Меню Рубрики

Народная игрушка как средство патриотизма

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
материал

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Доклад на тему: «Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».[5]

Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре, и еще во многом другом. Источником таких ярких образов для детей дошкольного возраста является приобщение их к культуре своей страны. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства — это народные игрушки.

Что же такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры»[4]. На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «Игрушка – вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям»[2]. Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. Так же все исследователи сходятся во мнении, что народная игрушка, созданная по строгим канонам, выработанным столетиями, вместе с песнями, сказками, праздниками, с детства воспитывает вкус и чувство красоты, закладывает фундамент понимания связи со своим народом, с определённой частью земли — Родиной. [3]

Конечно, в современном мире много игрушек. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус, но не все игрушки одинаково полезны. Большая часть современных игрушек, развивает в ребёнке не всегда добрые и светлые чувства. [1] Хотя изначально они предназначены именно для этого — для радости и гармоничного развития ребёнка. Это еще одна причина, по которой нужно обратиться к истокам и просто необходимо восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Ведь народная игрушка – это всегда добро. Она привлекает внимание детей в первую очередь своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего.

Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки — бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка даёт ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры, в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей. Ведь, недаром, народные игрушки занимали важное место в жизни наших далёких предков. Изначально они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу. Е. Л. Флерина считает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство [7].

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Яркая народная игрушка является незаменимым средством воспитания любви к родине, к окружающей природе, с которой ребенок встречается с малых лет. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера [].

Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка. А.П.Усова на этот счёт писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка» [6].

Дымковские игрушки удивляют своими пластичными формами, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. [8] Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы – барыни, козлы, кони, олени, петухи с расписными хвостами и многие другие персонажи.

Этот промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Сейчас народные умельцы работают в мастерских, но процесс изготовления игрушки не изменился, его можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись [8].

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают [8]. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника [7].

В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки . Хотя, именно семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Так почему бы не сделать своей маленькой семейной традицией создание народных игрушек. Ведь что, как не игрушка, в дошкольном возрасте, сможет лучше раскрыть в душах маленьких граждан чувство гордости за нашу страну, восхищаясь мастерством её умельцев.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей очень значима и актуальна в наше время. Я считаю, что русская народная игрушка — это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств, находя отклики в сердцах и умах будущих патриотов, и, сколько бы лет, столетий не прошло — самой любимой игрушкой у детей будет именно та, которую принято называть «народной». Она никогда не наскучит, не выйдет «из моды», всегда будет востребована и любима. Потому, что именно народная игрушка хранит тепло человеческих рук и душу мастера, создавшего её, хранит его любовь.

Особенно любимой детьми становится игрушка, которую они делали сами, и, как говорил А.И. Деньшин, человек, который много сделал, для того, чтобы промысел дымковской игрушки не канул в прошлое: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!» Эти слова стали моим девизом в дальнейшей работе над темой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством народной игрушки – Дымковского чуда!

источник

Рекомендации родителям Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опыт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка — это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства — искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский — наиболее чтимый русский святой — не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере — сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и — удивительно! — рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка — основной атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. В 2016 году в Дагестане создали матрешку одетую в традиционные кавказские платья. Автором идеи с облачением матрешек в Дагестанские наряды является художница Патима Магомедова

Читайте также:  Мощные народные средства от гриппа

Дыммковская игрумшка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Кукла Пеленашка – Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные — от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. — все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла — младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

При рождении ребенка также и в родильном обряде применяли куклу-пеленашку. Нижняя часть ее фигуры оборачивалась тканью семь или десять раз (символ древнейшей модели небес). Малыша сразу после рождения прятали в хлеву или чулане. В это время к лежащему на постели в женском платье и стонущему мужу, изображавшему рожающую жену, приносили куклу-пеленашку. Считалось, что этот обряд отводил опасность от матери и ребенка.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

В основе правил изготовления Пеленашки воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы – пуп. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканной одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Завязанный тугой узел посередине скатки символизировал пуп (узел располоается спереди куклы!). Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как и пуповину при рождении ребенка. Вторая существенная деталь – голова. Для ее обозначения скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов скатки – с этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца.

Полезные и красивые игрушки из дерева для детей – Деревянные игрушки постепенно возвращаются в нашу жизнь, вытесняя пластик и резину во многих детских комнатах. И, несмотря на некую иронию некоторых взрослых по поводу таких игрушек, они становятся все более востребованными. Сегодня это не просто набор кубиков или матрешек, а довольно широкий ассортимент игрушек, главное преимущество которых – натуральность материалов.
Деревянные игрушки для Вашего малыша – без вреда для здоровья и с пользой для развития ребенка
Игрушка – лучший помощник малыша в его развитии. Это всем известно. Именно через игрушки наши малыши познают мир, знакомятся с цветами и формами, развивают логику, творческое мышление и пр. Главная польза деревянных игрушек – экологичность. Не нужно переживать о неприятном запахе некачественной резины или о вредных компонентах пластика. Конечно, отдельные недобросовестные производители могут применять некачественные краски, но вы всегда можете потребовать сертификат качества – это ваше право потребителя.
Виды деревянных игрушек – развивающие игрушки для детей разного возраста:
Рамки-вкладыши.
Смысл игрушки – подбор объекта, соответствующего определенной форме. Благодаря такой игре, малыш изучает цвета, сами объекты, формы, развивает свои логические способности. Возраст – 1-3 года.
Пазлы.
Такая игрушка подойдет крохе 1,5-2 лет, хотя пазлы можно найти практически на любой детский возраст. Назначение: развитие логического мышления, воображения.
Сортер.
Назначение – размещение объемных элементов в соответствующих углублениях игрушки, изучение форм, цветов, объектов, мелкой моторики, памяти, внимательности и пр. Возраст – 1-3 года. Читайте также: 10 лучших развивающих игр для детей от 6 месяцев до года.
Пирамидки/кубики.
Классические игрушки. Кубики можно использовать с 6 месяцев для знакомства с фигурами и цветами, и далее – для игры, строительства «городов» и пр. Развивают координацию движений, сенсорику, мелкую моторику. Пирамидки включают в игры с 9 месяцев.
Шнуровка.
Цель игры – продевание шнурка через отверстия. Возраст – от 2,5 лет. Назначение: развитие мелкой моторики, помощь (как следствие) в обретении навыков письма, речи.

Моторика.
Цель игры – перемещение элементов на изогнутых прутах. Возраст – с 1-2 лет. Назначение: развитие мелкой моторики, координации, логики.
Игровые наборы из дерева.
Это могут быть кукольные домики, игрушечная мебель, дороги и кухни, фрукты с овощами и пр. О значении таких ролевых игр известно многим – именно во время них развитие ребенка происходит быстрее всего. Конечно, не без помощи родителей.
Конструкторы.
Умные и полезные игрушки для детей, начиная с 1,5-2 лет. Полезен для развития воображения, фантазии, мелкой моторики. Это может быть конструктор из обычных кубиков, а может быть набор элементов для строительства крепости, мельницы и пр. Для более старшего возраста (с 5 лет) конструкторы имеют в наборе соединительные элементы – магниты, винтики, иные крепления.
Деревянные наборы для раскрашивания.
Любому малышу будет в радость самостоятельно раскрасить фигурку деревянного павлина, машинки и пр.
Деревянные куклы и фигуры для игр.
Ну и, конечно, классические лошадки, каталки, машинки и паровозики – для малышей от 1-1,5 и до 6 лет.

Глиняная свистулька – один из самых древних народных музыкальных инструментов. Свистульки существовали на Руси еще в дохристианские времена. Наиболее хорошо традиционные их формы сохранились на Русском Севере, куда на протяжении всей истории России изменения и новые веяния доходили наиболее медленно.

В давние времена свистульки использовали в том числе для помощи лечебным заговорам, для изгнания нечисти, вызова определенной погоды и прочих подобных обрядов. Обрядовая свистулька делалась, по всей видимости, в форме птицы, имеющей сакральное значение для многих народов и по сей день: «птица счастья», «синяя птица», голубь из Библии и т.п. До нас она также дошла в виде уточек, курочек и петушков.

Постепенно глиняная свистулька стала скорее детской игрушкой. Сохранив, впрочем, в большинстве случаев птичий облик. Одновременно появилось множество иных форм свистулек, в том числе в виде других видов животных и даже в виде людей. Большим разнообразием форм отличается, например, филимоновская и абашевская глиняная свистулька. Опять же, изготавливаемые севернее каргопольские и дымковские свистульки испокон века и до сих пор делаются в основном в виде птичек. Глиняные свистульки, как правило, украшали традиционной росписью, характерной для посуды или народной глиняной игрушки, изготавливаемой в конкретном регионе России.

Есть еще такая распространенная форма глиняных свистулек как окарина. Окарина – это предмет из глины, имеющий слегка сплющенную форму, напоминающую пельмень, с несколькими отверстиями на поверхности. Окарина делалась уже больше как музыкальный инструмент, чем просто забава, поэтому окарину не красили и не украшали никаким, разве что обварным способом, то есть обвариванием в молоке или мучном водном растворе с последующим запеканием в печи. В результате такой обработки окарина приобретала более интересный вид благодаря натуральному узору. Так же украшают и некоторые глиняные горшки, это называется обварная керамика.

Сейчас, кроме традиционных, многие мастера делают также авторские модели глиняной свистульки и расписывают ее в зависимости от собственного вдохновения.

источник

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 111 раз

Дремлюга В. Н., Лапицкая С. А. Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №9.1. — С. 66-74. — URL https://moluch.ru/archive/247/56817/ (дата обращения: 11.10.2019).

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,

Свои думы и знания, своё умение — в этом

Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

Близкий и ласковый говорит с ребёнком

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы — необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народных игр и игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [6, 27с]

Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. На огромное воспитательное значение русских народных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Разработанный педагогами проект «Народные игры и игрушки» способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание гуманной, нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

  1. Познакомить детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.
  2. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, народным играм и игрушкам.
  3. Совместно со взрослыми создать музей истории куклы для дальнейшего ознакомления детей других групп с историей возникновения игрушки.

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями и прародителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Чтобы произошёл диалог поколений участникам проекта — детям и взрослым (бабушкам, дедушкам, педагогам, папам и мамам) были предложены разнообразные по содержанию анкеты.

В анкеты включены вопросы о современных и народных играх, игрушках разных поколений.

Проанкетировано 25 детей разного возраста. Из них 12 мальчиков и 13 девочек.

На вопрос: «Любишь ли ты играть?» — 100 % детей ответили положительно. «Много ли ты играешь в детском саду?» — 84 % детей ответили — да, 16 % детей ответили — нет; «Много ли ты играешь дома?» — 76 % детей ответили — да, 24 % детей ответили — нет.

На вопрос: «Какая твоя самая любимая игра?» — дети называли разные игры: «Семья», «Конструктивные игры», «Человек — паук», настольные, подвижные игры, компьютерные игры.

Самой популярной и любимой игрушкой оказалась мягкая игрушка. Основное количество детей любят играть с партнёрами, что составило — 96 %.

Читайте также:  Народные средства ноют мышцы

64 % детей не знают, в какие игры играли их родители, когда были маленькими, 36 % смогли предположить, во что играли их родители.

Играют на компьютере — 96 % детей. Часто, т. е. каждый день играют в компьютерные игры 56 % детей.

По мнению детей, взрослые любят играть, но они не играют, потому что у них много работы, и они всё время заняты.

На основе анкетирования нами сделаны следующие выводы: дети мало знают об играх и игрушках, в которые играли их родители. Компьютер не является самой любимой игрушкой, но дети проводят за ним много свободного времени. Самой популярной игрушкой оказалась мягкая игрушка.

Результаты анкетирования бабушек идедушек, мам ипап:

В анкетировании участвовало — 20 человек.

Анкеты показали, что 98 % респондентов помнят о своей первой игрушке. Старшее поколение респондентов (бабушки и дедушки) чаще играли в игрушки, сделанные взрослыми или своими руками из подручного материала (ткани, соломы, дерева, ваты).

Более молодое поколение (мамы и папы) играли в игрушки фабричного производства, сделанные из пластмассы, резины, металла.

95 % опрашиваемых респондентов мечтали иметь усовершенствованные игрушки (большая кукла, которая ходит, машина на пульте управления, большая мягкая игрушка, домик для куклы).

Наш анализ показал: из подвижных игр более популярными играми всех поколений были: «Горелки», «Лапта», «Вышибалы», «Прятки», «Жмурки», «Краски».

Из речевых игр популярными оказались: «Съедобное — не съедобное», «Города», «Слова», «Колечко».

По результатам анализа полученных данных среди предпочитаемых традиционных подвижных игр оказались игры с правилами. Свою популярность сохранили следующие игры: «Прятки», «Краски», «Салочки», «Чехарда», «Казаки-разбойники», «Бояре», «Лапта».

Волгоградская область по составу населения полиэтнична, что отразилось в результатах нашей анкеты.

Были представлены в анкете популярные национальные игры:

«Земля, вода, воздух» (Армянская народная игра)

«Банки разрушились» (Армянская народная игра)

«Подними камушек» (Казахская народная игра)

«Альчик» (Казахская народная игра)

«Мельница» (Белорусская народная игра)

Анкетный опрос показал, что игра и игрушки во все времена является актуальной. Она сопровождает человека от рождения до старости, в каждом возрасте имеет свои особенности и функции. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Старшее поколение помнит игры и игрушки своего детства и готовы передать игровые традиции подрастающему поколению.

Путём анкетирования мы выявили, что среди бабушек нашего детского сада есть очень интересный человек Жданкина Надежда Николаевна, которая с 2011 года входит в состав городского Координационного Совета по декоративно-прикладному творчеству при администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области, членом городской творческой общественной организации «Волжский — Город мастеров»

Жданкина Надежда Николаева неоднократно становилась лауреатом областных выставок «Бабушкин сундучок», «Продлись, продлись очарованье», городского фестиваля «Ярмарка ремесел», побывала на фестивалях в г. Астрахани, где проводила мастер-классы, принимала участие в выставках в городах Камышин, Ставрополь, Кисловодск, Невиномысск.

Мы попросили её приехать к нам в детский сад со своими куклами. Так же мы попросили и других бабушек поделиться своими воспоминаниями об играх и игрушках.

Наши бабушки-участницы проекта на первой встрече с прародителями

На встречу пришли Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), Чеховская Наталья Павловна (бабушка Лёши), Ольхова Тамара Даиловна (бабушка Ани), Авдотьина Таисия Георгиевна (Бабушка Игоря), Маркосян Гаяне Хнкоевна (бабушка Беллы), Шайхелисламова Алла Григорьевна (бабушка Ромы), которые поделились своим бесценным опытом и воспоминаниями о своём детстве, играх и игрушках.

Чеховская Наталья Павловна вспоминала: «Были годы послевоенные… Я играла в тряпичные куклы. Папа вырезал нам кукол из дерева, а мы их раскрашивали и наряжали, тоже в тряпочки и играли с ними. А играли в такие подвижные игры: «Мячи», «Классики», «Лапта»… В «Казаки-разбойники», конечно, играли, но уже не в таком возрасте, а чуть постарше. «Ручеёк» был…. Вот такие игры у нас были…. Играли в куклы-самоделки. И долго играли… уже в школе учились, большими были, а всё равно собирались, шили…. У нас целая коробка большая была, мы туда всё складывали. Как захотим поиграть, особенно зимой, доставали и играли…».

Воспоминания о детстве Ольховой Тамары Даниловны: «Я играла в куклы тряпочные. Насыпала золы в туловище и голову, рисовала глазки…. Играли мы только такими куклами…. Или делали кукол из ваты и играли с ними. Сейчас таких кукол нет, куклы другие, и дети не знают, как надо делать самим кукол». «Мы играли в игры: «Лапта», «Вышибалы»… мячики катали: выкапывали ямку и закатывали туда мячик, чтобы он попал в ямку. Ещё игра была «Гуси и волк» со словами: «Гуси, гуси, га-га-га», гуси разбегаются, чтобы волк не догнал».

На этой встрече Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), учитель технологии и рукоделия школьного музея «Истоки» МОУ СОШ № 31, рассказала о том, что является с кукольницей в нашем городе, сама шьёт куклы. У неё есть свой музей, где представлены её поделки, куклы, о которых она очень много знает. Надежда Николаевна познакомила детей с различными куклами…. При этом рассказ о них был в стихотворной форме… Стихотворения сочинила сама. Начало было завораживающим:

Здравствуйте, ребятишки, И кукол необычных с собою принесла.

Девчонки и мальчишки! Как у наших… у ворот

Я сегодня в гости к вам пришла Собрался кукол хоровод!

Очень кукол своих я люблю.

У меня и ребятишки занимаются…

Кукол делают, праздники справляют,

Историю наших предков изучают.

Стихотворение Шевченко В. В.

Кто-то поверхностно глянет и изречёт: «Баловство».

А у безликих красавиц есть и душа и лицо.

Сможет она успокоить, и поддержать в трудный час,

И уберечь от напастей, стать оберегом для нас.

Если заняться серьёзно, многое будешь ты знать.

С лыком работать, с соломой, шить, вышивать и вязать.

Нравы, обряды, традиции выучишь ты не спеша.

И у безликой красавицы будто родится душа.

Кукла — зернушка, кукла -стригушка,

Зольная кукла и кукла столбушка.

Сердце щемит, замирает душа,

Положила клубок на платок,

Завязала на шее узелок,

Ручки, ножки, вот кукла готова,

Для игры вот такая обнова.

Долго с куколкой этой играла

И гулять на прогулку водила.

Для меня она очень родная.

С детства я шить кукол люблю,

Своими руками я их создаю.

Тряпочки цветные перебираю,

Лоскуток к лоскутку пришиваю.

Эти куколки все необычные.

Они очень старинные — тряпичные.

В каждой — частичка моей души.

Вот почему они так хороши!

Это куклы— столбушки

Надежда Николаевна обратилась к ребятишкам: «Вы здесь видите много кукол, которых совсем не касалась иголочка, они только закручиваются и завязываются узелками.

Когда совсем не было кукол, брали большое полено берёзы, сосны, рябины, калины, заворачивали в платочек или в какую-нибудь пелёночку. Смотрели, как мама качает младших сестрёнок, братишек и тоже учились качать куколку.

Вместо полена брали валик и тоже заворачивали в пелёнку.

Потом стали делать кукол и сажать их на столбики, которые делали из картона. Косички плели из тряпочек и пряжи. Куколку наряжали всегда хорошо, одевали ей и рубашку, и сарафанчик. Наряжали, как положено.

Потом появились маленькие куколки пеленашечки

Девочки очень любили играть с пеленашечками. Таким куколкам рисовали лицо. Они были очень забавными, и с ними было очень хорошо играть.

Мальчикам тоже делали кукол, которые называются «куклы-куклаки».

Если мальчишки дерутся, мама делала такие куклы и говорила: «Вы не деритесь, лучше поборитесь!» И вот куклы начинали бороться. А знаете, что у них в руках?

В руках у них камешки, поэтому кулачки у них очень тяжёлые.

Ну-ка, потрогайте: тяжёлые кулачки, сильные кулачки?!

Делались куколки к праздникам и назывались такие куколки пасхальными.

Пасхальные куклы были всегда красными, нарядными. Таких куколок подвешивали в домах, чтобы они украшали дом. Под юбочку прятали яичко, и бабушки дарили таких кукол своим внукам.

Маленькая куколка, такая полненькая, такая хорошенькая, это кукла-малыш. Такую куколку клали в колыбельку ребёнку, и он с ней играл, потому что куколка мягкая, как подушечка. Ребёнок прижимал её к себе, мял ручками, играл с нею и не плакал.


Вот такие куколки были в старину, когда ещё не было пластмассовых кукол, как сейчас у вас, а были тряпичные, мягкие, приятные куклы…. С ними приятно и сейчас играть. Об этих куколках я рассказываю всем детям и взрослым, которым интересно. Я очень люблю своих куколок!»

После посиделок с бабушками, с детьми и родителями Надежда Николаевна провела мастер-класс для педагогов по обучению их народной игре с целью разучивания и дальнейшего обыгрывания этих игр с детьми.

Все педагоги детского сада с удовольствием приняли участие в этом мастер-классе.

Мастер-класс, проведённый Надеждой Николаевной, прошёл на высоком эмоциональном уровне: Надежда Николаевна смогла погрузить педагогов в атмосферу настоящих русских посиделок….

Участники мастер-класса (педагоги и прародители) с большим удовольствием примеряли русские народные сарафаны, учились завязывать платки…. В умелых руках платки превратились в чудо-кокошники. Наши педагоги перевоплотились в настоящих русских красавиц. На лицах появились улыбки. «Барышни», глядя друг на друга, шутили, смеялись и «обсыпали» друг друга комплиментами. Появилось ощущение и веселья, русского народного гулянья. Хорошему настроению и эмоциональному подъёму способствовали, предложенные Надеждой Николаевной весёлые народные игры, хороводы, попевки и народные песни.

Ведущая МАСТЕР-КЛАССА Надежда Николаевна поприветствовала всех педагогов и пригласила принять участие в ПОСИДЕЛКАХ. Предложила педагогам поиграть в народные игры: «Прилетели птицы», «Хоровод», «Плетень», «Ой бежит ручей — вода», «На горе — то лён», «Перевёртышки»…

Результатом мастер-класса является то, что педагоги познакомили детей с народными играми, которым научились на МАСТЕР-КЛАССЕ:

После встречи с бабушками и с Надеждой Николаевной дети захотели своими руками смастерить из лоскутов народные куклы — игрушки.

Мы снова обратились за помощью в городскую Творческую Общественную Организацию «Волжский — Город Мастеров».

Были проведены МАСТЕР-КЛАССЫ на тему: «Рождественские игрушки», на которых представители творческой организации научили педагогов и родителей изготавливать из ткани рождественского ангела и куклу — оберег с колокольчиком.

Онипоздравили родителей с приближающимися новогодними праздниками и предложили изготовить обрядовую куклу-оберег с колокольчиком. Руководитель мастер — класса рассказала, что эту куклу дарили близким на праздники с пожеланиями добра и счастья, а звон колокольчика должен был отпугивать злых духов.

Совместно с родителями и детьми провели мастер-класс по изготовлению рождественского ангела. Эта кукла делается из хлопчатобумажных тканей. Ткань лучше рвать.

Считалось, что треск разрывающейся ткани отпугивает нечистую силу. Кукла узелковая. На груди — обереговый крест, (косой крест — это заклинательный знак плодородия и жизни). Кукла делается без иглы. На голове тесёмка, ручки — крылышки.

Изготавливают этих кукол с любовью и нежностью, наполняя своим душевым теплом. Поэтому кукла несёт, как принято сегодня говорить, особую энергетику, храня человека весь год.

Мастер-класс по изготовлению куклы оберега «Рождественский ангел»

Потом была организована выставка кукол. На выставку нами были представлены куклы, изготовленные в детском саду и сшитые дома совместно с бабушками и мамами.

У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.

Мы стали приглашать на экскурсии в мини-музей детей из других групп и знакомить их с историей наших кукол и с народными играми, в которые научились играть. В нашем музее мы предлагаем гостям не только рассматривать куклы, но и поиграть с ними, спеть колыбельную и смастерить куколку из ниток, лоскутков ткани своими руками

Дети очень гордятся своим музеем, и экспонаты постоянно пополняются. К нам в музей стали приносить игрушки не только дети нашей группы, но и все те, кто побывал в нашем музее хоть один раз.

Музей пополняется не только куклами. Творческой группой родителей, прародителей, педагогов был создан альбом, в котором собраны и описаны не только традиционные дворовые игры русского народа, но и игры, предложенные в анкетах родителями казахской, белорусской, армянской национальностей. Так же с нами поделились играми друзья по переписке с Гавайских островов и из Испании…. Они нам прислали описание игр, в которые мы играем с нашими детьми.

По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в рамках проектной деятельности, углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные игры и игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

  1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду
  2. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.
  3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» — СПб.: Паритет, 2010 г.
  4. Косарева,В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Тубельская Г. Детские праздники в семье.
  6. Флерина Е. А., «Игра игрушка» — М.,1964 г.
  7. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры».

источник

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Светлана Мезенцева
Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

Мезенцева Светлана Викторовна

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

Читайте также:  Смазка суставов народные средства

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка — это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства — искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский — наиболее чтимый русский святой — не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере — сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и — удивительно! — рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка — основной атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан цикл занятий для детей среднего дошкольного возраста: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Цикл занятий: краткосрочный, творческий.

Цель занятий: развитие интереса к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными игрушками.

1. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с русскими народными игрушками.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Воспитывать у детей интерес к произведениям народного творчества.

6. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от восприятия.

7. Обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.

8. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.

Этапы реализации цикла занятий:

— подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий;

— подбор объектов для рассматривания;

— приобретение материалов для изодеятельности.

— ознакомление с русскими народными и деревянными игрушками;

— организация НОД «Матрёшкины именины».

Способы организации работы:

— оформление выставки для родителей и воспитанников ДОУ;

— участие в педагогическом совете ДОУ (презентация проекта).

Ожидаемый результат от реализации цикла занятий:

1. Дети знакомятся с русской народной игрушкой – Матрёшкой, как символом русского народного искусства.

2. Воспитанники имеют представления о русской народной игрушке – Матрёшке, игрушках из глины, о лоскутных куклах, деревянных Богородских игрушках.

3. Дети знакомятся с народно-декоративным искусством.

4. Дети знакомятся с историей лоскутной куколки, осваивают доступные способы изготовления куклы Пеленашки.

5. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

6. Развитие сенсорных навыков, мелкой моторики.

7. У воспитанников формируется желание взаимодействовать в коллективе, помогать друг другу.

8. У детей формируется эстетический вкус, развивается воображение, способность фантазировать.

Целевая группа: воспитанники ДОУ, 4-5 лет (средняя группа, 25 человек.

используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

Двигательная: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, игровые ситуации, досуг.

Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, пальчиковые игры, театрализованные игры.

Продуктивная: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, вопросы и ответы, выставки в книжном уголке, досуг.

Познавательно-исследовательская: наблюдение решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры (сюжетные, с правилами, конструирование, увлечения.

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, игровые ситуации.

Трудовая: задания, совместные действия.

Музыкально-художественная: слушание, импровизация, исполнение подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные методы работы:

• наглядные (рассматривание русских народных игрушек, иллюстраций, наглядных пособий, художественной литературы и др.);

• словесные (чтение литературных произведений – потешек, сказок, обобщающие рассказы воспитателя, словесные игры, загадывание загадок, слушание русских народных песен и др.);

• практические (дидактические, подвижные, строительные игры, продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, ручной труд, фольклорное пение, танцы и др.).

Приемы, используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

• художественное слово (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

• придумывание своих загадок, синонимов.

Тематический план серии (цикла) занятий:

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

№ п/п Тема НОД Программные задачи Интеграция образовательных областей

1. «Русская народная игрушка – матрёшка» Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка – неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество. Развивать творчество, интерес к прошлому. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. «Дымковские игрушки» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

3. «Уточка – Марфуточка» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Обучить рисовать элементами дымковской росписи. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами. Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, лоскутная, пеленать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Развивать интерес к лоскутным куклам. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. «Богородские игрушки» Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства. Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания. Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность. Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому. Развивать умение отличать богородские игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам — мастерам — резчикам по дереву. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

6. «Матрёшкины именины» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Продолжать формировать познавательную активность, коммуникационную культуру. Учить правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу, для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Формировать желание взаимодействовать в коллективе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд., перераб. и дополнен. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова – СПб: Детство-Пресс, 2008.

4. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013.

5. «Лоскутные куколки». Любимые игрушки своими руками. Лыкова И. А. Москва, изд. «Цветной мир», 2013.

6. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Л. С Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

7. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

8. «Рисование с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. Д. Н. Колдина – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

9. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Программа, конспекты: средняя группа. Г. С. Швайко – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Некрылова А. Ф., Соколова Л. В. Москва: Айрис-Пресс, 2003.

11. «Как воспитать настоящего человека» Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5-ти т. – Киев, 1980.-Т. 2.

12. «Я — человек». Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Козлова С. А. Москва, Владос, 2001.

13. «Воспитание толерантности у детей». Вострухина Т. Н. Москва, Школьная пресса, 2011.

14. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». Средняя группа. Н. В. Алешина – М.: ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

15. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» (программа, конспектызанятий. Методические рекомендации, конспекты занятий, методические рекомендации) под ред. О. С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера. 2010.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить:.

источник