Меню Рубрики

Народная игрушка как средство всестороннего развития детей

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предметов народных промыслов России, которые используются педагогами в образовательном процессе. Краткие пояснения подчёркивают, как с помощью народных игрушек можно разнообразить формы педагогического общения с детьми и повлиять на развитие всех сторон личности.

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТСО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Для развития различных психических функций ребёнка существуют оптимальные, то есть самые благоприятные сроки. Вы мечтаете, чтобы Ваш малыш лучше всех воспринимал, а затем и понимал окружающий мир?! Тогда вам необходимо знать, что с первых месяцев жизни ребёнок проживает период чувственного познания окружающего. В раннем возрасте происходит становление всех видов восприятия – зрительного, слухового тактильно-двигательного. Позже на безе сформированного восприятия происходит развитие первых этапов мышления – наглядно – действенного и наглядно – образного. Именно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление являются важнейшими достижениями ребёнка от рождения и до 3 лет. В дальнейшей жизни они не исчезают, но дополняются более поздними этапами развития мышления и выполняют свою роль в течение всей жизни. Поэтому несформированность процессов мышления может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Вся познавательная деятельность ребёнка с первых месяцев жизни связана с его практической деятельностью. Чтобы воспринимать окружающий мир (видеть и понимать свойства предметов и явлений), ребёнок должен его видеть, слышать, ощущать и действовать с ним. Издавна любящие и заботливые родители создавали такие условия для детей, мастерили для них игрушки. Века проверили и подтвердили воспитательные функции народных игрушек. Наше время также доказывает особую значимость и незаменимость игрушек, сделанных народными умельцами. Компьютерные и другие современные игрушки не могут заменить мудрую, добрую, близкую и понятную ребёнку игрушку из Каргополя, Дымково, Мезени, Филимоново, Гжели и других российских промыслов, способную не только развивать интеллект, но и формировать нравственность человека.

Когда ребёнок чувствует, что его понимают, он развивается значительно лучше! Народные игрушки * способствуют развитию сотрудничества ребёнка и взрослого *формируют потребность ребёнка в общении *развивают способность понимать взрослого *упражняют малыша в подражании взрослому *развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития.

Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мышления. Развитие мелкой моторики – это *совершенствование хватательных движений *развитие разнообразных движений руки *развитие отдельных движений кисти руки *развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации (соотносящие движения руки и глаза).

Развитие процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях – сенсорное развитие *Формирование представлений о форме *формирование представлений о цвете *формирование представлений о размере, величине *формирование представлений о фактуре, тепловых характеристиках *формирование представлений о вкусовых качествах *формирование представлений о звуковых характеристиках…

Развитие речи *умение выделять речь взрослого из потока окружающих звуков *умение понимать речь *умение слышать интонации речи *умение подражать правильной, выразительной речи взрослого *упражнение в точном произношении звуков речи *условия для речевого творчества

Эмоциональное развитие *Эмоции и чувства развиваются параллельно с другими сторонами личности. Однако, если не уделять внимание их развитию в раннем возрасте, эмоциональная сфера может остаться неразвитой. *Трудно приходится взрослому человеку, который не научился в детстве радоваться и грустить, сочувствовать и наслаждаться красотой окружающего мира.

Нравственное и гражданское воспитание В народном искусстве обобщены эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает Россия, нет ни в одной стране мира. Дошкольники с интересом воспринимают и понимают произведения народных мастеров, являющиеся памятниками русской национальной культуры и истории.

источник

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 20

МАСТЕР — КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Народная игрушка как средство всестороннего развития детей»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы.

— знакомство с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Куклы — хороводницы»;

— формирование интереса к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

— создание эмоционально положительной атмосферы, радости и чувства удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса: воспитатели детского сада.

— изготовление народной куклы – хороводницы;

— повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей по созданию изделия;

— проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

компьютер, музыкальная подборка русско-народных мелодий, сундук с куклой-хороводницей, лоскуты ткани, вата, нитки, шпажка, ленточки, красные ленточки, книжечки с мастер-классами кукол для педагогов.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Я решила помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях и обрядах, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Под народную музыку гости входят в музыкальный зал, где их встречает мастерица в русском костюме.

Ведущая: Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались в просторной горнице, чтобы отдохнуть от забот.

А еще называют русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждают: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился — не подстригся, а от посиделок отрекся.”

На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Добро пожаловать на наши посиделки!

Отдых — это не безделка,
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!

А сегодня, раз у нас посиделки мы будем с вами говорить о рукоделии, но не привычном, и почти забытом.

— В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.

А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как разгадаете загадку:

В сундук я спрятала игрушку

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

— Правильно кукла. Но не просто кукла, а кукла — хороводница.

Кукла Хороводница – одна из немногих чисто игровых тряпичных кукол, на которых не возлагали обережный обязанностей. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Делали обычно каждому ребенку сразу две куклы – по одной в каждую руку. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение и освоение нового вида рукоделия для нее проходило быстрее. Точно такими же движениями, когда девочка сядет за прялку, она будет одной рукой крутить веретено, а другой скручивать пряжу.

За основу куклы берем достаточно ровную и длинную палочку. У нас использованы шпажки.
Делаем голову кукле Хороводнице.
На конец палочки наматываем вату, очес льна, ветошь или синтепон. Так как шпажки острые с одного конца, мы отрезаем острый край ножницами и именно с этой стороны делаем голову тряпичной куклы. Чтобы голова не соскальзывала с конца палочки, можно немного использовать клея. Мы сделали основу для головы из льняной веревки, а сверху обмотали слоем ваты.

Чтобы вата не раскрывалась, еще раз сверху наматываем обычные швейные нитки.
Вы можете сделать голову-шарик другим удобным способом.

Для юбочки куклы Хороводницы вырезаем два круга разных диаметров. У нас диаметры кругов 19 и 21см. Лучше всего для юбки использовать легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. Бязь – более тяжелая и юбочка с трудом поднимается, когда играешь с куклой.
У верхнего круга (который меньшим диаметром) найдите середину и отметьте ее ручкой или карандашом. Сложите два круга вместе.

Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.
Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20см).
Подверните края и сделайте ручки.
Наденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы лицо куклы было ровным, а сбоку получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.
На голову Хороводнице одеваем повязку для имитации повойника.
Сверху на голову одеваем платок (Прямоугольный треугольник 17х17см) и завязываем его сзади.
Поднимите ручки куклы вверх, тем самым освободив юбочку, расправьте ее немного и можно играть.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Мы тебя поили (грозят пальцем)

Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)

Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

Игра повторяется с другим ребенком.

Как играть с тряпичной куклой Хороводницей.

Наши предки делали для игры две куколки. Девочка крутила одновременно в двух руках по куколке, тем самым готовясь к будущей работе (прядению) и развивая необходимые навыки.
Я человек взрослый, но мне сложно в двух руках крутить по куколке. Хорошо если получится двумя руками крутить одну куколку, так чтобы куколка крутилась достаточно быстро и юбочка у Хороводницы поднималась вверх. Можно положить палочку между ладошками и как бы «потирать» ими. В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней. Такое упражнение очень полезно для деток: и девочек и мальчиков, так как заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.

источник

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Читайте также:  Рецепт от почек народные средства

источник

Этнокультурное воспитание детей. Народная игрушка и традиции национального русского искусства. Приспособление к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольников на занятиях.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Актуальность исследования. Народ, нация сохраняют себя благодаря собственной системе воспитания. Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, в конечном счете, они определяют духовный облик народа, его менталитет — образ морали и поведения. Ядром отечественных, в том числе народных педагогических традиций, несомненно, являются игры и игрушки, корнями которых выступает древнеязыческая религия предков русского народа. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. воспитание этнокультурный игрушка

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Между тем следует учитывать, что ребенок в современном социуме взаимодействует с разными культурами. Эта ситуация требует от него понимания и уважения особенностей культуры других людей. Только личность, способная к освоению национальных культур и диалогу культур, может раскрыть для себя общечеловеческие и общекультурные ценности. В связи с этим особые требования предъявляются к этнокультурному воспитанию детей, приобщению их «к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть в и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре» (А.Г. Асмолов [2: с.2]).

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. Не восполняется пробел в воспитании ребенка с помощью народной игрушки и в современной семье. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать значение и взаимосвязь игры и игрушки, раскрыть методическое влияние народной игрушки на развитие ребенка.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: Народная игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение народной игрушки как средства всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Раскрыть сущность понятий » игра», » народная игрушка».

5. Изучить особенности подбора игрушек для разных возрастных групп в детском учреждении.

Глава 1. Педагогическая сущность народной игрушки

1.1 История возникновения народной игрушки

Игрушки имели большое значение на Руси. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщенный характер. Глиняные игрушки очень часто были свистульками. По древним поверьям шум и свист защищали хозяина и общину от злых духов, в то же время свист имитировал голоса птиц. Образ птицы встречается практически во всех старинных народных промыслах, так как птица являлась символом солнца. Вырезанные из дерева, слепленные из глины фигурки, имели обобщенный, собирательный образ. Изображения животных и птиц просуществовали века, хотя впоследствии утрачивалось их ритуальное значение, изменялась пластика предназначение. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, в отличие от игрушек Африки, Америки, Ближнего Востока, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Не свойственно национальной игрушке и техническое оснащение, за исключением Сергиев посадской игрушки, испытавшей влияние западных образцов. Первыми игрушками младенца были жужжалки, колокольчики, бумажные мячики. Потом ребенок получал свистульки, куклы, лошадок и т. д.

В летописях, относящихся к XII веку, содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечного промысла относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарные игрушки. Центрами гончарных промыслов стали село Дымково, Гжель, Тула и др. В Нижегородской области изготавливали игрушки из древесины. Городецкие изделия, знаменитая матрешка, забытый ныне Федосеевский промысел своеобразны по содержанию и художественному стилю.

По материалу, из которого изготовлена игрушка, ее можно разделить на несколько видов:

— глиняная (каргопольская, дымковская, филимоновская, хлудневская, абашевская ит. д.);

— деревянная (богородская, Сергиевская, полховмайданская, крутецкая, федосеевская игрушка, выполненная с помощью топора, архангельские птицы из щепы и проч.);

— волжские игрушки из лозы (санки, погремушки, корзиночки и т. д.). Центром данного промысла считается старинный город Кинешма.

— Пензенские. Тамбовские, Калужские соломенные игрушки (куклы, птицы);

— берестяные изделия (берестяные мячи, дудки и проч.);

— вятские изделия из еловых шишек и мха;

— тряпичные игрушки (выполнялись повсеместно);

— «съедобные игрушки» из подкрашенного сахара;

— плавающие восковые игрушки;

— пекарские изделия (имели ритуальный смысл: их скармливали скоту или давали детям);

— северные игрушки из кости и рога.

Производство игрушек из жести и олова не получило в России такого развития, как в Германии и во Франции. Заслуживает внимания лишь жестяная игрушка из Нижнего Новгорода.

По содержанию игрушки можно подразделить на народные дидактические, игрушки-забавы игрушки для подвижных игр.

1.2 Взгляды педагогов классиков воспитательной роли народной игрушки

Исследователь и собиратель народных игрушек Н.Д. Бартрам, а вслед за ним и классики дошкольной педагогики Е.А. Флерина, А.П. Усова были единодушны в оценке особой воспитательной роли народной игрушки. Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, игрушка была интересна и детям и взрослым. Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила овладевать основными видами труда взрослых.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка — спутник жизни ребенка, источник его радости.

Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка — это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним.

Кукла — обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза — длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К.Д. Ушинский, развивая взгляды Л.Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому важным для развития педагогической науки является возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой (Ш.М.-Х. Арсалиев, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Т.Н. Петрова, В.Д. Путилин, М.Г. Тайчинов и др.).

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа, ибо стремление педагогов дать большой объем знаний приводит к тому, что ребенок не успевает эмоционально воспринять их содержание и осмыслить как достояние собственной культуры. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. При этом признание этнопедагогических традиций позволяет исследователям шире использовать совокупность воспитательных средств, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках (Г.Н. Волков). Обширный эмпирический материал (Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, Г.Л. Дайн, О.И. Капица и др.) отражает возрастную стратификацию различных этносов, соответствующие обряды детского цикла и создает реальные предпосылки для построения этнопедагогической концепции, включая проблему функциональности русской народной игрушки. Игрушка, по мнению Г.Л. Дайн, О.А. Квасовой, В.С. Мухиной, Т.М. Разиной и других, всегда была предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные и воспитательно-образовательные. Народная игрушка моделировалась на основе специфики этнического сознания усилиями многих поколений.

Игрушка как часть духовной культуры народа охарактеризована в философских исследованиях с различных точек зрения: исторической, социальной, художественной, педагогической и т.д.

Игрушки представляют собой особую сферу культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формируют отношение к действительности и национальный характер (Ю.Н. Борев, М.С. Каган, Г.Л. Дайн, В.А. Разумный, Л.Н. Столович и др.). Игрушки и игры имели такое же важное образовательное значение, согласное с духом народа, как народная поэзия, легенды, сказки, поговорки, загадки и т.д., что служило средством воспитания, стимулом к дальнейшему развитию чувств, склада ума.

Л.Г. Оршанский, изучавший народные игрушки, отмечал, что они являются «прямым зеркалом жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всякого педагогического умствования, без вечного превосходства взрослых над детьми». Г.Н. Волков включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики. Однако этнопедагогические характеристики народной игрушки, изначально заложенные мастерами-умельцами, специально не изучались.

Читайте также:  Избавиться от покраснений глаз народными средствами

Как известно, дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н.Ф. Виноградовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др., закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. В процессе социализации, как считает А.В. Мудрик, особое место занимают мезофакторы, к которым относятся этнокультурные условия приобщения ребенка к субкультуре своего народа.

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ, посвященных исследованию проблемы народной педагогики (Т.И. Бабаева, Е.С. Бабунова, Л.Д. Вавилова, Г.Н. Гришина, Т.С. Комарова, З.-Б.Ф. Контаутене, Г.В. Лунина и др.); формированию у детей доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей (М.И. Богомолова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, С.Н. Султанова, Э.К. Суслова, Р.Ш. Халикова и др.); определению роли игрушки в воспитании дошкольников (М.В. Крулехт, Ф.С. Левин-Щирина, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Михайленко, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др.).

Первые годы жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, сензитивностью формирования начальных представлений о себе и обществе. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдаются проявления эмпатии (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, В.С. Мухина, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др.). В этот период, в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа, у ребенка складываются иерархия ценностей и мотивов, что в дальнейшем определяет его национальное самосознание.

И так игрушки имели большое значение еще на Руси и уже тогда люди стали понимать нужность этого предмета для ребенка и облегчения жизни родителя. Игрушки стали готовить к жизни, способствовали физическому и духовному развитию детей. Игрушки берегли, передавали по наследству. Русская игрушка, всегда добра, она веселила и радовала ребенка (медведь несет подарок человеку или помогает ему в труде (богородская игрушка), скоморох восседает на корове или свинье (сусанинская, каргопольская, дымковская игрушки)). Народная игрушка не просто предмет, а она несет определенный смысл, характер и помощь в развитии ребенка. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Глава 2. Методические основы использования народной игрушки в воспитании дошкольника

Современного ребенка очень трудно удивить игрушкой, ведь на прилавках магазинов можно найти все, что только душе угодно. Но если внимательно присмотреться ко всем этим пластмассовым куклам, плюшевым зверятам, роботам-трансформерам, можно увидеть, что не всегда эти игрушки несут в себе нужный для ребенка посыл, а скорее обладают агрессивной направленностью, которая может навредить его психике. Из-за этого детям бывает очень сложно понять такие понятия как «добро« и «зло«, отличить хороших персонажей от плохих. А ведь предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить малышей с народными игрушками.

Традиционные народные игрушки сегодня являются частью современного ремесленного искусства, а ведь еще наши дедушки и бабушки использовали их в своих играх. Поэтому если вам посчастливиться найти в магазине глиняную или деревянную игрушку смело покупайте ее для своего ребенка. Лучше, если игрушка будет гремящей или свистящей, иметь обтекаемую форму, изображать знакомый малышу сказочный персонаж и приятную красочную роспись. Не расстраивайтесь, если выбранная вами игрушка не сразу понравится вашему ребенку, продолжайте экспериментировать и вместе вы найдете нужную и понравившуюся малышу игрушку.

Народные игрушки всегда таят в себе что-то необычное, например, историю своего создания или образа, который она воплощает. Существуют самые разнообразные виды народных игрушек.

Дымковская глиняная игрушка является одним из самых популярных народных промыслов Вятского края. Изначально ее мастерили в виде свистулек, а сегодня мастера создают целые композиции по историческим или сказочным сюжетам. В орнаменте росписи преобладают яркие выразительные цвета, а все мельчайшие детали тщательно прописаны.

Филимоновская народная игрушка «родилась» в Тульской области в деревушке под названием Филимоново. Все игрушки сделаны в виде свистулек, а в галерее образов присутствуют барыня, всадник, конь и олень. Каждая игрушка имеет свой определенный цвет и отличительные черты. Например, в образе барыне обязательно присутствие высокой юбки-колокола, а у офицера — шпаги и коня. Большое внимание мастера уделяют общему виду игрушки, тогда как лица фигурок практически не раскрашиваются, а лишь обозначаются те места, где находятся глаза, нос и рот. Кстати, с 19 века в Туле стали изготавливать декоративные статуэтки, по большей части женского пола, вобравшие в себя многие черты городской культуры.

Незаслуженно забытые всеми матрешки, которые сегодня покупаются как сувениры, являются, по сути, полифункциональными куклами. Сначала ребенок просто складывает и раскладывает фигурки, знакомясь с формами, размерами матрешек и их цветами. Затем он учится складывать их в правильном порядке, развивая у себя логическое мышление и усидчивость. И, наконец, повзрослев, ребенок начинает ценить эту игрушку как память о прошедшем детстве. Именно поэтому ценность народных игрушек очень велика, и, прежде всего, с точки зрения воспитания. Ведь игрушка отражает мир человека, его природное окружение и внутренний мир. Эти игрушки одновременно и развлекают, и дарят положительный настрой, прививают любовь к Родине, ее истории, помогают лучше узнать уклад жизни.

Но важно не только просто купить русские народные игрушки и отдать их ребенку, необходимо рассказать ему их историю, а также придумать с малышом несколько историй, в которые он сможет играть с вами или со своими друзьями.

2.2 Методические рекомендации по использованию народной игрушки при проведении занятий

Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, воспитатель может решать целый комплекс задач:

— образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, изучение особенностей изготовления, символики, орнамента, закрепление понимания взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора);

— развивающие (развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

— воспитательные (Воспитание бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и т. д.).

Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом их психофизических особенностей. Введение в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В данной группе занятия целесообразно проводить, опираясь на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных моментов, художественного слова, музыкальных образов. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой строиться на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением эмоционально-образного, чувственного начала.

Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности. Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из других для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Стоит отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры. Установлено, что гармоничное соотношение размеров тела и головы, укороченный овал лица, пухлые нос и щеки вызывают у ребенка покровительное отношение и нежные чувства.

Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, выполнить задание по пластилинографии на основе знакомства с народным узором, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры. В лепке эти обобщенные способы передачи объемной формы помогают детям просто и лаконично, используя лишь главные признаки передавать образ предмета.

В системе работы с дошкольниками используется сочетание различных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативные упражнения в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи. Системе задач соответствует и система методов и приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее предварительной работы с детьми. Целью такой работы является формирование у детей представлений и наглядных образов. Задача воспитателя это не подготовка мастеров хохломской, дымковской или филимоновской росписи, а приобщение их к истокам народного искусства (Грибовская А.А.).

Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. В.А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу о том, что понятия вреда и пользы вещей, поступков отношений воспринимается лишь как производное от понятий красиво, приятно, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости, красоты, труда, прежде, чем удовольствие тот пользы. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам — развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество — это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать куклу из ткани. Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи. Дошкольники могут принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями. Начинать работу с детьми можно с изготовления куклы-закрутки. Изготавливают основу-скалку, перевязывают основу нитками на уровне шеи и талии, подол юбки изготавливают из ситца, волосы из чулочного трикотажа. Далее на занятиях можно познакомить детей с такими разновидностями народной куклы как «бабочка», зернушка, кукла-берестушка, кудельница, конусная кукла, кукла десятиручка, «неразлучники», материнская молитва. С детьми можно проводить занятия по изготовлению куклы в местном народном костюме. Знакомя детей с местным народным творчеством, воспитатель ставит задачу опосредованно показать непрерывную связь поколений и связь традиций народа с искусством изготовления костюма. Также дети могут украшать декором костюм куклы. Выполняя народную куклу типичную для Ярославского края, необходимо знакомить дошкольников с семантикой вышивки (косым крестом, зубчатой линией, птицей и т. д.), цветом исполнения вышивки: сочетанием белого, красного, а так же синего, зеленого и желтого. Старших дошкольников знакомят с любимыми видами ткачества Ярославского края — бранного и выборного, украшением головных уборов бисерной понизью, украшением шеи и груди узорными полосами из бисера. На занятиях дети могут изготовить элементы народного костюма для себя и своих кукол. Очевидно, что такие занятия способствуют развитию тактильной и зрительной чувствительности.

Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строиться не только на доступном уровне развития ребенка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. Помочь детям в таком абстрактном путешествии поможет речь «квазисубъекта» (записанная на магнитофонную пленку речь как бы народной мастерицы — родоначальницы промысла). В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

Читайте также:  Народные средства от угарного газа

Необходимо отметить, что народная игрушка пока еще недостаточно используется как средство для развития речи, а ведь она содержит богатый материал для формирования умения создавать собственные связные высказывания, служит средством для развития коммуникативно-речевых навыков и умений. С детьми можно создавать описательные рассказы по дымковской, филимоновской игрушке, матрешке, развивать навыки творческого рассказывания, развивать умение придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании. На занятии активизируются лексические средства, необходимые для описания игрушки. Обращаем внимание на внешний вид, позы, характер, лицо, костюм, личные впечатления (оценочное отношение к предмету описания). После анализа задается вопрос: «За что мы любим народную игрушку?» В своих высказываниях дети отмечают, что игрушка им нравится, она красивая, добрая как в сказке, у нее интересное лицо и т. д. Закрепляется материал разучиванием стихов и потешек о дымковской игрушке, матрешке и т. д.

Развитие речи тесно связано с формированием у дошкольников представлений об окружающем. А ведь игрушка дает для этого богатейший материал. Современные дети оторваны от земли, им не знаком крестьянский быт, игрушки же содействуют развитию познавательной сферы ребенка. Повседневная жизнь русских крестьян отражена, в частности и в федосеевской игрушке (лихие тройки, упряжки, мельницы ит. д.). В народной игрушке очень часто отражена красота народных орнаментов, художественно отображена жизнь животных и птиц (фигурки из кости и рога).

На занятиях по формированию элементарных математических представлений народная игрушка так же может быть представлена более широко. При прохождении, например, темы «количество и счет» эстетические особенности силуэтов народных игрушек могут способствовать активизации детей на занятии.

Таким образом, можно отметить, что методика работы с народной игрушкой может вестись в двух направлениях:

— общевоспитательная работа по материалам декоративно-прикладного искусства;

— специальное обучение детей соответствующей деятельности.

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребенка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Дымковская глиняная игрушка — это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений и воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Структура исследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В ходе практической части нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования глиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

— систематизировать дальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятиях изодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;

— чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.

2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.

Русские народные игрушки отражают в интегральном виде особенности этнической и традиционной педагогической культуры. Благодаря этому они обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Реализовать этот потенциал в системе дошкольного образования возможно, если обеспечить:

ориентацию его на формирование у детей этнической идентичности и национального самосознания;

создание образовательной предметно-игровой среды с использованием народных игрушек и учетом этнорегиональных характеристик;

включение народных игрушек в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности;

разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с игрушками;

моделирование игрушек по народным мотивам;

формирование профессиональной готовности педагогов к включению самобытной народной игрушки в образовательный процесс.

Общая методология исследования базируется на основополагающих идеях философской и педагогической антропологии человека, его воспитания, природы и сущности игровой человеческой деятельности, которая носит творческий характер; на положениях о развитии личности в процессе освоения культурно-исторического опыта, о единстве сознания и деятельности.

Методологическим ориентиром исследования служит системный, личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический и этнопедагогический подходы. В качестве специальной методологии выступает системно-целостный подход к познанию и преобразованию действительности; народности воспитания посредством развития индивидуального самосознания; развития ребенка средствами, адекватными детству — играми для постепенного приобщения к культуре этноса; самоценность дошкольного возраста, на протяжении которого формируются психологические новообразования, имеющие абсолютное, непреходящее значение для развития личности в целом. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность, объективность, диалектика общего, особенного и частного, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений и фактов воспитания и образования.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка — непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А.В. и Давыдова В.В. М., Просвещение, 1967. — 221-235 с.

2. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. — 8-15 с.

3. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. — 82 -85 с.

4. Бениаминова М.В. Воспитание детей. — М.: Медицина, 1981, 90 — 107 с.

5. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д.В. — М.: Просвещение, 1979. — 27-36 с.

6. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. — 20-24 с.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. — М.: Просвещение, 1983. — 146 — 157 с.

8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 50-69 с.

9. «Игра дошкольника» (под редакцией С.Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.

10. Игра дошкольника. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Артемова Л.В. М.: Просвещение, 1989. — 286 с.: ил.

11. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В.М. — М.: Просвещение, 1987. — 6-13 с.

12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е.А. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.

13. Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6.

14. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 1969. — 7-34 с.

15. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. №5. — 18-23 с.

16. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 160 с.

17. Мебель-игрушка — оборудование для детского сада. С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Т. Гринявичене

18. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. — 18-25 — с.

19. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т.А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

20. Менджерицкая Д.В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. — 15-24.

21. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. — 123-128 с.

22. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, №6. — 90-99 с.

23. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. — 86-89 с.

24. Педагогические требования к игрушкам. С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина.

25. Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 81-85 с.

26. Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А.В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.

27. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973.

Изучение историко-региональных особенностей украинских народных игрушек. Оценка роли украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста. Разработка методики ознакомления детей с народной игрушкой в дошкольном образовательном учреждении.

реферат [1,2 M], добавлен 16.12.2014

Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников. Методическое влияние игрушки на развитие ребенка, требования к ней.

курсовая работа [53,3 K], добавлен 09.11.2010

История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динамические игрушки и вкладыши. Педагогическое и психологическое значение игрушки во время игры ребенка.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 25.07.2010

Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

презентация [4,1 M], добавлен 23.03.2010

Характеристика развития народной игры в России, ее особенностей и видов. Культурно-педагогические процессы в России, способствующие возникновению интереса к народной игре. Использованию народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

дипломная работа [93,8 K], добавлен 24.12.2017

Детская игрушка как важный элемент воспитательного процесса, её влияние на социализацию ребёнка. История развития народной игрушки, виды и символика. Современная игрушка как продукт серийного производства, возникновение кризиса игровой культуры.

курсовая работа [54,8 K], добавлен 14.11.2012

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 11.06.2012

Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста. Народная педагогика, ее средства и значение русской народной культуры в воспитании поколений. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [322,0 K], добавлен 28.04.2013

Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Игрушка как средство развития детей. Проведение эмпирического исследования игровой деятельности ребенка. Основные рекомендации по подбору игрушек.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 19.07.2014

Значение приобщения к традициям народа в дошкольные годы. Особенности приобщения дошкольников к традиционной культуре. Эффективные педагогические условия знакомства старших дошкольников с представителями языковых групп России на материале народной куклы.

реферат [56,3 K], добавлен 15.02.2014

источник