Меню Рубрики

Народная игрушка как средство приобщения к народной культуре

СТАТЬЯ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
статья на тему

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

Левая Надежда Владимировна

Величайшая правда и простота

народной игрушки, её выразительность

и целесообразность сделали её полезной для

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является духовно-нравственное воспитание, закладывание основ духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Личности, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.

Приобщая детей к культурным традициям своего народа, мы используем разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой.

Значимость игрушки в жизни собственного ребёнка понятна всем. Да и в старину к играм крестьянских детей всегда относились с пониманием, и родители старались порадовать малыша забавной игрушкой- погремушкой, свистулькой, лошадкой, куклой. Яркие, весёлые, пёстрые деревянные и глиняные игрушки, тряпичные и соломенные куколки, сказочные птицы, солдатики, изготовленные мастерами с любовью, сразу завоевали признание и любимы детьми до сих пор. Народная игрушка не только радует глаз, поднимает настроение, раскрывает мир весёлого праздника. Народная игрушка – прекрасный дидактический материал для педагога по развитию познавательной сферы детей, развитию связной речи, воспитанию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад своего народа в сокровищницу общечеловеческой культуры.

Целью нашей работы является воспитание духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.

На первом этапе мы решаем задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приёмов, как создание игровых и сюрпризных моментов. Для этого используются куклы в народных костюмах- дымковская барышня, гжельская, русская, хохломская красавицы. При проведении занятий, развлечений к детям в группу приходят куклы- красавицы и знакомят с жителями своего края- барышнями, матрёшками, птицами, конями, собачками и др. При этом используется народный фольклор: потещки, стихотворения- привлекающий внимание к тому или иному образу игрушки. Например: «…Идёт котик по лавочке», «Петушок, петушок, золотой гребешок», «…Модница, нарядница, вы куда идёте», «Ходит конь по бережку» и др. Также активно используется музыкальный фольклор.

Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи, которой украшена народная игрушка, мы предлагаем им рассмотреть и сравнить красочные наряды гостей, чем они похожи и чем отличаются. При этом добиваемся, чтобы дети при описании нарядов игрушек называли элементы узоров (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет. Главная задача- научить дошкольников рассматривать предметы народного декоративно- прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого образа игрушки.

Наряжаясь в русский народный костюм, в игровой форме мы знакомим детей с народными игрушками, рассказывая сказки и легенды о народном промысле. Для привлечения интереса детей широко используются народные подвижные игры «Карусель», «Как у наших у ворот», «У медведя во бору» и др.

На следующем этапе работы мы предлагаем детям своими руками изготовить народную игрушку. При этом используем следующие материалы – глину, солёное тесто. После этого ребята старательно наносят на игрушки разнообразные узоры – завитки, лепестки, ягодки и др. Так в руках маленьких мастеров оживают хохломские птицы, гжельские лошадки, дымковские барышни.

Особый интерес у дошкольников вызывает изготовление кукол из ткани. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили её родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу. Так и наши ребята с большим усердием складывают, обматывают нитками разноцветные лоскутки, которые превращаются в куколку- красавицу. Эту «ручную» красавицу ребёнок может с уверенностью назвать своей – такой ни у кого нет! Можно сделать куколку похожей на её хозяйку, ведь кукла – это наше отражение, с помощью которого мы ищем своё «я». Это настоящий эксклюзив, в который мы вложили наше представление о гармоничном человеческом образе, и тепло рук, и частичку души, он незримо связывает нас с историей и культурой целого народа.

К работе мы привлекаем и родителей. Они приносят изделия народных промыслов, которые имеются у них дома и используются в быту, дают познавательную информацию о данном изделии, показывают способ изготовления предметов быта и игрушек из разных материалов. Таким образом, привлекаем интерес и внимание родителей, предлагая им создать коллекцию предметов декоративно – прикладного искусства в группе.

Также рекомендуем родителям совместно с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их сделал и как.

Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов («У матрёшки день рождения», «Праздник свистульки», «Праздник дымковской игрушки», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.) При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно – прикладного искусства, исполняют роли на праздниках и др.).

Все русские народные игрушки – и созданные детьми, и принесённые родителями – являются не просто украшением группы. Дети активно могут использовать их в разных видах деятельности – в подвижных, сюжетных, режиссёрских играх, театрализованной и изобразительной деятельности.

Игрушка «слушается» ребёнка (а не живёт «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла), что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение.

Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребёнка возникает желание играть с ней, обустраивать её «место жительства» … Причём хочется делать это самому! А изготовление чего – либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!»

В ходе работы мы получили следующие результаты. Дети знают и под руководством взрослого умеют изготавливать разного вида народные игрушки, знают игры с ними, используют народные игрушки в разных видах детской деятельности.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народ, передающий всё самое ценное из поколения в поколение,- это народ будущего.

источник

Народная игрушка, как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для воспитателей, родителей)

Татьяна Манишнина
Народная игрушка, как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для воспитателей, родителей)

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в обществе – у людей повышается интерес к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности, к корням культуры, древних преданий, поверий. Задача современного человека сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, нужно стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.

Доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Игра – основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. Она развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается фантазия, воображение, создается почва для формирования инициативной и любознательной личности. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка.

Игрушка — обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушку специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

«Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» русскую душу на свой лад».

Дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев русских сказок. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

Современные игрушки, изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Бэтман, черепашки Ниндзя, роботы-трансформеры, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. Такие игрушки дети нещадно разбирают на части и разрушают. Но можно дать им прикоснуться с благоговением к истокам, к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту и подарить ее с любовью близкому человеку. Вот такую игрушку ребенок вряд ли разрушит сознательно.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости.

Народное искусство – это живой, чистый родник, который несет в себе особое историческое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Поэтому очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа.

«Оказывается, до того, как возникла письменность, народ писал свои книги, пользуясь знаками орнамента, формами-образами: птиц, животных, людей, растений и т. д. В этих книгах он рассказывал о своей жизни, о своей вере, обычаях, о своих сезонных представлениях, связывая их с народными и религиозными праздниками, о своем представлении о мире – словом обо всем, что окружало человека, и что он нес в себе, и что называют Национальным Космосом.

Вот, например, такая тематика, как сезонное представление детей о природе. Можно миллион раз твердить: весна, весна, весна, а ребенок будет смотреть на вас непонимающе или умно сделает вид, что все понял, лишь бы вы не были назойливы. И другое дело: внести в группу глиняную куклу, по колориту и гамме красок близко соответствующую сезону, дать ее рассмотреть, потрогать, даже понюхать глину, а затем обыграть с нею какое-то действо. И дети сами запомнят – вот какая она весна: вся цветущая, яркая, с птицами на плечах, да еще и угощает испеченными «жаворонками»».

Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов русской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: красок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, колориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской, хлудневской игрушек; ну, а лето веселит «дымка». Эти особенности используются в работе по закреплению сезонных представлений у детей. А чтобы запоминание было ещё ярче и эффективнее – добавляется поэтическое слово о сезонных образах: Лета, Осени, Зимы, Весны. Результат не заставляет себя долго ждать – в сознании детей происходит цветовое закрепление в соответствии с окружающим миром (зимой краски белые да голубые, что дети и видят ежедневно, образное очеловеченное закрепление сезонов (Зимушка — Красавушка, Сударушка, Государыня; Весна — Красна, Голубушка, Весняночка; Лето — Летушко, Красное; Осень – Золотая, Щедрая). К образному восприятию легче подобрать поэтическое слово, которое не всегда удачно получается приподнести детям.

Вот филимоновский петушок нарядный.

У большого петуха все расписаны бока.

Посмотри, как хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция – гжельская, дымковская, сергиев-посадская деревянная игрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этот дар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать его по прямому назначению, т. е. его маленьким потребителям. Он имеет не только этнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средство воспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.

Читайте также:  Как лечить легкие курильщика народными средствами

Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи.

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка!// Дошкольное воспитание. – 2005. — №4. – с. 98-108.

2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия,1998. – 432 с.

4. Михалёва С. В. Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с.

6. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество//Дошкольное воспитание. – 2005. — №4. – с. 68-73.

Кукла в русском национальном костюме В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Памятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

источник

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый мир., тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы играет серьезную социальную и спсихологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал.

Народная кукла как средство приобщения к народной культуре.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

О постепенном исчезновении народных игрушек из быта семьи свидетельствуют результаты различных мониторингов. В тоже время родители отмечают большой интерес детей к народным играм, труду взрослых и фольклору. Исчезновение из семейного обихода народных игрушек – показатель недостатка внимания родителей к ним как традиционному элементу воспитания.

С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.

У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла. Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.

Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.

Куклы в разных странах делаются по разному . Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения.

Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

В соответствии с ФГОС ведущее место в жизни ребенка к дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно – игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, помогут сохранить у детей здоровье и ценности человеческих отношений, воспитание чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре.

источник

Семинар-практикум для родителей

« Народная кукла как средство

приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель работы. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение. знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

Формы. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы. Домашнее задание для родителей «Изготовить куклу». Организация выставки самодельных кукол.

План. 1. Ознакомление с типологией кукол.

2. Описание современной куклы.

3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.

4. Практические рекомендации для родителей.

Результаты. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:

это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Читайте также:  Трудовое воспитание средством народной педагогики

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

источник

познакомиться и дать представление о традиционной калмыцкой кукле.

привлечь внимание к истории куклы, выделяя её достоинства;

развить фантазию, вкус, творческое воображение; воспитывать чувство патриотизма к национальным традициям.

Народная игрушка.

Может оградить от бед, сохранить здоровье, принести счастье.

Детская игрушка в виде фигурки человека.

Подготавливает ребенка к взрослым отношениям.

Обязательный верный спутник детских игр.

Древняя популярная до сих пор игрушка.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждени е

«Уланхольская средняя общеобразовательная школа»

Народная кукла-средство приобщения детей к истокам народной культуры

Руководитель: учитель технологии

Бембеева Галина Михайловна

Цель -познакомиться и дать представление о традиционной калмыцкой кукле

Задачи : привлечь внимание к истории куклы, выделяя её достоинства;

развить фантазию, вкус, творческое воображение; воспитывать чувство патриотизма к национальным традициям.

Детская игрушка в виде фигурки человека

Может оградить от бед, сохранить здоровье, принести счастье

Подготавливает ребенка к взрослым отношениям.

Обязательный верный спутник детских игр.

Становятся другом и партнером ребенка

Сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа

Древняя популярная до сих пор игрушка

Типы назначения народной куклы

  • Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
  • Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров.
  • Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.
  • Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита. Сам ряд изображений — в живописи, графике — свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа.
  • Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол — кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца — Брахмы, а театр кукол — подобием мира.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов — прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»).

Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья — андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

В XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, — авторская художественная кукла. Двадцатый век — век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства — авторская кукла. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для «игры», эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов.

Современная тенденция — очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает — ее можно научить говорить!

«Растим фотомодель», так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. Она была верным спутником не одного поколения девочек. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена.

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц — это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Таки-ми куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.

19 век — появилась первая русская матрешка, она сразу снискала небывалое признание, как символ русского народного искусства. Прообразом матрешки явилась завезенная с острова Хонсю фигурка буддийского монаха Фу-ку-ру-му, в которой находилось несколько фигурок, вложенных одна в другую.

19 век-1840г. – в США производителю кукол удается получить патент — впервые кукол начинают выпускать серийно.

19 век-1884г. – начало истории шведской компании BRIO, крупнейшего производителя экологических деревянных игрушек. Сегодня игрушки BRIO продаются более чем в сорока странах мира.

19 век -1887г. — Йоханом Мезелем изобретена говорящая кукла. В 1820-м она была модернизирована Томасом Эдисоном — в куклу вмонтировали фонограф.

1915 — Джонни Грулл, газетный художник, начинает продажу кукол Энн — копий куклы, сделанной для дочери Марселлы.

1927 — изобретен особый вид пластмассы — полистрол. Хотя один из видов пластмассы, целлулоид, был изобретен в 1860-ых, полистрол стал первым достаточно прочным материалом, чтобы удовлетворить запросы производителей игрушек.

1959 — Эллиот Хандлер и его жена Рут создают куклу Барби. Сегодня каждую секунду продается по одной кукле Барби.

1965 — Стэнли Вестон создает куклу для мальчиков. Герой заимствован из телешоу и назван Лейтенантом Джо. К удивлению многих производителей игрушек, убежденных в том, что мальчики не играют с куклами, Джо становится более популярным, чем телевизионный герой. Интересен тот факт, что подругу Джо, выпущенную год спустя, ожидал полный провал.

Такая история развития игрушки-куклы дошла до нашего времени.

Современному, а особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции сел и деревень. С одной стороны, он был заполнен тяжёлым физическим трудом, а с другой – общеизвестны весёлые деревенские праздники. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее её роль в совершении обряда.

Если раньше куклы оберегали ребёнка, формировали нравственные устои воспитывали любовь к семье, то в наше время они искореняют традиции нашего народа, навязывают чуждую культуру. А ведь без прошлого нет и настоящего.

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Национальная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи . Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Давайте с вами познакомимся с этими удивительными произведениями национальной культуры.

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

В ходе изготовления кукол мы познакомились с традицией русского ,калмыцкого народов. Смогли самостоятельно изготовить куколок своими руками.

источник

Опыт работы на тему «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

Гончаровой Инны Анатольевны

Воспитателя МДОУ «Ясли — сад №303 г. Донецка»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Читайте также:  Народные средства орз и гриппа

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как н ародная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также а ктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

О возрождении культурных традиций, в которых значительное место

занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, Н. Ю.

Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Был изучен опыт работы других детских садов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с традиционной народной куклой, освещение данной технологии в методических пособиях.

В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение ; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.

Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников .

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

В начале учебного года был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы (Приложение 1), уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:

86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;

из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;

67% детей не знают о народных праздниках и обрядах;

Народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.

Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному (Приложение 2).

Занятия строятся по определенному алгоритму:

1) формулировка цели работы — ознакомление с определённым видом кукол;

2) история возникновения данного вида куклы;

3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;

4) использование аутентичного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;

5) Определение и показ последовательности работы;

Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;

Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

В работе с детьми использую различные формы и методы работы : занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников . Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и созда ем мини-выставки.

Д ети знакомятся с обычаями и традициями народа, с и сторией народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моде лей кукол, с народным костюмом.

Также в работе использую разные методы обучения детей:

словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения);

практические (роспись доски, изготовление тряпичной куклы, рисование кукол, одежды для них);

наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, и пр.)

В обучении детей по данной теме были использованы разные виды детской деятельности:

коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);

двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня — тонкопряха», «Зайцы и лиса»);

продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»);

игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);

познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

— консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей») ;

— привлечение родителей к подбору ма териалов для изготовления кукол;

— сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

— мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними .

Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Таким образом, и спользование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:

— в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;

— изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;

— занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

— в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать .

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Список использованной литературы

«Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.

Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре»// Справочник старшего воспитателя. 2011. №5. С. 24 – 33.

Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.

«Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.Детство-пресс, 2008.

«Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.

Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –Акцидент, 1997

Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008

Кривошеева Г.А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации.- Ульяновск, 1995. С.47

Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

«Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.» Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.

«Народное искусство в воспитании детей». / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичекое пособие.Детство-пресс», 2012.

Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005

источник