Меню Рубрики

Эстетическое воспитание средствами народного искусства

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство — это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками — это дерево, глина, кость и т. д.

Также можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:

  • 1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов.
  • 2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которое обуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни.
  • 3. Единство материала и технического приема.
  • 4. Традиционность. Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
  • 5. Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
  • 6. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
  • 7. Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Резьба по дереву( домовая резьба, игрушка)

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

Каргопольская игрушка и т. д.

С. Красное Костромской обл.

Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.

Резьба по кости(ларцы, гребешки)

Тобольская, Архангельская обл.

Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.

Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.

В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с самодельными товарами, народные гулянья.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [7, 26].

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

источник

Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

-единство содержания и формы

—коллективность эстетических переживаний и творчества

-учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность.

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

Читайте также:  Ишемический инсульт головного мозга народными средствами

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.

Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

источник

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аристова Ульяна Викторовна. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 230 c. РГБ ОД, 61:99-13/1089-1

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 15

1.1. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников 15

1.2. Возрастные психофизиологические особенности развития подростков и влияния народного искусства на формирование их личностных качеств 25

1.3. Дидактические основы эстетического воспитания и художественного образования школьников на занятиях по изучению русского народного костюма 36

1.4. Системно-комплексный подход к содержанию художественного образования и эстетического воспитания средствами народного искусства 48

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 53

ГЛАВА 2. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 55

2.1. Русский народный костюм как средство эстетического воспитания 56

2.2. Традиции народной одежды в обучении и воспитании школьников 68

2.3. Русский народный костюм как объект художественно-творческой деятельности учащихся 82

2.4. из истории развития русского народного костюма 97

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 110

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 112

3.1. Структура содержания и методика организации изучения русского народного костюма 112

3.2. Выбор методов обучения, их сущность и возможности практического использования в процессе изучения русского народного костюма 141

3.3. Этапы, анализ и результаты экспериментального исследования 160

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 174

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального, целостного воздействия на личность. Именно в народном- декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение.

Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в процессе эстетического воспитания и развития личности учащихся.

Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоническому развитию их личности, разви-

вает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и охранять культурное богатство нации. Чем раньше начинается такое приобщение, тем лучше его результат. Т.Я.Шпикалова подчеркивала: «История и жизнь народа, народные идеалы, народный характер находят отражение и в народном и в профессиональном искусстве. Народное чувство мира свойственно народному мастеру и профессиональному художнику. Но основу для восприятия культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искусст-вом».(263;с.220).

Эстетическое воспитание следует рассматривать в непосредственной связи не только с изучением народного искусства. Оно также связано с декоративно-творческой деятельностью в области народного художественного творчества.

Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством художественного труда школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, развивая таким образом способности к творчеству. Кроме этого школьникам представляется возможность приобрести политехнические навыки по работе со всевозможными инструментами, приспособлениями и материалами.

Организуется такого рода деятельность в’ школе, которая остается главным звеном всей системы эстетического воспитания, а также в других учреждениях, функционирующих в границах образовательного пространства, для которых активно разрабатываются вариативные программы обучения.

Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской школы такими педагогами как А,В.Бакушинский, Г.В.Лабунская, В.Е.

Пестель, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.Ф.Шехтель. Особенности образного языка народного искусства усиливают его эстетико-воспитательное воздействие. Все вместе позволяло, по их мнению, развивать эстетическую восприимчивость к явления и предметам окружающего мира.

Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении школьников рассматривали Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, О.С.Молотобарова, Р.А.Бардина,Т.Я.Шпикалова, В.С.Кузин, А.С.Хворостов, П.В.Лосюк.

Значение народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали Ю.П.Желтоухов, П.В.Лосюк, Л.Н.Любарская, Ю.В.Максимов, Б.Ф.Сюзева, Т.Я.Щпикалова, А.СХворостов, В.В.Корешков, Т.СКомарова, Н.П.Сакулина.

Опыт эстетического воспитания в школах, расположенных в местах художественных промыслов, где народное искусство сохранилось в этнографической среде анализировали в своих исследованиях В.А.Барадулин, Ю.Б.Максимова, Л.К.Шевчук.

Вопросы общей и возрастной психологии освещены в трудах
Л.СВыготсокого, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова,
Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,

А.Я.Понамарева, П.Н.Ракицкого, Д.В.Эльконина и др.

Наше исследование в педагогическом плане опирается на труды таких ученых и педагогов, как Н.К.Крупская, Э.М.Моносзон, В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, С.Т.Шацкий. А также на дидактические положения Ю.К.Бабанского, И.Д.Зверева, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В. Краевского.

Разносторонний анализ произведении народного изобразительно-
пластического искусства производился ПХ.Богатьгревьш,
Н.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Вороновым, М.А.Некрасовой,

Т.М.Разиной, Б.А.Рыбаковым, А.Б. Салтыковым, А.К.Чекаловым. Названные искусствоведы-исследователи рассматривали народное искусство с точки зрения философии и культуры, эстетики и этнографии, изучали его в психологическом, историко-краеведческом, нравственном аспектах.

Общие вопросы теории эстетического воспитания и художественного образования разрабатывались в трудах многих ученых, в том числе Г.В. Беды, В.С.Кузина, БХ.Лихачева, Е.Е.Рожкова, Н.Н.Ростовцева, Е.ВЛІорохова.

Художественно-эстетическому развитию личности ребенка посвящены работы Д.М.Кабалевского, Б.В.Квятковского, В.А.Космянской, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, А.ПСидельниковой, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Н.Б.Халезовой, В.Н.Шацкого, Б.ПЮсова.

В последние годы вопросы методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н.Ростовцева, ТЛВ.Беда, В.СКузина, Н.П.Сакулиной, Е-В-Шорохова, К.Е.Ералина и других ученых. С точки зрения настоящего исследования нас особенно интересовали диссертационные исследования А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, В.В.Корешкова, В.КЛебедко, Р.М.Варцава, В.Д.Черкасова.

Но не смотря на наличие большого числа исследований по проблеме эстетического воспитания детей и использования декоративно-прикладного искусства в этом процессе перед образовательными учреждениями стоит проблема поиска путей его дальнейшего совершенствования. Одним из средств решения этой задачи является использование в обучении и воспитании такого вида народного декоративно-прикладного искусства как русский народный костюм.

Описания русской традиционной и праздничной одежды известны

нам из обобщающих трудов дореволюционных ученых по истории России, ее духовный и материальной культуре, народном быте -Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, М.Забылина, А.Н.Афанасьева, П.В.Киреевского, П.В.Шейна, А.В .Терещенко.

В 20 — 30-е годы такие авторы И.Е. Лебедева, НИ Гринкова, Д.К. Куфтина изучали материал, порой, декор, орнаментику композиции русского крестьянского костюма ими была разработана типология русской и восточнославянской одежды, выяснялась история возникновения и развития ее отдельных элементов и форм.

Орнаментации крестьянской одежды были посвящены работы таких авторов как В.В.Стасов, В.АХородцов, Л.А.Динцес, Б.А.Рыбаков, Г.С.Маслова и других, выполненные в разное время. Они рассматривали орнаментальные мотивы в качестве историко-этнографического источника, отражавшего сложность народного сознания. Г.С. Маслова также исследовала роль народно одежды в восточнославянских обычаях и обрядах.

Основные эстетические принципы народного искусства были сформированы В.С.Вороновым. П.Г.Богатырев определил в своих исследованиях функциональную природу народной одежды и представил народный костюм как многофункциональную знаковую систему. М.А.Некрасова исследовала специфику художественного образа в народном творчестве, установила всеобъемлющий принцип ансамблевости в народном искусстве.

Декоративное решение русской женской одежды ХГХ-нач.ХХ вв. изучала И.П.Работнова, Т.Н.Тропина рассматривала русский народный костюм в контексте народной художественной культуры. СП. Исенко исследовала эстетику русского народного костюма и проблемы его сценического воплощения.

В области моделирования одежды выделяются работы Т.В.Козловой, которая исследовала русский народный костюм с точки зре-

ния использования его конструктивной основы для создания современных конструкций одежды. Ф.М.Пармон предложил систему классификации предметов костюма, его конструкций и рассматривал его как художественно-конструкторский источник в творчестве художников-модельеров. Г.С.Горина также изучалала вопросы использования народных традиций в современном костюме, а Т.К.Стриженова рассмотрела этот вопрос в ходе развития отечественного моделирования

Т.Я.П1пикалова рассматривала участие в педагогическом процессе всего народного искусства как особого типа художественного творчества. В предложенной системе обучения и воспитания наряду с другими видами народного искусства предлагалось знакомить детей с русским народным костюмом.

Отдельные аспекты изучения костюма и использования в обучении художественно-проектной деятельности поднимались в исследованиях Е.В,Плотниковой, Т.ВХановой, Ю.В.Коваленко, Л.М.Стратоновой, Е.В.Ковешниковой, которые предлагали с его помощью развивать эстетический вкус, дизайнерское и художественное мышление, активизировать творческий поиск обучаемых.

Вместе с тем на сегодняшний день не проводилось отдельного педагогического исследования по вопросу улучшения и совершенствования эстетического воспитания школьников посредством изучения русского народного костюма.

Одновременно в Базисном плане общеобразовательной школы предусмотрены образовательные области «Искусство», «Ознакомление с окружающим миром», «Технология», в составе которой находятся «Изобразительное искусство и художественный труд», «Обязательные занятия, занятия по выбору», «Факультативные занятия, индивидуальные и групповые занятия», каждая из которых включает изучение народного ис-

кусства, народного быта, существует необходимость более глубокого ознакомления с искусством народного костюма, как важной части материальной и духовной культуры русского народа. Это особенно актуально в связи с возрастающим интересом общества к истокам национальной культуры и искусства, историческому прошлого своего народа.

Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества, как русский народный костюм, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.

Цель исследования. Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования учащихся с учетом специфики национального декоративно-прикладного искусства России, в частности русского народного костюма в процессе их художественно-образовательной деятельности.

Объект исследования. Эстетическое воспитание учащихся среднего школьного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства (костюма).

Предметом исследования выступает система отношений и зависимости между занятиями по изучению народного декоративно-прикладного искусства (костюма) и эстетическим воспитание и развитием учащихся.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что эстетическое воспитание учащихся в средней школе и в учреждениях дополнительного образования может быть существенно улучшено, если:

Читайте также:  Ожог от горячей воды народными средствами

— использовать специфику воспитательных возможностей познавательной и художественно-творческой деятельности школьников, связанной с изучением русской традиционной и праздничной одежды;

использовать воспитательные и развивающие возможности искусства русского народного костюма как специфического средства эстетического воспитания;

разработать необходимый методический и дидактический материал по проблеме исследования;

то это послужит цели улучшения и совершенствования эстетического воспитания в школах и в других учебных учреждениях (дополнительного образования).

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования необходимым стало решение следующих задач:

определить возможности использования искусства русского народного костюма в системе эстетического воспитания и художественного образования;

выявить психолого-педагогические факты, влияющие на улучшение эстетического воспитания в процессе изучения русского народного костюма;

изучить историю особенности структуры декоративного и художественного решения, различные функции и образный язык русской традиционной и праздничной одежды;

изучить и обобщить педагогический опыт преподавания вопросов народного декоративно-прикладного искусства, а также народного костюма;

разработать и научно обосновать методику обучения, состоящую из заданий и упражнений по данной тематике;

апробировать разработанную программу и экспериментально проверить и проанализировать эффективность предложенной методики в условиях средней школы;

— на основе экспериментальной программы разработать методиче
ские рекомендации для преподавателей, занимающихся эстетическим и
художественным воспитанием.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;

изучение нормативной и программно-методической документации;

обобщение педагогического опыта по существующей проблеме;

использование методов беседы, анкетирование интервьюирования учащихся, учителей школ и учреждений дополнительного образования;

длительное педагогическое наблюдение по специально разработанным программам во время выполнения упражнений и заданий;

анализ продуктов творческой деятельности учащихся (рисунки, зарисовки, эскизы);

проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных;

Исследование проводилось с 1993 по 1999 год в четыре этапа.

На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы. Проводился поисковый эксперимент, позволивший построить структуру дальнейшего исследования.

Второй этап (1994-1995 гг.) включал в себя продолжение систематического анализа специальной литературы. Происходило изучение опыта преподавания различных аспектов народного декоративно-прикладного искусства в Русской исторической общеобразовательной школе № 167 САО г. Москвы, школах № 645, 656, 218 с целью обобщения исходных

теоретических и практических положений преподавания. Продолжалось проведение поискового эксперимента.

На третьем этапе исследования (1995-1997 гг.) были разработаны и экспериментально проверены методы, пути и средства улучшения эстетического воспитания учащихся на занятиях по художественному освоению русского народного костюма, как одного из видов народного декоративно-прикладного искусства.

На четвертом этапе (1997-1999 гг.) обобщались и анализировались полученные данные, происходило написание текста исследования.

Эксперимент проводился на базе учреждения дополнительного образования в Художественной школе САО г. Москвы.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что:

— разработана методика использования в учебно-воспитательном
процессе материалов по русскому народному костюму и организации ху
дожественно-творческой деятельности, определены приемы, формы, мето
ды работы в соответ вития школьников;

научно обоснованы требования к планированию и организации занятий по изучению костюма и эстетическому воспитанию учащихся;

созданы программы, подготовлены методические рекомендации;

в нем раскрыты воспитательные и развивающие возможности русского народного костюма, входящего в состав народного искусства, как средства эстетического воспитания школьников.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке и научном обосновании методики обучения, включаю
щей систему заданий и упражнений, обеспечивающей формирование ху
дожественного вкуса, творческого отношения к работе, а также положи
тельно влияющую на развитие личности национального самосознания

— возможности использования его результатов для повышения эффективности эстетического воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечена методологией исходных теоретических позиций, достижениями педагогической и психологической наук, искусствознания, культуры, а также разработанной методикой исследования и ее реализацией, адекватной задачам и логическим построением, выводами опытно-экспериментальной работы, проводимой с 1993 по 1999 гг., в которой было задействовано более 160 учащихся школ, 5 учителей школ., соразмерным сочетание качественного и количественного анализа собранных материалов.

Охватывают методику преподавания и суть работы школьников по изучению русского народного костюма, ее художественно-образовательную направленность и эстетического воздействия на учащихся в различных формах деятельности.

Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывалисьи обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы МПГУ им. В.И. Ленина (1994 — 1999 гг.), на курсах повышения квалификации учителей 1993-1999гг. Экспериментальная работа с учащимися по теме исследования проводилась на базе Художественной школы САО (1993 -1997 гг.).

Текст диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и иллюстрированное приложение.

Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников

Поведение будущего человека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятия действительности, от его морально-нравственных качеств. Поэтому перед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

В истории России проблемам эстетического воспитания и художественного образования всегда отводилась важная роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Они имели такое же значение как формирование логического мышления и грамота письма. В разработке основных положений эстетического воспитания принимали участие такие видные деятели того времени, как В.В.Стасов, И.Е.Забелин и другие, в советское время — А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.И.Калинин. В своих работах они обосновали связь эстетического воспитания и художественного образования совсем процессом школьного воспитания и образования. В частности они признавали важную роль искусства, в том числе народного, в этом процессе. Они также подчеркивали, что искусство поможет научить детей вглядываться в жизнь, а совместные занятия искусством способствуют их сплочению и объединению. В этом им виделось не только воспитание, но и определенная красота детской жизни. Все это создавало благоприятные условия для развития чувства коллективизма и нравственных качеств.

Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли крупнейшие советские педагоги ШХБлонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая. В своих исследованиях основную роль в этом процессе они отдавали искусству.

Таким образом с первьгх дней развития школы шло формирование системы эстетического воспитания средствами искусства, влияющего на развитие личности школьника. В учебный процесс внедрялись занятия различными видами искусства, такими как лепка, металлопластика, круже-воплетение, художественное творчество, художественные работы по дереву, папье-маше.

В процессе развития педагогической науки и становления системы школьного образования и воспитания определилось само понятие эстетического воспитания. Его сущность, основные категории, пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству были определены в трудах ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: М.Н.Афасижева, А.М.Бурова, Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, В.В. Ванслова, Н.А.Дмитриевой, В.И.Запорожец, В.ПЗинченко, Е.И.Игнатьева, А.Г.Егорова, В.И.Киреева, Б.Г.Лукьянова, Б.Т.Лихачева, Б.Ф.Ломова, Б.В.Нешумова, М.Ф. Овсянникова, В.А.Сухомлинского, Б.М.Тешгова, П.М.Якобсона и др.

Художественно-эстетическому воспитанию личности ребенка посвящены работы Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, С.Т.Щацкого, БЛХЮсова, Б.М.Неменского,Е.К.Квятковского,Д.М.Кабалевского, В.А.Сухомлинского и др.

Под эстетическим воспитанием сегодня понимается целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты». ( 236 )

Художественное образование выступает как необходимая составная часть эстетического воспитания и представляет собой процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. (236)

В течение длительного времени педагогика, на наш взгляд в недостаточной степени обращалась к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию ее эстетических и нравственных качеств. Этим объясняется тот факт, что педагоги, преподающие сегодня предметы художественно-эстетического цикла, сталкиваются с некоторыми трудностями. Такая ситуация связана с определенным заиделогизированым восприятием искусства в свою очередь отразилось на приобщении подрастающего поколения к нему. Именно кризис, связанный с обстоятельствами жизни общества, его социально-политическим устройством, мировоззренческими приоритетами, положением искусства в нашем недавнем прошлом, обусловил возникновение этих трудностей. Сегодня изменение общественной ситуации помогло искусству выйти на новую ступень своего развития. В тоже время появилось разночтение в большом количестве возникших художественно-эстетических оценок произведений искусства.

В последние годы произошел поворот педагогической теории на путь демократизации, предполагающий большую открытость ее социальным процессам, происходящим в обществе, обращение к личности учащегося, как творца, преобразующего мир.

Эти изменения вызвали собой поиск новых, нетрадиционных учебно-методических средств, помогающих решить проблему повышения эффективности эстетического воспитания школьников.

Эстетическое воспитание и развитие личности представляет собой определенную систему педагогического воздействия на личность с целью вовлечения ее в художественно-творческую деятельность с богатым эстетическим содержанием. Такая деятельность может проводиться в учебно-урочной или внеклассной, внеурочной формах обучения. Именно внеурочная форма деятельности, определяемая сегодня как дополнительное образование за счет гибкой ее организации, открывает больпше перспективы в эстетическом воспитании и развитии детей.

Учителя предметов художественно-эстетического цикла, руководители кружков и студий, преподаватели школ искусств должны учитывать в своей воспитательной работе заинтересованность учащихся в углублении знаний в области искусства, желание участвовать в художественно-творческой деятельности, обеспечивать условия ее организации. Тем самым они будут способствовать развитию познавательных интересов школьников, их вкуса и эстетических потребностей.

В основе любого вида воспитания лежат природные возможности развития человека, которые превращаются в реальные способности только благодаря организованному процессу воспитания и развития. Традиционно в нем используется целый комплекс художественно-эстетических средств, в который наравне с искусством входят: познание, труд, игра, общение, общение, природа, литература, предметная среда и др. Каждое из этих средств имеет свое эстетическое значение и обладает воспитывающими и развивающими личность возможностями.

В своем исследовании мы предлагает использовать русский народный костюм в качестве средства эстетического воспитания. На наш взгляд он обладает такими специфическими особенностями, которые позволяют использовать его в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся. В свете изложенного рассмотрим эти особенности.

Искусство — важный фактор нравственно-эмоционального воздействия на личность. Художественное произведение оказывает преобразующее воздействие на ребенка, пробуждая в нем желание творческой деятельности. К тому же, именно в процессе творчества происходит развитие наблюдений, впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности средствами искусства.

Знакомство с изобразительным и декоративно-прикладным искусством начинается еще в дошкольном возрасте и продошкается в школьных учреждениях по специально разработанным программам. Содержание этих программ учитывает специфику изучаемого предмета и психофизиологические особенности учащихся. В соответствии с этим предлагаются конкретные методы и формы работы.

На сегодняшний день в методическом обеспечении образовательного процесса существует несколько параллельных направлений. Одновременно с существующими базовыми программами обучения изобразительному искусству и технологии разрабатываются и внедряются вариантные программы, которые предусматривают более углубленное изучение традиционных видов народного искусства, либо предлагают к изучению малоизвестные области декоративно-прикладного искусства и ремесел, а также нетрадиционные технологии в свете появления новых материалов.

Среди базовых программ мы рассматривали:

— «Программы средней общеобразовательной школы. Факультативные курсы» (194),

— «Изобразительное искусство 5-8 кл.» (196),

— «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» (I-IV кл.) (201)

— «Изобразительное искусство 1-9 кл.» (199),

— «Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов (5-11 кл.)» (195),

— «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» (200),

— «Трудовое обученне. Технология I-IV классы, V-XI классы» (198)

— «Художественное вязание 9-10 классы. Художественная вышивка 8 класс.Факультативные курсы» (197)

В целом, касаясь разделов народного декоративно-прикладного искусства, все эти программы преследуют сходные цели, которые направлены на решение основных задач:

— раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

— привить любовь и развить интерес к традиционному народному искусству;

— сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанном с культурой и природой края, носителе традиций и коллективного опыта;

Читайте также:  Восстанавливает слизистую кишечника народные средства

— показать многообразие видов народного декоративно-прикладного искусства, их специфические особенности, ансамблевое единство в системе народного искусства в целом;

— познакомить с основными творческими принципами народного искусства (повтором, вариацией, импровизацией);

— развить художественно-творческие способности учащихся;

— обучить учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки и декорирования изделий.

Названные программы отражают содержание предмета и включают ценные методические рекомендации по организации и проведению занятий. Помимо программ существует и методическое обеспечение учебного процесса, в частности учебные таблицы и альбомы. Изданы также отдельные пособия, которые могут оказать существенную помощь при подготовке уроков лекционного и практического цикла.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Подольск, Московская область

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.

Бабий Любовь Николаевна , учитель начальных классов

Этнокультурная работа с учащимися на основе использования народного искусства

Изучение школьниками духовно-нравственных и эстетических достижений русского народа

Приобщение школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности

Формы включения школьников в атмосферу народных традиций

Творческие отчёты воспитанников

Формы работы с родителями

1. Этнокультурная работа с учащимися на основе использования народного искусства.

Проблема духовности в предельно широком значении неизменно возникала в эпохи

обесценения культурной национальной традиции и дискредитации идейных устоев общества. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа — актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.

В настоящее время сложились условия, при которых художественная практика обновляется, идёт переосмысление, пробуждение национального самосознания, осознание проблем этнической принадлежности к своей стране и народу. Этот процесс связан с чувствами — с любовью к своему народу, с преданностью ему, готовностью пойти ради него на самопожертвование.

Нравственно-эстетические идеалы русского народа выражались в прекрасных народных песнях, сказках, произведениях малого фольклорного жанра. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают опыт предшествующего поколения потомкам об отношении к природе, людям. Русский фольклор является неисчерпаемым источником идей, образов, сюжетов, поэтических средств, обогащающих литературу и приближающих её к народу.

2. Изучение школьниками духовно-нравственных и эстетических достижений

Мне представляется, что особую значимость для формирования этнокультуры

личности играет ориентированность школы на традиционную народную культуру и уровень сформированности на её основе эстетической культуры личности. Наиболее продуктивно она формируется через воспитательную систему школы воспитательными делами эстетической направленности на основе традиционного народного искусства.

В процессе работы с учащимися начальных классов особое внимание я уделяю поиску форм приобщения детей к русским народным ценностям. Эта работа планируется и проводится поэтапно.

Первый этап — это углублённое изучение школьниками духовно — нравственных и

эстетических достижений человечества и русского народа, в частности, отражённых в произведениях традиционного народного искусства.

Цель подобных занятий — дополнение объективных представлений и понятий о прекрасном, формирование эстетического вкуса школьников, развитие и закрепление национально-эстетических взглядов, ценностей и убеждений. На данном этапе для

пополнения школьниками интеллектуально — эстетического потенциала, я использую такие формы, как пятиминутки «Живые слова», библиотечные часы (былин, сказок, загадок), проведение заочных путешествий в «Страну народных мудростей» и аукционов.

Праздник в школе — это один из видов внеклассной воспитательной деятельности, который подразумевает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьников, удовлетворения их потребностей в общении, развитие духовного мира, в формировании высоких нравственных и эстетических принципов. В подготовке к празднику я нахожу дело для всех учащихся, начиная от написания сценария до изготовления макетов и разучивания ролей. Мною накоплен большой опыт работы и по оформлению своего выступления: изготовление декораций, а также внутренняя техническая подготовка. Возрождение народного искусства и традиций — основная мысль, пронизывающая подготовку к празднику. Для показа народных обрядов собираются (по возможности) подлинные произведения народных промыслов, посуда, швейные изделия, гончарные и деревянные предметы народного творчества. В этом принимают участие и учащиеся, и, учитель, и родители. Это делает праздник общим, вызывает эмоциональный подъём, чувство единения, достижения единой цели.

Например, фестиваль «Русский дом». Школьники познакомятся с традиционной формой общения и досуга крестьянских поселений в прошлом — посиделками. Родителями класса были подготовлены русские костюмы, оформлена «горница», причем, использовались элементы русской избы — на стенах развешаны вышитые рушники, вдоль стен поставлены лавки, на стол выставлен самовар. Ведущие праздника (хозяин и хозяйка), которые принимали гостей, угощали чаем и организовывали различные конкурсы и игры. На празднике звучали частушки, припевки, русские народные песни, исполнялись различные танцы ( «Травушка-муравушка», плясовая, хоровод). Фольклорная группа класса «Весёлые ложкари» продемонстрировала игру на шумовых народных инструментах «Во кузнеце», «Коробейники», «Светит месяц». Заключал фестиваль обед из традиционных русских кушаний и чаепитие из самовара. Интересно прошёл аукцион народных мудростей, способствующий закреплению знаний о жанрах и видах народного искусства, образности речи, обогащению словаря, чувственно эстетическому развитию и формированию нравственных идеалов.

По правилам «торгов» на данном аукционе за продаваемый предмет (сделанную руками ребят игрушку, вязаное изделие, кружевную салфетку и т.д.) нужно платить загадками, потешками, дразнилками и другими малыми формами устного народного творчества.

3. Приобщение школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности.

Второй этап — приобщение младших школьников к разнообразным видам поисково-исследовательской деятельности в области народного искусства.

Я провожу спецкурс «Духовная культура России», интегрированный с уроками литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки. В классе стали традицией экскурсии и походы по родному краю, которые проводятся 4-5 раз в течение года. Особенно заполнились учащимся и их родителям экскурсии по достопримечательностям города Подольска и Подольского района, в музей народной игрушки, в музей сказок, в музей Остафьево, в городской краеведческий музей.

Одна из интересных форм работы — написание школьниками сочинений-размышлений на различные этнокультурные темы, например, «Моя семья», «Умилительные минуты в моей жизни», «Моя Родина — Россия».

Обобщением работы данного типа являются оформленные фотовыставки, например, «Храмы — жемчужины Подольского края», «Древнерусские города России», «Республики Российской Федерацию», «Самый красивый уголок родной природы», включения школьников в атмосферу народных традиций.

4. Формы включения школьников в атмосферу народных традиций.

Третий этап — это «вживление» учащихся во время внеурочной деятельности в атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов. Здесь я практикую сценарные разработки и проведение фольклорных праздников, выставок народных игрушек, состязаний в традиционных играх русского народа.

Традиционным в данном направлении являются смотры и выставки детского

творчества, мастериц — умелиц, спортпятиминутки и аттракционы народных игр, например, «Журавушка» городки, «Бояре».

Интересно, красочно прошёл конкурс женских височных украшений, кукол в русских народных костюмах, коллажей «Моя Родина — Россия». Традицией для школы стало проведение общешкольных Ассамблей — праздников знаний и творчества. Я вместе со своими учениками принимаю активное участие в их проведении. На Ассамблее царит праздничная атмосфера, все приглашённые (родители, гости, учащиеся) являются заинтересованными участниками, звучат злободневные частушки, русские песни, раскрываются эпизоды традиционной будничной и праздничной жизни русского народа, русские танцы завлекают своей пластичностью, широтой, многогранностью. Для желающих померить силу организованны соревнования и аттракционы: «Силачи», «Перетягивание каната», «Мешки».

Каждый год в школе проводятся «Рождественские чтения». Здесь создаётся атмосфера праздничных и загадочных святочных дней. На протяжении всего праздника звучат песни: колядки, свадебные, венчальные частушки. Ребята участвуют в конкурсе духовных стихотворений, рождественских коллажей, готовят сценки по библейским сюжетам. Традиционно Рождественские чтения заканчиваются праздником для ребят и их родителей.

В конце зимы ежегодно проходит праздник «Масленица». «Масленица» фольклорный праздник, целью которого является знакомство школьников с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизведение отдельных обрядов этого праздника.

При подготовке к празднику я разучиваю «Масленичные призывы», песни, хороводы. Своеобразной подготовки требует изготовление костюмов, подбора пословиц, поговорок, загадок, их разучивание и образное представление перед публикой. Родители, привлечённые к подготовке праздника, мастерят, изготовляют костюмы, готовят различные традиционные угощения, и, конечно, блины. На празднике ребята поют, водят хороводы, призывают «Масленицу», а в конце сжигают сделанные своими руками чучела «Масленицы».

5. Творческие отчёты воспитанников.

Четвёртый этап — это организация творческих отчётов школьников класса перед их родителями, местным населением, проведение концертов, участие в конкурсах массовиков-затейников, юных сказочников, оформление выставок и стендов рисунков, изделий и иллюстраций по мотивам произведений традиционного русского народного искусства. Например, «Русская народная сказка», «Русские богатыри», «Православные храмы», «Русские народные праздники».

Интересной формой воспитательной деятельности данного этапа являются творческие отчёты класса, фольклорного коллектива «Весёлые ложкари» перед родителями и школьниками на концертах и праздничных программах.

6. Формы работы с родителями.

Особое внимание в учебном году я уделила работе с родителями моих учеников. В последнее время одной из причин снижения нравственно-этической культуры я считаю педагогическую некомпетентность родителей. Нельзя достичь поставленной цели без постоянной помощи родителей, без привлечения их к активному участию в воспитательном процессе. Поэтому особое внимание я обратила на следующие формы работы с родителями учащихся:

формирование интереса родителей к традиционной народной культуре; развитие механизма самообразования;

развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребёнком.

Взаимоотношение родителей и учителя начинается с первого родительского собрания, цель которого — психологический настрой родителей на будущую совместную работу, в том числе, в роли активных участников образовательного процесса, разработка с учителем общих требований к ребёнку.

Основное предназначение работы с родителями связано с развитием у них мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.

В своей работе я использую такие виды совместной с родителями деятельности, как:

организация и проведение народных и земельно-календарных праздников;

организация и проведение посиделок (чаепитие);

участие родителей, детей и учителя в общешкольных мероприятиях.

экскурсии и походы по родному краю

Сценарии проведения совместных праздников я разрабатываю на основе материала, который дети изучали на уроках в школе. Сами праздники должны быть максимально приближены к источникам той или иной формы (народные обрядовые действия, игровые развлекательные посиделки, конкурсы, выставки и т.п.). Для большинства семей сюжеты праздников, проводимых в школе, помогают организовать праздники дома.

Вся работа в данном направлении позволила мне достичь определённых результатов. Народная культура подобна благодатной почве, в которую посажено зёрнышко. В результате работы по воспитанию детей средствами народного искусства на высоком уровне развился интерес к народным традициям и обрядам, промыслам, ремёслам.

Дети почувствовали свои национальные корни, в процессе творческого осмысления культуры русского народа, возникли чувства любви и уважения к своему народу, своей малой и большой Родине.

Дети стали лучше чувствовать красоту народной музыки, изобразительного и прикладного искусства, эмоционально и радостно отзываться на произведения русского фольклора, появилось много любимых народных песен, игр.

По своему выбору дети в самостоятельной деятельности часто поют знакомые народные песни, колыбельные, попевки, частушки, рисуют, лепят.

Очень полюбили дети русские народные пляски, хороводы, игры. Хотят быть участниками и главными исполнителями в играх, в инсценировках.

Дети узнали много русских народных инструментов: деревянные ложки, рубель, колокольчики, коробочки, трещотки и научились на них играть. Очень любят исполнять знакомые русские народные мелодии в оркестре и этим доставляют большое удовольствие своим родителям на праздниках.

Велика роль фольклора и в отношении детей к своим родителям, матери, уважении к своим сверстникам. Дети начали понимать, что своя земля, своя Родина — это действительно золотая земля, земля предков.

Благодаря более обширному знакомству с русской этнокультурой у детей появился неугасающий интерес к народному искусству. Девочки класса с большим удовольствием посещают кружок «Умелые руки», учатся вышиванию, бисероплетению, а свои работы демонстрируют на конкурсах и выставках.

Я стараюсь не терять связь с бывшими учениками, интересуюсь их успехами, приглашаю их на праздники. Часто выступаем с детьми на мероприятиях в своей школе. Работу в данном направлении я буду продолжать и расширять.

источник