Меню Рубрики

Народная игрушка как средство социализации детей

На современном этапе одним из важнейших условий решения социальных, экономических и политических задач является упрочнение духовно-нравственных основ современного общества. В настоящее время в нашей стране воспитательный и развивающий потенциал народной игрушки в работе с детьми практически не используется. Вместе с тем необходимо отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребёнка национальные черты, эстетические чувства как народная игрушка. По мнению Д.Н. Дубининой, через народную игрушку народ отдаёт ребёнку свою любовь и нежность, своё веселье и смех, свои мысли и знания, своё умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В игрушке народные мастера высказывают своё представление о мире, природе, людях. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение. Поэтому народная игрушка, являясь хранителем памяти народа, транслятором его исторических, культурных, религиозных традиций, выступает для ребёнка инструментом познания всего богатства человеческой и национальной культуры. Матрешка — наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. Классическая русская матрешка состоит из пяти или семи кукол, самая маленькая из которых является ребенком. Сделана русская сувенирная матрешка из дуба или ольхи, покрыта известковым раствором, предотвращающим рассыхание, и лаком. Расписывают матрешек гуашью либо не расписывают вообще, а выжигают рисунок, да так искусно, что на первый взгляд и не поймешь, что краски на матрешке нет. Ребенка матрешка будет приучать к аккуратности и доведению начатой работы до конца. Сложить матрешку не так просто, необходимо еще и совместить на ней узор, чтобы ручки матрешки или длинная косичка были красивыми. В продуктивной или свободной деятельности детей можно сотворить матрешку самостоятельно: сложить из бумаги, расписать деревянную или бумажную заготовку. Такая игрушка будет иметь для ребенка ценность намного выше, чем обычная игрушка, потому что изготовлена своими руками. Народная игрушка, ставит перед ребёнком различные игровые задачи, способствует развитию у него познавательных процессов, т. е. служит целям умственного воспитания. Познавательная ценность народной игрушки для ребёнка заключается в том, что она в доступной ей форме отражает явления реального мира, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию образного мышления, памяти, речи, эмоций. Для старших дошкольников традиционная народная игрушка — это не только музейный экспонат или сувенир, это основа для их художественного творчества. Доступность материала, относительная лёгкость и несложность выполнения игрушек из глины, соломы, дерева и других традиционных материалов делает процесс художественного творчества детей интересным и полезным. Дошкольники с увлечением лепят и раскрашивают глиняные игрушки, знакомятся с качествами и свойствами соломы, с элементарными навыками соломоплетения. Современных детей можно и нужно знакомить с народной игрушкой. Однако это должны быть только подлинные народные игрушки, а не стилизация. В современных условиях требуется разработка системы воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, структурными компонентами которой являются повышение педагогической квалификации воспитателей, нравственное просвещение родителей и деятельность педагогов-воспитателей по воспитанию патриотизма ребёнка. Таким образом, именно народная игрушка, насыщенная бытовой и исторической информацией, коммуникативно близка ребёнку. Игра с народной игрушкой вместе с освоением языка и произведений фольклора (колыбельных, сказок, песенок, пословиц, загадок и т. д.) формирует первые представления об окружающем мире, первые жизненные впечатления и чувства, закладывает в ребёнке тот духовный клад, который пригодится ему во взрослой жизни. Народная игрушка имеет не только экологическую, но и духовную чистоту. Выполнена с нежностью и любовью, она развивает фантазию, духовный мир воспитанников, способствует овладению первыми профессиональными навыками. К тому же в процессе игрового общения с народной игрушкой ребёнок учится представлять образ живого натурального предмета, что способствует развитию его наблюдательности и сообразительности

Актуальность темы: В современном обществе в последнее время все больше внимание уделяется толерантному отношению к национальным чувствам, традициям, обычаям разных народов. В становлении и формировании этого фактора большую роль играет поликультурное воспитание. О процессе поликультурного воспитания и его наполнении конкретным содержанием имеется много плодотворных идей в работах Г.Н. Волкова, З. А. Мальковой, Н.В. Силистрару, Л. Л. Супруновой. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой гуманистическую социализацию личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Одним из основных положений поликультурного воспитания является содействие национальной личностной самоиден тификации детей средствами этнопедагогики и формированиеих культуры на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Среди средств поликультурного воспитания необходимо особо выделить народное декоративно-прикладное искусство, и в частности -народную игрушку. Народная игрушка способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Этнопедагогический феномен народных игрушек сочетает в себе, как отмечает Н.К. Гаранина, выражение сущности геоисторического пространства этноса со спецификой народной игрушки как игрового предмета, способствующего вхождению ребенка в национальную культуру. В тоже время детская игрушка, по утверждению М.С. Кагана, выступает как «великое изобретение культуры». Применительно к образовательному пространству народная игрушка рассматривается исследователями как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры различных народов (М.С. Каган, Л.Н. Столович), как культовый и обрядовый предмет, народная скульптура (В.А. Городцов, М.Г. Левин, С.И. Руденко, С.И. Стебницкий и др.). Целью данной работы является изучение русской народной игрушки как средства социализации и инкультурации ребенка. Задачами данной работы являются: — рассмотреть народную игрушку как элемент этнической культуры; — провести анализ использования народной игрушки в формах СКД. Объектом исследования является русская народная игрушка. Предметом исследования является изучение русской народной игрушки как средства социализации и инкультурации ребенка. Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах психологов и педагогов П.Ф. Каптерева, Е.М. Водовозовой, В.А. Сухомлинского, Е. А. Флериной, А.П. Усовой Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

1. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребёнок в игровой цивилизации. — М.: АСТ, 2001. — 148 с. 2. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 2000. — 356 c. 3. Арутюнов, Г. Новокузнецкая матрешка: становление промысла / Арутюнов Г.// Народное творчество. — 2004. — № 2. — 411 с. 4. Бавина П.А. Методические коворкинги в организации обучения педагогов в дошкольном образовании [Текст] / П.А. Бавина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — №4 (9). — 389 с. 5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995. — 372 с. 6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с. 7. Гзовская, О. Л. Роль народного искусства в системе эстетического развития школьников / Гзовская О. Л.// Изобразительное искусство в школе. — 2003. — №1. — 233 с. 8. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. — 190 с. 9. Зайцева О. Г. Народная игрушка как средство формирования элементов духовной культуры у дошкольников [Текст] / О. Г. Зайцева // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2 июня 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — 314 с. 10. Захарова Е. В. Использование дидактического пособия «Коврик — Развивай-ка» для сенсорного развития детей младшего возраста [Текст] / Е. В. Захарова, П. А. Бавина // Научные исследования: от теории к практике: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — 173 с. 11. Камилова Х. Использование художественных традиций народной игрушки в эстетическом воспитании школьников / Камилова Х.// Искусство в школе. — 2008. — № 2. — 345 с. 12. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру / Козлова С.А. — М.: Тетра, 2000. — 296 с. 13. Комратова, Н. Знакомство с национальной культурой: подготовительная к школе группа / Комратова Н.// Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10. — 412 с. 14. Культура детства: учеб. пособие: в 2 ч. / И. И. Клявина; М-во культуры Рос. Федерации, Кемер. гос. ун-т культуры и искусств Проектирующая среда и основные социокультурные процессы. Ч.2. 2005. — 300 с. 15. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. — 1996. — № 3. — 288 с. 16. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / Новицкая М.Ю. — М., 2003. — 189 с. 17. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. — М.: Внешторгиздат, 1990. — 148 с. 18. Русская игрушка: из коллекции худ.-пед. музея игрушки АПН СССР: альбом / авт.-сост. Г.Л.. Россия, 1987. — 186 с. 19. Севастьянова, О. Игрушки из детства: [богородская игрушка] / Севастьянова О.// Народное творчество. — 2004. — № 4. — 312 с. 20. Симонова, А. А. Символическое значение игрушек / Симонова А. А.// Психолог в детском саду. — 2009. — № 1. — 322 с. 21. Смирнова Е.О. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова [и др.]. — М.: Русское слово — учебник, 2016. — 112 с. 22. Тимошкина, Н. Народная игра и игрушка как средства освоения детьми своих полоролевых функций / Тимошкина, Н.// Воспитание школьников. — 2007. — №3. — 317 с. 23. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы: учеб. для проф. учеб. заведений/Уткин П. И., Королева Н. С. — М.: Высш. школа, 1992. — 198 с. 24. Цветкова Т. Знакомьтесь: матрешка / Цветкова Т.// Дошкольное воспитание. — 1994. — №4. — 287 с. 25. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. — М.: АСТ, 1998. — 492 c

источник

«Народная игрушка как средство социализации дошкольника»

Консультация для воспитателей

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

«Народная игрушка как средство социализации дошкольника»

Консультация для воспитателей

Воспитателя МБДОУ д/с №23 г. Ставрополь

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность. Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Л. Н. Толстой, который придерживался краеведческого принципа, народности и национальности считал, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку».

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности. Россия до сих пор славится народной игрушкой

Читайте также:  Народные средства при лечении рака гортани

— матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны.

Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом.

Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре,через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм), характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений.

Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаpмонично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические.

Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.
Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи. В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой.

Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт.

Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой.

Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения.

Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.

Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки.

В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.
В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму.

Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры. Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью.

Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребёнка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

‒ погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду;

‒ комплексное использование средств народного воспитания;

‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

источник

Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста

Выпускная квалификационная работа

Студента заочного отделения группы Д-54

научный руководитель –

Ст. преподаватель кафедры

Дошкольной и коррекционной

Педагогики Коротких О.В.

Допущено к защите

«____»_____________2010г. (протокол № ________)

Зав. кафедрой доц. Иванникова С.В. ____________

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы социализации детей среднего дошкольного возраста.

1.1 Социализация как предмет теоретического исследования ………………………………………..………………………….

1.2 Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста……………………….

1.3 Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игры с народной игрушкой…………………………………………………..……..

Глава II. Экспериментальное исследование социальных аспектов воспитания дошкольников с использованием русской народной игрушки.

2.1Анализ результатов констатирующего эксперимента…………

2.2Анализ результатов формирующего эксперимента…………….

2.3Анализ результатов контрольного эксперимента………………

Список использованной литературы…………………………….

Актуальность исследования процесса социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным из­менением ценностных ориентации, обращением к человеческой индиви­дуальности. В этой связи педагогическая наука нацелена на развитие само­актуализирующейся, интенсивно развивающейся личности, которое может быть достигнуто в процессе гуманизации отношений в системе «ребенок -ребенок», «ребенок — взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса социализации.

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Со­циализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой дея­тельности как «арифметике социальных отношений» (Д.Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаи­модействии с окружающими людьми. Учеными доказано, что средний до­школьный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Игрушка как воплощение духовности и «жизненный нерв игры» (Е.А. Аркин) рассматривается в ряде работ как вспомогательное средство игры. В качестве специального средства социализации народная игрушка исследуется в работах Л.С. Малик.

Россия располагает богатейшим арсеналом народных тра­диций. В своей работе мы акцентируем внимание на русской народной игрушке в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в соци­ум. Новые образовательные программы и педагогические технологии ори­ентируют на введение регионального компонента в творческую работу воспитателя. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка , не в полной мере вос­требована педагогикой.

Таким образом, существует противоречие между осознанием значи­мости этнических и общечеловеческих ценностей как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста, формированием подрастающей личности и отсутствием системы целенаправленных и преднамеренных воздействий на личность ребенка средствами народной игрушки (как одного из путей осуществления социализа­ции).

Объект исследования — процесс социализации детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке условий социализации детей среднего дошкольного возраста средствами народной игрушки.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что русская народная игрушка может стать эффективным средством социализации личности ребенка, если созданы условия для:

· распредмечивания духовного богатства и социального смысла народ­ной игрушки в единой культурно-пространственной и предметно-развивающей среде;

· опредмечивания духовного содержания народной игрушки, связанно­го с обогащением «Я» дошкольника среднего возраста в разнообразной деятельности с народной игрушкой;

· переноса социального опыта, социальных ролей и ролевых взаимоотношений, полученных в игре, в реальную жизнедеятельность детей.

Цель, объект, предмет и гипотеза позволили определить задачи исследования;

1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проана­лизировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.

2. Выявить своеобразие русской народной игрушки и ее педагогические возможности.

3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия социализации детей среднего дошкольного возраста средствами народной игрушки.

4. Обозначить критерии и уровни сформированности игрового взаимо­действия детей на материале народной игрушки.

Для решения поставленных задач и научного обоснования исходных положений использовались взаимодополняющие методы исследования: причинно-следственный анализ педагогической, философской, регионоведческой, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ государственных и альтернативных программ в контексте ознакомления дошкольников с народной игрушкой, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

В качестве первоисточников исследовались образцы устного народ­ного творчества — сказки, пословицы, поговорки, загадки, предметы декоративно-прикладного искусства.

Организация исследования. Эксперимент проводился на базе дошкольного сада № 14 города Ельца. Всего исследованием было охвачено 15 детей среднего дошкольного возраста. В эксперимен­те было задействовано 10 практических дошкольных работников.

Работа проводилась в 2004-2005 гг. и включала три этапа:

На первом этапе осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования, анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.

На втором этапе была подвергнута проверке и уточнению гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента, уточнен для использования разработанный методический материал. Разработана экспериментальная программа, проведен формирующий эксперимент.

Читайте также:  Народные средство от детского гастрита

На третьем этапе проведен контрольный эксперимент. Систематизированы и теоретически обобщены результаты опытно-экспериментальной работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9915 — | 7446 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

пояснительная записка к презентации

«Народная игрушка как средство поддержки позитивной социализации дошкольников»

воспитателя МБДОУ детского сада № 54

Воронцовой Светланы Николаевны

Уважаемые коллеги, представляю вам опыт работы, основанный на традициях народной педагогики, а именно на использовании народных кукол в процессе социализации ребенка.

Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости».

Усвоение ребенком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает, может проходить по-разному.

Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию.

Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Позитивная социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений».

А игрушка как воплощение духовности и «жизненный нерв игры» рассматривается как вспомогательное средство игры.

В русской народной игрушке народ воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум.

Среди большого многообразия народных игрушек для детей ближе и понятнее кукла. Через игру с куклой дети усваивают нравственные нормы и правила поведения в быту. Куклы являются прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о детях. Все педагоги отмечают положительное влияние игр с куклой на формирование гармоничных отношений со сверстниками и усвоение социальных форм поведения.

В последние годы в дошкольных учреждениях интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке, несомненно, возрос.

Но при этом народная игрушка, как правило, используется в обучении детей как образец художественной деятельности, как украшение интерьера и как средство обогащения предметной среды.

Думается, что воспитательный потенциал народной игрушки гораздо шире. Моей целью как раз и являлось раскрытие этого потенциала.

Если пробудить у детей интерес к народной игрушке, то при специально созданных условиях игрушка вызовет у детей яркий эмоциональный отклик, станет побудителем нравственного поведения и самовыражения ребенка .

Использование народной игрушки позволяет осуществить комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей во всех образовательных областях.

Представляемая система работы построена по принципу тематического планирования в соответствии с календарными народными праздниками и событиями. Можно выделить шесть этапов работы с народной куклой .

На первом этапе дети знакомятся с народным календарем .

Кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, играя роль посредника в отношениях человека с миром природы, поэтому ребята знают, что каждый новый месяц связан с новой куклой.

В первый день месяца из календаря дети узнают, какие народные праздники их ожидают в ближайшее время. При этом интересную и полезную информацию о народных приметах и событиях мы отмечаем символами в перекидном календаре, чтобы в нужный момент воспользоваться ею.

На втором этапе в группе появляется кукла.

Появление куклы всегда происходит традиционно. Дети с интересом ждут начало месяца, так как знают, что к ним придет новая кукла, которая расскажет о себе интересную историю и принесет много занимательных дел на весь месяц. После рассказа воспитателя о народном историческом назначении, о том, какой смысл несет в себе кукла, у детей, как правило, возникает желание иметь такую куклу у себя.

А появившаяся кукла-гостья занимает почетное место в уголке природы на весь месяц.

Таким образом, следующим, третьим этапом становится подготовка к изготовлению куклы.

Сначала мы с детьми обсуждаем, какие материалы необходимы для ее создания.

Дети дома делятся информацией, полученной в саду, и уже вместе с родителями решают, какие материалы они могут принести из дома для изготовления своей куклы.

Таким образом, в процесс, как активные агенты, включаются родители. Очевидно, что общение с родителями на этом этапе, которое можно назвать творческим общением, становится дополнительным фактором положительной социализации детей.

В группе мы договариваемся когда, в какой день, будем мастерить куклу.

Итак, 4 этап – изготовление куклы.

Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит в свободной совместной деятельности, а не регламентирован рамками занятия. Процесс изготовления не ограничен во времени.

Мотивацией у ребенка к изготовлению куклы является личная заинтересованность, а это определяет свободный характер их деятельности, они вкладывают в нее душу.

5 этап мы назвали деятельностно — игровым.

По своему назначению народные куклы делятся на три группы : игровые, обрядовые, обереговые. Поэтому дальнейшее их использование и действия с ними будет зависеть от их назначения.

В соответствии с назначением куклы формируется игровая ситуация.

Игрушка может выступать и как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.

В течение всего месяца народная кукла (хозяйка месяца) присутствует в игровой деятельности детей.

Она обязательная участница сюжетно-ролевой игры «Семья».

В дидактических играх , таких как: «Сравни кукол», «Найди пару», «Закончи узор» и т.п. их присутствие в разных качествах также обязательно.

Не забываем о народном календаре. В народных играх каждого месяца наши куклы – главные героини.

Про каждую куклу дети обязательно разучивают стихотворения , которое несет богатую информацию о народной культуре.

Куклы участвуют в театральной деятельности . Используя их, дети разыгрывают различные сценки и маленькие представления.

Сделанная кукла своими руками, может помочь воспитать в ребенке такие качества, как забота о младших, щедрость. Воспитатель может предложить детям изготовить и подарить куклу малышам .

Заключительным мероприятием месяца является организация развлечения , которое будет соответствовать народному календарю.

Все перечисленное – это традиционные составляющие игровой деятельности с народной куклой.

Но она этим не ограничивается. Большое место в этой деятельности занимает импровизация.

С наступлением нового месяца в группу придет новая кукла.

Но прежняя хозяйка месяца продолжает «жить» в нашей группе, просто она перемещается в мини-музей «Народной игрушки», который у нас создан. Куклы продолжают быть востребованными детьми, они могут присутствовать как « гостьи» в играх, в организованно-образовательной и музыкально-театральной деятельности.

Педагогическая практика и накопленный опыт демонстрирует поистине неограниченный воспитательный потенциал народной игрушки.

Народная кукла знакомит детей с окружающим миром, активизирует их, она развивает нравственные, коммуникативные и другие качества, важные для социализации, знакомит с трудом взрослых, помогает общению со сверстниками.

Основываясь на традициях своего народа, народная игрушка приобщает ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства .

источник

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Светлана Мезенцева
Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

Мезенцева Светлана Викторовна

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка — это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства — искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский — наиболее чтимый русский святой — не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере — сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и — удивительно! — рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка — основной атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Читайте также:  Как лечить мочевую кислоту народными средствами

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан цикл занятий для детей среднего дошкольного возраста: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Цикл занятий: краткосрочный, творческий.

Цель занятий: развитие интереса к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными игрушками.

1. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с русскими народными игрушками.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Воспитывать у детей интерес к произведениям народного творчества.

6. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от восприятия.

7. Обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.

8. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.

Этапы реализации цикла занятий:

— подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий;

— подбор объектов для рассматривания;

— приобретение материалов для изодеятельности.

— ознакомление с русскими народными и деревянными игрушками;

— организация НОД «Матрёшкины именины».

Способы организации работы:

— оформление выставки для родителей и воспитанников ДОУ;

— участие в педагогическом совете ДОУ (презентация проекта).

Ожидаемый результат от реализации цикла занятий:

1. Дети знакомятся с русской народной игрушкой – Матрёшкой, как символом русского народного искусства.

2. Воспитанники имеют представления о русской народной игрушке – Матрёшке, игрушках из глины, о лоскутных куклах, деревянных Богородских игрушках.

3. Дети знакомятся с народно-декоративным искусством.

4. Дети знакомятся с историей лоскутной куколки, осваивают доступные способы изготовления куклы Пеленашки.

5. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

6. Развитие сенсорных навыков, мелкой моторики.

7. У воспитанников формируется желание взаимодействовать в коллективе, помогать друг другу.

8. У детей формируется эстетический вкус, развивается воображение, способность фантазировать.

Целевая группа: воспитанники ДОУ, 4-5 лет (средняя группа, 25 человек.

используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

Двигательная: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, игровые ситуации, досуг.

Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, пальчиковые игры, театрализованные игры.

Продуктивная: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, вопросы и ответы, выставки в книжном уголке, досуг.

Познавательно-исследовательская: наблюдение решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры (сюжетные, с правилами, конструирование, увлечения.

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, игровые ситуации.

Трудовая: задания, совместные действия.

Музыкально-художественная: слушание, импровизация, исполнение подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные методы работы:

• наглядные (рассматривание русских народных игрушек, иллюстраций, наглядных пособий, художественной литературы и др.);

• словесные (чтение литературных произведений – потешек, сказок, обобщающие рассказы воспитателя, словесные игры, загадывание загадок, слушание русских народных песен и др.);

• практические (дидактические, подвижные, строительные игры, продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, ручной труд, фольклорное пение, танцы и др.).

Приемы, используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

• художественное слово (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

• придумывание своих загадок, синонимов.

Тематический план серии (цикла) занятий:

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

№ п/п Тема НОД Программные задачи Интеграция образовательных областей

1. «Русская народная игрушка – матрёшка» Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка – неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество. Развивать творчество, интерес к прошлому. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. «Дымковские игрушки» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

3. «Уточка – Марфуточка» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Обучить рисовать элементами дымковской росписи. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами. Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, лоскутная, пеленать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Развивать интерес к лоскутным куклам. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. «Богородские игрушки» Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства. Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания. Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность. Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому. Развивать умение отличать богородские игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам — мастерам — резчикам по дереву. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

6. «Матрёшкины именины» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Продолжать формировать познавательную активность, коммуникационную культуру. Учить правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу, для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Формировать желание взаимодействовать в коллективе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд., перераб. и дополнен. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова – СПб: Детство-Пресс, 2008.

4. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013.

5. «Лоскутные куколки». Любимые игрушки своими руками. Лыкова И. А. Москва, изд. «Цветной мир», 2013.

6. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Л. С Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

7. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

8. «Рисование с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. Д. Н. Колдина – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

9. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Программа, конспекты: средняя группа. Г. С. Швайко – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Некрылова А. Ф., Соколова Л. В. Москва: Айрис-Пресс, 2003.

11. «Как воспитать настоящего человека» Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5-ти т. – Киев, 1980.-Т. 2.

12. «Я — человек». Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Козлова С. А. Москва, Владос, 2001.

13. «Воспитание толерантности у детей». Вострухина Т. Н. Москва, Школьная пресса, 2011.

14. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». Средняя группа. Н. В. Алешина – М.: ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

15. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» (программа, конспектызанятий. Методические рекомендации, конспекты занятий, методические рекомендации) под ред. О. С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера. 2010.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить:.

источник