Меню Рубрики

Физическое развитие детей средствами народного танца

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка [33,с.24].

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Для того, чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий хореографией средствами народного танца необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие

Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции [15, с. 17].

Нормальное физическое и психическое развитие — основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Это происходит потому, что современное образование предъявляет очень высокие требования к подрастающему поколению. Всё больше открывается частных школ, детских садов, лицеев, гимназий, где детям даётся большая умственная нагрузка, задаётся много домашних заданий, тем самым снижается двигательная активность детей. Они больше времени проводят за столом, выполняя домашнюю работу, и меньше времени отводят на подвижные игры, занятия спортом. А значит, ребёнок чаще болеет, у него слабо развиты мышцы, все органы и системы функционируют хуже. Всё это является причиной снижения показателей физического развития. Таким образом, для большинства детей характерна гиподинамия [2, с. 87].

По данным, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей уже у детей на ранних этапах развития [2, с. 87].

Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов [14, с. 42].

Для того, чтобы правильно воспитывать детей, необходимо иметь представления о возрастных особенностях их развития. Младший школьный период от 6 до 10 наиболее ответственный период в развитии организма и становления личности. В современной системе народного образования сложилась такая ситуация, когда первоклассники в школе отличаются не только по паспортному возрасту (кроме семилетних учащихся, есть первоклассники-шестилетки) но, что гораздо важнее, темпами индивидуального развития.

В онтогенезе человека отмечаются периоды выраженных скачкообразных анатомо-физиологических преобразований, которые обоснованно называют критическим. В указанные возрастные этапы (1-2 года, 6-8 лет, 11-15 лет) наблюдается напряженное функционирование органов, систем и организма в целом, что заметно во внешнем проявлении и поведении. Скачок в развитии регистрируется по анатомическим и физиологическим показателям. В эти периоды возрастает риск на функциональном, физиологическом и физическом уровнях [14,с.65.

Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. В 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела (период второго вытягивания), годовой прирост в это время может составлять 7-10 см. Затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста второй период округления 16, с.49.

Заметным показателем физического развития является изменение пропорций тела. Ребенок рождается относительно большеголовым, длиннотуловищным и коротконогим. По мере роста и развития пропорции тела изменяются: окружность головы, верхний отрезок и туловище становятся относительно короче. Это объясняется особенностями скорости роста отдельных сегментов тела. В период первого детства, между 7-10 годами, происходит изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как кажущееся или относительное вытягивание: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых. Подкожный жировой слой становится менее выраженным [16,с.74].

Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. С этих позиций совершенно неправомерно рассматривать отдельные периоды детства как неполноценные, несовершенные. Следует понимать, что без изменений жизненных функций на этом этапе онтогенеза характеристики взрослого организма не могут быть достигнутыми 3,с.65.

Таким образом, важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма [17,с.18].

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма [.

Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия — чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому — ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [15,с.53].

Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления. сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей.

Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия хореографией являются важным коррегирующим фактором телосложения. В то же время специфическая нагрузка во время тренировок также может привести к нарушениям осанки.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [12,с.23-37].

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба — устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако, такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.

Стопа — наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов — результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы — поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы — наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца [17,с.45].

Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых групп.

Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:

— благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);

— неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся танцем детей) [8,с. 152].

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», — писал академик В.В. Парин в 1969 году [15,с.67]. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [30,с. 59].

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Приведем их определения из спортивной литературы.

Для тестирования физических качеств детей используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимой с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще 2 попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток [30,с.71.

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и. концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата [30,с.67.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 1 кг. Оно проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2-3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Более сложными по отношению к предыдущим заданиям являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости. Прыжок в высоту и длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются 2-3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок и длину с разбега также предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.

Читайте также:  Как понизить уровень креатинина в крови народными средствами

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке [30,с.77.

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

С интересом выполняют дети 6-10 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т.п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: па дистанцию 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет и старше. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки [30,с.89.

Гибкость — морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Для измерения глубины наклон линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны [30,с.91.

Полученные при тестировании данные нужно сравнить со стандартами оценки физического развития.

Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбором информативных критериев, которые должны быть положены в ее основу. Это возвращает нас к представлению о возрастной норме. Можно полностью согласиться с высказыванием П.Н. Василевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функциональных систем организма являются не среднестатистическими величинами, а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов» 2,с.152. Есть все основания считать, что наиболее информативными критериями возрастных преобразований могут служить те показатели, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях деятельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования — ребенок — сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на внешние воздействия.

Основываясь на концепции системной организации адаптивных реакций, можно полагать, что в качестве таких показателей должны быть прежде всего рассмотрены те, которые отражают не столько зрелость отдельных структур, сколько возможность и специфику их взаимодействия. Это относится как к параметрам, характеризующим возрастные особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразований на внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделении этапов «актуального» физиологического возраста.

Выделение функционально различных этапов развития возможно только при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования различных физиологических систем в пределах каждого года жизни ребенка. Многолетние исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, с учетом высказанных позиций позволили выявить качественные перестройки в деятельности физиологических систем внутри периодов, рассматриваемых по существующим периодизациям, как социальным, так и биологическим, качественные перестройки в деятельности физиологических систем. Несмотря на гетерохронию развития органов и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, характеризующиеся существенными морфофункциональными преобразованиями, приводящими к качественным адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания — 2—3 стадиям) 2,с.51.

Из этих данных видно, что в младшем школьном возрасте имеются большие возможности для коррекции развития детей, оптимизации двигательного режима, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из природной любознательности этого возраста, наличию хороших учебных качеств как интерес, мотивация, активное развитие самосознания, можно сделать вывод о том, что в этом возрасте взрослые должны в полной мере способствовать всемерному гармоничному физическому развитию, в частности использования занятий хореографией, особенно средствами народного танца, ведь в народном танце заложено «генетическое» начало нормального физического развития, выверенное «методикой и культурой народа» [33].

источник

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию роли средств народного танца на физическое развитие детей младшего школьного возраста в условиях хореографического класса
темпы прироста, % Оценка за счет чего достигнут прирост
До до 8 Неунеудовл. За с за счет естественного роста
За сза счет эффективного использованее ния естественных сил природы и упр упражнений народного танца.

Сколиозы ). Исследуемого ставят так, что средняя ор ориентировочная линия проходит от 7 шейного до кре крестцового позвонка. Дополнительно с помощью дер дермографического карандаша отмечают остистые отр отростки всех позвонков, верхушки лопаток и гребеш ков ковые линии таза. При осмотре определяют симметрич ричность линий плеч, гребешковых линий таза, лопаток ток подягодичных складок.

Плантограмму (полученный отпечаток стопы) расчерчивают указанным на рис. 4 способом, причем точка f

1. Барышникова Т. Основы хореографии. – М., 2001. – 272 с.

2. Безруких М.М. и др.Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). – М.: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.

3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. – №7, 1999. – с. 142-151.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 1966. – 349 с.

5. Борисов А. Балетная школа //Выпуск I. – Самара, 1991.

6. Борисов-Дрондин А.Н. Танец классический: терминология и пластическая структура элементов экзерсиса //Учебно-методическое пособие. – Самара, 2003.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М., 1984. – 342 с.

8. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002

9. Васильев О.С. Этнофитнес и культура движения // Современные эстрадные танцы, № 1 (13), 2003. – С 42-43.

10. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.

11. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальных классах// Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой – № 6, 1998. – С. 23-27.

12. Дубровский В.И. Спортивная медицина. – М.: ВЛАДОС, 1999.

13. Дубских Т.М. Народно-сценический танец как особый вид социокультурной деятельности / Т.М. Дубских. – М.: Просвещение, С .175-186.

14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.

15. Иваницкая И.Н. Двигательная активность и здоровье детей. – М.: Медицина, 1987. – с. 27-29.

16. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека с основами динамической и спортивной морфологии. – М., 1985.

17. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л., 1986.

18. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: ФИС, 1984.

19. Лукьянова Е. Дыхание в хореографии. – М., 1979.

20. Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2002.

21. Матюгин И.Ю. Школа эйдетизма. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М., Изд-во Эйдос, 1997.

22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. – Т. 3. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 143.

23. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., –Педагогическое общество России. – 1998.

24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

25. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. – М.: Медицина, 1996.

26. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

27. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.

28. Фомин Н.А. Физиологические основы физического воспитания. – М., 1981. – с. 44-45.

29. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. – М., 2004. – с. 64-69.

30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2001. – с. 175-178.

31. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – с. 48-54.

32. Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом. – М.: Музыка, 1983. – 184 с.

33. Формирование моторно-двигательных функций детей 6-7 летнего возраста//http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-sohranenie-tradicij—30-1-2008/

34. Шамин А.Н. Народно-сценический танец как средство физического совершенствования //http://www.admhmao.ru/culture/naz_kult.htm

Для танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь.

Поэтому начальным этапом изучения танцевальных движений будут специальные упражнения.

Характерный танец в современном сценическом виде во многом тесно связано классическим. Часть упражнений характерного танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца. Это совершенно естественный процесс, так как классический танец, в свою очередь, строился, пользуясь элементами народного танца.

Медленные движения характерного танца, как правило, ближе к классике, быстрые — дальше от нее. Характерный танец изобилует различными движениями [2].

В народно-сценическом танце применяются те же позиции ног, что и в классическом танце. Однако эти позиции выполняются несколько иначе, а именно, менее выворотно, чем в классике.

Кроме того, в народно-сценическом танце возможны не только выворотные позиции ног, но также:

> параллельные II и IV позиции, в которых носки обеих ног направлены вперед;

> обратные I и II позиции, в которых носки обеих ног направлены внутрь, т. е. один к другому;

> в народно-характерном танце принята VI позиция ног, описание которой дается ниже.

•Первая позиция — пятки сомкнуты, носки равно равно мерно т. е. симметрично, разведены в стороны

Первая обратная позиция – ноги равномерно веден разведены в стороны, носки сомкнуты, пятки разведены

Вторая позиция — одна нога отставлена в сторону на рас- стояние стопы от другой, пятки направлены одна к другой носки равномерно разведены в стороны.

• Вторая параллельная позиция — одна нога находится на расстоянии с нии стопы от другой, обе стопы расположены параллельно, носками впере вперед

• Четвертая параллельная позиция — одна нога впереди другой на расстоянии стопы, носки направлены вперед.

Шестая позиция — обе стопы расположены рядом, параллельно одна другой и сомкнуты, так что носок соприкасается с носком, пятка с пяткой, носки направлены вперед.

Положение стопы и подъема

• Подъем вытянут, т. е. стопа опущена пальцами книзу, носок оттянут вниз.

• Подъем не вытянут (сокращен), т. е. стопа тыльной поверхностью поднята к передней поверхности голени.

• Вторая обратная позиция — одна нога находится на расстоянии стопы стопы от другой, носки направлены внутрь, пятки равномерно разве ены в дены в стороны.
• Третья позиция — пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы стопы другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиц позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
• Четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоянии стопы, пятка одной ноги находится против носка другой ноги, носки равно равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает права то правая, то левая нога.
• Пятая позиция — пятка одной ноги плотно приставлена к носку другой ноги, носки равномерно разведены в стороны. В этой позиции впереди бывает то правая, то левая нога.
• Подъем свободен
• Подъем скошен, т. е. стопа повернута тыльной стороной наружу, внешняя сторона стопы опущена, внутренняя сторона поднята

• Позиции рук соответствуют позициям классического танца:

исходная позиция — направление рук вниз,

первая позиция — направление рук вперед,

вторая позиция — направление рук в стороны,

третья позиция — направление рук вверх.

• Положения рук в противоположность позициям рук чрезвычайно разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру положения рук могут быть разделены на следующие виды:

> простые положения, где руки расположены симметрично, т. е. одна так же, как другая;

> сложные положения, где расположение одной и другой руки различно;

> комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых положений.

Ки Кисти сгибаются в запястье (в лучезапястном суставе), принимая следующие положения.

• К кисть отогнута (разогнута).

• К кисть опущена (несколько согнута).

• К кисть сброшена (сильно согнута).

• Упражнение 1. Исходное положение — ноги в I позиции;

левая рука на палке, правая свободно опущена вниз. Раз — стоять неподвижно

Два — поднять правую руку вперед и провести в сторону на уровне талии, повернув кисть ладонью вверх.

Одновременно немного повернуть голову вправо и слегка наклонить ее к право правому плечу.

Три — приподнять правую руку, провести немного вперед и опустить на талию, талию повернув кисть ладонью внутрь. Одновременно повернуть голову в исходное положение.

> 1-й такт. Раз — сделать demiplie; Два — вытянуть колени. Три — сделать demiplie; и одновременно поднять правую руку в 1-ю позицию.

Четыре — вытянуть колени и одновременно открыв правую руку во 2-ю пози позицию.

> 2-й такт. Раз — сделать demiplie. Два — сделать grandplie и согнуть корпус влево (голова повернута влево и наклонена к левому плечу). Одновременно опустить правую руку, провести ее перед собой влево и, немного согнув, поднять до уровня талий (кисть согнута ладонью наружу — пальцами вниз).

На примере этих упражнений мы показываем поэтапное овладение основными танцевальными движениями.

В дальнейшем усложнение движений зависит от мастерства педагога и успехов воспитанников.

Важно, чтобы все упражнения проводились с музыкальным сопровождением с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм.

Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений.

На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “два” — притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

Носит задорный характер и представляет собой пружинящие полуприседания и выпрямление ног на счет “раз — и” на “два” — правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело смотрит вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет “раз” правая нога одновременно с приседанием приставляется к левой, на “два” выставляется вперед левая нога.

Это плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер — более оживлённый и задорный.

На «раз« — удлинённый шаг вперёд правой ногой, на «и« — небольшой шаг вперёд левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и « — небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчёркнутой устремлённостью впёрёд.

Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.

Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На «раз« следует топнуть ногой впереди, на «два« — приставить ногу к ноге.

Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на «раз« делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два« притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп — на счёт «два« . Затем движения исполняются начиная с левой ноги .

Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

Исходное положение—ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь]. На счёт «раз и «- пружинящее полуприседание, на «два и « — выпрямление, одновременно правая нога выставляется в прёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут назад . На «раз« следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два« выставляется впёрёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.

Исходное положение — ноги в основной стойке. На счёт «раз и « — небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок [ как бы ударяется об пол ], слегка согнутое колено правой ноги повёрнуто внутрь . На «два« — подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуто наружу .Пятка и носок ставятся на одно и тоже место . На следующий такт делается притоп обеими ногами поочерёдно — правой, левой, правой. Затем всё движение выполняется с левой ноги.

Выполняется на один такт музыки. Исходное положение; третья позиция ног [ правая нога впереди левой, под углом к ней ], руки на поясе.

На затакт подскоком на низких полу — пальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону.

На счёт «раз« поставить правую ногу на низкие полу — пальцы позади левой ноги в третью позицию.

На счёт «и« подскоком на правой ноге слегка подскользнуться на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести за правую ногу.

На счёт «два« поставить левую ногу на низкие полу — пальцы позади правой в третью позицию.

На счёт «и« повторить движение, исполняемое на затакт.

Затем движение исполнять сначала [со счёта «раз«].

Исходное положение — ноги в основной стойке. Выполняется на счёт «раз и два«. На «и« правую ногу приподнять вправо; на «раз« сделать небольшой шаг с носка на всё ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на «и« выпрямляя ноги [ позади правой ], правую отвести в сторону; на «два и« повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.

На «раз« поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два« откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя. Выполняются на счёт «раз«, «два«. Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.

Описание. Все стоят в одной или в двух шеренгах. Исходное положение; условная первая позиция.

Поклон мальчиков. Руки опущены, спина прямая.

Такт 1 . Шаг в право ногой, левую ногу приподнять на концы пальцев.

Такт 2. Поднять левую ногу к правой.

Такт 5-8. Сделать такой же поклон в лево, начиная с левой ноги.

Поклон девочек. Руками придерживают края юбочки, локти округлены или слегка отводят руки в стороны.

Такт 1 Шаг вправо правой ногой, левую ногу приподнять на концы пальцев.

Такт 2. Поднять левую ногу к правой , поставив её сзади в третью позицию.

Такт 3. Слегка присесть, оставляя ноги в 3 позиции, разведя колени в стороны.

Такт 5 — 8. Сделать такой же поклон в лево, начиная с левой ноги.

Методические указания. Преподаватель может подобрать для поклона вальс. Желательно, чтобы в начале исполнялось вступление. Поклоны могут быть и более сложными для исполнения, это решает сам педагог.

Описание. Исходное положение; ноги в условной первой позиции.

Такт 1. Держать руки в подготовительной позиции.

Такт 2. Перевести руки в первую позицию.

Такт 3. Раскрыть руки во вторую позицию.

Такт 4. Опустить руки в стороны в низ [кисти отстают от движения руки].

Такт 5. Перевести руки в подготовительную позицию.

Такт 1 – 4 Повторяются. Повторить движение тактов 1 — 4.

Такт 6. Перевести руки в первую позицию.

Такт 7. Перевести руки в третью позицию.

Такт 8. На первую долю раскрыть руки во вторую позицию, на четвертую долю такта плавно опустить руки в низ [кисти отстают от движения руки ].

Такты 5 — 8 повторяются. Повторить движение тактов 5 — 8.

Методические указания. Описание позиций подробно изложены на с. 60.

Для данного упражнения подходят вальсы, подобранные преподавателем или учащемся.

Описание. Участники стоятв шеренгах в шахматном порядке. Исходное положение; ноги в первой позиции, руки кладут на пояс.

Такт 1. Выдвинуть правую ногу на носок в перёд и вернуться в исходное положение.

Такт 2. Выдвинуть в перёд на носок левую ногу.

Такт 3 — 4. Сделать на глубоких полуприседаниях, разведя колени в стороны [ на сильную долю каждого такта присесть, на слабую встать ] .

Такт 5 — 8. Повторить движение тактов 1 — 4.

Такт 9 — 10. Выдвинуть правую ногу на носок в сторону [ движения повторить дважды ] .

Такт 11. Описать носком правой ноги полукруг в перёд в сторону — назад.

Такт 12. Описать носком правой ноги полукруг в обратном направлении [ назад в сторону — перёд ] .

Такт 13 — 16. Повторить движение тактов 9 — 12 левой ногой ].

Такт 17 — 18. Подняться на высокие полу—пальцы, переводя руки в третью позицию, приподняв голову. Движение выполняется дважды.

Такт 19 — 20. Опускать руки в стороны в низ, одновременно встряхивая кистями рук, выполняя мелкие движения [ одно встряхивание на восьмую долю ].

Такт 21 — 28. Повторить движение тактов 1 — 8 [ выдвижение ног на носок попеременно вперёд и два полу-приседания ].

Методические указания. Во время исполнения упражнения следует следить за осанкой; спина должна быть абсолютно прямая. Выполняя полу—приседания, стараться разводить колени в стороны как можно шире. В такте 19, начиная встряхивать кистями, повернуть их тыльной стороной друг к другу, затем они поворачиваются вниз [ встряхивать почти одним пальцем ], движение непрерывное, руки одновременно опускаются через стороны в низ затем кладутся на пояс в такте 21.

Описание. Участники стоят по кругу, взявшись за руки.

Такт 1 — 4. Идут хороводным шагом, начиная с правой ноги, повернув голову вправо.

Такт 5 — 8. Переходят на дробный шаг.

Такт 9 — 10. Подбоченившись [ руки в кулаках на поясе ], три раза озорно притоптывают правой ногой, выставив её немного в перёд, затем приставляют её к левой ноге.

Такт 11 — 12. Три раза притоптывают левой ногой и приставляют её к правой.

Такт 13 — 16. Кружаться на дробном шаге, выполняя один поворот [ такты 13 — 14 — половину круга, такты 15 — 16 — следующую половину ] .

Музыка повторяется с начала.

Такт 1 — 2. Идут четырьмя шагами к центру круга, постепенно поднимая сцепленные руки.

Такт 3 — 4. Отходят назад четырьмя шагами, расширяя круг и опуская сцепленные руки.

Такт 5 — 8. Двигаются по кругу дробным шагом.

Такт 9 — 16. Повторяют движение тактов 9 — 16 [ притопы и кружение] .

Методические указания. Всоответствии с величественным характером музыки в тактах 1 — 4 хороводный шаг исполняется важно и горделиво. С тактов 5 — 8 в звучащей музыке слышаться подголоски [ за счёт шестнадцатых долей ], поэтому так удобно переходить на дробный шаг. Плотная аккордовая фигура в тактах 9 — 12, усиление звучания музыки диктует более активные движения -притопы, которые исполняются озорно и игриво.

Описание. Участники стоят по кругу, пара за парой, повернувшись к своему товарищу лицом.

Такт 1. На «раз« легко хлопают в ладоши перед грудью, на «два«, «три« ладонью правой руки легко ударяют по ладони правой руки партнёра, направляя это движение в верх, так, чтобы руки пришлись повыше лица.

Такт 2. Повторяют эти движения, хлопая левой рукой по левой руке партнера.

Такт 3 — 4. Шестью маленькими плавными шагами поворачиваются на месте вокруг себя; стоящий в паре с правой стороны -через правое плечё, его товарищ -через левое. Партнёр кладёт обе руки на пояс, а партнёрша придерживает края юбочки.

Такт 5 — 6. Повторяют движения тактов 1-2 [ хлопки].

Такт 7 — 8. Кружаться четырьмя плавными шагами и в конце такта 8 останавливаются и берутся за руки крест -накрест .

Такт 9. Три лёгких шага, начиная справой ноги.

Такт 10. Три лёгких прыжка на обеих сомкнутых ногах на месте.

Такт 11 — 12, 13 — 14. Повторяют движение тактов 9 — 10 [ шаги и прыжки ] .

Такт 15 — 16. Кружатся на месте в разные стороны четырьмя плавными шагами и возвращаются в исходное положение [ лицом друг к другу ] .

Такт 17 — 24. Повторяют движения тактов 1 — 8.

Методические указания. Танец может повторятся два раза со следующей концовкой; на последние два такта части [ такты 15 — 16] в место кружения партнёры кланяются друг другу ; шаг в сторону и поклон.

В другом варианте на эти два такта части [15 — 16] вместо кружения партнёры кланяются друг другу; шаг в сторону и поклон .

Описание. Участники разделены на тройки; по краям -девочки, в центре -мальчики . Девочки придерживают руками юбочки, свободные руки соединяют за спиной мальчика, а мальчик кладёт руки на талию девочек .

Такт 1. Выставить на носок правую ногу, затем приставить к левой ноге .

Такт 2. Выставить на носок левую ногу, затем приставить к правой ноге .

Такт 3-4 . Два шага польки по кругу, начиная с правой ноги .

Такт 5-8 . Повторить движение тактов 1—4 .

Такт 9-12. Из троек образовать маленькие кружочки, выполнить шесть движений бокового галопа вправо [ против часовой стрелки ] и перейти на такт 12 [ правой, левой, правой ногой ] .

Такт 13-16 . выполнить шесть движений бокового галопа по маленьким кружочкам и перетоп на такте 16.

Фигура 2 [ музыка повторяется с начала ] .

Такт 1—2 . Танцоры перестраиваются; встают друг за другом в тройках лицом к центру круга, положив руки друг другу на плечи [ у ведущего руки на поясе ].

Выполняют движения тактов 1—2 к центру круга .

Такт 3—4 . Два шага польки по направлению к центру круга .

Такт 5—6 . Быстро поворачиваются в тройках спиной к центру круга через правое плечо, снова положив руки друг другу на плечи

[ меняется ведущий ] и выставляют ноги на носок .

Такт 7—8 . Выполняют два шага польки по направлению от центра круга.

Такт 9—12 . В маленьких кружочках выполняют шесть галопа вправо и притоп.

Такт 13—16 . Движение бокового галопа по кружочкам влево и притоп.

Такт 17—24 . Все встают снова тройками и повторяют движение тактов 1—8 по кругу.

Методические указания. Самым трудным моментом является чёткое перестроение, над этим надо поработать отдельно. Могут быть и другие варианты перестроений по усмотрению педагога. Не обязательно придерживаться правила, чтобы в тройках было две девочки и один мальчик, всё зависит от общего состава участников.

Описание. Танцующие становятся парами по кругу боком и к центру [ партнёры по ходу лицом, партнёрши -по ходу танца спиной ]. Всё изображают слонят.

Такт 1—2 . Вступление. Слушают и на последнем звуке такта 2 поднимают руки, согнутые в локтях [ ладони на уровне уха , пальцы растопырены—это слонёнок показывает « уши « ] .

Такт 3. На разделают широкий шаг правой нагой, перенося на неё вес тела, разводят руки в стороны [ партнёрша двигается от центра круга, а партнёр — к центру ]. На «два« приставляют левую ногу к правой, слегка приседая. Руки сгибают в локтях, пальцы растопырены и направлены вверх .

Такт 4 . Повторяют движение такта 3.

Такт 5—6 . Те же движения, но в обратном направлении . Партнёры возвращаются на своё места .

Такт 7—10 . Повторяют движения тактов 3—6 .

Такт 11 . Слонёнок вытягивает «хобот«. На «раз« оставляют правую ногу назад на носок, одновременно слегка наклонив корпус вперёд, вытягивая перед грудью обе руки, положив правую ладонь на левую [ ладони смотрят вниз ] .

На «два« приставляют правую ногу к левой, слегка приседая . Руки сгибают в локтях, пальцы расслабляют .

Такт 12 . Повторяют движение такта 2 .

Такт 13—14 . Каждый исполнитель поворачивается вокруг себя, переступая с ноги на ногу и переваливаясь из стороны на сторону. руками показывают « уши« [ растопыренные пальцы держат на уровне ушей ] .

Такт 15—16 . Повторяют движения тактов 11—12 .

Такт 17—18 . Кружатся, как в тактах 13—14 , с концом такта 16 после кружения все встают в затылок друг за другом по ходу танца

[для этого партнёрша кружится полтора круга].

Такт 19—26 . Все идут по кругу, раскачиваясь из стороны в сторону [ первый наклон туловища от центра круга с акцентом на первую ногу ], с концом такта 26 все пары снова поворачиваются лицом друг к другу [ возвращаются в исходное положение ].

Такт 27 . Все выполняют полу приседание, повернув голову в право [ руками изображают «уши« ], и, выпрямившись, возвращаются в исходное положение.

Такт 28 . Полуприседание с поворотом корпуса влево и выпрямление.

Такт 29—30 . Кружатся вокруг себя, переваливаясь.

Такт 31—34 . Повторяют движение тактов 27—30 .

Методические указания. Возможно усложнение движений в тактах 29—30, 33—34 .В место кружения на месте партнёры обходят друг друга с правой стороны, не поворачивая корпуса, и возвращаются на свои места [такой обход носит название до — за — до].

Описание. Танцующие стоят в шахматном порядке в двух концентрических кругах в одном направлении [спиной, к центру круга].

Такт 1 . Строят треугольный «домик« часов «кукушка« над головой. Для этого четырьмя мелкими рывками поднимают руки через стороны вверх, повернув ладони с согнутыми пальцами вперёд, и образуют над головой треугольник [это крыша], а локти рук согнуты и направлены в стороны.

Такт 2 . Четырьмя мелкими рывками опускают руки через стороны вниз .

Такт 3—4 . Часы «заводятся« [начинают тикать]. Выполняют попеременные движения руками на каждую долю такта; правая рука идёт вперёд, а левая одновременно отводится назад [ладони повёрнуты ребром, пальцы сомкнуты, локти выпрямлены]. Затем, наоборот, левая рука идёт вперёд, а правая отводится назад.

Такт 5. Выполняют четыре высоких шага на месте [носки оттянуты], продолжая изображать ход часов руками, как описано в тактах 3—4.

Такт 6 . Показывают «стрелки часов«. На 1долю такта полу-приседают с поворотом туловища и головы вправо на 45 градусов, одновременно сгибая правую руку в локте, а указательный палец —

« стрелку« к левому плечу и выпрямляются, опуская руку.

На 2 долю выпрямляются и опускают правую руку . На 3—4 доли полу—приседают с поворотом туловища и головы влево, подводя его палец — «стрелку« к левому плечу и выпрямляются, опуская руку.

Такт 7—8 , 9—10 . Повторяют движения тактов 5—6 .

Такт 11. «Часы« идут, как в такте 5.

Такт12 . Изображают «бой часов«; Выпрямленными в локтях руками хлопают вправо от туловища, над головой и влево [всего три хлопка].

Музыка повторяется сначала.

Такт 1—2 . Строят треугольный «домик«.

Такт 3—4 . Внешний круг поворачивается вправо, а внутренний—влево и, стоя на месте, все «заводят часы«; взмахивают вытянутыми руками попеременно вперёд—назад.

Такт 5 . Идут по кругу четырьмя широкими шагами, размахивая руками попеременно вперед—назад [круги двигаются противным ходом].

Такт 6 . Останавливаются и показывают «стрелки часов«.

Такт 7—8 , 9—10 . Снова идут по кругу и показывают «стрелки« часов [ повторяют движения тактов 5—6 ] .

Такт 11 . Идут по кругу четырьмя длинными шагами.

Такт 12 . Изображают «бой часов« [как в предыдущей фигуре].

Такт1—2 . Строят треугольный «домик«.

Такт 3—4 . Внешний круг поворачивается.

При выполнении всех перечисленных упражнений плечи детей слегка опущены, тонизируются выпрямители спины, растягиваются четырехглавые мышцы бедра, прямые мышцы живота. Движения так же направлены на растяжение передней поверхности корпуса, длинной и короткой малоберцовых мышц. Эффективность некоторых упражнений возрастает при медленном их выполнении. После исполнения движений на растяжения пояснично-подвздошной мышцы нужно переходить к упражнениям тонизирующим ягодичные мышцы. Движения плечами реализуют растяжение экстензоров шеи, тонизируются нижние стабилизаторы лопатки. Многие упражнения из выше перечисленных направлены на развитие координированной работы мышц ног и рук, активизацию рефлексов походки. Смена темпа выполнения танцевальных движений не только усиливает влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но и способствует увеличению стимуляции ЦНС, улучшению центральной нервной регуляции двигательного акта.

Элементы парных и бальных танцев

Разучиваются на счёт «раз и, два и«. Движения легкие, полётные, пружинящие. На счёт «раз« делается небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону, на «и« скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая нога тотчас же отводится в сторону [левая нога как бы выбивает правую в сторону ]. На счёт «два и« следует выполнять то же, что и на счёт «раз и«. Затем движение начинается с начала. Таким образом, танцующий подвигается вправо. Галоп можно исполнять и влево. В этом случае движение начинается с левой ноги.

Исходное положение; ноги в третьей позиции, правая нога впереди. Движение выполняется на счёт «и раз, и два«.

На «и« [затакт] сделать маленький скользящий подскок на левой ноге вперёд, правую ногу слегка приподнять вперёд с выпрямлением коленом и оттянутым носком.

На «раз« выполнить шаг вперёд правой ногой, ставя её на низкие полу — пальцы. На счёт «и« приставить левую ногу на низкие полу — пальцы позади правой в третью позицию. Насчёт «два« сделать шаг вперёд правой ногой, ставя её на низкие полу — пальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить начиная с подскока на правой ноге.

Шаг польки можно разучивать под музыку любой польки, подобранной преподавателем. Это движение не является обязательным для прохождения в 1 классе. Всё зависит от двигательной подготовке детей.

Исходное положение — ноги в основной стойке. Выполняется на счёт «и раз, и два«. На «и« — небольшой прыжок толчком левой ноги, правую вынести полукругом вперёд — вправо [невысоко над полом]; на «раз« — приземлится на правую ногу, левую согнуть, колено наружу; на «и« — шаг левой ногой, слегка сгибая колено, правую поднять; на «два« — шаг правой ногой, слегка сгибая колено, левую приподнять и слегка согнуть. Затем то же движение начинается с левой ноги.

Выставление ноги на пятку или на носок.

Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъёме так, чтобы носок смотрел вверх; корпус прямой. На носок — нога легко выставляется в перёд, наискосок [ по диагонали ] или в сторону.

Прыжки с поочерёдным выбрасыванием ног вперёд.

Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперёд [ колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад ]. Затем в перёд выносится левая нога и т. д.

Некоторые положения рук в танцах.

Укажем на наиболее распространённые из них.

Руки на поясе [ большой палец обращен назад ]. «Подбочёневшись« [ кисти сжаты в кулаки, но без напряжения, и поставлены на пояс ].

Девочки придерживают руками юбочки [руки в локтях закруглены].

Руки свободно опущены, ладони раскрыты навстречу движению.

Руки скрещены перед грудью.

Однако рука на поясе, другая с платочком поднята в сторону — вверх и слегка согнута в локте [только девочки ].

Цель. Работать с детьми над качественным исполнением хороводного и дробного шага. Перестраиваться из общего круга в пары, из пар в круг.

Описание. Предварительно дети разбиваются на пары. Затем они берутся за руки, образуя общий круг.

Такт 1—4. Идут по кругу [против часовой стрелки] хороводным шагом. Голову поворачивают к правому плечу.

Такт 5—6. Быстро перестраиваются в пары и, взявшись за обе руки, кружатся хороводным шагом вправо.

Такт7—8. На первую четверть такта 7 опускают одну руку и перестраиваются на дробном шаге из пар в общий круг.

Такт 9—16. Повторяются движения тактов 1—8, но теперь влево. Идут по кругу по часовой стрелке, повернув голову к левому плечу; кружатся в лево и вновь перестраиваются на дробном шаге круг.

Такт17—18. Двигаются хороводным шагом к центру круга.

Такт 19—20. Отходят назад, расширяя круга третью четверть такта 20, приподнимают сцепленные руки; на последнюю четверть, расцепив руки плавно опускают их вниз.

Цель. Разучить с детьми какой — либо новый элемент русской народной пляски, выбранный педагогом. Закрепить отдельные элементы плясовых движений, разученных ранее детьми.

Описание. Дети свободно располагаются по всей комнате лицом к солисту, стоящему перед ними. Заранее намечаются несколько солистов, устанавливается порядок их выхода, определяются движения, которые они будут показывать остальным.

Такт 1—8. Первый солист, показывает какой — либо элемент народной пляски.

Такт 9—16. Все дети повторяют показанное движение [как бы отражая его в зеркале]; солист продолжает плясать вместе со всеми, затем убегает на своё место.

Выходит второй солист, который на повторение пьесы исполняет другое движение, и т. д.

Методическое указание. Упражнение может быть использовано как для разучивания отдельных элементов русской народной пляски, так и для закрепления и совершенствования их. Вначале роль солиста может исполнять педагог, знакомя детей с каким — либо новым движением. Затем солисты показывают движения по своему выбору, комбинируя их, придумывая новые варианты их исполнения. Основное условие — соответствие движений характеру музыки, выразительность, эмоциональность их выполнения.

Цель. Учить детей водить хоровод, «завивать улитку« и « развивать« её.

Описание. Дети стоят по кругу, держась за руки.

Такт1—8. Идут по кругу вправо хороводным шагом [ с носка ].

Такт 9—12. Повернувшись лицом в круг, идут к центру.

Такт13—16. Расширяют круг, отступая спиной назад.

Музыка повторяется [ с переходом на вторую вольту ]. Следуют те же движения, но в левую сторону.

С повторением пьесы начинается «завивание улитки«.

Один ребёнок назначается ведущим [хороводником]. Он развивает общий круг и, продолжая движение по спирали, том же направлении, но уже внутри круга, делает новый круг, меньший по размеру. Затем он заводит второй, третий круги по спирали. При этом круге становится все меньше и меньше. Все участники хоровода точно повторяют направленность его движения. Количество кругов зависит от числа участвующих. Теперь «улитку« надо «развивать« [на повторение музыки с переходом на вторую вольту]. Есть три варианта «развивания«, то есть возвращения в исходное положение.

1 вариант. Продолжая движение, хороводник делает поворот на 180 градусов направо и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 вариант. Участники оказываются лицом к центру круга и поднимают сцепленные руки вверх [«ворота«]. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары самого маленького внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего, внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 вариант. «Развивает улитку« другой хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в направлении, обратном «завиванию«.

Методическое указание. Упражнение закрепляет навыки исполнения хороводного шага вправо, влево, в центр круга, из центра. Над «улиткой« следует поработать отдельно. Вначале «хороводником« должен быть педагог.

Приставной шаг и боковой галоп.

Цель. В соответствии с динамическими изменениями и характером музыки переходить с приставного шага на боковой галоп; работать над качеством исполнения этих движений.

Описание. Дети стоят по кругу; исходное положение; пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Такт1—8. Учащиеся двигаются приставными шагами вправо по кругу [ на счёт «раз« каждого такта делают шаг в сторону одной ногой, на «два« приставляют к ней другую ногу, слегка пружиня колени ].

С повторением восьмитакта выполняют эти движения влево. Такт 9—16. Двигаются по кругу боковым галопом.

Методическое указание. Приставной шаг лучше отработать вначале не в кругу, а по прямой линии, построив детей в шеренги вдоль длинных стен зала. Следует учить детей двигаться приставным шагом вправо и влево, по одному и в парах. Также работать и над боковым галопом. Добиваться полётности бокового галопа [высокий толчок вверх].

источник

Популярные записи

Средство от кашля народные средства отзывы
Нос течет что делать народные средства
Народное средство для лечения глистной инвазии
Врос ноготь на ноге что делать народные средства
Народные средства лечения папиллом кондилом
Как разжижить мокроту народными средствами у ребенка
Снижение мочевой кислоты в организме народными средствами
Вылечить насморк народными средствами отзывы