Меню Рубрики

Народная кукла как средство

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка.

Консультация для родителей

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей. Уходят корнями в глубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

Всем известен народный обычай дарить детям куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.

Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия. В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:

«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек:

единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

Плохо, если нет кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо.

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста.

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении дете.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк.

источник

Мастер-класс «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре»
план-конспект занятия по теме

Материал содержит конспект и презентацию по теме «Народная кукла»

Вложение Размер
конспект 63.5 КБ
презентация 803 КБ

Тема: « Народная кукла как средство приобщения

ребёнка к родной культуре»

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • развивать у детей интерес к истории возникновения народной куклы;
  • формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
  • формировать умения изготавливать куклы своими руками;
  • воспитывать интерес к народной культуре и бережное отношение к культуре своего народа;

Оборудование: презентация, народные куклы, заготовки ткани, ножницы, нитки.

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки, песни, традиции стали уходить из быта семьи. Цепочка передачи духовного опыта человечества, обеспечивающая связь между поколениями, прервалась.

В связи с этим, тема воспитания гражданственности через приобщение детей к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству родного края.

Известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России.

Изготовление народных кукол современными детьми – это ещё и умение создавать сувениры и подарки для своих близких.

II. Знакомство с историей тряпичной куклы .

В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные — их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В русской народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Считалось, что через куклу можно напрямую общаться с богами, просить у них помощи и защиты. При изготовлении многих кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки нужно было рвать, а не резать. Перевязывали куклу без узелков, чтобы не было в жизни неразрешимых проблем, особенно, если куколка предназначалась для будущего ребёнка. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё не вселился нечистый дух. Люди боялись уподобить её человеку, так как считали, что кукла с лицом обретала душу и могла навредить человеку.

По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги .

Каждому крупному празднику соответствуют свои куклы.

Большинство делались на уничтожение (либо сжигались, либо опускались в воду). Были куклы по случаю, событийные (н-р, кукла, которая вызывала дождь) К обрядовым куклам относятся:

— К укла Коляда -это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках

— Кукла- Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.

— Кукла Неразлучники − это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов. Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде .

Насчитывается до 500 видов игровых кукол. Куклы делались на каждый возраст. С 3-х лет дети сами обучались изготовлению кукол. К игровым относятся: (слайд 7)

— Зайчик на пальчик – куколка , которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме.

— Малышок — голышок – самая простая в изготовлении куколка.

Куклы младенчества маленькие. Ребёнок подрастал и куклы «вырастали». Когда ребёнок подрастал, его отпускали в пространство вне дома (2-2,5 года). Делались куклы- нянюшки . Эта куколка была маленькая, чтобы помещалась в ладошке ребёнка. (показ куклы)

В 7-10 лет дети уже самостоятельно делали кукол. Куклы усложняются-появляются куклы с ручками, ножками. В куклах появляется образ мальчика, девочки. Более тщательно изготавливается костюм, одежда для куклы. К игровым куклам этого возраста относится:

— Бабаевская кукла ( по названию района, где была найдена) (показ куклы)

— Калужская игровая куколка (показ куклы)

В 14-18 лет делали уже сложных кукол. Они были сшивные, набивные особым образом, шился сложный костюм. Для девушек кукла – показатель того, насколько девушка созрела. В Вятской области, например, девушка во время великого поста делала куклу по определённым размерам. Кукла одевалась в нарядную вышитую одежду. Затем бабушки оценивали, если всё сделано ладненько, то девушка созрела.

Куколка из Вятки игровая (показ куклы)

Обереговых кукол крайне мало. Оберег-предмет, несущий в себе сакральное значение. На несколько деревень могла существовать единственная бабушка, умеющая их делать. Делались куклы на охрану здоровья, дома, для детей, по случаю (например, когда мужчина уходит на войну или на заработки). Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались. К обережным куклам относятся:

-Крупеничка ( или Зернушка ) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. (слайд 8 )

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что, если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

— Кукла « Рождественский ангел » (слайд 9 ) дарилась на Пасху или в Рождество . Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, тюль, ситец. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

— Вепсская кукла . Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали — можно сватов засылать. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. (слайд 10 )
— Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Десятиручка — это многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. (слайд 11)

— Куколка- Колокольчик — кукла добрых вестей. Родина этой куклы — Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Куколку дарили, когда желали, чтобы в дом приходили только хорошие известия. (слайд 12)

Читайте также:  Отслоение сетчатки глаза народные средства

Кукла занимала главное место. С куклой сопровождались все этапы жизни ребёнка с самого рождения. К детям было отношение особое. Семья без детей считалась «обделённой богом».

С образом многодетной семьи связана определённая кукла- кукла плодородия . В основании куклы –столбик – основа всего (олицетворение мужского естества) В руках кукла держит 6 деток. (слайд 13)

Когда женщина беременела и хотела узнать, кто родится, делала куколку родовую . ( демонстрация куклы) Женщина не глядя вытаскивала из сундука тряпочки , из которых собиралась делать куколку. Если кусочки ткани попадались светлые, яркие, то значит будет девочка, а если тёмные — мальчик. В процессе изготовления женщина разговаривала с куклой. Ткань и нитки нельзя было обрезать – только рвать, чтобы «не навредить ребёнку». Начинали делать куклу с того, что посередине завязывали узелок, символизирующий начало новой жизни — это головка.

III. Практическая работа. Изготовление куколки — желанницы.

Желанница — русская кукла-оберег. Её делали втайне от всех. Желанницу никому нельзя было показывать. Чтобы исполнилось заветное желание, нужно было сделать подарок куколке: бусинку пришить, ленточку привязать. Потом поставить Желанницу перед зеркалом, показать, какая она стала красивая с обновкой и попросить взамен исполнения желания.

  1. Из белой ткани прямоугольной формы сворачиваем столбик, сгибаем его пополам, перевязываем ниткой головку.
  2. Из белого прямоугольника меньшего размера скручиваем ручки и привязываем их под головкой. Формируем ладошки.
  3. Делаем сарафан. Прямоугольник цветной ткани сгибаем пополам, делаем надрез на линии сгиба, чтобы просунуть голову куколки.
  4. Привязываем на поясе фартук.
  5. Одеваем кукле платок.

Куколка готова. Дома её нужно украсить (повязать ленточку, пришить пуговицу или бусинку и т. п) , поднести к зеркалу и сказать: «Куколка, посмотри, как я тебя нарядила, какая ты красивая, а взамен ты исполни моё желание…» Желание произнести в настоящем времени, без использования частицы «не». Куколку спрятать. А когда желание исполнится, куклу можно достать, сделать новое украшение и загадать новое желание.

Первую куклу не дарят, так как в неё вкладывают больше душевных сил.

IV. Итог занятия. Выставка работ.

Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

источник

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»

Кристина Дядичкина
Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»

Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа.

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности,

без духовности нет личности, без личности — нет народа как исторической личности».

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, привел к тому, что подрастающее поколение предпочитает ее ценности российским, исконно русским, забывая о родной культуре, о своих корнях. Мы растеряли многие исконно национальные черты, традиции, обряды и обычаи русского народа. Сегодня назрела необходимость обратиться к историческому опыту нашего народа, так как богатейший запас народного творчества составляет питательную почву для формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств личности, восстановлению утраченных ценностей и исторической памяти русского народа. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Деятельность воспитателей МБДОУ № 14 по воспитанию чувства патриотизма, формированию личностного сознания воспитанников осуществляется на занятиях таким образом, что способствует развитию у детей интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. Воспитательный акцент сделан на формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности. На занятиях дети учатся изготовлению русских тряпичных кукол, знакомятся с русскими народными праздниками, играми, знакомятся с этикетом, обрядами, традициями, народными приметами, что дает возможность познать удивительный мир славянской культуры.

В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.

Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально–педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;

• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;

• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;

• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;

• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);

• развивать эстетический вкус и творчество детей;

• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;

• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;

• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;

Народная культура — кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция»— означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.

Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников. Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.

Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т. е. последовательность реализации педагогических задач на занятии.

Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:

Вводная часть (сформулировать цель работы)

Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)

Определение последовательности работы

Изготовление основы куклы

Создание костюма куклы

Оформление куклы

Итог занятия (выставочная деятельность).

Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

чтение художественных произведений;

рассказ педагога и рассказы детей;

источник

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) — игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.
  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.
Читайте также:  Как избавиться от тяги к пиву народными средствами

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой «ДеАгостини». Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

источник

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2205 раз

Заскалина Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 11.10.2019).

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.

− Занятия (обрядовые, игровые)

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

− Народные игры; атрибуты для игр

− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).

План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре

Месяц итема

Формы работы

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

НОД: «Народные праздники на Руси».

Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка».

Читайте также:  Сужение сосудов головного мозга народными средствами

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?»

Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину.

Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя».

Разучивание пословиц об осени.

Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки».

Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения.

СРИ: «Хозяйка избы».

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

«Осенние народные праздники и традиции. Покров».

НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье.

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Просмотр презентации «Игровые куклы».

Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка».

Развлечение «Осенние посиделки».

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен.

С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки.

Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой».

Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка)

Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа».

Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память.

Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу».

ДИ: «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались.

«Расставь по порядку».

Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная).

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает».

Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость.

Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница».

Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки».

Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка.

Цель: Познакомить с историей этих кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).

НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады.

Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки.

Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ).

Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок.

Заучивание колыбельной песни:

Народная игра «Платок», «Капуста».

Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Изготовление куклы Капустки.

Развлечения «Игры наших бабушек».

Рисование «Моя любимая тряпичная куколка».

Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения.

Театрализованное представление «У бабушки в деревне».

ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала).

Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления.

«Собери обряд».

Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком.

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

НОД: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте.

Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот.

Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы».

Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла.

«Одень куклу».

Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук.

Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами.

Народные игры «Золотые ворота».

Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука».

СРИ: «Мастерская кукол».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать».

Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная».

Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой.

«Пришла Коляда на кануне Рождества».

Кукла Рождественский ангел.

Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования.

Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек.

Изготовление куклы «Ангел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

ДИ Лото «Народные куклы».

Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Разучивание поговорок и пословиц о празднике.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты.

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле.

НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла.

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Развлечение «Святки-колядки».

«Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками.

СРИ: «В гости к бабушке».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Обереговая кукла Масленица.

Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок.

Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.

ДИ: «Найди свой праздник».

Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников).

Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно».

Показ мультимедийной презентаций.

Праздник «Масленица».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка».

Народные игры «Карусель».

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Конструирование из конструктора «Дом для куклы»

НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя.

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Изготовление куклы «Малышок-голышок».

Пальчиковая игра «Куколка».

Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна».

НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка».

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Куклы из бабушкиного сундука».

Изготовление кукол Мартиничек.

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле».

ДИ: Круги Луллия.

Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление.

Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление.

Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок».

Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука».

Беседа оназначении куклы Птица- Радость.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

П/и «Игры с крашенками».

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Рассказ о кукле «Бессонница».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».

Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница)

Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство.

ДИ: «Составь узор для пасхального яичка».

Цель: Закреплять знание народных росписей.

Изготовление куклы «Бабочка».

Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети).

«Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы».

Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

КВН «Знатоки русской народной культуры».

Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре.

ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим.

«Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол.

«Куклы народных праздников».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям.

Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница»

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки.

Мнемотаблица (Травница).

Цель: Учить отгадывать закодированное слово.

Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок».

Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница».

Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла».

ДИ: «Календарь народной куклы».

Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Куколка первого снопа — Жница.

Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница».

Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали».

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Кроссворд: «Народная кукла».

Цель: Развивать память, логическое мышление.

Изготовление куклы «Колокольчик».

  1. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
  2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
  3. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
  4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  5. «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
  7. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
  8. Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
  9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
  11. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
  13. https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._w >Основные термины(генерируются автоматически): кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа.

кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница.

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

На Руси куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла.

— изучение и анализ литературы; — практическое освоение технологий изготовления различных народных кукол.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи

Дидактические игры «Одень куклу в русский народный костюм.

Чтение с детьми русских народных сказок. Беседы с детьми о сказочных героях, их

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам. Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

5. Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.

источник