Меню Рубрики

Использование средств народной педагогики

Сильяна Прохорова
Использование идей народной педагогики в ДОУ

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Народная педагогика – вечно цветущий кладезь мудрости и чистоты помыслов.

Народная педагогика служила воспитанию у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, отвага, стойкость, требовала уважения к человеку, честности, правдивости. Например, чувашская пословица гласит: «Пусть голова имеет добрые намерения, добрые ноги ведут тебя к добрым целям, добрые руки твои творят добрые дела». В очень давние времена, как утверждает народная молва, один мудрец хотел решить такую задачу: «Сколько нужен зерен, чтобы получилась крупа?» Право же и перед нами педагогами, стоит вопрос: сколько же нужно воздействий, какими они должны быть, чтобы вырастить настоящего человека? Так, К. Д. Ушинский называл природными педагогами деда, бабушку, своих старших сестр и братьев. В письме к школьникам К. В. Чапаева писала: «Я горжусь тем, что мой отец родился на чувашской земле, среди чувашского народа, что свое детство он провел среди чуваш и много хороших черт унаследовал от чувашскогго народа». Действительно, Василий Чапаев от деда слушал песню о Волге, легенды и предания о борьбе русских и чуваш, от бабушки – узнавал об Улыпе — добром и смелом великане… Космонавт Андриан Григорьевич Николаев также воспитывался добру и уважению к людям труда у родного народа.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.

С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?

Открываем центральную входную дверь — и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в чувашских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности чувашского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам чувашских народных сказок художником-иллюстратором детской книги Т. И. Немцевой.

В нашем дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба» («Асанне пурче»).

В музее собрали экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о культуре чувашского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, примерить на себя украшения из сундучка, покачать люльку, примерить лапти, поесть из чугунка картошку в мундире и попить молочка, помыть руки в рукомойнике и т. д.

Чтобы поддержать интерес детей к произведениям народного искусства, организовываем тематические выставки, временные экспозиции: «Плетеные изделия», «Глиняные изделия», «Чувашская вышивка», «Чувашское плетение» и др.

В приобщении детей к миру прекрасного и к общечеловеческим ценностям немаловажную роль играет фольклорная группа взрослых «Мерчен» и детская «лку». Дети фольклорной группы не только исполняют песни, но и умеют играть на народных музыкальных инструментах, имеющихся в детском саду. Они принимают участие в детских радио- и телепередачах «Шнкрав» и «Шевле».

Нельзя сказать, что средства народной педагогики воспитатель в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из – за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы. С раннего возраста ребенок откликается на потешки, поговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, двигается в такт произносимому слову. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И, мы, педагоги, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, попевок, потешек, и тактично, с учетом меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Чтение народных песенок, потешек мы сопровождаем показом наглядного материала, т. к. с помощью наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Одну и ту же потешку мы обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би – ба – бо, используем пальчиковый театр, шапочки разных персонажей.

Важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — «цвет народного ума» (В. И. Даль, но этот ум, прежде всего, оберегает нравственность. В пословицах главное — этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высокопоэтичны. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.

В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В соответствии с задачами реализуемой Программы в течение учебного года в ДОУ проводим развлечения познавательного характера: Сурхури, Акатуй, Улах, Ниме и др.

Ежегодно в начале лета организуем старинный чувашский праздник «Акатуй» («Праздник земледелия», с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. Он включает в себя ряд лучших обрядов и традиционных ритуалов. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Начинается «Акатуй» со старинной песни — гимна земледельческому труду «Алран кайми аки-сухи» («Сев и пашня — вековечное дело наше», что вызывает особое эмоциональное состояние у детей и взрослых, многие из которых подхватывают слова. Центральными образами, связывающими всех участников этого праздника земледелия, являются Урожай (ребенок с шапочкой из колосьев на голове, Земля и Небо (воспитатели). Ритуальной частью праздника является ознакомление детей со старинными традициями, обычаями чувашского народа: бросанием и катанием яиц, которые поручаются самому почетному работнику детского сада или дедушкам наших воспитанников. Особое внимание детей в этом представлении разнообразные шуточные соревнования («Бег в мешке», «Разбивание горшка», старинная игра «Тумбядек») и состязания (бег в запуске, стрельба из лука по цели, перетягивание каната, «конные скачки» и другие веселые игры на силу и ловкость; у чувашей много подвижных игр, доставляющих детям радость и веселье). Все победители спортивных состязаний получают призы. Завершается праздник обычно общим хороводом дружбы.

С большим интересом в детском саду проходит праздник чувашский народный праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираются группами, обходят подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождается обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывают вверх горох, поют песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия, за что их одаривали специально приготовленными угощениями: пирожками, калайбачками (колобками, сладостями, орехами и непременно, жареным горохом.

Учитывая, что в воспитании чувашских детей в далеком прошлом немалое значение имели эстетические традиции других народов: марийского, мордовского, татарского и, особенно, русского, — мы проводим работу по принципу: от общего — к частному. Стало традицией ежегодно проводить в детском саду в течение недели «Праздник народного костюма» (чувашского, русского, татарского и др.). На нем дети имеют возможность увидеть старинные национальные костюмы (не сценические, а также, и это главное, исполнить старинные народные песни, пляски, танцы и поиграть в традиционные народные игры.

Ежегодно организуются интересные «Путешествия в страну красивых вещей», созданных чувашским, русским, татарским, и другими народами. В ходе «путешествия» дети не только могут рассмотреть старинные изделия, но и примерить их, а также принять участие в специальной программе, которая включает танцы, исполнение песен этих народов, чтение стихов.

Интересно проходит и развлечение на тему «Мы из Сосновки, а мы – из Дубровки», в котором дети в шутливой форме соревнуются в умении играть на русских и чувашских народных инструментах. Использование народных игр, песен, хороводов и танцев в сопровождении шумовых инструментов, красивых национальных костюмов делает праздник красочным, оживленным.

Ни один праздник не проходит без гостей. Гостями на нашем празднике являются представители русской и других национальностей, которые представляют свою самобытную культуру.

Таким образом, праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Воспитание патриотизма с помощью фольклора «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству -это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» Тема проекта «Ознакомление дошкольников с культурой родного края» (старшая группа) Пояснительная записка: Современное общество характеризуется.

источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п.» () [3]. Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других средств.

Народная педагогика имеет значительный развивающий и воспитательный потенциал, воплощенный в доступных для школьников источниках: играх, сказках, песнях, загадках и т. д. В основе многих источников народного воспитания лежит игровая деятельность, имеющая высокий мотивационный эффект для учащихся. Источники народной педагогики высоко гуманистичны, незаметно воздействуя на сознание и поведение ребенка, они открывают детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к человеку, к природе, к родной земле; использование народной педагогики создает условия для умственного развития и саморазвития личности учащихся.

Применение средств народной педагогики способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует уверенность в себе, интерес к изучению предмета. Самовыражение собственного «Я» происходит без принуждения. В результате ребенок становится свободным, незакомплексованным. Но самое главное – изучение народной культуры очень важно сейчас, когда потеряны многие идеалы, нет уверенности в сегодняшнем дне, а будущее пугает. Поэтому целесообразно обратиться к прошлому, своим истокам, национальным корням, и в то же время обрести надежду, веру в лучшее будущее.

Исследования проблемы народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий чешский педагог обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [9].

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений» [4].

на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [5].

подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся [7].

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог , давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», — утверждал . Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой [2].

Вопросы народной педагогики были предметом исследования ряда ученых: , , . Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Педагогические традиции как социально-историческое богатство народов в нынешних условиях приобретают особый смысл. С одной стороны, новое время призвано возрождать, сохранять и обогащать прогрессивные традиции народов. С другой – приобщение новых поколений наших соотечественников к этим ценностям есть тот вклад в историю, который придает им устойчивость, надежность, непрерывность. Народная педагогика, содержащая в себе надежно проверенные временем и историческим отбором традиции человечества, представляет сегодня предмет социальной востребованности и актуальности.

Обратимся к средствам народной педагогики, которые чаще всего используются в учебном процессе.

К таким средствам относятся сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, загадки и др. Детальное рассмотрение каждого из этих средств поможет оценить их роль в учебном процессе.

Сказки позволяют ученикам ненадолго оказаться в царстве вымысла, увидеть, что преподаваемый им предмет может быть не таким уж и непонятным и трудным. Сказки улучшают восприятие учениками материала, поскольку такой вид обучения детям преподносят практически с рождения. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были, в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив, певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а также метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Сказки русского народа назвал первыми блестящими попытками народной педагогики [8]. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки являются педагогическими, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [8].

Читайте также:  Вылечить фиброаденому молочной железы народными средствами

Афоризмы, пословицы, поговорки — неиссякаемый источник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы — не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям. В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Это очень полезно для детей, ведь чем более широкий будет у них кругозор, и чем более богатая речь, тем более приятно будет другим людям иметь с ними дело в будущем. К тому же, пословицы и поговорки встречаются в нашей жизни повсеместно, и знание их будет очень кстати для понимания сути выражений. Для использования простейших пословиц или поговорок ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение. Это также весьма благотворно сказывается на развитии ребенка.

Точность мысли, и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, писала: «Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора» [6].

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание ученика специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять развитие ребенка. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. [Текст]. – М: Педагогика, 1987.

2. Виноградов, детства и русская народная культура в Сибири [Текст]. – М.: Вост. лит., 2009. – 896 с.

3. Волков, [Текст]. – М.: Академия, 2001. – 168с.

4. Крупская, сочинения в 10 т. Т.3. Обучение и воспитание в школе. [Текст]. – М: Изд-во АПН,1959.

5. Макаренко, сочинения в 8-ми томах. Т3. [Текст]. – М.: Педагогика, 1985.

6. Рыбникова, , ее жизнь и природа [Текст]. – М., 1991.

7. Сухомлинский, воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России [Текст]. – М., 1999. – С. 373.

8. Ушинский, русской школы // Избр. пед. соч. [Текст].– М.: Педагогика, 1974.— Т. 2.

9. Ушинский, педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2. [Текст]. – М., 1974.

источник

Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом (в переводе) его называют ещё — народные знания, то есть народная педагогика. Народной педагогикой называют словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.

Основная масса произведений народного устного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое..[15. С. 267]

Народные сказки тоже пустили свои корни в глубокой древности. В них ярко отразились мечты человека о победе над силами природы, наблюдения людей за жизнедеятельностью животных и других организмов, их представления об окружающем мире — о мире наполненном неведомыми опасностями и невероятными чудесами, о непонятном и от этого ещё более страшном и ужасном неведомом мироздании и его неизведанных закономерностях. Велись рьяные попытки объяснить явления природы: это сказки о Морозе, Ветре, Солнце, hyaenidae.narod.ru/story5/308.html Хозяйке леса, о бессмертных духах — помощниках и врагах человека, о нечистых чертях и т.д. Всегда, из спокон веков люди видя летающих насекомых и с завистью наблюдая за парящими в высоте птицами мечтали самостоятельно летать по воздуху, эти желания отразились в легенде о Фаэтоне, Дедале и его покойном сыне Икаре, в сказках о «ковре-самолёте», в русской народной сказке «Летучий корабль» и т.д.

Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом и надеждой на радостную жизнь. Извечны идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта, его истории и родной земли. Например, герои русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля или персонажи русского народного театра — Петрушка, а итальянского — Пульчинелло всегда одерживают победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают даже саму, казалось бы, непобедимую смерть.

Огромное богатство представляемых образов, сюжетов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм — вот отличительные качества народного творчества. Даже сильно одаренный писатель не в состоянии поравняться с многообразной и разносторонне развитой народной фантазией, количеством разнообразных чудных слов и их удачными хитросплетениями шлифовавшиеся веками. Шибко велико художественное и эстетическое значение фольклора.[20, с. 267]

Значительность содержательных форм, художественное совершенство фольклора, как медом привлекает к себе многочисленных художников, писателей и композиторов. Многим удалось вписать себя в историю, своевременно и грамотно используя фольклор в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа художественному мастерству, необъятному опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготовлявшейся веками почве фольклора. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», а датский сказочник Ганс Христиан Андерсен пересказал взрослым и детям много народных сказок. Любили обращаться к бескорыстной помощи фольклора и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, Максим Горький, Н.А. Некрасов… и другие (очень многие).

В наши дни представлены отдельными книгами (за деньги), и сайтами (бесплатно), сборники сказок, сборники пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов мира. Появляются и живут разные фольклорные сборники произведений как печатные, так и цифровые: книжки для малышей, интересные сборники сказок, которые с удовольствие читают и взрослые и дети, песенники, коллекции анекдотов, былин, а бывает так, что выходят и научные издания.

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель — это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе . особенно очевидна в наше время, когда утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, исчезает интерес к учебе и живому слову. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений.

« А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — писал А.С.Пушкин. Это золото является ключом для построения учебного процесса.[23, с. 198]

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.

Для создания педагогических условий нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Нравственная культура проявляется в способности личности сознательно и добровольно реализовать требования моральных норм, осуществлять такое целенаправленное поведение, которое характеризуется гармоническим соответствием личных и общественных интересов.

В младшем школьном возрасте особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию — природе.

В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Этическая беседа проводится двумя путями — индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.[40, с. 238]

Важное значение для духовно-нравственного формирования школьников имеет организация коллективной и групповой форм учебной деятельности на уроках по всем предметам. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Необходимым условием построения современной системы воспитания и развития культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть мировой культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который по образному выражению К.Д. Ушинского мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.[34, с. 144]

Программа начальной школы предусматривает изучение УНТ на уроках.

В 1 классе дети знакомятся с песенками, загадками, потешками, небылицами, сказкам. Во втором классе работа усложняется, добавляются к ранее изученным жанрам, прибаутки, перевертыши, считалки, пословицы, сказки.

Темой «Отечество» открывается курс в 1-ом классе на уроках обучения грамоте, а далее учитель лишь углубляет свои акценты, использует в соответствии с возрастом иные литературные произведения, иллюстрации, карты. Усложняются и задания.

Продолжается работа по изучению средств народной педагогики и в 3, а в 4 классах ведущей темой становятся былины, на изучение которых отводится лишь 9 часов.

Этого, согласитесь, мало, но ведь это основной материал, на котором и. строилась народная педагогика, которая гарантировала создание семьи и воспитание полноценных членов крестьянской общины. Сегодня мы возвращаемся к. народной педагогике, целенаправленно пропагандирующей освоение культурных ценностей. Какие же это ценности? Что было важно для крестьянина?

Прежде всего, это — дом, большая, крепкая, дружная семья, которая совместными усилиями вырастит хлеб и обеспечит благополучие роду. Это рождает почтительное отношение к старшим, заботливое — к подрастающему поколению.

Что сегодня является реальным ориентиром человеческого поведения? Что применимо к начальной школе? Какие ценности наиболее актуальны сегодня?

— ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно – нравственного начала,

— ценность семьи и традиционных семейных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании,

— ценность родной земли, Родины,

— ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия,

— ценность здорового образа жизни.

Учителя стараются свою педагогическую деятельность, выстраивать так, чтобы основной запас ценностей к окончанию детьми начальной школы, был сформирован, в том числе и средствами фольклора.[35, с. 37-38]

Предлагаем познакомиться использованием элементов средств народной педагогики на разных уроках.

источник

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Читайте также:  Новорожденный перепутал день с ночью что делать народные средства

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15, с. 456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе «О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. — это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19, с.110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4, с.56].

Необходимо помнить, что природа — источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты — сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников — пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно — созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21, с. 30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия — одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17, с. 22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний — обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально — социально значимыми потребностями — высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17, с.123].

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17, с.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, с.68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [20, с.123].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Читайте также:  Народные средства лечения очищение

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17, с.125].

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17, с.126].

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком.

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21, с.31].

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, с.32].

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». Распутинские старухи Анна и Дарья — носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, с.32].

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [17, с.35]

Сказки, являясь художественно — литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, с.37].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19, с.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир — историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка — это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова — памятник культуры [3, с.23].

Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском языке как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [19, с.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, с.47].

Музыка — один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, с.56].

Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.

Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка — это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции — основной рычаг его действий и поведения.

Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.37].

Трудовое воспитание — сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд — всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что — бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе — народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств:

— во — первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

-во — вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В — третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

-в — четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

-в — пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая — грязная; интересная — неинтересная; тяжёлая — лёгкая; выгодная — невыгодная » и. т. д. [5, с. 107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

источник