Меню Рубрики

Народное искусство как средство патриотического воспитания

РОЛЬ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель: Царева Ирина Николаевна

Одним из путей решения проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. Нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа.

Воспитание — это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

Сегодня «воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру». Рассматривая проблемы нравственн-патриотического воспитания с учетом современных условий необходимо начинать воспитание с национального (языка, песен, обычаев, традиций). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Таким образом, национальное искусство — это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть прочувствовано. Именно поэтому огромное воспитательное значение приобретает приобщение к источникам народного искусства с раннего возраста.

Использование народного фольклора в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, красками его страны.

Народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Приобщение детей к народному искусству, через фольклор, способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости.

. Это означает, что народное искусство — это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), танцы, театр (драма, театр кукол), архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Произведения народного искусства отражают жизнь и быт людей, их представления о мироздании, обряды, праздники. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, накопленный в народном искусстве (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративноприкладное искусство) могут служить важ- ным средством в воспитании подрастающего поколения.

Являясь составной частью народной культуры, декоративно-прикладное искусство призвано украшать, преобразовывать и облагораживать предметный мир. Основоположниками фольклорного искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

В наше время большое значение для решения воспитательных задач придается фольклору.

Фольклор — это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков. И не просто отобраны, как сумма неких сухих методических приемов, а воплощены в художественной форме. Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Большое значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление, но иными художественными средствами — через уподобление, метафорическое описание предмета. Добавим к этому пословицы и поговорки, которые точно также, с детских пор, наставляли, приобщали к неписанным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей. Детский фольклор, соединивший в себе две важнейшие функции — развитие эстетического чувства ребенка и сообщение ему этических норм и правил — на протяжении веков играл значительную роль в жизни народа, помогал в воспитании нового поколения, прививал ему те качества и черты, в которых было заинтересовано общество. С его помощью малыш постигал правила поведения, видел достойные примеры для подражания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям.

Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации — вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания, как источник детской радости

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во взаимосвязи изобразительного искусства, музыки, художественно-речевой и театрализованной деятельности образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение вопроса эстетического воспитания средствами народного искусства, а именно, средствами народного фольклора, нам представляется возможным только при условии взаимодействия данных компонентов.

источник

Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества»

Данная статья опубликована в сборнике «Патриотизм ХХI века: Формирование его на традициях прошлого и современного опыта»

Просмотр содержимого документа
«Статья «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества»»

Егорова Алёна Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Д/с «Умка», г. Абакан

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества

Трaдиции русского нaродно-художественного творчествa – это неисчерпaемое богaтство нaшего нaрода, громaднейший пласт культуры, как нaциональной, так и мировой, покaзатель способностей, тaланта и эстетической рaзвитости наших предков. Через народно-художественное творчество ребенок не только приобретает представление о родном языке, но и осваивает его неповторимое, особенное звучание, лаконичность, приобщается к культурному наследию своего народа. Оно несет в себе весь опыт наших предков, содержит все формы общественного сознания, включает в себя огромный пласт культуры, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим.
При правильной подаче педагога традиции родной культуры играют большую роль в формировании личностных особенностей детей дошкольного возраста. Например, благодаря устному народному творчеству таким как, потешки, прибаутки русского и хакасского народа, ребенок успешнее социализируется, развивает свои коммуникативные и культурно-гигиенические навыки, проявляя свои умения, фантазию, показывая себя в сюжетно-ролевых играх («Дом», «На экскурсии». «Принимаем гостей» и др.). И это далеко не единственная область развития дошкольника, в которой можно работать в данном ключе. При системном подходе педагога к внедрению средств народно-художественного творчества в процесс комплексного развития детей вполне возможно добиться успешного формирования в ребенке всесторонне развитой личности, заинтересованной в позитивно окрашенном познании культуры своего народа. И как результат, «творческое приобщение дошкольника к народным традициям может оказать серьезное влияние на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание» [1], сформулированный Л.Н. Кукоевой.
Изобразительное народно-художественное творчество по своей природе весьма схоже с детским творчеством (простота и лаконичность формы и образа, яркость и чистота красок), поэтому оно не будет чуждым ребенку. Именно художественное творчество русского народа является основополагающим как в коммуникативном и познавательном, так в эстетическом и физическом развитии дошкольника. Основным видом деятельности считаю использование средств народно-художественного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, так как это позволяет не давать детям готовые знания, а вести их к познанию через развитие чувствознания, воспитания патриотических чувств (мотивы народных сказок, красота русской природы, отражение быта, утвари, передача настроения через использование ярких красок и т.п.). Наиболее удачно это происходит, когда дети занимаются художественным творчеством с использованием техник русских народных промыслов. Например, таких как хохломская роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, Городецкая и мезинская роспись, дымковская игрушка, палехская миниатюра, народные мотивы гжельской росписи посуды, сувениров и другие. В процессе образовательной деятельности стараюсь подкрепить образ рассказом о традициях русских народных праздников, обрядах (праздники «Ивана Купала, «Русской березки (Троицы)», «Рождественские калядки», «Зимние забавы» и т.д.), а также использую заклички, пестушки и потешки в качестве физминутки. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается схематично, с использованием традиционной символики. Столетиями отбирались и оттачивались характерные признаки того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционная форма, элементы.
Традиции касаются и основных изобразительных приемов, технологий и т.п. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-тёплые оттенки, она нарядна, лаконична, жизнерадостна. Любая народная игрушка – абашевская, богородская – адресована ребёнку, чтобы позабавить его и развлечь. А игривый и легкий след кисти умельца поведает малышу важности устойчивой эмоционально-позитивной направленности, как неотъемлемой части народного творчества. Именно на это я стараюсь делать упор в своей работе с детьми, стремлюсь ярко акцентировать внимание ребенка на впечатлении, полученном от общения с образцами народного творчества. Стараюсь подвести ребенка к пониманию эстетики простого и в то же время характерного для того или иного промысла мазка кистью, сделанным им (цветы гжели и городецкая роспись). В процессе творческой деятельности дети таким образом эмоционально приближаются к образу мастера, прадеда, художника.
Необходимо отметить, что только в комплексе народно-художественное творчество сыграет свою роль. Т.е. в образовательную изобразительную деятельность необходимо включать игровые элементы народного устного творчества и соответствующее музыкальное сопровождение, тем самым обеспечиваю интеграцию образовательных областей. Знакомство с русским народно-художественным творчеством носит системный, интегрированный и целенаправленный характер – это непосредственно-образовательная деятельность (рисование, лепка из глины, аппликация, чтение художественной литературы, использование устного народного творчества, рассматривание репродукций картин художников, подлинников предметов народных промыслов). Особое место в деятельности с детьми занимает создание тематических выставок творческих работ воспитанников и их родителей («Золотая хохлома», «Русская сказка», «Веселые матрешки», «Дымковская игрушка» и т.д.), галерей искусств, таких как «Третьяковская галерея», «Пушкинский музей», «Русский музей», «Оружейная палата Кремля и др.).
При знакомстве с народным искусством у дошкольника формируются эстетические представления (речевые, музыкальные, изобразительные). Из русского народного фольклора и иллюстрации к нему в виде картин художников Васнецова В.М., Чухонина С.В., Врубеля М.А, («Иван царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жар птица», «Царевна Лебедь, «Снегурочка» и др), получают этические представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают позитивные эмоции, восхищение яркими жизнерадостными красками (золотая хохлома, дымковская игрушка), обилия и разнообразия видов и мотивов (шкатулки, разносы), проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у них возникает побуждение самим научиться творить в том же ключе. Возникает положительный, эмоционально окрашенный интерес к культуре своего народа, формируя, впоследствии, гражданско-патриотическое отношение к предметам русского изобразительного народно-художественного творчества.

Воспитание личности дошкольника через устное народное творчество, культурные традиции, декоративно-прикладное творчество и семейно-обрядовые обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как уважение и интерес к истории своего народа, бережное отношение к родной природе, милосердие, честность, взаимопомощь, что является чертами достойного гражданина – будущего патриота своей страны.

источник

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет» [ 2].

Следовательно,воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. Культура выступает детерминирующим фактором социального и биологического в личности ребенка. Совокупные средства культуры ведут к развитию главных структурных компонентов духовности личности – интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, творческого, волевого [1].

Сегодня «воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру», утверждает Т.Я.Шпикалова, отводя, таким образом особую роль народному искусству в решении обозначенной проблемы [6].

Рассматривая проблемы нравственного воспитания с учетом современных условий рекомендуется начинать воспитание с национального (язык, песни, обычаи, традиции). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Понятия национального, интернационального, планетарного (общечеловеческого) – взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Однако, предупреждает автор, замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность .

Таким образом, мы согласны с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть прочувствовано. Именно поэтому огромное воспитательное значение приобретает приобщение к источникам народного искусства с раннего возраста.

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П.Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, красками его страны.

Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В словаре «Эстетика» дано следующее определение понятия народное искусство. Народное искусство – это синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Это означает, что народное искусство – это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), танцы, театр (драма, театр кукол), архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Определяя народное искусство как целостное явление, специалисты выделяют его основные особенности: коллективное начало, традиции, ярко выраженное этническое ядро, устойчивость тем и образов, универсальность языка, общность духовных ценностей. Произведения народного искусства отражают жизнь и быт людей, их представления о мироздании, обряды, праздники. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, накопленный в народном искусстве (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) могут служить важным средством в воспитании подрастающего поколения.

Народное искусство – это своеобразный синтез искусств, взятый за основу нашего исследования, так как только комплексный подход использования народного искусства в воспитании детей способен принести успешный результат. На необходимость комплексного изучения различных видов народного искусства указывал известный отечественный фольклорист П.Г.Богатырев, который считал, что подобные исследования не только способствуют выявлению специфических художественных функций различных видов народного искусства, но и общих закономерностей развития в целом .

Читайте также:  Как народными средствами понизить температуру

Являясь составной частью народной культуры, декоративно-прикладное искусство призвано украшать, преобразовывать и облагораживать предметный мир. А.М.Горький указывал, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

Нельзя не согласиться с Г.Г.Газимагомедовым, который утверждает, что в наше время декоративно-прикладное искусство все более активно проявляется как одно из воплощений творческой силы народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Являясь важным компонентом национальной культуры, современное декоративно-прикладное искусство Дагестана в своих лучших, наиболее зрелых произведениях доносит многовековую народную мудрость, традиционные эстетические принципы, самобытное художественное мировидение в сочетании с новыми прогрессивными идеями современной культуры. Большое значение для решения воспитательных задач придается фольклору.

Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков. И не просто отобраны, как сумма неких сухих методических приемов, а воплощены в художественной форме. Фольклор – это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Большое значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление, но иными художественными средствами – через уподобление, метафорическое описание предмета. Добавим к этому пословицы и поговорки, которые точно также, с детских пор, наставляли, приобщали к неписанным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей. Детский фольклор Дагестана – живой и благодатный источник народной мудрости, представляющий собой большую художественную и эстетическую ценность. Дагестанский детский фольклор, соединивший в себе две важнейшие функции – развитие эстетического чувства ребенка и сообщение ему этических норм и правил – на протяжении веков играл значительную роль в жизни горского народа, помогал в воспитании нового поколения, прививал ему те качества и черты, в которых было заинтересовано общество. С его помощью малыш постигал правила поведения, видел достойные примеры для подражания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям.

Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания, как источник детской радости. Механизм смыслопорождения в процессе восприятия и переживания сказки исследовал А.В.Запорожец. В своих трудах видный ученый, придавая большое значение эмоциональному и познавательному развитию ребенка в ходе восприятия и переживания сказки, подчеркивал, что в ней в своеобразной форме отражается жизнь народа, его обычаи и характер, стремления и идеалы. Он также указывал, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в отношении к художественному произведению, т.к. воспитанный на народной сказке, он чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии реалистических оценок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во взаимосвязи изобразительного искусства, музыки, художественно-речевой и театрализованной деятельности образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение вопроса эстетического воспитания средствами народного искусства нам представляется возможным только при условии взаимодействия данных компонентов.

1.Агарагимова В.К. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства . LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland/ Германия, 2013

2. Волков В.Н. Педагогика жизни. Чебоксары,1989.

3. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. — М.: 1999.

4.Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, №5.

5. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кандыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс. … на соиск. докт. пед. наук. – М., 1988.

источник

В своём выступлении раскрою вопрос патриотического воспитания детей на занятиях бисероплетением.

Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания

Бисерное искусство как часть народного декоративно-прикладного творчества образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание. В своём выступлении раскрою вопрос патриотического воспитания детей на занятиях бисероплетением.

C давних времен декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью культуры народа, а бисероплетение – один из видов старинных и интересных видов этого искусства. На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы. Чем богаче невеста, тем богаче убор. Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это. Именно поэтому вновь стали модными сумочки, расшитые бисером и стеклярусом, украшенные камушками и кристалликам. Все эти аргументы служат доказательством актуальности организация творческого объединения по бисероплетению в рамках дополнительного образования нашей гимназии. Знакомство с народно-прикладным творчеством народов Севера позволят детям почувствовать неразрывную связь с жизнью своего региона. С этой целью предусмотрено программой организация цикла музейных занятий совместно с Музеем городской истории по темам «Северные россыпи» и «О чем рассказывает северный орнамент» (знакомство с орнаментальным искусством народов Севера), а также мастер- класс «Кукла Акань». Введение такого компонента считаю важным, чтобы привить детям понимание о том, что народное искусство на региональном уровне рассматривается как часть художественной отечественной культуры.

Т.о.,занимаясь бисероплетением, ребёнок приобщается к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

В процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Занятия таким красивым рукоделием как бисероплетение пленяют душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное становится искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны. Оформление кабинета . Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными техниками плетения бисером, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

При знакомстве с творчеством необходимо решать первую группу задач, используя основные методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием художественных навыков. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками.

Формы организации художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.

Обучение бисероплетению заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье.

« Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально- значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов», — так записано в Государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героям — все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, без любви к природе родного края нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей семье, к родной природе и земле. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая « духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле.

В своей работе я также учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному краю, близким – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

источник

Иванова Полина Геннадьевна
Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства

«Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства»

Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами и национальностями, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству, национальной культуре.

Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм: вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой культуры российского народа.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми мы знакомим детей, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Современные дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Компенсировать дефицит знаний у детей возможно через ознакомление с народной игрушкой. Создавая игрушки, народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. На сегодня сохранилось достаточно много игрушек народного промысла. Следует знакомить современных детей с игрушками, которыми играли в прошлом. К народным игрушкам относятся: Деревянные и глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь, матрешки. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются от современных игрушек. Педагогу следует обратить на этот интерес особое внимание, так как через народную игрушку легче всего ознакомить с культурой русского народа. Рассказывая о том, как изготовляются игрушки, что это нелегкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим эти игрушки.

Читайте также:  Чем смазывать укусы комаров народные средства

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью (городецкая роспись, хохломская, филимоновская, полхов-майданская, жостовская, гжель и др.) Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. К тому же занятия декоративно-прикладным искусством это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через декоративно-прикладное искусство педагогу необходимо поставить перед собой следующие задачи:

— формировать чувство любви к Родине на основе изучения

национальных культурных традиций (основ традиционного

русского декоративно-прикладного творчества);

-прививать трудовые навыки, обучать основам ручного

труда, продуктивной деятельности;

-ориентировать семью на духовно-

нравственное и патриотическое

-практические занятия по дпи;

-организация и проведение выставок ;

-участие в конкурсах и выставках (на муниципальном, республиканском

-проведение мастер классов, открытых занятий для детей и педагогов по

народному прикладному творчеству;

— посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными

ценностями и историей своей страны;

-проведение совместных с родителями праздников и мероприятий

Формы организации художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной.

Занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют полноценному и разностороннему воспитанию, на них обучающиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории родного края.

Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная педагогическая задача. Но, мы можем быть уверены в том, что народное декоративно-прикладное искусство, при тщательном его изучении может быть неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

«Матрешечка-матрешка». Воспитание нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами народного искусства Тема: «Матрешечка — матрешка» Задачи: Образовательные: — продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, характерными элементами ее росписи;.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Конкурсная работа «Роща Пасхи» роспись яиц по мотивам декоративно-прикладного искусства Представляю вам наши конкурсные работы,выполненные совместно родителями и воспитанниками, также педагогами ДОУ для городского конкурса.

Консультация для педагогов «Военно-патриотическое воспитание средствами музыки» Военно-патриотическое воспитание средствами музыки «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». Константин Паустовский.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание средствами проектной деятельности» Патриотическое воспитание через проектную деятельность. Калинкина Е. В. ГБДОУ Детский Сад № 754 «Солнышко» Для личностного развития каждого.

Мастер-класс «Образцы декоративно-прикладного искусства своими руками» Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей.

Педагогический проект «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Формирование нравственно-патриотических чувств средствами декоративно-прикладного искусства Кавказа. Без знания детьми народной.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед.

Развитие творческих способностей детей под влиянием регионального декоративно-прикладного искусства Воронежского края. Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к творчеству в раннем детстве.

Выставка декоративно-прикладного искусства «Дары природы» Наступила золотая осень — чудная пора, богатая своими яркими красками и плодами. Все собирают урожай, и некоторые даже не подозревают какие.

источник

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 1035 раз

Гиреева Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 175-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11203/ (дата обращения: 11.10.2019).

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы

Патриотическое воспитание личности школьников общеобразовательной школы является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство.

С учетом особенностей патриотического воспитания школьников в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Рассмотрим более подробно формирование патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования патриотического воспитания школьников. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности в патриотическом воспитании каждого учащегося.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится, прежде всего, к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, Отечество.

Накопленный культурно-исторический опыт народных художественных ремесел — уникальная в своем роде школа патриотического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев. Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия — ориентацию на патриотическое воспитание таких качеств как усидчивость трудолюбие, аккуратность, внимание и восприимчивость.

Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические патриотические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для патриотического воспитания учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании учащихся в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Поэтому наиболее верным направлением патриотического воспитания учащихся школ является использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой науке о сущности народного искусства. Важно обратиться к трудам и исследованиям таких известных ученых как А. Б. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций.

«От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [1, с.168]. Анализируя общие принципы форм бытования народного искусства, И. Я. Богуславская, М. А. Некрасова дали глубокую оценку существу художественной системы народного искусства, определили его основные составляющие, подчеркивая, прежде всего, материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, эстетические принципы и приемы передачи художественного образа.

В. С. Воронов был одним из первых, обратившихся к народному изобразительному творчеству и признавших высокую художественную ценность, его важнейшие особенности, определил художественные традиции как «народный стиль», считал, что традиция латентна, подвижна. Конструктивность, декоративность и орнаментальность, по мнению В. С. Воронова, имеют неоспоримое право именоваться подлинным искусством.

Рассматривая педагогический аспект данной проблемы, как показывают теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни учащихся школ.

Необходимо отметить, что самая важная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию. В основе общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежат большой фактический материал, теоретические и практические разработки, педагогические концепции Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, В. С. Кузина, Б. П. Юсова, Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой и др.

Такие исследователи как Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флерина справедливо отмечают непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогает воспитывать в учащихся патриотические чувства, приобщает их к миру прекрасного.

Произведения декоративно-прикладного искусства раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени и способствуют развитию традиционной художественной культуры народа. Каждый народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий. Здесь важно отметить, что многие поколения мастеров, передававших свое искусства непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные национальные черты, эстетические и патриотические традиции.

Республики Ингушетия имеет древнюю национальную культуру и декоративно-прикладное искусство, которые донесли до наших дней вековые традиции народа. И сегодня они не должны быть утеряны и стерты массовой культурой. Мудрые обычаи и традиции национальной культуры Республики Ингушетии имеют особое значение в воспитании гуманной личности художественно-эстетического образования учащихся школ.

В данном разделе рассматривается потенциал традиционных народных промыслов ингушей как средства патриотического воспитания школьников, поскольку ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа со своей богатой историей и самобытной культурой. И, конечно, немалую роль в культуре этого этноса в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся сыграли народные промыслы и ремесла.

Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских.

Высокого уровня мастерства достигли ингушские мастера народного творчества в частности в декоративно-прикладном искусстве.

Важным средством приобщения учащихся к национальной культуре Республики Ингушетии является местное народное декоративно-прикладного искусства, бережно сохраняющее культурные, национальные и патриотические традиции народа, его духовные, социальные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе художественные народные традиции, обладающие этнографическими, патриотическими, историко-культурными особенностями.

Различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание учащихся, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют воспитание эстетических и патриотических чувств и убеждений. Как показали исследования видных ученых педагогов в области художественного образования и эстетического воспитания (В. С. Кузин, Н. В. Сокольникова, М. М. Байрамбеков, И. М. Раджабов, Т. С. Комаров, С. П. Ломов, Т. Я. Шпикалова), художественно-творческая деятельность является весьма существенной и наиболее важной в восприятии и изучении декоративно-прикладного искусства, использовании ее в эстетическом и патриотическом воспитании школьников на уроках изобразительного искусства. При этом необходимо в процессе добиваться, чтобы учащиеся не были пассивными наблюдателями, а активно включались и создавали собственные эскизы и зарисовки, декоративные и художественные образы, в том числе и конкретные творческие композиции.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству необходимо решить несколько важных эстетических задач — развивать у учащихся школ умение видеть красоту, способствовать формированию патриотических чувств и убеждений, изучать и познавать психологические процессы, необходимые для общего развития детей (памяти, мышления, воображения), а также особо важно подчеркнуть задачи нравственного воспитания, уважительного, патриотического и эстетического отношения к труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Особое внимание школьников необходимо обратить на широкое использование на уроках мотивов родной природы, растительного и животного мира в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Изучение основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В настоящее время на уроках изобразительного искусства недостаточно предусмотрено учебной программой и отсутствует целенаправленное патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в практике общеобразовательных школ. Такое положение вызвано рядом объективных причин, а именно — недостаточной степенью разработанности научно-методических рекомендаций по патриотическому воспитанию средствами искусства и, прежде всего, народного декоративно-прикладного, неопределенностью критериев отбора художественных произведений для изучения на уроках изобразительного искусства, а также отсутствием конкретных условий, средств педагогического воздействия, способов патриотического воспитания школьников в процессе учебных занятий и т. д.

Разработка и внедрение системы занятий, эффективных педагогических условий разработки уроков-бесед с патриотической направленностью в практику воспитательной работы как городских, так и сельских школ призваны сыграть важную роль в деле формирования мировоззрения, мироощущения школьника, его эстетических и патриотических чувств и убеждений.

  1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического формирования школьников. — М., 1985. — С. 168.

источник

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Читайте также:  Крема от загара народные средства

Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, Городецкой игрушки — во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное — открывать глаза на дорогое и родное».

В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Восстановление органической связи с историей и духом своего народа, вхождение в его культуру не означает ни национальной изоляции от содержания всемирной истории, ни отлучения от достижений современной цивилизации, ни прекращения общения с иной культурой. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.

Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное участие детей в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Педагог должен подбирать литературу о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он- творческая личность, связанная духовно со своим краем; он — образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С. Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».

Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Россия, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния — в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В народном творчестве отображаются и исторические сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. В образах, звуках, красках, в чувствах представляет перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияние они оказывают на него. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились программы: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в которых темы нравственно-патриотического воспитания занимают центральное место. Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, является народная традиция. Традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями. В настоящее время она несут те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социально-значимую основу.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств у детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор — одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал. Наблюдение за работой отдельных педагогов свидетельствует, что они не придают пословицам должного значения и не выделяют их как действенное средство воспитания патриотизма подрастающего поколения. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая — мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери — чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля — круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Анализ данных «педагогических миниатюр» позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.

Дошкольное детство — это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  • · Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • · Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
  • · Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Уже в старшем дошкольном возрасте в процессе игр, физкультурных занятий, можно учить детей «читать» карту и составлять свои небольшие карты «боевых действий». На них наносить условные обозначения (полосу препятствий), которую нужно преодолеть команде «разведчиков», чтобы выполнить «боевое задание». Командир каждой группы должен внимательно следить за ходом «операции». Тому, кто неверно выполнил задание, выдается штрафное очко (желтую карточку), прошедшие препятствие «на отлично» получают красную карточку.

Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины. В игре «Зарничка» (с обязательным участием пап) дети могут показать выправку на «параде войск перед главнокомандующим армии», «отражать» танковую атаку, метко попадая «гранатами» в неприятеля, ликвидировать «очаги заражения», уничтожать «вражеские крепления». По окончании игры — салют в честь юноармейцев, горячий чай из самовара прямо на заснеженном поле.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участие родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм — наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Большое значение в учреждениях придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят — это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых. Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях — о Родине. К сожалению, хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у ребят к самой теме, создать определенный настрой.

Некоторые музыкальные произведения помогают воспитать у детей устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге («Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Мы пока что дошколята» Ю. Чичкова, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы — солдаты» Слонова, «Кремлевские звезды» Р. Бойко). Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е Тиличеева, Р. Бойко. Предлагаем ряд тем патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

  • 1. «Город, в котором мы живем»;
  • 2. «Любимая Россия»;
  • 3. «История нашей страны»;
  • 4. «Музыка и революция»;
  • 5. «Когда-то была война…»;
  • 6. «В семье единой»;
  • 7. Трудовой народный подвиг»;
  • 8. «Защитник Отечества»;
  • 9. «Борьба за мир в песнях»;
  • 10. «Родные просторы».

Таким образом, музыкальное искусство «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

источник