Меню Рубрики

Формирование эстетического воспитания средствами народного творчества

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
статья на тему

Художественно-эстетическое воспитание детей ̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».

Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:

Станут котю в гости звать,

Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,

Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:

От топыта копыт пыль по полю летит.

«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь — не спишь».

Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Баран — буян залез в бурьян.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На возу коза. Под возом лоза.

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка. ». Использую мирилки:

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Материалы из опыта работы.

Предлагаемая мною программа. «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хохломской росписью» — одно из педагогических условий р.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры.

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка.

Презентация проекта » Воспитание детей средствами народной культуры и традициями&quot.

источник

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Остапчук Ольга Юрьевна. Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 173 с. РГБ ОД, 61:05-13/2464

ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы эстетического воспитания 11

1.1 Эстетическое воспитание в теории и практике отечественной педагогики . 11

1.2 Психолого-педагогические основы и факторы эстетического воспитания 25

1.3 Эстетическое воспитание в русской народной педагогике 46

Выводы по первой главе 69

ГЛАВА 2. Использование русского фольклора в эстетическом воспитании младших школьников 74

2.1 Способы и средства эстетического воспитания 74

2.2 Русский фольклор как средство эстетического воспитания 87

2.3 Реализация экспериментальной программы по эстетическому воспитанию младших школьников 118

Выводы по второй главе 154

Библиографический список использованной литературы 162

В современной России необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания, поскольку эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависит от организации учебной деятельности учащихся. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно — исторического и национального.

Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности, является эстетическое воспитание. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. На наш взгляд, использование русского фольклора позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы.

Проблемы эстетического воспитания достаточно хорошо разработаны в педагогике и психологии. Так, имеются работы, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно — терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров, М.С. Каган, Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.), психологических (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, B.C. Ильин, В.Н. Мясишев, К.К. Платонов и др.) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Н.А. Кушаев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, СТ. Шацкий и др.) аспектов эстетического воспитания.

Вопросы обучения и воспитания в национальных регионах разработаны в исследованиях И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, Ф.Г. Никитиной, К.Б. Семенова, Л.Л. Супруновой, И.А. Шорова и др.

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г.Н.Волкова, З.Г. Нигматова, О.Д. Мукаевой, Я.И. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова.

Исследования, посвященные традиционной педагогической культуре русского народа (Л.С. Алексеева, Л.Г. Андреева, Г.И. Батурина, В.Г. Григорова, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, Г.Н. Пивнева, Е.Л. Христова, СМ. Шакарян) оказали нам неоценимую помощь.

Проведенный анализ литературы показал, что проблемы эстетического воспитания в начальной школе нашли отражение в исследованиях многих ученых. Однако воспитательный потенциал русского фольклора в эстетическом воспитании младших школьников, еще недостаточно исследован.

Таким образом, продолжающаяся тенденция снижения развития творческих и других возможностей в эстетической сфере подтверждают актуальность данного исследования и позволяют выделить следующие противоречия:

— между процессом эстетического воспитания и системой традиционного образования;

— наличием опыта эстетического воспитания в русской народной педагогике и нежеланием родителей их возрождения;

— потребностью общества в повышении эффективности эстетического воспитания и недостаточным опытом использования русского фольклора в развитии необходимых личностных, творческих качеств младших школьников.

Недостаточная изученность возможностей использования русского фольклора в эстетическом воспитании младших школьников с учетом современных реалий определили выбор темы настоящего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора».

В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каково содержание и условия использования русского фольклора в формировании чувства прекрасного у младших школьников.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательная работа в современной начальной школе.

Предмет исследования — русский фольклор как средство эстетического воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эстетическое воспитание младших школьников в школе будет эффективным, если:

— проанализировать созданные русским народом основные средства и методы эстетического воспитания младших школьников применительно к условиям многонациональной школы;

в учебно-воспитательном процессе будет обеспечено гармоничное интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие личности младшего школьника, на основе использования русского фольклора в общеобразовательных школах национального региона;

— эстетическое воспитание будет рассматриваться как целостный личностно-ориентированный процесс, органично сочетающий в себе современные и исторически сложившиеся ценности;

— процесс эстетического воспитания младших школьников будет обеспечиваться этнокультурной подготовкой учителей.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

— раскрыть фольклор как средство формирования эстетических представлений детей в традиционной русской культуре;

проанализировать возможности использования русских фольклорных произведений в эстетическом воспитании младших школьников в национальной школе;

— обосновать условия реализации гуманистического потенциала русского фольклора в процессе эстетического воспитания младших школьников и экспериментальным путем проверить их эффективность;

— показать актуальность традиций русской народной педагогики в эстетическом воспитании младших школьников для современной практики.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «моральные ценности» в структуре целостного развития личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; культурологический подход, рассматривающий русскую народную культуру как важный источник и средство духовной преемственности поколений.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

— сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

— историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть культурного развития (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Н.К.Гончаров, Э.Д. Днепров, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, П.Ф.Каптерев, Г.Б.Корнетов, Л.Н.Модзалевский, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, ЛЛ.Супрунова, Б.К. Тебиев, Ф.А.Фрадкин, М.Ф.Шабаева и др.);

— этнопедагогический процесс (Л.Г. Андреева, Л.С. Алексеева, И.А. Арабов, К.И.Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, В.В. Макаев, К.Б. Семенов, И.А.Шоров);

— фольклор как источник воспитания (С.Н. Азбелев, Ф.И. Буслаев, B.C. Гудков, Н.А. Добролюбов, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, З.Б. Цаллагова и др.)

— специфику эстетического воспитания исследовали ученые (А.И. Буров, В.И. Иванов, М.С. Каган, А.Э. Кондратенко, Л.Н. Нечко, В.А. Разумный и др.).

При изучении психологических особенностей эстетического воспитания мы опирались на труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.А Рубинштейна, Б.М. Теплова, Ш.А. Амонашвили, В. Штерна, Е. Келлера, И.Б. Яворского и других. Значительный вклад в развитие теории и методики эстетического воспитания внесли: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Б.Г. Лихачев, Б.Н. Юсов и другие.

Важные аспекты художественно-эстетического воспитания школьников освящены в трудах Б.В. Астафьева, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, К.Л. Гродзенской, Г.С Ригиной и другие.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы — анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения — прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.

База исследования: в исследовании приняли участие педагоги и учащиеся начальных классов средних общеобразовательных школ № 8, 9,17 г. Черкесска.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) — определение темы исследования и изучение4 — -литературы по проблеме.

Второй этап (2002-2003 гг.) — установление степени научной разработанности вопроса эстетического воспитания младших школьников средствами русского фольклора; изучение архивных и библиографических источников;

обработка и систематизация данных; уточнялась научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.

Третий этап (2003-2005 гг.) — параллельно с проведением теоретической работы продолжался преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— конкретизированы сущность и содержание эстетического воспитания средствами русского фольклора;

— выявлены современные тенденции развития эстетических ценностей в учебно- воспитательном процессе с учетом особенностей младшего школьного возраста и условий функционирования школы в многонациональных регионах;

— определены возможности использования русского фольклора как средства развития эстетического отношения к действительности у младших школьников в современной многонациональной школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: — обогащены научные представления об эстетическом воспитании младших школьников средствами русской народной педагогики;

— экспериментально доказана теоретическая модель использования русского фольклора в эстетическом воспитании младших школьников;

— исследование вносит определенный вклад в развитие представлений об использовании воспитательного потенциала русского фольклора и способствует взаимообогащению культур народов России;

— установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах эстетического воспитания в этнокультурных традициях русского народа.

Читайте также:  Нарыв на пальце руки возле ногтя народные средства

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики эстетического воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Материалы диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Исследование направлено на взаимообогащение культур народов и на развитие культуры межнационального общения. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе не только русского народа, но и других народов России.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности эстетической воспитанности младших школьников в процессе формирующего эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

— процесс эстетического воспитания младших школьников средствами русского фольклора предполагает формирование эстетически развитой целостной личности (выработка умений видеть, чувствовать, воспринимать, понимать и оценивать прекрасное во всех его проявлениях; развитие культуры человеческих отношений и красоты поведения; развитие умения ценить и беречь красоту тела и здоровья; воспитание любви и бережного отношения к природе как к источнику красоты);

— эстетическое воспитание младших школьников в системе целостного учебно-воспитательного процесса опирается на опыт эстетического воспитания русского народа, отбором фольклорного материала с логической последовательностью — от национальных ценностей к общечеловеческим;

— основные подходы к определению эстетической воспитанности младших школьников в школе отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию эстетического воспитания;

— эффективность процесса эстетического воспитания младших школьников, обеспечивается обогащением базовых учебных дисциплин, национально-ориентированным содержанием формирования чувства прекрасного, воспитателями-профессионалами, являющихся носителями высокой морали.

Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Черкесск (2003, 2004), Невинномысск (2004), Ставрополь (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета, Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Черкесска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

Эстетическое воспитание зависит от нравственных и эстетических представлений, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Эстетическое воспитание было основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию. Осознанным отношением к художественному восприятию окружающего мира отмечены цивилизации Древнего Востока. Нерасчлененность религиозного, нравственного, эстетического сознания народа предопределяла функции искусства как инструмента воспитания. Формированию у ребенка сенсорных, эмоциональных процессов и воспитание чувств и вкусов присущи начальному этапу культивирования эстетического сознания.

В Китае еще во 2-3 тысячелетии до нашей эры существовало традиция обучения эстетическим ориентирам в природе, труде и правилах общения. Самобытная культура питает традиции эстетическое воспитание в древней Индии. Ведические сказания и тексты отличались художественной силой и поэтичностью.

В исламских странах негативно относились к изображению реальности и людей, хотя эстетические чувства людей развивала богатая литература, особенно поэзия, музыка, каллиграфия, архитектура и декоративные искусства.

В европейской культуре и образовании эстетическое воспитание уходит корнями вперед античности. Отсюда исходит идея воспитания совершенного человека, характеризующаяся триединством истины, добра и красоты, которая указывает на единое происхождение наук — философии, этики и эстетики. Педагогика опиралась на эту триаду со своего зарождения. Исследования по истории эстетической мысли, проведенные Лосевым, Бахтиным и другими, привели к выводу об универсальности понятия «выразительное», включающего все стороны эстетического[26, 630].

Платон искусство, высоконравственную поэзию и музыку считал укротителями недостойных страстей. Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний. Впервые в истории он рассматривал способность человека к художественному наслаждению и творчеству как выражение духовной целостности. Квинтилиан в эпоху Древнего Рима считал, что воспитание с детства навыков красивой речи одной из первостепенных задач. В средневековье христианство использовало религиозное искусство для эмоционального воздействия.

В эпоху Возрождения восстановился и обогатился идеал прекрасного и доброго человека как развитого, талантливого творца и мастера. Леонардо да Винчи и другие развивали теорию эстетического воспитания в своих искусствоведческих сочинениях.

Реформационная эпоха характеризуется развитием идей эстетического воспитания средствами литературы и музыки, особо подчеркивая значение красоты в природе и в произведениях искусства. В трудах Я.А. Коменского свое развитие получила система гуманистического образования и воспитания, предполагающая развитие сенсорного и эстетического восприятия.

В своих теоретических и методических трудах И.Г. Песталоцци подчеркивал значение чувственного восприятия, переживания воздействия природы и искусства.

Идеи эстетического воспитания получили свое развитие в России, начиная с 17 века в связи с использованием в воспитательной практике художественной литературы и курсов риторики. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский рассматривали искусство как одну из насущных социальных проблем. К.Д. Ушинский высказывался о необходимости эстетического воспитания, как в начальной, так и в средней школе.

Говоря об эстетическом воспитании, о развитии этой идеи необходимо остановится на основных понятиях. Эстетика (от греческого — имеющий отношение к чувственному восприятию) — наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности [26, 630]. Поэтому эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Его цель — содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты» [3;45].

Главная проблема в теории эстетики — исследование природы и сущности прекрасного. В связи с этим актуален вопрос о происхождении понятия красоты, о взаимоотношении искусства и действительности. Как известно, к решению данного вопроса в науке существуют два исторически сложившихся подхода. Суть первого заключается в том, что источником красоты и основой искусства исследователи считают абсолютный дух, субъективный или сверхчувствительный мир, внутренний мир человека. Сторонники второго подхода акцентируют внимание на реальной действительности, рассматривая ее источником красоты и основой искусства. Здесь значение искусства связано еще и с тем, что накопленные им духовные ценности всегда участвуют в решении насущных вопросов времени. Поэтому искусство можно рассматривать как концентрацию исторически сложившихся общечеловеческих ценностей.

На современном этапе можно выделить два существенных момента в постижении искусства: педагогический и эстетический.

Первый объясняется тем, что эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Естественно, сильные эмоциональные переживания, имевшие место в этом возрасте, надолго сохраняются к памяти и нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, способствуют выработке убеждений, навыков и привычек поведения.

Второй момент объясняется тем, что искусство было и остается главным предметом эстетики, а художественное воспитание является основным средством формирования эстетического отношения к миру.

В связи с этим, не выходя за рамки нашего исследования, считаем целесообразным, вернуться к изложению взглядов исследователей разных времен на роль искусства в воспитании и развитии личности. Прежде всего, следует отметить акцентирование внимания исследователей на проблему гармонического развития личности средствами искусства. Однако всегда существовала неоднозначность трактовки понятия «гармоническое развитие личности» в философских учениях, что сохраняется и в настоящее время.

В Древнем Китае представителями конфуцианства были разработаны важнейшие принципы «гармонического» развития общества, основу которого составляла строгая подчиняемость низших социальных слоев высшим. Искусство считалось одним из лучших средств перевоспитания людей и обычаев, развития определенных моральных качеств.

В Древней Греции большинство мыслителей полагали, что прекрасное присуще самой действительности. Как справедливо отмечают современные исследователи [26; 632], одним понятием — космос — древние греки обозначали Вселенную и красоту. Одни и те же понятия — гармония, мера и т.п. -использовали они для характеристики и действительности, и поведения человека, и искусства. Большинство из них придерживалось теории мимезиса — подражания искусством действительности. Следует отметить, что в то время обозначились два подхода к решению интересующего нас вопроса, существующие на современном этапе.

Для современного понимания эстетического воспитания характерно то, что в этот процесс включается как составная часть воспитание потребности и способности участвовать в создании красоты в жизни и искусстве. Известный философ В.К. Скатерщиков высказал эту идею в одной из своих работ: «Эстетическое воспитание преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитание потребности умения творить его, созидать прекрасную . жизнь» [150; 27].

Сущность эстетического воспитания как воспитание духовного облика личности соответственно тому комплексу политических, этических, эстетических и других ценностей, в утверждении которых заинтересовано общество, определяет В.А. Разумный. Следует отметить, что автор при определении сущности эстетического воспитания в качестве главного ориентира акцентирует внимание на государственный заказ.

В «Кратком словаре по эстетике» [81, 451] эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве».

Эстетическое воспитание как формирование эстетического отношения человека ко всему миру, а не к одному лишь искусству, рассматривается М. Каганом. Им подчеркивается, что это отношение воспитывается не только искусством, но и всеми видами и формами человеческой жизнедеятельности. Этой точки зрения придерживается и В.Н. Киященко. Он под эстетическим воспитанием понимает «процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве, где развивается способность к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности, привычка проявлять себя как эстетически творящую личность в каждом поступке и способность сопротивляться чужеродным эстетико-идеологическим взглядам и влияниям» [133; 21-22].

Эстетическое воспитание как воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни, представлено в педагогическом словаре [26; 632-634]. На наш взгляд, нужно отметить, что в рассмотренных определениях эстетическое воспитание понимается в широком смысле, т.е. не отождествляется с художественным восприятием, хотя в теории и практике имеет место и последнее.

В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. воспитание потребности и способностей посильно участвовать в создании красоты жизни и в искусстве»[159, 112].

Это определение вошло в педагогику и нашло свое отражение в работах О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Д. Полозовой и других, посвященных как общим, так и частным вопросам эстетического воспитания.

Б.Т. Лихачев [88] под эстетическим воспитанием понимает целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Заметим, что вышеуказанные определения предусматривают целенаправленное воздействие на личность воспитуемого.

В литературе встречаются и такие определения, в которых подчеркивается научная обоснованность и практическая направленность эстетического воспитания. К таковым относится и определение, данное Г.Н. Джибладзе. Так, эстетическим воспитанием он называет «научно обоснованный и практически осуществленный полный комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий гармоническое, художественное развитие как духовных, так и физических сил человека.

В «Педагогической энциклопедии» [26] эстетическое воспитание определяется как «целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие его способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства». На наш взгляд, в данном случае подчеркивается мысль о том, что в человеке можно выработать и совершенствовать в зависимости от создаваемых условий деятельности способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и ценить его, а также формировать способность самостоятельно создавать прекрасное в искусстве, в любой человеческой деятельности, в творчестве как одному из видов деятельности.

Для нашего исследования значительный интерес вызывает и определение, представленное в книге «Эстетическое воспитание школьников», где акцентируется внимание наряду с целенаправленностью и организованностью на контролируемость процесса эстетического воспитания. Приведем его полностью; эстетическое воспитание — целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Па наш взгляд, это определение очень глубокое и содержательное по существу, отражающее методологические основы и педагогическую направленность процесса.

Итак, предпринятый нами теоретический анализ современного толкования сущности понятия «эстетическое воспитание» показывает, что в научной литературе еще нет дефиниции, т.е. нет общепризнанного и однозначно понимаемого определения рассматриваемого понятия. Каждое из проанализированных понятий не претендует на полное и исчерпывающее раскрытие сущности эстетического воспитания, хотя в теоретическом аспекте все они представляют отражение различных его сторон.

Читайте также:  Народное средства спринцевания влагалища

Эстетическое развитие Б.Т. Лихачев определяет как процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.

Эстетическое развитие относительно младших школьников рассматривается С.А. Аничкиным. Он понимает его как «процесс формирования эстетических качеств и сущностных сил ребенка, проявляющийся в условиях постоянного, непрерывного воздействия на него окружающей действительности и искусства при участии в этом процессе педагога и вне его участия».

Следует отметить, что в науке нет единого взгляда на сущность эстетического воспитания в начальной школе.

Как известно, эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания, окружающей действительности, среды, искусства, определенных индивидуальных особенностей личности, самовоспитания. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется через систему эстетического воспитания в школе, которую мы рассмотрим более подробно ниже.

Верное понимание сущности эстетического и художественного воспитания имеет принципиальное значение не только в определении сущности эстетического воспитания, но и в его организации и осуществлении. Отмечая воспитательную функцию искусства, Н.А. Дмитриева подчеркивала: «Речь идет не только о том непосредственном воспитательном воздействии, которое оказывает искусство, а и о выработке эстетической восприимчивости, эстетического отношения к миру в широком смысле этого слова. Неверно было бы понимать, — писала она, — воспитание эстетических потребностей, навыков, вкусов только в ограниченном смысле — как знакомство с каким-то минимумом произведений искусства и умении более или менее «разобраться в литературе, живописи, музыки» [42;7-8].

Для современной педагогической науки представляет интерес изучение эстетических идеалов и опыта эстетического воспитания в русской народной педагогике. Прекрасное всегда принадлежало для русского народа к категории высших человеческих ценностей. К ним всегда стремились, в прекрасном находили самую высокую радость, о них мечтали. И не удивительно, что это породило у них целую систему эстетических взглядов, которая начинается с осознания категории прекрасного, с вопроса о том, что такое прекрасное, в чем его сила и его тайна. Суть народной «школы» эстетического воспитания состояла в традиционной передаче от поколения к поколению эстетического опыта, который накапливался веками. Русский народ создал и сохранял богатое словесное, музыкальное, хореографическое и прикладное искусство. Все это богатство, конечно, как и вся материальная практика, играло большую роль в формировании эстетического сознания и эстетической культуры в обществе. Эстетические идеи и эстетическую культуру в народе развивали и передавали потомству через них же, среди которых устная форма занимает важное место. Поэтому для выявления эстетических идеалов в народе мы использовали устное народное творчество.

Характерным для эстетических идеалов народа является то, что в них подлинная красота, понятие красивого подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества. В народе учили молодежь отличать подлинно красивое от «красивости», т. е. от формального, пустого, не имеющего ничего общего с действительно красивым, о чем свидетельствуют пословицы: «Не все золото, что блестит, не все медведь, что бурое», «Не все красивое красиво», т. е. прекрасно. И человек может быть внешне красив, обладая совокупностью определенных телесных качеств, хорошим пропорциональным сложением, правильностью черт лица, чистой кожей, приятным цветом волос. Однако внешне красивым может быть явление, отнюдь не прекрасное по своей внутренней сущности. И этот внешне красивый человек может быть аморальным по своей нравственной сущности. О таких людях русские говорят: «Красна ягодка, да на вкус горька». Бывает наоборот: благородный, честный, справедливый, мужественный человек, но внешне некрасивый. «И некрасиво, да скажешь спасибо», «Лицом некрасив, да сердцем добр»; «Большой, но пустой, маленький, но крепкий»; «Маленький — да удаленький, а большой — да худой»; «Не гордись своей красотой, а гордись своим трудом (своими делами); «Посмотришь (свиду) -красиво, разрежешь (внутри) — колючки»; «Говорит красиво, но добра не делает» [49, С. 153],- говорят русские народные пословицы.

Ссылкой на природу некоторых плодов растений пословица объясняет, что бывают люди внешне красивые, но внутренне безнравственные. Однако пословица намекает на то, что у плодов шипы бывают сверху, а внутри — приятно. Пословица «С виду — малина, а раскусишь — мякина» подразумевает, что человек бывает «на вид пригож, а внутри — на черта похож».

Итак, народ вкладывает в понятие красота, красивое единство формы и содержания явлений и предметов. Однако в народе признают и чисто внешнюю красоту явлений, предметов, человека. Здесь имеется ввиду, выражаясь словами Л.Н. Столовича, не красота без содержания, а красота, имеющая свое содержание, но присущая тем материальным компонентам, из которых складывается внешняя форма явлений и предметов, т. е. красота, будучи единством формы и содержания, может быть присуща внешней форме явлений. Например, правильность, симметрия, гармония, определенные цветовые и светотеневые сочетания, пропорциональность и ритм и т.п., свойственные внешней стороне,, явлений, могут делать их внешне красивыми. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки и выражения русского народа «Красота — это не столько свойство самого предмета, сколько результат нашей любви к ней»; «Не всякая правда — красота, не всякая красота — правда»; «Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее» [51; 61].

Народ констатирует наличие внешней красоты и в природе: «Красивая природа»; «Красивый лес»; «Красивое дерево»; «Ночь прекрасна»; «Красивый рассвет»; «Прекрасный вечер»; «Красивая река» и т. п. Анализируя все эти материалы, нельзя не заметить мысль народа о том, что прекрасное (хотя у народа оно не имело строгого, логического определения) всегда вызывает у человека положительные эмоции, что прекрасное чаще всего приятно, что оно вызывает светлые чувства. Об этом свидетельствуют пословицы, в которых даются характерные признаки о нем: «Под прекрасным мед лежит», т.е. оно приятно; «Красота поможет сделать сто внеочередных дел», т.е. прекрасное способно приносить добрые плоды тем, что оно вызывает естественное желание у того, кому оно открылось, выполнять с достоинством трудные дела.

В русской народной педагогике есть идея о том, что наряду с прекрасным и в противоположность ему, в жизни существует безобразное, некрасивое. «Злой язык»,- говорят в народе о неприятных словах, выражениях, вызывающих у людей неприятные чувства, ранящих сердце человека. Это выражение употребляется и в адрес людей, обладателей злого языка. «Злой язык» — безобразное в понимании народа, в противоположность выражениям буквально: «сладкий язык», «красивый язык», т. е. ласковый, добрый на слово, златоуст вызывает у человека неприятное чувство, противоположное тому прекрасному чувству, которое называется прекрасным. Во многих произведениях устного народного творчества имеются описания отвратительных картин природы, безобразных внутренних и внешних состояний людей. В этих противоположностях народ утверждает свой идеал прекрасного, нежелательность безобразного в жизни, стремление уничтожить все безобразное, некрасивое. Во многих пословицах: «Кто не познал зла, тот добра не понимает», «Кто не пробовал горького, не оценит и сладкого», «Кто со злом не повстречался, тот добру цены не знает». Утверждается мысль, что «чувство эстетического отвращения» вызвано сознанием противоположности безобразного прекрасному и утверждением в этой противоположности идеала прекрасного, что восприятие безобразного, некрасивого, плохого немыслимо без эстетического идеала, что восприятие безобразного, некрасивого помогает нам лучше понять эстетическую ценность прекрасного.

Возрождение и развитие национальной культуры и языка, имеют четко представленную интеграционную направленность. Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры — оптимальный путь воспитания учащихся национальной школы.

Интеграция учебного процесса предполагает выявление определенных механизмов, способствующих созданию единой образовательно-развивающей среды на основе целостного взгляда на мир. В работе раскрыты теоретические основы интеграции, которые явились отправной точкой разработки методики построения интегрированного эстетического курса.

Следует отметить, что интегрированному обучению присущи те же структурные компоненты, как и любой деятельности. Вопросам моделирования педагогических процессов посвящены работы Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др. Моделирование определяется как «метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития» [154; 16].

Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента предложенной модели интегрированного обучения.

Характеристика организационного компонента включает цели, координацию усилий педагогов, программу действий, конкретизацию способов отражения единства принципов обучения и расчленение целей.

Цель, определяя содержание и структуру, является важным компонентом педагогической системы. При этом она выполняет роль главного детерминирующего и интегрирующего фактора функционирования и совершенствования системы. Цели и содержание, выступая как важные компоненты целостности образовательного процесса, взаимосвязаны, и их единство способствует достижению более высоких результатов в обучении, воспитании и развитии личности. Следует отметить, что процесс обучения одному предмету не характеризует его целостность. Вместе с тем, цели обучения различным учебным предметам недостаточно связаны между собой, не стимулируют достижение общей цели. В этой связи необходима постановка цели образования интегративного характера. Поэтому в основу разрабатываемой нами методики положены такие цели, которые, с одной стороны, предполагают формирование предметных знаний, практических умений и навыков, с другой стороны, развитие умственных способностей, познавательных процессов, а также воспитание нравственных, эстетических, художественных и других стержневых качеств личности. При этом учитывали требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, и описательную модель выпускника начальной школы, носящей в своей сути интегрированный характер. Такое понимание обусловливает необходимость рассмотрения формирования значимых качеств личности в единстве знаний, умений и навыков(ЗУН), что достигается посредством интеграции содержательного компонента. Следовательно, для достижения интеграции целей процесса обучения необходимо формировать конкретные для каждой учебной дисциплины начальной школы, значимые качества личности ЗУН в органическом единстве. В ходе рассмотрения вопроса интегративности целей разработчику курса следует обратить внимание на тот факт, что в каждом процессе обучения существует определенная раздробленность целей, мешающая формированию заданных обществом качеств личности. В связи с этим следует осуществлять разработку номенклатуры целей с учетом социального заказа общества и адекватной природе развития целостной личности. В результате основу любого интегрированного курса будут составлять элементы различных предметов, которые, соединяясь, образуют новые знания и взаимобогащают предмет, что способствует реализации триединой дидактической цели. Реализация главной цели воспитания — приобщение выпускника национальной школы к традициям и особенностям русской национальной культуры, осознания себя как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства — в начальных классах национальной школы осуществляется посредством введения национально-регионального компонента в образовательную систему. Так, цели формирования эстетических знаний, эстетического отношения к действительности, воспитания эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде и т.д. осуществляется через содержательные компоненты уроков литературы, музыки, изобразительной деятельности и др.

В организационном плане целевое предназначение принципа интеграции заключается в координации усилий педагогов, работающих в начальной национальной школе. На методических объединениях педагоги вырабатывают единую программу действий в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Как правило, после тщательного анализа учебных программ ими составляется программа интегрированного эстетического курса с учетом НРК. Для этого на методических объединениях преподаватели вносят свои предложения по улучшению содержания действующих программ обучения. Материалы анализа, содержащие замечания и предложения, проверяются в течение определенного срока, после чего вносятся возникшие изменения и утверждается окончательный вариант. В программе определяются цели, содержание, устанавливаются учебные предметы (чтение, музыке, изобразительной деятельности), в которых будет реализована интеграция национально-регионального компонента, определяется продолжительность и перечень основных средств и приемов. Основным вопросом, решаемым на методических объединениях, является согласование интеграции трех предметов с учетом национально-регионального и федерального компонентов содержания образования с общим процессом обучения. В первую очередь, в интересах решения задач обучения и воспитания необходимо преодолеть возникающие несоответствия. Прежде всего, это касается дидактической последовательности введения НРК, так как именно здесь возникают определенные трудности. На наш взгляд, использование в качестве наглядного метода табличной формы сетевого графика в определенной мере позволяет вскрыть дидактическую сущность межпредметной интеграции, конкретизировать содержание межпредметных связей и тем самым повысить эффективность их использования.

источник

Эстетическое воспитание зависит от нравственных и эстетических представлений, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Эстетическое воспитание являлось основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию. Именно поэтому большое значение в эстетическом воспитании имеют фольклорные произведения.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс, который прививает человеку чувство прекрасного, способствует формированию у него эстетических качеств и компетенций.

В процессе эстетического воспитания формируются такие качества личности как:

  • эстетический вкус, который проявляется не только в восприятии произведений искусства, но и в умении отличать действительно эстетически прекрасное от грубого и безобразного;
  • эстетическая культура, выражается в умении вести себя в обществе, выглядеть эстетически привлекательно и т.д.;
  • эстетическое восприятие и осознание произведений искусства, природной красоты, а также красоты в повседневной обыденной жизни;
  • эстетические чувства и потребности, обусловлены тем, что эстетически воспитанная личность испытывает потребность не только созерцать прекрасное, но и окружать себя красивым, а также принимать участие в создании прекрасного посредством своего творчества;
  • творческие способности, направленные на создание произведений искусства.
Читайте также:  Народные средства при отите при беременности

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Эстетическое воспитание в процессе своей реализации связано практически со всеми видами воспитания, а также со многими сферами деятельности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов эстетического воспитания является использование разнообразных музыкальных жанров, а особенно фольклора. Это связано с тем, что фольклорные произведения связаны с историей народа, его традициями и национальными особенностями.

В настоящее время большой интерес со стороны педагогики вызывают эстетические идеалы и опыт воспитания в народной педагогике. Красота в русской культуре всегда была высшей ценностью и категорией человеческих отношений. К таким отношениям всегда стремились, так как считали их прекрасными и истинно верными. Все это породило целую систему эстетических взглядов. Данная система начинается с изучения вопроса о том, что же такое прекрасное и в чем оно проявляется. Знания в рамках системы эстетического воспитания передавались из поколения в поколение посредством сказаний, былин, потешек, частушек, песен и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Фольклор как метод эстетического воспитания направлен на формирование положительного отношения к народному творчеству, любви и уважения своих исторических корней, а также развитию эстетической культуры и ценностей. Знакомясь с произведениями фольклора, процессом их создания и историей дети учатся эстетически воспринимать окружающий мир, мыслить художественными образами.

Особенность применения фольклора как эффективного метода эстетического воспитания заключается в его реализации через природу искусства в целом. Это выражается в том, что средствами фольклора осуществляется формирование личности ребенка, ему передаются национальные ценности, идеалы и нормы, которые были накоплены культурой народа. Все эстетические ценности передаются разнообразными способами:

  • устное народное творчество (сказки, былины, потешки и т.д.);
  • музыкальные произведения (частушки, колыбельные и т.д.);
  • народные танцы.

Фольклор запечатлевает в художественных образах всю многомерную картину реальной действительности, выделяя в ней наиболее прекрасные моменты, способствующие созиданию данных образов.

Эстетическое воспитание средствами фольклора опирается на опыт народа в воспитании. Фольклорный материал выстроен логически и последовательно от национальных ценностей к общечеловеческим.

В процессе использования фольклора как одного из методов эстетического воспитания предполагается достижение следующих результатов:

  1. Формирование и развитие эстетически развитой и целостной личности, у которой выработаны умения видеть, воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в произведениях искусства, природе, обыденной жизни, окружающих людях.
  2. Развитие красоты поведения и человеческих отношений. Данные качества предусматривают развитие личностных эстетических качеств, которые проявляются в отношении человека к окружающим, умению вести себя в обществе и т.д.
  3. Развитие умения ценить красоту и индивидуальность своего тела, а также уметь заботиться о своем теле, поддерживать физическую форму посредством физических упражнений, сохранять и укреплять свое здоровье.
  4. Воспитание уважительного и бережного отношения к природе, как одному из источников прекрасного.

Основные подходы к организации процесса эстетического воспитания средствами фольклора предполагает соблюдение следующих принципов:

  • принцип единства и взаимосвязи духовной и социальной природы ребенка;
  • принцип побуждения к деятельности через фольклорные произведения;
  • принцип индивидуализации процесса эстетического воспитания.

Помимо перечисленных принципов педагог должен так же опираться на традиционные педагогические принципы организации воспитательно-образовательного процесса (наглядности, последовательности, преемственности и т.д.).

Эффективность процесса эстетического воспитания при использовании фольклора зависит от следующих факторов:

  • насыщенность воспитательно-образовательной среды учебного заведения;
  • возможность обогащения базовых учебных дисциплин (занятий, предусмотренных программой ДОО) элементами народного творчества;
  • национально-ориентированное оформление групповой комнаты или учебного кабинета;
  • профессиональные компетенции педагога в области народного творчества (фольклора).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

студент 3 курса, кафедры ПНО СФ БашГУ,

ст. преподаватель СФ БашГУ,

Воспитание на социально-эстетических идеалах народа позволяет детям тоньше и глубже чувствовать красоту родной культуры, осознавать себя сынами своей родины. Важным средством по эстетическому воспитанию и формированию активного творческого индивида является народное искусство, которое объединяет в себе устного фольклора, музыкального и изобразительного искусства. При изучении народного искусства дети знакомятся с традициями, обычаями, особенностями жизни своего народа, приобщаются к народной культуре.

Исследования педагогов и психологов (А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, и др.) показали, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, пользоваться им в творческом процессе.

Успешность решения данной задачи зависит от ряда факторов. Следующие факторы применительно в младшем школьном возрасте: воспитание и обучение соответственно уровню трудности программы начальной школы возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обучающихся; сотрудничество педагога и обучающегося; применение средств и методов в учебно-воспитательном процессе, которые содействовали бы развитию младшего школьника без воздействия со стороны взрослых и без ущерба творческим проявлениям обучающегося.

Народное искусство это художественное народное творчество, фольклор, художественно — творческая деятельность народов; создаваемые народами поэзия, музыка, театр, танцы, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В творчестве народов отражены воззрения, идеалы и стремления народа, его творческие фантазии, мысли, чувства, переживания, мечты о справедливости и счастье [3, с. 39].

Сила воздействия на младшего школьника произведений народного творчества будет наиболее эффективной, если ознакомление с ними проводится, основываясь на собственную деятельность ученика. В работе с младшими школьниками необходимо добиваться того, чтобы они принимали активное участие при исполнении песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., с желанием включались в работу на занятиях по изобразительному искусству, в процессе подготовке к праздникам и развлекательным мероприятиям. В центре внимания по эстетическому воспитанию обучающихся в начальных классах необходимы такие решающие задачи, которые развивают эстетическое восприятие, творческую активность, формируют эстетической оценки.

В процессе эстетического воспитания младших школьников большую роль играют средства народного искусства. К ним относятся: пословицы, загадки, народная музыка, народные песни, танцы, народный театр, народные сказки.

Пословицы удовлетворяли многих духовных потребностей людей: познавательно-интеллектуальных (образовательные), производственных, эстетических, нравственных и др. [2, с. 88].

Загадки способствуют развитию мышление детей, приучают их анализировать предметов и явлений из окружающей действительности. Они представляют собой комбинированных средств воздействия на сознание, которые имеют своей целью осуществить умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования индивида.

Педагогическое значение народных песен в том, красивому пению учат, а оно, в свою очередь, учит прекрасному и добру [3, с. 50].

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек) [3, с. 30].

Сказки имеют важное воспитательное воздействие на обучающихся. Они знакомят обучающихся с событиями, которые происходили в историческом прошлом, участниками этих событий. Дети и сказка — неразделимы, поэтому ознакомление их со сказками народов должно обязательно входить в процесс образования и воспитания каждого обучающегося.

Следовательно, эстетическое воспитание в народной педагогике является передачей подрастающим поколениям эстетических отношений народа к действительности через всех видов его творческой художественной деятельности, привитием подрастающему поколению понятия о красоте и ее идеале, которые охватывают всех предметов и явлений окружающей действительности, включая и природу и человеческого общества с целью воспитания индивида с высокими нравственными качествами, который способен жить и творить согласно законам красоты.

При выборе музыкальных и изобразительных произведений народного творчества важно учитывать следующее: доступность содержания и формы для восприятия младших школьников и использование ими в самостоятельном творческом процессе; привлекательность, яркость образов и элементов, которые обеспечивают влияние на эмоциональность обучающегося, вызывают положительные эмоции и интерес; использование наглядности; возможность включения эстетических аспектов в жизнь обучающегося; разные виды деятельности, которые доступны ребенку; единство содержаний и форм; коллективные эстетические и творческие переживания; необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку; учет возрастных особенностей.

В отдельных случаях музыкальное и изобразительное искусство взаимосвязаны. Народную музыку включают в занятия изобразительного искусства, когда обучающиеся создают композицию по мотивам народных промыслов.

Значительные возможности эстетического воздействия заключены в устном фольклоре, который необычайно интересен и представляет собой кладезь мудрости, историческую память народа. Особенно это важно, если учитывать, что учащиеся младших классов имеют относительно поверхностных представлений о народном творчестве, о традициях, народных праздниках. Кроме того, сказки, пословицы, потешки, скороговорки, загадки и поговорки обогащают содержательность и образность речи и стимулируют эмоциональные отклики детей, делают восприятие народного искусства глубоким и осознанным. Ознакомление учащихся с изделиями народных умельцев можно как на отдельных занятиях, так и вне занятий со всем классом и индивидуально, используя следующие методы и приёмы: изучение предметов декоративно-прикладного искусства. Цель этих занятий является: дать детям общих представлений о жизни и быте, о промыслах народа; рассматривание образцов народного декоративного искусства с целью ознакомления детей с народными орнаментами, народными узорами и сочетаниями элементов орнамента и композиции в целом; рассказ о художественном наследии народа в традиционных изделиях мастеров народа; посещение выставки по декоративно-прикладному искусству с целью закрепления знаний учащихся о многообразии видов и жанров искусства народа; прослушивание народных музыкальных произведений; использование потешек, народных сказок, стихов, загадок; лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликации, художественное творчество, конструирование; организация в школе выставок декоративного искусства и работ, учащихся по его мотивам.

В процессе ознакомления с искусством народа, кроме решения социальных эстетических задач: развитие умения ощущать красоту, создавать и беречь ее, развить и психических процессов, необходимых для успешной творческой работы и для общего развития младших школьников являются важными также решения задач по нравственному воспитанию, уважения к своему народу, чувства гордости за талант и труд народных мастеров, за народное искусство, любовь к Отчизне. Разработан ряд методик по развитию восприятия предметов по декоративно-прикладному искусству (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.А. Грибовская) с использованием подлинных народных образцов в синтезе с ярким поэтическим словом, которое пробуждает интерес у младших школьников. Учащимся демонстрируется иллюстрационный материал: альбомы, наборы художественных открыток. Согласно методике Н.А. Дмитриевой, включение декоративно-прикладного искусства в работу младших школьников целесообразно в следующих формах [1, с. 204]: ознакомление с определенным видом искусства; проведение практических занятий, которые позволяют учащимся овладеть способами воссоздания в изобразительном процессе мотивов народного орнамента.

На занятиях по созданию декоративной композиции, исходя из мотивов народного декоративного искусства, надо чаще пользоваться народной музыкой. Это вводит младших школьников в атмосферу народного искусства, создает повышенное настроение, воздействует более глубоко, содействует проявлению интереса к таким занятиям. В ходе знакомства с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства необходимо начинать работу с изучения предмета, установить его форму, основных средств выразительности, узора, цвета, композиций, взаимосвязь между формой предмета и его украшением, соотношения величины элементов. Всё это способствует развитию эстетического восприятия, способности целенаправленно рассматривать узор, формирует понимания красоты изделий, созданных народными мастерами. Является важным предусмотрение обучения к правильной эстетической оценке, умению высказать свое отношение к произведениям народного искусства, развития творческой активности в ходе деятельности (музыкальной, изобразительной).

Широкие возможности эстетического воздействия имеет народная музыка. Искусство музыки является одним из главных факторов по эстетическому воспитанию и развитию творческой активности учащихся младших классов. Воздействуя непосредственно к чувствам, музыкальное искусство формирует у ребенка эмоциональной чуткости, способности к сопереживанию, создает радостное настроение, подъема. Народные музыкальные произведения непринужденно, нередко в веселой, игровой форме ознакамливают учащихся с обычаями и бытом народов, трудом, бережным отношением к природе, любви к жизни, чувством юмора. Наиболее распространенное и доступное средство — это песня. Народная песня является одним из ярких произведений музыкального фольклора – входит в жизнь учащегося как основа музыкальной культуры. Характерными чертами песенного народного творчества являются: правдивость, поэтичность, разнообразие мелодий, ритма, ясность, простота. Даже из простых песен, доступные детям младших классов, высоко художественны. Народный песенный материал способствует эффективному решению задач по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся младших классов.

Таким образом, в народное искусство имеет больших воспитательных возможностей, которое позволяют приобщению детей к духовной культуре своего народа. Народное искусство наглядно демонстрирует жизненные идеалы, эстетических ценностей художественных вкусов. Включение младших школьников в различные виды художественной деятельности, которые основаны на материалах народного творчества является одним из основных условий полноценного эстетического воспитания младшего школьника и развития его художественно-творческой способности.

Список литературы

  1. Дмитриева Н. А. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Наука, 2007. – 278 с.
  2. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. – М., Изд-во «Мысль», 2010. – 202 с.
  3. Чанчиболова Г. П.Как я знакомлю детей с пословицами разных народов. – М., 2004. – 63 с.

источник