Меню Рубрики

Кукла как средство приобщения к народной культуре

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый мир., тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы играет серьезную социальную и спсихологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал.

Народная кукла как средство приобщения к народной культуре.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты различных мониторингов. В тоже время родители отмечают большой интерес детей к народным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания.

С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.

У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.

Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.

Куклы в разных странах делаются по разному . Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения.

Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка к дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре.

источник

надежда ефимова
Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре

Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. Используя в своей работе тряпичную народную куклу, мы поможем ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте, обычаях русского народа. Все, что усваивается эмоционально, усваивается быстрее и прочнее, оставляя яркий след на всю жизнь.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как и во что играли их бабушки.

Народная тряпичная кукла — это уникальный феномен. Ни в какой другой культуре мы не найдем такого богатства обрядов, конструкций, такой доступности в изготовлении куклы. Народная тряпичная кукла может быть полезна каждому. Это прекрасный способ обратиться и понять свои корни – традиционные корни. Через русскую тряпичную куклу мы прикасаемся к ритуалам, обрядам, к их глубокому изначальному значению. Русская тряпичная кукла открывает для нас традиционные ремесла, рассказывает нам о русском костюме, в разных деталях. Куколка поможет нам проработать конфликтные ситуации. Мы можем выяснить и прояснить для себя свои взаимоотношения с людьми, с родными, близкими, детьми, снять внутреннее напряжение. Кукла позволяет делать наше будущее, правильно распознавать наши желания, формулировать их, снять внутреннее напряжение, расслабиться. Изготовление куклы — это прекрасное рукоделие. Кукла понятна и взрослым, и детям. Она такая манящая, привлекательная. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Когда мы делаем куклу, мы выступаем немного в роли создателя с интересными ощущениями и переживаниями.

Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема и детьми, и взрослыми всех сословий. В каждом уезде её делали по- своему. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».

Народная кукла была многофункциональной: она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.

Для каждого ребенка кукла – это та игрушка, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклой, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт, то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. С одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемый им образ, а с другой – строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

Русская кукла прекрасный способ передавать знания. Она нам передает знания, и она позволяет нам передавать знания своим детям, причем знания практические – опыт. Русская народна кукла — кладезь знаний нашей традиционной народной культуры и духовности.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют и сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Знакомя детей с русской народной тряпичной куклой, мы передаем им знания обычаев и традиций русского народа, развиваем в детях любовь и уважение к народной культуре, уважение к родному очагу, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Русская народная тряпичная кукла является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная тряпичная кукла, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его приобщение к традициям русской народной культуры.

«Кукла мала, да всем детям мила».

На народную тряпичную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она напоминает о нашей, богатой истории, связывает нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Осенины» Сценарий осеннего праздника «Осенины» в подготовительной группе ДОУ. Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи:.

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник «Рождественские колядки» Сценарий праздника в детском саду «Рождественские колядки». Цель: Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; Задачи:.

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Праздник Ивана Купалы ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ Для детей 6-7 лет. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской.

Комплекс фольклорных праздников как средство приобщения к народной культуре детей 6–7 лет. Сценарий праздника «Никола зимний» Никола зимний — сценарий занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп – сценарий. Цель: приобщение детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Тряпичная кукла как в воспитании детей» Мы все играли в игрушки. У каждого бала своя любимая игрушка. Но задумывались ли мы: «Во что играли наши предки?» Самой известной и любимой.

Консультация «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Консультация: «Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Детство — период.

Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры Задачи: — познакомить детей с предметами быта, интерьером. — формировать первоначальные представления о народных традициях. — приобщить.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Взаимодействие с родителями. Творческая гостиная «Тряпичная кукла как часть народной традиции» Творческая гостиная для родителей Тема. «Тряпичная кукла — как часть народной традиции» Цель: пробудить интерес родителей и детей к.

источник

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.

Народная кукла как средство приобщения к народной культуре.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты различных мониторингов. В тоже время родители отмечают большой интерес детей к народным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания.

С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.

У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.

Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.

Куклы в разных странах делаются по разному . Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д. Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения.

Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Читайте также:  Сильно выпадают волосы как лечить народными средствами

Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре.

источник

Семинар-практикум для родителей

« Народная кукла как средство

приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель работы. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение. знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

Формы. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы. Домашнее задание для родителей «Изготовить куклу». Организация выставки самодельных кукол.

План. 1. Ознакомление с типологией кукол.

2. Описание современной куклы.

3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.

4. Практические рекомендации для родителей.

Результаты. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:

это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

источник

Тема: «Народная кукла – средство приобщения детей к

истокам русской народной культуры»

Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

(время проведения — 5 минут)

Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет!», «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Указания ведущего могут быть самыми разнообраз-ными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.

После упражнения провести обсуждение, анализ его выполнения (2-3 минуты). Участники отвечают на вопросы ведущего типа: Что вы почувствовали, о чем подумали во время упражнения? И т. д.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов — ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами я пришла к выводу — помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

— она является близким другом для ребенка,

— в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

— главное в этих играх – эмоциональный контакт,

— дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все выше изложенное позволило определить цель работы:

Цель: Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Типы и назначение народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Ангелочек

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Домовенок Берегиня дома

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые.
Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.
Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей — символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Читайте также:  Нормализовать жидкий стул народными средствами

Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Куклаки для игры Кукла-полено Детская Утешница Кукла Василиса

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Коляда Кукла Плодородие Неразлучники Куклы Масленица

Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские так и во взрослые одежды.

Куклы Винкс Куклы BRATZ Современные игровые куклы-дети

С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т. д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Дети

играют

Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла охраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Психологическая практика данного метода основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию.

Психологи считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

Куклы — Веснянки

Образ в народной игрушке — кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

· Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.

· Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

· Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

· Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.

· Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.

· Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Технология изготовления игровой куклы

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.

Делать зайку надо обязательно с ребенком при любом его участии: от зрителя до автора.
Вариантов игры с зайкой очень много. Исходить из возраста и имеющихся навыков у ребенка. Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции от игры. Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять про них разные истории, сказки. Импровизируйте, фантазируйте вместе с ребенком.

Вот такой этот зайчик, совсем непростой.

Берем носовой платок, сгибаем его по диагонали. Затем сворачиваем в жгут, складываем пополам. Завязываем в узел, оставляя петельку для пальца. Зайчик готов.

А сейчас я предлагаю вам поиграть с зайчиками, используя потешки, песенки, стихи.

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
и скорей назад скачи.

Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

зайчик – побегайчик!
Зайчик Саша — скок – поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.

потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай —
руки мыть не забывай.

Приглашаю всех зайчиков на полянку, на веселый перепляс. (Зайчики танцуют под песню «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала»).

Участникам мастер-класса раздаются силуэты куклы, на которых написаны вопросы:

— Понравился ли вам мастер-класс?

— Узнали ли вы, что-нибудь новое и полезное для себя?

— Ваши замечания, предложения, пожелания.

Рефлексия мероприятия «Передай ток».

Вот и закончилась наша встреча. Я предлагаю провести рефлексию мероприятия. Для этого необходимо всем встать в круг, взяться за руки, замкнуть цепочку, по которой сейчас от меня пойдет ток, создающий ощущение единения и незаконченности любой встречи. А если незакончено, значит, захочется встретиться еще раз. Вот и посмотрим. Если ток ко мне вернется, значит время, проведенное на мастер-классе не прошло даром. Вы почерпнули для себя много полезного и интересного.

Источники информации

1. В., Догаева сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011

2. Воробьёва -прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

3. , Котова обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010

4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://** (дата обращения: 05.10.2011)

5. Шайдурова тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011

источник

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка.

Консультация для родителей

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Всем известен народный обычай дарить детям куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия. В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек:

Читайте также:  Что пить народное средство при кисте в яичнике

единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

Плохо, если нет кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо.

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении дете.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк.

источник

Опыт работы на тему «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

Гончаровой Инны Анатольевны

Воспитателя МДОУ «Ясли — сад №303 г. Донецка»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как н ародная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также а ктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

О возрождении культурных традиций, в которых значительное место

занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, Н. Ю.

Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Был изучен опыт работы других детских садов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с традиционной народной куклой, освещение данной технологии в методических пособиях.

В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение ; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.

Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников .

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

В начале учебного года был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы (Приложение 1), уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:

86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;

из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;

67% детей не знают о народных праздниках и обрядах;

Народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.

Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному (Приложение 2).

Занятия строятся по определенному алгоритму:

1) формулировка цели работы — ознакомление с определённым видом кукол;

2) история возникновения данного вида куклы;

3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;

4) использование аутентичного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;

5) Определение и показ последовательности работы;

Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;

Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

В работе с детьми использую различные формы и методы работы : занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников . Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и созда ем мини-выставки.

Д ети знакомятся с обычаями и традициями народа, с и сторией народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моде лей кукол, с народным костюмом.

Также в работе использую разные методы обучения детей:

словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения);

практические (роспись доски, изготовление тряпичной куклы, рисование кукол, одежды для них);

наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, и пр.)

В обучении детей по данной теме были использованы разные виды детской деятельности:

коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);

двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня — тонкопряха», «Зайцы и лиса»);

продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»);

игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);

познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

— консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей») ;

— привлечение родителей к подбору ма териалов для изготовления кукол;

— сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

— мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними .

Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Таким образом, и спользование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:

— в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;

— изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;

— занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

— в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать .

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Список использованной литературы

«Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.

Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре»// Справочник старшего воспитателя. 2011. №5. С. 24 – 33.

Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.

«Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.Детство-пресс, 2008.

«Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.

Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –Акцидент, 1997

Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008

Кривошеева Г.А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации.- Ульяновск, 1995. С.47

Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

«Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.» Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.

«Народное искусство в воспитании детей». / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичекое пособие.Детство-пресс», 2012.

Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005

источник