, умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Стараюсь, чтоб ребёнок почувствовал и понял, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Развитие чувства цвета — важная задача. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут. Использования цвета в декоративном рисовании усложняю постепенно. Начинаем с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчиваем оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. На занятиях по декоративному рисованию использую различные формы, вырезанные из бумаги: блюдца, овальные подносы, ковш, платье, варежка, головной убор и т.д. Каждая форма требует украшения определённым декоративным узором и в определённых местах. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен сочетаться с цветом бумаги. Например, если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняется на тёмном фоне. Приложение 7.

В хохломской росписи используем простейшие элементы травного орнамента («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик»), они рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом. Так же используем самый простой способ рисования «тычком», что очень нравится детям. Приложение 8.

Роспись филимоновских игрушек строится по нетрадиционной схеме: цветные полоски (младший возраст), чередуем со звучными локальными пятнами. Со старшими детьми используем более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко» Приложение 9.

Самым распространённым видом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. Дети очень любят рисовать цветы. Роспись выполняем поэтапно. И для них всегда чудо, когда просто на чёрном фоне появляются сказочные цветы, они воспринимают это как волшебство, что даёт массу положительных эмоций.

Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем несравнимой декоративностью и красочностью, что очень привлекает Контрастные сочетания ярких цветов — красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают дымковскую роспись особенно жизнерадостной и веселой Приложение 11.

В Городецкой росписи используем маховую живопись для цветов, напоминающие соцветия шиповника, купавы Нарядность и декоративность росписи возрастает от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов Приложение 12.

Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко, её можно выполнять на керамике, стекле, дереве, бумаге. Используем акварельные и гуашевые краски; ватные палочки и фабричные кисточки, зубочистки и просто пальцы, что детям очень нравится. Они чувствуют тепло красок, так как в этой росписи они самые яркие и сочные. Приложение 13.

Для воспроизведения узоров гжельской росписи сначала предлагаю окаймляющий орнамент, который выполняем приёмом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. По мере совершенствования навыков мотивы росписи усложняю, повторяющиеся цветы с завитками и листьями. Приложение 14.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством, разными его видами, в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Совместно с детьми создаём интересные изделия, используем их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей. При обучении декоративной лепке учу детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему. Учу детей работать с инструментом: печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В декоративной лепке используем различные способы: оттягивание, прищипывание, ленточный способ. Лепка очень хорошо развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация. В своей работе с дошкольниками использую взаимосвязь занятий по аппликации и рисованию. Считаю это важным, так как содержание одного из них является подготовкой для успешной работы над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях использую как симметричные, так и силуэтные приёмы вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством в дошкольном возрасте это незаменимое средства формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития чувства юмора и элементарных навыков рукоделия, формирования личного отношения. Созданные детьми работы дышат радостью и радуют взор красочностью. Занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Расширяет представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства. Формирует эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети эмоционально отзывчивы при восприятии произведений народных мастеров. Научились рисовать несложные декоративные элементы. Могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. Используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ. Самостоятельно определяют последовательность выполнения несложных работ. Детям очень нравится применение различных видов материала: глина, ракушка, крупы, ткани различных фактур и расцветок, бересту, соломку, гуашевые краски, цветные мелки и пастель и т.д. Таким образом, можно определить важность значения народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста в эстетическом воспитании в целом.

источник

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

Читайте также:  Убрать спайки народными средствами отзывы

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

-единство содержания и формы

—коллективность эстетических переживаний и творчества

-учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность.

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

источник

студент 3 курса, кафедры ПНО СФ БашГУ,

ст. преподаватель СФ БашГУ,

Воспитание на социально-эстетических идеалах народа позволяет детям тоньше и глубже чувствовать красоту родной культуры, осознавать себя сынами своей родины. Важным средством по эстетическому воспитанию и формированию активного творческого индивида является народное искусство, которое объединяет в себе устного фольклора, музыкального и изобразительного искусства. При изучении народного искусства дети знакомятся с традициями, обычаями, особенностями жизни своего народа, приобщаются к народной культуре.

Исследования педагогов и психологов (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, и др.) показали, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, пользоваться им в творческом процессе.

Успешность решения данной задачи зависит от ряда факторов. Следующие факторы применительно в младшем школьном возрасте: воспитание и обучение соответственно уровню трудности программы начальной школы возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обучающихся; сотрудничество педагога и обучающегося; применение средств и методов в учебно-воспитательном процессе, которые содействовали бы развитию младшего школьника без воздействия со стороны взрослых и без ущерба творческим проявлениям обучающегося.

Народное искусство это художественное народное творчество, фольклор, художественно — творческая деятельность народов; создаваемые народами поэзия, музыка, театр, танцы, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В творчестве народов отражены воззрения, идеалы и стремления народа, его творческие фантазии, мысли, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье [3, с. 39].

Сила воздействия на младшего школьника произведений народного творчества будет наиболее эффективной, если ознакомление с ними проводится, основываясь на собственную деятельность ученика. В работе с младшими школьниками необходимо добиваться того, чтобы они принимали активное участие при исполнении песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., с желанием включались в работу на занятиях по изобразительному искусству, в процессе подготовке к праздникам и развлекательным мероприятиям. В центре внимания по эстетическому воспитанию обучающихся в начальных классах необходимы такие решающие задачи, которые развивают эстетическое восприятие, творческую активность, формируют эстетической оценки.

В процессе эстетического воспитания младших школьников большую роль играют средства народного искусства. К ним относятся: пословицы, загадки, народная музыка, народные песни, танцы, народный театр, народные сказки.

Пословицы удовлетворяли многих духовных потребностей людей: познавательно-интеллектуальных (образовательные), производственных, эстетических, нравственных и др. [2, с. 88].

Загадки способствуют развитию мышление детей, приучают их анализировать предметов и явлений из окружающей действительности. Они представляют собой комбинированных средств воздействия на сознание, которые имеют своей целью осуществить умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования индивида.

Педагогическое значение народных песен в том, красивому пению учат, а оно, в свою очередь, учит прекрасному и добру [3, с. 50].

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек) [3, с. 30].

Сказки имеют важное воспитательное воздействие на обучающихся. Они знакомят обучающихся с событиями, которые происходили в историческом прошлом, участниками этих событий. Дети и сказка — неразделимы, поэтому ознакомление их со сказками народов должно обязательно входить в процесс образования и воспитания каждого обучающегося.

Следовательно, эстетическое воспитание в народной педагогике является передачей подрастающим поколениям эстетических отношений народа к действительности через всех видов его творческой художественной деятельности, привитием подрастающему поколению понятия о красоте и ее идеале, которые охватывают всех предметов и явлений окружающей действительности, включая и природу и человеческого общества с целью воспитания индивида с высокими нравственными качествами, который способен жить и творить согласно законам красоты.

При выборе музыкальных и изобразительных произведений народного творчества важно учитывать следующее: доступность содержания и формы для восприятия младших школьников и использование ими в самостоятельном творческом процессе; привлекательность, яркость образов и элементов, которые обеспечивают влияние на эмоциональность обучающегося, вызывают положительные эмоции и интерес; использование наглядности; возможность включения эстетических аспектов в жизнь обучающегося; разные виды деятельности, которые доступны ребенку; единство содержаний и форм; коллективные эстетические и творческие переживания; необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку; учет возрастных особенностей.

В отдельных случаях музыкальное и изобразительное искусство взаимосвязаны. Народную музыку включают в занятия изобразительного искусства, когда обучающиеся создают композицию по мотивам народных промыслов.

Значительные возможности эстетического воздействия заключены в устном фольклоре, который необычайно интересен и представляет собой кладезь мудрости, историческую память народа. Особенно это важно, если учитывать, что учащиеся младших классов имеют относительно поверхностных представлений о народном творчестве, о традициях, народных праздниках. Кроме того, сказки, пословицы, потешки, скороговорки, загадки и поговорки обогащают содержательность и образность речи и стимулируют эмоциональные отклики детей, делают восприятие народного искусства глубоким и осознанным. Ознакомление учащихся с изделиями народных умельцев можно как на отдельных занятиях, так и вне занятий со всем классом и индивидуально, используя следующие методы и приёмы: изучение предметов декоративно-прикладного искусства. Цель этих занятий является: дать детям общих представлений о жизни и быте, о промыслах народа; рассматривание образцов народного декоративного искусства с целью ознакомления детей с народными орнаментами, народными узорами и сочетаниями элементов орнамента и композиции в целом; рассказ о художественном наследии народа в традиционных изделиях мастеров народа; посещение выставки по декоративно-прикладному искусству с целью закрепления знаний учащихся о многообразии видов и жанров искусства народа; прослушивание народных музыкальных произведений; использование потешек, народных сказок, стихов, загадок; лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликации, художественное творчество, конструирование; организация в школе выставок декоративного искусства и работ, учащихся по его мотивам.

В процессе ознакомления с искусством народа, кроме решения социальных эстетических задач: развитие умения ощущать красоту, создавать и беречь ее, развить и психических процессов, необходимых для успешной творческой работы и для общего развития младших школьников являются важными также решения задач по нравственному воспитанию, уважения к своему народу, чувства гордости за талант и труд народных мастеров, за народное искусство, любовь к Отчизне. Разработан ряд методик по развитию восприятия предметов по декоративно-прикладному искусству (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Грибовская) с использованием подлинных народных образцов в синтезе с ярким поэтическим словом, которое пробуждает интерес у младших школьников. Учащимся демонстрируется иллюстрационный материал: альбомы, наборы художественных открыток. Согласно методике Н.А. Дмитриевой, включение декоративно-прикладного искусства в работу младших школьников целесообразно в следующих формах [1, с. 204]: ознакомление с определенным видом искусства; проведение практических занятий, которые позволяют учащимся овладеть способами воссоздания в изобразительном процессе мотивов народного орнамента.

На занятиях по созданию декоративной композиции, исходя из мотивов народного декоративного искусства, надо чаще пользоваться народной музыкой. Это вводит младших школьников в атмосферу народного искусства, создает повышенное настроение, воздействует более глубоко, содействует проявлению интереса к таким занятиям. В ходе знакомства с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства необходимо начинать работу с изучения предмета, установить его форму, основных средств выразительности, узора, цвета, композиций, взаимосвязь между формой предмета и его украшением, соотношения величины элементов. Всё это способствует развитию эстетического восприятия, способности целенаправленно рассматривать узор, формирует понимания красоты изделий, созданных народными мастерами. Является важным предусмотрение обучения к правильной эстетической оценке, умению высказать свое отношение к произведениям народного искусства, развития творческой активности в ходе деятельности (музыкальной, изобразительной).

Широкие возможности эстетического воздействия имеет народная музыка. Искусство музыки является одним из главных факторов по эстетическому воспитанию и развитию творческой активности учащихся младших классов. Воздействуя непосредственно к чувствам, музыкальное искусство формирует у ребенка эмоциональной чуткости, способности к сопереживанию, создает радостное настроение, подъема. Народные музыкальные произведения непринужденно, нередко в веселой, игровой форме ознакамливают учащихся с обычаями и бытом народов, трудом, бережным отношением к природе, любви к жизни, чувством юмора. Наиболее распространенное и доступное средство — это песня. Народная песня является одним из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь учащегося как основа музыкальной культуры. Характерными чертами песенного народного творчества являются: правдивость, поэтичность, разнообразие мелодий, ритма, ясность, простота. Даже из простых песен, доступные детям младших классов, высоко художественны. Народный песенный материал способствует эффективному решению задач по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся младших классов.

Таким образом, в народное искусство имеет больших воспитательных возможностей, которое позволяют приобщению детей к духовной культуре своего народа. Народное искусство наглядно демонстрирует жизненные идеалы, эстетических ценностей художественных вкусов. Включение младших школьников в различные виды художественной деятельности, которые основаны на материалах народного творчества является одним из основных условий полноценного эстетического воспитания младшего школьника и развития его художественно-творческой способности.

Список литературы

  1. Дмитриева Н. А. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Наука, 2007. – 278 с.
  2. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М., Изд-во «Мысль», 2010. – 202 с.
  3. Чанчиболова Г. П.Как я знакомлю детей с пословицами разных народов. – М., 2004. – 63 с.

источник