Меню Рубрики

Народная педагогика как средство экологического воспитания

консультация для педагогов «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей»
методическая разработка по окружающему миру по теме

Большую роль в формировании экологического сознания у детей играют средства народной педагогики.

на тему «О возможностях народной педагогики

в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Рост населения Земли, интенсивное техническое развитие и такое же интенсивное использование природных ресурсов способствуют загрязнению окружающей среды, разрушению биосферы, созданию условий, малосовместимых с жизнью человека.

Положение усугубляется нарастающим процессом отчуждения человека от природы — урбанизацией, концен трацией населения в городах. Живущие среди асфальта и высотных зданий, заня тые постоянной заботой о своем жизнеобе спечении и материальном благополучии, люди в прямом смысле уходят от природы, порывают корневую связь с ней.

Экологическое воспитание и образова ние всего населения (от маленьких детей до взрослых, проходящих повышение ква лификации) — это необходимость нашего времени: детям и взрослым надо раскры вать суть биосферных процессов, показы вать связь человека с природой, его зави симость от нее. Раскрывать законы приро ды, ее гармонию и красоту, возможность ее самоорганизации и самовосстановления лишь при ограниченном вмешательстве человека, развивать трепетное отношение к уникальности и многообразию форм жизни на Земле,

В чем же заключается экологическое воспитание детей дошкольного возраста? Практика и исследования последних десятилетий показали: при целенаправленном и систематическом воспитании детей в детском саду или в семье у них можно сформировать начала экологической куль туры, суть которых заключается в пра вильном отношении к природе ближайше го окружения, т.е. к природе, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии явлений приро ды, усвоении ими элементарных экологи ческих знаний и непосредственном прак тическом взаимодействии с растениями и животными.

Каким же образом экологическое воспи тание дошкольников может опираться на народную педагогику? Народная педагогика отражает мысли, чаяния и устремления на рода, образ его жизни и самосознание. В ее основе лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность как результат коллективного творческого вклада многих поколений в культуру. Пе дагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г.Н. Вол ков, возникла как практика, как искусство воспитания — она древнее педагогической науки.

В народной педагогике отчетливо про сматривается идея гармоничной взаимо связи человека с природой, которая воз никла из гармонии самой природы и пони мания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее.

Это же отмечают исследователи русской ментальности — психологи, историки. Так, В.О. Ключевский, анализируя националь ные черты русских, большое значение при давал географическому фактору — он считал, что важнейшее влияние на национальный характер оказала природа России. Непрохо димые леса, топи, болота представляли со бой большую опасность, а также трудность с точки зрения их освоения, требовали неус танной борьбы, терпения в преодолении многочисленных лишений, что и наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали наши предки, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внима тельно осмотреться, изучить местность, по нять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль.

Это же отмечает и Г.В. Лунина. На рус ский национальный характер, в том числе на присущие русскому человеку терпение и милосердие, повлияли объективные причины: суровые природно-климатичес кие условия, бесконечные войны, чуже земное иго, революционные события. Так русский человек научился сохранять вели чие духа в несчастьях и самообладание. Терпение расценивалось другими народа ми как модель поведения, терпение для русских — это национальная ценность, «без которой нет личности, нет статуса че ловека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих».

Исследований о том, отмечает Г.Н. Вол ков, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего по коления, нет, однако они насыщают жи вую ткань народного творчества, напри мер: «Солнце. Сколько о нем у всех на родов песен,- загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обря дов! Человек использовал его и в умст венном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудо вом и физическом».

Исследуя сущность и содержание народной педагогики, Г.Н. Волков отмечает: это прежде всего педагогика труда и тру дового воспитания. «В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умель цы, певцы, сказочники. Рядом с ними жи ли и одержимые в буквальном смысле пе дагоги из парода. Их легче всего найти сре ди первых: народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкрет ному виду деятельности». Именно поэто му воспитание детей осуществляется не заметно, как бы между делом.

Интересно отметить особенности эсте тического воспитания. В народной педаго гике, подчеркивает Волков, суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, красотой отлича лись и народные праздники. Чувство пре красного возникало от общения с приро дой, ее созерцания и отражалось в трудо вой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности. Слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать.

Этническое, как отмечает Волков, до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики: «прекрасное в представле нии народов сохраняет своеобразие, про никая во все области их жизни, труда и ума; прекрасное — не самоцель, но неотъ емлемая часть жизни народа».

Что же относится к средствам народ ной педагогики и. что может быть исполь зовано в экологическом воспитании?

К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчест во, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Например, пословицы — это «цвет народ ного ума», «это не старина, но прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в сво ей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра» (В.И. Даль). В пословице заключена народная оценка жизни, отражены наблюдения народного ума. «Конечной целью пословиц всегда бы ло воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Во многих русских пословицах отраже ны тонкие наблюдения над природой, по нимание того, что природа — это сила, с: ко торой надо считаться.

Ценность народной педагогики отме чают разные исследователи, Например, Г.Б. Лунина подчеркивает: народная педа гогика — это прежде всего педагогика се мейная. «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осу ществлялась раньше преимущественно в семьях. т.е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека?. Она считает, что наиболее полно народная пе дагогика воплотилась в устном народном творчестве

В народной педагогике существовали специальные приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности, которые помогают вы жить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. «С древних времен, — пишет Лунина, — оп тимизм рассматривается как плодотвор ная основа поведения человека. Филосо фы прошлого. подчеркивали, что жизне любие стимулирует творческие деятель ные силы личности, направленные на ак тивное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой».

Хоровод — одно из народных празднич ных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Хоровод подчинен рит му и гармонии, что дает каждому удоволь ствие и радость; он объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников пра здника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с при родой.

Народная педагогика — это совокуп ность семейно-общественных традиций, содержанием которых является культ ди тяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия. Значимой чертой русской народной педагогики является оптимизм и жизнерадостность, которые побуждают к воспитанию в детях качеств, помогающих человеку выжить в трудных условиях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно это имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Сложившаяся в настоящее время сис тема экологического воспитания охваты вает все стороны педагогического процес са — содержание, методы, технологии, уп равление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Вза имосвязь и стабильность всех компонен тов системы — оптимальное условие фор мирования у детей начал экологической культуры.

Целостность и стабильность системы не исключают вариативных подходов в ее ис пользовании. Наиболее подвижным, изме няемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на весь учебный год вза имосвязанных мероприятий, т.е. различ ных форм познания детьми той или дру гой возрастной группы природы и взаимо действия с ней, Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя: именно она позволяет учитывать социаль ные и природные условия дошкольного учреждения, особенности детей, в том чис ле психологические, профессиональную направленность воспитателя.

  1. Новикова Т.Л. Воспитание ребенка – дошкольника. РОСИНКА: в мире природы: программно – методическое пособие для педагогов д/у/ Т.Л. Новикова, В.Н. Сахарова М: ВЛАДОС, 2005 г.
  2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 г .

источник

Наталья Филиппова
«Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольника»

Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. Народная педагогика – это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя её частичкой. Что бы ни делали дети — пасли ли стадо овец или маленьких гусят, ходили в лес в поисках сухих веток или собирали ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у костра – все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них — вторая мать. Она дает им все необходимое.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно-бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В течение многих тысячелетий человек наблюдал за природой, постигал ее законы, учился жить с ней в гармонии и согласии, поняв раз и навсегда, что он только ее маленькая частица. Наши предки поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней.

Слитность русских людей с природой, их удивительная наблюдательность открываются в народных традициях, фольклорных жанрах: природные явления насыщают живую ткань народного творчества. Например, Солнце… Сколько о нем песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов!

К эффективным средствам экологического воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.

Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа; в ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться:

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Был бы лес, соловьи прилетят.

Срубишь лес – на следующий год не вырастет.

Растение – берегам спасение.

Сбереги самку весной – она к осени выводок приведет.

Возвращай земле долг – будет толк.

Лес весной веселит, летом холодит, зимой согревает.

Мужик березку рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.

Много снега — много хлеба, много воды — много травы.

В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейшие жанры фольклора. В загадках отражается любовь к окружающей природе, знание ее.

В народной педагогике сказка прочно занимает свое определенное место; в далеком прошлом она составляла основу взаимосвязи поколений.

Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. Здесь нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.

Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно. В сказке происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано; природа пронизана причинно-следственными связями. Герои сказок часто ведут себя как люди, разговаривают; животные наделены человеческими качествами. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей, многому учит. Русскому герою присуще чувство долга перед народом, его сила обычно направлена на добрые дела. Русский богатырь свято чтит народные традиции: бьется за Родину, не щадя жизни; помогает обездоленным; стоит за правду до конца; бережно относится ко всему живому, приходит на помощь слабым.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни воздействуют на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Большое значение в воспитании этно- экологической культуры детей имеют народные песни, которые отражают красоту родной природы, традиции и обычаи села. Эти песни являются главным украшением в проведении народных праздников.

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных.

Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой. Именно эта воздействующая на эмоциональное состояние и развитие детей особенность имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Наибольшее воплощение народная педагогика получила в обычаях и обрядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники, которые тесно связаны с природой. В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему. Жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой. Народная педагогика – это совокупность сложившихся семейно-общественных традиций, содержанием которых являются культ дитя, добра-молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.

Природа — великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию.

Игра в экологическом воспитании дошкольников На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания Педагогика современной России представляет многовековой народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям.

Народная педагогика о формировании у детей оптимизма Народная педагогика о формировании у детей оптимизма. Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское.

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Организация экологической тропинки Наш детский сад «Кунчээн» эколого-оздоровительное.

Читайте также:  Эффективное народное средство от молочницы при беременности

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная.

Сказкотерапия в экологическом воспитании детей Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование.

С любовью к природе, или Об экологическом воспитании дошкольников Статья «С любовью к природе». Воспитатель МБДОУ «Соболенок» Морокова Татьяна Константиновна. Какая притягательная сила заключена в том,.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет.

источник

Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования Иванова Нина Семеновна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Нина Семеновна. Народная педагогика как средство экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 1998 229 c. РГБ ОД, 61:98-13/605-0

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания учащихся в современных условиях 16

I. Экологическое образование и воспитание подростков как социально-педагогическая проблема .

2. Сущность, содержание и методика экологического воспитания подростков 39

3. Состояние экологического воспитания учащихся и пути его совершенствования с использовани ем элементов народной педагогики $5

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию народной педагогики чувашей в экологическом воспитании подростков 94

I. Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда с использованием идей и опыта на родной педагогики чувашей 94

2. Внеклассная и внешкольная работа по экологи-. ческому воспитанию подростков 119

3. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании подростков 144

Человек — природное и социальное существо. Для человека, как и общества в целом, природа является средой и источником жизни и деятельности. Современное общество удовлетворяет свои биологические потребности, интенсивно используя природные ресурсы. Но природные ресурсы ограниченны,поэтому важнейшей задачей общества является охрана окружающей природной среды.

В современных условиях в связи с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов проблема охраны окружающей среды приобретает все большую остроту и актуальность, связанная с принятием необходимых мер для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха, воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды; возрастанием роли личности в системе «природа — человек ; пересмотром государственной политики по охране природы и в области образования; возрастанием значения народной педагогики в экологическом воспитании.

В педагогической науке достаточно глубоко раскрыто значение разностороннего общения ребенка с природой для его образования и воспитания, содержания научных знаний о природе для формирования мировосприятия в процессе познания. Мыслители и педагоги / Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др./ обращали особое внимание на необходимость формирования и развития у каждого ученика чувства природы. Великий русский педагог К.Д.Ушинский горячо призывал расширять общение ребенка с.природой и сетовал:

«Странно, что воспитательное влияние природы. так мало оценено в педагогике» / 207,с.56 /. Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой разви -вали и обогащали А.Я.Герд, А.П.Павлов, В.А.СухомлинскиЙ и другие педагоги. У В.А.Сухомлинского природа является важным средством образования и воспитания человека. Он подчеркивал: «Природа для подростка является прежде всего школой культуры. Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека, является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека» / 196,с.269 /.

За последние 20 лет многие ученые / А.А.Вербиц -кий, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, С.П.Львова, И..Т.Суравегина л др. / уделяют большое внимание проблемам экологии. Ими разработан ряд концепций, определяющих принципы, цели, задачи и содержание экологического образования и воспитания на разных уровнях, направленных на формирование экологической культуры подрастающих поколений По мнению многих исследователей / A.M.Галеева, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, М.Л.Курок, И.Т.Суравегина и др,/, экологическая культура . личности выражается в следую -щих характеристиках: в готовности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде, в соответствии с моральным долгом и нормами права общества; в способности осуществлять экологически грамотные действия; в умении занимать активную жизненную позицию, выражать, нетерпимость- к проявлениям, безответственного отношения к окружающей среде.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года, «Об образовании» от SO июня 1992 года и закона Чувашской Республики «Об образовании» от 31 января 1997 года созданы предпосылки, правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания населения.

В Чувашии разработкой вопросов охраны природы, а , также экологического, образования и воспитания учащихся активно занимаются АД.Дмитриев, З.Н.Шіечова, Р.К.Репина, Г.П.Чернова и др.

У каждого народа за время его существования сформировалась своя система экологического воспитания подрастающего поколения, сложились определенные специфические воспитательные традиции. Так, например, со времен появления чувашского народа между реками Волгой и Сурой появляются свои традиции взаимодействия с природой. Реки, озера, леса и луга играли большую воспитательную роль. «Конкретные особенности оказывали влияние на формирование националь -ных черт, именно в этом смысле условно можно трактовать «педагогику Волги», «педагогику степей», .»педагогику гор», «педагогику дуба и дубрав» — отмечает Г.Н.Волков /36, с. 182/.

Вопросам изучения и раскрытия сущности народной педагогики в целом посвящается ряд трудов В.$.Афанасьева, Б.В»Васильева, Г.Н.Волкова, А.Й.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г.Нигматова, Я.Й.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзё и др.

Особую ценность в решении проблемы формирования личности учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе представляют фундаментальные труды по народной педагогике Г.Н.Волкова / 32, 34, 36, 37/, который считает, что народная педагогика — это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.

Вопросы экологического воспитания рассмотрены в исследованиях Г.Н.Каропы / 84 /, С.В.Павлюченко /131 /, Н.А.Пустовит / 154 /, Р.К.Репияой / 164 / и других. Указывая на ценность этих работ, следует заметить, что в них вопросы использования народных знаний о природе в экологическом воспитании школьников не рассматриваюгея.

На современном этапе необходимость экологического воспитания и приучение подрастающего поколения к систематической охране природы требует нового осмысления этой проблемы. На наш взгляд, одним из направлений ее решения в .современной школе является использование специфических воспитательных средств народной педагогики.

Для исследования нами выбран подростковый возраст. Исследования психологов Л.И.Божович, Г.В.ДрагуяовоЙ, В.А.Б&у-тецкого, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и других показывают, что вопросы воспитания подростков требуют тщательного изучения, так как именно в этом возрасте начинают формироваться и крепнуть основные отношения, оценки, привычки и взгляды; формируется прочное мышление на основе понимания причинности и взаимосвязей в природе и обществе; наиболее полно приобретаются навыки общест -венно полезной деятельности.

Вопросы экологического воспитания подростков в условиях перехода общества на рыночные отношения и обнов :ч.

ления современного образования еще не нашли должного освещения как в отечественной, так и зарубежной научной литературе.

Вышеизложенное, а также необходимость преодоления противоречия между требованием практики и уровнем экологической культуры учащихся, уровнем научных знаний и отсутствием научных разработок, способствующих повыше-ндо эффективности этой работы определили, выбор темы исследования: «Народная педагогика как средство экологи -ческого воспитания подростков в условиях обновления современного образования».

Объект исследования — учебно-воспитательный, процесс средней школы.

Предмет исследования — содержание и процесс экологического воспитания учащихся на уроках, во внешколь -ных и внеклассных мероприятиях и в семье.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, формы и методы использования народной пдагогики как средства экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования.

Гипотеза исследования видится в следующем предположении. Экологическое воспитание подростков будет осуществляться успешно, если: опирается на современные научно-теоретические положения, разработанные на основе системно-структурного подхода; используются разнообразные . средства и методы народной, педагогики; соблюдаются преемственность и взаимодействие народно-семейного, общественного и школьного воспитания.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние теории и практики экологического воспитания учащихся по использованию традиционной народной педагогики:

а/ проанализировать программы, методические пособия и учебники по природоведению, биологии и сельскохозяйствен -ному труду для учащихся 5-8 классов в контексте проб- . лемы исследования;

б/ обобщить формы и методы использования опыта чу -вашского народа в экологическом воспитании подростков в школах республики.

2. Раскрыть сущность, специфику и особенности экологического воспитания подростков в современных условиях на основе идей этнопедагогики.

3. Теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых народная педагогика становится эффективным средством экологического воспитания учащихся.

4. Разработать критерии выявления уровней экологической воспитанности подростков.

5. Разработать научно-методические и практические рекомендации по обновлению содержания образования, последовательному и логическому включению в него элементов народной педагогики, учитывая возрастные особенности учащихся.

Для решения задач, поставленных в исследовании, нами были использованы различные методы: анализ теоретической литературы по педагогике, психологии, философии,

нормативных актов государственных органов Российской Федерации и Чувашской Республики, характеризующих совре -менное состояние исследуемой проблемы;, формирующий педагогический эксперимент; беседы; анкетирование; тестирование; анализ сочинений и практических работ учащихся; изучение документации средних общеобразовательных школ; наблюдение; методы математической обработки результатов исследования.

Методологической основой исследования явились , диалектические закономерности связи и единства системы элементов «природа — общество — человек», положения Конституций Российской Федерации и Чувашской Республики; законы и постановления государственных органов по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов; философские и психолого-педагогичес-кие идеи о значении народной педагогики в воспитании у подрастающего поколения любви к природе / Н.Я.Бердяев, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, И.Я.Яковлев и другие /; теории доброты и гуманности этнопедагогики / Е.В.Ва -сильев, Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов и другие /; общие ос новы развития образования / В.И.Андреев, С.И.Архангель -ский, Е.П.Белозерцев, В.К.Кириллов, В.А.Сластенин, r.H.Hty- . кина и другие/; идеи современной дидактики, .касающиеся оптимизации образования / Ю.К.Бабанский, В.П.Беспаль-ко, А.А.Кирсанов, Н.В.Кузьмина и другие /.

Исследование проводилось по специально разработанной методике с 1992 г. по 1998 г. в три этапа в следующих средних школах: Ш 56, 63 г.Чебоксары, Вуртасин-ской и Малояушской — Вурнарского, Бичурга-Баишевской Шемуршинского районов.

На первом этапе / 1992-1993 гг./изучалась педагогическая, психологическая, философская, историко-этнографи-ческая литература; проводился анализ школьных программ по природоведению, биологии, сельскохозяйственному труду, учебников и пособий; собирался этнопедагогический материал у старожилов сел и деревень; исследовался вопрос об использовании воспитательных идей и опыта чувашского народа в природоохранной работе в школах республики, что позволило сформулировать теоретические основы диссертационной работы, наметить методику опытно-экспериментальной работы, конкретизировать тему диссертации.

На втором этапе / 1994-1995 гг./ проводилась опытно-экспериментальная работа с применением различных методик, в ходе которой проверялась достоверность гипотезы; апробировались формы и методы, способствующие повышению эффективности экологического образования и воспитания учащихся 5-8 классов, педагогические условия и пути использования знаний чувашского народа о природе в учебной и внеклассной работе; выявлялся уровень экологи -ческой культуры подростков.

На третьем этапе / 1996-1998 гг./ проверялись результаты исследования, конкретизировались научно-методичес. -кие и практические рекомендации по обновлению содержания образования, последовательному и логическому включению в него элементов народной педагогики, подводились итоги исследования, оформлялась диссертация..

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

— в раскрытии сущности и содержания экологического воспитания на основе идей этнопедагогики;

— в выявлении возможностей использования народной педагогики чувашей в экологическом воспитании учащихся в условиях становления рыночных отношений в нашем обществе;

— в разработке критериев выявления уровней экологической воспитанности учащихся 5-8 классов;

— в определении психолого-педагогичеоких условий и способов эффективного использования опыта чувашского народа в экологическом воспитании учащихся;

— в обосновании методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности экологического образование и воспитания подростков с использованием народных знаний о природе в. современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций,позволяющих учителям усилить и углубить экологическую направленность уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, а также различных внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий. .

Методика, разработанная соискателем, может быть использована в учебно-воспитательном процессе при подготовке будущих учителей, на курсах повышения квалифи -кации работников образования, на секционных занятиях методических объединений, в курсах лекций по теории экологического образования и воспитания для работников природоохранных органов, а также родителей в экологическом воспитании детей.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций.

Убедительность выводов, содержащихся в диссертационной работе, обеспечена реализацией разнообразных методов исследования, разносторонним анализом данных о природоохранной деятельности /анкет учителей, учащихся, родителей, сочинений учащихся и т.д. -/. На различных этапах исследования были использованы возможности математической обработки экспериментальных данных. Точ -ность результатов достигалась за счет неоднократного, повторения эксперимента и расширения географии исследования.

Апробация и реализация рекомендаций исследования проводились в школах Jfe№ 3, 30 г. Чебоксары, Чарклин-ской неполной средней школе Вурнарского района и Чу-ваш-Тимяшинской средней школе Ибресинского района Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры этнопедагогики Чувашского республиканского института образования, на заседаниях методического объединения учителей биологии и географии Калининского района г.Чебоксари.

Основные положения и выводы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, проводившихся в городах Чебоксары, Ульяновск, Казань, Йошкар-Ола, Зе-ленодольск:

1. Трудовое воспитание школьников в процессе учебной и внеклассной работы // Трудовое обучение, воспитание и про -фессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях перестройки системы народного образования: Тезисы докладов к Республиканской научн.-практ.конф.Ч.2.- Чебоксары, 1990.-C.I78-I8I.

2. Роль ШМО классных руководителей в нравственном воспитании учащихся // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Ма -териалы Международной научн.-практ.конф. Ч.2.- Чебоксары, I993.-C.I33-I34.

3. Природоохранительная работа в Симбирской чувашской школе // И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья: Материалы Международной научн.-практ.конф., посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы.- Ульяновск-Чебоксары,1993. -С.307-309.

.4. Вопросы приобщения детей к охране природы в педагогическом наследии К.Д.Ушинского // К.Д.Ушинский и проблемы современной национальной школы: Сб.научн.трудов.- Чебоксары, I994.-C.167-170.

5. Использование народных средств воспитания для приобщения младших школьников к охране природы // Этнопедагогика в современной национальной школе: Сб.научн.трудов.- Чебоксары, 1995.-С.52-53.

6. Использование народных знаний о природе в экологи -ческом воспитании учащихся // Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах: Материалы Международной научн.-практ.конф. — Чебоксары, 1995,-С.259-261.

7. Использование средств народной педагогики в экологическом воспитании учащихся // Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях: Материалы Всеросс.научн.-практ.конф. Ч.2.- Чебоксары, 1995.- C.309-3I0.

8. Вопросы охраны природы на уроках биологии с использованием народной педагогики //. Новые технологии обучения, воспитания,диагностики и творческого саморазвития личности: Тезисы докл.Третьей Всеросс.научн.-практ.конф.Ч.З.- Йошкар-Ола, 1995.- С.35-36.

Устное народное творчество и экологическое воспитание школьников // Формирование социально ориентированной личности учащихся / опыт, проблемы, перспективы /: Материалы Респ. научн.-практ. конф. — Чебоксары, 1996. С.83-85.

10. Роль семьи и народной педагогики в экологи -ческом воспитании учащихся среднего звена // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Тезисы докл. Всеросс. научи.-практ. конф. 4.2. — Йошкар-Ола, 1996.- С.98-99.

11. Преемственность в экологическом воспитании учащихся // Диагностико-технологическое обеспечение преем -ственности в системе образования: Тезисы докл. Всеросс. научн.-практ.конф. Ч.2.- Казань — Йошкар-Ола — Зелено -дольск, 1996.- С.46-47.

12. Использование краеведческого материала в экологическом воспитании учащихся // Формирование фиксированных интеллектуальных умений в процессе учебной и внеучебной деятельности / Из передового педагогического опыта /.- Чебоксары, 1998.- С.60-62.

13. Экологическое воспитание учащихся У-УІІІ классов: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Объем — 1,5 п.л. / в печати /.

1. Сущность и специфические особенности использования знаний народной педагогики в формировании экологической культуры учащихся.

2. Разработанные в ходе исследования критерии и показатели экологической воспитанности учащихся 5-8 классов.

3. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные формы, методы и психолого-педагогические условия, в которых традиционная народная педагогика становится эффективным средством экологического воспитания учащихся в современных общеобразовательных школах и семье.

Содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Экологическое образование и воспитание в доследнив двадцать лет утверждается как новое направление педагогической теории и школьной практики. В современной школе в период перехода на новые учебные планы и программы, где все предметы содержат частично экологические вопросы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Учителя всех предметов изучают суть и новизну этого направления для эффективного использования его. в своей педагогической деятельности.

Современная экология как комплекс научных знаний раскрывает взаимосвязи живой и неживой природы со всеми факторами социальной и экономической сферы деятельности общества. Экологические проблемы рассматриваются на местном, национальном и глобальном уровнях: «экологическую боль» необходимо чувствовать на Земле в целом и в любой ее точке. Возрастает роль школы в формировании ответственности молодежи за судьбу страны, прогресс общества. Школа призвана формировать качества рачительных «хозяинов», заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе. Забота об окружающей нас среде должна занять важ. — 17 ное место в учебно-воспитательной работе с учащимися.Изуче-,ние школьных предметов — биологии, географии, химии, истории, литературы и других — позволяет показать учащимся, как важно преодолеть заблуждение, будто бы природа — неисчер -паемый.. источник изобилия, а человек — ее «покоритель»; раскрыть ранимость природной среды, важность не допускать превышения «пределов прочности» связей живых систем со всеми природными факторами.

Читайте также:  Зуд после приема антибиотиков народные средства

Термин «экология» введен в литературу немецким био -логом Э.Геккелем в, 1866 году и означает науку о жизни организмов в. своем доме / греч. «ойкос» — жилище, «логос»-наука /. Однако в. современных условиях экология из чисто биологической науки превратилась в глобальную, включающую и социальный аспект, поэтому термин «экология» сегодня чаще всего употребляется для обозначения науки, изучающей состояние среды обитания человека.

Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Наша задача — воспитать и вырас -тить такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами, т.е. воспитать экологически грамотных и экологически культурных людей. Экологическая грамотность сегодня необходима всем: инженеру и строителю, мелиоратору и водителю автомобиля, металлургу и шахтёру, капитану судна и космонавту, трактористу и животноводу и другим. Экологическая культура, экологическая грамотность способствуют росту общей культуры, нравственности, чувства ответственности за планету.

Одно из первых мест среди основ человеческого бытия. среди несомненных ценностей, на которые опирается челове -ческое существование, принадлежит природе.. С древнейших времен и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Природа являлась первым воспитателем человека, который был вынужден приспосабливаться к ней. Всеобщая связь явлений в природе накладывала свой отпечаток на развитие человека. Борьба с могучими силами природы развивала физические силы первобытного человека, обогащала ум сведениями об окружающей действительности, укрепляла волю и характер. Цели и содержание воспитания определялись исключительно деятельностью первобытного человека, направленной на приспособление его организма к природе. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, утилитарное ее использование, покорительство, сознание необходимости подчиниться ее законам и требованиям — вот некоторые вехи не-смолкающего «диалога» человека и природы. Вечно манящая, до конца не открывшая своих тайн, природа и сегодня вызывает у людей Земли пристальное и тревожное внимание.

Воспитательное значение природы неоспоримо, именно поэтому данному вопросу посвящены труды многих известных педагогов: А.Я.Герда, В.Ф.Зуева, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Они видели в природе огромный воспитательный заряд, стремились средствами природы решать задачи гражданского, патриотического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, т.е. развития социально зрелой личности. Воспитывает не еама природа, утверждал И. Зюзюкин, а отношение к ней, творческое ее изучение и совершенствование. «Если хочешь по-настоящему узнать ребенка — веди его на природу. А приобщать к ней подростков — даже жизненно необходимо. Природа у всех, а у детей особенно, вызывает прилив сил , подъем настроения, который полезен для здоровьяи/7?»с.40/.

Гуманистическая направленность, подлинный демократизм и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и . развития чувашской национальной школы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала в содержание общеобразовательных школьных предметов. Для этого необходимо использование в полной мере народной педагогики.

Человек является органической частью природы.С глубокой древности существуют взаимоотношения человека и природы: человек воздействует на природу,но и природа воздействует на человека.Поэтому в народной педагогике природа является одним из основных факторов воспитания и обучения, она может быть использована,и должна использоваться,для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной школе. Совокупность и взаимозависимость целей и задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов,применяемых трудящимися в целях привития личности качеств,желательных народу, Г.Н.Волков называет народной педагогикой / 34,с.II /.

Процесс познания окружающей природы шел со времени возникновения человеческого общества. Он постоянно развивался и углублялся. Человек проникал в тайны природы .укреплял свое господство над ней. Являясь частью природы и постоянно чувствуя свою зависимость от ее законов, человек всматривался во все явления природы, наблюдал за природой и свои наблюдения апробировал тысячелетиями в практической деятельности. При этом происходило отсеивание случайных и выявление рациональных знаний, которые передавались из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций. Природная среда обитания любого народа неповторима и народные знания о ней носят особый характер. За многовековую историю своего существования чувашский народ накопил глубокие знания об окружающей природе. Большой запас знаний хранит в себе старшее поколение.

В ходе изучения этноледагогического наследия чувашского народа мы опирались на труды ученых: Н.й.Ашмарина / 8 /, Г.Н.Волкова / 28, 29, 32, 34, 35, 36, 37 /,Н.Золотова /75/, СМ.Михайлова ДІ5,. 116/, Н.В.Никольского / 122, 123, 124/, Й.А.Патмара / 132 /, Э.К.Патмара / 133 /, Н.Р.Романова Д67, 168 /, А.Салмина / 173 /, М.Я.Сироткина / 175 /, С.Щуртако-ва / 225 /, И.Я.Яковлева / 242 — 246 / и др.

В народной педагогике природа рассматривается как высшая ценность в воспитании детей. Каждый народ в своем коллективном творчестве создает и возвеличивает культ природы прежде всего для детей. Не составляет большого труда узнать, как у каждого народа есть множество средств, методов для того, чтобы дети оберегали родники и березовые рощи, луга, красную калину, белую черемуху. Изучение богатого этнографического материала показывает, что у чувашей людьми, специально занимавшимися воспитанием подрастающих поколений, были дедушки и бабушки. О стариках говорили: «Ватти самраксене ас парать, верентет, мен курнине калать» / Старики учат молодых уму-разуму, рассказывают о том, что они на своем веку перевидели / / 34,с. 160 /. Б чувашском фольклоре имеетоя очень много ссылок на педагогический авторитет стариков — старцев. Вот некоторые из них: «Ваттисем сапла туна / Старцы так делали /,»Ваттисем калашле» / Как говорят старцы /, «Баттисем с,апла хушна» / Старцы так велели /, «Ваттисем с,алла верентне» / Старцы так учили / / 34,с.184 / и т.п. Г.Н.Волков использовал многочисленные пословицы и поговорки. Чувашская пословица «Вата сынна итлес пулать, самраксене верентес пулать» / Старого надо слушаться, а молодого надо учить / 34,с. 185 / выражает золотое правило чувашской народной педагогики. Эта по -словица является авторитетом старых и подчеркивает взаимо -связь двух поколений.

Во все времена у всех народов, в том числе у чувашей, основной целью воспитания являлась забота о сохранении, -укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями. «Истинное воспитание,- подчеркивал К.Д.УшинскиЙ,- сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное»/ 209,с. 117 /.

Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда с использованием идей и опыта на родной педагогики чувашей

Наиболее активной формой организации экологического воспитания в школе является урок, так как он проводится систематически на протяжении всех лет обучения и охватывает всех учащихся. На уроках решаются не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Важное место в экологическом воспитании и образовании школьников занимают уроки природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда. На этих уроках учащиеся входят в мир науки о растениях и животных, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и окружающей средой, накапливают экологические знания.

Осуществляя на уроках,принцип развивающего обучения, учителя усложняют экологические задачи из класса в класс, вызывая у школьника потребность в овледении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. При этом учителя ставят перед собой цель разработать план решения задач экологического воспитания учащихся путем -использования новых связей между данным и искомым, известным и неизвестным. Обращают внимание на организацию учебной деятельности ученика, нацеленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей,нравственных убеждений и активной деятельности по охране природы. Для правильного и умелого решения экологических задач учителя тщательно отбирают необходимый дополнительный материал о природе для уроков и проектируют задачи для дальнейшего изучения экологических вопросов. Использование до-полнительного материала из наследия чувашского народа о природе повышает уровень знаний, помогает формировать у учащихся самостоятельно принимать решения при тех или иных экологических ситуациях. О необходимости формирования самостоятельности учащихся К.Д.Ушинский писал: «. Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных собы -тий, из истории собственной души» / 207,с.225 /.

Изучение школьных предметов природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда позволяет показать учащимся, как важно преодолеть заблуждение, будто бы природа — неисчерпаемый источник изобилия, а человек — ее «покоритель»; раскрыть ранимость природной среды, важность не допускать повышения «пределов прочности» связей живых систем со всеми природными факторами.

На этих уроках любой учитель по своему уомотрению может дополнить программный материал этнопедагогическими , элементами экологического характера.

С 1993 года в Чувашской Республике школам рекомендова — 96 но введение национального компонента на уроках по всем предметам до 15-20 процентов от общего количества уроков, предусмотренных программой, который помогает учителям вводить дополнительный материал, не создавая перегрузки по изучаемым темам. При этом учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса и ориентируясь на «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» / 297,с.I /. Кроме того, в программах отведено до 20 процентов учебного времени как резервное время учителя, и оно может быть использовано учителем по своему усмотрению / 150,с.I /.

Учитывая эти возможности, мы по теме исследования проводили опытно-экспериментальную работу, используя знания чувашей о природе, которые .заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах,традициях,играх и т.д. В эксперимент были включены учащиеся 5-8 классов двух городских и трех сельских школ. Всего в эксперименте участвовали 12 учителей природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда, которые творчески использовали средства народной педагогики чувашей в процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности. Для проведения уроков, которые содержали бы народные знания чувашей о природе, была разработана специальная методика с целью максимального использования воспитательных возможностей вводимого дополнительного материала.Учителя,участвовавшие в эксперименте, были ознакомлены с нашей ме — 97 тодикой работы по реализации данных исследовательских задач. Методика обучения в контрольных классах отличалась тем, что в них учащиеся меньше знакомились с традициями и обычаями бережного отношения чувашского народа к нрироде. Учителя в контрольных классах средства народной педагогики исполь -зовали фрагментарно, не раскрывая их экологической сути,что снижало их воспитательные возможности. И в контрольных, и в экспериментальных классах предлагались срезовые задания. Это позволило выяснить эффективность использования народной педагогики чувашей в экологическом воспитании учащихся, дало нам основание для корректировки рекомендаций по совершенствованию экологического образования и воспитания с опорой на народные знания чувашей о природе.

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. Эффективная внеклассная и внешкольная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды и приумножения богатств края, своей страны и всей Земли в целом.

Содержание внеклассной и внешкольной работы не огра -ничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее пределы. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной и внешкольной работы создаются благоприятные условия для наблюдения и эксперимента.Наблюдая за природой, школьники приобретают конкретные представления о предметах и явлениях окружающей их действительности.

Хороших результатов добиваются учителя, которые в основу организации внеклассной и внешкольной работы ставят краеведческий принцип изучения охраны природы с учетом народной педагогики. Традиции, обычаи, приметы, сказки, пословицы, поговорки и другие формы устного народного творчества представляют собой один из источников познания природы подрастающими поколениями.

При проведении опытно-экспериментальной работы учителя стремились учитывать разносторонние интересы подростков, расширить их в нужном направлении. Б процессе внеклассной и внешкольной работы выполнялись различные опыты. Занимаясь общественно-полезным трудом по охране растений и животных,школьники входили в тесный контакт с живой природой, которая оказывала на них большое воспитательное влияние.

Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий должно быть систематическим, т.е. не от случая к случаю.По этому поводу Н.В.Добрецова отмечает: «Если ваши прогулки в природе с ребятами будут не от случая к случаю, а станут системой, то есть вы будете ходить с ребятами регулярно в одни и те же места наблюдать одни и те же деревья, кустарники, травы, следить за теми же видами насекомых и птиц и вести записи всего увиденного и замеченного, то перед вами и вашими ребятами откроются те законы, которые управляют всем живым в лесу и поле. Бы с изумлением увидите, что на первый взгляд неподвижный и твердый, как скала, мир меняется и движется» / 58,с.100 /.

Одна из наиболее распространенных форм внеклассных занятий — это экскурсии в природу.В практике школ они получили широкое распространение, где учащиеся получают возможность в конкретных условиях наблюдать результаты воздействия антропогенных факторов на природу.Экологические экскурсии пробуждают интерес и стимулируют познавательную активность учащихся в изучении проблем окружающей среды, формируют наблюдательность и тщательность в изучении явлений.При этом обеспечивается установление связей между изучаемым теоретическим материалом и местными / а также глобальными / проблемами охраны природы. Экскурсии предоставляют большие возможности для расширения и углубления знаний в области охраны природы, практического применения этих знаний, использования их в пропаганде научных знаний о природе. И здесь справедливы . слова Б.А.Сухомлинского: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» / 193,с.40 /.

Экскурсии успешно решают учебно-воспитательные задачи в том случае, если они строго продуманы и правильно организованы. Определяя место экскурсий в обучении учащихся, Б.Е.Райков говорил: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образова -тельную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но и неотъемлевой составной частью учебного плана школы».

источник

Коллектив авторов
Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания

Одним из решающих факторов воспитания в народной педагогике является традиция. Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на традиции предшествующих поколений, которые воспринимает с учетом задач, потребностей, интересов и условий своего времени. Традиции и обычаи – сложное и многогранное общественное явление, представляющее собой отражение исторических, экономических, социальных условий, связей и взаимоотношений людей в обществе, их отношения к окружающей социальной среде.

Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и ценностей [5] . Традиции и обычаи охватывают своим влиянием все стороны формирования личности: трудовое, нравственное, эстетическое, умственное, физическое. Они важны и потому, что позволяют учитывать этнические особенности представителя той или иной нации. Соблюдение традиций и обычаев обеспечивается силой общественного мнения; они имеют наглядно-чувственный, эмоциональный характер, выступают фактором массовой регуляции общественных связей и отношений. Традиции и обычаи являются одним из компонентов психического склада наций и народностей [6] . Вместе с тем, традиции и обычаи не одно и тоже.

По мнению ученых обычаи – это исторически сложившиеся устойчивые социальные нормы и установки, определяющие поведение людей в тех или иных сферах их жизнедеятельности. В обычаях всегда осуществляется неуклонное следование образцам прошлого. В общественной жизни обычаи выполняют функции передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению [7] . Сферой действия обычаев являются быт, мораль, семейные отношения, повседневная жизнь людей. Они отражают особенности семейно-бытового уклада, характерные для определенного этноса или социальной группы людей (пища, взаимоотношения в быту, одежда).

Следует учитывать разную степень устойчивости традиций и обычаев. Обычай может носить частный, временный, местный характер и в силу этого изменяться даже на протяжении одного или двух поколений.

Традиция – более стойкий феномен, она способна сохраняться на протяжении столетий, даже при резком изменении политической, экономической, религиозной и социальной ситуации. Например, обычай похищения невест у кавказских народов практически сошел на нет и стал реликтом при вхождении их в одно социально-экономическое пространство России, что дало возможность больших коммуникаций и исключило опасность близкородственных семейных связей, ведущих к вырождению народности.

Традиции и обычаи необходимо также различать по их воспитательной роли, чтобы вести более целенаправленную борьбу против вредных, социально разрушающих пережитков старого быта и психологии. Обычай, воспринимаемый, как правило, без достаточного обдумывания, вследствие своей относительно строгой регламентации действия и поступка накладывает более стойкий, чем традиция, отпечаток на психологию и поведение человека. При этом в силу своей большей, чем у традиции регламентации, обычай способен формировать определенный психотип личности, которая может быть абсолютно асоциальна, так как обычай не учитывает новые политические и экономические реалии. Такая личность практически не способна к нормальному социальному взаимодействию и создает вокруг себя напряженность и конфликты. Например, жесткое следование обычаям Шариата в самопровозглашенной Ичкерии (Чечне) привело к самым диким последствиям, в том числе к казням невинных людей, включая женщин. Более того, данное явление нанесло большинству граждан непоправимый психологический урон. В отличие от обычаев, традиции представляют интерес в деле воспитания детей и молодежи.

Читайте также:  Как вылечить вымя у коровы народными средствами

Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, ее индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи четко регламентируемых норм и правил, создают модель поведения для новых поколений, выступая при этом одним из важнейших воспитательных факторов.

На Руси сохраняются до сих пор некоторые дохристианские традиции, связанные с сельскохозяйственным циклом, такие как празднование дня Ивана Купала (летнего равноденствия), Масленицы (Комоедицы).

Выступая в роли коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Это материальные и духовные ценности этносов: устное народное творчество, народное песенное и танцевальное творчество и др. Без памяти (исторической) нет традиций; без традиций нет культуры; без культуры нет воспитания; без воспитания нет личности; без личности нет народа (исторической личности). Таким образом, народные традиции и обычаи обеспечивают воспроизводство этноса, формирование человека как представителя этнической общности, выступают важнейшим фактором воспитания подрастающих поколений.

На Руси одними из первых зародились традиции, регулирующие взаимоотношения человека и природы. Они обладают большим воспитательным потенциалом сохранения и воспроизводства окружающей природы. Древние люди обожествляли природу. Они преклонялись перед громом и молнией, которые могли убить; перед лесом, кормившим и укрывавшим их, перед водными стихиями, с одной стороны, питавшими людей, с другой – представлявшими угрозу для жизни. Исследователь народной культуры начала XIX в. A.A. Коринфский писал: «Небо является теперь, в представлении народа престолом Божьим, а земля – подножием ног Его. В седые же времена, затонувшая в затуманенной бездне далеких веков, и небо – Сварог, и Мать Сыра Земля представляли собою великих богов, с бытием которых неразрывными узами было связано все существование миров небесного и земного, и от воли которых зависели жизнь и смерть, счастье и горе человека – этой ничтожной песчинки мироздания, возомнившей себя царем природы» [8] .

Для человека стихии воплощали определенные космические силы. Земля – одна из основных стихий мироздания – осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека (Мать Сыра Земля). Вода – источник жизни и средство магического очищения. Огонь – очищающее пламя, несущее свет и тепло, так как он связан с солнцем, воплощающим творческое, активное начало, но он мог быть и яростной, мстительной стихией. Воздух связан с небом, это – сфера пребывания душ и невидимых демонических существ [9] .

В течение многих тысячелетий человек наблюдал за природой, постигал ее законы, учился жить с ней в гармонии и согласии, поняв раз и навсегда, что он только ее маленькая частица. Отсюда идут корни традиций бережного отношения к природе. Суть народных традиций по воспитанию у детей любви к природе, бережного отношения к ней – прежде всего в формировании восприятия самого себя как частицы природы, обязанной жить в согласии и гармонии с окружающим миром. Человек в понимании народа является частью природы, а поэтому он должен подчиняться ее всеобщим, главнейшим законам. Согласно традиционному восприятию окружающего мира все, что окружает человека – деревья, травы, реки, озера, горы и др. – это звенья одной цепи, находящиеся в неразрывном единстве. Если разрушается хотя бы одно звено – это отрицательно сказывается на всех остальных. Так сложились в русской традиции важные обычаи: оставлять грибницу гриба, часть яиц в гнезде, не забирать весь мед у диких пчел, отпускать во время рыбной ловли мальков, бережно относиться к деревьям и даже просить у срубаемого дерева прощения: «Меня прости, святдерево, отпусти» и т. д.

Особо трепетно наши предки относились к земле. Мать Сыра Земля в их воображении выступала живым существом, требующим любви, заботы и внимания. Кормилицу землю сравнивали с матерью, которая также, дает своим детям жизнь и пропитание. Народ-пахарь, сын своей земли, живущий, кормящийся ее щедротами, дышащий одним дыханием с природой, относится к Матери Сырой Земле с истинно сыновней любовью и почтительностью. А. А. Коринфский подчеркивает: русский народ исстари слыл народом-пахарем, самым могущественным из созданных его вековыми сказаниями богатырей и является оратай (то есть пахарь) Микула Селянович [10] . Люди, не умевшие читать, писать, твердо знали, что, уничтожая природу, человек убивает не только себя, но и своих потомков. Уже в древности были сформированы, а позже восприняты и развиты традиции поведения в природе, суть которых состоит в отношении к ней как к живому существу. Эти традиции живы и сегодня, но только вдали от цивилизации, там, где люди чтут обычаи своих предков.

Пропагандируемый в советский период лозунг «Человек – царь природы» вырастил поколение вандалов, беспощадно уничтожающих, загрязняющих, истребляющих, разбазаривающих нашу мать-природу. Ведь мало кто из современников задумывается о том, почему природу, землю называют матерью. Да прежде всего потому, что она дает жизнь, что нет для человека в жизни ничего священнее материнского чувства: «Сын родной земли – живущий, кормящийся ее щедротами…дышащий одним дыханием с природою, исполнен к матери сырой земле истинно сыновней любви и почтительности…От земли взят, землею кормлюсь, в землю пойду! – говорит хлебороб деревень русских» [11] . Все эти идеи стали неотъемлемым элементом народного мировоззрения, что нашло отражение в многочисленных традициях, обычаях, обрядах всех народов. Они четко определяли правила поведения человека в природе, которые свято соблюдали все: от малолетнего ребенка до седого старца.

Обращение к традиционным правилам поведения человека в природе может научить детей и молодежь природоохранной деятельности, помочь понять, что все живое имеет право на жизнь, что засоряя леса и водоемы, человек лишает будущего своих потомков.

В заключение необходимо сказать о том, что следует избегать идеализации народной педагогики. В ней наряду с положительными сторонами есть и негативные моменты (например, излишняя авторитарность народного традиционного воспитания; раннее замужество девочек; не всегда приемлемое, подчас грубоватое частушечное пение и др.). В современный мир с его стремительным технократическим развитием следует привносить все то лучшее, что создано многими поколениями русского народа.

Экологическое образование и воспитание, возникшие в последние десятилетия XX века, – это не только реакция на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Их возникновение спровоцировано глубоко отрицательным процессом отчуждения человека от природы – урбанизацией, концентрацией населения в городах. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о росте своего жизнеобеспечения и материального благополучия, люди в прямом смысле «оторвались» от земли, «ушли» от природы, порвали корневую связь с ней. В настоящее время уже до 70 % населения России живет в городах. Экологическое образование – это обращение людей к природе, осмысление и «прочувствование» сложившейся ситуации.

В чем же заключается экологическое воспитание детей в период дошкольного детства?

Практикой и исследованиями последних десятилетий показано, что в условиях детского сада можно создать для детей и взрослых хорошее природное окружение (эколого-развивающую среду). Посаженные дружным коллективом сотрудников и родителей по периметру территории ДОУ различные лиственные и хвойные деревья, красиво цветущие кустарники; оформленные цветочными клумбами, рабатками, вертикальным озеленением групповые участки; возделанные с любовью специальные «экологические пространства» (площадка природы, фруктовый сад, фитоогород, «птичий столб», мини-метеостанция, уголок нетронутой природы или др.) – это не только многообразие природы для ее наблюдения и познания детьми, но и, в первую очередь, уютное и прекрасное пространство для общения горожан с природой. Озелененные коридоры и холлы дошкольного учреждения, групповые уголки природы, а может быть и зимний сад, кабинет или музей природы дополнят общую картину природного окружения детей и взрослых, пребывающих в ДОУ значительное время.

Практика показывает, что в этих условиях в процессе целенаправленного систематического воспитания у детей можно сформировать очень важные личностные качества – начала экологической культуры. Суть их заключается в правильном отношении детей к природе ближайшего окружения, входящей в пространство их жизнедеятельности. Это отношение строится на эмоционально-чувственном восприятии разнообразных явлений природы, усвоении элементарных экологических знаний и непосредственном практическом взаимодействии с растениями и животными. Ценно и то, что отношение к природе углубляется и у взрослых – педагогов и родителей.

Какое же значение в экологическом воспитании дошкольников может иметь народная педагогика, в частности, русская народная педагогика?

Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. В основе народной педагогики лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность. Народная педагогика – это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа. Педагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков, возникла как практика, как искусство воспитания; она древнее педагогической науки.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии самой природы и необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее, что поднимало человека на новую ступень развития [12] .

Это отмечают и исследователи русской ментальности – психологи, историки. В. О. Ключевский, обсуждая национальные черты русских, придавал большое значение географическому фактору – он считал, что важнейшее влияние на русский национальный характер оказала природа России. Непроходимые леса, топи, болота представляли большие опасности, трудности для освоения, требовали от поселенца неустанной борьбы, терпения в многочисленных лишениях, что наложило отпечаток на русский характер. Ключевский подчеркивал: каждая местность, в которую попадали русские переселенцы, задавала им трудные хозяйственные загадки. Надо было внимательно осмотреться, изучить местность, понять, как жить в этих условиях, что может дать наибольшую прибыль. Отсюда и такая слитность русских с природой, удивительная наблюдательность, которая открывается в народных традициях, фольклорных жанрах. Именно поэтому народная педагогика сохранила свое значение и по сей день – она широко представлена в песнях, сказках, загадках, пословицах и поговорках.

Это отмечает и Г. В. Лунина. На русский национальный характер, присущие ему терпение и милосердие, наложили отпечаток объективные причины: суровые природно-климатические условия, войны, татаро-монгольское иго, революционные события; появились такие качества, как терпение, скорбь, величие духа среди несчастий, самообладание, способность подавлять тревогу, нести мир в собственную душу. Терпение рассматривалось как модель поведения; терпение для русских – это национальная ценность, без которой нет личности, нет статуса человека, нет самоуважения и уважения к нему со стороны окружающих [13] .

Г. Н. Волков отмечает: нет исследований, посвященных тому, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. Однако сами природные явления насыщают живую ткань народного творчества. Например, «Солнце… Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал его и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом» [14] .

Исследуя сущность и содержание народной педагоги Г. Н. Волков отмечает, что это, прежде всего, педагогика трудящихся масс, педагогика труда и трудового воспитания. «В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умельцы, певцы, сказочники. Рядом с ними жили и одержимые в буквальном смысле педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых: народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности» [15] . Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, «между делом».

Интересно отметить особенности эстетического воспитания народной педагогики. В народном творчестве – подчеркивает Волков, – «суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, прекрасны были народные праздники. Чувство прекрасного возникало от общения с природой, постоянного ее созерцания и отражалось в трудовой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности, слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать. Народ красиво говорил, но не о красоте: нередко слово оказывалось лишним. Этническое до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики. Прекрасное в представлении народов сохраняет своеобразие, проникая во все области их жизни, труда и ума. Прекрасное – не самоцель, но оно неотъемлемая часть жизни народа» [16] .

Что же относится к средствам народной педагогики и может быть использовано в экологическом воспитании дошкольников?

К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.

Пословицы – не старина и не прошлое, а живой голос народа; народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Г. Н. Волков подчеркивает: «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства» [17] . Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться.

Ценность народной педагоги отмечают разные исследователи. Например, Г. В. Лунина подчеркивает мысль о том, что народная педагогика – это прежде всего семейная педагогика: «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях… то есть то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека» [18] . Она также считает, что наибольшее воплощение народная педагогика получила в устном народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки), обычаях и обрядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.

«С древних времен – пишет Лунина – оптимизм рассматривается как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого… подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающим миром и самим собой».

Хоровод – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Хоровод подчинен ритму и гармонии, он дает удовольствие и радость каждому участнику, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников праздника, обеспечивая содействие, сорадование не только друг с другом, но и с природой. Именно эта воздействующая на эмоциональное состояние и развитие детей особенность имеет принципиальное значение для экологического воспитания.

Народная педагогика – это совокупность сложившихся семейно-общественных традиций, содержанием которых являются культ дитя, добра-молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.

Сложившаяся система экологического воспитания охватывает все стороны педагогического процесса – содержание, методы, технологии, управление. Практика многих дошкольных учреждений демонстрирует возможность успешной реализации этой системы. Взаимосвязь и стабильность всех компонентов системы является оптимальным условием формирования у детей начал экологической культуры.

Общая целостность и стабильность системы не исключает вариативных подходов в ее использовании. Наиболее подвижным, видоизменяемым компонентом системы является технология, понимаемая как совокупность спланированных на протяженности учебного года взаимосвязанных мероприятий. Их содержанием являются различные формы познания и взаимодействия детей с природой. Технология, реализующая в обязательном порядке программную цель экологического воспитания, создает условия для творчества воспитателя: именно через нее осуществляется учет конкретных социальных и природных условий дошкольного учреждения, психологической специфики контингента детей, профессиональной направленности личности воспитателя.

Одним из вариантов методического обеспечения программы «Юный эколог» – содержательного стержня системы экологического воспитания – является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений, экологические занятия, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др.), с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике.

Наш опыт показывает: сочетание экологического воспитания с народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как развивающая среда, содержание и формы работы с детьми. Наряду с обогащенной эколого-развивающей средой создается предметная этносреда, включающая мини-этно-музей русской культуры, комплекты предметов народного искусства, русских костюмов, детскую художественную литературу фольклорного содержания и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют включить фольклорное содержание в эколого-педагогический процесс работы с детьми всех возрастных групп.

Эколого-фольклорная технология для детей 2–4 лет насыщена потешками, колыбельными песнями, пестушками, сказками, фольклорно-игровыми занятиями, содержание которых отвечает задачам экологического воспитания. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры), эти фольклорные формы вызывают у детей эмоциональный отклик, создают радостное настроение.

Эколого-фольклорные технологии для детей среднего и старшего дошкольного возраста наполнены пословицами, поговорками, загадками, считалками, народными играми. Значительное место в работе с детьми занимают праздники фольклорного содержания, приуроченные к определенному времени года. Интересной формой работы со старшими дошкольниками являются занятия в этномузее.

Музейные предметы и содержание занятий имеют косвенное отношение к экологическому воспитанию, однако они несут в себе радость трудового взаимодействия человека с природой, отражают ее красоту, представленную в оформлении предметов старины, и поэтому легко вписываются в систему экологического воспитания.

источник