Меню Рубрики

Формирование национального самосознания средствами народной педагогики

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ (ФОЛЬКЛОР)

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново — Савиновского района, г. Казани

В настоящее время образовательные учреждения стали уделять большое внимание системе дополнительного образования. Это связано с переосмыслением сущности процесса воспитания обучающихся, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания обучающихся.

Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Обращение к фольклору в воспитании обучающихся открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и
«лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает
«народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, выбирая в себе все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Изучение содержания татарского фольклора позволяет нам утверждать, что он является уникальным средством возрождения духовно – этнических традиций: любви к своему народу, эстетического вкуса, физического совершенства, мировоззрения, оптимизма. Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своей республике, к своему народу, его культуре.

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки.

Также, в процессе воспитания национального самосознания у обучающихся может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в, то, же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.

Татарские народные праздники занимают центральное место при знакомстве обучающихся с народным фольклором. В этих праздниках заложено все хорошо избранное с татарского фольклора. Через народные праздники дети знакомятся с бытом, традициями, играми, песнями татарского народа.

Фольклор обладает всеми предпосылками для успешного и эффективного национального самосознания в процессе воспитания детей и обучения их основам саморегуляции на материале различных жанров фольклора, и, при определенных условиях, представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на формирование их личности.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности.

Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музыке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и национальному самосознанию.

Народный фольклор, изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Важным этапом в освоении музыкальных традиций народа является начальная школа. Младший школьник более свободен в творческой, художественной деятельности, более эмоционален. У детей есть огромное желание попробовать себя в разных видах деятельности, особенно в музыкальной. Воспитательная работа школы должна быть направлена на понимание непреходящей ценности народной культуры, ее обращенности в будущее народа – это воспитывает национальное достоинство, патриотизм.

Выдающиеся философы, этнографы, психологи, педагоги мира издавна определяли, что воспитание имеет ярко выраженный национальный характер. Так, например, С. Русова говорит: «Национальное воспитание обеспечивает каждой нации широкую демократизацию образования, когда ее творческие силы не будут искалечены, а наоборот, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища для общечеловеческого развития, через уважение к своему народу воспитывается в детях уважение к другим народам. » Таким образом, формирование национального самосознания подрастающего поколения и факторы, влияющие на этот процесс, а в нашем случае это национальный фольклор, носят актуальный характер.

Воспитание морально-этических норм, национального самосознания, толерантности осуществляется через систему общешкольных мероприятий и в классе. Во своём классе я определила в качестве приоритетного направления – воспитание творческой личности, которое наряду с обучением родному языку предполагает приобщение к истокам культуры, истории народа, традициям, обычаям. На базе моего класса стал работать кружок выразительного чтения. На этих занятиях ребята учились красиво, выразительно читать стихи на татарском языке. Инсценировали детские сказки. Параллельно с кружком был создан фольклорный ансамбль «Б әллүр ». Ансамбль участвовал в конкурсе татарской песни. Ребята заняли 3место, а солистка – Галимова Диана стала победительницей в номинации: «Самая юная исполнительница». Также ансамбль участвовал в районном конкурсе вокальных ансамблей «Казанский соловей», в котором они заняли 1место, а в городском конкурсе стали лауреатами. На 3 открытом Республиканском конкурсе-фестивале народного искусства «Живой Родник» получили звание дипломанта в номинации «Вокальные ансамбли» (младшая группа).

Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование малых фольклорных форм расширяют словарный запас обучающихся, активизирует их познавательное и умственное развитие. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей обучающихся, побуждает к подражанию, совершенствует ум.

В школьном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие обучающихся в дальнейшем.

Итак, фольклор выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, в развитом виде предстает национальным самосознанием, а также способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров.

Важную роль в данном процессе играет употребление родного языка. Начиная с самого рождения ребенка, когда мать поет колыбельные на родном языке, рассказывает о традициях, читает национальные сказки, закладывается основа формирования исторической памяти, духовности, национальной идентификации.

Национальный фольклор помогает сформировать мировоззрение ребенка, определить нравственные и поучительные принципы, поскольку в фольклоре часто используются темы добра, зла, дружбы, измены, любви. Фольклор выступает движущей силой на пути формирования национального самосознания, потому что это «особый совокупный культурный продукт, древнейшая форма общественного сознания в виде устойчивых формул обряда».

Поэтому сегодня возникает необходимость создания новой системы воспитания, которая бы опиралась на национальные традиции и фольклор.

1.Арчажникова Л.Г., Скопцова Т.Ф. Русский фольклор в формировании музыкальных способностей учащихся //Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.- № 5 (10). – Чебоксары, 1999. — с.79 – 80.

2.Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа//Спутник учителя музыки. — М.: Просвещение, 1993.

3.Борисова С. В. Формирование национального самосознания будущих учителей. канд. пед. наук. – Луганск, 2002.

4.Василенко В.А. Об изучении современного детского фольклора//Современный русский фольклор. – М.: Наука, 1966.

5.Зыкова М. Н. Фольклор как средство психолого-педагогического воздействия на развитие самосознания и формирование самоидентификации школьника // Мир психологии. – М., 2004. – № 3. – С. 72–85.

6.Козлова И. Путь к фольклору //Музыка в школе. Вып.1. – М.,1990. – с.25-33.

источник

1. Понятие «национальное самосознание» и его структура.

2. Пути становления и развития национального самосознания.

3. Основы организации воспитания национального самосознания в школе.

4. Формы и методы воспитания национального самосознания.

1. Горунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся //Советская педагогика. – 1989. – № 10.

2. Мальдис А. Что передадим потомкам // Наст.газета. – 1989 от 24 мая.

3. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов. педагогика. – 1991. – № 2.

4. Сандкасимов С. Национальные процессы и личность. //Философские науки. – 1990. – № 8.

5. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений и школа //Сов. педагогика. – 1989. – № 8.

В современных условиях национальные проблемы выдвинулись в число важнейших. Обостренное внимание к ним обусловлено не только эволюцией общества в целом, но и эволюцией самих наций, народностей, бурным развитием их самосознания. Чтобы вскрыть причины национальной направленности, объяснить всплеск национальных чувств, интересов, необходимо глубоко проанализировать

· Экономические, политические, правовые, культурные, языковые, нравственные аспекты современных национальных отношений;

· Проблемы национальной психологии и ее роли в межнациональном общении.

До 60-х годов о национальном самосознании как характеристике, признаке науки не говорилось практически нигде. У нас существовала единая нация – советский народ. Демократия привела в первую очередь к обострению национального вопроса и отсутствие анализа и учета вышеуказанных факторов привело ко многим негативным последствиям в Карабахе, Армении, Таджикистане, Казахстане, Югославии и т.д.

Современные исследования философов, психологов, педагогов позволили разработать концепцию национального самосознания, выявить его структуру, пути становления и развития.

Национальное самосознание – это познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе; это явление, которое представляет собой субъективное отражение объективно существующих национальных факторов жизни общества, осознание каждым народом своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами.

Только через самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своей социально-этнической общности, так и к другим общностям. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее места среди других наций, особенностей и общих с ними черт.

Не следует понимать под национальным самосознанием простое отнесение людьми себя к той или другой национальности. Это более сложное структурное образование, которое включает и национальные стереотипы, и представление о территории, культуре, языке, об историческом прошлом.

Общность экономической жизни, общность территории, языка, а также национальных традиций, обычаи, система национальных ценностей – все эти факторы влияют на возникновение и развитие национального самосознания.

Современные исследования показали, что структурные элементы национального самосознания находятся в сложном сочетании и играют неодинаковую по своей значимости роль в его формировании и функционировании. Среди них есть элементы, которые носят устойчивый характер и меньше подвержены социально-политическим изменениям, но есть и такие, которые более подвижны и изменяются в зависимости от социально-политической роли и места его выразителей.

Одним из устойчивых элементов структуры национального самосознания является осознание человеком своего этногенеза. Причем принадлежность к определенному этносу по своему содержанию объективна и существует со дня рождения человека, что позволяет, отвечая на вопрос о национальности, обращаться к своему этническому, национальному происхождению. Осознанная и закрепленная в чувствах мысль о принадлежности к данному этносу сопровождает человека всю его жизнь. Остальные структурные элементы национального самосознания – любовь к своему родному краю, истории, культуре своего народа, его героям, почитание национальных традиций, обычаев, обрядов, приверженность к родному языку – могут изменяться и трансформироваться, а некоторые и вовсе отсутствовать.

2.Формируется национальное самосознание:

1) под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится на свойствах человеческой памяти. Чувство исторических корней нации – первейший атрибут национального самосознания. Нация, пренебрегшая своей историей, ставит под вопрос и свое будущее.

2) Вдумаемся в содержание такого признака нации, как общность территории. Территория – это не только определенный пейзаж. Территория – это Родина, та самая, за которую предки проливали пот и кровь. Родина – это то, к чему человек не может относиться равнодушно. Это та среда, в которой он живет, где его человеческие корни находят питательную почву. Любовь к родной земле, матери, к родному дому – один из путей утверждения духовности нации.

3) Признак нации – это и общность языка. Но сам язык – это не просто совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом. Это прежде всего то средство, с помощью которого человек приобщается к своим предкам, к своим потомкам, что делает его сопричастным к бесконечному ряду поколений. Потеря языка – это один из существенных этапов потери национального самосознания.

4) У каждого этноса существует своя культура. Каждая культура – это исторически сложившаяся реальность, развивающаяся на основе национальных традиций. Хорошо известно, что если в силу каких-то причин традиции насильственно и резко обрываются, народ может утратить свою самобытность и перестает существовать как этническое целое.

В целом ряде регионов национальная ситуация десятилетием развивалась таким образом, что наиболее слабым м уязвимым оказалось изучение прежде всего самими коренными жителями своей истории, языка, литературы, традиций, обычаев. Поэтому восприятие и усвоение исторического опыта нации, ее духовного наследия, ныне протекает в эмоциональной обстановке. Идет процесс сопоставления, соизмерения состояния и достижений «своей» нации с успехами других наций, с положением дел на общечеловеческом уровне. А это не совсем нормально.

Читайте также:  Народные средства от снятия воспаления мышцы

Таким образом, напрашивается вывод о том, что усиление этнической напряженности связано не только с экономическими трудностями, субъективными ошибками, но и недостатками в удовлетворении национально-культурных запросов, в том числе и в сфере образования. Без образования невозможны полная реализация национально-культурных интересов наций, гармонизация отношений между ними, упрочение духовных основ для динамического развития общества. Ведь кризис духовности – это прямой результат потери некоторыми народами своих национальных корней, национального сознания.

3.Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что без любви к матери и отцу, бабушке и дедушке, к музыке, песне, сказке, культуре, отечественной истории невозможно организовать полноценное воспитание школьников. Опыт убеждает, что недооценка указанных факторов воспитания привела к тому, что среди подростков распространяются опасные вирусы социальных заболеваний – историческое беспамятство, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания, распутство и т.д.

Следует признать тот факт, что школа страдает от дефицита знаний о человеке, народе, нации. На это еще указывал В.Сухомлинский, который был глубоко убежден, что знания о человеке, его самобытном и неповторимом внутреннем мире, культурно-региональных и национальных особенностях учащихся должны восприниматься в историческом аспекте. Это одно из условий формирования у молодежи исторической памяти – целостной научной картины мира, без которой не может быть полноценного человека. Исходя из народного понимания сущности воспитания, Сухомлинский считал, что школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами. Он так организовал учебно-воспитательный процесс, что его ученики, познавая жизнь народа в прошлом и настоящем, принимали непосредственное участие в продолжении народных культурно-исторических традиций и обычаев.

Современная школа обязана направлять развитие в личности национального в русло, соответствующее общественным принципам и идеалам, сформировать умения подростков улавливать ту грань, где национальное превращается в националистическое, сформировать стойкий иммунитет к проявлениям национализма и шовинизма, высокую культуру общения, этику поведения, т.е. тактическое и уважительное отношение к людям другой национальности, к их культуре, языку.

Задача педагогов видится сегодня в том, чтобы в сознании учеников построить новую шкалу приоритетов, среди которых должен быть национальный историко-культурный комплекс.

4.Приемлемы все формы работы и индивидуальная, и групповая, и коллективная.

Методы: формирование сознания личности (беседы, лекции, диспуты), организация национальных товариществ, обществ, создание этнографических, национальных коллективов, музеев, выставок и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков Гизатуллина Наиля Мухаметовна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гизатуллина Наиля Мухаметовна. Традиции татарской народной педагогики как средство формирования национального самосознания у учащихся-подростков : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 1999 236 c. РГБ ОД, 61:99-13/708-4

Глава I. Теоретические основы использования традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников

1.1. Генезис и современное состояние проблемы формирования национального самосознания личности школьника 14

1.2. Возможности традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников 34

1.3. Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики 71

1.3.1. Приндипы управления процессом формирования национального самосознания подростков на основе традиций татарской народной педагогики 74

1.3.2. Обеспечение педагогического мониторинга в процессе формирования национального самосознания школьников средствами традиций татарской народной педагогики 83

1.3.3. Разработка программ использования традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания подростков 89

Глава II. Формы и методы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики

2.1. Методы реализации программы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле 100

2.2. Формы и методы воспитания национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики во внеклассной деятельности 136

2.3. Взаимодействие школы и семьи в формировании национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики 155

2.4. Огшггно-экспериментальная работа по формированию национального самосознания у учащихся- подростков средствами традиций татарской народной педагогики 166

Актуальность исследования. Социально-политическая ситуация в современном мире на исходе XX в. отличается углублением кризиса в области межнациональных отношений, ростом стремления наций к самоопределению, охране и возрождению своих этнических ценностей: национального языка, фольклора, традиций, обычаев и т.д. Содействие на уровне государственной культурной политики дальнейшему развертыванию этнических процессов в России вполне созвучно ее демократизации и гуманизации, так как оно означает создание наилучших условий для свободного развития личности, исключающих унифицированный стиль в ее духовном становлении. Важно отметить, что организуемые меры, направленные на поддержку национальных начал в личности, в том числе и самосознания, не должны сводиться лишь к деятельности по охране разнообразных памятников и художественных образцов, в которых материализована та или иная культура. Еще важнее сохранять в живой памяти народа ее духовное содержание: идеалы, нравственные ценности, особенности национального характера. В свете сказанного особое значение в воспитательной системе школы приобретает задача формирования национального самосознания учащихся, в процессе решения которой и воспитывается осознанно эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре своего народа, а сама личность становится носителем и продолжателем этой культуры.

Проблема формирования национального самосознания личности изучается учеными давно, однако особенно активно она стала исследоваться именно в последние годы. Это связано с общей тенденцией развития современного российского образования в направлении углубления его регионализации.

Глубокому анализу была подвергнута проблема формирования национального самосознания педагогами-исследователями в разработке ее

5 концептуальных основ, а также в представлении конкретных путей

формирования данного качества личности в воспитательной системе

национальной школы (Д.В. Вилькеев, Г\В. Мухаметзянова,

Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова, Ф.Ф. Харисов и др.). Особенно

актуальным является вопрос о педагогических средствах, которые

позволяют результативно решать вопросы формирования национального

В частности, P.P. Муниров, Р.А. Низамов, Г.А. Петрова, Ф.А. Фаткуллина и др. считают важным особое внимание уделять способам, методам и опыту краеведческой работы как средству развития национального самосознания школьников. Другими исследователями подчеркивается значимость специально организованной внеклассной и внешкольной воспитательной работы как эффективного средства формирования этого качества личности (Ф.Ф. Харисов.). Как самостоятельное средство решения данной педагогической задачи следует рассматривать, как считает Л.А. Харисова, возможности дисциплин гуманитарно-обществоведческого цикла. В исследовании Г.Ф. Хасановой в качестве основного источника развития национального самосознания учащихся школ выделяется национальная культура в целом во всем богатстве ее духовных возможностей.

Значительный вклад в понимание проблемы формирования национального самосознания личности с точки зрения ее взаимосвязанности с возможностями этновоспитания внесен В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, Р.А. Измайловым, З.Г. Нигматовым, Я.И. Ханбиковым и др.

Продолжая дальнейшее исследование проблемы формирования национального самосознания школьников, можно выделить следующие актуальные, на наш взгляд, направления педагогического поиска:

Выявление эффективных педагогических средств стимулирующих процесс формирования национального самосознания учащихся. В

6 качестве такого средства в исследовании рассматриваются традиции

татарской народной педагогики.

Проведение тщательного обоснования организационно -педагогических основ решения поставленной проблемы, а именно: сквозь призму регионально-культурологического подхода при котором максимально учитываются особенности определенной этнической среды.

Выделение в качестве значимой позиции данного исследования положения об особой актуальности формирования национального самосознания средствами традиций татарской народной педагогики у учащихся подросткового возраста. В прежних исследованиях народно-педагогические средства воспитания чаще рассматривались по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Преодоление регламентированного подхода к использованию возможностей традиций татарской народной педагогики лишь в одном звене педагогического процесса: либо во внеклассной работе, либо в преподавании отдельных учебных предметов, что снижает достигаемые результаты. В процессе формирования национального самосознания подростков, несомненно, необходим целостный, системный подход, охватывающий всю воспитательную систему школы в единстве всех ее компонентов: воспитание в процессе учебной деятельности, воспитание во внеурочное время и воспитание через организацию взаимодействия школы и семьи.

Таким образом, изучение состояния разработанности проблемы формирования национального самосознания учащихся в педагогической теории, а также опыта ее решения в школьной практике, показали, что назрела явная необходимость в более тщательной разработке программы целенаправленного использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Этот вопрос нуждается как в теоретическом обосновании, так и в нахождении эффективных технологических решений

7 на основе целостного, системного подхода. Отсюда проблема

исследования была сформулирована следующем образом: каковы теоретические и организационно-педагогические основы и технология реализации возможностей традиций татарской народной педагогики в процессе формирования национального самосознания учащихся-подростков.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования национального самосознания учащихся-подростков в воспитательной системе школы средствами традиций татарской народной педагогики.

Объект исследования — использование педагогического наследия татарского народа в воспитании учащихся.

Предмет исследования — процесс формирования национального самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования национального самосознания подростков средствами традиции татарской народной педагогики будет результативным, если:

будет выявлен воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики и реализован в его полном объеме;

определены теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания на традициях татарской народной педагогики, выраженные в категориях «принципы», «педагогический мониторинг*, «программы»;

разработана технология (формы и методы) и дано теоретическое и практическое обоснование целенаправленного применения традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания подростков во всех звеньях воспитательной системы школы: дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания.

8 Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие

Выявить воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся — подростков;

Охарактеризовать теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики;

Разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и технологию формирования национального самосознания у подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы (дидактическом цикле, сфере внеклассной деятельности, подсистеме семейного воспитания).

Методологической основой исследования выступили идеи и положения о роли деятельности в развитии личности; системно-структурный, личностно — деятельностный подходы к процессу изучения личности и организации педагогического процесса в школе; идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, народной педагогики как нравственной основы личности; положения о роли национальной культуры, фольклора для воспитания подрастающих поколений (К. Насыри); концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, В.П. Зинченко, Г\В. Мухаметзянова, ЗТ. Нигматов, Е.Н. Шиянов и др.); положение об огромном воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, И.Я. Ханбиков и др.).

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по использованию педагогического наследия в воспитании учащихся; метод педагогического моделирования; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта,

9 педагогическое наблюдение; методы педагогического измерения

(анкетирование, интервьюирование, тестирование); изучение и

сопоставительный анализ учебно-программной документации (учебных

планов, программ, учебников для татарских школ); педагогический

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в школах п.Кукмор и Кукморского района (Псякской, Березнякской, Яныльской, Байлангарской, Большекукморской), п. Арск и Арского района (Нижнеметискинской, Казанбашской). Всего в эксперименте участвовало 1495 подростков (в контрольных группах — 739, в опытных -756 учеников), 135 учителей, 150 родителей.

Исследование проводилось в три этапа с 1988 по 1998 годы.

Первый этап (1988-1991) включал проведение теоретического анализа философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; организацию экспертной оценки школьных учебников, пособий, учебных программ для татарских школ; изучение состояния проблемы в практике работы национальных школ Республики Татарстан, что позволило определить теоретические основы исследования.

Второй этап (1992-1995) состоял в осуществлении поискового эксперимента на базе ряда школ Республики Татарстан, в ходе которого уточнялась и совершенствовалась разработанная в исследовании экспериментальная программа формирования национального самосознания подростков на основе использования традиций татарской народной педагогики. На данном этапе были разработаны авторские программы «Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания в 1-11 классах», методическое пособие «Изобразительное искусство в 5-7 классах», программа кукольного театра; программа изучения татарской народной педагогики для классных руководителей 5-

10 11 классов и ряд программ по учебным предметам с введением

Одновременно на этом этапе разрабатывалась технология и методики педагогического мониторинга подростка, для чего были подготовлены анкеты для проведения срезов уровней сформированное национального самосознания подростков, разработаны методические рекомендации по осуществлению системы учебно-воспитательной работы в экспериментальных классах. Результаты, полученные на данном этапе, позволили сформулировать основную гипотезу исследования.

Третий этап (1995-1998) являлся этапом формирующего эксперимента, на котором была проведена апробация разработанной системы работы в ее полном объеме. Эксперимент был организован с широким привлечением учителей-экспериментаторов, классных руководителей базовых экспериментальных школ. Он позволил на достаточно широком материале тщательно проверить практическую приемлемость предложенной технологической системы использования народных традиций в воспитании национального самосознания у подростков. По ходу работы проводилось регулярное снятие срезов уровня развития национального самосознания у подростков. Аналогичные срезы проводились и в контрольных школах. Сопоставление полученных данных позволяло нам судить с достаточной объективностью об эффективности предложенной в диссертации системы работы, внося при необходимости соответствующие коррективы.

Читайте также:  Отпугнуть комаров народными средствами

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

уточнено определение понятия «национальное самосознание»;

выявлен воспитательный потенциал и возможности использования традиций татарской народной педагогики как средства формирования национального самосознания учащихся-подростков, а именно:

раскрыты их воспитательные функции (мировоззренческая, ценностно-ориентационная, нравственно-регулятивная, коммуникативная, интегративно-коллективообразующая, эмоционально-стимулирующая, эмоционально-стабилизирующая и культурологическая);

подробно охарактеризован состав традиций татарской народной педагогики (по видам, форме, содержанию и ситуациям актуализации, по отнесенности к определенной сфере самореализации личности; по происхождению: исконные и производные);

— определены теоретические и организационно-педагогические
основы управления процессом формирования национального
самосознания подростков на традициях татарской народной педагогики

принципы (преемственности и непрерывности, системности, регионально-культурологический, технологический);

педмониторинг (критерии, уровни, диагностические методики);

программы (татарский язык и литература; география; изобразительное искусство, физкультура; интегративный учебный курс; родительский университет, «Неделя семьи» и др.).

— разработаны содержание и технология (формы и методы учебной и
внеклассной работы, семейного восгоггания) формирования
национального самосознания подростков на основе активного
использования воспитательных возможностей традиций татарской
народной педагогики в педагогическом процессе школы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на методологию изучения проблемы формирования национального самосознания личности; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; целенаправленным анализом массового и передового педагогического опыта по применению традиций народной педагогики при решении задачи формирования национального самосознания подростков;

12 многолетним практическим опытом работы автора в качестве учителя

общеобразовательной школы и заведующей районным методическим

кабинетом; результатами опытно-экспериментальной работы,

подтвердившими эффективность предложенной системы работы,

репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты докладывались на конференциях: Ш международной научно-практической конференции КГПУ «В будущее, сохраняя народные педагогические традиции» (Арск, 1996 г.); на республиканской научно-практической конференции «Школа и национальное согласие» (Казань, 1996 г.); на ІУ международной научно-практической конференции «Плюралистические подходы к использованию традиций народной педагогики» (Елабуга, 1997 г.); на научно-практической конференции «Региональные культурные традиции содержания образования» (Кукмор, 1997, 1998 г.г.), а также в выступлениях перед учителями и руководителями школ, на заседаниях методических объединений, педагогических советов школ и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программой и рекомендациями по формированию национального самосознания подростков на основе использования в этом процессе традиций татарской народной педагогики. Разработанные рекомендации могут быть использованы как основа организации системы воспитательной работы в национальной школе, а также частично в общеобразовательных школах любого типа; в курсах общей педагогики в педагогических учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей;

— Обоснование воспитательных возможностей традиций татарской
народной педагогики как эффективного средства формирования
национального самосознания учащихся-подростков.

Теоретические и организационно-педагогические основы управления процессом формирования национального самосознания подростков с использованием традиций татарской народной педагогики.

Содержание и технология формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в каждом из звеньев воспитательной системы школы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

На современном этапе общественного развития России чрезвычайно актуальное значение приобретает вопрос о достижении межнационального согласия между народами, проживающими на ее территории. К сожалению, в социальной практике развития страны в последние годы он решался весьма напряженно в условиях острых политических дискуссий, а порой и в форме силовых решений, что неизбежно связано с человеческими жертвами и огромными моральными потерями. Напряженная ситуация решения межнациональных проблем способна быть угрозой для безопасности жизни людей всего земного шара, как показывают события уходящего XX века.

Известно, что в программах всех национальных движений в числе ведущих называется идея борьбы за создание условий сохранения исконной культуры того или иного народа, ибо не секрет, что этот вопрос в историческом прошлом России (точнее СССР) решался весьма неудовлетворительно. Это выражалось, в частности, и в том, что формировавшаяся в течении десятилетий система народного образования с ее жесткой детерминацией содержания образования и воспитания не оставляла сколько-нибудь достаточного простора для сохранения и развития национальных языков и культурных традиций. Многие народы и народности России постепенно теряли свою культуру и национальные черты. Так появилось и поколение татар, как и других народов, потерявшее свой язык, обычаи, культуру и историю своего народа.

О том, что этот процесс имел трагическое, невосполнимое значение, почувствовалось после того, как была «удалена со своего постамента» коммунистическая идеология и массы народа погрузились в состояние мировоззренческой пустоты и отсутствия каких-либо духовных ценностей и идеалов. Пришло время восполнения этой пустоты, чем и объясняется появившийся огромный интерес людей к своему историческому прошлому, к утерянным национальным корням и культуре.

Все эти факторы и обусловили начавшиеся процессы возрождения национальной школы и постановку вопроса о необходимости развития регионально-национальной системы образования в Республике Татарстан.

Опыт прошлого показывает, что решение национальных вопросов и в социально-политической, и в культурной, и в образовательных сферах должно быть корректным, взвешенным и обрести правильные ориентиры. Следует отметить, что в прошлом стимулом к отстаиванию национальных корней в развитии личности часто становились националистические программы, защищавшие позицию исключительности, культуры данного народа, либо выступавшие как форма протеста против ущемления прав народа на полноценное развитие своей национальной культуры. Последнее в социально-политических условиях России, к сожалению, действительно имело реальную основу, причем, вплоть до последнего времени, о чем свидетельствуют недавние трагические события в судьбе отдельных народов России, причиной которых, несомненно, становились национальные проблемы.

Однако, наличие «шоковых» форм существования национальных идей в развитии общества является признаком его социально-политической и социально-культурной незрелости, но не должно говорить об их неплодотворности вообще.

Особенно это очевидно в решении вопросов воспитания подрастающего поколения. Современный учитель обязан приобщать учеников к истокам национальной культуры, так как без знания культуры своих предков, фольклора, национального искусства невозможно воспитать уважение к культуре и других народов, проживающих в России. Данная установка на воспитание подрастающей личности в народно-национальном духе, рассматриваемая в качестве незаменимой для ее полноценного развития, появилась не в сегодняшней педагогике. О необходимости учета национальных особенностей, традиций, обычаев как ведущего фактора воспитания детей писал еще К.Д. Ушинский. В частности, он подчеркивал, что если воспитание не хочет быть бессильным, оно должно быть народным и пронизано народностью. (220, с. 162). Знаменитый педагог неоднократно указывал, что не должно существовать единообразной системы воспитания для всех народов так как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы (220,с. 163).

К.Д. Ушинский убедительно показал значение родного языка для развития умственных способностей. «Родной язык, — пишет он, — основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности» (221,с. 391). Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания, любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру. Одновременно он является реальной основой полноценного интернационального воспитания, которое, будучи безнациональным, теряет смысл». Язык есть средство не только общения, но и накопления и хранения информации, полученной в результате общения. Чувство языковой общности перекликается с такими влияющими на национальное самосознание социально-психологическими образованиями, как гордость за свой народ, за его историю, как любовь к своему языку — признаку национальной солидарности.

Возможности традиций татарской народной педагогики в формировании национального самосознания школьников

Историко-педагогический анализ проблемы формирования национального самосознания личности и оценка ее современного состояния показали, что на данном этапе развития школы наблюдается всплеск интереса к ней как в педагогической науке, так и в воспитательной практике учебных заведений. Это связано с процессами гуманизации и демократизации образовательного процесса в школе, что предполагает создание условий саморазвития и самопроявления личности во всех ее сферах. Сфера национальной самоидентификации личности признается сегодня очень важной для ее духовного становления. Это и было показано в параграфе 1.1. Отсюда серьезного внимания заслуживает вопрос о путях, методах и педагогических средствах, с помощью которых можно осуществлять руководство процессом формирования национального самосознания учащихся.

Эта тема также нашла освещение и в научной литературе, и представлена в разных вариантах решения в педагогическом опыте.

В опыте советской школы задачи национального воспитания особо не выделялись и решались в рамках патриотического воспитания, где в понятие «любовь к Родине» входило многое и в том числе бережное отношение к памяти о своих предках, о своей родной земле, культуре и т.п. В плане педагогического руководства большое внимание уделялось организации краеведческой работы, что предусматривало организацию познания школьниками природы родного края, изучение его истории, искусства. В числе исследователей, обратившихся к решению исследуемой проблемы сквозь призму усиленного внимания к активному включению школьников в краеведческую деятельность, были P.P. Муниров, Р.А. Низамов, Г.А. Петрова, Ф.А. Фаткуллина и др., считавшие, что в рамках такой деятельности и создаются возможности развития этнического самосознания в личности.

Более четко и разнообразно стали решаться вопросы формирования национального самосознания учащихся в последние годы в связи с интенсивным развитием регионально-национальных локальных систем. Приоритеты были разными. Одни авторы считали важным пересмотреть и усовершенствовать содержание образования для усиления его потенциала в формировании этнического самосознания школьников, в особенности в процессе преподавания гуманитарных предметов в национальной школе (215. с.25).

Следует также отметить, что продуктивные подходы к формированию национального самосознания школьников были найдены в исследовании Ф.Ф. Харисова. Технология решения проблемы у данного автора основана на индивидуально- деятельностном подходе. Автор исходит из того, что стимулирование национальных начал в подрастающей личности способствует развитию ее индивидуальности. Эта задача должна осуществляться, прежде всего, через организацию интенсивной внеклассной и внешкольной деятельности (через коллективообразовательные процессы; досуговые центры, кружковые занятия, игры и т.п.). Это способствует глубоким процессам развития личности, делает ее активной в «потреблении» и усвоении национальных ценностей. (215, с. 32).

Оригинальное исследование проведено Г.Ф. Хасановой, которая ставит вопрос о «высшей точке» в формировании национального самосознания школьников — это создание человека национальной культуры (238, с. 8). Эту стратегию формирования национального самосознания школьников можно назвать культурологической, т.к. автор в качестве средства развития национальной личности рассматривает национальную культуру в целом.

Следует выделить еще одно направление эффективного решения задачи формирования национального самосознания учащихся — это активное использование арсенала разнообразных этнопедагогических средств. В связи с этим можно выделить довольно представительную группу авторов, увязывающих задачу формирования этнической культуры учащихся с использованием потенциала этнопедагогики и традиций народного воспитания (К.Ш. Ахияров, В.Ф. Афанасьев, В.И. Баймурзина,

Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, Ш.А. Мирзоев, З.Г. Нигматов, Н.С. Сафаров, А.М. Сафин, М.М. Сгелмахвич, Я.И. Ханбиков, А.Б. Хузина и др.). В указанных работах рассмотрена сама система народной педагогики во всем многообразии ее возможностей и оценен характер ее взаимосвязи с научной педагогикой; проанализирована специфика ее влияния на развитие личности ребенка, преимущественно, раннего возраста.

Как известно, народная педагогика представляет собой кладезь разнообразных компонентов (фольклор, декоративно-прикладное искусство, традиции, обычаи и др.), каждый из которых может претендовать на самостоятельное место и играть особую роль в тех или иных отношениях. Проведенный нами покомпонентный анализ качественной специфики того или иного народно-педагогического средства, позволил прийти к выводу, что в процессе формирования национального самосознания школьников особенно значимым фактором способны выступать традиции народной педагогики.

Методы реализации программы формирования национального самосознания подростков средствами традиций татарской народной педагогики в дидактическом цикле

Известно, что процесс обучения заключает в себе большие воспитательные возможности как фактор всестороннего развития духовного мира личности. Воспитательные возможности могут быть заложены и в содержании и в методах обучения и организационных формах. Воспитательный потенциал обучения многообразен, но проявляет себя лишь в том случае, если учитель предпринимает специальные творческие усилия по перестройке в определенном направлении учебного материала и методов его предъявления либо в рамках одного учебного предмета, либо в целом комплексе учебных предметов. Во втором случае воспитательная эффективность учебного процесса значительно возрастает. В нашем исследовании мы постарались выявить проекцию на развитие национального самосознания учащихся с применением традиций татарской народной педагогики почти в каждом учебном предмете, что позволило рассчитывать на интеграционный результат в направленности всего дидактического цикла на решение весьма ценной личностно-образовательной задачи. Всестороннее наращивание уровня этнического самосознания подростков в информационно-познавательном плане предполагало расширение видения детей картины мира, начиная с родного очага, точнее, с истории и географии родного села, района, республики и кончая историей и географией других народов, стран, а также в постижении традиций татарского народа для представления достойного образа существования человека через изучение родного языка и литературы; традиций эстетического видения жизни в национальных канонах через предметы эстетического цикла и др. Все это вместе должно было создать почву для созидания целостного национального самосознания учащихся на основе дополнения их познавательного кругозора.

Исходя из целей целостного педагогического процесса были вычленены содержательные возможности отдельных предметов по формированию национального самосознания. Представим варианты реализации воспитательного потенциала традиций татарской народной педагогики по отдельным учебным предметам.

В предметах эстетического цикла формирование национального самосознания учащихся осуществляется: — путем нравственного просвещения учащихся через ознакомление с традициями татарского народа, а также с культурными традициями региона; — через активное применение на уроках искусства средств национального искусства и традиции эстетического содержания; — через воспитание интереса и любви к национальному искусству и народной музыкальной культуре; — через развитие у них на материале ознакомления с татарскими традициями творческих способностей, эстетических чувств, понимания прекрасного в народно-национальном представлении.

Читайте также:  Снизить уровень ттг народными средствами

На уроках гуманитарных предметов ставились цели формирования национального самосознания учащихся посредством: — формирования у них основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной культуры; — формирования у учащихся ценностных представлений об образе жизни татарского народа, приобщения к его традициям и нравственным ценностям; — развития интереса к татарскому языку, фольклору и литературе; — развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения на материале традиций татарской народной педагогики; — развития средствами литературы критичности мышления (самостоятельности суждений, способности отстаивать свое мнение), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, сказках песнях и т.д.. — формирования приемов сопоставительного анализа родного и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры восгаггания; — приобщения учащихся к культурным ценностям татарского народа и достижениям общечеловеческой культуры. На уроках естественно-математического цикла формирование национального самосознания происходит через дифференциацию обучения и активное развитие творческих способностей на материале, отражающем традиции своего народа, стимулирующем поисковое мышление учащихся; — содержащим элементы народной педагогики (народная математика, народный фольклор, содержательно имеющий отношение к счету).

По предмету физической культуры воспитательный потенциал татарской народной педагогики проявлялся через: — использование татарских народных игр, народной медицины; — национальных видов спорта (курэш, поднятие гири, перетягивание каната и др.)

Формы и методы воспитания национального самосознания учащихся-подростков на основе традиций татарской народной педагогики во внеклассной деятельности

В формировании и развитии национального самосознания учащихся-подростков и в создании регионально-этнического пространства на базе воспитательной системы школы огромную роль может сыграть внеклассная деятельность, насыщенная разнообразными воспитательными делами, позволяющими реализовать воспитательный потенциал традиций татарской народной педагогики достаточно глубоко. С этой целью и были разработаны содержание, методы и организационные формы воспитательной работы в школе, направленные на формирование национального самосознания учащихся-подростков. Как мы подчеркивали ранее, это управляемый процесс, который обеспечивает корректировку всей деятельности коллектива школы в направлении формирования способностей индивидуального самовыражения личности ученика как носителя национальной культуры. Естественно, что в центре внимания оказывается сам ученик с его интересами, психикой, уровнем самосознания и национальной культурой. Через коллектив и внеучебную работу в сочетании с учебной работой, о которой речь шла в предыдущем параграфе, мы формируем человека с его индивидуально-личностным отношением к миру, к себе, к народу, его культуре. Педагоги, ведущие занятия в кружках, секциях, на классных часах, факультативах используют индивидуальные методы и приемы, и таким образом обеспечивается дифференцированное развитие творческих способностей учащихся. Программа внеклассной деятельности имела интегративный характер и по своей направленности являлась культурологической. Разработанная программа называлась «Изучение татарской культуры, формирования национального самосознания в 1-И классах в общеобразовательной школе» (подробно изложена в приложении 1). Программа была подготовлена с целью ознакомления учащихся с родным краем, его этнокультурой, татарскими народными традициями, нравственно-этическими нормами поведения, и предназначалась для воспитания бережного отношения к культурному наследию татарского народа и культуре других народов. Основными задачами программы являются: — развитие познавательных интересов учащихся, расширение во внеурочной работе их кругозора; пробуждение интереса к своему краю, его истории, традициям, культуре, желания еще больше узнать о жизни своего народа; — воздействие на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства; возбуждение чувств удивления, восхищения, радости, гордости за достижения своего народа, его мудростью и талантом; — привитие учащимся определенных морально-этических норм, которые были сформированы в результате их многовекового развития в народе; — включение учащихся в практические виды деятельности, где учащиеся приобретают навыки умения в декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах, музыке, танцах играх, в различных жанрах народного фольклора; — пробуждение и развитие творческих начал в учащихся.

В основу построения программы был положен линейный и концентрический принцип, то есть обеспечивалось углубление и расширение изучаемого материала от класса к классу, с одной стороны, и возвращение к изученному ранее, но на более высоком уровне, с другой. Программа предусматривает в начальных классах изучение тем: «Родной дом», «Моя деревня», «Мои родственники и друзья». В 1 классе при изучении темы «Родной дом» основные цели: дать понятие о доме — усадьбе (йорт) — маленькой родине, жилище для семьи; привитие заботливого отношения к семье, дому; помощь в определении своего места в семье, доме; воспитание будущего хозяина своего дома, своей семьи.

Во 2 классе изучение темы «Моя деревня предусматривает цели: дать детям первоначальные географические и демографические сведения о родной деревне; воспитывать патриотические чувства к малой родине; помочь найти свое место в родной деревне, вносить посильный вклад в ее развитие. В 3 классе дети должны познакомиться со своими родственниками со стороны матери и отца, близкими родственниками, товарищами и друзьями, в результате чего воспитывается уважительное, почтительное отношение детей к родителям, родственникам и др. В 4 классе разрабатывается тема «Я среди людей», где ставится задача: научить школьников культуре поведения в обществе, в школе, дома с учетом национального этикета.

источник

Уважаемые коллеги, важнейшей функцией воспитания подрастающего поколения страны является формирование у детей национального самосознания.

Формирование национального самосознания школьника

Уважаемые коллеги, важнейшей функцией воспитания подрастающего поколения страны является формирование у детей национального самосознания.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Национальное сознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях и настроениях.

Выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей.

С изменением социально- экономических условий менялись и меняются нормы и правила взаимоотношений человека и общества, взаимоотношений между людьми и каждой личности к саму себе. Рост возможностей человечества, который особенно стал заметен в настоящее время, часто просто мешает духовному и моральному развитию человека. Цивилизация вместе со всеми присущими ей благами, в то же время несет в себе массу негативных проявлений.

Разрушение моральных ориентиров, усиление бездуховности, рост преступности, усиление эгоцентризма и многое другое. Особенно велико это воздействие на подрастающее поколение и как следствие- скептицизм, забвение национальных чувств, иждивенчество. Подростку трудно сориентироваться в меняющемся мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Сместились нравственные человеческие ориентиры.

Социологическое бюро РАН провело социологическое исследование в московских школах в 2011году. Учащимся был задан один единственный вопрос: «Кто из известных исторических личностей России мог бы являться для них образцом для подражания». Затем полученные ответы сравнили с ответами на этот же вопрос, но заданный московским школьникам 1980 году. На слайде самые популярные ответы.

Представители модельного бизнеса

Представители силовых структур

Путешественники и исследователи

Обращает на себя внимание обезличенность второй выборки, не понятно , какое отношение имеет к историческим личностям России немецкая рок-группа.

Даже естественные общечеловеческие понятия и термины иногда ставят подростков в тупик, нормы и правила, выработанные человечеством и дошедшие до нашего времени, ставшие общепринятыми, интернациональными вызывают затруднения, даже в их интерпритации.

Среди учащихся нашей школы так же был проведен опрос. Ученики 6,8,9 классов ответили на два вопроса:

Кого можно назвать патриотом? Кого можно назвать гражданином?

Кого можно назвать патриотом?

Количество респондентов – 110 человек

Анализируя ответы и обсуждая их с учащимися, я пришла к выводу, что большинство ребят считают патриотом человека , совершившего подвиг или значимый поступок для Родины. А, то, что патриотизм заключается еще и в гордости за успехи своего народа в области науки и культуры, в отношении к атрибутам своего государства, в сохранении природы, уважению к законам, труду, традициям и обычаям. ( сл.13 – таблица)

Кого можно назвать гражданином?

Количество респондентов – 82 человека

Имеющий постоянное место жительства

Формирование гражданина в условиях современных социальных и политических реалий становится объективным требованием. Это объясняется рядом причин. Важнейшей из которых является то, что не возможно существование самостоятельного правового государства без активного участия граждан в государственных делах. Поэтому роль формирования гражданских качеств подростков возрастает. Необходимо воспитать граждан. Считающих своим моральным долгом участвовать в формировании и выполнении законов. Следовательно, для национальной системы воспитания, формирование национального самосознания является одной из важнейших задач.

Без чувства гордости за свою Родину нельзя стать гражданином своего Отечества. Надо только понимать, что чувство национального самосознания не означает отчуждения, оно не должно стать фактором противостояния с другими народами, оно должно способствовать тому, чтобы чувствовать себя равным среди равных в семье народов мира.

На школу, на систему образования в целом ложится тяжелый, но посильный труд в формировании у подрастающего поколения национального самосознания, но мы должны хорошо понимать о каком образовании идет речь, должны видеть его многогранность, духовность, индивидуальный подход, его качественную составляющую.

И здесь мне хотелось бы обратиться к словам Ивана Александровича Ильина, русского мыслителя, филосова, публициста и общественного деятеля. Иван Александрович в своих статьях, научных трудах пролангирует традиции русской духовной философии. И вот, что он сказал об образовании в своей работе «О воспитании в грядущей России».

Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном питании русского духовного характера, не просто в «образовании» (ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он,- бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный,- и начинает злоупотреблять. Надо раз навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек н лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь. Более полувека назад. Были написаны эти строки и я бы не сказала. Что они выглядят устаревшими.

Трудно перечислить все разнообразие форм организации воспитательной работы в современной школе. Учителя постоянно ищут и внедряют в практику воспитания все новые и новые формы работы по формированию национального самосознания у школьников. Участвовать в этом процессе способны все учителя – предметники в рамках своих уроков, будь то история, литература или физика. Я предлагаю нашим педагогам поделиться опытом работы в этом направлении. Показать возможности своего предмета в рамках формирования национального самосознания. Возможно, то, что мы сегодня услышим, позволит нам наполнить новым содержанием традиционные формы воспитательной работы и найти новые пути воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения. Поэтому школа, решая задачи образования, должна не забывать о разумном и нравственном в человеке, помогать каждому ученику определить ценностные основы собственной жизни.

О возможной необходимости защищать свою Родину. Должен помнить и знать каждый гражданин. Но это знание не должно быть навязанным, неосознанным. Со школьной скамьи мы должны прививать детям уважение к военным профессиям, чувства долга, как первого мотивирующего элемента для службы в армии.

Уроки труда и краеведения в огромной мере способствуют воспитанию у школьника чувства национального самосознания, об этом нам расскажет учитель технологии и заведующая краеведческим музеем школы Нефедова Ю.В.

Невозможно переоценить формирование национального самосознания через национально-культурный компонент (искусство, традиции, обряды). Это воспитывает в учащихся уважение и гордость к национальной культуре, ставит культуру в один ряд с другими основами национального самосознания.

Национальное самосознание базируется не только на культурном наследии, воинской доблести. Научные достижения вознесли Россию до недосигаемых высот и дополнили ее славу. Гафилина Г.П.

Традиционную форму работы классного руководителя так же необходимо наполнять новым содержанием, которое способствовало бы формированию у школьника национального самосознания. О волонтерстве сообщение учителя физической культуры и классного руководителя 11 класса Шульги Е.В.

Подводя итог, всему услышанному, я должны заметить следующее. Задача формирования у учащихся национального самосознания , в условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок важна и актуальна. Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному краю, языку, культуре и обычаям своего народа -непреходящая ценность для любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и национальности. И, таким образом, оказывается, что развитое

национальное самосознание – является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в межнациональных отношениях.

В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все звенья

педагогической системы. Классный руководитель, педагог, на чьи плечи

традиционно падала основная нагрузка по воспитанию учащихся, может и в данном случае является важным звеном в деле формирования национального самосознания, которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего народа.

источник