Меню Рубрики

Народная игрушка как средство народного воспитания

Ольга Сулимина
Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания» (из опыта работы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА

КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

(из опыта работы)

Выступление на педсовете

воспитатель первой категории

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

1. Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО

В общих положениях ФГОС отмечено: одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что такое нравственность?

Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос:

«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».

Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.

В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении, определяется какими будут его поступки — нравственными или безнравственными.

2. «Русская народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания детей. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка, по мнению Г. Л. Дайн, О. А. Квасовой, В. С. Мухиной, Т. М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Л. Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г. Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка – заместитель идеального друга. Она для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В ней постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства — это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка — «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Задача воспитания настоящего патриота и гражданина, который любит свою Родину, не может быть успешно решена без изучения народной культуры и глубокого познания духовного богатства своего народа. Это особенно важно и актуально сегодня.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной игрушке «Русская матрешка».

Для решения данной проблемы было проведен опрос среди родителей по теме: «Русская матрешка». Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

После этого перед собой я поставила несколько задач:

— провести анализ имеющейся литературы по данной проблеме;

— как появилась первая матрешка;

— основные промышленные центры по изготовлению матрешек;

В ноябре совместно с родителями был проведен мастер-класс на тему: «Народная игрушка». Задачи, которые были поставлены на мастер-классе:

1. расширять знания родителей о русском народном творчестве;

2. знакомить родителей с народными промыслами, привлечь к росписи матрешки;

3. повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Предварительная работа:

4. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

5. Выставка иллюстраций: «Семеновская матрешка», «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись».

6. Мастер-класс «Роспись матрешки».

Родители с большим интересом приняли участие в этой работе.

Для начала всем родителям я раздала листочки, на которых они изображали эскиз будущей матрешки. После изготовления эскиза брали готовые болванки и покрывали их клеем ПВА, затем наносили графитным карандашом рисунок, и только потом приступали к росписи матрешек. У каждого получилась своя неповторимая авторская росписая матрешка. Родители наслаждались проделанной работой и были очень довольны своим результатом.

Работая по данной теме, мною был разработан перспективный план работы с детьми по знакомству детей с матрешками, учитывая их возрастные особенности.

В первой младшей группе была поставлена задача познакомить детей с матрешкой, как с народной игрушкой. Матрешка была нам доброй подружкой, она приходила к нам в гости, участвовала в режимных моментах. Дети радовались ее приходу, замечали ее красоту, играли с ней в сюжетные игры: «Угостим матрешку чаем», «Накроем стол к обеду», «Матрешка заболела» и др. Разучивали потешки, стихи, слушали веселые частушки. Во второй младшей группе также с детьми будем продолжать знакомство с матрешкой.

В будущем я планирую продолжить изучение народной игрушки и в средней группе, где для себя поставила задачу – познакомить детей с матрешкой, как с предметом народного творчества. Показать детям самую первую матрешку – Загорскую. Возраст ее более ста лет. Она изображала девочку в сарафане с черным петухом, состояла из 8 кукол. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчивая по форме кукла-труженница. Существует много версий происхождения названия «матрешка». Но для детского понимания ближе и понятней что она получила свое название от старинного русского имени Матрена, Матренушка.

В старшей группе детей можно познакомить с семёновской матрешкой. Семёновская матрешка более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. Она появилась позже, в 20-х годах 20-го столетия и отличается от Загорской более яркими красками. Мастера села Семенова украшают ее фартук ярким букетом малиновых или красных цветов. В росписи отражено влияние близкой Хохломы – травка, цветы, листья.

В подготовительной группе я планирую познакомить детей с Полхов-Майданской и Вятской матрешкой.

В 30-х годах 20-го столетия появился еще один знаменитый Полхов-Майданский промысел. Мастера Полхов-Майдана придумали свою матрешку, она отличается вытянутыми пропорциями, похожими на кеглю, голова небольшая. У нее нет таких конкретных деталей как руки, сарафан, фартук. Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью, в основном цветами шиповника.

Четвертый вид традиционного народного промысла Вятская (Кировская) матрешка. Помимо традиционной росписи в ее оформлении используется оригинальный технологический прием – инкрустация соломкой. Соломка используется только ржаная, которая выращивается на специальных участках и срезается серпом вручную.

Загорск, Семенов, Полхов-Майдан и Вятка являются основными традиционными центрами по изготовлению матрешек. Остальные матрешки – авторские. Они не имеют определенного стиля росписи и выполнены профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В росписи используются мотивы сказок, пейзажи, портреты знаменитых людей, животных и т. д.

Подводя итог, я могу сказать, что русская матрешка – это символ России. В ее содержании, форме, декоре отразилось представление о мире, добре и красоте.

Русская матрешка – настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России. Она перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний и границ.

1. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-teme-ruskaja-narodnaja-igrushka-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

2. [Электронный ресурс] Социальная сеть https://refdb.ru/look/1952506.html

3. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://www.maam.ru/detskijsad/http-www-maam-ruuserszina240258-nravstvenoe-vospitanie-v-kontekste-fgos-do.html

4. [Электронный ресурс] Социальная сеть http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/01/12/opyt_raboty_0.doc

Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини — музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

источник

Дата публикации: 11.03.2017 2017-03-11

Статья просмотрена: 1380 раз

Лавриненко С. А. Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 432-434. — URL https://moluch.ru/archive/144/40317/ (дата обращения: 11.10.2019).

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаза привыкли к ним как к чему-то обыденному. Этим, вероятно, объясняется, что история и психология, педагогика и искусство обратили внимание на игрушку не так давно, в XIX веке, как на очень древний и сложный по своему содержанию материал по истории культуры.

Чтобы, лучше узнать людей, достаточно приглядеться к тому, чем и как играют их дети. Ведь игры детей — жизнь, и в этих играх они, как в зеркале отражают то, что происходит вокруг них в жизни взрослых, в окружающей жизни целого общества и даже народа в данное время. А не запечатлевается ли эта жизнь на тех игрушках, которыми играют дети? Вот вопрос, достойный внимательного изучения.

В настоящее время опубликовано небольшое количество трудов, посвященных воспитанию детей на традициях русской культуры. Среди них можно выделить работы Н. Д. Бартрама, Г. Л. Дайн, Г. В. Луниной. Игрушка оказывает большое влияние на психику ребенка. На разных этапах психологического развития дети играют в разные игры. Они усложняются вместе с возрастом ребенка. Играя, ребенок копирует мир взрослых, применяя на себя различные социальные статусы. Сейчас многие русские народные игрушки стали частью русской культуры. Например, трудно представить Россию без матрешки.

В современной России выделяют ряд педагогических проблем:

‒ формирование духовно-нравственных качеств личности;

‒ воспитание уважения к историческому наследию России.

Взгляды народа на воспитание складываются исторически, под влияние особенностей всего уклада жизни, исторических и географических условий, характера трудовой деятельности, быта, верований, системы взаимоотношения людей, традиций, обычаев, обрядов.

Игры и игрушки многофункциональны, но главной их функцией является воспитательная. Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра — это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально — волевые качества.

Часто ли мы, как родители, думаем о том, чем играют наши дети, а главное, какие качества у них формируются в процессе игры с современными игрушками? Сегодня в мире фабричных игрушек, а также кукол «Винкс» и «Барби», совсем не осталось места для добрых и простых игрушек, которые несут в себе любовь тех, кто их создавал и согреты теплом их сердца. Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат добру каждого ребенка, который с ними играет.

Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок. Вы можете с пользой провести свое время, если начнете вместе с ребенком создавать традиционные народные игрушки. Подарите вашему ребенку возможность превратиться в «маленького волшебника». Позвольте ему получить удовольствие от общения с вами, а также от процесса рукоделия.

Знаете ли вы, что умение делать куклы помогает ребенку познать себя, оно открывает его сердце для любви. Интересно, что куклы — это не просто творение рук, это творение души человека.

Читайте также:  Лопнул сосуд на глазу что делать народные средства

Многие современные игрушки, к сожалению, развивают в ребенке агрессию, не оставляя малышу выбора действий. Скажите, во что можно играть роботом с оружием? Какие эмоции вызывает у вас такая игрушка?

Игрушка же, сшитая своими руками, будет вызывать только добрые чувства, а отсутствие лица у нее позволит ребенку проявлять свои собственные эмоции. В результате эмоции ребенка будут развиваться. Это полезно еще и тем, что малыш не будет накапливать в себе негативные эмоции, выплескивая их с помощью своих кукол.

Играя традиционными народными куклами, ваш ребенок будет учиться творить, фантазировать, тренировать память. Куклы помогут ему также научиться общаться и проявлять милосердие.

Но самое главное — это, конечно, эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к своим любимым куклам, как к живым, и расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно. Никогда не выбрасывайте старые куклы: помойте их, причешите и сшейте для них новую одежду. Участвуя вместе с вами в этом процессе, ребенок научится доброте, чуткости и бережливости.

Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняла жизненный опыт. Играя в игрушки, ребёнок усваивает социальный опыт. У современного ребёнка, играющего с монстрами и трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому не стоит ожидать. Нарушается логическая цепочка «общество — игрушка — ребёнок».

Актуален и вопрос о соответствии игрушек возрасту ребёнка и их количестве. По мнению О. М. Манасеиной, «…обилие игрушек вредно потому, что, давая ребёнку слишком много разнообразных ощущений, …мешает ему уходить в свой внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх». Да и сами родители зачастую понимают, что не все игрушки несут добро, полезны и нужны их малышу. Большинство родителей и не подозревают о том, что они могут своими руками сотворить своему ребёнку чудо — добрую народную игрушку.

Сейчас в России народными образцами игрушки являются матрёшка, неваляшка, колобок, плюшевый мишка. Они, по своей сути, игрушки безобидные, весёлые, добродушные. Но не стоит забывать о древних славянских куклах. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой игровой культурой. Тряпичная кукла была широко распространена и в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре. Фабричное производство игрушек отсутствовало. Взрослые вместе с детьми сами делали игрушки. Их наделяли магическими качествами: считалось, что они способствуют счастливому браку, материнству, богатому урожаю, уберегали от сглаза. Игрушка могла и навредить. Дарить игрушку было распространённым обычаем. Народная игрушка — своеобразный эталон русского искусства, и, как игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Мудрость и интуиция мастера сделала народную игрушку современной на все времена. Народная кукла экологична, лаконична, благородна по форме, в меру нарядна и незатейлива по декоративному решению. Народная кукла очень добрая, душевная и помогает вырасти ребёнку душевно здоровым. Тряпичная куколка всегда оказывала положительное влияние на психику ребёнка: во-первых, в отличие от пластмассовой, она снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей»; во-вторых, воспитывает ласковое и небоязливое отношение к миру; и, в-третьих, постоянное наличие рядом оберега, защитника успокаивает малыша.

А как приятно малышу играть с игрушкой, сделанной своими руками! Куколку, в которую вложил свой труд и душу, он будет беречь. Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других. В деревнях с пяти лет девочки изготовляли кукол сами: на кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию; развиваются глазомер, образное и пространственное мышление. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Положительные герои народных игрушек трудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. В интересной игровой форме дети узнают о народных куклах, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Сколько обрядовых традиционных праздников дети усваивают в процессе знакомства с народными куклами и их изготовления! Сколько потешек, песенок, поговорок они слышат и легко заучивают! Развивается память, речь детей, умение чувствовать прекрасное. Дети узнают, как жили их предки — нравственное значение этого фактора трудно переоценить. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребёнка с природой и воспитывает творческое отношение к миру.

В последнее время много уделяется внимания приобщению ребёнка к традиционной отечественной культуре, воспитанию бережного отношения и любви к ней. В этом может помочь народная кукла, и знакомство детей с её историей и значением в жизни наших предков нужно начинать в дошкольном возрасте. Народная кукла способствует укреплению и внутрисемейных связей: дети рассказывают родителям о своей работе и предлагают дома сделать совместно куколок, изготовить для них атрибуты; заинтересованные родители посещают мои мастер-классы, мастерят дома с детьми. А ведь это так важно, особенно сейчас, когда дети испытывают дефицит родительского внимания.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. — 2004.- № 6.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Акцидент, 1997.

3. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2006.

источник

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Актуальность исследования. Народ, нация сохраняют себя благодаря собственной системе воспитания. Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, в конечном счете, они определяют духовный облик народа, его менталитет — образ морали и поведения. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. воспитание этнокультурный игрушка

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г. Асмолов [2: с.2]).

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние народной игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Народная игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение народной игрушки как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий » игра», » народная игрушка».

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

Игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, в отличие от игрушек Африки, Америки, Ближнего Востока, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Не свойственно национальной игрушке и техническое оснащение, за исключением Сергиев посадской игрушки, испытавшей влияние западных образцов. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д.

В летописях, относящихся к XII веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечного промысла относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали село Дымково, Гжель, Тула и др. В Нижегородской области изготавливали игрушки из древесины. Городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый ныне Федосеевский промысел своеобразны по содержанию и художественному стилю.

По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов:

— глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д.);

— деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

— волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д.). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма.

— Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы);

— берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

— вятские изделия из еловых шишек и мха;

— тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно);

— «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;

— плавающие восковые игрушки;

— пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям);

— северные игрушки из кости и рога.

Производство игрушек из жести и олова не получило в России такого развития, как в Германии и во Франции. Заслуживает внимания лишь жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.

По содержанию игрушки можно подразделить на народные дидактические, игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина, А.П. Усова были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка — это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Читайте также:  Народные средства при гастрите желудка с повышенной кислотностью

Кукла — обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза — длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д. Ушинский, развивая взгляды Л.Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой (Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.).

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа, ибо стремление педагогов дать большой объем знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. При этом признание этнопедагогических традиций позволяет исследователям шире использовать совокупность воспитательных средств, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках (Г.Н. Волков). Обширный эмпирический материал (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Г.Л. Дайн, О.И. Капица и др.) отражает возрастную стратификацию различных этносов, соответствующие обряды детского цикла и создает реальные предпосылки для построения этнопедагогической концепции, включая проблему функциональности русской народной игрушки. Игрушка, по мнению Г.Л. Дайн, О.А. Квасовой, В.С. Мухиной, Т.М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Игрушка как часть духовной культуры народа охарактеризована в философских исследованиях с различных точек зрения: исторической, социальной, художественной, педагогической и т.д.

Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н. Борев, М.С. Каган, Г.Л. Дайн, В.А. Разумный, Л.Н. Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Л.Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г.Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики. Однако этнопедагогические характеристики народной игрушки, изначально заложенные мастерами-умельцами, специально не изучались.

Как известно, дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др., закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. В процессе социализации, как считает А.В. Мудрик, особое место занимают мезофакторы, к которым относятся этнокультурные условия приобщения ребенка к субкультуре своего народа.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Гришина, Т.С. Комарова, З.-Б.Ф. Контаутене, Г.В. Лунина и др.); формированию у детей доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Р.Ш. Халикова и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (М.В. Крулехт, Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.).

Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.

И так игрушки имели большое значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как «добро« и «зло«, отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.

Традиционные народные игрушки сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.

Народные игрушки всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.

Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.

Филимоновская народная игрушка «родилась» в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера — шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот. Кстати, с 19 века в Туле стали изготавливать декоративные статуэтки, по большей части женского пола, вобравшие в себя многие черты городской культуры.

Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

— образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

— развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

— воспитательные (Воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, чувственного начала.

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Стоит отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщенные способы передачи объемной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.

В системе работы с дошкольниками используется сочетание различных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи. Системе задач соответствует и система методов и приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее предварительной работы с детьми. Целью такой работы является формирование у детей представлений и наглядных образов. Задача воспитателя это не подготовка мастеров хохломской, дымковской или филимоновской росписи, а приобщение их к истокам народного искусства (Грибовская А.А.).

Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. В.А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу о том, что понятия вреда и пользы вещей, поступков отношений воспринимается лишь как производное от понятий красиво, приятно, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости, красоты, труда, прежде, чем удовольствие тот пользы. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам — развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество — это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать куклу из ткани. Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи. Дошкольники могут принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Начинать работу с детьми можно с изготовления куклы-закрутки. Изготавливают основу-скалку, перевязывают основу нитками на уровне шеи и талии, подол юбки изготавливают из ситца, волосы из чулочного трикотажа. Далее на занятиях можно познакомить детей с такими разновидностями народной куклы как «бабочка», зернушка, кукла-берестушка, кудельница, конусная кукла, кукла десятиручка, «неразлучники», материнская молитва. С детьми можно проводить занятия по изготовлению куклы в местном народном костюме. Знакомя детей с местным народным творчеством, воспитатель ставит задачу опосредованно показать непрерывную связь поколений и связь традиций народа с искусством изготовления костюма. Также дети могут украшать декором костюм куклы. Выполняя народную куклу типичную для Ярославского края, необходимо знакомить дошкольников с семантикой вышивки (косым крестом, зубчатой линией, птицей и т. д.), цветом исполнения вышивки: сочетанием белого, красного, а так же синего, зеленого и желтого. Старших дошкольников знакомят с любимыми видами ткачества Ярославского края — бранного и выборного, украшением головных уборов бисерной понизью, украшением шеи и груди узорными полосами из бисера. На занятиях дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

Читайте также:  Противовоспалительные средства для детей народными средствами

Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строиться не только на доступном уровне развития ребенка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная на магнитофонную пленку речь как бы народной мастерицы — родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

Необходимо отметить, что народная игрушка пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: «За что мы любим народную игрушку?» В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.

Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.

Таким образом, можно отметить, что методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

— общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

— специальное обучение детей соответствующей деятельности.

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Дымковская глиняная игрушка — это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

— систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;

— чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.

2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования возможно, если обеспечить:

ориентацию его на формирование у детей этнической идентичности и национального самосознания;

создание образовательной предметно-игровой среды с использованием народных игрушек и учетом этнорегиональных характеристик;

включение народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности;

разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с игрушками;

моделирование игрушек по народным мотивам;

формирование профессиональной готовности педагогов к включению самобытной народной игрушки в образовательный процесс.

Общая методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и деятельности.

Методологическим ориентиром исследования служит системный, личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический и этнопедагогический подходы. В качестве специальной методологии выступает системно-целостный подход к познанию и преобразованию действительности; народности воспитания посредством развития индивидуального самосознания; развития ребенка средствами, адекватными детству — играми для постепенного приобщения к культуре этноса; самоценность дошкольного возраста, на протяжении которого формируются психологические новообразования, имеющие абсолютное, непреходящее значение для развития личности в целом. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность, объективность, диалектика общего, особенного и частного, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений и фактов воспитания и образования.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка — непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. М., Просвещение, 1967. — 221-235 с.

2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. — 8-15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. — 82 -85 с.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М.: Медицина, 1981, 90 — 107 с.

5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. — М.: Просвещение, 1979. — 27-36 с.

6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. — 20-24 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. — М.: Просвещение, 1983. — 146 — 157 с.

8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 50-69 с.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.

10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.: ил.

11. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. — М.: Просвещение, 1987. — 6-13 с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.

13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6.

14. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 1969. — 7-34 с.

15. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. — 18-23 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 160 с.

17. Мебель-игрушка — оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. — 18-25 — с.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

20. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. — 15-24.

21. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. — 123-128 с.

22. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. — 90-99 с.

23. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. — 86-89 с.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 81-85 с.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

реферат [1,2 M], добавлен 16.12.2014

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 09.11.2010

История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 25.07.2010

Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

презентация [4,1 M], добавлен 23.03.2010

Характеристика развития народной игры в России, ее особенностей и видов. Культурно-педагогические процессы в России, способствующие возникновению интереса к народной игре. Использованию народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

дипломная работа [93,8 K], добавлен 24.12.2017

Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 14.11.2012

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 11.06.2012

Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [322,0 K], добавлен 28.04.2013

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Игрушка как средство развития детей. Проведение эмпирического исследования игровой деятельности ребенка. Основные рекомендации по подбору игрушек.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 19.07.2014

Значение приобщения к традициям народа в дошкольные годы. Особенности приобщения дошкольников к традиционной культуре. Эффективные педагогические условия знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы.

реферат [56,3 K], добавлен 15.02.2014

источник