Меню Рубрики

Куклы в народными средствами

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка.

Консультация для родителей

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Всем известен народный обычай дарить детям куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия. В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек:

единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

Плохо, если нет кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо.

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении дете.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк.

источник

ирина черноусова
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»

Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл.

Мастер класс рассчитан на детей старшей группы детского сада, воспитателей, родителей.

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками.

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы «Закрутка».

— образовательная: научить детей изготавливать народную куклу «Закрутка». Обогащать знания обучающихся об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

-развивающая: развивать у обучающихся мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;

-воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус при изготовлении куклы «Закрутка».

Основные понятия: кукла, народная кукла, тряпичная кукла, современная кукла, обереговые, обрядовые, игровые куклы.

— 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

— один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

— прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем край внутрь.

В середину кладем синтепон

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка — рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек синтепона.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Мы сделали кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам. Оборачиваем вокруг тулова.

Стягиваем ниткой и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

«Утешница» — старинная народная кукла. Мастер класс с родителями. Фотоотчёт Друзья,коллеги,не могу не поделится с вами своими впечатлениями. В конце октября в нашей группе прошёл мастер-класс с родителями по изготовлению.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Мастер-класс «Народная игрушка «Кукла-кувадка»». Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами моим новым мастер-классом, изготовление народной игрушки куклы-кувадки. Наш хоровод из кукол-кувадок,.

Мастер-класс «Народная кукла Отдарок-на-подарок» Народная кукла Отдарок – на – подарок настолько проста в изготовлении, что её легко могут сделать дети старшего дошкольного возраста. Раньше.

Мастер-класс. Русская тряпичная кукла-оберег «Неразлучники» В нашей группе функционирует уголок народного творчества в котором размещены кухонная утварь, салфетки и рушники вышитые гладью, замечательный.

Мастер-класс «Тряпичная кукла» Мастер класс рассчитан для воспитателей и родителей. Материал: три разноцветных круга разных расцветок (размер кругов примерно 30Х30 см,.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию » Гирлянда Дружбы» конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.

Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица» Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленица.

Тряпичная кукла «Благополучница». Мастер-класс Я впервые участвую в конкурсах и надеюсь, что вы оцените мои старания. Я хотела бы поделится навыками создания тряпочной славянской куклы.

источник

Тема: «Народная кукла – средство приобщения детей к

истокам русской народной культуры»

Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

(время проведения — 5 минут)

Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: «Привет!», «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Указания ведущего могут быть самыми разнообраз-ными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.

После упражнения провести обсуждение, анализ его выполнения (2-3 минуты). Участники отвечают на вопросы ведущего типа: Что вы почувствовали, о чем подумали во время упражнения? И т. д.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов — ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Читайте также:  Чем убрать копоть народные средства

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами я пришла к выводу — помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

— она является близким другом для ребенка,

— в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

— главное в этих играх – эмоциональный контакт,

— дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все выше изложенное позволило определить цель работы:

Цель: Приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Типы и назначение народной куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Ангелочек

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.

Домовенок Берегиня дома

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые.
Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.
Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей — символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям.
Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Куклаки для игры Кукла-полено Детская Утешница Кукла Василиса

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Коляда Кукла Плодородие Неразлучники Куклы Масленица

Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома, масленица, купавка.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские так и во взрослые одежды.

Куклы Винкс Куклы BRATZ Современные игровые куклы-дети

С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т. д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Дети

играют

Являясь частью культуры всего человечества, народная кукла охраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Арт-терапия методом изготовления кукол несет серьёзную психологическую роль, формируя и воплощая определённый идеал, давая выход эмоциям. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация. Психологическая практика данного метода основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах, а приёмы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того, как люди передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах, постепенно двигаясь к его осознанию.

Психологи считают возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счёт исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего выразить и заново пережить внутренние конфликты. Создание фольклорных кукол в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются: стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме; исследовать окружающий мир через символизацию его в особой форме, потребность понять и разобраться в себе, вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.

Куклы — Веснянки

Образ в народной игрушке — кукле передается условно и обобщенно, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления, индивидуальность творческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

· Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально-приемлемые, допустимые формы.

· Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

· Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

· Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что продуктивная деятельность требует планирования и регуляции на пути достижения целей.

· Оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний и реакций.

· Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе, за счет социального признания ценности продукта, созданного самим человеком.

Кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Читайте также:  Народные средства от вирусной инфекции глаз

Технология изготовления игровой куклы

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.

Делать зайку надо обязательно с ребенком при любом его участии: от зрителя до автора.
Вариантов игры с зайкой очень много. Исходить из возраста и имеющихся навыков у ребенка. Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции от игры. Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять про них разные истории, сказки. Импровизируйте, фантазируйте вместе с ребенком.

Вот такой этот зайчик, совсем непростой.

Берем носовой платок, сгибаем его по диагонали. Затем сворачиваем в жгут, складываем пополам. Завязываем в узел, оставляя петельку для пальца. Зайчик готов.

А сейчас я предлагаю вам поиграть с зайчиками, используя потешки, песенки, стихи.

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к елочке беги
и скорей назад скачи.

Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф, паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

зайчик – побегайчик!
Зайчик Саша — скок – поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает.

потом с мылом лапки мыл.
Ты как зайчик поступай —
руки мыть не забывай.

Приглашаю всех зайчиков на полянку, на веселый перепляс. (Зайчики танцуют под песню «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала»).

Участникам мастер-класса раздаются силуэты куклы, на которых написаны вопросы:

— Понравился ли вам мастер-класс?

— Узнали ли вы, что-нибудь новое и полезное для себя?

— Ваши замечания, предложения, пожелания.

Рефлексия мероприятия «Передай ток».

Вот и закончилась наша встреча. Я предлагаю провести рефлексию мероприятия. Для этого необходимо всем встать в круг, взяться за руки, замкнуть цепочку, по которой сейчас от меня пойдет ток, создающий ощущение единения и незаконченности любой встречи. А если незакончено, значит, захочется встретиться еще раз. Вот и посмотрим. Если ток ко мне вернется, значит время, проведенное на мастер-классе не прошло даром. Вы почерпнули для себя много полезного и интересного.

Источники информации

1. В., Догаева сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2011

2. Воробьёва -прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009

3. , Котова обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010

4. Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http://** (дата обращения: 05.10.2011)

5. Шайдурова тряпичная кукла. – СПб.: Детство-пресс, 2011

источник

Пиюкова Ольга Владимировна, воспитатель, МДОУ №333 Дзержинского района г. Волгограда.
Статья «Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей» предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования. В ней раскрывается актуальность необходимости приобщения детей к истокам русской национальной культуре, воспитания у дошкольников духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, принадлежности к своей Родине. Из опыта работы педагога описывается решение проблемы через организацию кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста на базе мини-музея «Народная кукла из глубины веков».

Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине ».

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как полноценной развитой личности , достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны, как Россия. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Духовный, творческий патриотизм — чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.

В дошкольном возрасте у детей игра — является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

При опросе современных детей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными — календарными праздниками. Я сделала вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.

Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А « воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». /К.Ушинский/

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, я решила, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:

  • Обогащать знания дошкольников о музее, как хранителе истории культуры родной страны;
  • Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через кружковую работу в мини-музее «Народная кукла из глубины веков».
  • Познакомить детей с различными видами народных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми.
  • Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
  • Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсии в мини – музее;
  • Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;
  • Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры, умение самостоятельно выполнять правила поведения в мини-музее;
  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

Мною была разработана авторская программа. Срок реализации программы 2 года с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Для реализации программы в детском саду был организован мини-музей «Народная кукла из глубины веков», в котором экспозиции построены на основе музейных экспонатов – народных кукол, изготовленных с сохранением народной технологии, русских народных традиций, на основе литературных печатных материалов и научных источников.

В мини-музее дети, не только имеют возможность знакомятся с народной куклой, но и приобщаются к истокам русской народной культуре. На занятиях в мини-музеи у детей появился интерес к рассматриванию экспонатов различных видов кукол /обереговых, обрядовых, игровых, кукол народного фольклора/, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому.

Хозяюшкой нашего мини- музея стала героиня сказки — Василисушка, которая используется как игровой персонаж на занятиях кружка.

Народная кукла жила с людьми от рождения до старости. Вместе с ней они радовались и грустили, проводили праздники, совершали обряды, поэтому и куклы были разные.

При построении экспозиций я использовала комплексный подход. разновидностей кукол много, и я распределили их на несколько под тем: обереговые, обрядовые, игровые и народная кукла в произведениях русских художников.

Куклам-оберегам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

На Руси обережные куклы делали из различных материалов. Каждая кукла делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления. /пример: кукла – оберег Крупеничка, Кукла Богач – пара Крупенички-куклы достатка и хорошего урожая кукла-оберег Кубышка-Травница, Неразлучники-свадебные куклы, Мировое дерево», Желанница, Десятиручница и Филипповка- куклы рукодельниц, Дарья-коллокольчик- кукла радостных известий, Домовушка, Столбушка, День-Ночь, Веснянка, Пеленашки и др./

Зольная кукла (одна из исконо-русских кукол) Это древний символ продолжения рода. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. У традиционной русской куклы лицо не рисовали, они были «безликими». Считалось, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

2 под тема Обрядовые куклы

А какой же праздник на Руси без обрядовой куклы? В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и ниточки для изготовления кукол не резали, а рвали.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. /пример: кукла Коза, Крест, Спиридон-Сонцеворот, Кукушка и др./

3 под тема Игровые куклы и куклы русского народного фольклора

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже самых бедных крестьянских семьях с давних времён была старинная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры из различных подручных материалов травы, соломы, ниток, лоскутков ткани.

С пяти лет незатейливую куклу могла делать любая девочка. Куклы рассматривались как эталон рукоделия. Девочки-подростки вместе с прялкой брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы.

Читайте также:  Чем снять отек от укус мошки народное средство

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. В играх-забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

В мини-музее дети могут рассмотреть игровые куклы, познакомится с материалом для их изготовления, изготовить кукол, поиграть с ними, показать сказку. /Приложение 1/

4 под тема народная кукла в изображении русских художников. В мини-музее дети имеют возможность познакомиться с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами. /Приложение 2/

  • Художник Стрелковский Алексей Иванович
  • Художник Тропинин Василий Андреевич
  • Художник Лемох Кирилл Викентьивич
  • Художник Виноградова Анна Германовна
  • Неизвестный русский художник
  • Неизвестный русский художник
  • Художник Наталья Милашевич

В нашем мини-музее экспонируются разнообразие народных кукол отличается не только своим назначением, но и способом изготовления, использованием различных материалов.

  • из золы (зольные куклы, куклёноши из золы)
  • из лыка (обрядовая кукла Кукушка, Кострома, Филиповка- кукла рукодельниц)
  • из соломы (Стригушки из соломы, Барыня, Масленица, Солнечный конь, Коза и др.)
  • из травы (куклы-травушки, Стригушки, Кубышка-травница ткань и трава)
  • из крупы (Крупеничка –Зерновушка, Богач (пара Крупенички)
  • из ниток шерстяных и льняных (Мартиники, Ловушка для снов, Десятиручка , Параскева Пятница, Леший)
  • из ткани (Пеленашки, Дарья Колокольчик, Куватка, Столбушка, Мамушка, Неразлучники, Домовушка, День-Ночь, Веснянка, Зайчик на пальчик, обрядовые куклы Коляда, Купавка и др.)

В кружке я знакомлю детей с разными способами изготовления кукол.

Облик куклы оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. В начале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть – голова куклы. Затем кукле привязывали юбку, грудь, позже, руки, повязывали платок.

В нашем мини-музее куклы отличаются не только своим названием, материалом, но и способом изготовления.

  • Куклы-скрутки (плотное скручивание ткани в «скалку», а также накручивание ткани на плотную основу («скатку»)

(пример: Домовушка, Коляда, Пеленашка, Столбушка и др.)

  • Куклы –закрутки (закручивание, сгибание материала: ткани, травы, соломы)

(пример: Куватка, Стригушки, Травушки, День-Ночь, Дарья –Колокольчик, Веснянка и др.)

В нашем мини-музее есть народная мастерская.

На полочке в отведённом месте находится материал для изготовления народных кукол.

В моём мини-музее есть интерактивный фонд.

На базе мини-музея работает кружок «Народная кукла». В мастерской на занятиях кружка, дети знакомятся с историей куклы, материалом и традиционной технологией её изготовления. Показ этапов последовательности изготовления куклы сопровождаю при помощи наглядного материала: мнемотаблиц, карт-схем. Дети изготавливают и украшают куклу совместно с педагогом или родителями, которая включается в экспозицию. А также дети очень нравится самостоятельно изготавливать народных кукол и брать их себе на память или в подарок своим близким. /Приложение 3/

К сожалению, в нашем мини- музее нет старинных кукол. Основной фонд представлен подлинными предметами : образцы ткани, нити, выполненной нашими предками, книги , которые рассказывают об истории русской народной куклы, произведения фольклора сказки, пословица, поговорки, прибаутки, которыми сопровождаются рукоделия и любой крестьянский труд.

В мини-музее дети имеют возможность вместе со сверстниками, родителями и индивидуально поиграть в музейные игры.

/например: «Распредели правильно кукол», «Угадай куклу», «Где спряталась кукла», «Третья лишняя» и др./ /Приложение 4/

В своей работе учитываю поставленные задачи предусмотренные в Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развития и образования детей: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» /1.6 п. 4/

«Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования интегрируются образовательные области: В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями ФГОС интегрируются образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие /ФГОС 2.6/

В своей работе я использую разнообразные формы и методы обучения:

-музейные (домашние) задания, художественно-продуктивная деятельность

(аппликация, рисование, изготовление поделки);

-взаимодействие с игровым персонажем;

-игровые занятия («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Знатоки истории на Руси»)

-самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению кукол;

-музейные посиделки совместно с родителями;

-календарно-обрядовые праздники (с использованием обрядовой куклы) /Приложение 4/

Наш мини-музей пользуется успехом у воспитанников всего детского сада. Его посещают не только дети детского сада, но и родители которые приходят в детский сад, а так же ученики начальных классов МОУ СШ № 40, лицея № 7(наши выпускники).

Я считаю, что старинная, исконно русская народная кукла из глубины веков является — прородительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.

источник

Семинар-практикум для родителей

« Народная кукла как средство

приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель работы. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение. знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

Формы. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы. Домашнее задание для родителей «Изготовить куклу». Организация выставки самодельных кукол.

План. 1. Ознакомление с типологией кукол.

2. Описание современной куклы.

3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.

4. Практические рекомендации для родителей.

Результаты. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:

это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

источник