Меню Рубрики

Народная педагогика как средство патриотического воспитания

Роль народной педагогики в патриотическом воспитании.

«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал Константин Дмитриевич Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.

Народная педагогика наибольшее свое воплощение получила в устном народном творчестве (сказках, пословицах и поговорках, загадках, потешках), обычаях и обрядах, сопровождавших человека на протяжении всей его жизни (рождение и крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). Некоторые ее черты мы находим в предметах быта, с воспитанием ребенка .

Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях определенный характер к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия как «экологически» необходимого для нормального функционирования организма свойства.

Народную педагогику относят к инновационным подходам в гражданском воспитании и становлении личности. В дошкольных учреждениях дети через народный фольклор, живопись, искусство знакомятся с традициями, обрядами, культурой родного края.

В нашем детском саду проводятся такие формы работы как :

-целевые прогулки к памятникам боевой славы ,возложение цветов к памятнику ;

-чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли ;

_-использование аудио-,видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений ;

-рассматривание иллюстраций , картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет ,содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

_- подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов труда.

Патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в искажение, а в худшем в национальную тщеславную гордость, агрессивность по отношению к чужим.

От всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Итак, главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание, а проживание в культуре и традициях.

Задачи воспитателя — раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Один из любимых национальных праздников — «Сабантуй». Проводится этот праздник после окончания весенних полевых работ . Детские сады активно празднуют «Сабантуй» , укрепляя традиции национальной культуры. Воспитатели разучивают с детьми народные игры, песни и танцы. И, конечно, не останется без внимания сбор подарков. На праздник приглашаются гости, и веселье охватывает всех присутствующих.

«Карга боткасы» –это древний праздник, посвящённой теплой весне –благодарение птицам за то, что они принесли весну на своих крыльях. Этот праздник стал традиционным для детского сада.

Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек — женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

источник

Светлана Рыбина
Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания

Педагогика современной России представляет многовековой народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям жизни общества и предпринимать шаги к его переустройству и творческому созиданию, усвоив опыт своих отцов.

Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миро, овладевая социальными нормами и ценностями.

У народов России особое внимание в воспитании подрастающего поколения уделялось детям в возрасте 5-10 лет. Считалось, что каждый ребенок изначально является творцом окружающей жизни, а его представления о добре и зле, любви и ненависти естественны в своих проявлениях.

При знакомстве с различными явлениями действительности ребенок задает множество бессистемных и хаотичных вопросов. Складывается впечатление об отсутствии у него действительного интереса, и взрослые часто не затрудняют себя ответами на такие вопросы. Стремление к всеобъемлющей информации младших членов общества традиционно учитывалось народной педагогикой, так как мысль ребенка сравнивали с полетом птицы: с высоты поднебесья она видит все многообразие и взаимосвязь природных явлений. Нередко взрослые не готовы к стремительно поступающим вопросам, которые, по их мнению, должны быть взвешены воспитанником, поэтому отвечать также необходимо аргументированно и конкретно. Но оказывается, что ребенку не интересно разбирать частности, ему хочется познать целиком.

Если ребенок видит мир цельным, как бы «сверху», то взрослый пытается научить его смотреть «сбоку», выделяя частности. Желание воспитателя подходить к проблеме от частного к обществу, особенно при рассмотрении взаимосвязи человека и окружающего мира, осознании себя со всем сущим, вызывает у ребенка недопонимание. Если начинать объяснение материала с главного, с первопричины, то все остальные вопросы и ответы будут не бессистемными и хаотичными, а дополнят и расширят представление о предмете.

Нередко на вопрос ребенка «Зачем надо ходить в школу?» взрослые стереотипно отвечают: «., чтобы стать умным…» или «… все люди должны учиться…». В народных сказках мы находим объяснение, которое вызывает ответную познавательную реакцию: «Когда ты будешь много знать, ты сможешь помогать людям, растениям, животным, Матушке Земле…».

Общей психологической особенностью старших дошкольников и младших школьников являются преобладание образованных форм познания окружающего мира (образные память и мышление), а также повышенная восприимчивость и наивно-игровое отношение ко всему, с чем сталкивается ребенок. Поэтому желательно изначально формировать созидательно творческий подход к изучаемому явлению или объекту: например, при объяснении новой темы или какого-либо задания необходимо сразу показать, где и как в повседневной деятельности применяют полученные знания. Народная педагогика предлагает многочисленные пословицы и поговорки, народные приметы как концентрированное наблюдение за жизнью людей и природы: через применение на практике знаний народная мудрость эффективно выполняет образовательную и воспитательную задач, настраивает на дальнейшее развитие познавательной активности детей. Пустым, ненужным знаниям детей не обучали, а то с чем знакомили было обязательно подтверждено практикой.

Народная педагогика – это прежде всего выражение коллективного разума людей. Общие сопереживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность человека, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость. И подтверждение тому – собранные в течение веков в систему народные педагогические традиции.

Современная педагогика всецело поддерживает утверждение о том, что познавательная активность детей во время проведения коллективных творческих дел значительно повышается. При подготовке и проведении спортивных соревнований, викторин, изготовлении игрушек и т. д. результат становится значимым для всех детей, и каждый ребенок привносит свой вклад в общее дело. По ходу мероприятия складывается коллективная творческая мысль, которая создает общий эмоциональный настрой, способствует сплочению участников, умению подчинять свои интересы и амбиции общему делу, развивать в себе качества, одобряемые коллективном сверстников и взрослыми.

Приучаясь работать в коллективе и для коллектива, у ребенка формируются умение самостоятельного поиска знаний и понимание, что наработанный им материал необходим для получения общего результата. С начальными формами коллективной творческой деятельности дети знакомятся в детском саду в повседневной жизни, в учебно-познавательной практике и на занятиях при выполнении коллективных работ по изобразительному искусству, развитию речи (составление сказки и др., а у младших школьников – в урочной и внеурочной деятельности (предметные викторины, КВН, театрализованные спектакли для дошкольников и т. д.).

Опыт совместной деятельности прошел в своем развитии каждый народ. И только тот народ, который смог на основе коллективного начала сложить свой опыт в традиции для воспитания и обучения подрастающего поколения, был способен противостоять любой опасности.

Коллективное начало в организации жизни человека делало его коллективным по духу не только в труде, но и в отдыхе. Для большинства праздников была характерна длительная подготовка, в которой участвовало много людей, а сами праздники включали в себя богатейший опыт показа человеческих возможностей и способностей, например, русский – проводы зимы (итог зимних и преддверие весенне–полевых работ, марийский – праздник цветов (гимн весне, природе, дружбе людей, прибалтийский – праздник песен (приобщение людей к художественному творчеству) и т. д. В наше время в детском саду и начальной школе проводятся праздник осени, новый год, 8 марта и другие, но не всегда подготовка к ним приятна ребят. Зачастую она отличается «заезженностью» сценария, бесконечными репетициями, в том числе сюрпризных моментов, таким образом не остается места эффекту приятных неожиданностей. В то время как главное отличие праздника – это показ знаний, умений и навыков, приобретенных в трудовой деятельности за какой-то промежуток времени, радость от завершения того или иного дела, настрой на новую работу, этап в жизни и т. д. Желательно, чтобы на празднике было больше возможностей для выражения индивидуальности и способностей каждого ребенка.

Примечательным для нашей страны является ее многонациональность, где они и те же праздники у разных народов отмечаются со своими национальных колоритом. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходство и различием в праздновании аналогичных событий у разных народов России и других стран. Такой подход развивает кругозор ребят и позволяет использовать имеющиеся представления в творческой деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях.

Читайте также:  Народные средства от невропатии ног

Народная педагогика сложилась из жизненного опыта людей по воспитанию подрастающего поколения, но пока она не заняла соответствующего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня воспитание происходит прежде всего на основе накопленного опыта данного рода семьи. Поэтому, рассуждая о личности гражданина России XXI века, необходимо учитывать уроки народной мудрости.

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, а значит следует очень бережно относиться к периоду детства, поддерживать, деликатно направлять естественный путь развития.

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 1 слайд Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 2 слайд Проблема Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего.

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области».

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов.

Кубанская народная песня, как средство патриотического воспитания детей в детском саду. Кубанская народная песня — это моя гордость, радость, счастье, услада души моей. 30 лет она со мной. Поддерживает в трудную минуту, помогает.

Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике,.

Перспективный план нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Подготовительная к школе группа. Воспитатель: Красильникова Т. А..

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект «Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания». 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Выступление на методическом объединении «Проблема нравственно-патриотического воспитания детей» Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием ребёнка, укреплением его здоровья. Но не менее важно заниматься его душевным.

источник

патриотический воспитание народный традиция

Патриотимзм (греч. рбфсйюфзт — соотечественник, рбфсЯт — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая и Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Во все времена основой государства были граждане, уважающие и любящие свою родину, готовые трудиться на благо ее развития, готовые ее защищать. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы. Документ «Основное положение по патриотическому воспитанию» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года) говорит о новых социальных требованиях к системе российского образования: «В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества — систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к родным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами — достопримечательностями. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома детского сада и родного края. труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал национальной традиционной культуры. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечной декорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще — вся сокровищница исторического наследия — нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий — формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа. «Трудно предвидеть, каков будет человек через сто лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей — и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»[1]. В настоящее время, несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека-потребителя, в России можно отметить медленный, но явный рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь говорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее. Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления? Могут ли вообще существовать культурные «якоря» и обязательно ли человеку знать прошлое своего народа, если это уже — прошлая, а не актуальная культура? Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера — оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни. Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики — устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест — с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал — достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест. Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни — полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств — это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами. Идеал выражается в образах национальных героев, былинных и сказочных персонажей, на которых стремится быть похожим большинство подростков. Поэтому и цель патриотического воспитания в народной педагогике — формирование совершенного человека-патриота. Истинными патриотами выступают не те, кто силен и храбр, а тот, кто направляет свои силы и храбрость на защиту родной земли, православной веры и соотечественников. В образах народных героев нашли отражение представители всех социальных слоев периода распада первобытнообщинного строя: ремесленник Никита Кожемяка; пахарь Микула Селянинович; крестьянский сын Илья Муромец; богатырь аристократ, князь Добрыня Никитич; дружинник, князь кудесник Вольга; поповский сын Алеша Попович, гусляр новгородский Садко, купец Ставр сын Годинович и др. Ярко в народной педагогике представлен идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли. Это и мать, благословляющая богатыря на служение Отечеству, на добрые дела, жена, хранящая дом в его отсутствие, или это волевая, непреклонная в достижении цели женщина, как Авдотья Рязаночка, освободившая своих соотечественников [5, с. 84]. Жена Ставра Годиновича оказывается олицетворением народной мудрости, и благодаря уму она выходит победительницей, демонстрируя превосходство разума над физической силой, властью и общественным положением. В числе тех, кто в своих представлениях и устремлениях воплощал идеал патриота, были и лишенные наследства младшие дети, отвергнутые сироты, вдовы. Патриот служит князю не в силу вассальной зависимости, а добровольно, понимая свой долг перед ним как долг перед народом. Он побеждает, потому что его воинские подвиги подготовлены мирным трудом и хорошими умственными способностями. Добрыня побеждает врагов и в игре в шахматы, и в состязании в стрельбе из лука, и в борьбе [11, с. 268]. Но только ратная служба позволяет участвовать в делах государства, совершать патриотические подвиги, служить Родине, спасать сё от врагов и собирать полюдье. Патриот имеет возможность выдвинуться благодаря личным качествам и заслугам, оказывать влияние на ход государственной жизни, выступать спасителем Руси, а иногда и самого князя. Он воплощает смелость, вольнолюбивость, достоинство, высокие нравственные качества человека и добрые дела. «В трудах они богатырны, в жизни веселы, в любви и верности их сломить нельзя» [14, с. 31]. Патриоты не всегда безупречны, их образ сложен: иногда соблазняются богатствами и терпят неудачи вследствие своего тщеславия, иногда слишком самонадеянны и от этого гибнут. Пройдя путь переосмысления своих поступков, раскаяния и нравственного становления, они получают в качестве вознаграждения возможность служить народу, князю, церквям православным, Руси и совершать ратные подвиги. Процесс воспитания осуществлялся при помощи разнообразных средств, выражающих идеи непреходящих ценностей и сохраняющих основное содержание лучших традиций, в которых в достаточной степени проявлялась народная мудрость. Как показывает анализ работ отечественных педагогов, нет единой точки зрения на средства народной педагогики. Но мнению русского педагога и публициста В. Я. Стоюнина, в воспитании «основное внимание должно быть уделено народной литературе, отражающей «идеалы народной жизни» [5, с. 148]. Важнейшим средством формирования личности С. Д. Бабишин и Б. И. Митюров считали устное народное творчество, которое развивало материальную и духовную культуру человеческого общества [1, с. 15]. Средствами народной педагогики, по определению Г. Н. Волкова, являются пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, предания, потешки, песни [2, с. 4]. Современные исследователи (А. X. Мирзоянов, Н. А. Сысоева, М. Г. Харитонов, А. Г. Хузина и др.) выделяют в качестве средств народного воспитания слово, дело, общение, праздники, обряды, традиции. Подробную классификацию средств дает A. П. Орлова, включая все виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности, родное слово, игры, обычаи, праздники [9, с. 16].

Читайте также:  Как лечить кашель при беременности народные средства

источник

Негреева Кристина Олеговна,Студент, Орского гуманитранотехнологического института (филиал) «Оренбургского государственного университета», город Орскnegreeva.2014@mail.ru

Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики.

Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Народная педагогика как одной из успешных средств формирования гражданинапатриота. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики. Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа «Наша родина

России». В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.Ключевые слова:патриотизм, народная педагогика, младший школьник.

Мировой социальноэкономический кризис последнего десятилетия не мог не отразиться на состоянии экономики и развитии общества в России, приведя к потере значимости как общечеловеческих, так и национальных духовных ценностей. Сталоменее выраженным воспитательное воздействие государства на формирование патриотических чувств, что в свою очередь вызвало снижение уровня патриотического сознанияграждан России.Сегодняшнее общество ставит иные задачи по воспитанию и обучению нового поколения. Государству нужны убежденные патриоты, которые в любой ситуации могут встать на защиту своей Родины.

Осознание важности формирования патриотизма нового поколения на государственном и региональном уровне имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы».Между тем, нельзя не подчеркнуть, что именно младший школьный возраст ребенкаявляется наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимыхкачеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать интегрирующим преимуществом, которое сможет вырастить поколение настоящих патриотов своей родины. Обратимся к сути понятия «патриотизм». Втолковом словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм объясняется как«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».(1, 93).

Успешное формирование гражданинапатриота требует опоры на опытнародной педагогики. Народная педагогика –коллективное народное творчество, которое состоит из мыслей и ожиданий народа, раскрывает особенности его мировоззрения, выражает понятие о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения.Овладев этим опытом, молодое поколение усиливает, улучшает и модернизирует его, включает новые знания, изобретения и находки. Мысли об использовании средств народной педагогикив патриотическом воспитании школьников мы находим в работах И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,С. Д. Кириенко.При этом подчеркивается, чтообычаи и народные традиции создают стабильные связи между прошлым и настоящим, способствуют сохранению истории человека.С самого рождения у малыша происходит формирование чувств к родине, ведь мать поет колыбельные песни, рассказывает ребенку народные сказки. Однимиз эффективных и часто используемых памятников устного народного творчества является пословицы и поговорки. Именно в них народ на протяжение столетий подводили итог социальноисторического опыта. Совокупным традиционным средством воспитания патриотизма у младшего школьника является организация праздников. Праздник обязательно включается в себя ритуальные действия, гуляния с песнями и танцами и играми, развивая уважительное отношение к обычаям, традициям своих предков.(2, 34)Целью нашего исследования было выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.В соответствии с целью и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:определить роль средств народной педагогики в становленииличности ребенка в процессе патриотического воспитания; охарактеризовать состояние патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе; провести экспериментальную работу по реализации педагогических условий патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование». Его основной целью являлась диагностика знаний детей о патриотизме, его структуре, о народных традициях, о праздниках, о родном языке; изучение степени включенности детей в народные игры, обряды, традиции; разработка и систематизация показателей патриотической воспитанности младших школьников на основе эмоциональночувственного, когнитивноинтеллектуального, деятельностнопрактического компонентов.В процессе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний (50 %) и низкий (38 %) показатели патриотическойвоспитанности, и лишь 12 % высокий уровень.Для результативности патриотического воспитания младших школьниковнами была реализованапрограммавнеклассных мероприятийпод названием «Наша родина Россия». Данная программа направлена воспитание на любви к родному краю через развитие у детей интереса к народным обычаям, промыслам и ремёслам.Программа имеет четыренаправленияпатриотического воспитания и основана на учете традиций народной педагогики. Это следующие направления:1) Краеведческое.Основные формы работы: беседы на тему«Жизнь и судьба», посещениеМузейно –выставочного комплекса города Новотроицка, акция «Помоги ветерану ВОВ»,урок мужества «Их помнит вся страна!», оформление классного уголка «Символы России», помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям, акция «Посылка солдату», классный час «Уголки моего города». Основные формы работы: составление сказок о патриотизме, изучение«Потешек, пестушек, загадок», классный час «История моего города», целевая беседа «Ими гордится наш народ», инсценировка «Быт и обычаи наших предков».2) культурнотворческое. Основные формы работы:праздниккарнавал «Традиции народа», конкурспоказ «Народные сказки», написание эссе «Моё Отечество», «Отдых с семьей», «Я гражданин своей страны!», конкурс военной и солдатской песни, составление родословной «Наше древо», «История моей семьи», классный час по теме «Семейные традиции»,фотовыставка «Моя семья». 3) Спортивное.Основные формы работы:различныесоревнование между классами «Спортивные ребята», КВН « Я за ЗОЖ», создание проектов на тему «Их знает вся страна. Спортсмены», проведение игры «Зарница», поход с детьми в березовую рощу, горы.4) Экологическое.Основные формы работы: очистка от мусора реки Уралконкурс рисунковна асфальте «Береги природу!», операция «Посади дерево», помощь в благоустройстве пришкольного участка, операция «Кормушка» и другие.Контрольный этап эксперимента предполагал повторную диагностику учащихся экспериментального класса, после проведения,которой мы увидели следующие изменения. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает средний уровень патриотической воспитанности детей, далее по степени убывания идут низкий и высокий уровни, то теперь мы видим: высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 38 % детей, что на 16 % выше начального значения; снизилось количество детей с низким уровнем от 38 до 16 %(на 22%).

Читайте также:  Народные средства против фурункулеза

Результаты, полученные нами в ходе этого этапа,позволили сделать следующие выводы.Проблема патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.Патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе начальной школы будетосуществлятьсяэффективно при соблюдении таких педагогических условий как:

включение учащихся в активный процесс самовоспитания;

использование разнообразных форм и методов народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;

разработка и реализация программы патриотического воспитания, построенной с учетом опыта и особенностей народной педагогики.

Ссылки на источники1 Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. —М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. —ISBN

51702952192 Покровский,Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский// Семейное воспитание : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. А.П. Лебедев. –Москва : Академия, 2001. –с. 343348.

источник

Особенности патриотического воспитания дошкольников средствами народной педагогики

По мнению ведущих специалистов в области этнопедагогики И.И. Валеева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.А. Николаева, Е.А. Покровского, Г.А. Станчинского, М.Г. Харитонова и др., использование средств народной педагогики в современных образовательных организациях особенно значимо для патриотического воспитания. Согласно данным исследований, в этих средствах опредмечена история, жизнь и быт народа, отражены особенности его языка, традиций, культуры и т. п.

Опыт народной педагогики подтверждает, что основой для формирования патриотических качеств у молодого поколения служит национальная среда. Каждая личность, по утверждению В.В. Дьяченко, выступает индивидуальным носителем и творцом социально-политических и духовно-нравственных условий функционирования нации, как в историческом прошлом, так и особенно в настоящем.

В устном народном творчестве, песнях, обычаях сосредоточены многовековой опыт русского народа, его история, ценности, образ жизни. Многие исследователи отмечали, что в патриотическом воспитании подрастающего поколения особую роль играли дела и поступки представителей этноса, вобравших в себя лучшие народные черты: «Их образы сохранялись в народной памяти, превращаясь в некий национальный дух, который воспитывал целые поколения». Воспитательный процесс в народной педагогике осуществлялся при помощи разнообразных средств, выражающих идеи непреходящих ценностей и сохраняющих основное содержание лучших традиций, в которых в достаточной степени проявлялась народная мудрость.

Как показывает анализ работ отечественных педагогов, нет единой точки зрения на средства народной педагогики.

По мнению русского педагога и публициста В.Я. Стоюнина, в воспитании «основное внимание должно быть уделено народной литературе, отражающей «идеалы народной жизни» .

Важнейшим средством формирования личности С.Д.Бабишин и Б.И. Митюров считали устное народное творчество, которое развивало материальную и духовную культуру человеческого общества.

Средствами народной педагогики, по определению И.Я. Ветохина, являются пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, предания, потешки, песни.

Современные исследователи (А.Х. Мирзоянов, Н.А. Сысоева М.Г. Харитонов, А.Г. Хузина и др.) выделяют в качестве средств народного воспитания слово, дело, общение, праздники, обряды, традиции.

Подробную классификацию средств дает А.П. Орлова, включая все виды народного творчества, различные виды трудовой деятельности, родное слово, игры, обычаи, праздники .

Между тем, названные классификации не позволяют в полной мере использовать весь арсенал народной педагогики в современных условиях. Наиболее полной, по нашему мнению, представляется классификация средств народной педагогики, предложенная В.А. Николаевым. Он выделяет три группы средств:

1) материальные средства -природа, деятельность, предметы быта, предметы труда, предметы прикладного искусства;

2) духовные средства — слово, родной язык, фольклор, религия, искусство, игра;

3) соционормативные средства — традиция, обряды, этикет, общественное мнение.

Данная классификация, как показывает практика применения народной педагогики в обучении и воспитании, позволяет максимально использовать многовековой опыт русского народа в становлении современной молодежи.

Анализ научных источников убеждает, что средства воспитания реализуются на практике посредством методов. Методы народного воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью человеческих качеств.

В ходе анализа и обобщения результатов этнопедагогических исследований (Г.Н. Волков, В.А. Николаев, А.П. Орлова, Н.Н. Сысоева, Е.В. Швецова и др.) были выявлены три основные группы методов, направленных на развитие соответствующих составляющих патриотизма:

1) методы, формирующие патриотическое сознание — свободное общение, рассказ, беседа, разъяснение, совет, намек, убеждение, внушение, наставление, назидание, приказ, просьба, увещевание, уговор, поверье, благословение, проповедь, заклинание, исповедание, моление, наблюдение, любование, сравнение, воспроизведение, самостоятельное творческое исполнение, знакомство с традицией, приобщение к ней с целью осознания, включение ребенка в нее, сохранение традиции и развитие ее;

2) методы, развивающие патриотическую направленность личности — признание, одобрение, похвала, наказание, осуждение, упрек, укор, запрет, угроза, одобрение, награда и т. д.;

3) методы, ориентированные на становление патриотического поведения -показ, поручение, доверие, приучение, упражнение, испытание, включение в деятельность, требование, приказ, ролевая имитация, соревнование, силовое единоборство, индивидуальное и коллективное переживание и пр.

В реальной педагогической практике применяются как сами средства, так и конкретные источники народного воспитания: былины, сказки, игры, пословицы, песни, обычаи, обряды и др.

Следует отметить, что во все времена и у всех народов основными целями воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Комплексным традиционным средством воспитания подрастающего поколения, значительно способствующими достижению отмеченных выше целей, являются народные праздники. По мнению исследователей, праздник представляет собой особый тип социального единения людей, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Праздник обязательно включает в себя ритуальные действия, обрядовую кулинарию, народные гуляния с песнями и танцами, игры и состязания. Всё это требовало от молодых людей глубоких знаний, стремления ответственно исполнять отведенную им социальную роль, умений и навыков в различных видах праздничной деятельности. Праздник имеет большой потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В ходе многочисленных народных, православных праздников развивается уважительное отношение к обычаям и традициям предков, доброжелательность к окружающим, национальное единение, взаимное понимание и поддержка. Участники получают необходимые знания об окружающем мире, истории родного края, о социальных явлениях жизни, знакомятся с с культурой и декоративно-прикладным искусством, приобщаются к ним.

Следует отметить такой существенный элемент большинства народных праздников — приход гостей. Как отмечает В. А. Николаев, гостеприимство — одно из ментальных качеств русских, является проявлением нашей доброжелательности. В ходе совместных застолий, проведения досуга формировались умения налаживать взаимоотношения, общаться с родственниками, близкими людьми. Результаты исследований свидетельствуют о том, что суровые условия жизни, тяжелый труд вызвали необходимость сохранения добрых отношений с окружающими людьми. Их поддерживали ответной помощью, уважительным обращением, поздравлением с праздниками и приглашением в гости.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Они служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Таким образом, в народной педагогике народные праздники считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

источник