Меню Рубрики

Фольклор как средство народной педагогики

Фольклор (от англ., народная мудрость) определяется как устное народное творчество. Понятие «фольклор» связано с понятием «устная словесность, т.е.словесность, созидаемая изустно, передаваемая народными сказителями или певцами из уст в уста. Разнообразны жанровые формы устного народного творчества. Условно можно выделить малые фольклорные жанровые формы (небольшие по объему произведения) и большие фольклорные жанровые формы (объемные произведения). Исследователь Купач Т.Ю. причисляет фольклор к традиции; выделяет фольклорные традиции народа: музыкальные, природоведческие, социальные и т.д. К видовому делению фольклора можно отнести также словесный фольклор, игровой фольклор, музыкальный и т.д.

В исследованиях В.П.Аникина выделяются три продуктивных направления в изучении фольклора: историко-генетическое, филологическое и функционально-педагогическое. Нами наиболее полно и содержательно будет рассмотрено одно из направлений — функционально-педагогическое, т.к. этнопеда- гогический анализ средств народной педагогики предполагает изучение педагогической ценности фольклорных форм.

Из всего многообразия направлений фольклора можно выделить детский фольклор. В исследовании Мельникова М.Н. рассмотрена специфика данного вида. Автор отмечает, что между детским фольклором и фольклором для взрослых нет четкой границы и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых.

Однако наблюдаются видимые отличия детского фольклора от взрослого. Устные произведения народа, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре есть ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных возможностей.

Что же можно отнести к детскому фольклору? Большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию взрослых, предназначенную для детей (например, поэзию пестования — колыбельные песни, потешки, пестушки и т.д.). То, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, может быть придумано, сочинено самими детьми. Но также велика роль заимствований детьми из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Все заимствованное приспосабливается к детской среде не механически, перестраивается детьми по законам возрастной эстетики.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьезному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят свое отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально- психологические черты и социальная жизнь народа.

В литературе существуют разнообразные классификации жанровых форм детского фольклора. О.И.Капица делит детский фольклор по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относит и материнскую поэзию. В основе классификации Г.С.Виноградова лежит бытовое назначение фольклора: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическая лирика, бытовой и календарный фольклор. Генетического принципа деления фольклора придерживается В.П.Аникин: поэзия взрослых для детей; произведения, выпавшие из фольклора для детей. В.А.Василенко, основываясь на функциональном принципе классификации выделяет: колыбельные песни или байки; произведения, связанные с игровыми действиями; произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий. М.Н.Мельников основополагающим называет назначение и характер бытования произведения, классифицируя на «поэзию пестования», «бытовой фольклор», «потешный фольклор», «игровой фольклор». С точки зрения М.Н. Мельникова, в принципе все жанры народной поэзии — бытовые, т.е. теснейшим образом связаны с бытом. Поэзия пестования, при этом, с доминирующей воспитательной функцией «привносится» в быт детей взрослыми.

Каждая из классификаций жанров детского фольклора является относительно условной.

Дадим более подробную характеристику жанров детского фольклора по классификации М.Н.Мельникова.

источник

3. Детский фольклор как народная педагогика

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучие и всеопреоделяющию» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…

Сила слова невероятна велика в жизни человека. Не зря говорят о слове: можно им убить, можно воскресить.

«Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка»[30].

«Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований»[31]. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно»[32].

Педагоги – классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой. Народный педагог, по мнению Я. А. Коменского, « должен быть патриотом родного языка, родной культуры»[33]. Его поддерживали и другие учёные, писатели, композиторы, педагоги — К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Чехов, Пушкин, Глинки, Горький, Чайковский и многие другие.

Народная педагогика несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитие подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Возникает вопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?

Мы в своей исследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём данной работы) несколько жанров детского произведения в которых покажем проявления народной педагогики.

Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О. И. Капица, её точку зрения разделил В. П. Аникин.

Имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой»[34]. Физические упражнения нужны ребёнку для укрепления мышц рук, ног, спины и так далее. Для этого и применяются пестушки. (Смотрите приложение 1.(1 – 1.10).

Потешки: Потешка призвана — потешить развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе. « Главное значение забавы — приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания»[35]. Учит счёту, и как следствие абстрактному мышлению (К. Маркс.). Это первые шаги к общению.

«Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии»[36].Приложение2. (3.1-3.3)

Сечки: — (отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру – молчанку (голосянку – волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания»[37]. К сажилению эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присущ всевыше перечисленные качества.

Загадки: Служила средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначени этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. – Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок»[38]. Приложение (дополн.)

Небылицы – перевёртыши: — задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Докучные сказки: — большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желанниях, чувства юмора. Приложение 3 (9.1-9.2).

Страшилки: — «фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребёнка – средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать».[39] И так далие… Приложение 7. (12.1-12.3).

«Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа»[40].

Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60—70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.

Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Мы сегодня учащиеся, а завтра – воспитатели, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей осознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Список использованных источников

1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.- 254с.

2. Аникин, В.П. Русский фольклор [Текст] М. Высшая школа, 1987.- 283с.

3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: «Академия», 2000 – 472с. – (Высшая школа).

4. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.

5. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. – 231с.

6. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. — Иркутск, 1990. – 195с.

7. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. заведений / Г.Н. Волков. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Академия», 2000. – 176с.

8. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.

9. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958. -203с.

10. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.

11. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№2101 «Рус.яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

12. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М – Л, 1991. – 297с.

13. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.

14. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». – 2003. — №9. – Еженед.

1.Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю. 2. Ночь пришла,

Тихо смотрит месяц ясный Темноту принесла;

В колыбель твою. Задремал петушок,

Стану сказывать я сказки, Запел сверчок,

Песенку спою, Уж поздно сынок,

Ты дремли, закрывши глазки, Ложись на бочок,

Баюшки, баю. Баю-бай, засыпай…

Богатырь ты будешь с виду 3. Баю- баю, за рекой

И казак душой, Скрылось солнце на покой.

Провожать тебя я выйду, У Алёшиных ворот,

Ты махнешь рукой. Зайки водят хоровод:

Сколько слез я втихомолку Зайки, заиньки,

В эту ночь пролью. Не пора ли баиньки?

Спи, младенец мой прекрасный, Вам под осинку,

источник

Определение места детского фольклора в истории России. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора. Понятие «жанр» и классификация детского фольклора. Рассмотрение значимости произведений детского фольклора в народной педагогике.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования

«Иркутский областной колледж культуры»

По специальности «Социально — культурная деятельность и народное художественное творчество»

ТЕМА: Детский фольклор как элемент народной педагогики

Выполнила: студентка III курса НХТ

Абрамочкина Марина Михайловна

Руководитель: Сухарева Маргарита Генадьевна

детский фольклор жанр педагогика

1. Детский фольклор в истории России

2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора

2.1 Философия понятия «жанр»

2.2 Классификация детского фольклора

2.4 Пестушки, потешки, поскакушки

2.5 Жеребьевки, считалки, жеребьевые сговоры

2.6 Прибаутки, заклички, игровые приговорки

2.7 Скороговорки, молчанки, голосянки

3. Детский фольклор как народная педагогика

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора — как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

Читайте также:  Народное средство для сауны

Цель — рассмотреть детский фольклор, как элемент народной педагогики.

1. рассмотреть детский фольклор в истории России.

2. изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора;

3. изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.

Предмет — детский фольклор. Как средство народной педагогики.

1. Детский фольклор в истории России

«Само слово «фольклор», произошло от соединения двух английских слов: folk -народ — и lore — мудрость. Этот термин появился в середине XIX в., его предложил английский ученый У. Дж. Томе для обозначения материалов по старинной поэзии, обрядов и верований» [31]. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий мир природы и своё место в нём. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времен.

«Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности не возможно» [32].

«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений — П. Бессонова «Детские песни» — был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ». [1]

Если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру: — В.А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий. Н.И. Костомаров в фольклоре видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. В.Ф. Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривал их как вернейшее отражение социальной жизни. И.П. Хрущев в детских песнях видел отражение древних языческих обрядов и современного крестьянского быта и так далее.

«В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детского фольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М.Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор». [2]

И так что же такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания. «Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой». [3]

«Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности». [4].

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и многие знатоки языка.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. «Суждение ребенка, — писал К. Маркс, — как и его практическое мышление, имеет фактор, прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка — это первая связь, которая соединяет его с миром» [5]. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые.

Взрослые мыслят, — писал К.И. Чуковский, ? «словами, отпетыми формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами» [6]. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детского фольклора. К.И. Чуковский собрал богатейший материал для изучения детского словотворчества и поэтического творчества детей. Его исследования и наблюдения, публикации, объединенные позднее в книге «От двух до пяти», содержат материал большой научной ценности. Он разработал теорию жанра перевертышей, показал, когда, как и в каких условиях, дети овладевают народными поэтическими богатствами.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Ученый и фольклорист Ю.М. Соколов к детскому фольклору относит не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Все заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и, тем не менее, не может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

Наконец, при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных хороводных песен («А мы просо сеяли», «Княгини мы по вас пришли», «В хороводе были мы», «Стой, моя роща» и другие) без видимых изменений текстов, зафиксированных, как у взрослых, так и в детской среде» [7]. Многие сюжеты характерны и для детских сказок и для взрослых. Но в таком случае, как правило, существенно меняется художественный стиль.

Трудно переоценить роль О.И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930). Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору.

Г.С. Виноградов подчеркивал, что «детский фольклор — не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор — полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» [8].

Несомненно, что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь и проч.; ритм особых песен помогал соединить физические усилия тянущих невод, толкающих груз. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях.

Сравнивая фольклор с литературой, надо, конечно, принять во внимание, что искусство слова в фольклоре связано с другими видами художественного творчества (исполнительским искусством актера, мастерством рассказывания, искусством пения, музыкой и прочими), но при сопоставлении этот момент не принимается во внимание. Искусство слова, сближая между собой фольклор и литературу, равно отличает их от других искусств. Правомерность такого рассмотрения обосновывается самим фактом, что слово в фольклоре выполняет изобразительно-выразительную функцию, а информационно-коммуникативные функции, как и соединение искусства слова с другими искусствами, — не более чем сопутствующее обстоятельство. Аналогичное изучение не встречает возражений, когда дело касается литературного произведения. Оно также бывает соединено с другими искусствами (стихотворение и его художественное чтение, песня и ее исполнение и прочие).

Все сказанное вполне объясняет, почему своеобразие детского фольклора ищут через сопоставление его с художественной литературой.

Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.

Родовым признаком, общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, — процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Традиционное коллективное устное художественное творчество народа — вот что такое фольклор в самом кратком определении.

Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно — хозяйственная деятельность, национально — психологические черты и социальная жизнь народа.

При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе их методов исследования.

«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» русской детской литературе, до сих пор питает и обогащает её. Не было не одного литератора, писавших для детей, творчество которого не несло бы зримых следов, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его творческого освоения» [9].

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающих целую систему поэтических жанров фольклора.

2. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора

Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения — результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы — жанры. Особенности жанра сохраняются каждым творцом. Жанры в фольклоре сохраняют большую устойчивость, по сравнению с литературными. По сравнению с литературой в фольклоре меньше сочетаний жанров. Меньше прихотливых изломов и форм. Придав важное значение жанрам, мы по необходимости должны углубиться в их понимание и уяснить своеобразие, им присущие.

2.1 Философия понятия «жанр»

«Жанр — определённый вид литературного произведения» [10], — сказано в справочнике и в новом говорится тоже: «Жанр — определённый вид литературного произведения, принадлежащий одному и тому же роду»[11]. Понятием «жанра» обозначается единство группы художественных произведений.

Поэтические жанры возникают в процессе исторического развития искусства. Изучение жанров облегчает тем, что многие из фольклорного произведения отличает тесная связь с бытом. Трудовые песни, заговоры, календарные, свадебные песни, похоронные причитания, неотделимы от народного быта. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводится жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Наряду с ними существует жанры, свободные от прикладных бытовых целей. Это сказка, внеобрядовая лирическая песня.

Позднее искусство восприняло по наследству древние традиции и, изменяя их, придало возникшим жанрам целевые установки идейно-эстетического характера. Понимание жанра как единства формы и содержания уже прочно вошло в фольклористику. Жанр охарактеризован в литературе как понятие «чисто условное». Нет единства мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора, их поэтике.

2.2 Классификация детского фольклора

Почти каждый исследователь выделяет свою классификационную схему. «О.И. Капица, теоретически обосновала деление детского фольклора по годам и генезису поэзии. Этого же поддерживал В.П. Аникин — генетический принцип (поэзия взрослых для детей, произведения, выпавшие из фольклора взрослых и усвоенные детьми, собственное творчество детей). В.А. Василенко, выделял:

1) колыбельные песни, или байки,

2) произведения связанные с игровыми действиями,

3) произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполнением независимо от игровых действий.

Г.С. Виноградов выделял пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный» [12]. А.М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [13]. Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан игровым действием ребёнка, то игра ведётся на уровне смысла, понятий, слова, звука. Деление детского фольклора на игровой и неигровой не приближает нас к пониманию сложной системы жанров» [14]…

Правомерно выделить поэзию взрослых, предназначенную для детей. Это — поэзия пестования (колыбельные песни, Пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки). Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выделяла Пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки».

По назначению и характеру бытования» выделены лишь основные группы детского фольклора. В.П. Аникин жанры детского фольклора отнёс к группе — собственное детское творчество «(считалки, жеребьёвые сговорки, дразнилки, поддёвки, скороговорки)» [15]. Выше перечисленные исследователи выделяют в отдельную группу — игровой фольклор. Г.А. Бартышев отнёс к ним считалки, игровые песни и приговоры, а В.А. Василенко, кроме того, — пестушки и потешки. Сюда же можно отнести все виды ролевых детских игр, игровые (считалки жеребьёвки, жеребьёвые сговорки). Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, обозначающие как «поэзию словесной игры» и, тем самым разрушают собственную классификацию, основанную на понятиях: игровой — неигровой.

«Г.С. Виноградов выделил потешный фольклор (сечки, голосенки, словесные игры, перевёртыши, скороговорки, молчанки, поддёвки) — назначение этих произведений, «по мнению Виноградова, — развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей» [16]. Детский фольклор выделяет в отдельную группу — календарный детский фольклор, который не относится в единую группу жанров поэзии пестования, игровому и потешному фольклору (это детские песни страшилки, сказки, загадки). Виноградов выделяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор.

У каждого жанра четвёртой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие — как повествовательные. Третьи — как песенные — это будет группа бытового фольклора.

Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования — это лишь первое звено классификации. Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившись к детскому фольклору, «говорят на разных языках». Предложенная классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве исходной — рабочей.

Читайте также:  Какие есть народные средства от головной боли

«Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» [17].

«В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров» [18].

«Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» [19] Её назначение или цель — усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

С одной из таких колыбельных песен можно познакомиться в Приложении 1 (1-5).

Старинное значение колыбельных — заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров зачастую просили для дитятка, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, — её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. «В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Слов — понятий в песне обычно немного — лишь те, без которых первичное познание мира невозможно» [20]. Приложение 1 (1-5).

Частый персонаж в колыбельной песне — кот, фантастические персонажи — Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами — антропоморфизм.

«Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация — повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов» [21].

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.

Этот процесс вполне закономерен. Коренным образом менялась жизнь трудового народа в нашей стране. Круг интересов матери был ограничен заботами о детях и муже, о поддержании порядка в домашнем хозяйстве, в наши дни женщина наравне с мужчиной участвует в общественной жизни — ей стали чужды «внутренние жесты» колыбельной песни. Художественная литература, радио, телевидение, театры воспитывают эстетические чувства — и художественная ценность колыбельной поэзии начинает вызывать сомнение. Колыбельная песня не в состоянии конкурировать с современными литературно-музыкальными произведениями.

Школьное образование, медицинское просвещение, система дошкольного воспитания коренным образом изменили взаимоотношения матери и ребенка, меняются и народно-педагогические воззрения. Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком; укачивание признается ненужным и даже вредным. Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью.

2.4 Пестушки, потешки, поскакушки

«Пестушки, (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста» [22]. (Приложение 1 (2.1-2.10.) Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение.

Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы:

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

Приговоры эти не отличаются ни поэтическими достоинствами, ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками, чтобы коснуться материнских рук, постепенно вырабатывает умение управлять движением своих рук. Слово матери (пестуньи), отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный навык, как для физического развития ребенка, так и для психологического» [23].

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пестушки лаконичны, в них не всегда есть рифма, а если и есть то всегда парная, употребляются повторы, они, как правило, кратки, близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима — худоба». Пестушки незаметно переходят в потешки.

Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки — приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально — мелодическая основа совершенно иные» [24]. Потешка забавляет ритмом — потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы — приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания» [25].

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту без абстрактного цифрового обозначения счёта (пример — «Сорока»). Приложение 1. И это же первые шаги к общению, абстракции. Потешки строятся так, знания никогда почти не даётся в «чистом виде», прямо. Оно как бы скрыто, ум ребёнка должен потрудиться, чтобы добыть его. В потешках показано обязательность труда для всех, даже маленьких.

«В потешках, как и в пестушка, неизменно присутствие метонимия — художественный приём, помогающий через часть познавать целое. Например, в детское игре «Ладушки-ладушки», где были? — У бабушки. При помощи метонимии внимание ребёнка привлекается к его собственной ручкам» [26]. (Приложение 2. (3.3).

2.5 Жеребьевки, считалки, жеребьевые сговоры

Жеребьевки (или «сговоры») определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Приложение 2 (5.1-5.4.)

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

2.6 Прибаутки, заклички, игровые приговорки

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их к взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым.

Некоторые приговорки несут социальный смысл (Приложение 2 (7.2.-7.6.). Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд — ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных…

2.7 Скороговорки, молчанки, голосянки

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы). Приложение 2 (8.1-8.8).

Своеобразными словесными упражнениями были молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: «волосянки») — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки.

Некогда Г.С. Виноградов отметил у детей «единственный вид устной словесности, представленный прозой» — сказку. Стихийный поток современного детского повествовательного творчества — «страшные истории» (так их называют дети) или «страшилки» (так их стали называть исследователи) — сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора. Приложение 2. (12.1-12.3).

3. Детский фольклор как народная педагогика

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). Народная педагогика — древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала «могучую и всеопределяющую» роль слова в формировании личности. Это величайшее из человеческих духовных сокровищ.

В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, скороговорки, приговорки, моления, назидания, басни, притчи. И особенно сказки…

Сила слова невероятна, велика в жизни человека. Не зря говорят о слове: можно им убить, можно воскресить.

«Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка» [30].

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых — умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных учёных, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обошла также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколения с помощью произведений устного народного творчества, Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, и песни — замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получил отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

Возникает вопрос: как проявляется народная педагогика в детском фольклоре?

Мы в своей исследовательской работе попробуем представить (насколько позволит объём данной работы) несколько жанров детского произведения, в которых покажем проявления народной педагогики.

Пестушки: «Наиболее правильно поняла специфику произведений этого рода О.И. Капица, её точку зрения разделил В.П. Аникин.

Имеют строго определённую бытовую функцию: они являются сводом приёмов физического воспитания, разработанных народной педагогикой» [34]. Физические упражнения нужны ребёнку для укрепления мышц рук, ног, спины и так далее. Для этого и применяются пестушки. (Смотрите приложение 1 (1-1.10).

Потешки: Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. Готовила к самостоятельной игре в детском коллективе. «Главное значение забавы — приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания» [35]. Учит счёту, и как следствие абстрактному мышлению (К. Маркс.). Это первые шаги к общению.

«Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии» [36]. Приложение 2 (3.1-3.3)

Сечки: — (отличаются от считалок тем, что это и есть сама игра). Эта игра требует определённой тишины, так она соединяет в себе ещё одну игру — молчанку (голосянку — волосянку). «Единственным достижением этой игры является развитие голосовых данных и стремление к регулировке собственного дыхания» [37]. К сожалению, эта игра потеряна для наших детей. Этой игре также были присущи все вышеперечисленные качества.

Загадки: Служила средством проверки мудрости. «Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает внимание глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определённость мышления, и силу воображения. — Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок» [38]. Приложение (дополн.)

Небылицы — перевёртыши: — задача перевёртышей — способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Докучные сказки: — большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора. Приложение 3 (9.1-9.2).

«Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» [40].

Сегодняшняя педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Можно было бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою неумело зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, — словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» [27].

«Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения» [28].

Читайте также:  Как лечить ларингит народными средствам

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностям — народа» [29]. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Методика использования детского фольклора в детских коллективах не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.

Несомненно, что интерес к детскому фольклору будет с каждым годом возрастать. Широкая постановка собирательской работы. Глубокое изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимы.

Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60-70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста.

Советские исследователи Б.Н. Клосовский и Е.Н. Косморская убедительно доказали, что морфологическое развитие мозга ребенка находится в прямой зависимости от притока импульсов из окружающей среды. В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических, физиологических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован необходимый для поддержания прогрессирующего «потока нервных импульсов», веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования.

Таким образом, детский фольклор — это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.

Мы сегодня учащиеся, а завтра — руководители детских ансамблей, должны знать и понять, что детский фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Список использованных источников

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. 254 с.

2. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Высшая школа, 1987. 283 с.

3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Высшая школа. М.: Академия, 2000. 472 с.

4. Василенко В.А. Детский фольклор. М.: Высшая школа, 1978. 198 с.

5. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. 231 с.

6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. Иркутск, 1990. 195 с.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для. студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. / Г.Н. Волков. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 176 с.

8. Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1948.

9. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре. М., Л., 1958. 203 с.

10. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск, 1985. 243 с.

11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. / Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1987. 240 с.

12. Соколов Ю.М. Русский детский фольклор. М., Л., 1991. 297 с.

13. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1963.

14. Весёлые уроки: позн.-журнал для детей. / Отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». 2003. №9.

1. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки, баю.

Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, Песенку спою,

Ты дремли, закрывши глазки, Баюшки, баю.

Богатырь ты будешь с виду, И казак душой,

Провожать тебя я выйду, Ты махнешь рукой.

Сколько слез я втихомолку в эту ночь пролью.

Спи, младенец мой прекрасный,

2. Ночь пришла, Темноту принесла;

Задремал петушок, Запел сверчок,

Уж поздно сынок, Ложись на бочок,

3. Баю-баю, за рекой Скрылось солнце на покой.

У Алёшиных ворот, Зайки водят хоровод:

Зайки, заиньки, Не пора ли баиньки?

Вам под осинку, Алёше — на перинку.

Баю — баю, Лёшенька, Засыпай скорёшенько.

4. Глупый сон, сон, Неразумная дрёма!

Баю, баю! Не разумная дрёма,

Мимо ты ходишь, Колыбели не находишь.

5. Спи, дитя, до утра, До утра, до солнышка;

источник

Е.В. Суховий, педагог дополнительного образования, член ассоциации «Искусство народов мира», руководитель фольклорно – этнографической студии «Сибирская душа», ансамбля «Тогучиночка» и детского фольклорного ансамбля «Славянский венок» и педагогического фольклорного ансамбля «Тогучинская вечерка»

Фольклор и народная педагогика в воспитании подрастающего поколения.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

В условиях современной системы образования ключевой задачей является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.[2,62]

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это огромный кладезь мудрости, великий запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

— помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

— уважительно относиться к своим древним корням;

— чтить и уважать память предков;

— систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Объектом нашей работы является воспитание подрастающего поколения в народном творчестве.

Целью исследования выступает воспитание детей и подростков средствами фольклора.

«Фольклор — это не только художественная педагогика, воспитание словом, музыкой, движением, ритмом, это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. [7,5-35] [3,5], [1,20-269]

Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове. Она широко развита в советском фольклоре времён гражданской и Великой Отечественной войн» [7,287-367].

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом наша народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до самой смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми. [6,6].

Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу образования народа. » [3,3-54]

Не менее важными воспитательными средствами являются сказки, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания, убедительно нам доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка особенно остро в наше время.

Многие народные сказки дают уверенность в торжестве правды, в полной победе добра над злом.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм и образность который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». [8.18-240].

Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии. [10,157-183]

Пословицы и поговорки – малые жанры русского фольклора – занимают особое место среди разнообразных произведений устного народного творчества. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. [8.6-17], «Родительское слово мимо не молвится»,[8.18-240].

Основным фактором народного воспитания является любовь к родной природе. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга – матушка. Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. «В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень — озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона» [7,344].

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам – счастье семье» [8.18-240]. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским. На тех же позициях стояли К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В.А. Сухомлинского.

Землю мы до сих пор называем матерью – и с этим не возможно поспорить. А ведь мы не всегда обращаемся с ней почтительно. Как же называли Богиню Земли? Некоторые фольклористы считают считают, что ее имя – Макошь (ма – мама, «кышь» – «кощь» – «жребий» – «судьба», кошара, счастье, судьба). Макошь – олицетворение Матери — богини изобилия, покровительница полей и скота, а также женских работ [5.339-240].

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игры любимое занятие детей. Они воспитывают в ребенке сообразительность, смекалку, ловкость, выносливость, стремление к победе. Играя, ребенок формирует свои эмоциональный мир, который является неотъемлемой частью его жизни. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку», «Жмурки», Мышка», «Горошек» [3,7], [14,246 — 254] [9,3 – 97].

Традиции организуют связь поколений и на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших поколений основывается именно на традициях. В образовании народных традиций одно из важных мест занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Обычай крепче закона» [8.18-240]. Традиционные праздники в народе, с языческих времен они дожили до наших дней.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до самой смерти, организуя его трудовую, социальную, а также личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ [4,18, 189-254].

Календарные обряды складывались за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». [8.18-240].

В русских семьях традиционно проявлялась забота о воспитании детей. В народе оно чаще строилось по принципу «Делай как я», «Делай со мной» [8.18-240]. т.е. в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи для сына и мать хозяйка для дочери.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к тому, что создано, трудом человека и природой. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь». Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.[8.18-240].

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». [8.18-240].

Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

Много нас живет на родной земле. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить все народы Земли вместе со своими обычаями преданиями и поверьями.

Педагогический опыт закреплен во множествах обрядах, в устном народном творчестве, поверьях связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи и народа. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, наше достояние связывающие прошлое и настоящее с будущим.

Итак, в своей работе я исследовал процесс воспитания подрастающего поколения в аспекте использования народной педагогики и фольклорных средств.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем и наша задача донести все накопленные знания до подрастающего поколения.

Мы – потомки, духовные наследники, заложившие основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать, преумножить и передать нашим детям.

  • Вырщиков, А.Н. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. – Волгоград: Авторское перо, 2005. – 269 с.
  • Гасанов, З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
  • Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград, 1997. – 54 с.
  • Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды, обычаи. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Даль В. И. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Поверья, суеверья и предрассудки. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Колыбельные песни (из фондов Свердловского областного Дома фольклора). – Екатеренбург: «Сфера», 1997. – 56 с.
  • Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1977. – 375 с.
  • Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. Предисл. И коммент. А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. – (Классическая б-ка «Современник»).
  • Терещенко А.В. Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Народные игры и забавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
  • Ушинский К. Д. педагогические сочинения: В 6 т. Т. 3/Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1989. – 512 с.: ил.

источник