Меню Рубрики

К средствам народной педагогики относятся

Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, который остался в памяти народа

Педагогическая культура народа наиболее отчётливо выражается в народном творчестве. К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песни, танцы, традиции, обряды, обычаи.Основой народной педагогики было и есть трудовое воспитание. Труд– самое древнее и апробированное средство народной педагогики, обязательное условие и неотъемлемая часть жизни человека. В процессе труда осуществлялось нравственное, физическое, умственное, эстетическое развитие и воспитание человека. В процессе трудовой деятельности сформировались такие нравственные качества как патриотизм, трудолюбие, терпеливость, настойчивость в достижении поставленной цели, честность, скомность, бережливость, уважение к людям труда. Можно сказать , сформировался белорусский национальный характер. Занятия ремёслами (изготовление вещей из камня, кости, дерева, глины, ткачество, прядение, гончарство и др.) привели к дифференциации трудовой деятельности человека, к развитию более сложных общественных отношений. Родное слово – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. С помощью родного слова передаются элементы народной морали, народная психология, традиции, культура, духовные и моральные ценности. Знакомство ребёнка с родным словом чаще происходит через устное народное творчество. Устное народное творчество на протяжении многих тысячелетий было своеобразным “учебником жизни”, передавало от старшего поколения к младшему опыт и знания, жизненную мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.Пословицы и поговорки высказывают общественную мысль, регламентируют поведение человека. Народная сказка. Под воздействием сказок формируется мировоззрение, этические представления народа. Потешки или забавлянки – это небольшие песни, которыми сопровождались многие действия ребенка. (“Лады-лады-ладки, “Сарока-варона”). К древнейшим и важным средствам народной педагогики относятся игры. Игра – школа жизни. Поэтому всю жизнь белорусов сопровождают народные игры, в которых принимают участие и взрослые, и дети. Простота, доступность белорусских народных игр делают их незаменимыми помощниками в воспитании. Приметы и поверья сохраняют информацию о явлениях и фактах реального и воображаемого, о добре и зле, справедливости, счасье. Праздники и обряды. Праздники обязательно сопровождались красивыми поэтическими действиями и обрядами, шутками, розыгрышами. Традиции – тот мостик, который соединяет поколения, своеобразный ключ передачи от дедов и прадедов к отцам, детям и внукам определённых устоев, норм и правил поведения и взаимоотношений людей. Обряд – определённые символические действия, обусловленные тем или иным обычаем. Обычай – наследственный стереотипный способ поведения, один из регуляторов отношений между людьми. От рождения и до смерти человека сопровождают народные песни, которые помогают в труде и радуют на досуге, всегда рядом и в счастье и в горе. Песня прославляет человека, который обладает высоконравственными качествами, а иногда даже проклинает бездельников и предателей. История, быт, культура народа находят своё отражение в народных танцах. В них воплощаются национальные черты характера народа. Жизнерадостность, целомудренность, стремление к красоте, коллективный характер исполнения, мягкий юмор – характерные черты белорусского народного танца.

В народной педагогике можно выделить много методов воспитания: труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, наказ, убеждение, совет, приучение, внушение, объяснение, беседа, испытание, клятва, торжественное обещание, поощрение, похвала, благословение, осуждение, наказание, проклинание, запугивание, обзывание и др.

  1. История становления и развития системы образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании. О принципах и структурных компонентах системы образования РБ.

Общественное дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.

Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Семанович, Шлегер и др. После раволюции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.

В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.

Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.

В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.

В 1953гвводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.

В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:

— проведение различного рода психо – педагогических исследований;

— разработку программ и методик дошк. воспитания;

— изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;

— исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.

Основным законом Республики Беларусь, направленным на регулирование общественных отношений в сфере образования, является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Кодекс Республики Беларусь об образовании направлен на обеспечение реализации права на образование, закрепленного в статье 49 Конституции Республики Беларусь, создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах, также предусматривает создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, в том числе лицами с особенностями психофизического развития. Он закрепляет гарантии государства на получение бесплатного образования, принципы государственной политики в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся.

Кодекс Республики Беларусь об образовании – кодифицированный нормативный правовой акт, обеспечивающий полное системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть закрепляет основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. В Особенной части содержатся нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений при получении основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования), дополнительного (дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых) и специального образования.

Кодекс Республики Беларусь об образовании вступил в силу с 1 сентября 2011 года.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;
  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • гарантии конституционного права каждого на образование;
  • обеспечения равного доступа к получению образования;
  • обязательности общего базового образования;
  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;
  • экологической направленности образования;
  • поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
  • государственно-общественного характера управления образованием;
  • светского характера образования.

Компонентами системы образования являются:

  • участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
  • образовательные программы; учреждения образования;
  • организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;
  • иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
  • государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
  • учебно-методические объединения в сфере образования;
  • организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
  • организации — заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
  • государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8722 — | 7461 — или читать все.

источник

Изучение психологических особенностей младших школьников. Народная педагогика в современной школе. Нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебной деятельности. Влияние малых средств народной педагогики на развитие культуры речи школьников.

1. Теоретические и прикладные идеи народной педагогики в России

1.1Сущность и содержание народной педагогики

1.2 Средства народной педагогики

1.3 Особенности психологических особенностей младших школьников

1.4 Значение малых средств народной педагогики в обучении младших школьников

1.5 Народная педагогика в современной школе

1.6 Нравственное воспитание учащихся начальных классов в учебной деятельности

2. Воспитание средствами народной педагогики младших школьников как проблема педагогической науки

2.1 Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания и закрепление знаний о средствах народной педагогики

Список используемых источников

Актуальность данной темы обосновывается социальными и собственно педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций. Эта новая функция школы, и в частности содержания школьного образования как основного средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, что отражено в государственной политике в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося на средствах народной педагогики, был положен механизм, позволяющий включать элементы народной педагогики в современный учебно-воспитательный процесс.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги — классики считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании и обучении, служит ее опорой и основой.

Так К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывались отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития » [39, 243]. В своих исследованиях великий русский педагог К. Д. Ушинский предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Современной педагогической наукой доказано, что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Объектом исследования являются средства народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах, а предметом исследования -деятельность педагога, применяющего средства народной педагогики, как с воспитательной целью, так и с целью обучения и развития.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи.

1 Проанализировать теоретические и практические аспекты народной педагогики.

2 Выявить значение средств народной педагогики в воспитательном и обучающем процессах;

3 Определить пути и средства использования элементов народной педагогики в обучающем процессе;

4 Выявить влияние малых средств народной педагогики на развитие культуры речи младших школьников.

Исходя из целей рассматриваемой темы, была сформулирована гипотеза: использование идей народной педагогики в учебном процессе будет эффективным, если:

— сформировать представления о средствах народной педагогики и использования их в воспитании, обучении и развитии учащихся;

— определить роль средств народной педагогики в развитии культуры речи младших школьников.

Для подтверждения гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ состояния проблемы, а также психологическая, педагогическая и методическая литература. Теоретическую основу исследования составляет сущность народной педагогики [Ю.К. Бабанский, Г.И.Батурина, Г.Н.Волков, В.Н.Николаев, К.Д.Ушинский [31; 6; 9; 28; 37], роль народной педагогики в современной школе [М.Вержболович, С.Миропольский, В.Н.Николаев, М.Савенков [8; 22; 28; 33], формирование культуры речи младших школьников [А.М.Бородич, В.И.Городилова, А.И.Максаков, Л.В.Мелехова [4; 11; 17; 20], обучение детей правильному звукопроизношению [И.С.Лопухина, И.Нестеренко, З.А.Репина, А.Д.Салахова, М.Ф.Фомичева [16; 24; 32; 34; 39].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании теоретического и практического материала исследования в профессиональной деятельности педагога, работающего с учащимися младшего школьного возраста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложение.

народный педагогика школьник воспитание

1. Теоретические и прикладные идеи народной педагогики в России

1.1 Сущность и содержание народной педагогики

Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем — как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы — основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К этим наукам относится и народная педагогика, предмет которой — народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество и передавая его младшему поколению, педагог этим помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Народная педагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Народная педагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой. Органической частью системы образования должна стать народная педагогика. Это необходимо в связи с тем, что «золотые россыпи» народной педагогики мало используются в современной учебно-воспитательной практике учителями и воспитателями, не закладывает эти основы и семья. Тем самым обедняется воспитательный процесс, его демократическая и гуманистическая направленность, а главное — формирование общечеловеческих ценностей современное молодое поколении не воспринимает.

Читайте также:  Как приучить котенка к лотку народные средства

Справедливо и мудро отмечал русский писатель Сергей Миропольский [22,86] то, что на любой общечеловеческой ценности лежит печать нации, где она родилась. И если удалось спеть что-нибудь путное в жизни, то лишь потому, что слабый голос звучал согласно с вековым хором твоей большой Родины.

В условиях актуальности — формирования национального самосознания каждого населяющего Россию народа — в нашем многонациональном регионе обращение к народности имеет огромное значение, потому что ценности народного творчества непреходящие, а непреходящие они потому, что они общечеловечны и интернациональны.

Народное творчество доступно и понятно всем, и его сила в том, что оно не навязывается людям, а вырастает из недр собственной народной культуры, а его идеи впитываются человеком через колыбельную песню матери, сказку, мудрую пословицу и поговорку нужными обществу качествами гражданина.

Основу народной педагогики, как отмечается во многих исследованиях, составляет устное народное творчество. В его многообразных видах и жанрах (сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках, играх, традициях и обрядах) представлен огромный образовательно-воспитательный потенциал в реализации задач умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания, а также методы, принципы педагогического воздействия на воспитанника, это дает основание сделать вывод о том, что народная педагогика является истоком научной педагогики, ее основанием.

Народная педагогика представляет неотъемлемую часть, как педагогической культуры, так и общей культуры, которая должна пронизывать деятельность педагога — воспитателя.

Опора на народную педагогику помогает решать двойственную задачу: педагог получает возможность передавать молодому поколению все самое лучшее своего народа, но при этом сам впитывает и обогащает свою личность его многовековой мудростью, становясь духовно богаче, гуманнее и человечнее.

Воспитание и обучение, по убеждению К.Д. Ушинского [37], созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту огромную воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах, идеях, заимствованных у других народов. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. Народ без народности — тело без души.

1.2 Средства народной педагогики

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15, С. 456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе «О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература — это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19, С.110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по-настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4, С.56].

Необходимо помнить, что природа — источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у младших школьников эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты — сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников — пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Всем нам известно, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно — созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21,С 30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия. Религия — одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17, С. 22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний — обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально — социально значимыми потребностями — высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17, С.123].

Важнейшей функцией религии — является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский, они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17,С.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

Фольклор. С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, С.68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [20, С.123].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, проникнуты идеями народной педагогики [17, С.125]. Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17, С.126].

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые были бы освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Литература. Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21, С.31]. Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, С.32].

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении. При выборе произведений современных писателей для чтения учитель должен рекомендовать учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, С.32].

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

Сказки. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками, как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [17, С.35]. Сказки, являясь художественно — литературными произведениями, одновременно были для простых людей и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищницы народной педагогики, в сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, С.37].

Русский язык. Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19, С.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. С помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир — историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка — это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова — памятник культуры [3, С.23].

Читайте также:  Зачатие девочки народными средствами

Мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском языке, как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [19, С.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословицы. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, С.47].

Музыка. Музыка — один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, С.56].

Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.

Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.

Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка — это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции — основной рычаг его действий и поведения.

Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем»).

Музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].

Загадки. Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, С.37].

Трудовое воспитание. Трудовое воспитание — сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд — всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что — бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе — народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств:

— во — первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

— во — вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота».

— в — третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

— в — четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

— в — пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая — грязная; интересная — неинтересная; тяжёлая — лёгкая; выгодная — невыгодная » [5, С.107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно, опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

1.3 Особенности психологического развития младших школьников

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов и центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свой наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

— с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

— вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, и едет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если, однако, детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это; существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей [22, C.269].

Читайте также:  Порок сердца у детей народными средствами

За первые три — четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно — образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически.

Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия [22, C.300].

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

1.4 Значение малых средств народной педагогики в воспитание и обучении младших школьников

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества, должно начинаться в первые 6 лет его жизни, так как этот период — определяющий этап в развитии человеческой личности. Этот возраст — богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений и знаний.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством человеческого общения — речью.

В этот период детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества.

Обучение детей устным народным творчеством должно начинаться со знакомства с малыми средствами народной педагогики, к которым относятся такие произведения народного творчества как: песенки, прибаутки, небылицы-перевертыши, нелепицы, присказки, поддевки, дразнилки, приговорки, скороговорки, считалки, припевки, заклички, пословицы, поговорки, пестушки, потешки, загадки. Народ создал разнообразные игровые песенки.

Язык народных песенок лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Сопровождая действия с ребенком словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Большинство песенок, пестушек, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду, к обучению.

Вековая мудрость народной педагогики проявляется в ее чуткости к этапам взросления человека. Проходит пора созерцания, почти пассивного слушания, на смену ей идет время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь, и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду. И первым веселым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания. Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей, развивает культуру речи.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.

Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («От топота копыт, пыль по полу летит»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется в качестве основного средства развития речи.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, развивают речь, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям.

В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Может быть, именно во внутренней подвижности считалок кроется причина их столь широкого распространения и живучести. И сегодня можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть осовремененные тексты.

Г.Н. Волков [9] называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением считалочной поэзии. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший. Способы рифмовки тут самые разнообразные: парные, перекрестные, охватывающие. Но главным организующим началом считалок выступает ритмика. Стишок — считалка нередко напоминает бессвязную речь взволнованного, обиженного или пораженного чем-то ребенка, так что кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.

В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи.

Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.

Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы — Солнцу, ветру, радуге, то вторые — к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

Пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего — осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.

В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

— не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение и речь. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М.А. Никитина [23,59].

Возможности народной педагогики для развития нравственных качеств школьников. Использование прогрессивных традиций народного опыта обучения и воспитания. Средства народной педагогики: пословицы, загадки, песни, сказки и их влияние на личность школьника.

дипломная работа [611,4 K], добавлен 10.06.2015

Организация работы по воспитанию младших школьников на основе традиций народной педагогики. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников. Принцип народности воспитания В.А. Сухомлинского.

курсовая работа [87,9 K], добавлен 13.10.2014

Средства народной педагогики. Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания. Организация работы с использованием традиций народной педагоги как средство воспитания младших школьников и закрепление знаний о средствах народной педагогики.

курсовая работа [92,3 K], добавлен 15.06.2012

Основные проблемы нравственного воспитания школьников младшей школы в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики. Этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных ценностей.

курсовая работа [115,2 K], добавлен 17.07.2014

Народная педагогика как часть народной культуры. Необходимость воспитания учащихся на традициях русской культуры, информационно-просветительная функция народных праздников. Включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе.

дипломная работа [64,1 K], добавлен 24.11.2010

Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики. Идеи и принципы умственного развития дагестанцев. Целостность содержания народного воспитания. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 24.11.2012

Духовность как нравственная основа личности. Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики. Нравственное воспитание и учитель в современных социокультурных условиях. Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников.

дипломная работа [230,0 K], добавлен 02.10.2013

Семья как нравственная доминанта народной педагогики. Башкирская народная педагогика семьи. Средства и методы народной педагогики в семейном воспитании. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека. Башкирская семья в прошлом.

курсовая работа [71,5 K], добавлен 09.06.2010

Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [322,0 K], добавлен 28.04.2013

Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

дипломная работа [506,8 K], добавлен 08.06.2014

источник