Меню Рубрики

Народная игрушка как средство воспитания детей

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Светлана Мезенцева
Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

Мезенцева Светлана Викторовна

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Исходя из механизмов формирования качеств патриотического воспитания дошкольника, можно рассматривать взаимодействие воспитателей и воспитанников направленное на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования ведущее место в жизни ребенка в дошкольном учреждении должна занимать самостоятельная игровая деятельность, в том числе на основе принципов народной педагогики. Развитие самостоятельных игр зависит от создания соответствующей предметно-игровой среды, обогащения детей опытом игровой деятельности, привития игровой культуры. Традиции использования народных игрушек, кукол, особенно в сюжетно-ролевых играх, помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передать молодому поколению социальный опт народа. Для этого необходимо разрабатывать современные модели работы с народными игрушками.

Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.

В словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка — это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства — искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский — наиболее чтимый русский святой — не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере — сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немного цветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и — удивительно! — рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства».

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка — одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка — всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

Русская народная игрушка — основной атрибут игровой деятельности. Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в наше время.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан цикл занятий для детей среднего дошкольного возраста: «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста».

Цикл занятий: краткосрочный, творческий.

Цель занятий: развитие интереса к русской национальной культуре через знакомство с русскими народными игрушками.

1. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с русскими народными игрушками.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

5. Воспитывать у детей интерес к произведениям народного творчества.

6. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от восприятия.

7. Обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.

8. Реализовывать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой Родины.

Этапы реализации цикла занятий:

— подбор литературы, иллюстраций, наглядных пособий;

— подбор объектов для рассматривания;

— приобретение материалов для изодеятельности.

— ознакомление с русскими народными и деревянными игрушками;

— организация НОД «Матрёшкины именины».

Способы организации работы:

— оформление выставки для родителей и воспитанников ДОУ;

— участие в педагогическом совете ДОУ (презентация проекта).

Ожидаемый результат от реализации цикла занятий:

1. Дети знакомятся с русской народной игрушкой – Матрёшкой, как символом русского народного искусства.

2. Воспитанники имеют представления о русской народной игрушке – Матрёшке, игрушках из глины, о лоскутных куклах, деревянных Богородских игрушках.

3. Дети знакомятся с народно-декоративным искусством.

4. Дети знакомятся с историей лоскутной куколки, осваивают доступные способы изготовления куклы Пеленашки.

5. Обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи.

6. Развитие сенсорных навыков, мелкой моторики.

7. У воспитанников формируется желание взаимодействовать в коллективе, помогать друг другу.

8. У детей формируется эстетический вкус, развивается воображение, способность фантазировать.

Целевая группа: воспитанники ДОУ, 4-5 лет (средняя группа, 25 человек.

используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

Двигательная: подвижные игры с правилами, игровые упражнения, игровые ситуации, досуг.

Игровая: сюжетные игры, игры с правилами, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, пальчиковые игры, театрализованные игры.

Продуктивная: Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, вопросы и ответы, выставки в книжном уголке, досуг.

Познавательно-исследовательская: наблюдение решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры (сюжетные, с правилами, конструирование, увлечения.

Коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, игровые ситуации.

Трудовая: задания, совместные действия.

Музыкально-художественная: слушание, импровизация, исполнение подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

В своей работе с воспитанниками я использую разнообразные методы работы:

• наглядные (рассматривание русских народных игрушек, иллюстраций, наглядных пособий, художественной литературы и др.);

• словесные (чтение литературных произведений – потешек, сказок, обобщающие рассказы воспитателя, словесные игры, загадывание загадок, слушание русских народных песен и др.);

• практические (дидактические, подвижные, строительные игры, продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, ручной труд, фольклорное пение, танцы и др.).

Приемы, используемые в ходе реализации серии (цикла) занятий:

• художественное слово (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры).

• придумывание своих загадок, синонимов.

Тематический план серии (цикла) занятий:

«Русская народная игрушка

как средство патриотического воспитания детей

среднего дошкольного возраста»

№ п/п Тема НОД Программные задачи Интеграция образовательных областей

1. «Русская народная игрушка – матрёшка» Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства. Расширять словарь: народная игрушка, расписная, игрушка – неваляшка. Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество. Развивать творчество, интерес к прошлому. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

2. «Дымковские игрушки» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Учить лепить из глины дымковскую игрушку – уточку; закреплять приемы лепки: раскатывание, вытягивание, прищипывание, сглаживание. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

3. «Уточка – Марфуточка» Совершенствовать знания детей о дымковской игрушке. Обучить рисовать элементами дымковской росписи. Формировать представления детей о станице Дымково. Развивать интерес к дымковским игрушкам. Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, умение создавать узоры из круга, овала и точки. Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. «Знакомство с народной куклой. Изготовление лоскутной куклы «Пеленашки» Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани. Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами. Активизировать словарь детей за счет слов: кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, лоскутная, пеленать. Приобщать детей к традиционной культуре России. Развивать интерес к лоскутным куклам. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

5. «Богородские игрушки» Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства. Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания. Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность. Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому. Развивать умение отличать богородские игрушки. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам — мастерам — резчикам по дереву. Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

6. «Матрёшкины именины» Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами. Продолжать формировать познавательную активность, коммуникационную культуру. Учить правильно употреблять в речи глаголы и прилагательные, сочетать их с существительными. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи. Создать условия для развития чувства гордости и причастности к своему народу, для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Формировать желание взаимодействовать в коллективе. Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Список используемой литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие – 2-е изд., перераб. и дополнен. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

3. «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова – СПб: Детство-Пресс, 2008.

4. «Народная культура и традиции» В. Н. Косарева. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013.

5. «Лоскутные куколки». Любимые игрушки своими руками. Лыкова И. А. Москва, изд. «Цветной мир», 2013.

6. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Л. С Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

7. «Развивающие игры в ДОУ». Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.

8. «Рисование с детьми 4-5 лет». Конспекты занятий. Д. Н. Колдина – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

9. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Программа, конспекты: средняя группа. Г. С. Швайко – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

10. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Некрылова А. Ф., Соколова Л. В. Москва: Айрис-Пресс, 2003.

11. «Как воспитать настоящего человека» Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5-ти т. – Киев, 1980.-Т. 2.

12. «Я — человек». Программа приобщения ребёнка к социальному миру. Козлова С. А. Москва, Владос, 2001.

13. «Воспитание толерантности у детей». Вострухина Т. Н. Москва, Школьная пресса, 2011.

14. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». Средняя группа. Н. В. Алешина – М.: ООО «Элизе Трейдинг», 2002.

15. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» (программа, конспектызанятий. Методические рекомендации, конспекты занятий, методические рекомендации) под ред. О. С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера. 2010.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.

Читайте также:  Снятие внутричерепного давления народными средствами

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить:.

источник

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВЫМ ТРАДИЦИЯМ

Кузан Надежда Ивановна

канд. пед. наук, доцент Дрогобычского государственного педагогического университета имени Ивана Франко, Украина, г. Дрогобыч

THE FOLK’S TOY AS A MEAN OF EDUCATION OF CHILDREN POSITIVE ATTITUDE TO LABOR TRADITIONS

Nadia Kuzan

candidate of pedagogical sciences, аssociate рrofessor Drohobych State

Pedagogical University named ofter Ivan Franco Ukraine, Ukraine, Drohobych

В статье раскрыто роль игрушки в процессе воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к реальной жизни. Обоснован выбор игрушек в соответствии с возрастным развитием ребенка и воспитательным значением. Вопреки современной игрушке народная вводит ребенка в круг его будущих занятий и обязанностей, способствуя формированию качества будущего хозяина. Главной задачей родителей является не перегружать ребенка неограниченным количеством готовых игрушек, а привлекать к их самостоятельному изготовлению.

The article deals with the role of toys in children upbringing of positive attitude to traditions and customs of their people and prepares them for life. The choice of toys is according to age of the child and the educational value. Contrary to popular contemporary toy folk toy introduces a child to circle the upcoming activities and responsibilities, creates a future owner. The main task of the family — not to overburden a child unlimited number of toys but attract to their manufacture.

Ключевые слова: народная игрушка; игра; ребенок; воспитание

Keywords: folk toy; game; child; education.

Эффективным средством воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям и обычаям своего народа и подготовки их к жизни являются игра и народная игрушка. Именно они отражают педагогическую систему той или иной эпохи. Гравюры и картины художников XVI—XVII вв. с изображениями детских игр показывают, что триста-четыреста лет назад среди детей пользовались популярностью те же игры и игрушки, что и сегодня или в недалеком прошлом. Дети играли в жмурки, дочки-матери, ездили на лошадях-палочках [4, с. 22].

Выполняя определенные действия, ребенок воспроизводит поступки конкретного человека определенного времени, получает необходимый объем знаний, норм поведения и морали. В игре формируются внутренние качества будущего хозяина: умение работать в коллективе, сотрудничать, оказывать помощь. Полезность игры состоит в том, что она тесно связана с трудовыми традициями и обрядами. Между игрой и трудовой деятельностью не существует огромных различий: игра приучает человека к физическим и психическим усилиям, необходимым для работы. Из песка и глины дети строят домики, печь, колодец; из коры и дерева мастерят коляски, водяные мельницы, лодочки; из травы и лозы плетут корзиночки, коляски. Множество игр и игрушек являются лишь внешними символами рождающихся идей. В свою очередь, потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и др., предусматривает необходимость огромного количества моделей и постоянного их исследования. Следя за игрой, взрослые судят о способностях и трудолюбии ребенка [5, с. 82].

Воспитанию у детей позитивного отношения к трудовым традициям и подготовке их к работе, кроме игры, помогала и народная игрушка. Как считает Л. Герус, народная игрушка принадлежит к уникальным явлениям культуры. Она является и предметом детской игры, и средством воспитания и развития ребенка, и объектом творчества, и реликтом культуры, и декоративным изделием, и сувениром [2, с. 6]. Народные игрушки делали сами родители для детей, изготовляли дети и мастерили ремесленники.

Всем игрушкам, кроме традиционных, общенациональных и местных признаков, присущи ремесленные качества мастера. В игрушке отобразились глубокие знания мастеров психологии и духовных запросов детей, а также понимание значения игрушки в подготовке детей к жизни. За изготовление детских игрушек брались только те ремесленники, которые искренне, всей душой любили детей, хорошо знали их быт или сами занимались воспитанием. Поэтому первые игрушки они изготавливали именно для своих детей. Поскольку большинство народных игрушек по происхождению тесно связано с различными аспектами традиционной хозяйственной деятельности крестьян, то, кроме развлекательной функции, они имеют огромное воспитательное значение. Среди разнообразных игрушек, которые служат физическому, эстетическому, нравственному и умственному развитию ребенка, преобладают те, которые позволяют ребенку приобретать навыки трудовой деятельности. Функциональное назначение определяло содержательное наполнение народной игрушки. Среди них выделяли: 1) игрушки, изображающих людей и животных; 2) звуковые игрушки и модели музыкальных инструментов; 3) модели мебели; 4) модели посуды и кухонной утвари; 5) модели орудий труда и хозяйственного инвентаря; 6) модели средств передвижения; 7) модели оружия; 8) игрушки, не имеющие аналогов в окружающей среде [2].

Среди народных игрушек не было случайных. В любой возрастной период детства, в соответствии с развитием ребенка, они постепенно заменяли друг друга и имели конкретное воспитательное значение. Малышам от рождения до 1,5 лет предназначались тарахтелки, летунцы и т. п., способствующие их психофизическому развитию, стимулирующие движения, активизирующие зрение и слух. Детям. которые учились ходить некоторые игрушки — птички, лошадки, колясочки на колесиках и т.д. – помогали в развитии ходьбы и бега. В возрасте от 3 до 14 лет ребенка приучали к его будущим занятиям. Соответственно существовали игрушки для мальчиков и для девочек. Ребята, как правило, отдавали предпочтение игрушкам, касающимся “мужской” работы – обработки почвы, сбора и переработки урожая, уходу за животными (плуги, бороны, лопаты и т. д.). Девочки выбирали для игр кукол, мебель, кухонную утварь, согласно традиционным «женским» занятиям. Игрушка как объект игры и одновременно средство воспитания отображает обычаи, быт и занятия взрослых, воспитывает у детей стремление к коллективной деятельности, ведь играть самому ребенку неинтересно. Чаще всего дети в игре использовали самодельные детские игрушки, простые, неприхотливые, которые “вводят ребенка” в круг будущих занятий и обязанностей, приучают его к труду. Изготавливая игрушку, ребенок демонстрирует не только умение пользоваться готовым материалом, но и свою готовность к творчеству. Он мастерит не только простые орудия (грабли, лопаты, молотки, кочерги), но и игрушечные машины, изготовление которых требует смекалки и определенных знаний [5, с. 85].

Среди детских игрушек различают те, которые используются постоянно в течение определенного времени, и такие, которые изготавливали только для конкретной игры, а потом выбрасывали — тележки, куклы, тележка-лошадка. Как правило, материалом для изготовления игрушек служило все, что окружало ребенка: корни, трава, дерево и т. п. [3, с. 115]. Самодельные игрушечные куклы из ткани (преимущественно), соломы, травы, камыша, конопли, липового луба, коры, кукурузы являлись неотъемлемой частью детской жизни. Народные самодельные домашние куклы в своей образной основе — это воплощение добра и кротости. Кукла, как правило, является посредником между бабушкой и внучкой, то есть между старшим и младшим поколениями. Поэтому в ней, то ли сделанной наскоро, чтобы успокоить, «занять» ребенка, то ли изготовленной старательно, как подарок к празднику или ко дню рождения, прослеживаются, кроме индивидуального, еще и родовой, этнический, национальный факторы любви к ребенку, веры в добро и защиту от злых сил. В кукле (домашней, самодельной кукле) собственно фрагментарно представлены и портрет внучки, и автопортрет бабушки в детстве. Поэтому в таком изделии, в его пластически-декоративной основе более глубоко и правдиво выражены национальные, местно-этнические начала, чем в кукле сувенирной.

Игрушка является не только реликтом культа, средством воспитания, объектом творчества, эквивалентом обмена, но и предметом роскоши, показателем социального статуса ее владельца. Игрушки, отличающиеся изысканностью форм и великолепием украшений, редко предназначались для детской игры и впоследствии стали декоративными предметами интерьера, вызывающими удовольствие и удивление гостей. Г. Виноградов подчеркивал, что крестьянские дети не случайно получают минимальное количество игрушек. Этот факт не простое совпадение, поскольку в практике народной педагогики подтверждаются теоретические положения Платона, который не одобрял избытка игрушек у детей, или Тагора, считающего, что мир игры отравлен для того несчастного ребенка, который перегружен несметным количеством игрушек [1].

Сегодня народная игрушка занимает важное место в системе средств формирования таких черт характера, как трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, уважение к трудовых традициям и обрядам. Она уникальным образом интегрирует бытовые, художественные, педагогические традиции. Народная игрушка дает ребенку то, чего не может дать современная промышленная игрушка. Это не только предмет игры, она отображает обычаи и традиции народа, его образ жизни. Народная игрушка позволяет ребенку проявить свое творчество и стимулирует его к активному и самостоятельному поиску, формирует позитивное отношение к трудовым традициям.

Список литературы:

  1. Виноградов Г.С. Страна детей : избр. труды по этнографии детства / сост. А.В. Грунтовский. СПб. : Анатолия, 1998. — 540 с.
  2. Герус Л. Українська народна іграшка. Львів, 2004. — 264 с.
  3. Грушевський М. Дитина у звичаях і віруваннях українського народу К.: Либідь, 2006. — 256 с.; іл.
  4. Найден О. Українська народна іграшка: Історія. Семантика. Образна своєрідність. Функціональні особливості. К.: АртЕк, 1999 — 256 с.
  5. Сявавко Є.І. Українська етнопедагогіка в її історичному розвитку. К.: Наукова думка, 1974. — 152 с.

источник

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Актуальность исследования. Народ, нация сохраняют себя благодаря собственной системе воспитания. Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, в конечном счете, они определяют духовный облик народа, его менталитет — образ морали и поведения. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. воспитание этнокультурный игрушка

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г. Асмолов [2: с.2]).

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние народной игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Народная игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение народной игрушки как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий » игра», » народная игрушка».

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

Игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, в отличие от игрушек Африки, Америки, Ближнего Востока, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Не свойственно национальной игрушке и техническое оснащение, за исключением Сергиев посадской игрушки, испытавшей влияние западных образцов. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д.

В летописях, относящихся к XII веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечного промысла относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали село Дымково, Гжель, Тула и др. В Нижегородской области изготавливали игрушки из древесины. Городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый ныне Федосеевский промысел своеобразны по содержанию и художественному стилю.

По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов:

— глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д.);

— деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

— волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д.). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма.

— Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы);

— берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

— вятские изделия из еловых шишек и мха;

— тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно);

— «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;

— плавающие восковые игрушки;

— пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям);

— северные игрушки из кости и рога.

Производство игрушек из жести и олова не получило в России такого развития, как в Германии и во Франции. Заслуживает внимания лишь жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.

По содержанию игрушки можно подразделить на народные дидактические, игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Читайте также:  Уменьшение сердцебиения народными средствами

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина, А.П. Усова были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка — это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла — обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза — длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д. Ушинский, развивая взгляды Л.Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой (Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.).

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа, ибо стремление педагогов дать большой объем знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. При этом признание этнопедагогических традиций позволяет исследователям шире использовать совокупность воспитательных средств, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках (Г.Н. Волков). Обширный эмпирический материал (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Г.Л. Дайн, О.И. Капица и др.) отражает возрастную стратификацию различных этносов, соответствующие обряды детского цикла и создает реальные предпосылки для построения этнопедагогической концепции, включая проблему функциональности русской народной игрушки. Игрушка, по мнению Г.Л. Дайн, О.А. Квасовой, В.С. Мухиной, Т.М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Игрушка как часть духовной культуры народа охарактеризована в философских исследованиях с различных точек зрения: исторической, социальной, художественной, педагогической и т.д.

Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н. Борев, М.С. Каган, Г.Л. Дайн, В.А. Разумный, Л.Н. Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Л.Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г.Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики. Однако этнопедагогические характеристики народной игрушки, изначально заложенные мастерами-умельцами, специально не изучались.

Как известно, дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др., закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. В процессе социализации, как считает А.В. Мудрик, особое место занимают мезофакторы, к которым относятся этнокультурные условия приобщения ребенка к субкультуре своего народа.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Гришина, Т.С. Комарова, З.-Б.Ф. Контаутене, Г.В. Лунина и др.); формированию у детей доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Р.Ш. Халикова и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (М.В. Крулехт, Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.).

Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.

И так игрушки имели большое значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как «добро« и «зло«, отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.

Традиционные народные игрушки сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.

Народные игрушки всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.

Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.

Филимоновская народная игрушка «родилась» в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера — шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот. Кстати, с 19 века в Туле стали изготавливать декоративные статуэтки, по большей части женского пола, вобравшие в себя многие черты городской культуры.

Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

— образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

— развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

— воспитательные (Воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, чувственного начала.

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Стоит отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщенные способы передачи объемной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.

В системе работы с дошкольниками используется сочетание различных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи. Системе задач соответствует и система методов и приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее предварительной работы с детьми. Целью такой работы является формирование у детей представлений и наглядных образов. Задача воспитателя это не подготовка мастеров хохломской, дымковской или филимоновской росписи, а приобщение их к истокам народного искусства (Грибовская А.А.).

Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. В.А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу о том, что понятия вреда и пользы вещей, поступков отношений воспринимается лишь как производное от понятий красиво, приятно, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости, красоты, труда, прежде, чем удовольствие тот пользы. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам — развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество — это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать куклу из ткани. Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи. Дошкольники могут принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Начинать работу с детьми можно с изготовления куклы-закрутки. Изготавливают основу-скалку, перевязывают основу нитками на уровне шеи и талии, подол юбки изготавливают из ситца, волосы из чулочного трикотажа. Далее на занятиях можно познакомить детей с такими разновидностями народной куклы как «бабочка», зернушка, кукла-берестушка, кудельница, конусная кукла, кукла десятиручка, «неразлучники», материнская молитва. С детьми можно проводить занятия по изготовлению куклы в местном народном костюме. Знакомя детей с местным народным творчеством, воспитатель ставит задачу опосредованно показать непрерывную связь поколений и связь традиций народа с искусством изготовления костюма. Также дети могут украшать декором костюм куклы. Выполняя народную куклу типичную для Ярославского края, необходимо знакомить дошкольников с семантикой вышивки (косым крестом, зубчатой линией, птицей и т. д.), цветом исполнения вышивки: сочетанием белого, красного, а так же синего, зеленого и желтого. Старших дошкольников знакомят с любимыми видами ткачества Ярославского края — бранного и выборного, украшением головных уборов бисерной понизью, украшением шеи и груди узорными полосами из бисера. На занятиях дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

Читайте также:  Как улучшить перистальтику кишечника народными средствами

Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строиться не только на доступном уровне развития ребенка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная на магнитофонную пленку речь как бы народной мастерицы — родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

Необходимо отметить, что народная игрушка пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: «За что мы любим народную игрушку?» В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.

Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.

Таким образом, можно отметить, что методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

— общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

— специальное обучение детей соответствующей деятельности.

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Дымковская глиняная игрушка — это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

— систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;

— чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.

2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования возможно, если обеспечить:

ориентацию его на формирование у детей этнической идентичности и национального самосознания;

создание образовательной предметно-игровой среды с использованием народных игрушек и учетом этнорегиональных характеристик;

включение народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности;

разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с игрушками;

моделирование игрушек по народным мотивам;

формирование профессиональной готовности педагогов к включению самобытной народной игрушки в образовательный процесс.

Общая методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и деятельности.

Методологическим ориентиром исследования служит системный, личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический и этнопедагогический подходы. В качестве специальной методологии выступает системно-целостный подход к познанию и преобразованию действительности; народности воспитания посредством развития индивидуального самосознания; развития ребенка средствами, адекватными детству — играми для постепенного приобщения к культуре этноса; самоценность дошкольного возраста, на протяжении которого формируются психологические новообразования, имеющие абсолютное, непреходящее значение для развития личности в целом. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность, объективность, диалектика общего, особенного и частного, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений и фактов воспитания и образования.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка — непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. М., Просвещение, 1967. — 221-235 с.

2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. — 8-15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. — 82 -85 с.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М.: Медицина, 1981, 90 — 107 с.

5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. — М.: Просвещение, 1979. — 27-36 с.

6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. — 20-24 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. — М.: Просвещение, 1983. — 146 — 157 с.

8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 50-69 с.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.

10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.: ил.

11. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. — М.: Просвещение, 1987. — 6-13 с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.

13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6.

14. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 1969. — 7-34 с.

15. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. — 18-23 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 160 с.

17. Мебель-игрушка — оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. — 18-25 — с.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

20. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. — 15-24.

21. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. — 123-128 с.

22. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. — 90-99 с.

23. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. — 86-89 с.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 81-85 с.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

реферат [1,2 M], добавлен 16.12.2014

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 09.11.2010

История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 25.07.2010

Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

презентация [4,1 M], добавлен 23.03.2010

Характеристика развития народной игры в России, ее особенностей и видов. Культурно-педагогические процессы в России, способствующие возникновению интереса к народной игре. Использованию народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

дипломная работа [93,8 K], добавлен 24.12.2017

Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 14.11.2012

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 11.06.2012

Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [322,0 K], добавлен 28.04.2013

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Игрушка как средство развития детей. Проведение эмпирического исследования игровой деятельности ребенка. Основные рекомендации по подбору игрушек.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 19.07.2014

Значение приобщения к традициям народа в дошкольные годы. Особенности приобщения дошкольников к традиционной культуре. Эффективные педагогические условия знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы.

реферат [56,3 K], добавлен 15.02.2014

источник