Меню Рубрики

Методика обучения народными средствами

1. Пояснительная записка

  • характеристика учебной темы, ее место и роль в образовательном процессе,
  • срок реализации темы,
  • объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию темы,
  • сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации,
  • форма проведения учебных аудиторных занятий,
  • цели и задачи методики,
  • обоснование структуры методической разработки,
  • методы обучения,
  • описание материально-технических условий реализации.

2. Содержание методической разработки:

  • учебно-тематический план,
  • годовые требования содержание и тем,
  • содержание разделов и тем.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок:

  • аттестация (цели, виды, форма, содержание),
  • критерии оценки.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

6. Список литературы и средств обучения:

  • список методической и учебной литературы,
  • средства обучения.
  • Приложение:
  • Иллюстрации

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Характеристика учебной темы, её место и роль в учебном процессе.

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков. Предлагаемая методика “Новые методы в преподавании народных росписей” предполагает, что учащиеся в процессе знакомства с особенностями народных росписей будут выполнять творческие самостоятельные работы в виде картонажных игр (динамических игр) с элементами той или иной росписи.

Методика разработана на основе личного творческого опыта автора, с учётом возрастных особенностей учащихся, с учетом федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам.

Изучение темы народных росписей направлено на пробуждение интереса учащихся к русской национальной культуре, приобщение их к богатому наследию народного творчества (устного, музыкального, изобразительного).

Особенностью авторской разработки “Новые методы в преподавании народных росписей” является то, что изучение народных росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная-Двина) осуществляется в процессе изготовления картонажной игры.

С помощью этого методического приема учащиеся не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технику народных росписей, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая игру из картона с элементами народных росписей.

Как создается картонажная игрушка

Игрушка выполняется из очень плотной бумаги или картона;

Для соединения деталей используется клей, возможно, также применение заклепок или иного осевого шарнира;

Используются следующие схемы организации движения игрушки:

— дуговое или круговое движение.

Работа над игрушкой помогает активизировать изобретательность, развивает конструктивное мышление. Перед началом работы с картоном учащимся необходимо сделать конструктивный эскиз механизма игрушки с учетом выбранного сюжета и предполагаемой техники росписи. В процессе подготовки важно предусмотреть стилистическое единство контуров игрушки с элементами выбранной росписи.

Внимательно прорабатываются композиционные особенности тех или иных видов росписи. Элементы росписи и композиционный строй не должны быть случайными, их необходимо гармонично соединить с формой игрушки. Здесь важна вариативность компоновки элементов.

Сам процесс росписи практически ничем не отличается от традиционных подходов. В росписи используются знания и навыки, полученные с 1-3 классах. Особенностью картонажной игры является то, что готовая игрушка не покрывается лаком и для росписи используются темперные краски, устойчивые к стиранию и воде.

В процессе росписи рекомендуется применять музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения росписи игрушки, учащиеся придумывают или подбирают частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой игры.

1.2. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ

Тема “народные росписи” предназначена для художественных школ и школ искусств, изучающих прикладную композицию.

Обучение рассчитано на 3 года (1,3, 4 классы ДХШ).

1.3. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию тем ы.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени. График промежуточной аттестации Всего часов
Классы 1 3 4
Полугодия 1 2 2
Аудиторные занятия 8 12 34 54
Самостоятельная работа 4 6 17 27
Максимальная учебная нагрузка 12 18 51 81
Вид промежуточной аттестации просмотр 162

1.4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся в группе 10-12 человек. Задания по изучению росписей и игры на их основе составлены с учётом возрастных особенностей детей.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий, а также 1 час самостоятельной работы.

1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

1. Создание у детей более цельного представления о русском народном искусстве. Взаимосвязь различных видов искусств (устного, музыкального, изобразительного);

2. Изучение композиционных особенностей росписей;

3. Углубление и закрепление технических навыков различных видов росписей;

4. Воплощение знаний о композиции по мотивам народных росписей в самостоятельной творческой работе.

ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИЕ:

  • научить основам художественной грамоты в данных видах росписей,
  • овладеть техникой исполнения росписей в игре,
  • развить конструктивное мышление в исполнении композиции в материале,
  • научить практическим навыкам в исполнении игр в материале,
  • научить последовательности выполнения игр по мотивам народных росписей.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ

  • пробудить интерес к народной культуре и народным традициям (изобразительному, музыкальному, устному творчеству, быту и праздникам, различным играм),
  • развить фантазию в придумывании игры и исполнении её в материале по мотивам росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная Двина),
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, мастерство, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

1.6. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Обоснованием структуры пособия являются ФГТ и личный педагогический опыт.

ПОСОБИЕ СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  1. сведения о затратах учебного времени на освоение темы,
  2. распределение учебного материала по годам обучения,
  3. описание дидактических единиц,
  4. требования к уровню подготовки обучающихся,
  5. формы и методы контроля, система оценок,
  6. методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы “Содержание учебной темы предмета”.

1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие методы:

  • ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ (показ методических пособий с видами росписей в творчестве мастеров и автора методической разработки).
  • ЧАСТИЧНО–ПОИСКОВЫЕ (игра по мотивам народных росписей, поиск сюжета).
  • ТВОРЧЕСКИЕ (выполнение игры по своему выбору в сюжете и технике исполнения).

1.8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Для выполнения заданной темы учащиеся изучают различные виды росписей в книгах, знакомятся с народными играми и музыкальными ритмами. Кабинет должен быть оборудован столами, стульями, наглядными пособиями, материалами для выполнения игры.

В качестве исполнительных материалов используются:

  • графические средства – карандаши, кисти, бумага, картон;
  • живописные средства – краски темперные, акриловые, акварель, кисти;
  • для игры – картон тонкий, клей ПВА, режущий инструмент.

1.9. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

В работе применяются теоретические формы работы (изучении видов росписей, их особенностей) и практические (отработка техники исполнения росписей и создание игры из картона).

Согласно программе в ПЕРВОМ КЛАССЕ начинается знакомство с народной росписью по дереву мастеров ПОЛХОВ-МАЙДАНА, отработка навыков с помощью игры из картона по мотивам росписи.

В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ учащиеся знакомятся с народными росписями Городца и выполняют игру из картона с элементами городецкой росписи.

В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ изучаются народные росписи Северной Двины, выполняются игры из картона по мотивам этих росписей, по своему выбору с элементами росписи.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

источник

Большинство учителей заботятся о результатах своих учеников. Нет никаких сомнений в том, что педагоги влияют на то, насколько хорошо их дети учатся в школе. Однако если изучить тысячи исследований по этой теме, очевидно, что некоторые стратегии обучения имеют гораздо большее влияние, чем другие. Что такое эффективное обучение? Каковы его методы, средства, формы и приемы?

Стратегии для обеспечения эффективного обучения на основе фактических данных включают в себя следующие пункты:

  • Цели. Решающее значение имеет то, что, по вашему мнению, должны узнать учащиеся во время каждого урока. Четкие цели урока помогают вам и вашим ученикам сосредоточиться на каждом аспекте вашего урока, на том, что важнее всего.
  • Показать и рассказать. Как правило, вы должны начинать свои уроки со своего рода шоу, представления и рассказа. Проще говоря, рассказ включает в себя обмен информацией или знаниями с вашими учениками. После того, как вы ясно сообщили о том, что вы хотите, чтобы ваши подопечные знали и были в состоянии рассказать к концу урока, вы должны сказать им, что они должны знать, и показать им, как решать задачи, которые вы хотите, чтобы они были в состоянии решить. Вы не хотите тратить весь свой урок на то, чтобы дети слушали вас, поэтому сосредоточьтесь на своем шоу и расскажите, что важнее всего.

Учителя обычно тратят большое количество учебного времени, задавая вопросы. Тем не менее немногие учителя используют вопросы для проверки понимания на уроке. Но вы всегда должны проверять понимание, прежде чем переходить к следующей части своего урока. Такие эффективные методы обучения, как ответ у доски, фронтальный опрос и «расскажи другу» помогут проверить понимание, прежде чем перейти от шоу к следующей части урока.

Практика помогает студентам сохранить знания и навыки, которые они приобрели, а также дает вам еще одну возможность проверить понимание изученного материала. Ваши ученики должны практиковать то, что они узнали во время вашего выступления, что, в свою очередь, должно отражать цель урока. Практика — это не бессмысленная занятость на уроке. Эффективная форма преподавания включает в себя решение определенных задач, которые уже были ранее смоделированы. Ученики усваивают информацию лучше, когда их учитель заставляет их практиковать одни и те же вещи в течение определенного промежутка времени.

Сюда входят карты памяти, блок-схемы и диаграммы Венна. Вы можете использовать их, чтобы помочь студентам обобщить то, что они узнали, и понять взаимосвязь между аспектами того, чему вы их научили. Обсуждение графического резюме — это хороший способ закончить свое шоу и предварительный рассказ. Вы можете обратиться к нему еще раз в конце урока.

Это «завтрак для чемпионов», и его используют лучшие педагоги всего мира. Проще говоря, обратная связь включает в себя представление о том, как ученики выполнили определенную задачу вместе способами, которые помогут им улучшить результат. В отличие от похвалы, которая фокусируется на учащемся, а не на задаче, обратная связь дает ощутимое понимание того, что они сделали хорошо, где они находятся и как они могут улучшить свои результаты.

Это еще один эффективный метод обучения. Будьте гибкими в отношении того, сколько времени требуется для обучения. Идея о том, что с учетом достаточного количества времени каждый студент может учиться эффективно, не так революционна, как кажется. Это лежит в основе того, как мы преподаем боевые искусства, плавание и танцы.

Когда вы овладеваете мастерством обучения, вы дифференцируете себя иначе. Вы держите свои цели обучения одинаковыми, но меняете время, которое вы даете каждому ребенку, чтобы добиться успеха. В рамках ограничений переполненной учебной программы это может быть легче сказать, чем сделать, тем не менее мы все можем сделать это в какой-то степени.

Наиболее эффективные методы обучения включают в себя групповую работу. Этот метод не новый, и его можно увидеть в каждом классе. Однако продуктивная групповая работа встречается редко. Работая в группах, учащиеся, как правило, полагаются на человека, который кажется наиболее компетентным и способным к решению поставленной задачи. Психологи называют это явление социальным бездельем.

Для повышения производительности групп необходимо выбирать задачи, которые им назначаются, и отдельные роли, которые играет каждый член группы. Следует только попросить группы выполнять задачи, которые могут успешно выполнять все члены группы. Вы также должны убедиться, что каждый член группы несет личную ответственность за один шаг в задаче.

Эффективные системы обучения включают в себя различные стратегии. Важно не только обучать содержанию, но и тому, как использовать соответствующие стратегии. При обучении детей чтению нужно научить их, как запоминать неизвестные слова, а также стратегиям, которые будут углублять их понимание. При обучении математике вы должны научить их стратегии решения проблем. Есть стратегии, лежащие в основе эффективного выполнения многих задач, которые вы просите студентов выполнять в школе. И вам нужно рассказать учащимся об этих стратегиях, показать им, как их использовать, и дать им ориентированную практику, прежде чем просить использовать их самостоятельно.

Многие учителя считают, что они поощряют студентов использовать метапознание, когда они просто просят студентов использовать такие стратегии эффективного обучения, как установление связей при чтении или само-вербализацию при решении проблем. Поощрение к использованию стратегий важно, но это не метапознание.

Метапознание включает в себя размышления о ваших вариантах, вашем выборе и ваших результатах, и это оказывает еще большее влияние на результаты, чем сами стратегии обучения. Ученики могут подумать о том, насколько эффективную форму обучения они бы себе выбрали после размышления о своем успехе или его отсутствии, прежде чем продолжить или изменить выбранную стратегию. При использовании метапознания важно подумать о том, какие стратегии нужно использовать, прежде чем выбрать одну из них.

Во время образовательного процесса должны быть созданы условия эффективного обучения.

  • Подумайте об отношениях между учителем и учеником. Это взаимодействие оказывает большое влияние на обучение, а также на «климат в классе». Важно создать классную среду, которая «постоянно требует большего», подтверждая при этом самооценку учащихся. Успех должен быть приписан усилию, а не способности.
  • Немаловажную роль играет управление поведением. Казалось бы, это не так важно, как знание предмета и обучение в классе, однако поведение — это мощный фактор, способствующий успеху учителя. Но управление классом – включая то, насколько хорошо учитель использует время урока, координирует ресурсы класса и управляет поведением, отмечается как исключительно важное условие эффективного обучения.
  • Правильные отношения с коллегами и родителями. Профессиональное поведение учителя, включая поддержку коллег и общение с родителями, также оказывает умеренное влияние на эффективный процесс обучения учащихся.
Читайте также:  Нет проблем но не могу забеременеть народные средства

Что нужно учителям для профессионального роста? Следите за своими успешными коллегами, просто сидеть и наблюдать, как уважаемые и преданные сотрудники практикуют свое ремесло. Преподавание может стать изолирующей профессией, если мы позволим ему быть таковым, и попадание в классы других людей разрушает эти стены и помогает учителям расти в этом процессе. Используйте технологии, чтобы увидеть других в действии. Вы не только сможете отобрать конкретные советы для улучшения ваших навыков — организации работы, повышения эффективности домашней работы и т. д., но вы также сможете устанавливать связи с коллегами, которые в противном случае были бы вам недоступны.

Слушайте тех, кто видит вас каждый день. Ирония в оценке работы учителя заключается в том, что мы не предлагаем слушать тех, кто видит это больше всего — учеников. Предоставление детям возможности поделиться своими мыслями о вашей практике и ее эффективности требует высокого уровня доверия к ним и большого комфорта в вашей способности получать обратную связь. Тем не менее эта обратная связь может быть очень ценной.

Есть одно эффективное средство обучения — открытый вопрос в конце теста, где учащиеся могли бы прокомментировать, насколько хорошо учитель помог им изучить материал. Выход за рамки учебной программы — это привычка лучших учителей. Не забудьте широко изучить вашу тему и попытаться последовательно искать способы, чтобы принести новую информацию в вашу практику.

Чтобы выжить и процветать, вам нужно быть организованным и дисциплинированным. Эффективное обучение детей старшего школьного возраста и студентов вузов осуществляется с помощью трех подходов к преподаванию:

1. Лекции. Они организуются для всего класса и определяют содержание и объем преподаваемого материала. Они не обязательно учат всему, что нужно знать, но обеспечивают основу для дальнейшего изучения тем через другие формы обучения (практическая работа, контроль) и через самостоятельное чтение. При этом важно посещение и взаимодействие с предоставляемой информацией. Нужно быть готовым делать заметки из основных пунктов и определять, какие области лекции менее ясны, с тем, чтобы рассмотреть их позже. Большинство лекторов предоставляют некоторую форму раздаточного материала. Раздаточные материалы не предназначены для замены лекции, но предоставляются, чтобы дать вам «передышку» для более тесного взаимодействия с лекцией.

2. Практика. Практическая работа, как правило, служит для иллюстрации темы из лекций и передачи навыков, необходимых для применения этих понятий в практической или экспериментальной форме. Ко всей практической работе следует подходить с позитивным настроем и стремиться учиться на примерах или экспериментах.

3. Супервизии — это небольшие групповые учебные занятия, которые являются уникальной возможностью обучения. Это хороший шанс прояснить любые запутанные моменты из лекций или практических занятий и хороший способ оценки понимания и прогресса.

Есть своего рода критерии для измерения того, насколько продуктивно вы используете эффективные средства обучения. Итак, перечислим характеристики высокоэффективной среды обучения:

1. Ученики задают хорошие вопросы.

Это не очень хороший результат, но это очень важно для всего процесса обучения. Роль любопытства была изучена (и, возможно, недостаточно изучена и недооценена). Многие преподаватели заставляют студентов задавать вопросы в начале урока, часто безрезультатно. Клише-вопросы, которые отражают недостаточное понимание содержания, могут препятствовать дальнейшему овладению навыками. Но факт остается фактом — если дети не могут задавать вопросы, даже в начальной школе, здесь что-то не так. Зачастую хорошие вопросы могут быть важнее ответов.

2. Идеи приходят из различных источников.

Идеи для уроков, чтения, тестов и проектов должны исходить из различных источников. Если все они происходят из узких щепок ресурсов, вы рискуете быть застрявшими в одном направлении. Это может быть и хорошо, и не очень. Альтернатива? Рассмотрим такие источники, как профессиональные и культурные наставники, сообщество, эксперты по определенному вопросу вне образования и даже сами обучающиеся.

3. Используются различные модели и приемы эффективного обучения.

Обучение на основе запросов, на основе проектов, прямое обучение, взаимное, обучение в школе, электронное, мобильное, перевернутый класс — возможности бесконечны. Скорее всего, ни один из них не является достаточно невероятным, чтобы удовлетворить каждый элемент содержания, учебной программы и разнообразия учащихся в вашем классе. Характерной чертой высокоэффективной классной комнаты является разнообразие, которое также имеет побочный эффект улучшения вашей долгосрочной способности как педагога.

4. Обучение персонализировано по различным критериям.

Персонализированное обучение, вероятно, — это будущее образования, но на данный момент бремя маршрутизации учащихся почти полностью лежит на плечах классного руководителя. Это делает персонализацию и даже последовательную дифференциацию проблемой. Одним из ответов является персонализация обучения. Отрегулировав темп, точки входа и строгость соответственно, вы получите больше шансов обнаружить то, что действительно нужно учащимся.

5. Критерии успеха сбалансированы и прозрачны.

Учащиеся не должны догадываться, как выглядит «успех» в высокоэффективном классе. Он также не должен быть полностью взвешен по «участию», результатам оценки, отношению или другим индивидуальным факторам, а скорее, содержательно расплавлен в целостную структуру, которая имеет смысл — не для вас, ваших коллег или экспертной книги на вашей полке, а для самих учеников.

6. Привычки обучения постоянно моделируются.

Когнитивные, метакогнитивные и поведенческие «хорошие вещи» постоянно моделируются. Любопытство, настойчивость, гибкость, приоритет, творчество, сотрудничество, пересмотр и даже классические привычки ума — все это отличные идеи для начала. Поэтому часто то, что учащиеся узнают от окружающих их людей, является менее прямым дидактическим и более косвенным и наблюдательным.

7. Есть постоянные возможности для практики.

Старое мышление пересматривается. Старые ошибки отражены дальше. Сложные идеи переосмысливаются с новых ракурсов. Расходящиеся понятия противопоставляются. Используются новые и эффективные технологии обучения.

Характеристики эффективного обучения делятся на три группы: игра и изучение, активное обучение, созидание и критическое мышление.

  • Игра и изучение. Дети естественно играют и исследуют все для того, чтобы удовлетворять их врожденное любопытство. Они манипулируют окружающей средой, проверяют ее и делают собственные выводы без какого-либо скрытого намерения. Они реагируют с отношением непредубежденности к тому, что происходит в результате их экспериментов. Характер их обучения всегда практический, и дети являются авторами, которые формируют опыт. Они используют имеющиеся у них знания и понимание мира и привносят его в свое исследование. Используя свое воображение и творческие способности, они совершенствуют свое понимание и исследуют свои интересы. Когда дети играют и исследуют, когда они чувствуют мотивацию сделать это, они также, естественно, более охотно идут на риск и пробуют новый опыт.
  • Активное обучение. Обучение эффективно тогда, когда оно является мотивированным. Тогда внимание и концентрация на опыте и активности находятся на своем пиковом уровне. Когда дети в восторге от того, что они делают, они становятся полностью поглощены деятельностью и сосредоточены на ее деталях. Они также будут более склонны оставаться достаточно мотивированными, чтобы попытаться снова, если они потерпят неудачу, преодолеть трудности и улучшить свою работу. Они будут делать это для достижения своих личных целей, а не только целей других, что необходимо для поддержания их долгосрочного успеха.
  • Созидание и критическое мышление. Дети понимают мир, когда они могут свободно исследовать его, когда они используют свои существующие знания, чтобы творчески экспериментировать с окружающей средой, решать проблемы и улучшать свой опыт. Они проверяют собственные гипотезы, придумывают собственные идеи, как перенести свой опыт дальше. Используя то, что они уже знают, дети связывают различные междисциплинарные понятия, и это помогает им предсказывать, находить смысл, упорядочивать события и объекты в последовательности или развивать понимание причины и следствия. Организуя свой опыт по-своему, дети учатся подходить к задачам, планировать, изменять свои планы и стратегии.

Для того чтобы обучение было эффективным, важно не то, что дети узнают, а то, как они учатся, и это то, что педагоги должны учитывать при планировании условий обучения для своих детей.

источник

По своему значению в процессе обучения естествознанию веду­щее место среди средств обучения принадлежит натуральным — коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они являются ча­стицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возмож­ность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным.

Коллекции.Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции «Полезные ископаемые» представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому при­знаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демон­страции и мелкие, используемые в качестве раздаточного материа­ла. В коллекции «Почвы» представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции фабричного изготовления. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные кол­лекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведчес­ком основе, из сборов учащихся.

Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее харак­терных обитателей биоценозов.

Гербарии.Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабрич­ного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы— это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к услови­ям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает исполь­зование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который

исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рас­сматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, раз­меры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение бо­лее убедительным и достоверным.

Работу с коллекционным материалом (например, «Полезные ископаемые») можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. До тех пор, пока у школьников не сформировано умение работать с природным объектом, учитель непосредственно руководит их дей­ствиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу. Затем ее делают дети, а педагог помогает им и контролирует их действия. Другой подход — учитель и учащиеся выполняют прак­тические действия параллельно, используя план работы в учебни­ке или разработанный учителем и записанный на доске.

Ученики III—IV классов уже владеют некоторыми навыками ра­боты с предметами природы, поэтому работу с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т. е. самостоятель­но выявляли свойства изучаемых объектов. В этом случае роль учителя состоит в том, чтобы осуществлять руководство самостоя­тельной деятельностью школьников. Для этого можно использовать планы проведения практической работы в учебниках. Но при этом надо иметь в виду, что задания в учебниках даются в обобщенном виде. Задача учителя — исходя из особенностей объекта природы, внести дополнения и коррективы, обратив особое внимание на ука­зания о записи результатов работы.

Возможен и другой вариант — учитель разрабатывает свою ин­струкцию, в которую включает указания о том, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, где и как фиксировать результаты. Например, для самостоятельного изучения свойств торфа можно предложить следующие задания: рассмотреть, како­го цвета торф; определить твердость торфа (поцарапать по стеклу); капнуть водой и пронаблюдать, что произойдет; опустить торф в воду и определить, легче он или тяжелее воды 1 . Выводы записать в рабочую тетрадь (на печатной основе).

1 Горение торфа и других полезных ископаемых, а также опыты с кислотой демонст­рирует сам учитель.

Коллекции используются и при проверке знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по различным критериям, например по способу ис­пользования, месторождений и т. д.; выполнение опытов, доказыва­ющих свойства полезных ископаемых; различные игры, например «Путешествие по нашему классу», «Что это?».

Коллекции полезных ископаемых используются не только на те­кущих, но и на обобщающих уроках, а также во внеклассной рабо­те. Аналогично в учебном процессе используется коллекция почв.

При работе с коллекцией насекомых ведущим методом являет­ся наблюдение. Дети рассматривают животных под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. Известно, что наблюдать насекомых в природе трудно, так как они находятся в движении. Поэтому на экскурсии ребенок видит его лишь мгно­вение, и сформировать представление о насекомом сложно. При ра­боте с коллекцией ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены ха­рактерные признаки объекта, поможет формирование четкого пред­ставлениям о нем.

Читайте также:  Постоянно заложен нос народные средства

При работе с гербарием ведущей формой обучения служит прак­тическая работа, во время которой дети наблюдают растение в целом, исследуют его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику. Для составления характеристики детям можно предложить такой план работы:

2. Что это — дерево, кустарник, трава?

3. Где растет — в лесу, на лугу, в водоеме, на болоте, в поле?

4. Величина, форма, окраска листьев, цветка, плода, стебля.

В качестве источника информации гербарии используются и при знакомстве с растениями различных природных зон. Так, при зна­комстве с растениями тундры используются гербарные экземпляры карликовой березки, полярной ивы, морошки, клюквы, голубики, ли­шайников — типичных представителей тундровой растительности (из гербария «Дикорастущие растения»). Для того чтобы создать у учащихся правильные представления об особенностях растений тун­дры, целесообразно использовать прием сравнения. Сравнивать гер­барные экземпляры или иллюстрации нужно с растениями, хорошо знакомыми детям.

Карликовую березку можно сравнить с березой бородавчатой по плану: величина и форма листа, цвет коры. Для этого учитель де­монстрирует таблицу «Тундра», на которой изображена карликовая березка. Предлагает учащимся рассмотреть и сделать вывод о вели­чине дерева, форме ствола. Учитель добавляет, что корни дерева

располагаются в почве горизонтально, так как в тундре на глубине 30—50 см находится слой многолетней мерзлоты. Знакомство с ягодными кустарниками тундры также строится на работе с гербар-ными экземплярами: учащиеся находят корни, листья, стебель и цветки (или плоды) растений, делают вывод: в чем состоят особен­ности растений тундры. Аналогично строится работа при знаком­стве с растениями других природных зон.

При проверке знаний школьники на гербарных экземплярах на­ходят части растений, называют и показывают их, выполняя, напри­мер, задание по классификации. На этом этапе урока можно исполь­зовать гербарий для организаций дидактических игр типа «Угадай», «Узнай по описанию», для отгадывания загадок и т. д.

Объекты живой природы в практике чаще всего представлены комнатными растениями. При работе с ними решается несколько задач: расширение и углубление знаний о многообразии растений, разнообразии их органов, приспособительных особенностях, а так­же формируются практические умения ухода за растениями. Работа с комнатными растениями проводится на уроке и во внеурочное вре­мя. На уроке школьники исследуют внешнее строение растений — величину, форму и цвет листьев, стеблей, величину и окраску цвет­ков, плодов. Сравнивают их, выделяя своеобразие органов разных растений. Продолжением этой работы является практическая дея­тельность детей, в ходе которой они учатся приемам ухода. Деятель­ность детей будет более эффективной, если ее организовать как груп­повую работу. Каждая группа получает 2—3 растения, необходимое оборудование и план работы. Во внеурочное время дети продолжа­ют наблюдать комнатные растения, фиксировать их заметные изме­нения (появление бутона, листьев и др.), ухаживать за растениями. Это помогает детям воспринимать растения как живые организмы, о которых следует заботиться и которым следует помогать.

источник

Надежда Ивановна Василискина
Описание методов и приемов воспитания и обучения

Описание методов и приемов

Воспитатель: Василискина Н. И.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы — источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы — источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;

в) игровые методы — позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

1. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже?»

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности — составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).

3. Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

13. Прием «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка).

22. Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному изобразил…».

24. Тактильно-чувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

Принципы планирования занятий по изобразительной деятельности Любая программа воспитания в детском саду ставит перед воспитателем задачу всестороннего развития личности ребенка. Решить эту задачу можно.

Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет Известно,немало важную роль в развитии психических процесоов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данно возрасте является.

источник

Профессиональное владение теорией методов обучения способствует уверенному прогнозированию результатов, безошибочному решению задач, достижению поставленной цели разностороннего развития личности.

Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение комплекса образовательных задач. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к уяснению знаний, овладению умениями и навыками. Прием, деталь представляет собой часть, элемент метода. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учащимися учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Объективной основой для научного обоснования метода обучения являются методы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности. Существует три общественных источника, которые являются основой для разработки, творческого создания методов обучения: научное познание, обыденное познание, способы обмена информацией. Особенность педагогических методов обучения в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде способы познания всех трех источников.

Читайте также:  Как поднять потенцию мужчине народные средства

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Современным подходам к классификации методов обучения предшествует глубокий и всесторонний их анализ известными педагогами.

Так, Б. Всесвятский предложил рассмотрение двух групп методов: передачи готовых знаний и исследовательские; А. Пинкевич – пассивные и активные. К.П. Ягодовский рассматривал четыре группы методов: догматические и иллюстративные, эвристические, исследовательские. Различать методы по источникам информации: словесные, наглядные и практические – предложили Е.И. Перовский и Е.Л. Голант.

М.А. Данилов и другие дидакты обратили внимание на необходимость учета логического аспекта, а Н.М. Верзилин предложил сочетать источниковый и логический подходы к классификации методов обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский. В.А. Сухомлинский объединил методы обучения в две большие группы: первичного восприятия знаний, умений и навыков и осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.

Классификации методов обучения, будучи глобальными или локальными, обобщенными или частными, логически взаимосвязаны и соподчинены. Методы, представленные в различных группах, выполняют одновременно несколько функций.

Наиболее распространенной в современной дидактике считается классификация по способам организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений качеств личности, необходимых для успешного выполнения учебных и других задач.

Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов обучения:

— организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

— стимулирования учебно-познавательных процессов;

— контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и так далее.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы с опорой на знания учащихся. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику – индивидуальная беседа или учащимся всего класса – фронтальная беседа.

Дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Она имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах, вузах, техникумах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Обзорные лекции проводятся по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ учащимся плоскостных и объемных наглядных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, схем, муляжей и прочего.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и других.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: воспроизводящие, тренировочные, комментированные упражнения.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, то есть это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом растений и развитием животных, за погодой.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, поэтому носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения (например, измерения на местности), в компьютерном классе.

Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизненных ситуаций. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения учащимся общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований и тому подобное.

Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учащимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля в процессе обучения предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок. В последние годы все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа, решение графических задач, лабораторных работ и другие.

Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Каждый метод обучения конкретизируется комплексом приемов, способов и средств организации обучающего познания. Приемы и способы реализации метода обучения используются педагогом в зависимости от особенностей учебного материала и конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, его личности, степени владения элементами педагогического мастерства.

Выбор методов обучения обусловлен следующими положениями: педагогическая и психологическая целесообразность, функциональная определенность; направленность на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, обсуждение, применение знаний; соответствие возрастным возможностям учащихся, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; соответствие возрастным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя; соответствие характеру содержания изучаемого материала; соответствие методов форме обучения; соответствие методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обучения; взаимосвязь и взаимодействие методов между собой, включенности их друг в друга, комплексности применения.

Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К нимотносятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.

Простые средства:

а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы;

б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.

Сложные средства:

а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.;

б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель;

в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм;

г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.

Научное постижение природы методов и средств обучения помогает правильно понять источники научно-методического творчества, стимулировать создание новых, более интенсивных, новаторских способов обучающего взаимодействия педагога с учащимися. На этой теоретической основе современные учителя-новаторы создают не только отдельные новые методы, но и конструируют цельные методические системы. С.Н. Лысенкова включает комментированное управление, работу по схемам-опорам, которые широко используются в жизненном обучающем взаимодействии детей и взрослых.

Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи теории с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала, вовлечения в работу в течение урока всех учащихся, обучения творчеству.

Учитель В.Ф. Шаталов, широко используя известные методы и средства обучения, разработал целостную методическую систему, в центре которой задействованы опорные сигналы.

Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опирается на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, педагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в познавательно-воспитательное общение.

Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимодействия учителя и учащихся.

Всю систему методов обучения и воспитания необходимо понимать и использовать как триединство, обеспечивающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, развивающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию, оказывающее воспитательное воздействие на воспитуемого. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель, тщательно продумывает свою педагогическую позицию, те методы преподавания и воспитательного взаимодействия в единой системе, которыми он будет пользоваться в отношениях с учениками. При этом необходимо добиваться, чтобы методы обучения, их система превращалась для каждого учащегося в систему методов самообучения, развития самостоятельной способности приобретения, переработки, анализа фактов, их обобщения, реализации непрерывного образования.

Педагог, какую бы работу он не проводил с учащимися, постоянно контролирует обучающе-воспитательное действие методов обучения и воспитания. Это необходимо потому, что превращение педагогических методов во внутренние способы организации поведения и деятельности самих учащихся – один из важнейших каналов формирования личности. Чем более четко работают эти каналы самовоспитания, тем более ученик (студент) предрасположен к восприятию педагогического воздействия. И чем менее ученик (студент) присваивает педагогические методы, переносит их в арсенал собственных способов поведения и общения, тем более он подвержен случайным влияниям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник