Меню Рубрики

Народная кукла как современное педагогическое средство

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

В современной жизни воспитание духовно, физически, социально здоровой и всесторонне развитой личности – одна из главенствующих задач. Формированию духовно-нравственного начала подрастающего поколения, уникальных творческих способностей детей и их адаптации в современном обществе способствует использование таких факторов народной педагогики как слово, игра и труд. Ведущей деятельностью детей является игра и как ее средство — игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует развитию творческого начала, готовит ребенка к вхождению в жизнь. В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.

Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Причиной тому является слабый контроль качества игрушек. Большинство из них даже не проходят экспертизу на содержание вредных и токсичных веществ. Чаще всего в игрушках устанавливается превышение допустимых концентраций фенола, а также альдегидов и фталатов. Помимо вреда здоровью, такие игрушки наносят непоправимый вред психоэмоциональному состоянию ребенка. Длинноногие Барби и Кены не способствуют развитию детей. Наборы кукол для сюжетных игр слишком большие (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим), что приводит к пассивности ребенка, у которого вовсе не остается места для фантазии и творчества в игре. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.

Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева — шершавая, камень — гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, в частности куклами, как установили учёные, равна нулю. Кукле для годовалого малыша не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка. Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду и играть в ролевые игры. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления. Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно — беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. В давние времена чаще всего игрушки делали в семье сами. Пожалуй, любимой игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол, их мастерили из шишек, веточек; свёртывали из листьев, цветов; даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Думаю, что именно поэтому необходимо возрождать, изготовление традиционной народной куклы. Внеклассная работа по предмету «технология» дает широкие возможности для этого.

Однажды я спросила своих учениц 5 класса: «Есть ли у вас в доме кукла, сделанная своими руками?». Ответ был отрицательный. Тогда я решила научить девочек мастерить народную тряпичную куклу. На занятиях кружка рукоделия «Иголка-волшебница», который я веду, мои воспитанницы учатся изготавливать тряпичных кукол. Работу с девочками я начинаю с изготовления наиболее простых кукол-закруток (столбушка, пеленашка), а затем посложнее – кукла-баба, «сударушка», «перевертыш». Чтобы создать свою игрушку, сохранив ее национальные черты, девочки знакомятся с историей народной игрушки и в частности тряпичной куклы. На занятиях воспитанницы узнают, что по своему назначению народные куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Создавая образ живой, рукотворной, родной игрушки, дети через рукоделие приобщаются к культуре русского народа. Куклы, изготовленные своими руками из кусочков натуральной ткани, ветоши, ваты, ниток и пряжи гораздо чище в экологическом отношении. Самодельная кукла, не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла — как человек: единственная в своём роде. И наряд у неё единственный. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Кукол наряжали в платья. Оказывается, шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки — символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри — символ засеянного поля; вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. В процессе работы над созданием куклы, у девочек развивается моторика пальцев, ученицы закрепляют навыки работы с ножницами, иглой, швейной машиной. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Детская наивность, отсутствие натурализма с одной стороны и богатая детская фантазия, нестандартность мышления учениц с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Я как педагог получаю огромное удовольствие, увидев прекрасный результат — яркий, пёстрый, праздничный кукольный хоровод. А для себя делаю вывод: не утратилась духовная ценность традиционной куклы, её главная способность дарить детям радость.

Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

источник

Наталья Кастерина
Опыт работы «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

Уважаемые коллеги здравствуйте!

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей»

“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

А. Синявского (“Голос из Хора”)

На современном этапе, в связи с новыми требованиями, выделен один из стратегических ориентиров в развитии системы образования. Заключается он в том, что она должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. А современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Дошкольный возраст – начальный этап становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, приобретая чувство восхищения культурой своего народа. А впечатления полученные в детстве запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека и к жизни, и к Родине.

Поэтому очень важно чтобы дети росли, уважая свою страну, зная обычаи своего народа, традиции и усваивая духовные ценности, накопленные веками.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляется и развивается творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть. То каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Восемь лет, работая по этой теме обозначив всю значимость куклы, как средства развития ребенка дошкольника выбрала для себя это направление. Работая в данном направлении, разработала и апробировала ряд проектов по народной кукле для дошкольников, их родителей и педагогов ДОУ. Неоднократно проводила педсоветы, мастер-классы и консультации для педагогов раскрывая значение народной куклы в патриотическом и творческом развитии дошкольников.

Давая открытые уроки, на уровне детского сада, участвуя в конкурсах по данному направлению поняла о необходимости создания кружка дополнительного образования детей «Василинка». И вот уже два года являюсь руководителем кружка для детей подготовительной группы. Разработала программу кружка «Народная кукла», которая предполагает изучение истории народной куклы, традиции и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т. е. периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25-30 минут, продуктом детской деятельности выступает самостоятельно созданные куклы, выставки, импровизированные спектакли с куклами. В данном направлении консультируя и проводя мастер-классы для родителей, получила предложение о создании мини-музея народной куклы в группе. В итоге силами родителей был создан мини-музей «Куклы наших бабушек». Мини-музей кукол подразделяется на обрядовые, обереговые и игровые куклы. Все куклы были созданы руками родителей.

Читайте также:  Чем лечить гонартроз коленного сустава народные средства

Результатом проделанной работы считаю высокий творческий потенциал, разностороннее знание и народных ценностей, традиций, об истоках народной культуры. Дети, приходя ко мне на занятия не умея работать с тканью, легко и без проблем начинают скручивать, складывать, отрезать нужного размера лоскуток, подбирать ткань по цвету. Занимаясь в кружке «Василинка» дети запоминают о значении цвета в кукле (красный – от болезни, значение рисунка и узора в наряде.

Играя с изготовленной куклой разговаривая с ней, баюкая ее, у детей так же развивается речь. Значение народной куклы в развитии ребенка очень велико, в чём мы ежедневно убеждаемся.

Так проведя экспериментальное исследование на констатирующем эксперименте были получены такие данные: к высокому уровню отнесено 18%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности.

К среднему уровню было отнесено 27% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, на некоторые вопросы дети затруднились ответить или отвечали неуверенно, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли.

К низкому уровню отнесено 45% детей. Эти дети отвечали лишь на несколько вопросов (3-4). Ответы были не по существу. Дети, отнесённые к этому уровню, не проявляли интереса к предметам быта. В процессе игровой деятельности с историческим сюжетом эти дети малоактивны.

С целью определения отношения педагогов к изучаемой нами проблеме и изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания, мы провели анкетирование среди воспитателей.

Полученные данные говорят о том, что хотя педагоги осознают значимость ознакомления с историческим прошлым русского народа, работа по отбору материала, его накоплению и оформлению ведётся недостаточная.

На следующий вопрос педагоги ограничились лишь поверхностными ответами. В качестве исторических событий, с которыми следует знакомить детей, были названы: Великая Отечественная война, знакомство с родным городом; хотя круг исторических событий гораздо более широк, нежели те, которые были названы педагогами

Как свидетельствуют данные проведённого исследования, представления дошкольников об историческом прошлом России отличаются неточностью, отсутствием глубины. Большинство родителей и воспитателей осознают важность ознакомления детей с историческим прошлым России, но сами этими знаниями владеют не в полном объёме, что затрудняет работу с детьми.

Таким образом, можно предположить, что решению данной проблемы может способствовать разработанная система занятий по народным куклам, предусматривающая ознакомление с прошлым нашего государства, дидактические игры, развлечения и другие формы работы, предполагающие уточнение, углубление и расширения знаний детей.

На этапе контрольного эксперимента была проведена та же работа с детьми, что и на этапе констатирующего эксперимента.

В результате обработки анкет, опросов, анализа продуктов детской деятельности, нами было отмечено увеличение детей с высоким уровнем сформированности представлений об историческом прошлом народа, развития творческих способностей детей.

К высокому уровню отнесено 68%. Для детей этой группы характерно то, что дети правильно отвечали на все поставленные вопросы, задумывались над своими ответами, рассуждали. Проявляли высокий интерес к предметам русского быта. Самостоятельно использовали знания об историческом прошлом в своей игровой деятельности. Самостоятельно, без помощи взрослого изготавливали предложенные куклы, подбирая необходимый материал и обосновывая свой выбор.

К среднему уровню было отнесено 32% детей. Для детей этого уровня была характерна неуверенность в своих ответах, но после дополнительных наводящих вопросов давали верные ответы. У детей неустойчивый интерес к предметам быта. Эти дети принимают участие в играх и выполняют данные им роли. Изготавливают куклы самостоятельно, но затрудняются в выборе цветовой гаммы, не могут ответить на вопрос о символическом изображении узоров на одежде куклы.

Детей с низким уровнем не было выявлено.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «детской души» прорастет и принесет свои плоды.

источник

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2205 раз

Заскалина Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 11.10.2019).

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.

− Занятия (обрядовые, игровые)

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

− Народные игры; атрибуты для игр

− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).

План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре

Месяц итема

Формы работы

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

НОД: «Народные праздники на Руси».

Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка».

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?»

Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину.

Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя».

Разучивание пословиц об осени.

Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки».

Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения.

СРИ: «Хозяйка избы».

Читайте также:  Средства народной медицины для лечения гайморита

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

«Осенние народные праздники и традиции. Покров».

НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье.

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Просмотр презентации «Игровые куклы».

Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка».

Развлечение «Осенние посиделки».

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен.

С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки.

Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой».

Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка)

Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа».

Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память.

Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу».

ДИ: «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались.

«Расставь по порядку».

Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная).

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает».

Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость.

Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница».

Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки».

Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка.

Цель: Познакомить с историей этих кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).

НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады.

Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки.

Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ).

Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок.

Заучивание колыбельной песни:

Народная игра «Платок», «Капуста».

Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Изготовление куклы Капустки.

Развлечения «Игры наших бабушек».

Рисование «Моя любимая тряпичная куколка».

Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения.

Театрализованное представление «У бабушки в деревне».

ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала).

Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления.

«Собери обряд».

Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком.

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

НОД: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте.

Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот.

Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы».

Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла.

«Одень куклу».

Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук.

Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами.

Народные игры «Золотые ворота».

Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука».

СРИ: «Мастерская кукол».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать».

Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная».

Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой.

«Пришла Коляда на кануне Рождества».

Кукла Рождественский ангел.

Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования.

Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек.

Изготовление куклы «Ангел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

ДИ Лото «Народные куклы».

Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Разучивание поговорок и пословиц о празднике.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты.

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле.

НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла.

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Развлечение «Святки-колядки».

«Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками.

СРИ: «В гости к бабушке».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Обереговая кукла Масленица.

Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок.

Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.

ДИ: «Найди свой праздник».

Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников).

Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно».

Показ мультимедийной презентаций.

Праздник «Масленица».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка».

Народные игры «Карусель».

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Конструирование из конструктора «Дом для куклы»

НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя.

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Изготовление куклы «Малышок-голышок».

Пальчиковая игра «Куколка».

Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна».

НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка».

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Куклы из бабушкиного сундука».

Изготовление кукол Мартиничек.

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле».

ДИ: Круги Луллия.

Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление.

Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление.

Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок».

Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука».

Беседа оназначении куклы Птица- Радость.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

П/и «Игры с крашенками».

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Рассказ о кукле «Бессонница».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».

Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница)

Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство.

ДИ: «Составь узор для пасхального яичка».

Цель: Закреплять знание народных росписей.

Изготовление куклы «Бабочка».

Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети).

«Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы».

Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

КВН «Знатоки русской народной культуры».

Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре.

ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим.

«Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол.

«Куклы народных праздников».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям.

Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница»

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки.

Мнемотаблица (Травница).

Цель: Учить отгадывать закодированное слово.

Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок».

Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница».

Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла».

ДИ: «Календарь народной куклы».

Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Куколка первого снопа — Жница.

Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница».

Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали».

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Кроссворд: «Народная кукла».

Цель: Развивать память, логическое мышление.

Изготовление куклы «Колокольчик».

  1. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
  2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
  3. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
  4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  5. «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
  7. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
  8. Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
  9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
  11. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
  13. https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._w >Основные термины(генерируются автоматически): кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа.

кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница.

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

На Руси куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла.

— изучение и анализ литературы; — практическое освоение технологий изготовления различных народных кукол.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи

Дидактические игры «Одень куклу в русский народный костюм.

Чтение с детьми русских народных сказок. Беседы с детьми о сказочных героях, их

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам. Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

5. Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.

источник

Опыт работы на тему «Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»

Читайте также:  Оголенный корень зуба народные средства

Гончаровой Инны Анатольевны

Воспитателя МДОУ «Ясли — сад №303 г. Донецка»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.

На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального

самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как н ародная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также а ктуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);

развивать эстетический вкус и творчество детей;

воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.

О возрождении культурных традиций, в которых значительное место

занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, Н. Ю.

Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Был изучен опыт работы других детских садов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с традиционной народной куклой, освещение данной технологии в методических пособиях.

В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.

Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.

Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение ; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.

Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!

Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.

Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников .

Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

В начале учебного года был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы (Приложение 1), уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:

86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;

из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;

67% детей не знают о народных праздниках и обрядах;

Народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.

Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному (Приложение 2).

Занятия строятся по определенному алгоритму:

1) формулировка цели работы — ознакомление с определённым видом кукол;

2) история возникновения данного вида куклы;

3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;

4) использование аутентичного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;

5) Определение и показ последовательности работы;

Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;

Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;

Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).

В работе с детьми использую различные формы и методы работы : занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников . Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и созда ем мини-выставки.

Д ети знакомятся с обычаями и традициями народа, с и сторией народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моде лей кукол, с народным костюмом.

Также в работе использую разные методы обучения детей:

словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения);

практические (роспись доски, изготовление тряпичной куклы, рисование кукол, одежды для них);

наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, и пр.)

В обучении детей по данной теме были использованы разные виды детской деятельности:

коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);

двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня — тонкопряха», «Зайцы и лиса»);

продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»);

игровая ( использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);

познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:

— консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей») ;

— привлечение родителей к подбору ма териалов для изготовления кукол;

— сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».

— мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».

Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними .

Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.

Таким образом, и спользование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:

— в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;

— изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;

— занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;

— в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи.

Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать .

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Список использованной литературы

«Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.

Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре»// Справочник старшего воспитателя. 2011. №5. С. 24 – 33.

Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.

«Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.Детство-пресс, 2008.

«Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.

Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –Акцидент, 1997

Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008

Кривошеева Г.А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации.- Ульяновск, 1995. С.47

Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

«Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.» Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.

«Народное искусство в воспитании детей». / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичекое пособие.Детство-пресс», 2012.

Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005

источник