Меню Рубрики

Фольклор как средство приобщения к народной культуре

Любовь Шамина
Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Духовно–нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а также истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций.

Ознакомление с народными праздниками в дошкольных учреждениях происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а также носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослым с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках, через разные виды деятельности, у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувства ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Цель моей работы: приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Определить основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей;

Изучить методическую литературу по исследуемой теме;

Отследить мониторинг изменения уровня речевого развития в процессе работы.

Формировать у детей навыки художественно-эстетической деятельности, интереса и любви к фольклору;

Определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его все общее развитие.

Приобщать родителей к активному участию в жизни дошкольной группы;

Воспитывать любовь к Малой Родине.

В начале моей работы был проведен мониторинг по выявлению уровня развития художественно-эстетических навыков и умений дошкольников, который проводился методом наблюдения за воспитанниками в течение двух недель. Приложение № 1

Фольклорные праздники в нашем дошкольных группах проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народной культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала», «Троица», «Покров» и другие. Проводя праздник «Масленица» в дошкольных группах, мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы.

Для достижения более высоких результатов, в своей работе я использую инновационную деятельность, а именно работа с интерактивной доской. В процессе чего у детей формируется более четка и полная картина проведения фольклорных праздников. Приложение № 2, Приложение № 2.1, Приложение № 2.2.

Вместе с педагогами и родителями готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями: Бабой Ягой, Скоморохами, Весной и другими персонажами. Воспитанники дошкольных групп участвовали в различных народных играх, таких как перетягивание каната, бой с подушками, «Горелки», «Бубенцы» и других очень интересных играх. С ребятами мы заранее разучивали масленичные песни, заклички, потешки, которые исполняли на празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников – одно из условий успешного их проведения. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздников усиливается благодаря активному участию взрослых. Мы постоянно приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник – это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом. Приложение № 3, Приложение № 3.1, Приложение № 3.2.

Еще хочется немного рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Рождество», «Крещение», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициям русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и традиций. Одной из главных задач моей работы является знакомство воспитанников с традициями празднования в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Приложение № 4, Приложение № 4.1.

Одной из задач моей работы является тесное взаимодействие с родителями\законными представителями воспитанников. В течение года мною было проведено родительское собрание по теме «Семья и семейные ценности». На собрании мы обсуждали, делились своим опытом друг с другом, говорили о семейных традициях «Нужны ли нашим детям праздники?» Приложение № 5, Приложение № 5.1

Формируя интерес и любовь к фольклору, во время непосредственно-образовательной деятельности мы занимались изготовлением куклы-берегини, что было очень занимательно, увлекательно и интересно для детей моей возрастной группы. Приложение № 6, Приложение № 6.1.

В результате моей работы У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Народная кукла — средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота.

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСлайд № 2Современная социально-психологическая ситуация,.

К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа « … основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, Защитит его природную колыбель,.

Мини-музей «Русская изба», как форма приобщения дошкольников к истокам народной культуре Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре народов Поволжья В числе самых богатых в этническом отношении регионов России находится Поволжский, который включает в себя множество культур: русские, мордва,.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Проект в средней группе «Знакомство с игрушками народов Поволжья как средства приобщения к народной культуре» Вид проекта: информационно – творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре Формирование культуры поведения у дошкольников в процессе приобщения к музыкальной культуре. Воспитание положительных нравственных качеств.

источник

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Надежда Тимофеева
Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Консультация: «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры«

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Россия — родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту.

Исходя из вышеизложенного, для практической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений — это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества — именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях по музыкальному воспитанию.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров — прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы — это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; кочан капустный несет зайца в зубах; медведь, как птица, летает в облаках; вода горит и с неба падает пельменный дождь. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Читайте также:  Аллергия чем мазать народные средства

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» — иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни — игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра — всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга — место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка- муравушка», кудрявая березка. Дети украшают себя венками из свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении, — ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т. д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие — развивают сообразительность и смекалку. Третьи — дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Таким образом, произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка — загадываться, игра — играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей — устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре — это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам — это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки — это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство — период расцвета в жизни человека. Дети.

Фольклор, как средство патриотического воспитания у детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Выполнила: воспитатель Молькова Т. В.

Презентация «Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста» В «Федеральной целевой программе развития образования» говорится о необходимости воспитания культурной, творческой личности, умеющей в дальнейшем.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

источник

Приобщение детей к национальной культуре,развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и духовности.

Народный фольклор как средство приобщения к культуре краеведения

К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому важно обратиться к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому важной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Фольклор как средство приобщения к истокам краеведения ”

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю задачи :

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Образовательный процесс организую на основе программы «Детство»,руководствуюсь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом — былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется особое место произведений фольклора обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

  • в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
  • овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;
  • включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
  • эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;
  • методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
  • процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.

Проблема вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, методах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру, народный театр.

Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Есть место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку».

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

Читайте также:  Частый пульс народные средства

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины .

источник

«фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. развитие творческих способностей через фольклор».

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» Д.С. Лихачёв

Просмотр содержимого документа
««фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. развитие творческих способностей через фольклор».»

« ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР».

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» Д.С. Лихачёв.

Причины, осложняющие воспитательный процесс в современном обществе:

  • Напряжённые социальные отношения;
  • Пониженный уровень общей культуры;
  • Потеря нравственных ориентиров у части общества в целом;
  • Возрастание числа социально запущенных детей;
  • Безответственная реклама.

  • Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

  • Цель исследования –обоснование значимости музыкального фольклора в жизни подрастающего поколения и его влияние на развитие творческих способностей дошкольника.

  • Объект исследованияпроцесс формирования личности ребёнка через музыкальный фольклор.

  • Предмет исследованияфольклор, как средство формирования личности ребёнка.

  • задачи :
  • — выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей дошкольников через организацию занятий по фольклору;
  • — разработать систему творческих заданий и на основе собственного опыта выявить и обосновать методы использования фольклора на занятиях.

Условия развития творческого начала дошкольников средствами музыкального фольклора:

  • систематическое использование фольклора в образовательном процессе;
  • — учёт возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
  • — создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой личности .

ПРОЕКТИРОВАНИЕ приоритетного направления по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Устное народное творчество

Русская народная культура

Быт старины и занятия людей

Обогащение предметно- развивающей среды

ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в младшей группе

«Ладушки в гостях у бабушки»

«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою»

ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в средней группе

«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою»

«Ладушки в гостях у бабушки»

ПЛАН мероприятий по ознакомлению с фольклором в старшей группе

источник

«ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам . Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Фольклор — народное творчество, чаще всего устное, это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Люди, создавшие народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Приммер заклички «Ой, кулики»

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Например игра «Гори, гори, ясно», «Ворон» и др.

А какие виды фольклора вы используете в своей работе с детьми?

Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

Прежде всего — это то, что, взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.

То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура. Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях. «Как у наших у ворот», «Со вьюном я хожу»

Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам. Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баять», «баить» -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Давайте разучим одну из таких песенок:

«У кота-воркота колыбелька хорошая.

Я коту-воркоту тихо песенку спою».

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как «Сон», «Дрема», «Угомон».

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения (ковырялочка, топотушки, вертушки) помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. На занятиях мы разучиваем такие хороводы: «Светит месяц», «На горе-то калина», «Сударушка», «Вологодские кружева»

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга или показать быстроту движений, ловкость. Предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Гори,гори, ясно», «Ворон»

Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Я вам хочу сейчас предложить поиграть на русских народных инструментах, организуем оркестр. «Русские наигрыши»

Викторина (игра) для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

Цель: Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества. Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре.

Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

На каком литературном приеме построены колыбельные песни? (повторы)

Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка? (пестушки) (Значит ласкать, гладить, прикасаться к ручкам, плечикам и т.д.)

Что означает пестушка? (пестовать – значит няньчить).

Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы? (заклички)

Как называют стихотворные обращения детей к животным? (приговорки)

Через киску упадет. (приговорка)

-Дам тебе горошка. (приговорка)

Как называют следующие выражения: «Витя-Витя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода» (дразнилки)

Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности? (страшилки)

Какая форма потешного фольклора обращает внимание на предметы и явления и их признаки? (загадки)

Как называются игры «Каравай», «Колпачок» (хороводные)

С чем связаны хороводные игры на Руси? (с народными обрядами)

Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего в игре? (считалки)

Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба». (при купании)

В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (одевание, кормление, купание, укладывание спать)

В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? (петушок-золотой гребешок)

В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным? (волк и семеро козлят)

Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» — дружба; «Репка» — трудолюбие; «Кот, петух и лиса» — дружба, взаимовыручка )

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

источник

«Музыкальный фольклор

как эффективное средство приобщения

дошкольников к национальной культуре»

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное. Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях. Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее. С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в детском саду, потому что там начинается формироваться мировоззрение гражданина. Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота своей Родины.

Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Немалая роль в приобщении детей дошкольного возраста к родной культуре отводится специалистам дошкольных учреждений. Важно, чтобы педагоги были искренними приверженцами возрождения белорусской культуры. Они первые своей эмоциональностью, возвышенностью, лаской к родному слову должны заинтересовать детей национальным наследием своего народа. Работая, нужно помнить одну, хорошо известную истину: ничего не произойдёт само по себе – без энтузиазма, общих усилий и творчества.

На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру.

Национальная культура — совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации.

Белорусский национальный фольклор – один из самых богатых в славянском мире. Он насыщен педагогическим опытом и народной мудростью. Толерантность, терпимость, добродетельность, как традиционные христианские добродетели, постепенно стали отличительными чертами белорусов. Более того, они соседствуют с такими качествами, как личное достоинство, целенаправленность, активность. Фольклор с воспитывающим содержанием, бытовые традиции, праздники, белорусская классическая литература – это те понятия, которые оказывают огромное влияние на формирование национального характера. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Но, вдумываясь в перевод – «народная мудрость», соприкасаешься с глубинным смыслом этого всеобъемлющего понятия, так как мудрость веками рождала мир образов народного искусства, сохраняя прошлое в настоящем для будущего.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. Фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения.

Белорусский фольклор – один из самых богатых в мире. Это душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. В быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Когда малыш просыпается, его гладят по животу и приговаривают:

Ціха, куры, не крычыце,

Майго Ваню не будзіце,

А мой Ваня будзе спаць,

Будзе вочкі закрываць.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, в работе необходимо использовать народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребёнка:

  • Слушание – восприятие.
  • Пение.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Народная хореография.

С белорусскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Основываясь на опыт многих педагогов, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного белорусского народного творчества.

Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля.

Основные ветви белорусского фольклора:

— музыка вокальная (народные песни: календарно – обрядовые, семейные и общественные песни).

— музыка инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Народные песни. (Основные черты: коллективность, передача «из уст в уста», анонимность.)

2 вида народного пения: одноголосное и многоголосное. Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни. Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека (Рождество, Коляды, Масленица, Закликание весны, Купалье, Дожинки).

Семейно-обрядовый фольклор. Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны.

Необрядовые песни — это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка – это неотъемлемая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры белорусов, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, скороговорки, считалки. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями. К ним относятся Рождество, Колядки, Масленица, Пасха, Купале и др. На таких мероприятиях дети знакомятся с национальными костюмами и обрядами. Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать радостную атмосферу. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.) Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Оптимальным для приобщения дошкольников к национальной культуре в детском саду является проведение сезонных музыкально – игровых праздников: осенью — «Золотая осень», «День Матери»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом- «Троица», «Купале» и др.

На протяжении всего года знакомим детей с народными костюмами. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Особое место в работе с детьми занимает использование народных музыкальных инструментов (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому на музыкальных занятиях приучаем детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Музыкальный фольклор как часть народной культуры обладает существенными художественно-педагогическими возможностями, является одним из универсальных средств воспитания ребенка, обучения его основам культуры, приобщения к традиционному народному опыту. Оптимизации процесса приобщения способствует использование таких свойств фольклора, как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность. Особенностью ознакомления детей с музыкальным фольклором является обращение к его подлинным формам.
  2. Восприятие детей дошкольного возраста возможно целенаправленно ориентировать на освоение художественных возможностей музыкального фольклора, этот возраст является благоприятным периодом для развития и обогащения опыта эмоционального выражения интереса как к произведениям музыкального фольклора, так и ко всей традиционной народной культуре.
  3. Педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура в педагогическом процессе представлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых и др.) позволяют повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально-фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.
  4. Наиболее благотворным периодом ознакомления с народной культурой является дошкольный возраст, когда у детей ярко выражена естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песенкам, прибауткам и т.д.).
  5. Приобщение к традиционной народной культуре является результатом развития интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, формирования представлений о жанрах народной музыки (по существенным признакам поэтики, музыки, исполнительской манеры и функции произведения) и народных традициях, овладения основами музыкально-фольклорной деятельности (в единстве пения, народной хореографии, игры на музыкальных инструментах, театрально-игрового начала) и детским творчеством. Методика работы выстроена на основе традиционного народного опыта (подражание, подпевание, «подхватывание», пение «за следом», диалог, детское творчество и т.д.) и технологий современного образования (личностно-развивающие, интерактивные и суггестивные методы, возможности аудио- и видеозаписей и др.).

источник