Меню Рубрики

Народное культура как средство

Практически у каждой нации есть свое наследие. Одним из основных инструментов его передачи является народная культура (фольклор). Далее в статье рассмотрим это понятие более подробно, сравним его с современными веяниями.

В истории каждой нации присутствует и народная, и массовая культура. Последняя представляет собой явление более современное. Пример популярной культуры: компания молодых людей поет песни какого-нибудь известного исполнителя, разгуливая по улицам. Другой вид имеет существенные отличия. Фольклорная культура заключается в том, чтобы изучать источники о народных праздниках или притчах, легендах и прочих произведениях. Если исходить из этого, становится понятно, что в первом случае мы имеем дело с современными нравами. А фольклорная – народная культура — описывает быт прошлого века. Все жанры фольклора были созданы давно и сегодня считаются историческим наследием. Небольшая часть произведений прошлых веков стала неотъемлемой составляющей современного мира.

Выделяют два уровня народной культуры – высокий и сниженный. Первый включает в себя сказки, предания, старинные танцы, эпос и т. п. Сниженный считается проявлением поп-культуры. В основном, произведения, дошедшие до нас из глубины веков, имеют анонимных творцов. Сказки, эпосы, танцы, песни, мифы и легенды относятся к самым ценным высокохудожественным сочинениям. Они не имеют отношения к элитарным проявлениям. Принято считать, что народная культура пришла в современный мир из глубокой древности. Ее субъектом считается нация в целом. Здесь не существует отдельных творцов и профессиональных мастеров, которые ценятся каждый отдельно. Такая культура является частью быта и труда людей. Все произведения передавались по наследству в устном виде и имели несколько вариантов. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (это рассказ, легенда), массовым (карнавалы), групповым (станцевать танец или спеть песню).

Общество всегда проявляло интерес к народной культуре, так принято в индустриальном и традиционном обществах. Однако вот в постиндустриальном окружении ситуация немного другая. Если говорить о различиях народной и высокой культуры, то они аналогичны отличиям этнической и национальной. В чем же разница? Национальная и высокая культура передается только в письменном виде. При этом народная и этническая – в разных (устном, письменном и других). Элитарная культура создается образованным населением, а этническая – малообразованными гражданами. В последнее время современную аудиторию стали интересовать народная культура и традиции.

Что это такое? Народная художественная культура состоит в том, что человек, который является мастером, благодаря своему умению акцентировать внимание на определенной вещи, а также сформулировать все это в значимый фрагмент, может передать все это в форме песни, танца или стиха. Благодаря этому происходит эстетическое развитие личности в частности и общества в целом. Художественная культура может привлечь основную часть населения. Все произведения создаются как профессионалами, так и любителями. Все сочинения, песни, стихи, которые достойны внимания, переходят по наследству и становятся искусством. Человек, который умеет передать свои мысли в стихах, песнях или танцах, богат духовно, он имеет открытую душу и искренне делится своими впечатлениями. Благодаря таким художникам люди из года в год имели возможность обогатить свой внутренний мир, заполнить пустоту души.

Это явление изучает множество наук. Каждая дисциплина имеет свой взгляд на предмет и свои методы его исследования. Объем обновленной информации такой большой, что ученые не успевают следить за ней и осваивать ее для научного обогащения и личных знаний. Наследие народной культуры с каждым днем становится все больше. При этом каждый предмет претендует на место основного, в котором хранится весь смысл мира. Это значит, что каждая дисциплина представляет свои знания как самые обширные в области духовных ценностей: фольклористика, литературоведение, искусствоведение – от иконописи до музыковедения и архитектуры. Каждый человек, которого интересует народная культура России, знает обо всех успехах перечисленных культур, так как все они слышимы, читаемы и выставлены на всеобщее обозрение. Их количество и безымянность говорят о рождении народной стихии. А в символах, о которых безустанно твердят, что они стали шедеврами русской культуры, выразился художественный образ русского народа.

Существуют разные представления о самом термине «народная культура». Ниже приведены основные точки зрения:

  • просвещенность низов общества;
  • просвещенность «неграмотного» социума;
  • культура, которая создалась элитой, но была «спущена» вниз.

Такие определения несут познавательный замысел в случае рассматривания их в конкретном историческом отрывке.

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия «религиозность» и «народная культура». Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди – это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

С классическим обучением на Руси в древности было не очень хорошо. Тогда торжествовало недоверие к «языческой» науке. При этом существовал ряд наиболее популярных направлений. Среди них стоит отметить иконопись, церковную архитектуру, литургическое пение и летописание. Русский летописец мог рассказать современникам весь смысл истории, он был историософом, философом и хронистом. Такие «поучения», «слова» были весьма популярными. В то время был создан первый писаный свод законов. Русская народная культура имела все особенности европейской. А впоследствии практически не имела никакого отличия от фольклора христиан.

Народная религия в России имела два названия в церковных и научных кругах 19-го века. Они определяли ее природу как синтез вероучения христиан и «языческих» верований. Первое название было таковым – «двоеверие», второе – «бытовое православие». Первое применяется в научном обиходе и в современном мире, оно воспринимается учеными формально. В прямом смысле под этим термином следует понимать соединение двух вер в народную религию. В многочисленных исследованиях верований славян Востока (а также русских) главный интерес этнографов направлен на «языческие переживания», реконструкцию архаических моделей и интерпретацию. В средневековье на Руси и на Западе случился разрыв между традиционным сознанием многих и книжной культурой меньшего количества населения. Интеллигенты России, которые имели желание владеть греческим языком, изучали его еще при князе Ярославе Мудром: в Киеве присутствовали свои переводчики. Возникла связь между ближневосточными центрами христиан и Русью, а со временем, несмотря ни на какие события, она больше не прерывалась.

Как происходило становление моральных ценностей? Массовая культура – это духовный продукт искусства, который создается широким тиражом. Он рассчитан на большую публику, на значительное количество зрителей. Основным ее преимуществом является то, что она предназначена не только для развлечения большого количества людей, но и обогащения их мыслей. Народная культура, примеры которой приведены выше, довольно актуальна в современном обществе. На сегодняшний день существует мало людей, которые не интересуются духовным наследием предков. Народную культуру может распознать практически каждый человек любого возраста и любого уровня образования. Ее основная черта — простота (тексты, движения, звуки легко воспринимаются людьми). Культура предназначена для людей эмоционального типа.

Любая культура рассматривается в динамическом и статическом аспектах. Безусловно, духовное развитие не является исключением. Становление культуры — довольно сложное явление. Статика предусматривает развитие в пространстве. Дисциплина исследует культурную типологию, морфологию и структуру. Это синхронное изучение процесса. Культуру также принято классифицировать на духовную, физическую, материальную и художественную. Подробно рассмотрим духовную культуру. В ее основе заложен творческий вид деятельности, который выражен в субъективной форме и удовлетворяет второстепенные потребности общества. В состав духовной культуры входят: религиозная (верования, современные культы), нравственная, правовая (законодательство, исполнительная система), политическая (идеология), педагогическая (идеалы воспитания детей), интеллектуальная (история, философия, наука) части. Необходимо знать о том, что к объектам данного предмета относятся музеи, театры, библиотеки, кинотеатры, учебные заведения, концертные залы, суды.

источник

Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Елена Запайщикова
Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей

Говоря о здоровье нашей нации, мы должны рассматривать его как единство духовного, психического и физического здоровья.

В настоящее время Россия переживает сложный исторический период. Одним из вызовов времени системе современного образования является формирование человеческого капитала. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — это разрушение ценностных идеалов, способствующих воспитанию духовно-нравственной, социально-коммуникативной, творческой личности.

В конце ХХ века в развитии России произошла духовная деформация общества. Это привело к тому, что современная Россия оказалась среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалась у черты, за которой начинается физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеалогической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок.

На государственном уровне были приняты законы, учитывающие сложившуюся ситуацию и ставящие задачи по воспитанию духовно-нравственных и социально-коммуникативных качеств личности.

В. В. Путин в своём «Послании президента Федеральному собранию» (2013г.) указывал о необходимости формирования духовно-нравственной, социально-коммуникативной творческой личности, способной к самооценке, саморазвитию и профессиональному росту.

В 2014 году Министерством образования и науки РФ был разработан и утверждён Федеративный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Пункт 1.4 (6) этого стандарта указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. А пункт 1.6 (5) указывает на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Мы видим, что ФГОС определяет духовно-нравственное воспитание как основополагающую концепцию.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в современном мире очень актуальна и предполагает изучение накопленного педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с детьми.

Цель: показать возможности использования традиционной русской народной культуры в современном образовательном процессе для формирования духовно-нравственных и социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста.

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

«Тот, кто обращаясь к старому,

Важными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

• Формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь;

• Развитие нравственных чувств (патриотических, эстетических, милосердия и т. д.);

Воспитание навыков и привычек поведения.

Одним из основных методов, используемых для формирования духовно-нравственных, социально-личностных качеств у детей, является их приобщение к народной культуре.

Наше ДОУ является малокомплектным детским садом, в котором одна разновозрастная группа детей от 3 до 7 лет.

В своей работе мы опираемся на традиционную русскую культуру и используем следующие виды работы:

Создание предметно-развивающей среды (библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр).

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами. Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями (анкетирование, ознакомление родителей с русской народной культурой через совместное проведение праздников, посиделок, участие родителей с детьми в театральных постановках, связанных с историей и культурой Руси).

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях (см. Приложение, во время прогулок.

Дидактические, пальчиковые игры

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Использование малых фольклорных форм особенно эффективно в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада.

Потешки помогают создать положительную атмосферу. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д.

Почти все фольклорные приёмы и игры, применяемые нами для развития детей нашей группы, ребята (соответственно своему возрасту и возможностям) используют в домашней обстановке. Родители с радостью и удивлением рассказывают о том, как изменились их дети. Шестилетний Никита, прежде ревниво и недружелюбно относившийся к двухлетней сестрёнке Ксюше, теперь поёт ей перед сном полюбившуюся в детском саду колыбельную песенку:

Баю — бай, баю — бай, прилетел к нам попугай,

Прилетел к нам попугай, говорит: «Ксюшу отдай!»

А мы Ксюшу не дадим – Ксюша нам нужна самим!

Удивительное свойство этих колыбельных песен мы ощутили сами – во время дневного сна дети засыпают крепко и спят спокойно не зависимо от их возраста и темперамента (даже те дети, которые по утверждению их родителей «не спят днём никогда», или спят в постели только с мамой).

Различные виды хороводов и хороводных игр мы используем в качестве организационных моментов и даже утренней гимнастики. Самые любимые нашими детьми хороводы: «Паучок», «А я грушу посадила», «Утка шла по бережку» и замечательный хоровод с гендерной основой «Во саду ли в огороде».

Множество различных традиционных игр, в которые дети играют в зависимости от характера игры и в группе, и на прогулке, и на музыкальных или физкультурных занятиях («Гори-гори ясно», «Удочка», «Жмурки», «У медведя во бору» и т. д.).

На занятиях дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством, дополняющим фольклор, и дающим более широкое представление о традиционной русской культуре. Это и различные виды росписи («Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись» и т. д.); традиционные игрушки («матрёшки», «курочки», «мужик и медведь» и т. д.).

Читайте также:  Как защитить капусту от вредителей народным средством

После сна во время проведения оздоровительной гимнастики мы активно используем приговорки, потешки. Например, качая ребёнка, лежащего на спине на большом гимнастическом мяче, сначала воспитатели говорили потешку, а постепенно дети и сами стали проговаривать её в такт качания мяча (касаясь во время качания пола то руками, то ногами):

«Ай качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи

С пылу, с жару из печи, все румяны, горячи…»

Совершенно очевидно, как много задач решается при данных способах развития детей (и логопедические; и психологические: преодоление страха, установление близкого доверительного контакта с воспитателем, а в случае помощи детей – и с детьми; улучшение кровообращения и расслабление мышц спины, улучшение осанки и др.) Даже самые боязливые детки через 2-3 занятия сами просятся на мяч. Ритмические потешки, сопровождающие упражнение, положительно влияя на эмоциональное состояние ребёнка, многократно увеличивают эффект от самого упражнения.

Пословицы и поговорки мы используем в всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Загадка – это игра для детского ума. Загадки можно использовать на занятиях, на прогулках. Для решения загадок от ребёнка требуется большая наблюдательность и умственное напряжение. Загадки развивают мышление, пытливость, наблюдательность и терпение.

При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки или картинки с отгадкой. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка.

И дети, и родители очень любят традиционные народные праздники («Рождество», «Пасха», «Масленица», досуги-развлечения («Капустники»). В праздниках вместе с детьми с удовольствием участвуют и родители, и другие родственники, и выпускники нашего детского сада.

В рамках проекта «Святая Русь» мы в 2013 году участвовали в литературном конкурсе в номинации: «Игумен земли Русской святой преподобный Сергий Радонежский». Реализуя этот проект, мы совместно с родителями изучали жизнь Сергия Радонежского (книги, видеофильмы, мультфильмы, репродукции картин М. Нестерова, В. Васнецова, А. Авилова). В результате был снят видеофильм об отрочестве Варфоломея (в монашестве – Сергия, действующими лицами которого стали наши дети и их родственники, и были написаны стихи о жизни преподобного Сергия Радонежского (см. Приложение).

В 2013 году наши дети приняли участие в 1Х международном конкурсе рисунков «Красота Божьего мира», а в 2014 и 2015 годах – в районном конкурсе поделок «Пасхальный свет и радость».

Подводя на данном этапе итоги нашей работы по приобщению детей к традиционной народной культуре, можно с уверенностью сказать о больших положительных переменах в духовно-нравственном и социально-коммуникативном развитии наших детей. Ребята получили опыт самим разрешать конфликтные ситуации, стали более заботливыми и терпимыми друг к другу. Благодаря приобщению детей к традиционной народной культуре, у них формируются те духовно-нравственные ценности, которые свойственны их генетической памяти. Это укрепляет их психику, делает детей более устойчивыми к различным стрессовым ситуациям и в конечном итоге позволяет воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, имеющую высокий интеллект и способную в дальнейшем решать различные жизненные задачи.

Современное общество находится в процессе перестройки мировоззрения, задающего общие ориентиры бесконфликтного общения, диалога культур.

Опираясь на традиционную национальную культуру и разумно используя современные технологии, мы сможем дать качественно новое образование, воспитать духовно-нравственную, социально-коммуникативную личность, способную к решению задач, поставленных сегодня перед нашим обществом.

Консультация для воспитателей «Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная,.

Консультация «Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская область воспитатель Грачева Ольга ФедоровнаФольклор.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Программа дополнительного образования духовно-нравственного воспитания детей «Добрые сердечки» Программа дополнительного образования Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Добрые сердечки» Программа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Народная культура-средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без.

Уголок духовно-нравственного воспитания «Русская горница» Задачи:1. Способствовать формированию у детей интереса к быту и традициям русского народа, уважения к его истории, культуре, языку. 2. Формировать.

Консультация «Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников» Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,.

источник

Основной задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня считается многостороннее гармоническое формирование личности детей.

Известные ученые, такие как В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, Б.Т. Лихачев отмечают, что самое главное в педагогическом процессе – это раскрытие у ребенка богатств его внутренней духовной культуры. Поэтому большое значение приобретает формирование у дошкольников эстетических качеств. Особенно актуально формирование личности и эстетической культуры в дошкольном возрасте. Так как ощущение прелести естества, находящихся вокруг людей, вещей формирует в ребенке специальные чувственно психологические состояния, вызывает прямую заинтересованность к жизни, обостряет любопытство, формирует психологические движения.

Одно из средств эстетического воспитания – народная игра. Она содержит познавательную, развивающую, забавляющую, находящую, исправляющую и прочие воспитательские функции. Игра может являться одним из средств приобщения ребенка к общенародным обычаям, то что предполагает значимый подход воспитания духовности, развития концепции моральнохудожественных, общечеловеческих ценностей. Народные игры считаются основной составляющей международного, художественного и физиологического обучения дошкольников. Что находит отражение в народных сказаниях, песнях, движениях танца и играх.

Игра – это школа воспитания, в которой свои «учебные предметы». Одни – формируют скорость, гибкость, мощь, точность; другие – обучают мудростям жизни, чести и порядочности, влюбленности и долгу, доброму делу и справедливости. Высокую нравственность формирует игра.

Игра, как творчество, ярко отражает внутренний мир человека.

Опытные педагоги отмечают, что за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Наиболее явное изменение заключается в том, что дети стали меньше играть, особенно сократились ролевые игры. Большинство современных дошкольников все же играют в народные игры, но они уже становятся не такие, какие были у детей предыдущих поколений [2, с. 96].

Детская игровая культура в настоящее время во многом утрачена. Детские игры становятся все чаще однотипные. На игру современного ребенка значительное влияние оказывает теле и видеопродукция. В собственных играх большая часть детей отображают сюжеты мультиков, телесериалов и передач, такие как «Человек – паук», «Сейлор Мун», «Черепашкининдзя» и другие. Теряется творческая природа игр.

Все без исключения народные игры согласно собственному содержанию строго лаконичны, выразительны, легкодоступны ребятам. Детвора отображают собственные жизненные эмоции и волнение в относительноигровой форме, содействующей перевоплощению в облик («Гусилебеди», «У медведя во бору», « Олени и пастухи»).

Правила забавы: Гусилебеди обязаны летать в области всей площадки. Волк способен вылавливать их только лишь после того, как скажет фразу: «Ну, бегите же домой».

Участники игры избирают волка и хозяина. Остальные участники – это гуси – лебеди. На одной стороне площадке находится дом, где живет хозяин и его гуси, на другой стороне – живет волк. Гуси ходят от дома довольно далеко, когда они бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Заканчивается игра тогда, когда почти все гуси будут пойманы.

Игрыудерживаютсобственную художественную привлекательность , эстетическую значимость и составляют ценнейшее, уникальное,игровоеустное народное творчество.

С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (формируется эмоциональная сфера, укрепляются внимание и произвольная память, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе, развивается мышление). Поэтому, педагог может решать разнообразные задачи при помощи одной и той же игры, расставив поновому игровые акценты.

Традиционные игровые тексты – одно из самых главных звеньев игры.

Ролевые фразы, считалки, заклички, распевки, гораздо лучше соответствуют потребностям дошкольного раннего возраста. Для детей они обладают волшебным значением и поддерживают эмоции игры. « Дошкольник , произносящий считалку, чувствуетсебепрактическиволшебником , творящимзаклятие». В связи с интонацией и громкостью произнесения, а также контекста использования, игровые фразы уже сами согласно для себя имеют все шансы унимать, стимулировать, завораживать, то есть проявлять сильное чувственное и психокоррекционное влияние.

«Дошкольное детство – период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками».

Прекрасный материал для этого предлагают игровые песенки и считалки. Говоря жизнерадостные, зачастую малопонятные фразы, дошкольник приобретает власть над языком. Язык перестает быть для него необъятным монолитом, состоящим из огромного количества не допускающих искажения слов, а превращается в забавную вещь, которую можно перевернуть вверх тормашками, покатить, попробовать на вкус. Благодаря этому дети активно и творчески овладевают речью, формируется их речевой аппарат, развивается чувство языка, обогащается словарь. Большинство народных игр относится к играм с правилами.

Важным условием забавы считается выполнение правил абсолютно всеми играющими. Чем более они контактируют по поводу игры, тем стремительнее обнаруживают наилучшие формы действия и разрешения конфликтных обстановок. В случае потребности обучаются подчинять эгоистичные стремления увлечениям группы.

Игра – непосредственная форма ребяческого бытия. И наиболее непосредственный подход к достижению взаимопонимания с ребенком лежит путем игрового действия. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Однако, неправильным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с ребенком запрашивает от старшего значительного мастерства, пробуждения множества возможностей и талантов.

Таким образом, народные игры наряду с другими воспитательными средствами представляют собой базу первоначальной стадии развития гармонично сформированной, энергичной личности, сочетающей в себе внутреннее богатство, нравственную аккуратность и физиологическую безупречность. Игры формируют основу с целью формирования его моральных, художественных чувств сознания и последующего проявления их в социально нужной и созидательной деятельности.

Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетноролевые игры для социализации детей – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.

источник

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.
статья по теме

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Использование традиций народной культуры как средство духовно-

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Народное искусство не изучалось, не воспитывалось должное отношение к нему как к народному достоянию.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Происходит подчас подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально – экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Как сказал академик Ю. Г. Круглов: « То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» приказывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Достоевского, и Толстого. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды – сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги».

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура . Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Специалисты правомерно отмечают, что верность традициям должна учитывать реальное развитие общества, новые веяния времени. Педагог должен обладать знаниями традиций праздничной, художественной культуры. Ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры.

Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические,

волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Благодаря стараниям опытных педагогов, хранителей и собирателей народных песен, мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не отражал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно – это все от души.

Читайте также:  Народные средство лимон с чесноком для чего

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы.. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Наши дети с удовольствием посещают занятия фольклорного ансамбля, где разучивают народные песни. По словам Д.И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Если дети с раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту музыку, его слух осваивает мелодические интонации и ритмические особенности. Впоследствии музыкальный опыт скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности.

Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень наших детей.

Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

— знакомство с малыми формами устного народного творчества;

— творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

— посещение краеведческих музеев;

— экскурсии, целевые прогулки по городу;

— чтение и драматизация народных сказок;

— проведение календарных народных праздников;

— знакомство с народными промыслами ( Хохлома, Городецк, Палех, Дымка. )

Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.

Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи., развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья»., которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развивались такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры — огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника.

С детьми я проводила такие праздники как « Осенины», «Рождественские святки», « «Масленицу», « Троицу», где дети одетые в русские национальные пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Знакомлю на таких занятиях с разнообразными видами декоративного искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение..) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей. Например: в некотором царстве, в некотором государстве, в деревушке под названием Гжель жил да был старик по прозванию Федот. Долгую жизнь он прожил, сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью. Да так у него красиво все выходило, что прозвали его – «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты невиданной. Взмахнет другой, еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого….

Дети сами задумывают узор и расписывают тарелки, посуду. Девочки учились вышивать полотенца, салфетки. С удовольствием изготавливали игрушки, поделки на основе русских обычаев, из которых оформлялись выставки.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа кропотливая и постоянная помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

1. Л.В. Кокуева «Духовно – нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа.

2. А. А. Басаргина « Народные праздники в школе».

3. О.В. Ворошилова « Русские фольклорные традиции».

4. Р. А. Жукова « Игра как средство развития культурно – нравственных ценностей детей»

источник

Народная (традиционная) культура — устойчивая разновидность культуры, в основе которой лежат стабильные, крайне медленно эволюционирующие нормы, ценности, принципы, предписания и модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности конкретного сообщества людей. Они освящены религиозной и мифологической символикой, имеют характер «святынь», бережно охраняются и воспроизводятся из поколения в поколение. Определяющими признаками такой культуры выступают традиция, привычка, сила обычаев, ориентация на наследие предков, ритуализм, жесткий нормативизм, тотальное господство групповых воззрений.

Народная культура универсальна. Она определяет весь уклад жизни: отношение с природой, освоение внешней среды, сферу хозяйственной деятельности, характер жилища, одежды, питания, статусно-ролевую организацию, брачно-семейные и межличностные отношения, верования, поверья, язык, знания и все остальное. По своему содержанию традиционная культура проста, доступна, понятна, наглядна. В ней иррациональные ценности и действия доминируют над рациональными. Здесь торжествуют принципы естественности, глубины, основательности, древности, жесткого коллективизма, низких индивидуальных притязаний личности, догматизма, инерционности, закрытости. Самодостаточность исключительно высока; можно сказать, что она находится на полном самообеспечении. Связи с другими культурами весьма спонтанны и ограниченны, аккультурация скорее эпизод, нежели закономерность ее функционирования. Наиболее значимыми составляющими традиционной культуры являются: мифы, легенды, предания, фольклор, ритуалы, обычаи, обряды, способы общения, формы повседневного быта, хозяйственная деятельность, воспитание детей, игры. Стержень традиционной культуры составляет религия, выступающая связующим звеном всей системы культуры и ее мировоззренческой основой. Степень гетерогенности невелика, а порой незаметна, структурная устойчивость максимальна. Доминирующие институты — церковь, семья, община, армия.

Народная культура своими корнями уходит в древнейшие времена. К ней относятся те элементы и структуры, которые обладают этнической спецификой и выполняют этноинтегрирующую функцию данного народа.

Традиционная культура создается людьми, находящимися в замкнутом социальном и географическом пространстве, связанными общностью происхождения и хозяйственной деятельности. Культурная коммуникация здесь осуществляется непосредственно, путем активных межличностных контактов и повседневного воспитания детей в семье и общине. Знания и умения, культурный опыт в целом, передаются напрямую от родителей детям, от мастера — ученику, от священника — прихожанам, минуя иные институционально-организационные формы. Они не требуют специальной подготовки для восприятия и технических средств для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Народная культура внепрофессиональна и анонимна, в ней отсутствуют четкая специализация и авторство. Это безымянная культура. Она является продуктом коллективного творчества, роль индивидуального начала весьма незначительна, в силу чего невозможно назвать автора песни, стихов, легенд и многого другого. Специализация, если она и имеет место, крайне низкого фрагментарного уровня. Гармонист, шарманщик — он же одновременно и рыбак, плотник, земледелец, торговец. Разумеется, в отдельных случаях профессионализм может иметь место там, где речь идет об особых, относительно сложных сферах деятельности.

Функционально народная культура производит главным образом средства поддержания физического существования людей — в первую очередь продукты питания. Разрыв между обыденной культурой крестьянского бытия и специализированными знаниями и умениями сельскохозяйственного труда незначителен.

Традиционная культура доминирует в аграрных (доиндустриальных) обществах. В процессе модернизации социума, его перехода к капиталистическому укладу, формирования наций, народная культура утрачивает свои незыблемые позиции, растворяется в культуре национальной. Последняя выстраивается как объединяющая надстройка над различными традиционными субкультурами, задает новые стандарты и эталоны социокультурных черт нации, снижает остроту социально-ценностных напряжений между разными, прежде всего этническими группами людей. Подобное очевиднее всего происходит в языке, производстве, быту, формах общения, образовании, письменности, искусстве. Вместе с тем в мире очень мало моноэтнических государств. В силу чего почти в каждой стране имеются одна- две субкультуры большинства и субкультуры меньшинств. Их количество может достигать многих десятков. Между субкультурами большинства и меньшинства могут быть отношения компромисса, диалога и конфликта.

Разумеется, традиционная культура полностью не исчезает, а сохраняется небольшими ареалами, в основном в сельской местности и отдаленных районах. Русская народная культура, например, основательнее сохранилась в среде русских переселенцев, проживающих в Бразилии, Боливии, Китае, нежели в самой России. В современных обществах западного типа традиционная культура скорее является напоминанием о прошлом, нежели реальным настоящим. В обществах восточного и африканского типов она значительно сохранила свои позиции, причудливо сочетаясь с фрагментами современной культуры.

источник

Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной культуре как средству формирования патриотических чувств и развития духовности. Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок, а также комплексных и парциальных программ которые ориентируются на использование народной культуры как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В данной статье автором рассмотрены механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально-личностного, социальнонравственного, и духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое — это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. » [5, с. 68].

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская — нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.

В связи с этим современные комплексные и парциальные программы по дошкольному воспитанию ставят определенные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре. Существует ряд парциальных программ, таких как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», и др. Среди комплексных программ это: «Детство», «Истоки», «Радуга», и др.

Целый ряд методических разработок также ориентируются на использование народной культуры как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста, например, методическое пособие А. Г. Ахтян, Н. В. Микляева, «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», методическое пособие Живем в «Ладу», пособие Г. Н. Данилиной «Дошкольнику — об истории и культуре России», «Как научить детей любить родину», сборник «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкин- ской) и др.

Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.

Народная культура — многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек — от достойных воспитателей — это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде — один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины». » [5].

Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов — вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.

Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.

В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы —

А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей [7, с. 29].

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI

в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 68]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].

Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его. » [9].

Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [2].

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом [4, с. 35], способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» [3, с. 45-47]. Другие подготавливали к будущему вступлению в брак — «Отдавали молоду на чужую сторону» [3, с. 60].

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама — исполнительница колыбельных, пес- тушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети — колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [6]. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения — часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности» [6, с. 8]. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования. Современные исследования (М. И. Богомоловой, А. Г. Гогобе- ридзе, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, Т. В. Поштаревой, Т. Ю. Купач, С.Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Р. М. Чумиче- вой и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают на различные пути ее становления и развития. Следовательно, одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство [1]. Этому посвящены целые разделы в современных федеральных и региональных программах развития образования:Проект социально-личностного развития детей дошкольного возраста — «Это было недавно, это было давно». Цель проекта: создание и внедрение системы комплексного подхода к реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Пилотный проект ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», пилотный проект ДОМ-ЮНЕСКО «Воспитание ценностных ориентиров».

Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики [Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. — Чебоксары, 1991. — С. 6-21.

Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 10. — С. 9-11.

Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. — М. : 1986. — 18 с.

Жуковская, Р. И. Игра в ее педагогическом значении [Текст] / Р. И. Жуковская. — М. : Педагогика, 1975. — 204 с.

Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. — М. : Просвещение, 1983. — Гл. Экология культуры. — С. 62-142.

Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. — М. : Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.

Писарева, А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. — М. : ТЦ. Сфера, 2007. — 128 с. — (Растим патриотов России).

Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. — М. : ЭКСМО-пресс, 1998. — 252 с.

Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. — М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. — 256 с.

источник

Название: Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат Добавлен 15:06:10 17 апреля 2014 Похожие работы
Просмотров: 454 Комментариев: 6 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать