Меню Рубрики

Народная педагогика как средство воспитания

Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания.

Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

Современный этап развития нашего общества характеризуется возрождением интереса к национальной культуре, традициям народной педагогики. Народная педагогика является не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления образовательных технологий.

До настоящего времени недооценивалась роль национального фактора, следствием чего явилось отсутствие интереса школьников к национальным традициям, обычаям, устному народному творчеству, народным промыслам, историческим событиям.[4, с 1]

Учителю необходимо приложить свои усилия к формированию воспитательной среды, которая учитывает историю и культуру народа, своеобразие национальных отношений и национального самосознания.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических возрений народа и педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит её опорой и основой.

В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций.

Культура в широком смысле этого слова обозначает специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. [7, с 47]

Педагогическая культура народа- это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. [2, с 26] Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Рассмотрим эти понятия.

Традиции- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течении длительного времени. [7,с 49] Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем они многообразнее, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обряды и обычаи, исполнение которых было обязательно.

Обряд-это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определённые коллективные чувства. [7, с 49] В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай- воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе . Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям.[7, с 49]

По мнению А.С. Макаренко, воспитание на народных традициях осуществляется « как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях.[2, с 33]

В народе использовались дифференцированные воспитательные средства, связанные с формированием вполне определённых черт личности : пословицы, загадки, песни, сказки.

В.Даль определяет пословицу как коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенная в оборот, под чеканом народности. [6, с 13] Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой- оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности- положительные и отрицательные, которые определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию.[5, с 48] В пословицах отразились условия воспитания-благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поколению мысль о необходимости уважать воспитателей. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания , предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей.

Также немаловажную роль в воспитании играют загадки. Они обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности.[2, с 84]

Песни- более сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен- привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Колыбельные песни внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребёнком, то есть стимулирует самовоспитание.

Сказки так же являются важным средством воспитания, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, -и окружающая природа. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одарённость, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

Таким образом, процесс воспитания имеет свою историю. В древности воспитание носило традиционный характер. У людей сложились свои традиции, обычаи, которым они следовали, воспитывая своих детей. Об этих культурно-исторических традициях мы узнаём из произведений устного народного творчества. Очень важно и сейчас использовать их в воспитании детей.

Педагог имеет огромные возможности в работе с младшими школьниками по возрождению народных традиций воспитания. Это может проявляться в организации воспитательных мероприятий, утренников, педагогических студий, чтении лекций, проведении бесед, народных игр, театральной деятельности учащихся. Работая в начальной школе, пришла к выводу , что наиболее эффективен этот процесс на материале русского народного фольклора.

Можно выделить несколько направлений работы со школьниками. Просветительско- ознакомительным направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры-слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик, беседа, тематические и комплексные занятия, встречи, концерты. Наглядно-агитационная работа может быть широко представлена в виде специально оборудованных кабинетов народной культуры, стендов с фотографиями. Поисково- собирательное направление использует такие формы работы, как записывание частушек, народных песен, закличек. Исполнительско- репродуктивное направление реализуется посредством развития разнообразных форм художественной самодеятельности.

Считаю, что всё это будет способствовать целенаправленному приобщению младших школьников к традициям народной культуры, а также педагог, используя эти формы работы , может начать процесс по возрождению культурно-исторических традиций воспитания.

1.Аникин.В.П. «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, народном языке. Очерки.». М, 1988г.

2.Волков Г.Н. « Этнопедагогика». М, 2000г.

3. Гришин Д.М, Панарина Г.П. « Народные традиции в воспитании». Калуга, 1992г.

4.Зевахина Ф.Р. « Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования». Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук/ Вятский государственный педагогический университет- Киров, 1999г-19 с.

5.Мельник М.Н. « Русский детский фольклор». М, 1987г.

6. « Пословицы русского народа» Т.1.М, 1984г.

источник

Народная педагогика — это значимый и неотъемлемый элемент общей духовной народной культуры.

История ее возникновения уходит своими корнями глубоко в древность. Народная педагогика явилась в качестве предшественника научной педагогики и оказала существенное влияние на ее формы. Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Макаренко А.С., занимающиеся изучением данного типа педагогики, смогли полноценно объяснить, что такое народная педагогика, и в своих трудах описали влияние народной и научной педагогики друг на друга, а также их взаимообусловленность и факт того. Народная педагогика дополняет и обогащает научную и наоборот. Сама суть воспитания, применяющегося в современной педагогике, довольно тесно связана с мыслями и идеями, высказывающихся в таких элементах народного фольклора как поговорки, предания, былины, сказки. Народная мудрость о правилах воспитания — это выражение многовековой педагогической культуры и практики семейного воспитания проводимой народом.

Теперь, когда мы поняли, что такое народная педагогика, приведем ее примеры.

Накопленный на протяжении веков опыт дал народу возможность создать некоторые дидактические правила и приемы, направленные на воспитание детей. В условиях бытовой практики имеют место следующие методы, цель которых заключается в воспитании ребенка:

  • приучение;
  • разъяснение;
  • одобрение;
  • поощрение;
  • убеждение;
  • личный пример старших;
  • осуждение и укор;
  • наказание.

Разъяснение и убеждение находят свое применение в народной педагогике с целью создания у ребенка позитивного отношения к трудовой деятельности, а также для формирования достойного поведения как в семье, так и в обществе. В рамках народной педагогики особым значением обладал наглядная демонстрация способов выполнения разнообразных типов труда. В процессе наблюдений за старшими и выслушивания полученных от них советов дети должны были получить нужные навыки и умения, помогающие в трудовой деятельности. Удивительным являлся тот факт, что народные воспитатели заключали в свои высказывания разные педагогические категории, такие как, например, наставление, упрёк, предупреждение и определенные педагогические условия, при условии выполнения которых достигался успех в какой-либо деятельности. Слово “если” детерминировало подобные условия.

В качестве примера можно привести существующий у казахов афоризм: «Если из путешествия возвратился шестилетний, то его должен обязательно навестить шестидесятилетний», а каракалпаки дают совет: «Если ты посеял просо, то не жди пшеницы». Часто используемым методом в народной педагогике является приучение. В народе говорили следующее: «Вещи моют водой, а детей воспитывают приучением». Особенно типичен данный метод для этапа раннего детства. Приучая ребёнка к чему-либо, старшие поручают задание и его выполнение.

Убеждение в качестве метода воспитания должно включать в себя как разъяснение, так и доказательство. Убеждение основывается на демонстрации определенных образцов и примеров, после чего у ребёнка исчезает сомнение в разумности понятий, поступков, действий и со временем накапливается нравственный опыт, а также желание руководствоваться им.

Поощрение и одобрение тоже весьма часто находили свое применение в практике народного семейного воспитания. Детям необходима оценка их деятельности и поведения. Им необходимо поощрение родителей в виде устной похвалы или одобрения. Личный пример представляет собой самый радикальным и эффективный метод народного воспитания из существующих. Отношение родителей к определенным понятиям, трудовой деятельности, искусству, обществу, друг к другу в пределах семьи, их нравственный уровень – все это становится примером для детей и участвует в становлении их личности. Поэтическая форма воспитательного воздействия на детей заключается в понятии родительского благословления.

Народная педагогика применяла также такие методы воспитания, как наказание, принуждение, порицание, запрет или даже упрек. В народе в большей части случаев применение находило словесное осуждение плохих поступков. За осуждением , как правило, следовало внушение. Целью этого являлось осознание ребенком допущенных им ошибок и возникновение желания их устранить и не повторять в будущем. Родительский укор использовался существенно реже, обычно в качестве меры предупреждения.

источник

Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

Светлана Суханова
Из опыта работы: Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста»

В настоящее время приоритетом дошкольного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Одна из задач утверждённая Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. В содержании ФГОС ДО отмечается необходимость в активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ранний и дошкольный возраст является отправной точкой и сенситивным периодом всех психологических процессов ребёнка.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяют используемые средства народной педагогики, подготовленная развивающая среда, сочетание традиционных методов и приемов с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике. Народная педагогика содержит богатый материал для воспитания любви к Родине и является средством обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Знакомя детей с потешками, поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Народное творчество увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво. Благодаря этому народная педагогика является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Система народной педагогики является универсальной, так как она охватывает все области развития личности — от физической до морально-этической. Реализация потенциала народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста особенно важна и необходима, в связи с тем, что в современной России наблюдается активный интерес к проблемам возрождения национальной культуры и актуализации ее духовного наследия.

Программа направлена на активное освоение детьми культурного богатства русского народа, она расширяет представления детей о традициях русской народной культуры.

Актуальность. Данная программа поможет систематизировать работу по формированию личностных качеств средствами народной педагогики. Она является частью программы, формируемой участниками образовательных отношений и направлена на формирование у детей познавательного, нравственного и речевого развития детей. Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности.

Воспитатели ДОО испытывают затруднения при выборе парциальных программ для части формируемой участниками образовательных отношений с детьми раннего возраста. Данная программа поможет при осуществлении образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

Новизна состоит в том, что знание культуры собственного народа, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной педагогикой с самого раннего детства. От потешек и песенок до былин и сказок лежит путь ознакомления детей с народной культурой и хорошим помощником являются современные образовательные технологии, в том числе метод моделирования — методика работы по картам В. Я. Проппа. При помощи карт ребёнок легко усваивает содержание сказок, стихов, песен, потешек, пословиц, игр, что способствует созданию его собственной мысли, речевого творчества.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО.

Исходя из этого была определена цель данной программы:

Создание условий для развития духовно-нравственного потенциала

дошкольника посредством народной культуры.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.

2. Прививать детям интерес и любовь к истории, культуре, традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

3. Способствовать развитию познавательной, творческой активности, любознательности у детей посредством устного народного творчества.

4. Воспитать интерес и любовь к устному народному творчеству, умение слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

5. Создать условия для обогащения речи детей и взрослых через принятие и использование малых фольклорных форм.

6. Формировать правильную и красивую речь у детей дошкольного возраста, используя приёмы устного народного творчества

7. Развитие внимания, фантазии, воображения, обогащение эмоциональной сферы через театральную деятельность.

8. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя различные формы: народные игры, хороводы, считалки, прибаутки.

9. Помогать детям в освоении моральных и нравственных ценностей по-средством сказок, пословиц, поговорок, частушек.

9. Организовать работу по привлечению к активному участию в образовательный процесс по формированию у воспитанников представлений о традициях русского народа родителей через современные формы сотрудничества: педагогические гостиные, КВН, мастер-классы, семинары.

Программа «Народная педагогика, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста» реализуется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста:

— проводиться через все виды деятельности, с использованием различных форм и методов.

— является частью программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Принципы построения программы:

— полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— сотрудничество ДОО с семьей;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования;

— учет этнокультурной ситуации развития детей.

Ранний возраст Дошкольный возраст

Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра.

Проходит лёгкая степень адаптации к ДОО.

— Ребёнок проявляет любознательность, интерес и познавательную активность к истории, культуре, традициям своего народа.

— Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки,

пословицы, поговорки, заклички.

— Сформирована правильная и красивая речь.

— Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией и вниманием, которое реализуется в разных видах деятельности.

Читайте также:  Обработка цветов от вредителей народными средствами

— Ребёнок способен активно включаться в игровые действия, употребляя различные формы устного народного творчества.

— Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; Использует в игре предметы быта русского народа;

— Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям

«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно — психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект «Народная культура как средство обучения ориентировки во времени у детей 5–6 лет» Вид проекта: познавательно-экологический. Реализация: Сентябрь – май Цель проекта: создать необходимые условия и систему эффективной работы.

Результат работы «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста» В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Результат работы по теме: «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольного возраста». В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Детские психологи считают,.

Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста» Автор разработчик: Мезенцева Светлана.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

План работы по самообразованию «Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста» План работы по самообразованию Воспитателя Рябининой А. А. группы № 1 МБДОУ д/с № 272 Тема: «Дидактическая игра как средство обучения детей.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

источник

Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [15, с. 456].

Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе «О народности в общественном воспитании»: «Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. — это все из чего слагается историческая жизнь народа…» [19, с.110].

Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.

Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.

Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми [4, с.56].

Необходимо помнить, что природа — источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у юношей и девушек эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты — сложная задача воспитателей, которая может быть решена разными разнообразными методами, важнейшими из которых являются те, которые основаны на непосредственное общение учащихся с природой (прогулки, туристические походы, сбор гербариев и лекарственных трав и т.п.). В целях более глубокого понимания красоты природы полезны проведение бесед, организация фотовыставок, чтение и обсуждение художественных произведений писателей, беседы по творчеству художников — пейзажистов.

Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств. В этом плане помогут субботники по озеленению территории школы, своего дома, улицы, соблюдение права пребывания на реке или в лесу во время туристических походов, прогулок, рыбалки, сбора грибов, ягод и т.д. Такие виды активной деятельности по сохранению природы приносит учащимся удовлетворение и радость, воспитывают у них эстетические потребности и навыки вносить прекрасное в окружающую жизнь.

Давно установлено, что человек вырастает под непосредственным влиянием окружающей его природы. Ни современные небоскребы, ни бетонные магистрали не могут отгородить его от нее. Лучше всего, когда человек и природа находятся в тесном союзе.

Необходимо не только воспитать в ребенке любовно — созерцательное отношение к природе, но и особенно важно использовать все возможности, чтобы постоянно развивать в нем созидательное [21, с. 30]. Нужно говорить, прежде всего, что вся окружающая среда, все живое нуждается в человеческой опеке, помощи и поддержке, указать ребенку на объект, требующий его заботы и внимания.

Религия — одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории [17, с. 22].

Наиболее надежный путь приобретения знаний — обращение к источникам, документам, существующих с древних времен, на которых основываются религиозные учения.

Религиозное сознание как часть общественного сознания играет большую роль в жизнедеятельности человека, в формировании его личности. Поэтому необходимо направлять усилия к использованию прогрессивных идей религиозной культуры и этики в воспитании детей и молодежи, в формировании полноценной личности со здоровыми индивидуально — социально значимыми потребностями — высокой нравственностью, милосердием, состраданием [17, с.123].

Важнейшей функцией религии, как мы уже отвечали, является воспитание. Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.

Изучая педагогические труды русских ученых, особенно тех, кто жил и работал вдали родины, можно заметить, что задачу воспитания молодого поколения они видели прежде в сбережении в детях чувства любви к Родине, своей традиционной культуре.

Осуществить традиционное православное воспитание в современных условиях, руководствуясь законами Российской Федерации «Об образовании» и «О свободе вероисповедания», можно с помощью введения в школу факультативных курсов на основе православной этики, истории религии, духовной культуры России.

Каким образом следует проводить духовное просвещение детей? Прежде всего, на уроках, факультативных занятиях необходимо знакомить учащихся с Библией, особое внимание, уделяя новозаветной нравственности, любви к ближнему. Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.

В учебной деятельности, и на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства необходимо рассказывать о святых подвижниках, их деяниях, духовной наследии, завещанном потомкам. Изучая творчество известных ученых и писателей, учащиеся с интересом узнают, какое место занимает вера в их творческом раздумье над вечными проблемами бытия.

На примере жизни и деятельности таких святых, как Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Серафим Саровский, Кирилл Белозерский др., они учатся любить родину, помогать ближнему, слушаться родителей. Христианская культура воспитывает нравственного человека.

Традиционное православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении многих веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности, а нравственность является стержнем личности [17, с.217]. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, что привело к негативным явлениям.

С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор — величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков [8, с.68].

Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой [20, с.123].

Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.

Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики [17, с.125].

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.

Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке [17, с.126].

Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры.

Сегодня педагоги могут найти достаточное количество научной и популярной литературы, содержащей исторические и этнографические сведения о традиционной народной культуре. Знания о старинных обрядах, умение понимать и ценить фольклор, народное искусство, мы считаем, нужны подрастающему поколению. Но абсолютизация фольклора и этнографические реконструкции в современном быте могут дать и отрицательный результат, так как простое копирование фольклорных образцов, ведущих к восприятию лишь внешней их стороны, без глубокого внутреннего личного переживания, оказывается мертвым слепком.

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи «вживания» детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа [21, с.31].

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком [21, с.32].

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». Распутинские старухи Анна и Дарья — носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей [21, с.32].

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов [17, с.35]

Сказки, являясь художественно — литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21, с.37].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа — усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [19, с.150]. Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир — историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Очень важно показать школьникам, что слова русского языка — это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, традиций, обычаев. Слова — памятник культуры [3, с.23].

Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.

Чтобы адекватно понимать художественные и фольклорные тексты, специальную литературу, необходимо пополнять наши обыденные приблизительные знания научными, энциклопедическими сведениями о тех или иных фактах или явлениях русской культуры. Поэтому, мы считаем, что надо очень бережно относиться к своему языку. Только при бережном и любознательном подходе к слову и тексту мы сможем действительно обогатиться интеллектуально, эмоционально, нравственно.

Завершая разговор о русском языке как об одном из важнейших средств воспитания народной педагогики, вновь обратимся к словам К.Д. Ушинского, который, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и сквернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в тоже время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории» [19, с.14]. Мы абсолютно согласны с этим великим русским педагогом.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как средств воспитания. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями [17, с.47].

Музыка — один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства [17, с.56].

Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.

По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.

Читайте также:  Народные средства при лечении слезного канала

Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.

Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.

Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка — это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции — основной рычаг его действий и поведения.

Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Многие русские современные композиторы пишут музыку на фольклорные мотивы. Так, для С. Слонимского народное творчество явилось источником вдохновения, он создал в своих детских фортепианных пьесах целый ряд портретов различных сказочных героев. ( Например, «Лягушка», «Кузнечик», «Горькие слезы», «Под дождем мы поем» и др.)

Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка. Вдохновенный музыкой, ощутив его красоту, он преобразуется внутри и смотрит на мир чистыми глазами, открытым сердцем, не способным сотворить зло [21,35].

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческой обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [21, с.37].

Трудовое воспитание — сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери — сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд — всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что — бы выучиться ».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание, за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки, как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе — народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств:

— во — первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

-во — вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В — третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

-в — четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного развития человека.

-в — пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья» исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу: «чистая — грязная; интересная — неинтересная; тяжёлая — лёгкая; выгодная — невыгодная » и. т. д. [5, с. 107].

Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.

Таким образом, мы остановились на наиболее продуктивных средствах воспитания народной педагогики, выделив среди них фольклор, религию, природу, литературу, родной язык, музыку, пословицы, сказки и загадки, трудовая деятельность.

Важными средствами народного воспитания являются также, традиция, обряд, игра.

источник

Вопрос контрольной работы по предмету «Педагогика»

Что такое народная педагогика? Приведите примеры средств народной педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики:

— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);

— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;

— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);

— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).

Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.

Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.

С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).

В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)

Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.

Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.

Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.

Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Народная педагогика в воспитании дошкольников

Студентка 1 курса, группы № 156

Кравченко Светлана Александровна

Значение народной педагогики в воспитании дошкольников. 4

Фольклор, как ведущий компонент народной культуры. 4-5

Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики 6-11

Сказка в воспитании дошкольников. 11-13

Детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

В первых лучах солнца уже видится наступающий день и поэтому занятия в детском саду начинаются с пожелания детьми друг другу доброго утра, с улыбки, с хорошего настроения.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду?

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

1. Значение народной педагогики в воспитании дошкольников.

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды?

Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.

Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.

На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

2. Фольклор, как ведущий компонент народной культуры

Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры.

Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор.

Читайте также:  Очищение после запоя народные средства

Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки».

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочкуРябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии — детский фольклор.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

И теоретики — педагоги, и воспитатели — практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

3. Малые фольклорные жанры — средства народной педагогики в детском саду

Если ребенка просто одевать, мыть и кормить— это, значит, за ним ухаживать. Если с ребёнком в разных ситуациях разговаривать — это, значит, его воспитывать: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются, разговаривают.

Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его, настроить ребёнка на отдых. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки, потешки, прибаутки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая…» и т.д.)

Согласно правилам народной педагогики, для того, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы бодрствования радостные эмоции. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

В древности детей не воспитывали, а пестовали.

Пестование (от «пестовать» — нянчить, растить, воспитывать)

Пестование — это целый процесс настройки взрослых на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.

Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) — и не игры вовсе, а лечебные процедуры.

Вот если, учить дитятю мыть руки, умываться, нужно произносить пестушку вроде:

Так вот, если пичкать ребёночка этими приговорками — пестушками, то устанавливается ритм, организм включается в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком:

Массаж, повороты головы, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с помощью воспитателя и др. – все это не только физически оздоровляет ребёнка, но и доставляет ему массу удовольствия. У ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать с взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой воспитатель чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны ребёнка.

Прислушиваясь к ласковому речитативу воспитателя, дети предвосхищают игровые движения, смеются и уже подставляют головку, протягивают ручки, вытягивают ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» детей.

Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек,потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.

Игра называется “ладушки”, потому что она налаживает работу детского организма. Что же обозначает слово “ладонь”? — центр наладки!

Для детей младшего возраста подбираются потешки, которые, не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п.

Расмотрим потешку « Сорока-ворона».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” или ребёнок сам делает, стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”.

Дальше — внимание! Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит делать пропусков, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…” Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного — желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Эта игра совершенно не противопоказана и взрослым.

Прибаутки — это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька — мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого.

Однако главная роль прибауток — познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.

Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу — заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

Излюбленной словесной игрой детей старшего дошкольного возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Молчанка — это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности.

Загадки — одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых идет речь.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословица заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка — не является полным суждением. Поговорка — часть суждения, часть предложения.

Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица — ягодка: это законченное предложение.

4. Сказка в воспитании дошкольников.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно — следственные связи и явления — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Роль детских сказок в развитии детей многогранны — от развития фантазии до развития правильной речи.

Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Детям, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Роль детских сказок — развивать фантазию и воображение ребенка. А также его творческий потенциал.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.

При чтении и разыгрывании сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Круть и Верть»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

— как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

— как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

— что зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Сказка не дает прямых наставлений детям — «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье» учат дружить.

Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка — Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется, забота о близком поощряется — «Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Сказку можно использовать для решения многих проблем, потому что она дает великолепный общий язык взрослому, она более информативна и способствует пробуждению творческих сил ребенка.

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, поговорки, загадки, сказки, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство и в этом нам поможет народное слово — вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело использовать их в повседневную речь. Педагоги многих детских садов используют сегодня в практике этот богатейший материал «народной азбуки».

Народная педагогика–это совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, народ, соблюдая педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация проф. образов., 1995

Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.

Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 1991. — №9. – С.16-20.

Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. Обруч. Москва, 2010год- С.119-127.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. — №1. – С.18-28.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. — №5. – С.28-35.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. — №8. – С.26-31

Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.

Криницина Н. Дети любят потешки // Дошкольное воспитание. – 1991. — №11.

Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2009. — №4. – С.42-46.

Новицкая М., Соловьева Е. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С.11 — 18.

Лялина Л. А. Надо ли вернуться к народному фольклору сегодня? // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 811-817

источник