Меню Рубрики

Народное средство от надсады

Об опущении внутренних органов, в частности желудка (гастроптоз), хотелось бы сказать особо. К сожалению, многие врачи современной медицины не обращают должного внимания на это заболевание. Между тем оно чревато самыми неприятными последствиями, не говоря уже о том, что такое пренебрежительное отношение зачастую ведет к самым серьезным диагностическим ошибкам, а значит, и к неправильному лечению.

Гастроптоз (опущение желудка) может проявляться множеством самых разнообразных симптомов: отрыжка, вздутие и урчание в животе, тяжесть в желудке, несварение пищи, дурной запах изо рта, иногда длительные запоры, иногда неукротимые поносы, отвращение к пище или, наоборот, волчий аппетит, необъяснимая, болезненная худоба, частое мочеиспускание, в остром состоянии возможны сильные боли в животе и повышение температуры. Не установив подлинной причины этих симптомов, гастроптоз нередко путают с гастритом, язвенной болезнью, пищевым отравлением, колитом, острым аппендицитом, циститом, начальной стадией рака и другими заболеваниями.

Мне не раз доводилось видеть пациентов, в том числе и детей, прооперированных по ложному подозрению на приступ аппендицита. После операции симптомы возобновлялись, и их оперировали снова, теперь уже по поводу якобы его осложнения – перитонита. А дело было всего лишь в опущении желудка, надсаде, о которой уже много веков знали как врачи восточной медицины, так и народные целители, бабушки-знахарки, жившие и живущие в деревнях России. Даже не имея в своем распоряжении современных технических средств, не пользуясь данными рентгеноскопии, ФГДС-диагностики, только при помощи прощупывания пальцами, они ставили точный диагноз и умели помочь больному, в том числе при самых сложных проблемах, таких как бесплодие.

Возьмем типичный пример. Молодая женщина страдает нарушением менструального цикла, месячные протекают болезненно, имеют место запоры, геморрой. Она выходит замуж, но желанная беременность все не наступает. Тогда она обращается к врачу-гинекологу. Он прописывает ей гормональные препараты, но никакого результата, кроме нарастающей полноты, их применение не дает. Разве что немного нормализуется цикл, но менструации остаются болезненными, зачатие не происходит. И вот кто-то из подруг советует ей обратиться к бабушке-целительнице, которая живет в такой-то деревне. Она уже помогла многим женщинам, поможет и ей. Женщина отправляется в названную деревню, находит бабушку и рассказывает ей о своей беде. Та массирует ей пальцами живот и сразу же говорит: «Да у тебя надсада, от этого все твои беды. У тебя небось и кишки плохо работают, и запоры есть». В один миг она ставит точный диагноз, охватывающий все симптомы и заключенный в одном коротком слове «надсада». Начинается лечение. Бабушка заводит свою пациентку в баню и, распарив ее, начинает с силой разминать ей живот, как месят тесто. Несмотря на болезненность процедуры, женщина продолжает лечение, и вот, в течение месяца, менструальный цикл восстанавливается, пищеварение приходит в норму, исчезают запоры. И в итоге женщина рожает долгожданного здорового ребенка.

Никакого чуда в этом случае нет: успешность лечения обусловлена точной постановкой диагноза и основана на опыте многовековой практики целительства. Это та практика, которой так часто пренебрегают врачи современной медицины, забывая о том, что организм – это единая система, и если в какой-то ее части происходят изменения, например опускается желудок, то это будет иметь неизбежные последствия для функций других органов. В норме желудок располагается выше пупка, если же его дно оказывается ниже этой точки, это означает опущение, или гастроптоз. В этом случае желудок начинает давить на нижележащие органы – тонкий и толстый кишечник, в малом тазу у женщин – мочевой пузырь, матку и яичники, а у мужчин – на простату, мочевой пузырь, прямую кишку, что приводит к нарушению их нормального функционирования. У женщин при этом нарушается, а то и вовсе прекращается менструальный цикл, месячные становятся болезненными, если и наступает беременность, то она заканчивается выкидышами, развивается бесплодие и бесконечные воспалительные процессы мочеполовой сферы. Такие люди страдают запорами, болями в ногах, геморроем и варикозным расширением вен; у мужчин возникает простатит и аденома простаты, начинается частое мочеиспускание, ночное недержание мочи.

По опыту моей личной практики, почти в ста процентах случаев обращений пациентов с аденомой простаты после 60 лет имеется опущение желудка. Многие из них к этому времени уже успели пройти множество специалистов: урологов, проктологов, гастроэнтерологов, нефрологов и т. д., – но так и не получили действенной помощи и почти уже отчаялись избавиться от симптомов заболевания. И это понятно: ведь не определив подлинной причины заболевания, нельзя рассчитывать на то, что лечение будет успешным. Нельзя вылечить геморрой или простатит, причиной которого стало опущение желудка, не восстановив нормальное анатомическое положение этого органа.

источник

Об опущении внутренних органов, в частности желудка (гастроптоз), хотелось бы сказать особо. К сожалению, многие врачи современной медицины не обращают должного внимания на это заболевание. Между тем оно чревато самыми неприятными последствиями, не говоря уже о том, что такое пренебрежительное отношение зачастую ведет к самым серьезным диагностическим ошибкам, а значит, и к неправильному лечению.

Гастроптоз (опущение желудка) может проявляться множеством самых разнообразных симптомов: отрыжка, вздутие и урчание в животе, тяжесть в желудке, несварение пищи, дурной запах изо рта, иногда длительные запоры, иногда неукротимые поносы, отвращение к пище или, наоборот, волчий аппетит, необъяснимая, болезненная худоба, частое мочеиспускание, в остром состоянии возможны сильные боли в животе и повышение температуры. Не установив подлинной причины этих симптомов, гастроптоз нередко путают с гастритом, язвенной болезнью, пищевым отравлением, колитом, острым аппендицитом, циститом, начальной стадией рака и другими заболеваниями.

Мне не раз доводилось видеть пациентов, в том числе и детей, прооперированных по ложному подозрению на приступ аппендицита. После операции симптомы возобновлялись, и их оперировали снова, теперь уже по поводу якобы его осложнения – перитонита. А дело было всего лишь в опущении желудка, надсаде, о которой уже много веков знали как врачи восточной медицины, так и народные целители, бабушки-знахарки, жившие и живущие в деревнях России. Даже не имея в своем распоряжении современных технических средств, не пользуясь данными рентгеноскопии, ФГДС-диагностики, только при помощи прощупывания пальцами, они ставили точный диагноз и умели помочь больному, в том числе при самых сложных проблемах, таких как бесплодие.

Возьмем типичный пример. Молодая женщина страдает нарушением менструального цикла, месячные протекают болезненно, имеют место запоры, геморрой. Она выходит замуж, но желанная беременность все не наступает. Тогда она обращается к врачу-гинекологу. Он прописывает ей гормональные препараты, но никакого результата, кроме нарастающей полноты, их применение не дает. Разве что немного нормализуется цикл, но менструации остаются болезненными, зачатие не происходит. И вот кто-то из подруг советует ей обратиться к бабушке-целительнице, которая живет в такой-то деревне. Она уже помогла многим женщинам, поможет и ей. Женщина отправляется в названную деревню, находит бабушку и рассказывает ей о своей беде. Та массирует ей пальцами живот и сразу же говорит: «Да у тебя надсада, от этого все твои беды. У тебя небось и кишки плохо работают, и запоры есть». В один миг она ставит точный диагноз, охватывающий все симптомы и заключенный в одном коротком слове «надсада». Начинается лечение. Бабушка заводит свою пациентку в баню и, распарив ее, начинает с силой разминать ей живот, как месят тесто. Несмотря на болезненность процедуры, женщина продолжает лечение, и вот, в течение месяца, менструальный цикл восстанавливается, пищеварение приходит в норму, исчезают запоры. И в итоге женщина рожает долгожданного здорового ребенка.

Никакого чуда в этом случае нет: успешность лечения обусловлена точной постановкой диагноза и основана на опыте многовековой практики целительства. Это та практика, которой так часто пренебрегают врачи современной медицины, забывая о том, что организм – это единая система, и если в какой-то ее части происходят изменения, например опускается желудок, то это будет иметь неизбежные последствия для функций других органов. В норме желудок располагается выше пупка, если же его дно оказывается ниже этой точки, это означает опущение, или гастроптоз. В этом случае желудок начинает давить на нижележащие органы – тонкий и толстый кишечник, в малом тазу у женщин – мочевой пузырь, матку и яичники, а у мужчин – на простату, мочевой пузырь, прямую кишку, что приводит к нарушению их нормального функционирования. У женщин при этом нарушается, а то и вовсе прекращается менструальный цикл, месячные становятся болезненными, если и наступает беременность, то она заканчивается выкидышами, развивается бесплодие и бесконечные воспалительные процессы мочеполовой сферы. Такие люди страдают запорами, болями в ногах, геморроем и варикозным расширением вен; у мужчин возникает простатит и аденома простаты, начинается частое мочеиспускание, ночное недержание мочи.

По опыту моей личной практики, почти в ста процентах случаев обращений пациентов с аденомой простаты после 60 лет имеется опущение желудка. Многие из них к этому времени уже успели пройти множество специалистов: урологов, проктологов, гастроэнтерологов, нефрологов и т. д., – но так и не получили действенной помощи и почти уже отчаялись избавиться от симптомов заболевания. И это понятно: ведь не определив подлинной причины заболевания, нельзя рассчитывать на то, что лечение будет успешным. Нельзя вылечить геморрой или простатит, причиной которого стало опущение желудка, не восстановив нормальное анатомическое положение этого органа.

На грыжу и похоже, сами вправляете,может и быть ущемление грыжи,опасное для жизни. Обратитесь к хирургу Если грыжа, то это не лечится,только хирургическим путем.

[Сообщение изменено пользователем 07.08.2012 15:22] [Сообщение изменено пользователем 07.08.2012 15:32]

А чем объясняют,что это такое, что так бывает? Может получается так ,что вправляете ,а они потом не находят? Если не вправлять и так идти? А ,где платно были на приеме?

[Сообщение изменено пользователем 07.08.2012 17:24]

Поднятие тяжестей очень часто может привести к неприятным последствием, одним из них является

надорванный живот, симптомы патологии аналогичны пупочной грыже. Под этот термин подходит также растяжение мышц живота, которое встречается гораздо реже. Сорванный от тяжести живот чаще всего возникает в результате поднятия очень тяжелых предметов.

Какие симптомы если надорваться, что делать если это случилось? Патология сопровождается опоясывающими болевыми ощущениями в области поясницы и в нижней части живота. Заболевание может сопровождаться также вздутием кишечника, диареей, а также болью в паху. В боку возникает покалывание как при коликах или после бега. Иногда боль в животе сопровождается отдачей в пах, вплоть до невозможности ходить. В отдельных случаях пациент не может полностью разогнуться, испытывает проблемы с дыханием, доступно только поверхностное дыхание. Важно учитывать, что аналогичные симптомы встречаются также при других патологиях внутренних органов (аппендицит, гинекология, позвоночник). Надорванный живот может сопровождаться микронадрывом мышц, в данном случае симптоматика проявляется более ярко и интенсивно.

Пупок может смещаться в разные стороны, последствия у мужчин и женщин проявляются по-разному:

  1. Боль в поджелудочной железе свидетельствует о смещении пупка по направлению вверх, патология сопровождается нарушениями кровообращения, в результате развивается гастрит, ослабление мышц и опущение желудка, язва. Отсутствие лечения на протяжении нескольких лет приводит к опуханию тканей, нарушению функционирования кишечника.
  2. Смещение к печени сопровождается холециститом, образованием камней в желчном пузыре.
  3. Отклонение к поджелудочной железе вызывает нарушениями функционирования данного органа, в тяжелых случаях может развиться диабет, появиться дисфункции сердца.
  4. Смещение к матке у женщин провоцирует ее опущение, патология грозит бесплодием, выкидышами.

Если надорвался живот, пациент должен лечь на спину с вытянутыми руками, ноги могут быть согнуты или прямые. Большим пальцем руки необходимо надавить в пупочную зону, справа по верхнему краю пупка должна ощущаться пульсация. Отсутствие пульсации значит, что надорвалась пупочная грыжа. Проблема сопровождается опущением кишечника и внутренних органов, иногда может возникать боль в почках, у женщин существует вероятность возникновения проблем с гинекологией.

Как сделать диагностику самостоятельно

Утром до завтрака необходимо встать перед зеркалом и осмотреть живот, об отсутствии проблем свидетельствует ровная еле заметное биение. Если поводить пальцем на 1-2 см над животом, на кончиках пальце появляется несильная пульсация.

Многие не знают, как быть и что делать при надрыве живота. Необходимо учитывать, что традиционные методы терапии, направленные на позвоночник, применение прогреваний и мазей не дают должного эффекта.

  1. Если у пациента после поднятия тяжестей появилась сильная боль в области живота и при наличии подозрений на надрыв, в первую очередь следует его зафиксировать.
  2. Пациента необходимо уложить на жесткую ровную поверхность, положить под корпус в зоне поясницы сложенную простынь из жесткой ткани, в итоге должна получить полоса 20-30 см.
  3. Первый виток необходимо сделать возле паха, второй – по пупку, третий — под диафрагмой (если хватит длины). Повязка должна быть достаточно плотной, но сильного надавливания следует избегать.

При наличии навыков массажиста вправить грыжу может находящийся рядом человек. Пациент должен лечь на поверхность с вытянутыми вдоль тела руками, после чего живот следует аккуратно прощупать в поисках сдвинутого органа. Смазанные кремом руки сложить бабочкой, пальцы должны быть согнуты,
Чтобы вправить надрыв, необходимо подтягивающими движениями правой рукой аккуратно переместить грыжу от желудка вниз двумя руками с левой и правой стороны. Наличие воздуха свидетельствует о воздушной грыже, которая может спровоцировать серьезные проблемы. Ее необходимо выводить по спирали по направлению к центру в сторону пупка.
При отсутствии боли живот необходимо захватить правой рукой пациента и подтянуть вверх, неподдающие участки следует пропускать и протягивать дальше. На следующем этапе рекомендуется производить те же манипуляции поглаживающими движениям, всю процедуру рекомендуется делать в несколько приемов.

После проведения процедуры рекомендован восстановительный период около 2 недель, пациент должен соблюдать определенные правила. Важно время после пробуждения, вставать с кровати необходимо медленно, боком, перевернуться, поставить ноги на пол, опереться рукой о кровать и осторожно поднять корпус.
До укрепления растянутых мышц следует носить бандаж, надевать утром в положении лежа на спине до подъема. Следует также отказаться от физических нагрузок и подъема тяжестей, не рекомендованы наклоны, так как это может привести к повторному смещению.

При лечении патологии могут использоваться народные методы:

  1. Солевой компресс — 2 ч.л. Соли завязать в салфетку из ткани, намочить в воде и приложить к пораженному участку.
  2. Сделать из красной глины лепешку, завернуть в марлевую ткань, подогреть, держать на пораженном участке до полного высыхания, продолжительность терапии составляет месяц.
  3. Несколько листьев папоротника залить кипятком на 2-3 мин., листья свернуть до размеров надрыва, держать на пораженном участке в течение нескольких часов.

При диагностированной пупочной грыже ее вправления недостаточно, так как существует высокая вероятность развития осложнений. В данном случае рекомендована хирургическая операция, в данном случае потребуется консультация диетолога и гастроэнтеролога.
Перед хирургическим вмешательством проводится обследование, при отсутствии противопоказаний (острые формы заболеваний, беременность, сердечная недостаточность), врач назначает операцию.
Виды операций:

  • натяжная герниопластика;
  • пластика сетчатыми имплантами.

При проведении этих операций вводится местная или общая анестезия.

Регулярные погружения в проблемы отечественного ДЛО логично подталкивают исследовать вновь и вновь способы оказания лекарст­венной помощи широким, т.е. как минимум не слишком имущим, слоям населения нашей страны в разные эпохи ее существования. И в этом смысле чрезвычайно интересен опыт земских и городских учреждений, к тому же в сравнении с пресловутым народным целительским опытом. Богатейший материал для пытливых умов — история оказания лекарст­венной помощи в Белозерском крае начала XX в.

Читайте также:  Русский народный костюм как средство эстетического воспитания

Белозерский край, местность в Новгородской губернии, «левее к северу от Вологды», — колыбель многих княжеских родов России: Белосельских-Белозерских, Ухтомских, Вадбольских и др. Однако в начале прошлого века Белозерье славилось не только своими фамилиями и святыми местами, но и как место административной ссылки. Небольшой уездный городок Белозерск «кишмя кишел» людьми, «решенными столицы», бывшими настоящим наказанием для города. Большинство поднадзорных — бывшие рабочие петербургских фабрик, несущие за собой неприсущие этой местности болезни, в частности сифилис.

Белозерский край пугал столичных визитеров своей «первобытной» медицинской организацией. Белозерский уезд площадью более 600 кв. миль (Голландия и Дания вместе взятые) был разделен на пять врачебных участков с больницами и амбулаторным приемом. При этом четыре из них были фантомами, а в Белозерске в больнице не было врача. Последнее объяснялось нежеланием наниматься на такую службу на добровольных началах: участковый врач обслуживал больницу и разъезжал по уезду, выполнял обязанности судмедэксперта, прозектора, городского и тюремного врача, врача воинской команды, школьного врача нескольких учебных заведений, вел амбулаторный прием на казенных винных складах, заведовал аптекой. При этом существовала для «поддержания штанов» еще и некоторая частная практика. Понятно, что при приеме в 150—200 человек уделять внимание одному конкретному пациенту было невозможно, что подрывало доверие крестьян к земской больнице, которую они же сами и оплачивали налогами. Результатом такого недоверия становилось обращение к знахарям и доморощенным «ферисалам».

Специфическими болезнями края были брюшной и сыпной тиф, чахотка, простудные и желудочные заболевания, сифилис. Из-за преобладания в пище речной рыбы многие страдали глистами, которых либо выдавливали, либо запивали огромными дозами дегтя и скипидара. Последнее определяло неизбежный катар желудка и кишок. Сифилис считался простудой и лечился, например, питьем сулемы, что у «знатока» обходилось дешевле, чем в земской аптеке.

Ломоту в костях выпаривали в бане, а затем втирали ртутную мазь, открывшиеся раны окуривали «киноварью», посыпали смесью ртути и серы, а для верности излечения носили ладанку с «артосом». Грыжей или надсадой назвали все заболевания ЖКТ — от диареи до рака желудка. Лучшим средством от надсады было можжевеловое масло, принимаемое перорально, или крепкая водка.

Простудными считались и такие болезни, как экзема, нервные расстройства. При борьбе с ними в ход шли хина, полынь, сулема, закурка (cinnabaris). Славой пользовался майский бальзам и благодаря активной рекламе — пен-экспеллер, пластырь Бензона. Отметим своеобразный, но заслуживающий внимания по своей результативности способ лечения даже застарелой экземы — омывания пораженных мест крепким отваром черники. При этом внутрь принимаются пивные или обыкновенные дрожжи (3 раза в день по кусочку размером с лесной орех).

Все кожные болезни, чесотка и сыпи попадали под категорию золотухи, бывшей следствием той «простуды». В этих случаях лучшим средством считался жир от местной рыбы.

Как заметил побывавший в этих краях редактор журнала «Фармацевт» Иосиф Ромуальдович Захаревич (1905 г.), в народе было «очень развито изготовление многих химико-фармацевтических препаратов». В Белозерье обитало «полно доморощенных химиков, которые своим умом добывали сулему или какой-нибудь преципитат ртути». Ртуть вообще была излюбленным средством, ее растирание с салом давало превосходную ртутную мазь. С серой при слабом нагревании и растирании готовили черный порошок для присыпки ран. Из ртути получали сулему в растворе, из которого с добавлением нашатыря выделяли осадок – белую ртуть для золотушной мази. Смешением раствора сулемы с настоем золы осаждали желтую ртуть — основу для мази от «глазной золотухи». Из воска, деревянного масла, смолы и сурика варили вытяжной коричневый пластырь. Целая народная «химико-фармацевтическая лаборатория» передавалась из поколения в поколение.

Научным центром Белозерского края считался город Череповец: несмотря на его очевидную «периферийность», здесь были даже и свой Учительский институт, и огромное техническое училище. По всеобщему признанию, тогдашним процветанием Череповец был обязан своему талантливому городскому голове Ивану Андреевичу Милютину, занимавшему этот пост почти полвека.

Славный уездный город Череповец приютил у себя и земские учреждения, в т.ч. земскую аптеку с правом вольной продажи. Размещалась она в небольшом двухэтажном каменном доме на главной городской улице. Разумеется, это отмеченное вывеской «Аптека» заведение не мог обойти своим вниманием уже упомянутый выше путешественник по Белозерью И.Р. Захаревич. Свои впечатления, достойные внимания Аркадия Аверченко, он красочно описал в редактируемом им журнале.

Открыв двери аптеки, столичный гость очутился в больших полутемных сенях со спертым воздухом и едким, бьющим в нос, специфическим больничным запахом. Налево из сеней производился бесплатный отпуск лекарств, и помещение было заполнено народом. Экскурсию Захаревич решил совместить с полезным занятием и приобрести нужное ему средство. Первое, что бросилось москвичу в глаза, «убожество наряда аптеки и крайне малое помещение рецептурной комнаты, низкие потолки и та же тяжелая атмосфера, что и в прихожей». По непонятной причине, несмотря на летнее время, вентилировать комнату при помощи открытых окон в аптеке не пытались. За пультом стоял пишущий сигнатуру молодой человек, вероятно, помощник. Из посетителей в этом отделе аптеки находилась только женщина, довольно бедно одетая. Захаревич попросил отпустить ему драхму бромистого калия и получил в ответ чек на 5 коп. и отрывистое «В кассу!». В кассе «почтенного вида особа» оказалась занятой разговором с «дамой в шляпе». Не желая мешать интересной дамской беседе, путешественник скромно положил свой пятачок кассирше и отошел в сторону на максимально возможное расстояние — во избежание нескромной ситуации. В это время молодец прокричал в соседнюю комнату: «Дайте драхму kali bromari!» Через несколько минут из этой комнаты показался другой молодой человек, «по внешнему виду ничего с фармацевтом общего не имеющий», и спросил: «Как дать, в харту церату али так?» Как раз в этот ответственный момент Захаревич услышал грозный оклик из кассы: «Возьмите ваш рецепт!» Оборачиваться Иосиф Ромуальдович не стал, т.к. точно знал, что рецепта не подавал. «Да вы слышите! Я вам говорю или нет?! Возьмите свой рецепт!» — раздраженно вскричала почтенная особа. Захаревич продолжал оставаться безмолвным свидетелем, будучи уверенным, что это реплики в адрес бедной покупательницы. Такое невнимание окончательно вывело кассиршу из себя, и она обратилась к собеседнице: «Да что он оглох, что ли?» «Вы возьмете свой рецепт, господин?!» — гаркнула кассирша, и тогда Захаревич решился-таки извиниться за непричастность к этому злосчастному рецепту. Грозные очи дамы обратились к бедной женщине: «Ты что же, дура, не отвечаешь, когда тебе говорят! Куда ты лезешь со своим рецептом, отдай туда!» — эти слова сопроводили жест в сторону пульта. Растерявшаяся и покрасневшая «дура» была окончательно посрамлена и поспешила исполнить приказ строгой кассирши.

Захаревич же, прихватив успокоительное, поспешил вон из аптеки, «оставив мысль о более близком знакомстве». Инцидент с рецептом произвел на и без того расстроенные нервы москвича «далеко не успокоительное и отрадное впечатление». Разумеется, путешественник мог попасть в аптеке под горячую руку, а в другое время в этом земском учреждении с посетителями обходились вежливо и предупредительно, но дальнейшее его изучение Захаревич осуществлял при помощи справочных изданий, с учетом рассказов очевидцев.

Согласно сигнатурам Череповецкая земская аптека имела ежегодно более 12 тыс. платных рецептов. Вероятно, количество бесплатных было не менее чем в два раза больше. Иными словами, годовая рецептурная нагрузка могла достигать 36 тыс. и более рецептов. По данным «Российского медицинского списка», штат аптеки состоял из провизора-управляющего и двух помощников. По слухам, второго помощника не было, но Иосиф Ромуальдович решил «поверить» «РМС», рассудив следующим образом. Общеизвестно было, что управляющий земской аптекой лично готовить лекарства не имел времени, ведь в его обязанности входили ведение отчетности, выборка, выписка лекарственных средств, проверка по счетам и т.д. В земской аптеке зверской эксплуатации помощников быть не должно (это ведь не частная лавочка), так что, наверно, все-таки работало два фармацевта.

По идеальной схеме каждый помощник должен был бы работать в месяц 15 дней и 15 ночей. Дежурному фармацевту необходимо было принимать, изготавливать, сигнировать и отпускать 30—40 единиц ежедневно, а также вести ручную продажу и т.д. Так как «помощники не семи пядей во лбу и имеют каждый по две руки», то это непосильная задача, что подразумевает изготовление рецептов и ведение ряда лабораторных работ учениками и даже мальчиками. Иными словами, аптека напоминает ателье, где девочка у модной портнихи кроит лионский бархат. Только в аптеке мальчик творит нечто важное для здоровья и даже для жизни.

Теоретически такая дешевая рабсила должна была бы снижать стоимость препаратов, но при ближайшем рассмотрении прейскуранта оказывалось, что экономия незначительна. По рецепту врача скидка в земской вольной аптеке давалась в размере 10% от таксы, что по сути было скорее рекламным ходом для привлечения пациента. При этом реальная экономия (20—30%) у земства могла образовываться за счет прямой выписки лекарственных средств, причем оптом, до 30% экономии дали бы оптовые «хозяйственные» закупки спирта.

Между тем, при размерах жалованья в земских аптеках, порой меньших, чем в частных заведениях, дешевых лекарств первые предложить не могли. В связи с чем и возник у редактора журнала «Фармацевт» логичный вопрос: в чем же смысл открытия земских аптек? Ведь предоставь «частникам» те же льготы, что и «земцам», вольные аптекари с радостью пошли бы на уступку тех же 10% от таксы, что было запрещено делать — именно в единообразии цен состоял смысл этой самой таксы.

Сообщение Ice_A » 30 июн 2009, 16:15

Добрый день!
Причин надсады очень много, это емкое название может включать в себя и разрыв мышечных волокон и связок, и невролгию и многое другое.

Посмотрев Вас думаю что у Вас «банальное» храническое воспаление сидалищьного нерва.

Народных средств для лечения тоже очень много:

1. Настойка Арники горной, как внутренне так и внешне для растираний.

2. Рекомендую такой сбор:
Зверобой продырявленный, Мята перечная, Ромашка аптечная, Трава тысячилистника Настой: все по одной ст. ложки залить 1 стаканом кипятка, настаивать 10 минут, процедить. Пить по 100 мл через 2 часа после еды 4 раза в день.
Курс лечения как минимум 3 месяца.

3. Еще вот такой: боровая матка (Ортилия однобокая), грушанка круглолистная, зимолюбка зонтичная — по 100 гр сушеной травы залить 500 мл водки, добавить ст. ложку меда (если найдете то падального), а также чайную ложку прополюса. Настаивать две недели в темноте, затем прцедить.
Пить по 1 чайной ложке на 50 мл воды 3 раза в день за полчаса до еды. Месяц пьете, 2 нед. перерыва, дальше опять пьете месяц, так три раза.

Так же рекомендую делать контрастный душ каждый вечер и «Рижский массаж» ног — в тазик налейте прохладной воды, положите камешков (гальку) накройте целофаном и походите поним 15 мин, на ночь.

С Уважением, Андрей. Скорого выздоровления!

Мне шестьдесят лет, сама худенькая, хрупкая, часто подрываюсь. В народе говорят золотник с места сдвинула, или враз, как его еще называют. По хозяйству стараюсь все осторожно делать, но все же болею. Хожу по бабкам, да толку никакого, только деньги выбрасываю. Может, старые люди знают, как мне вылечиться. Напишите, а то уже жить не могу, т.к. внутри все ноет и болит. Врачи это не лечат, говорят, что все в норме.

Вера Подолянец, 67300, Одесская обл., Березовский р-н, с.Роздол

Вы поднимали что-то тяжелое, вот ваш желудок и опустился. В народе про это говорят так: «Золотник обрушился». Вот и он ходит по всему вашему телу, место свое ищет. А место его возле пупка находится, где его и нужно восстановить. Вы сами этого не сделаете, поэтому вам следует найти бабку, которая умеет золотник (или враз) вправлять. И запомните, что золотник керосина боится!

Сам рецепт таков. Купите 0,5 л керосина. Сложите треугольником тонкий х/б или льняной платок, простелите его на постель и ложитесь сверху так, чтобы концы платка с обеих сторон видны были. Смажьте живот керосином (только возле пупка не мазать — туда нужно будет золотник со всех сторон подтягивать!).

Подтягивать так. Вырезать из картошки кружок диаметром чуть меньше горлышка 200-миллилитрового стакана, чтобы можно было этот кружок стаканом покрыть. В центре кружка насквозь сделать ножом дырочку, чтобы туда бинтик или ватку затянуть. Это все готовится заранее. И тому, кто будет враз вправлять, нужно подтягивать, начиная с обеих боковых сторон (одна рука — правую сторону, вторая — левую), ваш живот. Пускай тянет его к пупку, делая это медленно, но упорно. Потом то же самое от ребер к пупку и снизу живота — к пупку. И так размеренно повторить 3 раза.

Перед самой процедурой обязательно прочитать «Отче наш».

Когда вокруг живот подтянули, то на пупок нужно поставить кружок картошки, верхнюю сторону бинтика смочить перваком или спиртом и поджечь, чтобы пламя пошло, и тут же накрыть стаканом так, как банки на спинку ставятся. Только банки обычно факелом нагревают, а тут стакан на факел ставят. После чего больной должен полежать в спокойствии минут 30. И если все сделано правильно, то он услышит, как до пупка тянуть будет. После этого стакан снять и обвязать больного платком выше пупка (где пояс юбки носится, там туговато связать), не давая тому подняться.

После этого больному лежать в спокойствии дня три, не выполняя никакой работы.

Если болезнь запущена и за один раз не поможет, то раза 3 нужно такие процедуры повторять. И надо поправиться, чтобы на животе жирок вырос, потом желудок опускаться не будет. А обвязанной платком ходить нужно постоянно. И поберечься от поднятия тяжестей примерно годик, пока жирок нарастает.

На себе испытала этот золотник еще в детстве… Работать нас, детей, родители заставляли тяжело и мы с братом обрушивались. Больными становились, кушать не могли, тошнило, в животе урчало. Тогда мама шла к бабке, которая в селе жила и умела это делать. Оттягивала бабка нам золотник, после чего мы несколько дней лежали, и все проходило. А теперь я и сама это делать умею.

Анна Афанасьевна Салий, 23700, Винницкая обл., г.Гайсин, ул. Ивана Богуна, I-й пр., 27

Несварение желудка (диспепсия) — термин, характеризующий состояние: отрыжки, тошноты, вздутие живота и общий дискомфорт в области верхней части живота, в том числе и боли. Причина такого состояния может быть одна или много, в том числе переедание, употребление острой жирной пищи, желудочно-пищеводный рефлюкс, язвенная болезнь желудка. Некоторые лекарства, такие как антибиотики тоже могут привести к расстройству желудка. Вот некоторые домашние средства от боли в животе или дискомфорте из-за нарушения пищеварения.

Семена тмина при боли в животе — народное средство

  • Семена тмина — 2 ст.л.
  • Вода — 4 стакана

Приготовьте

  • Внесите семена тмина в воду
  • Прокипятите воду с семенами в течение пяти минут — это тминная вода.
  • Дайте остыть тминной воде.
  • Процедите и пейте ежедневно лучше натощак.

Народное средство — лимонный сок при боли

Лимонная кислота в лимонном соке запускают секрецию соляной кислоты в желудке, вместе с соляной кислотой выделятся профермент желудка, который переваривает белки — пепсиноген, в кислой среде превращается в активный фермент пепсин. Нарушение переваривания белков в желудке — одна из основных причин расстройства пищеварения.

Читайте также:  Народные средства восстановить обмен веществ в организме человека

Способы применения лимонного сока при болях в желудке

  • Взять 1 стакан теплой воды, 1 ч.л. лимонного сока и 1 ч.л. меда. Хорошо смешать и пить теплым после каждого блюда.
  • Взять половину стакана воды, 2 ч.л. лимонного сока и ¼ ч.л. кухонной соли (хлорид натрия). Хорошо смешать и пить этот лимонный напиток трижды в день.
  • Взять 1 ч.л. лимонного сока, 1 ч.л. сока мяты, 1 ч.л. имбирного сока и щепотку соли. Выпить эту смесь. Вы получите немедленное облегчение от дискомфорта в области желудка из-за нарушения пищеварения.

Домашний пробиотический напиток на йогурте — народное средство при боли в животе

Одной из причин несварения желудка может быть нарушение нормальной микрофлоры кишечника. Не вызывает сомнения тот факт, что микрофлора кишечника управляет иммунной системой, ее здоровьем и хворобами. Пробиотики — это хорошие бактерии, которые должны вытеснить плохих чужаков из кишечника. Доступным и безусловно эффективным пробиотиком является йогурт, но тот который вы приготовите дома.

  • Йогурт — 1-2 ст.л.
  • Листья кориандра — несколько из них (достаточно, чтобы получить 3 ч.л. сока)
  • Соль — щепотка
  • Порошок кардамона — ½ ч.л.
  • Чашка воды

Приготовьте

  • Добавьте йогурт в чашку воды.
  • Добавить соль и хорошо перемешайте, чтобы получить пахту — тип напитка.
  • Измельчите листья кориандра и отожмите из них сок.
  • Добавьте 3 ч.л. сока из листьев кориандра в йогурт-водную смесь.
  • Добавьте порошок кардамона и хорошо перемешайте
  • Этот отличный комплексный пробиотик пить через час после еды.

Не забудьте использовать йогурт с живой бактериальной культурой.

Массаж в народной медицине ижемцев Нижнего Приобья Текст научной статьи по специальности «Этнография отдельных стран и народов»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна

На богатом полевом материале рассматривается система массажа в народной медицине ижемцев Нижнего Приобья. Особое внимание уделяется фигуре (личности) массажиста, способам диагностики заболеваний, правилам гигиены, процедуре массажа , его методам, формам и приемам. Популярность у ижемцев массажа объясняется сложившимися социальными условиями. Статья сопровождается иллюстрациями, на которых показаны основные движения при массировании.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Ермакова Елена Евгеньевна,

Using rich field data, the article considers a system of massage in the people medicine of the Izhemets from the Low Ob basin. A particular attention is paid to a figure (personality) of a masseur, methods of medical diagnostics, hygienic rules, a procedure of massage, its methods, forms and technique. The popularity of massage with the Izhemets could be explained by the shaped social conditions. The article is supplied with illustrations demonstrating basic movements under massaging.

МАССАЖ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ ИЖЕМЦЕВ НИЖНЕГО ПРИОБЬЯ1

На богатом полевом материале рассматривается система массажа в народной медицине ижем-цев Нижнего Приобья. Особое внимание уделяется фигуре (личности) массажиста, способам диагностики заболеваний, правилам гигиены, процедуре массажа, его методам, формам и приемам. Популярность у ижемцев массажа объясняется сложившимися социальными условиями. Статья сопровождается иллюстрациями, на которых показаны основные движения при массировании.

Коми Нижнего Приобья, народная медицина, массаж, личность массажиста, гигиена массажа, периодичность и продолжительность массажа, показания к массажу, методы массажа, формы массажа, приемы массажа.

В системе врачевания коми-ижемцев Нижнего Приобья главное место традиционно отводилось рациональным способам лечения, среди которых важнейшим был массаж. Процедура массажа, его методы, формы и приемы являются частью культурного наследия, востребованного и в начале XXI в. Функционирование системы народной медицины, в том числе массажа, во многом определялось социально-экономическими условиями, возможностями преемственности этнокультурных традиций, потребностями этносоциального контекста бытия социума.

Для изучения традиций массажа у коми Нижнего Приобья, трансформации в современных условиях и определения его места в системе народной медицины были проведены полевые исследования в июле 2009 г. в с. Мужи и д. Восяхова Шурышкарского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа2. Основными методами для сбора сведений были опрос как практикующих массажистов и родственников ушедших из жизни известных лекарей, так и людей, обращавшихся к ним за помощью, кроме того, проводилось наблюдение за действиями массажистов, фото- и видеофиксация приемов мануальной терапии. Собранные сведения позволили сделать общее описание системы массажа, видеоматериалы послужили источником для более точной классификации приемов и техники, а также стали основой для иллюстраций к статье3. Для сохранения общего «этнографического» контекста практики массажа мы постарались максимально сохранить особенности речи информаторов при характеристике личности массажиста, показаний к применению и диагностике болезней и пр.

В культуре коми-ижемцев, наряду с русскими терминами «массаж», «массировать», «массажистка», сохранились обозначения на ижемском диалекте: «массировать» — зырооны, «массажистка» — зыралысь, «массаж» — зыросян4. Говорят также «костоправ», «костоправка»: «Попова Марфа Павловна, двоюродного брата жена, лечила женщин после родов, была костоправка (имеется в виду именно массирование тела. — Е.Е.)» (Г.Ф. Урубкова). Употребляют и глагол «править»: «Конева Наталья Ивановна, правила женщин — женщины работали физически до конца родов, матку надо на место» (Г.Ф. Урубкова). Такого специалиста также называли «лекарь», так как он часто знал и другие способы врачевания.

Массажист отличался определенными личностными качествами, а массирование требовало от него знания диагностики заболеваний, правил гигиены, времени, отведенного для процедуры, методов, форм и приемов массажа.

Личность массажиста. Чаще всего у ижемцев массажистами были женщины, причем, как заметила Е.Г. Ануфриева, «редкие женщины». А.И. Конева вспоминает разговор со своей ма-

Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», проект «Этнокультурные процессы у коми Нижнего Приобья в XIX — начале XXI в.» (рук. Н.А. Лискевич).

Статья продолжает исследование народной медицины локальных групп коми, проживающих в Тюменской обл. См. о южной группе коми: [Повод, Ермакова, 2006].

Рисунки выполнил А.В. Мельников, научный сотрудник Тюменского областного краеведческого музея.

Ср.: зырооны — массировать [Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов, 1961]; зырасьны — массажировать [Лаптандер, 2007]; зыравны — массировать [Ильина, 2008, с. 16].

терью, Прасковьей Андреевной Вокуевой, которая наставляла: «Править будешь, доча, знаешь, как будут идти?! Кошмар! Покою не дадут». П.А. Вокуева умерла в 66 лет; достаточно ранний уход из жизни объяснили так: «Тяжело (массировать. — Е.Е.), да и на нее же влияет. Это же труд, адский труд» (А.И. Конева).

Массирование — тяжелая работа, а массажист должен был обладать такими качествами, как сила, усидчивость, внимательность, уравновешенность, доброта. По отзывам информаторов, массажистка Марфа Павловна Попова была «трудягой» (О.Е. Заворуева), Наталья Ивановна Конева — «очень добрая старушка» (А.И. Семяшкина). Массажист (и — шире — лекарь) должен обладать особой энергией: «У кого есть энергия, который берет у человека ту болезнь, и через того человека она уходит» (И.В. Артеев). М.К. Завьялова говорит о «чуткости рук»: «У меня руки-то чуткие были».

Массажист — человек, имеющий познания в области медицины, особенно хорошо он должен представлять анатомию человека. Так, М.П. Попова «в старости правила не так много», однако даже «скрюченными» пальцами она делала массаж — «сами кости у нее делали так, как надо» (О.Е. Заворуева). Она «кости знала, как поставить на место, знала все косточки» (Г.Ф. Урубкова). Массажисты «знали каждый сустав, чтобы не повредить» (И.В. Артеев). Знания ижемцами анатомии И.В. Ильина объясняет их занятием оленеводством: во-первых, «разделка туш животных давала возможность детально ознакомиться с расположением внутренних органов, понять их функции»; во-вторых, «условия оленеводческого быта с высоким уровнем травматизма. требовали от каждого оленевода умения оказать срочную медицинскую помощь» [2008, с. 17].

Как правило, массировали до преклонных лет и только в случае собственной немощи отказывались от помощи. Так, М.П. Попова «в старости уже не могла править — . был ревматизм» (Г.Ф. Урубкова).

В качестве благодарности массажисту, как правило, или дарили что-либо, или платили, но «немного, кто сколько даст» (Т.В. Конева). А.И. Конева отметила, что «раньше за лечение ниче не давали».

Гигиена массажа. Помещениями для массажа служили баня или дом. Для этого семья массируемого предварительно топила баню, так как были необходимы теплая вода и температура воздуха, комфортная для проведения массажа: «Правила в бане, жарко натопишь» (М.П. Конева). Если не было своей бани, то ходили или в чужую частную баню, или «в колхозную баню» (А.И. Конева). Массируемый раздевался догола, располагался в бане «в парилке, на полке» (В.Г. Артеева). Преимущества бани перед домом были еще и в том, что «баня сама тебя лечит — в бане и запах, в бане и дух — такой приятный, хороший» (Т.В. Конева). В доме (на печке) могли массировать, если в помещении было тепло, если не было бани или если делали локальный массаж — «где болит, там массажирует» (Д.К. Конева). Дома, как правило, не раздевались догола (за исключением детей).

В качестве смазывающего средства массажистка использовала хозяйственное мыло; для этого наливала в таз теплую воду, опускала туда хозяйственное мыло: «мыло спустила — и мыльная вода получилась» (Т.П. Чупрова). Также массажистка «мылом руки мылила, чтоб мягче было» (А.И. Конева). Как смазывающее средство также использовали рыбий жир — сначала им смазывали место на теле, затем массировали. Кожа очень хорошо впитывала рыбий жир. Сейчас в качестве такого средства могут использовать крем для рук, например «Бархатные ручки» (Т.В. Конева).

После сеанса массажа пациента тепло одевали; после того как он вспотеет, снимали эту одежду и заново одевали в сухое белье. Если массировали дома, то его накрывали покрывалом (одеялом) (Т.В. Конева).

Периодичность и продолжительность массажа. Информаторы говорят о разной периодичности и продолжительности массажа — как целого курса, так и отдельного сеанса. Это зависело от многого: объекта массажа (например, им могла быть роженица или женщина, которой делали массаж перед началом тяжелых физических работ); показаний (болезни); места проведения массажа (в бане — более, в доме — менее длительный массаж); возраста массируемого.

Женщин массировали чаще всего весной, реже — летом, перед началом сельскохозяйственных работ: «Бабки массажировали молодых женщин, которые на покосе» — «чтобы сила была, чтоб могли работать» (А.Ф. Хозяинова). Мужчин массировали в случае болезни. Как правило, массаж всего тела женщинам делали неделю — «по шесть бань» (Т.В. Конева), массаж проводился каждый день, без перерыва. Сеанс длился от часа до полутора часов (А.Ф. Хозяинова). При более тяжелых случаях проводили курс в бане из десяти сеансов (А.Г. Дьячкова).

Массаж головы делали, как правило, два-три дня. Как отметил Е.А. Вокуев, сразу же после ушиба (сотрясения) «можно с первого раза (вылечить. — Е.Е.)». И.В. Артеев лечил три дня, сеанс длился двадцать-тридцать минут.

Во время сеанса массажа массажистки уставали. Чтобы снять усталость, делали небольшие перерывы. Во время отдыха массажистка встряхивала руки, массировать заново начинала «помаленечку, мягким движением руки» (А.Ф. Хозяинова).

Показания к массажу. Диагностика проводилась массажистом на основании рассказа пациента и его осмотра. Показания к массажу были следующие.

Боли в животе; пуп сорвался («от пупа»); боли в желудке, грыжа. «Пуп у человека не на месте — тяжесть поднял. Пуп хорошо надо срезать — если неправильно срезать — пуп большой, матери прозевали. Пуп тоже можно направлять. Немного режет» (И.В. Артеев). Диагностика: «Пуп не на месте — поставить на пуп палец, и как сердце должен пуп биться — толчок, пульс. Сердце и пуповина одинаковы должны быть. Когда пуповина не на месте — нет пульса. Если пуповина не на месте — вы ходить не сможете» (И.В. Артеев). «Надрываются дети, что-то тяжелое поднимут. Гбг пуктан — пуп ставить. При надрыве ставили пуп, на самом деле ставится позвоночник. Там же все нервные окончания. Защемление нерва, начинается боль в животе и именно в солнечное сплетение отдается» (Е.А. Вокуев). «Когда больно — я массажирую вокруг пупа по часовой стрелке» (А.С. Дьячкова). «На полках в бане массаж делала — народ из-работанный. Пуп надорвался» (Д.К. Конева). «Надсада — пупок трогается. Ставят его. На пол ложится человек, спину погладишь — как хрустнет. Возле пупка болит живот — поднял че-нибудь тяжелое» (А.И. Семяшкина). «Когда пуп расходится — пуп всегда садили» (А.Ф. Хозяинова).

«У Елены Алексеевны (Е.А. Вокуевой. — Е.Е.) была палочка, она просовывала ее между руками (со спины. — Е.Е.) и сама себя приподымала. Этот хруст проходил. Это при болях в животе (на ладонь выше пупа), вздутие идет — тяжесть поднял» (Е.А. Вокуев).

Женщина перед родами, после родов. «Она вправляла в бане. Беременных и так, когда болели, лечила. Положит да с мылом потрет. Она меня тоже. Я была беременна последним. Может, уже последний месяц был. Легко родила, в бане» (Т.П. Чупрова). «После родов — в паху болит — это массажировали, мазали рыбьим жиром и массажировали. чтобы женщина сохранила здоровье и красоту» (Т.В. Конева). «Она лечила женщина в бане после родов. Правила женщин — женщины работали физически до конца родов, матку надо на место» (Г.Ф. Урубко-ва). «После родов всегда баню истопят, и она уже идет править роженицу, особенно весной они молоды женщины всегда правили, чтобы сила была, чтоб могли работать. Бабки массажировали молодых женщин, которые на покосе» (А.Ф. Хозяинова).

Сотрясение головы. «Ставила Таисья Егоровна Конева. И голова перестает болеть» (А.А. Конева). «Братик маленький упал на голову, ничего не стал есть. Ее пригласили. Попросила нагреть воду, сделала мыльный раствор. Она растирала» (Е.А. Вокуев). «Голову вставляла я, если упадет человек, юр пуктыны5» (А.И. Семяшкина). «Головная боль от сотрясения. Головная боль — правили голову. Если падал человек — швы черепа маленько сдвинулись» (А.Ф. Хозяинова).

Ушибы, вывихи. «Упала с лошади, что-то с печенью, болит. Ничего не могла делать — женщина массажировала» (Е.Г. Ануфриева). «Ударишься — как сотрясение мозга получается. Голова болит и болит» (Е.А. Вокуев).

Методы массажа. Основным методом массажа у ижемцев был ручной (мануальный) массаж, однако для массирования использовали и различные приспособления, среди которых клубок пряжи, стакан или бутылка, палка.

Клубок шерстяных ниток. Его применяли для того, чтобы вправить пуп (пупок) — гог пуктыны [Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов, 1961; Лаптандер, 2007], если человек «сорвет» пуп от чрезмерного физического напряжения (говорили также «пуп расходится» (А.Ф. Хозяинова)). «Чтоб пуп на месте был», его «надставляли». Брали клубок шерстяных ниток — тупыль [Лаптандер, 2007], он должен быть достаточно твердым — «клубок чтоб не мягкий был» (О.Е. Заворуева). Д.К. Конева отмечает, что она использовала клубок обязательно красной шерсти, а действия по вправлению пупка объясняла так: «Он скрученный — так же пуп скрученный». Человек лежит на спине, клубок ниток клали на пуп, при этом, чтобы «чтобы пуп на место поставить», нужно было лечь на него (на живот) или держать руками (лежать на спине). При этом одни информаторы отмечали, что клубок нужно плотно прижимать к животу, а другие

Пуктыны — ставить, поставить [Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов, 1961].

говорили, что его «не надо надавливать», можно лишь прикрыть и просто держать руками (так объяснила, например, Д.К. Конева, которая видит причину выздоровления в скрученности клубка).

Проводить такой самомассаж советовала М.П. Попова: «Каждую неделю бери тупыль. ложись — и все нервные окончания здесь (на пупе. — Е.Е.) они собираются. Ложиться на клубок на пол. Лежать пока не надоест. Первое время чувствуется боль и неприятно, потом начинает привыкать к ощущениям» (О.Е. Заворуева). Действительно, в случае невозможности массажа некоторые информаторы отмечали, что сами ставили себе клубок на пуп (Д.К. Конева, «прикладывала на пуп»)6.

Читайте также:  Какие народные средство отбеливает лица

Банка, бутылка. От надсады на пуп ставили бутылку с водой и нажимали на нее (А.С. Дьячко-ва). Этот прием аналогичен прижиманию клубка к животу (когда пациент лежит на спине). Банку использовали для «вытягивания» пупа, для этого внутри ее обмазывали спиртом или одеколоном, на пуп клали «сырой», мягкий хлеб, в него втыкали свечу, поджигали ее и ставили банку. Свеча за отсутствием кислорода сразу погасала, но «прикрепляла» банку к телу. Свои ощущения Д.К. Конева описывает так: «Лежишь — и какое-то облегчение, оно, как кажется, вот все сюда вытянет». Банку на пуп ставили в домашних условиях.

Палка. О применении палки рассказал Е.А. Вокуев, который запомнил такой способ восстановления еще в детстве, наблюдая за действиями бабушки Елены Алексеевны Вокуевой. Она просовывала палку между руками со спины и сама себя «приподымала», при этом «хруст (в спине. — Е.Е.) проходил».

Формы массажа. Общий массаж, т.е. массаж, при котором «массируется вся поверхность тела» [Техника лечебно-оздоровительного массажа, 2008, с. 19], делали, как правило, в бане женщинам накануне тяжелых физических работ.

Во время сеанса массируемый занимал горизонтальное положение — сначала лежа на животе, затем на спине, вытянув слегка согнутые в локтевых суставах руки вдоль туловища. Некоторые информаторы отмечали, что сначала правили живот, потом спину: «Она (мама. — Е.Е.) правила в бане. От пупа, от грыжи. Перед правит, потом спинку (А.И. Конева). Массируемый должен расслабиться. Массировали все тело, «снизу вверх» — «начинали с пальцев. потом ноги, с носочков» (А.Ф. Хозяинова).

Локальный массаж. «При выполнении локального массажа массируются отдельные части тела или мышцы, суставы, связки и т.д.» [Там же]. В народной медицине ижемцев массировали голову, живот, спину, поясницу.

Самомассаж. Элементарной формой самомассажа был массаж веником в бане, когда с его помощью делали шоркающие (растирающие) движения или похлопывали: «Веником шоркали грудь, спину». Маленьких детей в бане «держали над теплом» (чтобы шел пар, раскрывались поры) и веником «слега похлопывали» (А.Ф. Хозяинова).

Если ударяли палец, то тут же после ушиба его брали в рот и слегка покусывали (И.В. Ар-теев). От болей в животе (если пуп сорван) массировали вокруг пупа по часовой стрелке (А.С. Дьячкова). Палкой массировала себе спину Е.А. Вокуева (см. выше). Сами ставили пуп на место с помощью клубка ниток (см. выше).

Приемы массажа. Приемы массажа у ижемцев были следующие: поглаживание, растирание, выжимание (среднеглубокие приемы) и разминание (глубокий прием). Эти приемы использовали как отдельно друг от друга, так и в сочетании одного с другим. Также в системе массажа ижемцев были такие приемы, которые мы условно назвали «приподнимание» и «надавливание».

Поглаживание. «Делала массаж: руками водила — спину и живот гладила» (А.С. Дьячкова) (рис. 1).

Растирание. «Как массаж, и руки потрет, и грудь. Живот сильно не терла» (Т.П. Чупрова).

«Братик маленький упал на голову, ничего не стал есть. Ее пригласили. Попросила нагреть воду, сделала мыльный раствор. Она растирала. Начала с грудной клетки, на живот, потом на спину — полностью всю спину проходила, позвоночник на место ставила. Она двумя пальцами с разных сторон держала, а центральным пальцем позвоночник пыталась (движение надавли-

Клубок ниток ижемцы использовали также в травматологии. Так, при переломе ключицы клубок клали в подмышку (И.В. Артеев), руку подвязывали в согнутом положении, при этом для срастания костей пациента поили бронзой (ее мелко строгали, опускали в воду). Если был вывих, «рука тронулась с места»,— клали под мышку клубок, затем руку «вниз тянули» (дергали), при этом рука «села на место». От вывихов делали массаж и без использования клубка. Такой метод описала М.П. Конева: «Вывихи — массаж делала (ее бабушка, Беляева М.В. — Е.Е.). Дернет — и сядет (рука. — Е.Е.). Сначала массировала, потом неожиданно крепко дернет. Раза два».

вающее и вибрирующее одновременно. — Е.Е.) (рис. 2), и потом растирающие движения были (двумя большими пальцами, по спине. — Е.Е.)» (Е.А. Вокуев) (рис. 3).

Рис. 1. Массаж с помощью приема поглаживания

Рис. 2. Массаж спины с помощью приема растирания

Рис. 3. Массаж спины с помощью приема растирания

Массажистка окунала руки в теплую воду, мылила хозяйственным мылом и начинала массаж с пальцев руки и предплечья, растирая их большими пальцами. Затем массировали вторую руку. Выше к плечевому суставу массировали уже с помощью всех пальцев. Затем массировали ноги, начиная с пальцев. Сначала массируют «переднюю часть», затем спину, начиная с ног и до верха (до шеи). Движения растирающие. Массаж живота: обеими руками как бы «собирали» живот к пупу — с боков и снизу (с лобковой области), чтобы «кишки не убегали». «Они пуп всегда садили», «собирали» его всеми пальцами обеих рук к пуповине (А.Ф. Хозяинова) (рис. 4).

Рис. 4. Массаж с помощью приема растирания

Выжимание. Гог пуктан — пуп ставить, при надрыве. «Ложиться животом вниз, руки вдоль тела, надавливает на это места и как будто потянуть вверх. Хруст. Несколько раз. После того не шевелиться, лечь, полежать. Легким поглаживанием перед этим успокаивали» (Е.А. Вокуев).

Разминание. Разминающие движения при массаже делали, по нашим наблюдениям и записям, после поглаживающих движений. В целом можно отметить, что четкого деления на те или иные движения не было. Однако всегда сначала были именно поглаживающие движения, затем — более интенсивные, с помощью пальцев или всей ладони. Применяли и другие движения.

«Приподнимание». Такое движение производила Елена Алексеевна Вокуева, если «надрываются дети, что-то тяжелое поднимут. Гог пуктан — пуп ставить. При надрыве ставили пуп, на самом деле ставится позвоночник. Там же все нервные окончания. Защемление нерва, начинается боль в животе. И именно в солнечное сплетение отдается». Это прием был характерен при лечении маленьких детей. Пациент стоял лицом к массажисту, который, поглаживая его по спине, мог что-то наговаривать, «чтобы человек успокоился». Затем массажист брал пациента обеими руками, как бы приобнимая, обхватывая, за место ниже лопаток — «чтоб не за лопатки и не за позвоночник», приподнимал, «чтобы произошел хруст, такое похрустывание». Движения повторяли до прекращения хруста (несколько раз) (Е.А. Вокуев).

Самомассаж приподниманием практиковался при помощи палки, «просовывали ее между руками» и «сами себя приподымали», по сути делая то же движение, что описано выше (Е.А. Вокуев) (рис. 5).

Рис. 5. Самомассаж палкой (прием «приподнимание»)

Массаж приподниманием делали беременным, обеими руками с лобковой области «поднимая» по направлению к пупу (Т.П. Чупрова) (рис. 6). «Надавливание» и «приподнимание». Эти движения использовали при массаже головы. Если болит голова или был ушиб, делают замер черепа рогожей. Голову обматывают веревкой, углем ставят метки: посередине лба и на затылке, у основания ушей (некоторые — на висках). Затем эти метки соединяют (лоб и затылок; уши). Как прокомментировал И.В. Артеев, «если какая-то сторона провисает, метки не сходятся — смещение черепа». В этом случае правят голову — сжимают черепную коробку надавливающими движениями, с разных сторон, при этом как бы приподнимая к центру. После этого

делают новый замер, и если метки сошлись, то рогожу сжигают в печи или выбрасывают. Если метки не сошлись — правят еще раз. И так до тех пор, пока метки не сойдутся (обычно два-три дня, по одному разу, в течение двадцати-тридцати минут; возможны иные комбинации, например в день несколько раз; надавливающие движения делать «раза три»). Сила движений зависела от пациента — ребенок это или взрослый, взрослым сдавливали сильнее (рис. 7).

Рис. 6. Массаж беременной (прием «приподнимание»)

Рис. 7. Массаж с помощью приемов «надавливание» и «приподнимание»

Е.А. Вокуев так описывает свои движения: «Начинает вставлять, но аккуратненько, сдвигая в одну сторону посильней, с другой, выравнивая черепную коробку». Ладонями обеих рук он обхватывает голову с противоположных сторон, каждый раз смещая положение рук в сторону. Надавливания не симметричные, а со сдвигом в сторону (рис. 8).

Вместе с надавливающими движениями делает и движение приподнимания М.К. Завьялова — «маленько придавляю и поднимаю вот так тихонечко».

Чередование приемов. По описаниям Д.К. Коневой, массаж могли делать следующим образом: начинали массировать с помощью поглаживания («гладила»), всей ладонью, со спины, от головы — вниз, с боков в центр позвоночника, затем руки, до пальцев, затем спускались к ногам. При этом «движения делала мягкие — руки как по маслу ходят» (топ выйкузя киис ветле). Таким образом массировала Наталья Ивановна Конева, в основном спину. Далее «где шишки на спине» — «разламывает больные места» (приемы растирания?), пальцами как бы «собира-

ла кожу», «чтоб кровь ходила, всю мускулатуру» (рис. 9). Интересно, что этот прием описывает И.В. Ильина (отмечая, что это был «лучший прием» в массаже): разминание «осуществлялось в форме глубокого захватывания (щипка) маленького участка мышцы большим, указательным и средним пальцами. Таким образом разминалось все тело» [2008, с. 165].

Массаж О.Е. Заворуевой — «вставляешь кости на место» (от болей в спине). Если такой массаж проводится дома, раздеваться не обязательно. Пациент должен сначала расслабиться. Он ложится на живот, руки вдоль тела, чуть согнуты, чтобы массажист смог поставить ноги по обе стороны спины. Сначала следуют поглаживающие движения ладонями обеих рук от шеи вниз по спине; от лопаток к кистям рук; на пояснице от центра позвоночника вниз, к бокам; с боков к центру позвоночника. Движения повторяются несколько раз, усиливаясь. Затем в области лопаток кистями обеих рук делается надавливающее движение, со смещением силы вверх, к плечам. В спине должно «щелкнуть». Процедура повторяется несколько раз, пока щелканье не прекратиться. Всего массаж длится пять-десять минут (рис. 10).

Эти же приемы показал нам И.В. Артеев, объяснив, что такой массаж использовали, когда пуп режет, «позвоночники оторваны друг от друга». Он отметил, что вставать после сеанса нужно осторожно, потихоньку, упираясь руками об пол, зубы сжать.

Итак, рассмотрев совокупность методов, форм и приемов массажа у ижемцев, можно говорить именно о системе массажа, а не просто о наборе отдельных элементов. В обследованных населенных пунктах в одно и то же время было несколько массажистов, которые лечили с помощью массажа. Это было продиктовано социальными условиями того времени, когда труд был связан с тяжелыми физическими работами. Особенно непросто приходилось женщинам, которые зачастую прекращали работать всего за несколько дней до родов (иногда в тот же день), а также детям, которые помогали своим матерям. Показательно, что почти все наши информаторы отмечали тот факт, что сегодня не осталось настоящих лекарей: «старое поколение ушло» (И.В. Артеев), а следующее за ним не переняло дедовских способов лечения, в результате «сейчас никто не лечит» (Г.Ф. Урубкова),— признавая таким образом важнейшим способом лечения именно массаж. В обследованных населенных пунктах, действительно, никто не делает массаж — длительный, с разминанием всего тела человека, вне круга своей семьи, перед началом тяжелых физических работ. В связи с изменившимися социальными условиями, когда

физическая работа просто не востребована или востребована, но не в таких объемах, как раньше, изменился и институт лекарства у ижемцев. В настоящее время если и делают массаж, то для членов своей семьи (например, бабушка для внучки, как Т.В. Конева) или для посторонних, но непродолжительный (как О.Е. Заворуева: сеанс длится десять-пятнадцать минут). Однако «забывание» лекарских приемов происходит и по иным причинам, характерным и для других регионов области [Ермакова, 2005]. Многие информаторы говорят, что «не интересовались» народными способами лечения, которые «были секретом» (А.Ф. Хозяинова). Некоторые отмечают, что повлияла пропаганда, отрицающая традиционные знания, в том числе медицинские. С появлением государственных медицинских учреждений стали обращаться за помощью к врачам. Как отметила Г.Ф. Урубкова, она «не ходила (к бабкам. — Е.Е.), мы уже в больницу ходили, современные». Однако, в отличие от юга Тюменской области, система массажа здесь реконструируется благодаря информаторам, которые, во-первых, видели, как массируют, и, во-вторых, что важно, многие из которых сами проводят сеансы массажа и осознают его важность в оздоровлении организма человека (Т.В. Конева, И.В. Артеев, Е.А. Вокуев, О.Е. Заворуева, А.А. Худо-лей и др.). Все это говорит не об исчезновении традиции, а об ее трансформации, приспособлении к меняющимся социальным и духовным условиям.

Ермакова Е.Е. Сибирская заговорная традиция (конец XX — начало XXI вв.): В 2 т. Тюмень: Издатель Пашкин, 2005. 204 с.; 380 с.

Ильина И.В. Традиционная медицинская культура народов Европейского Северо-Востока (конец XIX — XX в.). Сыктывкар, 2008. 236 с.

Лаптандер Т.Б. Словник к диалектологическому словарю коми зырянского словаря (на основе материалов нижнеобских говоров ижемского диалекта): На правах рукописи. Салехард, 2007. 80 с.

Повод Н.А,. Ермакова Е.Е. Традиции в народной гигиене и медицине коми юга Тюменской области // ВААЭ. 2006. № 7. С. 183-194.

Сравнительный словарь коми-зырянских диалектов. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1961. 492 с.

Техника лечебно-оздоровительного массажа / Сост. А.Г. Красичкова. М.: АСТ, 2008. 316 с.

Ануфриева Евдокия Гавриловна, 1923 г. р., м.р. оленстада, м.ж. с. Восяхово.

Артеев Иосиф Васильевич, 1929 г.р., м.ж. и м.р. с. Мужи.

Артеева Анисья Герасимовна, 1928 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Артеева Валентина Григорьевна, 1940 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Вокуев Евгений Алексеевич, 1960 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Дьячкова Агния Степановна, 1935 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Заворуева Ольга Ефимовна, 1956 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Завьялова Мария Константиновна, 1934 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Конева Анна Алексеевна, 1933 г.р., м.р. с. Мужи, м.ж. с. Восяхово.

Конева Анна Ивановна, 1931 г.р., м.ж. с. Восяхово.

Конева Дина Константиновна, 1932 г.р., умерла в 2009 г., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Конева Мария Петровна, 1943 г.р., м.р. пос. Овгорт Шурышкарского р-на, м.ж. с. Восяхово.

Конева Таисия Владимировна, 1925 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Семяшкина Агафья Ивановна, 1936 г.р., м.р. оленстада, м.ж. с. Мужи.

Урубкова Галина Федоровна, 1941 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Хозяинова Анна Федоровна, 1925 г.р., м.р. и м.ж. с. Мужи.

Чупрова Тамара Петровна, 1933 г.р. м.р. с. Мужи, м.ж. с. Восяхово.

Using rich field data, the article considers a system of massage in the people medicine of the Izhemets from the Low Ob’ basin. A particular attention is paid to a figure (personality) of a masseur, methods of medical diagnostics, hygienic rules, a procedure of massage, its methods, forms and technique. The popularity of massage with the Izhemets could be explained by the shaped social conditions. The article is supplied with illustrations demonstrating basic movements under massaging.

The Komi of the Low Ob’ basin, people medicine, massage, personality of a masseur, hygiene of massage, periodicity and duration of massage, indications to massage, methods of massage, forms of massage, massage technique.

источник