Меню Рубрики

К средствам воспитания в народной педагогике не относится

1. Народное воспитание: определение и сущностные черты……..…………..16

2. Методы воспитания в народной педагогике…………………………………20

3. Средства воспитания в народной педагогике………………………………..23

Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №3443, цена оригинала 500 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена объективным интересом теоретиков и практиков к воспитанию подрастающего поколения. Это связано с тем, что в настоящее время со всей остротой встает вопрос о необходимости конструирования воспитательно-образовательной работы, ориентированной на принципы гуманности, ненасилия, субъектности, целостности и интегративности. Именно гуманное отношение к ребенку как субъекту воспитательно-образовательного процесса и необходимость развивать его внутренний потенциал с целью более успешного и менее болезненного прохождения активной социализации рассматриваются в качестве ведущих тенденций на современном этапе развития воспитания.

Педагогика исходит из положения о том, что полноценное воспитание ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу необходимо представить воспитаннику все разнообразие присущих ему видов деятельности. Для этого педагог должен уметь владеть современными методами и средствами воспитания.Их выбор зависит от целого ряда факторов: общих целей образования, воспитания и развития детей; от их возрастных особенностей; от возможностей самого педагога, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Однако какие бы методы он ни избрал – все они должны способствовать раскрытию потенциала ребенка. В народной педагогике существовало множеством средств и методов, используемых в воспитании подрастающего поколения. Все это позволяло закладывать нравственные основы личности, любящей свою культуру, свой народ, свою землю, на которой родился. О неисчерпаемом потенциале народной педагогики размышляли А.Я. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др.

О роли средств и методов в воспитании писали такие видные деятели отечественной науки, как Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин, С.Г. Шаповаленко.

Объект исследования – народное воспитание. Предмет – использование средств и методов в народном воспитании. Цель – раскрыть особенности использования средств и методов в народном воспитании. Сформулированная цель предопределила постановку следующих задач:

 сформулировать понятие и сущность народного воспитания;

 охарактеризовать методы народного воспитания;

 выявить сущностные черты народного воспитания;

 обозначить методы воспитания в народной педагогике;

 привести примеры использования средств воспитания в народной педагогике.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что подобранный и представленный в ней материал может быть полезным студентам при подготовке к практическим и семинарским занятиям по педагогике. Также отдельные положения работы могут стать полезными студентам при написании статьи с целью последующего опубликования в сборнике научно-практических работ. Помимо прочего, материал данной работы может быть полезным педагогам школ при подготовке к аттестации.

В качестве источников были использованы тексты учебников и учебных пособий по истории педагогики, монографии и диссертационные исследования, публикации в специализированных изданиях.

Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

1.Народное воспитание: определение и сущностные черты

В учебном пособии «История педагогики» Д.И. Латышиной[6] понятие «народное воспитание» интерпретировано с помощью следующих составляющих:

 каждый народ имеет свой идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях;

 каждый народ имеет свою особенную систему воспитания, посредством которой и стремится достичь своего идеала;

 система воспитания «произрастает» из глубины веков и вырабатывается самим народом;

 самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;

 всеобщего, единого для всех стандарта воспитания не существует;

 имеются общие для всех народов педагогические идеи, например идея общественного воспитания, некоторые общие организационные и дидактические средства, но и их воплощение имеет национальную окраску.

В народной педагогике, говорит Д.И. Латышина, можно выделить два пласта. Один связан со средой обитания ребенка: это природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и проч. Второй является собственно педагогическим.Это воздействие взрослых на ребенка с целью передачи ему какого-то знания. Оба эти пласта одинаково значимы, и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания.

К числу типичных черт народной педагогики автор книги относит: 1) анонимность, поскольку творцом народной педагогики является не отдельный автор, а сам народ; 2) основа народной педагогики – традиции, обычаи, авторитет старших; 3) отсутствие письменного закрепления педагогических установок, механическое воспроизведение; 4) обязательность педагогических и нравственных норм для каждого, независимо от материального достатка и социального положения.

В этнопсихологическом указывается на то, что синонимом понятия «народное воспитание» является «народная педагогика» [18, с. 194]. С точки зрения составителя словаря, народная педагогика является «совокупностью знаний и навыков воспитания, сохранившейся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющейся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса» [18, с. 194].

Народная педагогикасохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов. Источниками изучения народной педагогикиявляется фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и проч. Нормативные требования народной педагогикипреимущественно извлекаются из народного творчества – фольклорной педагогики. Представленная в фольклорных текстах и обрядности,народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию.

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача национальных традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактические принципы. Особенно плодотворно идеи и опыт народной педагогики присутствуют в дошкольном воспитании как общественном, так и в семейном. В народном сознании четко выражены идеи добра и зла, ценности, черты и качества, поощряемые и осуждаемые в народе.Например, трудолюбие – лень, смелость – трусость, героизм – предательство.

Процесс воспитания человека основан на лучших: примерах и образцах поведения, наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеется много метафор, передающих конкретные педагогические представления: «цветок», «отросток», «побег», «поросль» и проч. Произведения фольклора являются не только носителями педагогических идей, но и своего рода дидактическим материалом.

Народная педагогикаотличается логической стройностью и системностью. Многие педагогические понятия народной мудрости четко определены, к примеру, питание, вскармливание, уход, пестование, наставления и т.д. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания реализовываются в народной педагогикев особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших.

Достаточно полно представлены в народной педагогикефакторы воспитания: природа, мера, слово, труд, быт, традиция, искусство, религия, общение, пример, идеал. Важнейшая роль отводится приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придается иногда особый смысл, заклинание, зарок, клятва, исповедь, проповедь, упрек и др. В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла. Конкретные цели воспитания представлены в виде совершенного человека.

В истории народной педагогикиможно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и главным лицом в воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшую роль в воспитании, значение отца как воспитателя утвердилось значительно позже. Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности. В рамках родоплеменных отношений семья являлась главным сосредоточием народной педагогики–идей, традиций, опыта.

В процессе формирования общественно-образовательных институтов народная педагогика прочно сохраняла свои позиции. Введение массового обучения в государственных образовательных учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время ускорило взаимодействие народной педагогикис педагогической наукой, школьной практикой, что дало толчок к обогащению народного опыта научными методами воспитания. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал одновременно разрушительное воздействие на народную педагогику: утрачивались национальные педагогические традиции, самобытные формы воспитания.

Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогикой, поскольку научная педагогика основывалась на достижениях других наук о человеке, сложившихся воспитательных традициях, опыте народного воспитания. Во второй половине XX века тенденции демократизации системы образования во всем мире способствовали возрождению многих традиционных форм воспитания. Народная педагогиканаходит отражение не только в устной традиции, но и в художественном творчестве, научно-просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой педагогической культуры. Одним из наиболее плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции народной педагогики, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла педагогической культуры народа.

Итак, народное воспитание укрепляет иразвивает вчеловеке народность, развивает ум исамосознание, содействует развитию народного самосознания.Народное воспитание вносит свет сознания втайники народного характера иоказывает сильное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю историю.

2. Методы воспитания в народной педагогике

Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей.В народной педагогике существуют такие методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и проч.Разъяснения и убежденияприменялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе.

Для народной педагогики особое значение имеладемонстрация способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда.Взрослые показывали детям, как обращаться с инструментами и орудиями труда, как обрабатывать землю – поливать, убирать урожай, ухаживать за скотом, готовить национальные блюда, заниматься ткачеством и резьбой, вышиванием и. проч. После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом, к примеру, таким: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.

Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Распространённым методом народной педагогики является приучение.Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в порядке; приучают к навыкам культурного поведения: сказатьспасибоза услуги взрослым,доброе утро,добрый деньродителям, старшим быть вежливым со сверстниками. Приучая ребёнка, взрослые дают детям поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.

Убеждениекак метод воспитания содержит в себе разъяснение и доказательство, говоря иначе, показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Поощрение и одобрениекак метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей – это первое поощрение в семье. Родители обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами «молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с улыбкой. Если же работа выполнена не на должном уровне, родители скажут: «Ничего»,«Ладно», но без улыбки. Дети без труда понимают, как оценена их деятельность.

Личный пример – это самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример.

Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей былородительское благословление.Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из воспитательных мер предупреждения.

Народ всегда имел определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение люди придавали воспитанию в раннем детстве.Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало ремеслом,чтобы каждый становилмастером на все руки. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, посколькуесть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься.

Народ высмеивал человека, который ищет лёгкой работы. Особенно отрицательное отношение в народной педагогике вызывали люди, которые любят чужой труд. Люди также высмеивали тех, кто не задумывался о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом.

В народной педагогике использовалось множество методов для воспитания подрастающего поколения. К числу методов относятся: разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и проч.

3.Средства воспитания в народной педагогике

Как показывает анализ работ, среди исследователей не выработано общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание «средства воспитания». Так, например, С.Д. Бабишин и Б.И. Митюровважнейшим средством формирования личности считалиустное народное творчество, которое развивало материальную и духовную культуру человеческого общества [11, с. 15]. По определению Г.Н. Волкова, средстваминародной педагогики являются загадки, потешки, песни, пословицы, легенды, предания, сказки, былины [2, с. 4].

С точки зрения А.П. Орловой, средствами народной педагогики являются виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности,родное слово, игры, обычаи, праздники [15,с. 16].В диссертационном исследовании В.А. Николаева предложена следующая классификация средств народной педагогики: 1) материальные средства: природа, деятельность, предметы быта, предметы труда,предметы прикладного искусства;2) духовные средства: слово, роднойязык, фольклор, религия, искусство, игра;3) соционормативные средства: традиция, обряды, этикет, общественное мнение [15, с. 8].

Обратимся к содержанию нескольких работ. Так, например, в книге Г.Н. Волкова сказано, что одним из средств народного воспитания было слово. В народной педагогике оно стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Это увещевание, уговор, разъяснение, приказ, просьба, поручение, поверье, приучение, наставление, назидание, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, осуждение, упрек, укор, зарок, запрет, благопожелание, завет, заповедь, проповедь, исповедь.Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родной речи, родного языка.

Читайте также:  Народное средство чеснок на спирту

В учебном пособии Д.И. Латышиной сказано, что одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др. В песнях, потешках, прибаутках, загадках (примеры даны в Приложении) прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Красочность, яркость, меткость народного слова в фольклоре делали поучения ненавязчивыми, вызывали глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьезные, возвышенные идеи и житейские правила.

В фольклоре переданы основные представления народа о главных жизненных ценностях, труде, семье, любви, общественном долге, родине. С самого рождения погружался человек в область словесного народного творчества и оставался в нем до конца своих дней, на протяжении всей жизни получал из сказок, загадок и т.п. информацию об окружающем мире и людях, постигая эстетические и нравственные ценности своего народа.

Важнейшим педагогическим средством народного воспитания сказки были. Они представляют собой значительную область художественной педагогики, уходящей своими истоками еще во времена, предшествовавшие появлению Киевской Руси. Трудно найти другое такое средство словесного воздействия на ребенка, с которым сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и фантастические события. Сказки развивали и воспитывали ребенка, но такое воспитание воспринималось им с удовольствием, так как сказки развлекали его, веселили, увлекали в мир фантастики.

Дети с самого раннего возраста попадали в песенный мир взрослых и получали из песни информацию о родине, об окружающем мире, об ее истории, о взаимоотношениях людей, о своем будущем. В песнях годами отрабатывался свой лад, и поэтому их можно назвать школой народной эстетики. Песни передавали ребенку представления народа о нравственности; ненавязчиво учили народной этике, предупреждали ошибки в поведении.

В публикации Н.В. Адаевой «Патриотическое воспитание средствами народной педагогики» [13] акцентировано внимание на таких средствах народного воспитания, как загадки, пословицы, песни, праздники. Так, например, загадки использовались для развития умственных способностей детей, сообразительности и смекалки. Народ издревле высоко ценил их, видя в них не только проявление человеческой наблюдательности, но и неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей. Загадки лаконичны по форме и занимательны по содержанию, что стимулирует познавательную активность детей, обладают большим развивающим потенциалом.

Особое место в народной педагогике занимали пословицы. Они обобщали социально-исторический и житейско-бытовой опыт народа, о котором необходимо помнить, выражали общее мнение, взгляды и убеждения народной массы.Слушая множество рассказов, историй, песен, дети наравне со взрослыми участвовали в творческом исполнительстве, испытывая яркие эмоциональные переживания. На посиделках разучивались новые песни, пляски, сказки, загадки, пословицы. Разновозрастное общение способствовало обмену информацией между членами сообщества, стимулировало их самовоспитание.

Традиционным средством воспитания подрастающего поколения в народной педагогике были праздники. Они обязательно включали в себя ритуальные действия, обрядовую кулинарию, народные гуляния с песнями и танцами, игры и состязания. Все это требовало от молодых людей глубоких знаний, стремления ответственно исполнять отведенную им социальную роль.

Воспитывало и учило не только слово, но все русское народное искусство. Огромной силой воздействия на детей обладало, среди прочих его видов, народное искусство быта. Оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни. Педагогический потенциал его был необыкновенно велик.Издавна были известны такие средства народной педагогики, как игра и игрушка, творцом которых был сам народ. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве. В игре стремились проявить силу, ловкость, выносливость, смекалку, выдумку, находчивость. Народные, игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, но игры были не только развлечением. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми.

Игра была для ребенка активным вхождением в обряд, приобщением к традиции. Игра вводила ребенка и в реальную жизнь взрослых людей. Многие игры детей поражают сходством с серьезными занятиями жизни: охотой, жатвой, посевом льна и пр. Точное воспроизведение быта и серьезных жизненных дел в их строгой последовательности путем многократного повторения игровых действий с малых лет прививало ребенку уважение к существующему порядку вещей, обычаям, учило его правилам поведения.

Итак, в настоящее время не выработано общепринятой позиции относительно того, что вкладывать в понимание средств народного воспитания. Обобщив имеющиеся концепции, мы выделили слово, фольклор, игры и игрушки, народные праздники. Вместе взятые, средства народного воспитания оказывали большое влияние на становление личности.

Настоящая работа преследовала целью раскрыть использование средств и методов в народном воспитании.Воспитание является необходимым уловием для обеспечения жизни общества и индивида. Воспитание осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. В основе воспитания должна быть заложена гуманистическая основа.

Методы воспитания – это общественно обусловленные, педагогически целесообразные взаимодействия воспитателя и воспитуемого, которые служат средством организации жизнедеятельности, отношений, общения, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых, направленных на достижение целей воспитания и формирование качеств личности.

Средства воспитания – это совокупность приемов воспитания.Это предметы материальной и духовной культуры, используемые в педагогическом процессе для решения конкретных воспитательных задач. Средствами воспитания является художественная литература, периодическая печать,масс медиа, кино, театр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность.

Народное воспитание укрепляет иразвивает вчеловеке народность, развивает ум исамосознание, содействует развитию народного самосознания.К числу методов воспитания в народной педагогике относятся: разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и проч. Средствами воспитания в народной педагогике являются слово, фольклор, игры и игрушки, народные праздники. Вместе взятые, средства народного воспитания оказывали большое влияние на становление личности.

1. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры будущего учителя: Монография /В.А. Николаев. – М., 1998. – 277 с.

Учебники и учебные пособия

2. Волков Г.Н.Этнопедагогика: Учебник /Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

3. Ефремов О.Ю. Педагогика: Учебник /О.Ю. Ефремов. – СПб.: Питер. 2009. – 256 с.

4. Зайченко И.B. Педагогика: Учебник /И.В. Зайченко. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 572 с.

5. История педагогики и образования: Учебное пособие /Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Творческий центр, 2001. – 283 с.

6. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие /Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие /Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607с.

8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие /Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

9. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебник /В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

10. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика в России: становление и развитие: Учебное пособие /Е.Н. Шиянов и др. – М.: Народное образование, 2003. – 336 с.

11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV‐ХVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.

12. Бодалев А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. – М.: Наука, 1995. – 280 с.

13. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание средствами народной педагогики /Н.В. Адаева//Человек и образование. – 2013. – № 1 (34)

14. Комиссарова Е.В. Содержание, средства, методы и приемы воспитания подрастающих поколений в народной педагогике /Е.В. Комиссаров //Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. –№ 53

15. Орлова А.П.Студентам о народной педагогике /А.П. Орлова //Советская педагогика. – 1987. – №8.

16. Тарасова С.И. Культурологический аспект народной педагогики /С.И. Тарасова //Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2010.– № 6 (77)

17. Элибаева Л.С. Народная педагогика – основа формирования личности /Л.С. Элибаева//Молодой ученый. – 2013. –№ 1

18. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь /В.Г. Крысько. – М.: МПСИ, 2000. – 420 с.

И помилуй тебя Ангел твой

Сохранитель твой, От всякого глазу

От всякого плачу, От всех скорбей,

От всех напастей: От лому-ломища,

От злочеловека – Супостателя

Висит сито, не руками свито (паутина)

Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел (серп)

Между гор, между дол бежит белый конь (ручей)

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Читайте также:  Чем лечить фиброз печени народными средствами

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

«Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими». (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

источник

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Читайте также:  Аллергия на солнце народными средствами

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15,456].
Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе » О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. – это все из чего слагается историческаяжизнь народа…» [19,110].
Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.
а) Природа.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.

Необходимо помнить, что природа – источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты – сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариеви лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников – пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно – созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное ]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

б)Религия – одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории .

Наиболее надежный путь приобретения знаний – обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально – социально значимыми потребностями – высокой нравственностью, милосердием, состраданием.

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках истории, литературы, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории, географии, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [21,27]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8674 — | 7109 — или читать все.

источник

Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике — это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.

Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].

В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].

Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.

По определению С. А. Шмакова, обычай — то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].

Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры [1].

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств: родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 168 с.

2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.

3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.

4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

источник