Меню Рубрики

Фольклорный праздник средство приобщения к народной культуре

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине: музыка и методика преподавания

На тему: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Целостность образовательного процесса в школе обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единой линии развития ребенка на всех этапах школьного образования, придает педагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая на каждой ступени школы свою совокупность воспитательных задач, мы можем моделировать образ современного ученика.

Выпускник школы предстает человеком, для которого значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь к родине. Его нравственный потенциал кроется в осмыслении целей и смысла жизни, усвоении ценностей «Отечество», «творчество», «любовь», чувстве гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все составляющие понятия «культура».

Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в образовательном процессе. Радио- и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития ребёнка — все это способствует неправильному восприятию мира и нежеланию ребенка приобщаться к истинной культуре и народным традициям. Кроме того, в самом образовательном процессе недостаточно внимания уделяется и нравственно-этическим вопросам воспитания, крайне мало представлены музыкально-эстетические занятия.

Вместе с тем, именно эти занятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека.

На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: Ян Амос Каменский — по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу; Г.С. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов. Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.

Через фольклор и фольклорные праздники ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Обнаруженное противоречие позволяет выделить проблему: каковы возможности фольклорных праздников для ознакомления детей с народной культурой?

Данная проблема определяет тему исследования – Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.

Объект исследования: фольклорные праздники как часть народной культуры.

Предмет исследования: фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре.

Цель исследования: выявить возможности фольклорных праздников как средства приобщения младших школьников к народной культуре.

Выявить сущность понятия – народная культура.

Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста в контексте данной темы.

Выявить положительное воздействие фольклорных праздников на формирование личности младшего школьника.

Изучить программы по музыке в начальной школе Д. Кабалевского и Е. Критской и предложить рекомендации по внедрению фольклорных праздников в начальной школе.

Глава 1. Народная культура

1.1 Народная педагогика как часть народной культуры

Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

В народной культуре знания человека о мире передаются бесписьменным, устным способом, что является важнейшей особенностью. Традиционная народная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самим укладом жизни человека традиционного общества.

Народная культура охватывает множество понятий, например: народ, культура, образование и их взаимосвязь.

Народ – всесословная духовно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времени и пространстве обеспечивается культурой.

Истоки современной культуры находятся в народной культуре, поэтому нашему обществу необходимо восстановить связи с ней.

Культура народа – непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми сущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это – коллективная форма народной исторической памяти.

Следует особенно подчеркнуть взаимозависимость народа и культуры: друг без друга они не существуют. Народная культура, как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают друг друга.

Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Для этого любая система образования, создает культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа жизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено. Раннее приобщение детей к фольклору и фольклорным праздникам даст ожидаемый результат. В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

В современных воспитательных учреждениях происходит знакомство с фольклором. Начинается оно еще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, но ребята уже сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная педагогика играет необычайно важную роль – и созидательную, и спасительную. В народе сохранился нравственный стержень: любовь к труду, добру, правде. Носители этой любви есть в каждом народе. Их влияние на подрастающее поколение несомненно. Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни духовной жизни народа.

Фольклор же всегда естественным образом входил в народную педагогику — традиционную для народа практику воспитания — трудового, нравственного, физического, эстетического, патриотического, интернационального.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная культура — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

источник

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей.

Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

Перед проведением досуга мы рассказываем детям о конкретном празднике. В сценарий включается детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы), а также традиционные обрядовые действия (угощение птиц, развешивание кормушек, заклинание весны и т.д.) В работе с детьми нужно добиваться, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Правильно организованная подготовка праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое коллектива. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Для каждого ребёнка должна найтись, пусть незначительная, маленькая, но определённая роль в сценарии.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрывалась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего, тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересов.

Таким образом, праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, музыка, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети должны участвовать в празднике активно, а не выполнять роль пассивных слушателей. Педагогу необходимо предоставить ребенку возможность проявить себя, либо в чтении стихов, либо в пении, либо в танце.

Главным условием отбора фольклорных произведений для проведения праздника является их эстетическая ценность и личностно-значимый потенциал содержания. Значительную часть программного содержания праздника представляет детский фольклор, так как он наиболее близок, понятен, полезен и доступен детям

Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Игровые и плясовые песни — образно яркие, напевные, поэтичные. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной степени были внесены почти в любую песню, пение сопровождалось разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходило разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Читайте также:  Народные средства лечения истощения организма

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать совместные мероприятия, праздники и развлечения в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из ряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребенком, сотрудниками детского сада, другими детьми и взрослыми.

Календарные праздники – своеобразный итог проведенной нами работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этих праздников готовится красочное убранство зала, оформляется в соответствии с временем года или в виде избы с экспонатами народного быта: сундук, самовар, утварь, лавки, русская печь, плетеные корзины, вышитые полотенца, занавески, тканые дорожки и т.п. Для каждого праздника детям и взрослым подбираются соответствующие костюмы. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют и взрослых, и детей общими переживаниями, ожиданиями, играми-забавами. так же нужно проводить совместные мероприятия родителей с детьми, посвященное русскому народному фольклору. В ходе мероприятия можно показать значение фольклора для социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей. Цель данных мероприятий : научить взрослых играть с детьми в народные игры и развивать детское творчество, доставить ребятам удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Такая работа позволяет взрослым и детям раскрепоститься, учит их общаться друг с другом, повышает эмоциональный настрой, сплачивает семью, позволяет лучше узнать друг друга. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кроме того, вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем с ними проще налаживать контакты, предоставлять педагогическую информацию. Радостная атмосфера детских праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы. Такие праздники являются ненавязчивой формой приобщения детей к народному творчеству.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

источник

Райхан Горянина
Статья «Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно — образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала».Многими педагогами детских садов было так же замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников в дошкольных учреждениях у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДОУ происходит эпизодически,осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствиесистематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

— раскрытьпедагогический потенциал фольклорных праздников в ДОУ

-определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие ;

— изучить методическую литературу по исследуемой теме;

— показать результативность использования фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре;

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей. Если обратиться к опыту наших предков-славян, мы узнаем, что Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших. Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной. Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица», «Иван Купала» и другие. Проводя «Масленицу в детском саду», мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы. Вместе с педагогами готовили театрализованное представление с традиционными сказочными героями Бабой Ягой, Скоморохами, Весной. Воспитанники детского сада участвовали в таких народных играх как перетягивание каната, бой подушками, кулачных боях и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали масленичные песни, заклички,потешки, которые исполняли в фольклорном празднике. В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности. При проведении праздников желательно использовать местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник— это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Отдельно хочется рассказать о праздниках православного календаря, таких как «Крещение», «Рождество», «Пасха». Организуя эти праздники мы не стремились в своей работе сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Мы лишь знакомили воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей. Православные праздники проводились совместно с пожилыми людьми из социально-реабилитационного центра и родителями. В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи. Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «На завалинке» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье,с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В празднике участвовали бабушки и дедушки воспитанников. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций — это путь к единению семьи. Поэтому проведение таких праздников приобретает сегодня глубокий смысл.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

источник

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Осенины»

Ольга Богданова
Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Осенины»

Сценарий осеннего праздника

«Осенины» в подготовительной группе ДОУ.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

-развивать интерес к обрядовым русским праздникам;

— воспитывать любовь и патриотизм к своей Родине, основанный на русских традициях;

— обогащать духовный мир детей.

2 короба с деревянными ложками

«СВЕТИТ МЕСЯЦ» русская народная мелодия

(дети входят в зал расходятся на две шеренги: мальчики и девочки)

Тарара, тарара, пришли девчушки со двора

Песни петь да плясать, веселиться да играть!

Проходи, честной народ, не пыли, дорожка,

Добры молодцы пришли погулять немножко!

Девочки-беляночки, что вы набелились?

Мы вчера коров доили, молоком умылись.

Мальчики-зазнаюшки, что вы загордились?

В магазин вчера ходили, вот, принарядились!

Девочки-смешиночки, что вы улыбаетесь?

Да веселье будет скоро, вот и разминаемся!

Да нет! Осень к нам пришла,

(выход хозяюшки Осени)

Красны девицы да добры молодцы!

Давно я вас жду – поджидаю…

Мир твоему дому, а хозяйке – долгие лета.

Будьте, как дома, не стесняйтесь,

Радуйтесь осени, забавляйтесь.

Здесь, для вас, гостей дорогих,

Будет праздник большой –

Праздник радостный!

Называется Осенинами.

«АХ ВЫ, СЕНИ МОИ СЕНИ» русская народная мелодия

(из двух шеренг перестраиваются в полукруг)

Это праздник Осенины.

В благодарность за осенние дары

Осенины отмечают на Руси!

«ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» слова и музыка Н. П. Бобковой

(после исполнения песни дети рассаживаются на стульчики)

Собралось к нам гостей со всех волостей.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Гостям–то, известное дело, хватило места,

Да не тесновато ли хозяевам?

Сядем рядком, да поговорим ладком.

(выходят 4 девочки и 4 мальчика)

сценка «Завалинка»

Снова осень наступила, стало всё вокруг уныло. Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт. Ох, и скучно нам сидеть,

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод!

Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет, Как и нынче мы общались, — без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши, Словом эти посиделки были

праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Отдых – это не безделки. Время игр и новостей.

Начинаем посиделки! Открываем посиделки!

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ» музыка Ан. Александрова (хоровод)

Осень щедрыми дарами.

Как нас осень удивила,

«ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ НА БЕРЕГУ» русская народная мелодия (выходит Сентябринка)

Листья крашу в яркий цвет –

Красные бусинки оказались вкусненьки.

Черненькая, сладенькая, маленькая,

Синий мундир, белая подкладка, в середине — сладко.

Красна ягода, да не так вкусна.

А пришел мороз — сахарку принес.

А кудрявой ветке место у беседки.

Осенняя пора.

Пришло к дому под крыльцо.

«РЯБИНУШКА» слова и музыка Н. Б. Караваевой (хоровод)

«ПРОХОДКА» русская народная мелодия

(шутливый выход исполнителей частушек: 5 девочек и мальчик)

Читайте также:  Лечить зуб народными средствами

«ЧАСТУШКИ» русская народная мелодия (исполняются частушки)

Вся на солнце засветилась

Дай, рябина сделай милость

У рябины, у сосенки

«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» русская народная мелодия

Ребята, где растет капуста?

(дети выстраиваются в круг)

У нас в России капусту уважают,

Её за обе щёки ребятишки уплетают.

С ней делают салаты, супы и голубцы…

Едите вы капусту? Тогда вы молодцы!

По весне пришла хозяюшка, (выкладываются муляжи капусты)

Стала дождик просить («брызгает дождиком»)

Надо капустку охранять… (выводит «сторожа»)

«КАПУСТА» игра («Я на камушке сижу» русская народная мелодия)

(выбираются 4 зайца; дети стоят в кругу, в центре сторож охраняет капусту, зайцы за кругом)

Я на камушке сижу, (ведут хоровод вправо)

Ай ли, ай лю-ли, (сужение круга)

Огород свой горожу (расширение круга)

Чтоб капусту не украли, (ведут хоровод влево)

Ай ли, ай лю-ли, (сужение круга)

В огород не прибегали (расширение круга)

Волк, лиса, бобёр, куница, (останавливаются и произносят)

(дети поднимают «воротики», зайцы пытаются забрать капусту у сторожа, а сторож их поймать; ловить зайцев можно только в кругу-огороде)

В народе говорят у нас:

А теперь посмотрим, как же засаливают капусту…

(мамы рубят капусту и трут морковь)

Наши мамы капусту ценят и уважают, и вот как нас сегодня удивляют! Спасибо нашим мамам за труд и старание! А теперь пришла и ваша очередь поработать — надо капусту помять.

Вот мы и засолили капусту. Капуста вкусная получилась, будем зимой с картошечкой кушать.

«ЯБЛОНЬКА» русская народная мелодия

Ноябрь – месяц студёный, с долгими, тёмными вечерами, да

грудами замёрзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – «грудень». Русский народ и поговорки о ноябре придумал:

«Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца»,

«Ноябрь грозит, а декабрь мостит».

Молодёжь ходила из дома в дом, девушки занимались рукоделием, а юноши их развлекали, да невест себе присматривали…

Это – праздник не безделья, это – праздник рукоделья!

А как шили-вышивали, так и песню напевали,

Пели, правда, от души, но и песни хороши!

«ПРЯЛИЦА» русская народная песня

А сейчас, народ честной, гости к нам идут гурьбой,

Закликают, зазывают, свой товар всем предлагают…

«КОРАБЕЙНИКИ» русская народная песня

Тары-бары, растабары, есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват!

Подходи, дружек Вавила, заворачивай, Гаврила,

Заворачивай, Матрёна, набивай карман Ерёма!

У нашего Якова, товару всякого:

Погремушки, болтушки, финтифлюшки,

Гремелки, тарахтелки, звенелки,

Красиво, приятно, для детей занятно.

Подходи, мальчишки, подходи, девчонки,

Не большой расход, подходи, честной народ!

(мальчики разбирают ложки и выстраиваются в круг)

«АХ ТЫ, БЕРЁЗА» русская народная мелодия

(танец с ложками – мальчики)

Что талантливый народ

Но какое веселье без шуточек,

Без потешек да прибауточек?

А сейчас для вас задание похитрей!

И пускай играет тот, кто игру мою поймёт:

(Так сыграем ещё раз. Обыграть хочу я вас)

Вам знакомо это слово, ну конечно же корова!

В лес сосновый, в лес густой.

Осень-матушка, спасибо за подарки

Да за игры – всем от них стало жарко.

Уходить же от нас не спеши,

Напоследок с нами попляши.

Эх, не буду от вас скрывать:

А вы, дети, в круг скорее выходите!

Да плетень попросторней плетите!

(дети выстраивают 4 плетня)

Мы гостей всегда встречаем

Поклонясь отведать просим.

(выносит поднос с пирогами)

И тебе, хозяюшка — Осень, низкий поклон и спасибо за гостеприимство.

Пусть же праздники всегда

«ГОРНИЦА-УЗОРНИЦА» русская народная песня

(уход Осени)

Мастер-класс «Осенняя поделка» за 15 минут

-глазки (можно заменить бусинами)

-декор в виде листьев и ягод, которые можно собрать по дороге домой.

«СВЕТИТ МЕСЯЦ» русская народная песня (уход детей)

Сценарий праздника «Посиделки на Покров» для детей 6-7 лет.

Цель: приобщение детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями, знакомить с русскими поговорками и поверьями.

— Формировать представления детей о русских народных праздниках;

— развивать интерес у детей к русской народной культуре;

— способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, песни, танцы, игры;

— воспитывать уважение к русским народным традициям.

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице, дома русского!

Здесь, для вас гостей дорогих,

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хотя, более привычны нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Будем праздновать Покров!

Осень землю покрывает

Пёстрым, праздничным ковром.

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце паутина;

Там скирд виднеется: а там, через забор,

Кистями красными повиснула калина.

Веселье – от всех бед спасенье.

Не скучай народ – заводи хоровод.

Хоровод “На горе-то калина”. (Дети садятся на места).

А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

Пришел к нам октябрь-батюшка,

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

В народном православии название праздника «Покров» стали связывать с природными явлениями: в этот день зачастую иней или снег впервые покрывали землю, указывая близость зимних холодов. Скотину кормили последним снопом, и с этого дня коров уже больше на улицу не выводили, т. к. уже было холодно.

танец «Осеннее размышление» (с органзой)

Стоит Матрена, здорова, ядрена.

Пасть открывает, что дают – глотает! (Печка)

Правильно, подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:

Натопи нашу хату без дров!

Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». Но вот, сразу все и согрелись.

С днем Покрова был связан обряд «запекания углов». Обычно хозяйка пекла «блины». Первый блин разламывался на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал в избу холод.

«Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем – добром!»

Проводится игра «Напеки блины»

С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами.

Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

1 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

2 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

3 ребенок: Дело мастера боится.

4 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

5 ребенок: Гуляй, да время не теряй!

6 ребенок: Есть терпенье — будет и уменье!

7 ребенок: Умелые руки не знают скуки!

Зазимье пришло-засидки привело.

А не желаете ли вы по воду сходить?

Песня «Пошла млада за водой».

С покрова дня во всей России начинались регулярные девичьи посиделки.

Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам и продолжались они с заката до полуночи.

Ведь надо и ниточку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить (девочки сидят на лавке и занимаются рукоделием)

Если есть в лесу цветы-будет и поляночка.

Если есть в избе девчата – будет и гуляночка.

Проходи, честной народ, не пыли дорожка.

Добры молодцы идут погулять немножко.

1 мальчик: Девочки-беляночки, где вы набелились?

1 девочка: Мы вчера коров доили, молоком умылись.

2 мальчик: Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:

«На дубу свинья пасется, в бане парится медведь»

2 девочка: А я умница, я разумница — про то знает вся улица, петух да курица.

Кот да кошка, мой друг Ермошка, да и я немножко.

3 мальчик: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,

Повезу свою подружку всем соседям на показ.

3 девочка: У меня на сарафане косолапы петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи.

4 мальчик: Люди сходятся, в хоровод становятся.

Подходи скорей сюда — будет у нас веселая игра.

Эй, народ заводи хоровод.

русская народная игра «Кострома»

Наши ложки знает целый мир,

Наши ложки русский сувенир.

Хохломские, псковские, тульские, загорские.

Вятские, смоленские, ложки деревенские.

А еще бывало, что на посиделках грызли семечки.

Кому-то это нравилось, но бывали такие случаи…

Дуэт исполняет песню «Семечки»

Славно, славно мы и пели и плясали.

Во чтобы нам поиграть? Да и гостей позвать.

А играть мы будем в «Тетёру»

(Дети и гости играют в р. н. игру «Тетёра»)

А сейчас гости дорогие, порадуйте хозяйку русским переплясом.

Русский народный танец «Четыре двора»

Осени подарим мы

Проводится коллективная аппликация из природного материала «Осенний ковер».

Гость доволен — хозяин рад!

Милости просим за стол отведать пирогов.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ В. Астафьев: «Детство и юность всякого человека – слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре. Одним из действенных средств.

Методы приобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов России. Это – башкиры, русские, татары,марийцы, чуваши и другие.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Фотоотчет «Народные игры, как средство приобщения дошкольников к национальной культуре» В последнее время происходит отрыв подрастающего поколения от национальной культуры. Этому есть разные причины: и современные гаджеты, и.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

источник

Народная педагогика как часть народной культуры. Необходимость воспитания учащихся на традициях русской культуры, информационно-просветительная функция народных праздников. Включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Программа Д.Б. Кабалевского предусматривает слушание и исполнение русских народных песен, но эта программа не предусматривает изучение фольклорных праздников, а только поверхностно проговаривается учителем.

Программа Е.Д. Критской включает в себя изучение конкретных праздников: «Широкая масленица», «Встреча весны» и других. Через изучение этих праздников дети приобщаются к традициям русского народа, используются на уроках различные виды деятельности: музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, исполнение песен, игры и другие.

Изучив эти программы, мы считаем необходимым введение фольклорных праздников в программу школьного обучения. Только через приобщение к народным праздникам и традициям, мы можем показать всю красоту, храбрость, выносливость русского народа. В данной работе представлен материал о фольклорных праздниках, традициях, обычаях, методические рекомендации по проведению фольклорных праздников, народная педагогика представлена, как часть народной культуры. В параграфе методические рекомендации отражены результаты проведенной мною работы. В ходе работы были реализованы поставленные задачи. Мы изучили теоретические основы понятия народной культуры, раскрыли роль фольклорных праздников в формировании личности младшего школьника. Так же в нашей работе мы постарались определить место фольклорных праздников в системе средств народного воспитания и раскрыли их роль в формировании личности младшего школьника. Описали опыт работы по данной проблеме в литературе, в истории, на практике.

Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Мы считаем актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье и школе, которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.

1. Алиев Юлий Багирович. Настольная книга школьного учителя — музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 с.

2. Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. — Москва “Просвещение”, 1987. — 256 с.

Читайте также:  Чем подкормить помидору после высадки народное средство

3. Багрич В.Н. Музыкальная палитра. Сценарий музыкального развлечения для детей младшего возраста / В.Н.Багрич. — М, — 2006. — 18 с.

4. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. — 274 с.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка /Н.А. Ветлугина. — М,1968. — 342 с.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. — 1999. — 164 с.

7. Горецкий, В.Г. Начальная школа. Май леса наряжает — лето в гости ожидает / В.Г. Горецкий. — М, 1996. — 78 с.

8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие / Л.Г. Дмитриева. — М, 2000. — 274 с.

9. Заволокина Анастасия Играй гармонь / А. Заволокина. — Новосибирск, 2002. — 72 с.

10. Земцовский И. Русские народные песни вологодской области / И. Земцовский. — Вологда, 1973. — 207 с.

11. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. — М, 2000. — 286 с.

12. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. — М, 1986. — 279 с.

13. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок / Шангина И. СПб., 2004. — 270 с.

14. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. / Ф.С. Капица. — М. 2003. — 257 с.

15. Колобанов В.А. Календарно-обрядовая поэзия русского народа. / В.А. Колобанов. — Владимир. M.- 1994. — 241 с.

16. Мещерин В., Саульский Ю., Ножкин М. Молодёжная эстрада / В. Мещерин. — М., 1991. — 128 с.

17. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. — 2000. — 216 с.

18. Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь программу истории. / А.Ф. Некрылова. — СПб. -1992. — 30 с.

19. Осенева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осенева. — М, 2001. — 283 с.

20. Полуянов Иван. Деревенские Святцы / Иван Полуянов. — М, 1998.

21. Саульский Ю. Народный праздничный календарь. Лето — Осень / Ю. Саульский. — М., 1999. — 295 с.

22. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. — 196 с.

23. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

24. Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

25. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. / Т.В. Челышева М.-1993. — 236с.

26. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. — С-пб, 2005. — 282с.

«Пасха — праздник светлого Христова воскресения»

приобщение младших школьников к истокам русской культуры,

воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе — крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде — рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.

В празднике принимают участие дети и их родители.

Ведущий: Пасха — праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.

Выходят дети в русских костюмах.

Изо всех церквей народ валит.

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.

Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются

Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)

Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).

Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).

Ведущий: К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:

Кто не даст нам яйца — околеет овца,

Не даст сала кусок — околеет телок,

Нам не дали сала — коровушка пала.

Ведущий: Давайте вспомним пасхальные приметы.

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Ведущий: На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Ведущий: А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня.

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”

Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий: А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С. Пушкин:

При светлом празднике весны.

Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

К нам весну скорей ведите.

Ведущий: Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.

Прослушивание записи колокольного звона

Ведущий: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

День Христова воскресенья,

До свиданья праздник Пасхи!

Дай Господь вам всем любовь!

Сценарий праздника «Святки».

Задачи: Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

Предварительная подготовка: заранее распределяются роли: гостей, ряженых, подружек. Подбираются соответствующие костюмы. Ведущий 1 — учитель, ведущие 2,3 — ученики.

Оформление зала: декорации русской избы: русская печь, стол, накрытый льняной скатертью,, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, в мисках баранки, пряники, сушки, на полу полотняные дорожки. В начале праздника декорации скрыты за занавесом. Окна затемнены.

Ведущий 1. Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Кто знает, какие праздники мы отметили недавно? Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой — его ввёл Пётр 1. А рождество и Крещение на Руси праздновались издавна. Почему они так называются?

Ведущий 2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.

Ведущий 3. КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января.

Ведущий 1.Эти два праздника являются одними из самых значительных дней года и одними из главнейших христианских праздников. А период между Рождеством и Крещением называется святые недели или Святки.

Ведущий 2. В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование или колядки.

Ведущий 3. Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных — это называлось «ряженьем». Среди ряженных был «мехоноска» — человек, который носил мешок для угощений.

Ведущий 2. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» — пряниками, сделанными в виде животных.

Ведущий 1. Я предлагаю вам посмотреть, как проходили Святки в те времена и даже поучаствовать в празднике. А для этого нам нужно перенестись на машине времени в 1796 год 15 января в деревню Иванова, Владимирской губернии. Все готовы к путешествию? Сядьте поудобнее, наклонитесь вперёд, обхватите руками колени, закройте глаза и начинаем отсчёт 5,4,3,2,1,пуск. (Звучит космическая музыка, выключается свет, открываются декорации. В русской избе стоит накрытый праздничный стол, за ним сидят мать, отец и шестеро детей все одеты в русские народные костюмы.)

Ведущий 2. Мы очутились с вами в избе Прохорова Матвея Фёдоровича. Он сидит во главе стола. Около самовара его жена Анисья Петровна, а рядом с ними дети Марфа, Пётр, Василий, Ариша, Варя и Николай.

Ведущий 3. Семья отдыхает и ждёт прихода гостей. А вот они и пожаловали.

источник