Меню Рубрики

Народная игрушка как средство патриотического воспитания

Народные игрушки имели особое место в жизни наших предков. Изначально они служили предметом старинных обрядов, затем их функцией явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. Приобщение дошкольников к народным игрушкам в дошкольном учреждении происходит путём показа образцов народных промыслов, изучение альбомов определенной тематики. Рассматривая их, дети сумеют проникнуться мастерством и стилем людей, которые их изготовили.[1,79]

Последнее время большое внимание уделяется вопросам патриотического воспитания. Осуществить подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – знакомство ребёнка с культурой своего народа. Самым действенным способом в таком случае является игра.

Основной элемент игровой деятельности – игрушка. Большинство ныне существующих игрушек развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Одним из возможных путей разрешения противоречия является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо воссоздать связь времён, возвратить утраченные ценности. Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать дошкольников в национальных традициях, нужно обратиться к началам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.[3,601]

Народная игрушка считается одним из продуктивных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она содействует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как продуктивного средства патриотического воспитания дошкольников занимались: Е.А. Коссаковская, Е.О. Смирнова, Е.А. Флерина, В.Б. Шапкина. Авторы наблюдают, что русская народная игрушка создает замечательные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1950) акцентировала внимание на том, что народная игрушка основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне влияет на развитие его чувств, ума и характера. Автор называла народную игрушку «живой», потому что она представляет народное искусство в жизни детей и по её мнению, будет жить вместе с сегодняшними игрушками.[2,91]

Современные учёные рассматривают народную игрушку как средство приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания (Н.А. Гусакова, Т.С. Комарова, Л.А. Кузнецова, В.С. Мухина, С.Н. Новикова).;[1,108]

Исследователи отмечают, что обучение детей изначально должно строиться на родной почве, чтобы они были плотно связаны с теми впечатлениями, что закладываются в их души родной семьёй. Имеют большое значение и те игрушки, которые будут в руках детей, ведь именно они углубляют их первые представления, развивают память и внешние чувства.

Несомненно, народная игрушка является одним из важнейших видов единой живой системы народного творчества, значимым средством связи поколений, через неё передаётся социально-культурный опыт, воспитываются моральные представления, культура человеческого поведения, формируются патриотические чувства.

Взаимодействуя с народной игрушкой, ребёнок прикасается к истории и культуре своего народа. Не удивительно, что спустя столетия образ народной красавицы куклы остаётся актуальным среди взрослых и детей.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.[2,43]

1. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Новицкая М.Ю. – М., 2003. – 189 с.

2. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова – М., 2001. – 140с

3. Суслова, М.В., Чеботарева, Н.П., Головина, Ю.А. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. – 2016. – № 29. – С. 600-603.

источник

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
материал

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».[5]

Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре, и еще во многом другом. Источником таких ярких образов для детей дошкольного возраста является приобщение их к культуре своей страны. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства — это народные игрушки.

Что же такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры»[4]. На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям»[2]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. Так же все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли — Родиной. [3]

Конечно, в современном мире много игрушек. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус, но не все игрушки одинаково полезны. Большая часть современных игрушек, развивает в ребёнке не всегда добрые и светлые чувства. [1] Хотя изначально они предназначены именно для этого — для радости и гармоничного развития ребёнка. Это еще одна причина, по которой нужно обратиться к истокам и просто необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Ведь народная игрушка – это всегда добро. Она привлекает внимание детей в первую очередь своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего.

Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки — бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры, в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей. Ведь, недаром, народные игрушки занимали важное место в жизни наших далёких предков. Изначально они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу. Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство [7].

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [].

Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка. А.П.Усова на этот счёт писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка» [6].

Дымковские игрушки удивляют своими пластичными формами, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. [8] Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы – барыни, козлы, кони, олени, петухи с расписными хвостами и многие другие персонажи.

Этот промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, но процесс изготовления игрушки не изменился, его можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись [8].

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают [8]. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [7].

В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . Хотя, именно семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Так почему бы не сделать своей маленькой семейной традицией создание народных игрушек. Ведь что, как не игрушка, в дошкольном возрасте, сможет лучше раскрыть в душах маленьких граждан чувство гордости за нашу страну, восхищаясь мастерством её умельцев.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей очень значима и актуальна в наше время. Я считаю, что русская народная игрушка — это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств, находя отклики в сердцах и умах будущих патриотов, и, сколько бы лет, столетий не прошло — самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть «народной». Она никогда не наскучит, не выйдет «из моды», всегда будет востребована и любима. Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь.

Читайте также:  Избавление волос на лице народными средствами

Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они делали сами, и, как говорил А.И. Деньшин, человек, который много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не канул в прошлое: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!» Эти слова стали моим девизом в дальнейшей работе над темой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки – Дымковского чуда!

источник

Народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников»»

Народная игрушка как средство патриотического воспитания дошкольников

Выполнила: воспитатель МБДОУ №30 Григорьева Н.C.

  • Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.
  • Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
  • Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного

возраста занимались: Л. А. Абрамян, Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова,, В. Б. Шапкина, и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Знакомство детей с русской народной игрушкой-матрешкой. Развивать художественно-эстетический вкус,обогащать и активизировать речь, прививать интерес к народному творчеству на примере : Русской народной игрушки.

Познакомить детей с историей матрешки; вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение и заботу о ней; развивать творческие и познавательные способности; cпособствовать развитию речевого общения , обогащению и расширению словаря.

уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Шли матрёшки по дорожке Было их немножечко, Две Матрёны, три Матрёшки И ещё Матрёшечка

Откуда и как появилось это чудо?

МАМОНТОВ Савва Иванович – крупный промышленник и меценат.

Мастерская «Детское воспитание».

  • Верхняя женская одежда, одевалась на рубаху.
  • Прямой, по крою из пяти – шести полотнищ с узкими лямками.

  • В старину рубахи шили из цельного полотнища льняного холста.
  • Рукава, плечи и ворот рубахи расшивались узорами со значением. Они играли роль оберегов.

  • Предмет домашней кухонной одежды.

  • Замужняя женщина, по древним обычаям, должна была прятать волосы от постороннего взгляда.
  • На головных уборах часто изображали солнце и звезды.

Сергиево — посадская матрёшка.

Полхов – майданская матрёшка

Современное использование образа матрёшки.

Первый в России — и в мире! — музей матрёшки.

Открылся в 2001 году в Москве .

Использование даров Фребеля

Мы весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки, На ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки. Завязали мы платочки, Ладушки, ладушки. Раскраснелись наши щёчки. Ладушки, ладушки В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сёстры, Ладушки, ладушки.

Хлопают в ладошки дружные матрёшки.

На ногах сапожки – топают матрёшки.

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

В сарафанах ярких, пёстрых-

Хлопают в ладошки весёлые матрёшки.

Пальчиковая игра «Мы ребята – мастера»

Мы ребята – мастера, (Указать ладонью на себя)

Молотком тук-тук стучали(Постучать кулаком по

Гвозди долго забивали. тыльной стороне ладони)

Получилось как-то криво, (Рукой показать кривую)

Отпилили мы красиво. (Движение ребром ладони о ладонь)

Зачищали шкуркой долго, (Потереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким ( Потереть пальцами о ладонь)

Верх узором украшали, (Пальцем чертить узор в воздухе)

Посмотреть гостей позвали. ( Поманить ладошками к себе)

  • Алексахин Н.Н. Матрешка. — М.: Издательство Народное образование, 1998. – 75 с.
  • Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трех томах. Том 2. – М.: Издательство Современный писатель, 1995. – С. 304-306.
  • Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. – СПб.: Тропа Троянова, 2006. – (Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. – Т.12). – С. 123-125,528.
  • Козлова Е. Матрешке – 100!//Ваш досуг. – 2000. — № 46. – С. 16-19.
  • Коняев Н. Игрушки русских императоров. – Москва.: Издательство Подъем, 1994. — № 4.

  • Хохломская роспись. О матрешке. Сайт www.hohloma.nnov.ru
  • Русские традиции. Альманах русской культуры. http://www.ruplace.ru
  • Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru
  • О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. www.library.ru

источник

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 111 раз

Дремлюга В. Н., Лапицкая С. А. Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №9.1. — С. 66-74. — URL https://moluch.ru/archive/247/56817/ (дата обращения: 11.10.2019).

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,

Свои думы и знания, своё умение — в этом

Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

Близкий и ласковый говорит с ребёнком

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы — необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народных игр и игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [6, 27с]

Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. На огромное воспитательное значение русских народных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Разработанный педагогами проект «Народные игры и игрушки» способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание гуманной, нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

  1. Познакомить детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.
  2. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, народным играм и игрушкам.
  3. Совместно со взрослыми создать музей истории куклы для дальнейшего ознакомления детей других групп с историей возникновения игрушки.

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями и прародителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Чтобы произошёл диалог поколений участникам проекта — детям и взрослым (бабушкам, дедушкам, педагогам, папам и мамам) были предложены разнообразные по содержанию анкеты.

В анкеты включены вопросы о современных и народных играх, игрушках разных поколений.

Проанкетировано 25 детей разного возраста. Из них 12 мальчиков и 13 девочек.

На вопрос: «Любишь ли ты играть?» — 100 % детей ответили положительно. «Много ли ты играешь в детском саду?» — 84 % детей ответили — да, 16 % детей ответили — нет; «Много ли ты играешь дома?» — 76 % детей ответили — да, 24 % детей ответили — нет.

На вопрос: «Какая твоя самая любимая игра?» — дети называли разные игры: «Семья», «Конструктивные игры», «Человек — паук», настольные, подвижные игры, компьютерные игры.

Самой популярной и любимой игрушкой оказалась мягкая игрушка. Основное количество детей любят играть с партнёрами, что составило — 96 %.

64 % детей не знают, в какие игры играли их родители, когда были маленькими, 36 % смогли предположить, во что играли их родители.

Играют на компьютере — 96 % детей. Часто, т. е. каждый день играют в компьютерные игры 56 % детей.

По мнению детей, взрослые любят играть, но они не играют, потому что у них много работы, и они всё время заняты.

На основе анкетирования нами сделаны следующие выводы: дети мало знают об играх и игрушках, в которые играли их родители. Компьютер не является самой любимой игрушкой, но дети проводят за ним много свободного времени. Самой популярной игрушкой оказалась мягкая игрушка.

Читайте также:  Кальцинаты в предстательной железе народными средствами

Результаты анкетирования бабушек идедушек, мам ипап:

В анкетировании участвовало — 20 человек.

Анкеты показали, что 98 % респондентов помнят о своей первой игрушке. Старшее поколение респондентов (бабушки и дедушки) чаще играли в игрушки, сделанные взрослыми или своими руками из подручного материала (ткани, соломы, дерева, ваты).

Более молодое поколение (мамы и папы) играли в игрушки фабричного производства, сделанные из пластмассы, резины, металла.

95 % опрашиваемых респондентов мечтали иметь усовершенствованные игрушки (большая кукла, которая ходит, машина на пульте управления, большая мягкая игрушка, домик для куклы).

Наш анализ показал: из подвижных игр более популярными играми всех поколений были: «Горелки», «Лапта», «Вышибалы», «Прятки», «Жмурки», «Краски».

Из речевых игр популярными оказались: «Съедобное — не съедобное», «Города», «Слова», «Колечко».

По результатам анализа полученных данных среди предпочитаемых традиционных подвижных игр оказались игры с правилами. Свою популярность сохранили следующие игры: «Прятки», «Краски», «Салочки», «Чехарда», «Казаки-разбойники», «Бояре», «Лапта».

Волгоградская область по составу населения полиэтнична, что отразилось в результатах нашей анкеты.

Были представлены в анкете популярные национальные игры:

«Земля, вода, воздух» (Армянская народная игра)

«Банки разрушились» (Армянская народная игра)

«Подними камушек» (Казахская народная игра)

«Альчик» (Казахская народная игра)

«Мельница» (Белорусская народная игра)

Анкетный опрос показал, что игра и игрушки во все времена является актуальной. Она сопровождает человека от рождения до старости, в каждом возрасте имеет свои особенности и функции. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Старшее поколение помнит игры и игрушки своего детства и готовы передать игровые традиции подрастающему поколению.

Путём анкетирования мы выявили, что среди бабушек нашего детского сада есть очень интересный человек Жданкина Надежда Николаевна, которая с 2011 года входит в состав городского Координационного Совета по декоративно-прикладному творчеству при администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области, членом городской творческой общественной организации «Волжский — Город мастеров»

Жданкина Надежда Николаева неоднократно становилась лауреатом областных выставок «Бабушкин сундучок», «Продлись, продлись очарованье», городского фестиваля «Ярмарка ремесел», побывала на фестивалях в г. Астрахани, где проводила мастер-классы, принимала участие в выставках в городах Камышин, Ставрополь, Кисловодск, Невиномысск.

Мы попросили её приехать к нам в детский сад со своими куклами. Так же мы попросили и других бабушек поделиться своими воспоминаниями об играх и игрушках.

Наши бабушки-участницы проекта на первой встрече с прародителями

На встречу пришли Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), Чеховская Наталья Павловна (бабушка Лёши), Ольхова Тамара Даиловна (бабушка Ани), Авдотьина Таисия Георгиевна (Бабушка Игоря), Маркосян Гаяне Хнкоевна (бабушка Беллы), Шайхелисламова Алла Григорьевна (бабушка Ромы), которые поделились своим бесценным опытом и воспоминаниями о своём детстве, играх и игрушках.

Чеховская Наталья Павловна вспоминала: «Были годы послевоенные… Я играла в тряпичные куклы. Папа вырезал нам кукол из дерева, а мы их раскрашивали и наряжали, тоже в тряпочки и играли с ними. А играли в такие подвижные игры: «Мячи», «Классики», «Лапта»… В «Казаки-разбойники», конечно, играли, но уже не в таком возрасте, а чуть постарше. «Ручеёк» был…. Вот такие игры у нас были…. Играли в куклы-самоделки. И долго играли… уже в школе учились, большими были, а всё равно собирались, шили…. У нас целая коробка большая была, мы туда всё складывали. Как захотим поиграть, особенно зимой, доставали и играли…».

Воспоминания о детстве Ольховой Тамары Даниловны: «Я играла в куклы тряпочные. Насыпала золы в туловище и голову, рисовала глазки…. Играли мы только такими куклами…. Или делали кукол из ваты и играли с ними. Сейчас таких кукол нет, куклы другие, и дети не знают, как надо делать самим кукол». «Мы играли в игры: «Лапта», «Вышибалы»… мячики катали: выкапывали ямку и закатывали туда мячик, чтобы он попал в ямку. Ещё игра была «Гуси и волк» со словами: «Гуси, гуси, га-га-га», гуси разбегаются, чтобы волк не догнал».

На этой встрече Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), учитель технологии и рукоделия школьного музея «Истоки» МОУ СОШ № 31, рассказала о том, что является с кукольницей в нашем городе, сама шьёт куклы. У неё есть свой музей, где представлены её поделки, куклы, о которых она очень много знает. Надежда Николаевна познакомила детей с различными куклами…. При этом рассказ о них был в стихотворной форме… Стихотворения сочинила сама. Начало было завораживающим:

Здравствуйте, ребятишки, И кукол необычных с собою принесла.

Девчонки и мальчишки! Как у наших… у ворот

Я сегодня в гости к вам пришла Собрался кукол хоровод!

Очень кукол своих я люблю.

У меня и ребятишки занимаются…

Кукол делают, праздники справляют,

Историю наших предков изучают.

Стихотворение Шевченко В. В.

Кто-то поверхностно глянет и изречёт: «Баловство».

А у безликих красавиц есть и душа и лицо.

Сможет она успокоить, и поддержать в трудный час,

И уберечь от напастей, стать оберегом для нас.

Если заняться серьёзно, многое будешь ты знать.

С лыком работать, с соломой, шить, вышивать и вязать.

Нравы, обряды, традиции выучишь ты не спеша.

И у безликой красавицы будто родится душа.

Кукла — зернушка, кукла -стригушка,

Зольная кукла и кукла столбушка.

Сердце щемит, замирает душа,

Положила клубок на платок,

Завязала на шее узелок,

Ручки, ножки, вот кукла готова,

Для игры вот такая обнова.

Долго с куколкой этой играла

И гулять на прогулку водила.

Для меня она очень родная.

С детства я шить кукол люблю,

Своими руками я их создаю.

Тряпочки цветные перебираю,

Лоскуток к лоскутку пришиваю.

Эти куколки все необычные.

Они очень старинные — тряпичные.

В каждой — частичка моей души.

Вот почему они так хороши!

Это куклы— столбушки

Надежда Николаевна обратилась к ребятишкам: «Вы здесь видите много кукол, которых совсем не касалась иголочка, они только закручиваются и завязываются узелками.

Когда совсем не было кукол, брали большое полено берёзы, сосны, рябины, калины, заворачивали в платочек или в какую-нибудь пелёночку. Смотрели, как мама качает младших сестрёнок, братишек и тоже учились качать куколку.

Вместо полена брали валик и тоже заворачивали в пелёнку.

Потом стали делать кукол и сажать их на столбики, которые делали из картона. Косички плели из тряпочек и пряжи. Куколку наряжали всегда хорошо, одевали ей и рубашку, и сарафанчик. Наряжали, как положено.

Потом появились маленькие куколки пеленашечки

Девочки очень любили играть с пеленашечками. Таким куколкам рисовали лицо. Они были очень забавными, и с ними было очень хорошо играть.

Мальчикам тоже делали кукол, которые называются «куклы-куклаки».

Если мальчишки дерутся, мама делала такие куклы и говорила: «Вы не деритесь, лучше поборитесь!» И вот куклы начинали бороться. А знаете, что у них в руках?

В руках у них камешки, поэтому кулачки у них очень тяжёлые.

Ну-ка, потрогайте: тяжёлые кулачки, сильные кулачки?!

Делались куколки к праздникам и назывались такие куколки пасхальными.

Пасхальные куклы были всегда красными, нарядными. Таких куколок подвешивали в домах, чтобы они украшали дом. Под юбочку прятали яичко, и бабушки дарили таких кукол своим внукам.

Маленькая куколка, такая полненькая, такая хорошенькая, это кукла-малыш. Такую куколку клали в колыбельку ребёнку, и он с ней играл, потому что куколка мягкая, как подушечка. Ребёнок прижимал её к себе, мял ручками, играл с нею и не плакал.


Вот такие куколки были в старину, когда ещё не было пластмассовых кукол, как сейчас у вас, а были тряпичные, мягкие, приятные куклы…. С ними приятно и сейчас играть. Об этих куколках я рассказываю всем детям и взрослым, которым интересно. Я очень люблю своих куколок!»

После посиделок с бабушками, с детьми и родителями Надежда Николаевна провела мастер-класс для педагогов по обучению их народной игре с целью разучивания и дальнейшего обыгрывания этих игр с детьми.

Все педагоги детского сада с удовольствием приняли участие в этом мастер-классе.

Мастер-класс, проведённый Надеждой Николаевной, прошёл на высоком эмоциональном уровне: Надежда Николаевна смогла погрузить педагогов в атмосферу настоящих русских посиделок….

Участники мастер-класса (педагоги и прародители) с большим удовольствием примеряли русские народные сарафаны, учились завязывать платки…. В умелых руках платки превратились в чудо-кокошники. Наши педагоги перевоплотились в настоящих русских красавиц. На лицах появились улыбки. «Барышни», глядя друг на друга, шутили, смеялись и «обсыпали» друг друга комплиментами. Появилось ощущение и веселья, русского народного гулянья. Хорошему настроению и эмоциональному подъёму способствовали, предложенные Надеждой Николаевной весёлые народные игры, хороводы, попевки и народные песни.

Ведущая МАСТЕР-КЛАССА Надежда Николаевна поприветствовала всех педагогов и пригласила принять участие в ПОСИДЕЛКАХ. Предложила педагогам поиграть в народные игры: «Прилетели птицы», «Хоровод», «Плетень», «Ой бежит ручей — вода», «На горе — то лён», «Перевёртышки»…

Результатом мастер-класса является то, что педагоги познакомили детей с народными играми, которым научились на МАСТЕР-КЛАССЕ:

После встречи с бабушками и с Надеждой Николаевной дети захотели своими руками смастерить из лоскутов народные куклы — игрушки.

Мы снова обратились за помощью в городскую Творческую Общественную Организацию «Волжский — Город Мастеров».

Были проведены МАСТЕР-КЛАССЫ на тему: «Рождественские игрушки», на которых представители творческой организации научили педагогов и родителей изготавливать из ткани рождественского ангела и куклу — оберег с колокольчиком.

Онипоздравили родителей с приближающимися новогодними праздниками и предложили изготовить обрядовую куклу-оберег с колокольчиком. Руководитель мастер — класса рассказала, что эту куклу дарили близким на праздники с пожеланиями добра и счастья, а звон колокольчика должен был отпугивать злых духов.

Совместно с родителями и детьми провели мастер-класс по изготовлению рождественского ангела. Эта кукла делается из хлопчатобумажных тканей. Ткань лучше рвать.

Считалось, что треск разрывающейся ткани отпугивает нечистую силу. Кукла узелковая. На груди — обереговый крест, (косой крест — это заклинательный знак плодородия и жизни). Кукла делается без иглы. На голове тесёмка, ручки — крылышки.

Изготавливают этих кукол с любовью и нежностью, наполняя своим душевым теплом. Поэтому кукла несёт, как принято сегодня говорить, особую энергетику, храня человека весь год.

Мастер-класс по изготовлению куклы оберега «Рождественский ангел»

Потом была организована выставка кукол. На выставку нами были представлены куклы, изготовленные в детском саду и сшитые дома совместно с бабушками и мамами.

У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.

Мы стали приглашать на экскурсии в мини-музей детей из других групп и знакомить их с историей наших кукол и с народными играми, в которые научились играть. В нашем музее мы предлагаем гостям не только рассматривать куклы, но и поиграть с ними, спеть колыбельную и смастерить куколку из ниток, лоскутков ткани своими руками

Дети очень гордятся своим музеем, и экспонаты постоянно пополняются. К нам в музей стали приносить игрушки не только дети нашей группы, но и все те, кто побывал в нашем музее хоть один раз.

Музей пополняется не только куклами. Творческой группой родителей, прародителей, педагогов был создан альбом, в котором собраны и описаны не только традиционные дворовые игры русского народа, но и игры, предложенные в анкетах родителями казахской, белорусской, армянской национальностей. Так же с нами поделились играми друзья по переписке с Гавайских островов и из Испании…. Они нам прислали описание игр, в которые мы играем с нашими детьми.

По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в рамках проектной деятельности, углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность.

Читайте также:  Какие народные средства при кашле у детей

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные игры и игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

  1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду
  2. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.
  3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» — СПб.: Паритет, 2010 г.
  4. Косарева,В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Тубельская Г. Детские праздники в семье.
  6. Флерина Е. А., «Игра игрушка» — М.,1964 г.
  7. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры».

источник

Консультация для педагогов на тему: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Консультация для педагогов на тему: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста». Воспитатель: Гринь Александра Егоровна.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детейчувства безграничной любви к Родине.

Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Народные подвижные игры и народные игрушки являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались не только образы людей, их быт, труд, национальные устои, но и представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой народной культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опыт народа. Грустно осознавать то, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке — особом виде русского народного творчества. Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – русская народная игрушка. В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка — это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский — наиболее чтимый русский святой — не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку ? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Наши предки были прозорливы и умны. Тонко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них несла свою функцию. Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковские игрушки — название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. Дымковские игрушки представляют собой большое разнообразие, такие как расписные козлы, поросята, уточки-свистульки, медведи, барыни-франтихи. Дети очень любят дымковские игрушки за их жизнерадостный, юмористический вид и интересную историю происхождения.

Филимоновские игрушки — эти игрушки обладают особой выразительностью, на вид очень причудливы и просты. Существует легенда о том, что жил дед Филимон в деревне Филимоново в Тульской области и делал он эти игрушки. В виде крестьянок, барынь, солдат, таинственных существ, наездников на лошадях изготавливают филимоновские игрушки с давних времен. Желтые, оранжевые, красные, белые, синие цвета больше всего преобладают в окраске игрушек. Игрушки в виде людей раскрашивают самыми разными цветами, но лица всегда остаются белого цвета, рот, нос и глаза наносятся легкими штрихами. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами и вытянутыми шеями, тело у игрушек всегда упругое. Филимоновские игрушки переливаются разными цветами и дарят радость каждому.

Каргопольские игрушки — игрушки назвали в честь древнего русского города Каргополь. В этом городе с давних времен среди жителей популярно гончарное дело, изготовление игрушек из глины. Темные цвета окрасок игрушек могут создать суровое впечатление о них, но на самом деле это не так. С юмором и большой теплотой выполнены игрушки различных сюжетов. Мастерами изготавливаются множество подмеченных сцен мастерами, такие как катание на лодке, танцующие пары, тройки с седоками в санях и многое другое. Тело для игрушек изготавливается не целиком, а частями. Темперными красками разукрашивают каргопольские игрушки.

Богородские игрушки — еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева. Богородские игрушки изготавливаются более 300 лет. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки. Для мелких игрушек и подставок под них используют отходы от липы и мелкие щепки. Такие игрушки очень нравятся детям.

Изразцы — также относятся к декоративным русским народным игрушкам. На них изображались предания, легенды, окружающая природа. Создавали изразцы талантливые художники. Они считались предметом прикладного искусства, ими украшали храмы. А в домах богачей изразцами украшали печи.

Особый интерес вызывают яркие матрешки.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере — сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и — удивительно! — рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: » Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время. Игрушка для того и пришла к нам из старины, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к своей Родине.

источник