Меню Рубрики

Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования

Теоретический аспект патриотического воспитания

Патриотизм – это отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Система средств, способствующих патриотическому воспитанию

Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.

Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.

Просмотр содержимого документа
««СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»»

Амвросиевская общеобразовательная школа I III ступеней № 4

Донецкой Народной Республики

«СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»

на заседании педагогического совета школы

Водолазская Елена Федоровна

Теоретический аспект патриотического воспитания

Патриотизм – это отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.

Дружба народов— это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Дружба народов и патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

В патриотизме должны найти сочетание идеи народов с общенациональной идеей, которая воспринимается гражданами страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом.

Цели образования и воспитания формируются в соответствии с интересами состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в состав ДНР. Для Донецкой Народной Республики важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением определим следующую систему задач патриотического воспитания, а именно воспитания:

-любви к Родине и ее народу;

-патриотизма, в котором чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной Республике, области);

-любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

-уважительного отношения к народу и понимания его роли в становлении и развитии государственности;

-уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения

-уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

-глубокого уважения к законам ДНР;

-уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

-непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

-веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

Не менее важны принципы воспитания патриотизма. Выделим следующие принципы патриотического воспитания:

-укрепление единства и целостности Донецкой Народной Республики;

-учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

-обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

-формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

-защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

Система средств, способствующих патриотическому воспитанию

Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.

Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.

Выделяют средства, отвечающие основным социокультурным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

При отборе средств для педагога выступают ключевыми воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:

-Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу.

-Функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления.

-Функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Для педагога наилучшим вариантом является не подбор трёх средств, выполняющих каждую функцию, а совмещение трёх функций в одном предмете. Трёхфункционаьное средство явялется педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

Также любое средство выполняет функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Это обусловлено тем, что в процессе совместной деятельности педагога и детей средство влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая при этом уровень социально-психологических отношений, на фоне которых разворачивается ход деятельности.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как эти средства слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

аудиальный (лат.audi – слух) – слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись;

кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

В практике, в основном, наблюдается единство аудио-, визуально-, кинестетических средств. Но один из каналов всегда доминирует, поэтому танец, например, считается кинестетическим средством, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен (аудиальная составляющая), классическая музыка – аудиальное средство, хотя поза, в которой дети слушают музыку, не менее важна (кинестетическая составляющая).

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.

Значительную роль в системе средств патриотического воспитания играют фольклорные средства.

С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения.

«Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде».

Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичнее, запоминающиеся текст, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.

Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво – что очень важно при достижении эффективности воспитания – к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.

Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.

При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.

В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.

Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку». Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.

Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.

Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. «В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям» .Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину. Если вспомнить образ кулачного бойца, о котором мы уже говорили выше, его незаменимость для воспитания патриотического чувства молодого поколения, то нужно сказать, что наиболее ярко образ кулачного боя и участников его можно передать с помощью инсценировки этого события.

Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.

В старшем школьном возрасте патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти. В исторических песнях рассказывается о выдающихся деятелях: О Петре I, Суворове, Кутузове.

Отдельно нужно сказать о жанре былин. В образе богатыря, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:

«… а смелостью да в Илью Муромца…»,

«У Добрыни вежество рождённое и учёное…

Умеет Добрыня слово молвити,

Перед тем царём Батырём поклонитися,

Поклонитися умеет и похвалитися.

Не дорого ничто, дорого вежество»,

желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии.

Также в текстах напрямую даётся наставление читателю: «Учися вежеству».

Жанр предания также можно использовать в процессе воспитания.

Предание рассказывает о каком-либо событии, которое свершилось очень давно; здесь в прозаической форме повествуется о героях, их смелых поступках. Практически во всех преданиях воспевается мужество и сила богатыря, сражающегося с недругом, спасающего Родину от врагов.

Читайте также:  Народное средство для чистки крови при аллергии

Таким образом, мы выяснили, что патриотическое воспитание можно проводить при помощи самых разных средств. Средства народной культуры в данном направлении воспитания имеют огромное значение. Воспитание фольклором должно начинаться в семье, с самого рождения. Пословицы и поговорки, загадки, былины, исторические песни – все эти жанры несут в себе воспитательный момент. Пословицы в краткой форме выражают народную мудрость, былины рассказывают о богатырях – защитниках Родины, исторические песни воспевают выдающихся деятелей .

источник

Всероссийская научно-практическая конференция «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений»:

19–20 апреля на Белгородчине состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений», в проведении которой приняли участия Директора (Домов) Центров народного творчества из 47 регионов РФ, представители Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества, управления культуры Белгородской области, Белгородского государственного центра народного творчества, Белгородского государственного института искусств и культуры, начальники управлений (отделов) культуры Белгородской области.

В течение двух дней Директора (Домов) Центров народного творчества обсуждали вопросы сохранения и развития народной культуры, знакомились с опытом работы учреждений культуры Белгородской области.

19 апреля участники конференции посетили музей-заповедник «Прохоровское поле», возложили цветы к памятнику Победы-Звоннице. Побывали в музее боевой славы Третьего ратного поля России, в храме Петра и Павла.

В конференц-зале культурно-исторического центра состоялось пленарное заседание. С приветственной речью от губернатора выступила Н. В. Полуянова – первый заместитель председателя областной думы. Участников конференции поприветствовали начальник управления культуры Белгородской области С. И. Курганский, глава администрации муниципального района «Прохоровский район» С. М. Канищев.

Подвела итоги по реализации ФЦП «Культура России. 2006-2011гг.» и определила задачи на перспективу начальник отдела народного творчества Министерства культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ Галина Георгиевна Фурманова. С докладом от управления культуры Белгородской области по теме «Социально- культурный кластер как основа сохранения и развития этнокультурного пространства региона» выступила Нонна Олеговна Андросова, заместитель начальника управления культуры Белгородской области, заслуженный работник культуры РФ. Марина Анатольевна Кулабухова, заведующая кафедрой гуманитарных наук Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат философских наук, в своём выступлении рассмотрела тему народного искусства как системообразующий компонент в содержании этнохудожественного образования.

О развитии межрегионального и приграничного сотрудничества Росси и Украины как важном факторе укрепления политических, экономических и гуманитарных связей между странами поделился Николай Федорович Кисель, заместитель главы администрации муниципального района «Вейделевский район».

На примере деятельности фольклорного ансамбля «Пересек» «Белгородского государственного центра народного творчества» Иван Николаевич Карачаров, руководитель ансамбля, заслуженный работник культуры РФ, освятил опыт сохранения народной традиционной песенной культуры Белгородской области.

В завершении пленарного заседания своим песенным творчеством гостей порадовал фольклорный ансамбль «Пересек» исполнением традиционных песен Белгородской области.

Участники конференции из посёлка Прохоровка отправились в районный Дворец культуры «Звёздный», районную детскую библиотеку г. Строитель Яковлевского района, где познакомились с культурно-досуговой деятельностью учреждений, творческими коллективами. С приветственной речью к гостям обратился глава администрации муниципального образования «Яковлевский район» Иван Василевич Бойченко. Первый день конференции завершился на эмоциональном, творческом подъёме, у присутствующих сложилось восторженное впечатление о нашей области.

Второй день конференции начался с посещения Белгородского государственного центра народного творчества, где гостей встречал весь творческий коллектив БГЦНТ. Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка», руководитель Евгений Гуторов, исполнил для гостей инструментальные наигрыши на тему песен Белгородской области. Экскурсия продолжилась посещением областной мини-выставки мастеров декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Живёт в народе красота» где участники конференции познакомились с работой областной школы мастера по золотному шитью.

Большой интерес проявили участники конференции к выставке сценарно-репертуарных, информационно-методических, публицистических сборников, книг, буклетов БГЦНТ.

Самым ярким, инновационным событием этого дня, безусловно, стала панельная дискуссия, на которую помимо гостей конференции, прибыли директора модельных Домов культуры Белгородской области, студенты и преподаватели Белгородского государственного института искусств и культуры, сотрудники БГЦНТ.

Тема панельной дискуссии «Развитие культуры как механизм конкурентноспособности региона». Теоретики и практики высказали своё мнение, о том, каким должен быть современный руководитель Дома культуры или Центра народного творчества, как определить эффективность работы и качество услуг учреждения культуры, и что необходимо для того, чтобы оно рентабельно работало на условиях самоокупаемости.

Участники конференции продолжили знакомство с работой учреждений культуры нашей области, посетив Антоновский модельный сельский Дом культуры, памятник архитектуры XVIII века «Круглое здание» в Грайворонском районе, Дубовской автономный Дворец культуры Белгородского района.

На прощальном вечере за круглым столом в теплой, дружеской обстановке участники конференции подвели итоги, насколько важно, и значимо для каждого из них стало пребывание на гостеприимной героической Белгородской земле. Насколько своевременно и грамотно были освещены злободневные вопросы развития народной культуры разных регионов страны.

Программа конференции (Скачать..)
Список участников научно-практической конференции (Скачать..)

источник

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Светлана Егорова
Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме

«Народная культура как средство формирования нравственно патриотических

чувств дошкольников»

Егоровой Светланы Николаевны

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»

Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач нашего времени, поскольку в последние годы возросло стремление народа к национальному возрождению. Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России.

Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина — патриота своей Родины. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.

Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Изучение детьми народной культуры является первоосновой в воспитании патриотических чувств, так как соприкосновение с народным искусством и традициями, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.

Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.

Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями, обращаясь при этом к фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.

Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, где мамы, папы, дедушки и бабушки становятся активными участниками педагогического процесса.

Цель моей работы – воспитывать в детях любовь к своей Родине, своему народу в тесном взаимодействии с семьей.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

Формировать и расширять представления детей о родной стране;

Знакомить детей с искусством, традициями и обычаями народов России;

Развивать коммуникативные качества, познавательную активность;

Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;

Повышать родительскую компетентность, вовлекая родителей в совместную с детьми деятельность;

В своей работе по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников средством народной культуры использую:

Устное народное творчество;

Народные песни;

Народные игры и народные игрушки;

Народные праздники;

Предметы русского быта (жилище, народный костюм);

Народно – прикладное искусство.

Считаю, что приобщение детей к народной культуре должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы:

Дидактические и народные игры;

Оформление выставок;

Сотрудничество с семьями воспитанников;

Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.

Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные потешки сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.

Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Используя их в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их.

Совместно с родителями занимаюсь организацией книжных выставок по устному народному творчеству, провожу акции «Подарите книгу детям». Родители совместно с детьми оформили книжки — самоделки «Моя любимая сказка», оформили альбомы «Потешки», «Загадки».

Так же, с активным участием родителей в группе оформлен мини — музей «Русская изба». Интерьер мини — музея составили подлинные предметы русского быта: стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель.

Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.

Дети не только познакомились с традиционно — бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность — сами проводили экскурсии в мини — музее «Русская изба» для детей младшей группы

Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки».

Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.

Так, например, знакомство детей с дымковской игрушкой начинаю с младшего возраста. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. Дети осваивают отдельные элементы дымковского орнамента, на заготовки-силуэты наносят яркие простые узоры, лепят из пластилина дымковских уточек. Эти занятия способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а также развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность.

Родители с удовольствием принимают участие в работе творческой мастерской. С их помощью была оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковские расписные», где были представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.

В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов. Я реализовала следующие проекты:

«Чудесный мир русской народной сказки»;

«Народные традиции»;

Одной из форм работы по воспитанию патриотических чувств является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след.

Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.

В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица».

На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты.

Фольклорный праздник «Игры да потешки» позволил приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение.

На празднике дети рассказывали любимые потешки, отгадывали загадки, играли в народные игры. Мамы и бабушки исполнили колыбельные, играли с детками в пальчиковые игры. Ребята для родителей исполнили песню «Бабушка, испеки оладушки» станцевали «Танец неваляшки» Повеселились очень дружно, а потом за столы садились сладким чаем угостились.

На празднике «Русские посиделки» дети совместно с родителями водили хороводы, инсценировали шутки-прибаутки, играли в народные игры, отгадывали загадки о русской избе и предметах русского народного быта. Такая форма работы является любимым мероприятием детей моей группы и их родителей.

«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта – альбомы по разным темам о народных традициях: «Народные праздники»; «Русская изба»; «Народная игрушка»; «Дымка»; «Гжель»; «Русский народный костюм»; «Русская кухня». Фестиваль дал возможность пробудить в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогатить знания детей о русских народных традициях.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям очень актуальная и важная задача в моей педагогической практике, так как группа, в которой я работаю – многонациональная (русские, татары, кумыки, лезгины, украинцы, молдоване, азербайджанцы, чеченцы). Я стараюсь привить детям любовь и уважение ко всем народностям нашей большой страны. Праздник «Хоровод дружбы» позволил сформировать представления о многонациональном составе населения России, ознакомиться с национальными играми и костюмами. Поддержав идею праздника, родители моих воспитанников стали его активными участниками. Сшив красочные национальные костюмы для детей, сами пришли в национальной одежде, представляя вместе с ребенком свою национальность.

Читайте также:  Лекарство от депрессии народными средствами

На празднике «Дружат дети всей земли» для детей старшего дошкольного возраста я продолжила работу по формированию у детей толерантности, как одной из значимых черт личности, в тесном взаимодействии с семьей.

На празднике дети совместно с родителями демонстрировали национальный костюм, играли в народные игры, оформляли выставку народных промыслов России, представляли блюда национальной кухни и дегустировали их.

Проект «Моя счастливая семья» был реализован детьми и их родителями ко Дню Семьи. Продуктом проекта стало генеалогическое древо семьи, позволившее расширить представления детей о своей семье, о её истории.

В своей работе я так же использую инновационную форму «Деловой игры».

Мною была проведена деловая игра «Мы Россияне!», в которой приняли участие педагоги детского сада и дети с параллельных групп. Целью игры стала систематизация знаний детей о стране. Дети закрепили знания о государственных символах России, называли пословицы о Родине, обобщали знания о национальных костюмах и музыке народов России. В конкурсе «Укрась посуду», дети закрепили знания о русских народных промыслах, усовершенствовали художественно — творческие способности.

В своей деятельности по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества. Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами.

Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: фестивале «Театральный дебют»; в литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей земли», на котором одна из моих воспитанниц, Казанбиева Наида, заняла первое место.

Петренко Люба приняла участие во «Всероссийском детском творческом конкурсе для дошкольников» по направлению — конкурс декоративно-прикладного творчества «Иллюстрация к русской народной сказке».

Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить среди педагогов своего детского сада: выступила на педагогическом совете с темой «Народные традиции – основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОУ в условиях ФГОС ДО»; провила открытые мероприятия («Хоровод дружбы», «Мы Россияне)

Выступила на городской августовской конференции в 2013 году с темой «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями» и в 2015 году с темой «Реализация программы «Содружество детского сада и семьи».

Приняла участие в третьем Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» по «Образовательному» направлению, где стала победителем муниципального этапа и участником регионального этапа.

О празднике «Хоровод дружбы», который прошел в нашей группе, был снят репортаж и напечатана статья в «Новой северной газете».

Приняла участие в городской выставке, организованной краеведческим экомузеем в честь 80-летия округа «И это все о нас», предоставила экспонаты — предметы русской старины

Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:

сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;

расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;

сформировать первые представления о культуре своего народа;

обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);

сформировать представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

развить коммуникативные навыки;

развить чувство коллективизма.

Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.

Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно- патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,.

Использование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувств Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовский На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников «Моя дружная семья» Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья» (средняя возрастная группа) Ведущая.

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду — это нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для воспитателей как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников. Консультация для воспитателей Народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. Воспитатель:Турутина Елена Ивановна. Работая с.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

Представление педагогического опыта «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления с родным городом» Представление педагогического опыта по теме «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знание о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

источник

Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе представляет собой критерии самооценки на качественно новой основе социальной позиции, т.к. идет процесс становления нового поколения российских граждан. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Нами выбрана данная тема исследования в связи с тем, что развитие личности в Дагестане и патриотическое воспитание происходит с приобретением дагестанцами общественно-исторического опыта. Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, культуре, обычаях, обрядах, литературе, музыке, искусстве, передаваемых из века в век как духовное богатство. Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель. Национальные традиции и культура обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством патриотического воспитания. Образовательные школы многих регионов России функционируют в полиэтнической среде и характеризуются многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных национальных культур, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что молодежь надо воспитывать на героическом прошлом нашей страны.

Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, литературе, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.

Патриотическое воспитание — это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности: жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Воспитание в них устойчивых норм патриотического поведения, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, к языкам, традициям и культуре народов, проживающих в Российской Федерации [5].

В кандидатских и докторских диссертациях, посвященных патриотическому воспитанию школьников (С.А. Алиева, С.Т. Алиева, М.Ч. Алирзаев, А.Н. Вырщиков, Р.К. Гусейнов, Т.М. Шашло, А.Ю. Рустамова), недостаточно освещены средства, формы и методы использования средств народной культуры у дагестанцев в образовательном процессе [5].

В последнее время многие ученые, идеологи, духовные лидеры начинают обращаться к исследованию проблемы духовно-нравственного формирования личности на основе ценностей православной и мусульманской народной культуры. Формирование духовно-нравственных потребностей личности сформировал С.А. Шмаков, духовно-нравственным развитием личности школьников занимались А.П. Савченко, Н.Е. Щуркова и многие другие.

Анализ научно-методической литературы, посвященной патриотическому воспитанию школьников в образовательном процессе, выявил ряд проблем, связанных со средствами народной культуры, как недостаточно разработанных.

Цель исследования: изучить влияние средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе.

Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали. У детей с ранних лет воспитывались нравственно-волевые качества: смелость, решительность, стойкость, несгибаемость, воля, любовь, преданность своему народу и отчему дому. Примеры старшего поколения в бою и трудностях, их героические и трудовые подвиги — всегда учили школьников и молодежь быть мужественными, не терять силу духа, не ослаблять силу воли и достойно выходить из критического положения в сложной ситуации, возникающей внезапно в жизнедея­тельности человека.

Как уже отмечалось, у высоконравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, внимание направлено на формирование мотивов поведения человека, которые обеспечивают становление личности.

Воспитание патриотизма в учебном процессе образовательной школы происходит на уроках литературы, КТНД, классных часах, где фокусируется накопленный веками пример любви к Родине, представление о добре и зле, правде, храбрости и верности.

Дагестан – страна преданий, сказаний о мужестве и героизме.

Горцы всегда дорожили своей дружбой и передавали ее из поколения в поколение. Народные сказки, пословицы и поговорки, сохранившиеся до настоящего времени, свидетельству­ют о том, что в многонациональной литературе уделяли большое внимание воспитанию дружбы, гостеприимства, уважительного отношения к людям другой национальности и веры.

Иными словами, внешние воздействия способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному, духовному развитию [6].

Местный или региональный патриотизм проявляется в любви к своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа.

Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее.

Развитие личности человека, его патриотических чувств происходит с приобретением ими общественно-исторического опыта.

История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко-культурном процессе. История культуры – история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории русской культуры позволяет не только познать этот многовековой опыт формирования российского разума, но и приобщиться к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим русским народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества [8].

Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.

О патриотическом воспитании школьника говорим, когда анализируем его собственные взгляды и убеждения, его поведение и жизненную позицию по отношению к природе, историко-архитектурным памятникам, трудовым и военным подвигам предков, к своему дому и другим ценностям природы. Выработка взглядов и убеждений, привычек, поведения и поступков составляют основу формирования патриотического воспитания.

Углубление учителем своих этнохудожественных знаний помогает в работе по патриотическому и этническому воспитанию в педагогическом процессе формированию у школьников национальной культуры и традиции [4].

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества — самый легкий, верный и доступный мостик от души ребенка к душе народа. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип формирования детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Искусство родного края — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.

Именно патриотическое воспитание через народную культуру может подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь, уберечь или снизить возможность деградации личности, сформировать уважение к окружающему обществу и к окружающей среде.

Одним из основных компонентов патриотического воспитания является народное творчество. Патриотизм и народное творчество — это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга понятия (катего­рии), составляющих содержание формирования патриотических чувств [1].

Народная культура и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек учился выживать в тяжелых условиях, но при этом закладывал основы истинно народных ремесел.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них людей [7].

Читайте также:  Почему отекают ноги народные средства

Залог жизненного успеха в искусстве народного промысла заключается в патриотическом воспитании, организации и практическом применении на уроках рисования, пения и трудового обучения традиций местного искусства для их постижения и творческого развития. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества [3].

В настоящее время патриотическое воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач.

Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой, – формирование гармонически развитой личности, необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, которые придают большую познавательную и воспитательную силу.

Нами применены следующие методы педагогического исследования в процессе патриотического воспитания на уроках и во внеклассных мероприятиях образовательной школы средствами народной культуры:

— изучение научной педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— обобщение опыта учителей-новаторов образовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры;

— педагогическое наблюдение за учащимися в патриотическом воспитании средствами народной культуры в разных формах организации учебного процесса.

Нами пролонгированы элементы средств народной культуры в патриотическом воспитании школьников в образовательном процессе. Народная культура состоит из следующих элементов: общественно-исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусства, любовь к своей Родине, к родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам.

Большое место в приобщении школьников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Знакомство с историческим прошлым Дагестана – очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у школьников.

Знакомство с родным краем и Россией, историческими событиями, знакомство с государственной символикой города, республики, страны – это и есть формирование патриотических чувств в сознании подрастающего поколения.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении, о патриотическом воспитании школьников.

В настоящее время смяты духовно-нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности, агрессивности, пренебрежительности к материальным и духовным ценностям народа.

Наши исследования по проблеме патриотического воспитания средствами народной культуры школьников в педагогическом процессе направлены на эффективное применение элементов народной культуры с целью воспитания устойчивых нравственных качеств, ответственности, уважительности, смелости, решительности и преданности, храбрости и верности к Родине и человеческой ценности.

Главная задача – посеять и возрастить в детских душах семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ 9, 19, 22 г. Дербента и МБОУ СОШ Дербентского района сел Хазар и Великент с 2013 по 2015 год.

В образовательной школе педагогический процесс рассматривает патриотическое воспитание разными средствами многогранно. Разнообразие средств заключается в проведении и организации различных форм учебных занятий. Образовательный процесс ведется в форме уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, домашних заданий, общешкольных народных праздников.

За период проведения педагогического исследования при реализации нашей программы по патриотическому воспитанию средствами народной культуры эффективность образовательного процесса улучшилась. Проявление патриотических чувств, формирование духовно-нравственных качеств личности школьников в образовательном процессе с использованием элементов народной культуры в разных классах в разных формах организации и проведения повысились.

Проявление таких патриотических чувств, как ответственность, уважительность, благородство и достоинство, воспитываются на уроках истории, КТНД (культуры традиций народов Дагестана), классных часах, внеклассных, спортивных и массовых мероприятиях.

Только на основе возвышенных чувств патриотизма, на основе национальных святынь, литературы, культуры, традиции, гражданственности появляются чувства ответст­венности, уважительности, благородства и достоинства человека.

В процессе наблюдения установлено, что в последние годы в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания патриотическому воспитанию школьников средствами народной культуры. Наблюдение выявило, что при проведении мероприятий по патриотическому воспитанию средствами народной культуры в педагогическом процессе у значительной части школьников повысилось чувство патриотизма, нравственные устои и культура поведения.

В нашем исследовании проверялось патриотическое воспитание средствами народной культуры, дало положительный результат: исчезли такие отрица­тельные черты характера, как жестокость, озлобленность, без­различие, безответственность, цинизм (пренебрежение нормами нрав­ственности и благопристойности), нигилизм (отрицание всего), неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа.

У большинства школьников улучшилась дисциплина, повысился интерес к патриотическому воспитанию, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, посвященным знаменательным со­бытиям, интерес к экскурсиям, походам по местам боевой и трудовой славы, а также встречам с представи­телями духовенства и общественности, с ветеранами войны и труда. Это свидетельствует о возросшей активности школьников в формировании положи­тельного отношения к национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к другим народам, языкам, традициям и культуре.

Педагогические исследования по патриотическому воспитанию элементами народной культуры, как средствами, используемыми в образовательном процессе, показали, что его уровень повысился за счет реализации нашей программы и плана мероприятий.

Особое место отведено формированию духовно-нравст­венных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливос­ти, Истине, сохранении и приумножении лучших традиций и цен­ностей своего народа.

В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания школьников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и куль­туре).

Наблюдения показали, что более 65% школьников заявили о желании изучать многие элементы народной культуры, культуру межнационального общения, народную мораль, а также нравственные нормы, адаты и намусы, литературу, культуру, народные сказки, пословицы и поговорки, на­родные традиции, обычаи, общественно-исторический опыт, народное творчество, народные художественные промыслы.

Отсутствие единой государственной политики и программы, ориентированной на патриотическое воспитание школьников в педагогическом процессе с учетом интересов народной культуры, приводит к негативному отношению к элементам народной культуры и ухудшению демографической ситуации. Проведение разнообразных форм педагогического процесса с применением многих элементов национальной культуры позволяет повысить эффективность патриотического воспитания.

Огромную роль играют художественные промыслы: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, изделие ковров, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка материала и т.д. На уроках трудового обучения, пения и рисования проверялась эффективность патриотического воспитания школьников, что в результате показало сформированность положительного отношения и уважения к окружающему обществу, к окружающей среде и трудовому подвигу.

В настоящее время в общественном сознании стали видоизменяться такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность.

источник

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из

опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ:

дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к

родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало

патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе

Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в растущем

ребёнке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты

характера. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,

родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к

доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Наше дошкольное образовательное учреждение находится в небольшом

посёлке, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы

хотим воспитать наших детей так, чтобы они, уважали духовное и культурное наследие нашей страны.

Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от

истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно

-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика.

Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности привить любовь к

малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии — наша цель которую мы выдвинула как приоритетную в работе с дошкольниками.

Добиться определенного результата можно только тогда когда работа

ведется систематически. Мы разработали перспективное планирование. Оно представляет систему, охватывающую развитие познавательных интересов ребенка, его музыкально -эстетическое и трудовое воспитание, ознакомление с основами отечествоведения, краеведения и экологии для детей, позволяющую знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его

малой Родины — родного города. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным посёлком, уральским краем.

Организация экскурсий по родному посёлку дает возможность познакомить

воспитанников с достопримечательностями малой родины с профессиями

города. Первыми проводниками в мир истории родного края для наших

воспитанников стали сотрудники музея.

Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для

русского народного быта, так как они способствуют формированию духовно-

нравственных качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных

интересов, поэтому в детском саду открыт музейный уголок «Русская изба», куда с удовольствием ходят наши дети и родители.

Мы так же заметили, что любая тема занятий с детьми по экологическому

воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и

уборочные работы и т.д.) перекликается с народными приметами. Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы: «Домашние и дикие животные», Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», и др. Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме.

На музыкальных занятиях в процессе общения с воспитанниками включаю в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.

Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта

сила чаще всего во время праздников — календарных и христианских.

Именно фольклор, на мой взгляд, должен быть основой основ воспитания,

ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь

ребёнка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление,

трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего

того, что мы называем Родиной.

Народным праздникам у нас уделяется особое внимание. Они тесно

взаимосвязаны с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией

проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха,

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на

русских народных инструментах, хороводов, частушек, народных игр.

Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе на музыкальных

Совместно с воспитателями проводим для детей развлечения,

посиделки. Это целые театрализованные действия, где дети водят хороводы,

поют песни, играют в игры, знакомятся с традициями и обрядами.

Календарный праздник в детском саду — важное средство художественного

и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные

игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Мы создали сборник народных игр, который стал верным помощником воспитателей при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектная

деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями. За годы работы по данному направлению участниками воспитательно — образовательного процесса разработаны проекты: «Богатыри земли русской», «Народная тряпичная кукла», «Люблю берёзку русскую».

В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция наших педагогов нашла реализацию в том, чтобы воспитывать детей в духе любви к малой Родине, народу, его культуре.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

2. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников

Москва. Педагогическое общество России, 2005.

3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с

русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Ск. 2003.

4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском

саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр

источник