Меню Рубрики

К средствам воспитания в народной педагогике относятся

Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике — это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.

Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].

В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].

Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.

По определению С. А. Шмакова, обычай — то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].

Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры [1].

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств: родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 168 с.

2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.

3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.

4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

источник

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

«Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими». (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Песни — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

источник

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15,456].
Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе » О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. – это все из чего слагается историческаяжизнь народа…» [19,110].
Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.
а) Природа.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.

Необходимо помнить, что природа – источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты – сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариеви лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников – пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно – созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное ]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

б)Религия – одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории .

Наиболее надежный путь приобретения знаний – обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально – социально значимыми потребностями – высокой нравственностью, милосердием, состраданием.

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках истории, литературы, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, истории, географии, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [21,27]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

Читайте также:  Полипы в желудке лечения народного средства

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник

Материал может быть использован для работы с родителями и выступления на педсовете

Средства народной педагогики и возможности их использования

при воспитании трудолюбия

В последнее время прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике. Это часть общей духовной культуры народа. Под народными традициями понимают социальный опыт, нормы поведения, передаваемые из поколения к поколению. Без этого невозможно воспитать полноценную личность. Воспитание подрастающего поколения на традициях народной педагогики способствует укреплению национального самосознания важного для самобытности общества.

Следует отметить, что общего мнения относительно того, что вкладывать в понимание « средства народного воспитания» не выработано. Большинство исследователей к средствам народной педагогики относят труд, игру, слово, общение, искусство, народные праздники и обряды, произведения устного народного творчества и т.д. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Как мы уже отмечали, труд – это основа воспитания личности. Народная педагогика призывает формировать у детей привычку добросовестно относиться к труду с самого раннего возраста. Также следует воспитывать у детей уважительное отношение к труду других людей. Воспитание трудолюбия должно быть целенаправленным, развивать личность. Наши предки считали, что человеку мало просто любить труд, нужно иметь привычку, потребность трудиться, не проводить бесцельно время. Свою трудовую школу маленький ребёнок начинал рядом с членами семьи: подавал инструменты, наблюдал за работой, в дальнейшем заканчивал работу. Подрастая, ребёнку доверяли более сложную работу, Так он постепенно овладевал ремеслами близких и родных. По сведениям Г.Н.Волкова в 50 –е годы прошлого века мальчики 10 – 12 лет могли выполнять 100 – 110 видов труда, а девочки этого возраста – 120 – 130 видов. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Старинные традиции трудового воспитания до сих пор сохраняются во многих семьях.

Важным фактором развития детей является игра. Это социальное явление, исторически сложившееся средство воспитания. А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали важную роль игры в развитии ребёнка, считая её ведущим видом деятельности у детей. Игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании. Она является отражением жизни народов, в ней воспитываются качества, необходимые для выживания именно на той местности, где проживал данный этнос. Высоко оценивали воспитательное и образовательное значение народных игр Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, П.Ф.Лесгафт. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание личности осуществляется прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует». Различают обрядовые, досуговые игры, народные забавы. Например, в нашей местности популярны обрядовые игры, проводимые в праздники «Навруз», «Сабантуй», «Сәмбелә», «Нардуган», также в «Рождество», «Святки», и «Масленицу». В народных играх отражался образ жизни, труд и быт людей. Они были не только развлечением. С малых лет дети подражали в играх взрослым, изображая серьёзные занятия старших: охоту, жатву и т.д. Считаем уместным привести слова педагога и психолога К.В.Динейки: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь, в конечном счёте, народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений».

Отдельные средства народной педагогики воздействуют действием (труд, игра), третьи формой (изделия народного творчества). Наиболее действенными являются словесные средства воспитания . Говоря о необычайной силе слова как фактора народного воспитания, академик Г.Н.Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребёнок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно». Многие писатели говорили о важности родного, материнского языка. Для ребёнка знакомство с родным языком начинается с колыбельной песни. Колыбельные песни были пожеланием счастья и благополучия маленькому человеку и выражали любовь матери. Взрослея, дети знакомились с богатейшим песенным наследием народа. Среди различных песен были и связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами.

Когда ещё не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, сочиняли пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, небылицы, создавали сказки, легенды и другие произведения. Народные творения сохранялись в народной памяти и передавались от поколения к поколению. Каждый рассказчик привносил в них что – то своё, приукрашал их. Так создавалось устное народное творчество , «фольклор» (в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»). Устное народное творчество оказывает неоценимую помощь в воспитании детей. В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, в них представлен своего рода нравственный кодекс. Среди произведений устного народного творчества первыми появились те, которые объясняли явления природы, мира, историю племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже появились произведения для веселья, выражения чувств и переживаний. К ним относятся пестушки, потешки, прибаутки, загадки, сказки, лирические песни, частушки и другие.

Пестушка – короткий стихотворный напев нянек, матерей, которые сопровождают действия ребёнка в самом начале его жизни.

Потешки передают ребёнку нравственные основы в процессе игры при повторении различных движений и жестов.

Прибаутка – небольшая стихотворная сказка с ярким динамичным сюжетом, служит для развлечения малыша («забавушки»).

Загадки – одно из самых древних произведений фольклора. Это иносказательное описание предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать, своего рода испытание в мудрости.

Пословицы и поговорки – самые короткие произведения устного народного творчества. В сжатой и образной форме в них отразилась мудрость народа, его отношение к окружающему миру и к жизни. Пословица – краткое законченное изречение, имеет поучительный смысл. Указывает, как правильно поступать в разных ситуациях, как относиться к дружбе, учению, труду. Они легки для запоминания, нередко содержат рифму или созвучие:

«Терпенье и труд всё перетрут». В нашей речи встречаются и поговорки. Это тоже короткое и меткое народное выражение, украшающее речь. Поговорки также пришли из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи прошлого.

Таким образом, в процессе ознакомления детей с народным фольклором, они учатся понимать значения слов и выражений, подбирать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки, так называемые жемчужины народного творчества, живут в речи и помогают в самых разных ситуациях, потому что отражают многовековой опыт наших предков.

Сказки называют золотым фондом народного фольклора, сокровищницей педагогических идей. Это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных событиях, но характер этих фантастических событий очевиден. Дети проявляют к сказкам нескрываемый интерес, причина в их языке, стиле, простоте и выразительности. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, добавлять окончание фраз, им нравятся небольшие песенки и стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию речи малыша, его нравственности, духовности. Учиться уму – разуму на примерах сказки для них предпочтительнее, чем слушать мамины нравоучения. Возрастом сказки считают дошкольный возраст. Сказка пользуется у дошкольников огромной любовью. Почему же сказка эффективна при работе с детьми? Дело в том, что сказка позволяет детям мечтать и фантазировать. Это особая реальность, в ней в доступной для ребёнка форме можно постигать взрослый мир чувств и переживаний. Слушая и воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным персонажем, отождествляет себя с положительным героем. Ненавязчиво ребёнку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения конфликтов, поддерживается его вера в себя. Включается механизм идентификации – процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей и образцов поведения. Следует отметить важность правильного подбора сказок для детей взрослыми, как воспитателями, так и родителями. При выборе сказки нужно обращать внимание не только на её доступность и занимательность, но и моральную сторону, следует избегать грубости и жестокости. Нами был составлен примерный список сказок для воспитания трудолюбия. Положительным моментом является и то, что сказка помогает создать вокруг ребёнка жизнерадостную атмосферу, что очень важно для развития положительных нравственных качеств личности ребёнка. Многие сказки воплощают в себе идеи трудовой этики, внушают мысль о том, что труд составляет основу жизни, что без работы невозможно само существование человека. Все они учат любить труд и ненавидеть, зло, трусость и лень. Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Итак, жизненная мудрость как следствие отражённого в сказках многовекового народного опыта в сочетании с ясностью и доступностью решений, художественным совершенством делает сказки благодатным педагогическим материалом для воспитания у детей положительных нравственных качеств, в том числе и трудолюбия. Сказки, народные песни, считалки, загадки, пословицы и поговорки не потеряли своего значения и в наши дни. Народные сказки, пословицы, поговорки можно считать жизненными рекомендациями старших поколений. Они выражают философские, этические воззрения нашего народа, его нравственный потенциал. Знакомя школьников с поговорками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Слушая сказку, ребенок получает урок самовоспитания. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Некоторые исследователи полагают, что в старшем дошкольном возрасте можно включить в педагогический процесс и знакомство с эпосом. Эпос – большие устные эпические сказания в стихотворной и прозаической форме. Данные народные сказания обладают жанровым многообразием: русские былины, якутские олонхо, татарские баиты, карельские руны, нарты и дастаны. В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, ратной и трудовой дружбы. Образы эпоса до сих пор вдохновляют мастеров культуры в их творчестве, питают соками национальную культуру.

Искусство также считают средством народной педагогики. Народное искусство, является хранителем исторической памяти и непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений. Оно отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития её культуры. Отношение ребёнка к искусству основано на эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через обряды, народный эпос, декоративно – прикладное творчество позволяет детям как бы стать участником событий. Постигая народное искусство, дети знакомятся с его глубинным смыслом с миром идей, чувств, картиной мира, ценностей человека. Отсюда — понимание искусства происходит через «вживание» в чужую культуру, являясь одной из форм диалога культур. Здесь механизм воспитания работает путём погружения ребёнка в культуру.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением животных, птиц. Они непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Народные праздники занимают особое место в процессе воспитания детей. Они представляют собой синтез многих видов народного искусства. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его жизнь. Они включали в себя ритуальные действия, игры и состязания, народные гуляния с танцами и песнями, обрядовую кулинарию. Ничто так не объединяло народ, как народные праздники. Академик Г.Н.Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности». Сочетая различные виды творчества (песни, стихи, народные танцы, пословицы и т.д.) они оказывают большое воспитательное значение на сознание и чувства детей. Знакомясь с обрядами, песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях народа. Через участие в народных праздниках у них формируется отношение к своему народу, другим культурам и, в частности, к труду.

Сегодня назрела необходимость переосмысления традиций народной педагогики. Следует чаще обращаться к средствам и методам народной педагогики как педагогам в школе, так и родителям в семьях, в особенности при воспитании у детей трудолюбия.

источник

Основными средствами народного воспитания являются труд, игра, слово, общение, искусство, произведения устного народного творчества и т.д.

Труд в жизни человека во все времена занимал ведущее место, он является сердцевиной народной педагогики. Поэтому не случайно данная тема ярко выражена в пословицах и поговорках: «Труд – всему отец», «Кто любит труд, тот любит жизнь», «Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут».

В то же время народ высмеивает ленивых людей, ищущих легкой жизни. Об этом говорят и народные пословицы: «Труд на ноги ставит, а лень валит», «Труд человека кормит, а лень портит», «От лени человек хворает, а от труда – здоровеет», «Лень до добра не доводит», «Лентяя по походке узнают», «У него лень за пазухой гнездо свила», «Ленивый спит сидя, работает лежа», «Без дела жить – только небо коптить, «Ленива та птица, которая не хочет сама себе гнездо строить».

О роли труда в жизни человека Г. Н. Волков вполне справедливо пишет: «Трудовое воспитание – венец всей системы народного воспитания. Вне труда нет ни эстетического, ни физического, ни нравственного воспитания, без труда нет и полноценного умственного воспитания».

О важности труда в человеческой жизни говорили многие прогрессивные мыслители всех времен и народов.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться. (Эзоп)

Труд облагораживает человека. (В. Г. Белинский)

Труд. первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. (Ф. Энгельс)

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А. П. Чехов)

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. (М. Горький)

Таким образом, трудовое воспитание – стержневая проблема народной педагогики во все времена. Трудовое воспитание тесно связано с материальной и духовной культурой народа, их традициями. Так, например, у народов Севера труд органически связан с традиционными отраслями их хозяйства – охотой, рыболовством, оленеводством, которые исстари развивались в специфических условиях тундры и тайги.

Народная педагогика призывает формировать у детей с самого раннего их возраста устойчивую привычку добросовестного отношения к труду. Особого внимания требует к себе воспитание в детях уважительного отношения к труду других людей. Приобщение детей к труду должно носить целенаправленный воспитательный характер, стать средством развития личности каждого ребенка, с учетом того, что именно в процессе активной деятельности у человека вырабатывается культура труда, воспитывается творческое отношение к делу, а также дисциплинированность, организованность, коллективизм.

Читайте также:  Карцинома желудка народными средствами

Игра является важным фактором развития детей. А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, утверждал, что, начиная с раннего детства и до 7 лет, для ребенка ведущим видом деятельности является игра.

Д. Б. Эльконин глубоко раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит усвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие. Он также отмечал важную роль игры в развитии ребенка.

Как известно, игровая деятельность занимает большое место в народном воспитании, служит важным условием умственного, нравственного, физического воспитания ребенка. Многие психологи и педагоги обращают внимание на воспитывающую и развивающую функцию игры в педагогическом процессе.

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы».

Включение в воспитательную деятельность игр своего и других народов, кроме осмысления детьми традиций и истории своего народа, его мудрости и целесообразности традиций народного воспитания дает понимание единства всех народов (игры, как известно, практически во всем мире имеют много общего).

Содержание игр на каждом этапе развития ребенка существенно меняется. Так, в младших классах педагогам рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на совершенствование навыков естественных видов движений. Это игры с бегом, прыжками на месте, с места в высоту, в длину с разбега, игры с метанием на дальность и в цель, игры в мяч и др.

Игра – отражение бытия народов, и поэтому через нее, в ней у детей воспитываются те или иные качества (физические, интеллектуальные), которые необходимы для выживания именно на той территории, где исторически проживал этнос.

Подвижные игры развивают быстроту реакций, мышление, внимание, память и т.д.

В старших классах большое место отводится коллективной игре (например, игре с мячом), развивающей дружеские связи, дружеское общение, симпатию и т.д.

Игры, в том числе традиционные, развивают когнитивное мышление, память, внимание и др.

Традиционные игры воздействуют на развитие личностных качеств учащихся. Они передают традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету родного народа.

В народной педагогике отмечается влияние досуговых, обрядовых игр и национальных видов спорта на развитие личности школьника.

Игры, способствующие физическому развитию ребенка, проводятся и в свободное время с учащимися младших классов. Сюда относятся игры с мячом, игры с арканом, занятия в жокей-классе, где ребята овладевают сложной наукой езды на коне, борьба, игры с бегом на короткие дистанции, перетягивание канатов и т.д. В таких играх заложены большие возможности по развитию личности ребенка.

У многих народов (особенно Севера) есть игры, имитирующие повадки животных. Они полезны при изучении родного края, развивают ловкость, внимательность и наблюдательность.

В республиках Поволжья и Приуралья, особенно среди тех народов, которые исповедуют ислам, популярны обрядовые игры, посвященные праздникам «Науруз», «Сабантуй».

В виде спортивных состязаний проводятся игры «Бой батыров», «Попади в цель», «Догони девушку» и многие другие.

К национальным видам спорта приобщаются учащиеся старших классов. В процессе освоения национальных видов спорта юноши узнают о том, что хорошо подготовленные в прошлом воины могли стрелять из лука вдаль или увернуться от пущенных в воина стрел, отбив их концом своего копья.

В процессе игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются волевые качества, способности, формируется характер, вырабатываются объективные оценки индивидуальных и коллективных результатов. В народных играх реализуются все формы активности ребенка, происходит социализация личности и осмысление окружающего мира и самого себя. Усваивая в игре самобытную культуру своего народа, ребенок развивается гармонично.

Игры способствуют социализации детей и их благополучной адаптации. Они способствуют также выработке терпения, выдержке в отношениях между детьми, учениками, установлению дружеских, эмоциональных отношений; являются средством позитивного стимулирования для детей, стремящихся к успеху, одобрению; целенаправленной актуализации успехов у отдельных детей перед детским коллективом в целях повышения их самооценки, для изменения устоявшихся стереотипов по отношению к ним.

Игра помогает решить многоаспектную проблему развития коммуникативных навыков, когнитивных способностей, мышления, внимания, памяти и сформировать дружеские отношения между детьми.

Слово. Говоря о необычайной действенности слова как фактора народного воспитания, академик Г. Н. Волков пишет: «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово божественно».

Для ребенка знакомство со словом начинается с колыбельной песни. В нем выражена любовь матери к маленькому человеку, пожелание счастья и благополучия в ожидающем его будущем.

Любовь к родному слову запечатлена в пословицах и поговорках:

Мал язык, да всем телом владеет.

Я. А. Коменский говорил, что начинать обучение ребенка нужно на родном языке, а великий русский педагог К. Д. Ушинский так и назвал свой первый учебник для детей – «Родное слово».

Материнскому слову, родному языку посвятили свои произведения И. С. Тургенев, И. А. Бунин, Г. Тукай, Р. Гамзатов.

Вот как преданность родному языку выразила А. Ахматова в стихотворении «Мужество», написанное в годы Великой Отечественной войны:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Родной язык – начало всех начал. Но все же в таком многонациональном государстве, каким является Россия, знание только родного языка недостаточно.

Для общения с представителями других народов нашей страны необходимо и знание русского языка, который является в России языком межнационального общения.

Прекрасно выразила мысль о необходимости знания двух языков, о равной любви к ним балкарская поэтесса Танзиля Зумакулова:

Текут две речки в сердце, не мелея,

Не менее благородно и трогательно звучат и слова аварского поэта Расула Гамзатова, высказанные им в книге прозы «Мой Дагестан»:

Мой родной аварский язык! Ты мое богатство, сокровище, хранящееся про черный день, лекарство от всех недугов. Если человек родился с сердцем певца, но немым, то лучше бы ему не родиться. У меня в сердце много песен, у меня есть голос. Этот голос – ты, мой родной аварский язык. Ты за руку, как мальчика, вывел меня из аула в большой мир, к людям, и я рассказываю им о своей земле. Ты подвел меня к великану, имя которому – великий русский язык. Он тоже стал для меня родным, он, взяв за другую руку, повел меня во все страны мира, и я благодарен ему.

Общение является одним из важных факторов народного воспитания. Оно присутствует везде: и в процессе трудовой деятельности, когда необходимо тесное слаженное взаимодействие между участниками трудового процесса, и в игровой деятельности, особенно в коллективных видах игры, когда для победы так необходимо взаимопонимание между партнерами.

Л. В. Мардахаев определяет общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Речевой этикет различает формы общения: между сверстниками, связанными одними интересами, потребностями, одной субкультурой, и между представителями разных поколений, это так называемое межпоколенное общение, которое предполагает разные модели речевого поведения: младший (мальчик/девочка) со старшим (мужчиной/женщиной) или старший (мужчина/женщина) с младшим (мальчик/ девочка). То есть отмечаем восемь различных моделей речевого поведения.

В качестве основного требования речевого общения здесь выступает нормативность, включающая такие речевые характеристики, как точность, ясность, чистота. Точность речи проявляется в адекватном ситуации и содержанию выборе языковых средств; ясность – в доходчивости, понятности для тех, кому она адресована; чистота – в отсутствии нелитературных элементов, уместности используемых средств.

Достижение взаимопонимания возможно в том случае, если участники процесса общения обладают определенной культурой общения, которая определяется как совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств общения, позволяющих успешно решать коммуникативные задачи.

В процессе общения важно не только передать информацию, но и установить с собеседником дружеские отношения, необходимые в процессе совместной деятельности.

Культура общения – это умение осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми – способности и умения воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе взаимодействия.

Высокого уровня взаимоотношений достигает тот педагог, который рассматривает общение как двусторонний процесс, при котором его воспитанник становится полноправным партнером. Талант общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть, смягчить естественную трудность общения из-за различий в возрасте и жизненном опыте, помочь воспитаннику обрести уверенность в общении в качестве полноправного партнера.

Культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие способов общения и его эмоционально-эстетического проявления. Она предусматривает взаимное доверие субъектов общения.

Основой культуры общения является доверительное отношение человека к человеку. Обязательный компонент культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроение другого.

Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.

Народные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности того или другого народа и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей. Народные традиции помогают передавать от поколения к поколению накопленный народом опыт жизнедеятельности и успешно адаптироваться человеку в соответствующей национальной среде.

Народы России сумели сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства). Очевидно, что процесс реформирования общества повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России.

Искусство. Отношение ребенка к искусству основано на его эмоциональной отзывчивости. Знакомство с народным искусством через песни, обряды, народный эпос, декоративно-прикладное творчество позволяет ребенку как бы войти внутрь событий, стать их участником. В этом суть потенциальной возможности влияния искусства на эмотивную часть сознания. Воздействуя на ребенка, искусство формирует ценностное знание, определяет позицию и поведение ребенка. Именно это впоследствии ложится в основу отношения подростков к людям, самому себе и природе. Происходит процесс культурного развития ребенка.

Воспитание положительного, заинтересованного отношения к этническим культурам начинается с приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, присущим народному искусству своего и других народов. На этическом уровне – это проявление внимательности, доброжелательности и тактичности во взаимоотношениях с людьми независимо от их национальности и религиозных чувств.

Постигая народное искусство, подросток знакомится с его глубинным смыслом, с национальной культурой, где перед ним раскрывается реальный мир идей, чувств, побуждений, картина мира, ценностей человека. Следовательно, понимание искусства – это одна из форм диалога культур, полнота постижения которого происходит через «вживание» в чужую культуру, через возможность взглянуть на мир ее глазами.

На рациональном уровне народное искусство создает предпосылки освоения моральных норм: уважение к личности, ненасилие, гуманное отношение к человеку, причем их принятие идет без сопровождения готовыми оценками, что позволяет ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства и переживания. Иными словами, основным механизмом воспитания становится погружение ребенка в культуру, приобретение опыта гуманного отношения к миру.

Искусство воздействует на познавательную и эмоциональную сферы, тем самым обусловливая формирование нравственных мотивов и эталонов. Под влиянием искусства у ребенка становятся более полными и отчетливыми представления о культурах разных народов.

Понимание народного искусства в подростковом возрасте способствует формированию у ребенка коммуникативной компетенции, обусловливает его способность вступить в диалог с другой культурой, становится условием воспитания одобряемого обществом поведения. В настоящее время такой интегративный подход к знакомству с национальными культурами помогает практически решать социокультурные проблемы, овладевать основами межкультурной коммуникации.

Особое место в процессе народного воспитания подростков занимают народные праздники, представляющие собой синтез многих видов народного искусства. Они всегда выполняли важные общественные функции: помогали включиться в реальную социальную жизнь, осознать свою принадлежность к данному народу. Народные праздники строились на традициях народа и отражали его духовно-нравственную жизнь. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ, и ничто так не объединяет его, как народные праздники. Г. Н. Волков писал: «Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения народных традиций, насколько целенаправленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Народные праздники выступают при этом как элемент традиционности».

Народные праздники отражают нравственные устои народа, развивают этические и эстетические чувства, содержат педагогические элементы, являются яркими и радостными событиями в жизни детей, тем самым выступая условием воспитания толерантного поведения подростков.

Сочетая различные вилы творчества: песни, стихи, народные танцы, пословицы, театрализованные инсценировки и т.д., они оказывают большое воспитательное влияние на чувства и сознание ребенка, так как дети объединяются общими переживаниями. Через участие в тематических праздниках, посвященных родному краю, природе, труду, у подростков формируется отношение к своему народу, другим культурам, природе и в целом к миру. Знакомясь с обрядовыми действиями и сопровождающими их песнями, дети узнают о характерных национальных особенностях каждого народа.

Сотворчество педагога и подростка на основе народного искусства – один из возможных путей вхождения подростка в пространство культуры. Организация межличностного взаимодействия подростков на фольклорной основе предполагает формирование их интереса к культуре других народов, создание развивающей среды, способствующей формированию мотивов самообразования и социального сотрудничества (личностно-ориентированный подход, активные формы обучения, интеллектуального досуга); предоставление подросткам возможности получить социальное признание результатов своей творческой деятельности (от проведения праздников, концертов, викторин, театрализованных представлений и т.д.).

Вовлечение подростков в мир искусства разных народов способствует формированию их активного интереса в области краеведения, этнографии и истории этих народов. Учебно-поисковая деятельность подростков – это не только занятия в группе, но и участие в мероприятиях творческого характера. Они проводят поисковую работу, используя литературные и музейные источники, творчески перерабатывают и интерпретируют полученные результаты, обсуждают результаты самостоятельной исследовательской деятельности. Это способствует сплочению коллектива, служит дополнительным стимулом и придает новую эмоциональную окраску поисково-исследовательской деятельности.

В давние времена, когда не было письменности, самые талантливые люди устно складывали, «творили» пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, небылицы, сочиняли сказки, легенды и множество других произведений. Народные творения, созданные на протяжении веков, сохранялись в памяти народа и передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Каждый следующий исполнитель привносил в них что-то свое, делая его более интересным и красивым. Так складывалось устное народное творчество, или фольклор, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость, народное творчество».

Среди произведений устного народного творчества первыми появились те из них, в которых содержалось объяснение мира, явлений природы, история племени, правила и нормы поведения. Это были мифы, легенды, былины, пословицы, поговорки, военные и трудовые песни. Позже стати складываться произведения для удовольствия и веселья, для выражения чувств и переживаний. К ним можно отнести загадки, потешки, сказки, лирические песни, частушки, анекдоты и другие.

В произведениях устного народного творчества отразились представления народа о том, что в жизни хорошо, а что плохо, то есть в них был представлен своего рода нравственный кодекс.

Миф – в переводе с греческого означает «сказание, предание». Мифы отражают древнее представление человека о мире. Это объяснение мира древним человеком.

Мифы о природе, обществе и человеке, рожденные народной фантазией, содержат начало науки, искусства и религии, учат людей жить и умирать в соответствии с их понятиями об истине, добре и красоте.

Одни мифы рассказывают о происхождении Земли, Солнца, Луны, звезд, о четырех основных стихиях – огне, воде, земле, воздухе, о явлениях природы. Такие мифы называются космогоническими (от греч. космос – порядок, мир, красота). Мифы, рассказывающие о героях, людях, но в силу своих подвигов приближенных к богам, называются героическими.

У славян тоже была своя мифология. Древним славянам мир казался похожим на большое яйцо. Посредине Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть Земли – наш живой мир, мир людей. Нижняя сторона – мир мертвых. Вокруг Земли расположены девять разных небес. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по мировому древу, которое связывает между собой нижний мир, землю и все девять небес.

Жители Древней Руси считали землю и небо живыми существами, супругами, чья любовь и породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом. Землю до сих пор называем матерью.

Загадки – одни из самых древних произведений фольклора. В древнерусском языке слово гадать означало «думать, размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Эго иносказательное описание какого-либо предмета или явления природы, которое предлагалось отгадать. Чтобы отгадать загадки, требовались смекалка и ум, поэтому в древности загадка – это своего рода испытание мудрости.

Читайте также:  Как снять зубную боль народными средствами при беременности

Почти все загадки строятся на сравнении, причем загадываемый предмет сравнивается с другими предметами, в которых означаемый признак выражается значительно отчетливее. Очень часто в загадках предметы неживого мира сопоставляются с живыми существами и наоборот.

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогатый.

Иногда для лучшего запоминания части загадки связывались рифмами.

Крашеное коромысло // Через реку повисло. (Радуга)

Его бьют, а он не плачет, // Веселее только скачет. (Мяч)

Пословицы и поговорки – это наиболее краткие произведения устного народного творчества. В них в сжатой и образной форме отразилась мудрость народа, его отношение к жизни и к окружающему миру. Многие пословицы и поговорки пришли к нам из глубокой древности.

Пословица – это краткое законченное изречение, имеющее поучительный смысл. Обычно она состоит из одного предложения и часто прямо указывает, например, на то, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, как относиться к труду, дружбе, учению.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Часто пословица, помимо прямого смысла, имеет и более широкий – переносный. Например, известная и очень часто употребляемая пословица «Волков бояться – в лес не ходить» употребляется не только и не столько тогда, когда человек боится ходить в лес, но и в любой ситуации, когда человек чего-то опасается и поэтому отказывается от дела. Пословица и заключенная в ней народная мудрость его подбадривает, советует не отступать от задуманного.

Пословицы имеют краткую, отточенную веками форму, что делает их легкими для запоминания. Нередко они содержат внутреннюю рифму или созвучие: «Что написано пером, того не вырубишь топором».

В нашей речи встречаются не только пословицы, но и поговорки. Поговорка – это короткое и меткое народное выражение. Поговорка украшает речь и делает ее более яркой. Так, если хотят сказать о ком-то, что он хвастается, ведет себя высокомерно, то говорят, что он задирает нос. Если кого-то ругают, а он не чувствует себя виноватым и ведет себя по-прежнему, то говорят, что с него как с гуся вода, и т.д.

Поговорки также пришли к нам из глубокой древности и часто отражают жизнь и обычаи, которые уже ушли в историю. Например, поговорка «работать спустя рукава», которая означает плохую, небрежную работу, пришла из Древней Руси, где богатые и знатные люди не занимались физическим трудом и носили одежду с очень длинными рукавами, спустив которые ничего нельзя было делать руками. Обычаи ушли, а поговорки остались, и любознательные дети часто интересуются первоначальным смыслом этих поговорок.

Пословицы и поговорки живут в нашей речи, помогают в самых разных жизненных ситуациях, так как в них нашел отражение многовековой опыт наших предков. У каждого народа по любому поводу можно найти мудрое высказывание. И не важно, на каком языке бытуют пословицы и поговорки, смысл у них схож, потому что все народы стремятся к добру, миру, терпению и трудолюбию, и все народы осуждают лень, ложь, зазнайство и т.д.

Обойди весь свет и вернись в свой дом. (Кабардинская)

Родное гнездо и птица не забывает. (Эвенкийская)

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. (Осетинская)

Умный человек подобен роднику. (Мордовская)

У одного ум в словах, у другого – в делах. (Долганская)

Для всякого дела ум нужен. (Эвенская)

Мудрец сыт своей мудростью. (Осетинская)

Цена человека – его труд. (Кабардинская)

Торопливая работа вкривь идет. (Марийская)

Легко сломать, а сделать трудно. (Чувашская).

Дерево дорого плодами, а человек – делами. (Татарская)

Поработаешь – поешь. (Чукотская)

Возьмется народ – озеро перельет. (Татарская)

Общими силами скалы ворочают. (Осетинская)

Дружные сороки верблюда склюют. (Тувинская)

Рыба без воды не проживет, а человек – без дружбы. (Эвенкийская)

Сказки – это произведения устного народного творчества, в которых в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.

Во всех сказках говорится о вещах, которых в жизни не бывает, но сам характер этих придуманных, фантастических событий может быть очень разным. Существует три основные разновидности сказок: о животных, волшебные и бытовые сказки.

В сказках о животных нереальность ситуации состоит в том, что их герои – звери, которые действуют, думают и говорят, как люди. У них и характеры человеческие, причем обычно у каждого животного свой характер, который остается неизменным в разных сказках. Так, в русских народных сказках лиса обычно обманщица, заяц – доверчивый и пугливый, медведь – сильный и неповоротливый, петух – смелый и задиристый и т.д. Таким образом, в иносказательной форме сказки о животных говорят об отношениях между людьми.

Значительно больше волшебных предметов, явлений и событий в волшебных сказках, о чем говорит само их название. В них также бывают говорящие животные, но главными действующими лицами являются люди, на долю которых выпадают сложные и опасные испытания, с ними происходят всевозможные невероятные приключения и превращения. Они встречаются с фантастическими персонажами, такими как Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В волшебных сказках есть и волшебные предметы: гребень, который может превратиться в лес, говорящая печка или клубочек, показывающий дорогу.

В бытовых сказках фантастики и волшебства почти нет, и действуют в них не герои и богатыри, а обычные люди. Но события, которые происходят в этих сказках, тоже не совсем реальны: в них много преувеличений и смешных ситуаций. В бытовых сказках высмеиваются человеческие недостатки, возникшие проблемы решаются не волшебными средствами, а с помощью сообразительности, ума, изобретательности героя.

В народных сказках можно увидеть некоторые общие черты. Например, обычно сказка начинается зачином (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве и т.д.), а завершается концовкой (стали жить-поживать да добра наживать; и я там был, мед-пиво пил и т.д.).

Многие события в сказке повторяются три раза. Часто в сказке употребляются одни и те же выражения – устойчивые сказочные формулы (скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; накормила-напоила и спать уложила и т.д.) и постоянные характеристики предметов и персонажей (добрый молодец, красна девица, сине море и др.).

Эпос. Художественный гений всех пародов нашей многонациональной России создал величайшие произведения. Важное место среди них принадлежит героическому эпосу – это наше духовное богатство, на протяжении столетий создававшееся народами, которые живут на огромной территории России.

Слово «эпос» происходит от греческих «слово, повествование» и «творю».

Героический эпос возник на основе древнего мифологического эпоса в эпоху, когда происходило разложение первобытнообщинного строя. Его развитие продолжилось в период образования раннефеодальных государств, неизменно сопровождавшийся войнами. Это является объяснением того, что в эпических сказаниях могут встречаться исторические факты и лица.

Столетиями эпос любого народа передавался из поколения в поколение устным путем, хранился и воспроизводился по памяти. Это было искусство высокое, сложное, требовавшее от человека особых способностей и качеств.

В традициях многих народов было принято петь сказания в сопровождении музыкального инструмента (на гуслях – у русских, на домбре, думбыре – у башкир, на топшууре – у алтайцев, на хомсе – у хакасов, на хомусе – у якутов и т.д.). Сказитель обязан был владеть музыкальным инструментом в совершенстве. Способность слить воедино песню и музыку – одно из важнейших требований к сказителю.

Эпос обладает художественным своеобразием в передаче действительности (событий и поведения героев), которая в первую очередь проявляется в максимальной свободе освоения пространства и времени.

Пространство в эпосе имеет протяженность как но горизонтали, так и по вертикали. Герой может свободно перемещаться из одного мира в другой, например, из подземного мира, преисподней в наземный мир, мир людей. Верный конь может доставить героя из одного края земли в другой.

Время в эпосе – «давно прошедшее», в эпосе изображаются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

В то же время изображаемое в героических сказаниях – не слепок истории, а многокрасочная картина своеобразного восприятия жизни, где желаемое выдается за действительное, а быль сосуществует с фантазией.

Героический эпос народов России дошел до нас в виде больших устных эпических сказаний в стихотворной и прозаической форме. Отметим жанровое многообразие народных сказаний героического и лироэпического характера. Это русские былины, якутские олонхо, татарские байты, карельские руны, нарты народов Северного Кавказа, дастаны тюркоязычных народов и т.д.

Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джангар», тувинское эпическое сказание «Meгe Баян-Тоолай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.), эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр» и др.

В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов – небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла.

В эпических сказаниях следует различать разные эпические стадии, видеть процесс происходящих изменений. Чем древнее эпос, тем слабее в нем отголоски конкретных фактов, тем сильнее фантастическое начало, временна́я неопределенность. Древнейшей формой эпоса в России ученые считают якутское олонхо. Его иногда определяют как «догосударственный» эпос, желая подчеркнуть, что в олонхо еще нет государств, правителей, межгосударственных отношений и конфликтов.

Героические сказания народов, складывавшиеся в период образования раннефеодальных государств, формирования народностей, крупных военных столкновений качественно отличаются от архаического эпоса типа олонхо. В них на первом плане – героико-историческое начало, пафос защиты от иноземных врагов, первые социальные конфликты, осознание народом своей самобытности и силы. Этот эпос возникает на почве истории в результате усвоения, творческой переработки и переосмысления предшествующего эпоса архаического типа, он использует накопленный художественный арсенал, он до известной степени связан сложившимися традициями.

Рассматривая произведения разных жанров и народов, все же нельзя не заметить в этих сказаниях общие черты, то характерное, что проявилось с древнейших неповторимых времен. Это касается в одинаковой степени как народов родственных, живущих в историческом соседстве, так и тех, кто в прошлом не соприкасались между собой. Наличие такой общности можно объяснить тем, что чертами общности и яркого сходства пронизаны многие сферы производственной деятельности, социальной организации, быта, культуры народов, особенно на ранних ступенях истории.

Эти общие черты свойственны образам титанов, героев, наделенных мощью и знанием всего племени, народа. Бесстрашно вступая в борьбу с грозными силами, преодолевая любые невзгоды, герои эпоса отстаивают право своего рода, племени, народа на родную землю, на привольную и свободную жизнь.

В эпосе нашла отражение вековая борьба людей за светлое будущее, их мечты и думы, общие для разных народов, объединяющие их. Не случайно любимые герои эпоса всех племен и народов всегда выступают защитниками слабых и обиженных.

В речах и поведении героев получает свое законное выражение народный кодекс чести, в который входят понятия о воинской чести, рыцарском поведении на поле битвы, благородстве, великодушии, чувстве товарищества. Герой эпоса в своей психологии, нравственной позиции, в словах и действиях осуществляет народный идеал свободного и могучего человека, служащего великим целям.

В эпосе мы находим прославление верности и товарищества, великодушия и братства народов, ратной и трудовой дружбы между людьми различных наций и верований. Гуманистические идеалы пронизывают и объединяют произведения как народов самых отдаленных эпох, так и произведения, более близкие нам по времени. Недаром эпические герои, созданные безвестными народными певцами и сказителями в далеком прошлом, увлекают и волнуют нас сейчас. Достаточно вспомнить имена героев русских былин Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, якутского богатыря Нюргуна Боотура Стремительного, башкира Урал-богатыря, адыга Сосруко и др. Прошли века, а эти образы вдохновляют мастеров культуры, воссоздающих их в поэзии и прозе, на сценах театров и кино, на живописных полотнах и в скульптуре.

Эпос – это важнейшая ступень в художественном развитии отдельных народов и всего человечества. Во многих отношениях он стоит у истоков многих литературных жанров, питает своими соками национальную культуру. Но и сам по себе он продолжает сохранять художественное обаяние.

К героическому эпосу русского народа относятся былины. Былина (от слова быль, т.е. то, что было в прошлом) – это особый жанр русского фольклора, рассказывающий о богатырях и народных героях и сочетающий η себе реальные события с вымыслом.

Возникли былины более тысячи лет тому назад из древних песен и легенд. В былинах храбрые и благородные богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий. В них выражается мечта народа о сильном и добром защитнике земли русской, которому все под силу. Однако в былинах изображались не только героические события, но и повседневная жизнь: работа на пашне, сватовство, конные состязания, торговля, далекие путешествия.

В те давние времена былины пели, пение сопровождалось игрой на гуслях, что придавало рассказу особую торжественность. Спокойное, мелодичное исполнение певцов завораживало слушателей, очаровывало их яркими образами.

Среди героев былин почетное место занимают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти созданные народом защитники земли русской показаны рядом с реально существовавшими людьми, например с князем Владимиром Красное Солнышко, что придает достоверность происходящим событиям.

В былинах, как и в сказках, своя особая композиция: они состоят из зачина (в нем говорится о времени и месте действия), основной части (рассказывается о героических подвигах богатырей) и концовки. Среди художественных средств былинного слога особо выделяются постоянные эпитеты (ветры буйные, добрый молодец, славный богатырь), повторы, преувеличения-гиперболы.

Яркий, красочный мир русских былин вдохновил многих композиторов и художников на творчество. Так, по мотивам былин композитор Η. Л. Римский-Корсаков создал оперу «Садко», художник В. М. Васнецов – картины «Богатыри», «Витязь на распутье».

Важной частью культуры любого народа являются его народные песни.

У русского народа богатейшее песенное наследие. Не случайно А. С. Пушкин был собирателем и исследователем русских песен. Через песни он стремился познать «мысль народную», ведь их содержание отражает жизнь, духовный мир простых людей, переживания, чувства.

Русских народных песен много, и они очень разные. Есть песни, связанные с календарными праздниками и хозяйственными работами. Множество песен связано с семейнобытовыми обрядами, например такими, как свадьба, уход сына на военную службу, похороны.

Большое место занимают исторические песни. Это песни о действительных событиях, известных людях русской истории. Примером тому являются песни, сложенные об Отечественной войне 1812 г. В них народ осуждает грабежи и насилие французских завоевателей, которые вошли в Москву, прославляет солдат и полководцев, особенно М. И. Кутузова.

Кто, братцы, Москву разорил?

Разорил Москву неприятель злой,

Неприятель злой, француз молодой.

Выкатил француз пушки медные,

Направлял француз ружья светлые,

Он стрелял-палил в матушку Москву,

На борьбу с Наполеоном поднялись защищать свое Отечество не только русские люди, но и другие народы России. Общее горе объединяло людей. Так, война 1812 г. стала важнейшим событием и для башкирского народа, она вызвала у него патриотический подъем. Подтверждением этому стал цикл исторических башкирских песен об Отечественной войне 1812 г. Вот одна из них – «Ужель не слышали в чужих странах»:

Не надо, дети, не пугайтесь зря:

Мать-воспитатель, дети, с вами рядом.

Вернутся все, когда побьют врага,

Француза опасаться вам не надо.

Коль с вами рядом воспитатель-мать,

То тысяча батыров новых будет.

А если вдруг вас одолеет враг.

То мать-Урал весь свет к войне пробудит.

Ужель не слышали в чужих странах.

Как величаво простерся Урал,

В какие битвы ни ходили мы –

Башкир никогда поражения не знал!

Интересны народные лирические песни, в которых раскрывается внутренний мир человека. Многие из этих песен известны и по сей день: «По улице мостовой», «Вниз по матушке по Волге» и др.

Многие выдающиеся русские композиторы преклонялись перед русскими народными песнями, обращались к ним в своем творчестве. Они вводили народные мотивы в свои произведения. Так, в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» звучит раздольная русская песня «Высота ль, высота поднебесная». Μ. П. Мусоргский тоже использует в своей опере «Хованщина» лирическую народную песню «Исходила младешенька». У М. И. Глинки есть пьеса для фортепиано, которая представляет собой вариации на тему народной русской песни «Среди долины ровный. «.

Русские композиторы интересовались фольклором и других народов. Так, например, композитор А. А. Алябьев создал знаменитые «Кавказские песни».

источник