Меню Рубрики

Идеи и средства народной педагогики

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например, чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва, один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами, стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В. Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки, временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия, за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского, — мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

источник

Народная педагогика — это значимый и неотъемлемый элемент общей духовной народной культуры.

История ее возникновения уходит своими корнями глубоко в древность. Народная педагогика явилась в качестве предшественника научной педагогики и оказала существенное влияние на ее формы. Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., занимающиеся изучением данного типа педагогики, смогли полноценно объяснить, что такое народная педагогика, и в своих трудах описали влияние народной и научной педагогики друг на друга, а также их взаимообусловленность и факт того. Народная педагогика дополняет и обогащает научную и наоборот. Сама суть воспитания, применяющегося в современной педагогике, довольно тесно связана с мыслями и идеями, высказывающихся в таких элементах народного фольклора как поговорки, предания, былины, сказки. Народная мудрость о правилах воспитания — это выражение многовековой педагогической культуры и практики семейного воспитания проводимой народом.

Теперь, когда мы поняли, что такое народная педагогика, приведем ее примеры.

Накопленный на протяжении веков опыт дал народу возможность создать некоторые дидактические правила и приемы, направленные на воспитание детей. В условиях бытовой практики имеют место следующие методы, цель которых заключается в воспитании ребенка:

  • приучение;
  • разъяснение;
  • одобрение;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • личный пример старших;
  • осуждение и укор;
  • наказание.

Разъяснение и убеждение находят свое применение в народной педагогике с целью создания у ребенка позитивного отношения к трудовой деятельности, а также для формирования достойного поведения как в семье, так и в обществе. В рамках народной педагогики особым значением обладал наглядная демонстрация способов выполнения разнообразных типов труда. В процессе наблюдений за старшими и выслушивания полученных от них советов дети должны были получить нужные навыки и умения, помогающие в трудовой деятельности. Удивительным являлся тот факт, что народные воспитатели заключали в свои высказывания разные педагогические категории, такие как, например, наставление, упрёк, предупреждение и определенные педагогические условия, при условии выполнения которых достигался успех в какой-либо деятельности. Слово “если” детерминировало подобные условия.

В качестве примера можно привести существующий у казахов афоризм: «Если из путешествия возвратился шестилетний, то его должен обязательно навестить шестидесятилетний», а каракалпаки дают совет: «Если ты посеял просо, то не жди пшеницы». Часто используемым методом в народной педагогике является приучение. В народе говорили следующее: «Вещи моют водой, а детей воспитывают приучением». Особенно типичен данный метод для этапа раннего детства. Приучая ребёнка к чему-либо, старшие поручают задание и его выполнение.

Убеждение в качестве метода воспитания должно включать в себя как разъяснение, так и доказательство. Убеждение основывается на демонстрации определенных образцов и примеров, после чего у ребёнка исчезает сомнение в разумности понятий, поступков, действий и со временем накапливается нравственный опыт, а также желание руководствоваться им.

Поощрение и одобрение тоже весьма часто находили свое применение в практике народного семейного воспитания. Детям необходима оценка их деятельности и поведения. Им необходимо поощрение родителей в виде устной похвалы или одобрения. Личный пример представляет собой самый радикальным и эффективный метод народного воспитания из существующих. Отношение родителей к определенным понятиям, трудовой деятельности, искусству, обществу, друг к другу в пределах семьи, их нравственный уровень – все это становится примером для детей и участвует в становлении их личности. Поэтическая форма воспитательного воздействия на детей заключается в понятии родительского благословления.

Народная педагогика применяла также такие методы воспитания, как наказание, принуждение, порицание, запрет или даже упрек. В народе в большей части случаев применение находило словесное осуждение плохих поступков. За осуждением , как правило, следовало внушение. Целью этого являлось осознание ребенком допущенных им ошибок и возникновение желания их устранить и не повторять в будущем. Родительский укор использовался существенно реже, обычно в качестве меры предупреждения.

Читайте также:  Лен как народное средство

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Читайте также:  Народные средства от лишая и грибков

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15, с. 456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе «О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. — это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19, с.110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4, с.56].

Необходимо помнить, что природа — источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты — сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников — пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно — созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21, с. 30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия — одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17, с. 22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний — обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально — социально значимыми потребностями — высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17, с.123].

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17, с.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, с.68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [20, с.123].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17, с.125].

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17, с.126].

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком.

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21, с.31].

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, с.32].

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». Распутинские старухи Анна и Дарья — носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, с.32].

Читайте также:  От кашля влажного для детей народные средства

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [17, с.35]

Сказки, являясь художественно — литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, с.37].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19, с.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир — историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка — это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова — памятник культуры [3, с.23].

Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском языке как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [19, с.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, с.47].

Музыка — один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, с.56].

Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.

Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка — это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции — основной рычаг его действий и поведения.

Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.37].

Трудовое воспитание — сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд — всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что — бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе — народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств:

— во — первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

-во — вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В — третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

-в — четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

-в — пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая — грязная; интересная — неинтересная; тяжёлая — лёгкая; выгодная — невыгодная » и. т. д. [5, с. 107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

источник