Меню Рубрики

Народные куклы как средство воспитания

Ольга Прокофьева
Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания

За последние несколько десятилетий мы утратили народные традиции, а вместе с ним и духовные ценности нашего общества.

Результаты не заставили себя долго ждать. Люди стали жестокими, равнодушными, грубыми. Ребенок все это впитывает, как «губка «и через некоторое время превращается в подобное существо. Нужно помнить, что дети это наше будущее, и от того как мы его воспитаем, и какие культурные ценности привьем, зависит будущее Родины. Чувство любви к Родине, чувство патриотизма надо прививать с раннего детства. В дошкольном возрасте закладывается основа внутреннего мира человека, происходит нравственное воспитание. Патриотизм должен стать стержнем, на основе которого и будет формироваться личность. Мы знаем, что патриотизм, как и другое любое чувство, воспитывают родители, педагоги, и конечно внутренние собственные переживания детей. Именно в этом возрасте надо побуждать возникновению, а потом формированию духовного патриотизма.

Мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игрушка — верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игрушка и игры в куклы, таким образом, играют серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. С древних времен игрушки несут в себе определенную символику и значение. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У всех народов куклы первоначально воспринимались как обрядовые, как предметы культа. В древности кукла служила и тотемом, и талисманом, и обрядовым символом, и только гораздо позже превратилась в сувенирное изделие и детскую игрушку. Вместе с тем кукла для детей является образом – символом людей и воплощает особенности материальной и духовной культуры народа.

К сожалению, мы очень часто видим, как наши дети играют импортными игрушками и подражают персонажам зарубежных мультсериалов, героям компьютерных игр. Все это отрицательно влияет на формирующуюся личность, на его чувства гражданственности и принадлежности к своей Родине.

А ведь самой любимой игрушкой нашего народа была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, так как сохраняла в себе обряды и традиции календарных праздников крестьян Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т. д. Традиционная тряпичная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к Родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни, учила быть великодушными, добрыми, умными, проявлять уважение к взрослым. Кукла для ребенка была самой близкой, с ней можно было поделиться, и радостью, и горем. Играя с куклой, ребенок перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей Родины, мечтал о будущем.

Народная тряпичная кукла – это эффективное средство воспитания и обучения. К. Д. Ушинский писал «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Народная тряпичная кукла – это инструмент, который может стать мощным нравственным средством в воспитании подрастающего поколения. Знакомясь с историей возникновения тряпичной куклы, ребенок познает культуру, быт, традиции своего народа.

Игра как средство нравственного воспитания дошкольников «Игра как средство нравственного воспитания дошкольников» Выступление на педчасе Подготовила и провела: Воспитатель: Семейкина.

Ознакомление детей с трудом взрослых как средство нравственного воспитания Опыт работы по трудовому воспитанию. Педагога МБДОУ № №332 Гореловой Г. М. «Ознакомление дошкольников с профессиями» Консультация для.

Информационный материал для родителей «Народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее» В начале XX века замечательные исследователи В. С. Воронов, А. И. Некрасов, Н. Д. Бартрам, А. В. Бакушинский, А. И. Деньшин, Л. Г. Оршанский.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье» Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Мастер-класс «Народная тряпичная кукла Благополучница» Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “Благополучницы” Задачи: Познакомить.

Мастер-класс «Тряпичная народная кукла «Благополучница» Цель: продолжать знакомить с историей создания тряпичных кукол на Руси и применения их в повседневной жизни наших предков; развивать художественные.

Православные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» В. А. Сухомлинский Духовно-нравственное воспитание рассматривается как условие.

Русская сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,.

источник

Голубенцева Валентина Александровна, преподаватель ГБПОУ «Педагогичский колледж №4 Санкт-Петербурга»

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ КУКЛЫ

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Голубенцева Валентина Александровна , преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга».

В современном образовании большое значение уделяется изучению традиционной народной культуры.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные гуляния, на олимпиадах в одежду наших спортсменов модельеры вносят мотивы русского народного костюма.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Обо всем этом рассказывается в кратких этнографических очерках.

Кукла — зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т.д.

Изготовленные своими руками традиционные русские куклы несут черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось и имущественное состояние человека, и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее устойчивые формы русской одежды, характерные для той или иной губернии.

В этой статье я хочу поделиться опытом использования практических занятий на курсах «Традиционные народные куклы» в нашем колледже для приобщения обучающихся к чарующему миру куклы, дать им возможность попробовать изготовить куклу своими руками, вернуться еще раз в волшебный мир детства.

Состав участников занятий может быть разным: это и студенты, и их родители, знакомые и т. д.

Как проходят наши занятия?

Вначале мы беседуем об особом месте куклы в жизни человека. Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной, и сопровождала человека с рождения до глубокой старости.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Так как куклы в древности служили обрядовым символом, и участвовали в магических заклинаниях и мистериях, то считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Безликость традиционной куклы идет из древности. Это связано с обереговой функцией: взгляд куклы может передать ребенку плохую энергетику.

Изготовление каждой куклы начинается с демонстрации образцов готовых кукол и сопровождается рассказом о предназначении данной куклы, затем студенты подбирают материал и …практическая работа по ее изготовлению начинается. Пусть в самодельной кукле не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Материал, из которого изготавливались куклы, разнообразный: это и лоскутки ткани, оставшиеся после шитья одежды, и мочало, и солома, нитки, вата и т. д.

Первые куколки изготавливаются без помощи иглы (на конструктивной основе-скрутке) простым кручением лоскутков, закрепленных нитками. Такие куклы могут делать дети 4-5 лет — будущие воспитанники наших студентов. Например, кукла «Бессонница». Когда младенец плакал без видимой причины, мать, чтобы защитить его от злых духов, быстро сворачивала из двух носовых платков куклу – оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Такая куколка оставалась в доме навсегда.

При изготовлении игровых кукол, более сложных по технологии, обучающимся предлагается сшить целую семью. С такими куклами можно уже проводить сюжетно-ролевые игры: свадьба, семья и т.д.

На современном этапе «игровое» направление в образовании – новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и в младших классах школы). Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию и так же облегченный способ приобретения полезных знаний.

При изготовлении обрядовых кукол: масленица, коза, мировое древо и т. д. обучающиеся знакомятся с бытом и традициями русского народа. В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Знакомимся мы на занятиях и с традиционными русскими праздниками, которые в той или иной мере связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы. Это «Масленица» и «Коза» — куклы, изготовленные из мочала в костюме из текстиля, украшенные яркими лентами и бубенцами. Все знают обрядовую куклу зимне-весеннего периода, которую сжигали на костре в день Масленицы. Но существует и домашняя масленица, которую выставляли в окне избы на Масленицу, а затем ставили на печь. Кукла являлась поддержкой домашних во времена длительного поста. «Коза» — кукла из мочала на крестообразной основе, традиционный персонаж в ночь на Рождество, символ достатка и плодородия. Считалось, что громкими шумами (от бубенчиков) Коза отпугивает всякую нечисть:

В своей работе мы уделяем внимание учебно – исследовательской деятельности. Студенты находят на сайтах в Интернете новые модели традиционных кукол и небольшой рассказ об истории ее возникновении. С большим вдохновением и фантазией мы все вместе изготавливаем эту куклу и радуемся, что в нашей коллекции еще один экземпляр.

На занятиях мы изготавливаем и сувенирные куколки в технике народных кукол и дарим их своим друзьям и знакомым.

Я считаю, что ручные умения, приобретенные на занятиях студентами, в сочетании со знаниями обрядов и традиций русского народа, формируют у учащихся интерес к русской культуре и желание передать свой опыт будущим воспитанникам.

По окончании курса изготовления кукол мы организовываем выставки творческих работ студентов, стараясь расположить кукол в интерьере крестьянской избы или на улице, на фоне дома, мельницы и т.д.. Фото наших русских кукол можно увидеть на сайте колледжа: www . kollege 4@ mail . ru .

Надеемся, что наше увлечение найдет сторонников и среди студентов, и у руководителей кружков и студий для организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

1.Вербенец А.М. Художественное творчество (образовательная область) СПб. 2013.

2.Горяинова О.В., Медведева О.П. Школа юного дизайнера. Ростов-на-Дону. Феникс. 2009.

3.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб. Паритет. 2010.

4.Максимова М., Кузьмина Н., Кузьмина М. Такие разные куклы. Москва. Эксмо.2009.

5.Неботова, Кононович Т. Мягкая игрушка. Москва. Эксмо. 2012.

1.Войдинова Н.М. Куклы в доме. М.2010.

2.Соколова Ю, Сидорович Ю. Мягкая игрушка. СПб Изд. Дом литера. 2010.

3.Поздеева Т. Журнал о творчестве и рукоделии. СПб. Январь 2012.

источник

Пиюкова Ольга Владимировна, воспитатель, МДОУ №333 Дзержинского района г. Волгограда.
Статья «Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей» предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования. В ней раскрывается актуальность необходимости приобщения детей к истокам русской национальной культуре, воспитания у дошкольников духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, принадлежности к своей Родине. Из опыта работы педагога описывается решение проблемы через организацию кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста на базе мини-музея «Народная кукла из глубины веков».

Читайте также:  Что пить для памяти народное средство

Русская народная кукла в воспитании и развитии современных детей.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине ».

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как полноценной развитой личности , достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны, как Россия. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Духовный, творческий патриотизм — чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.

В дошкольном возрасте у детей игра — является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

При опросе современных детей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными — календарными праздниками. Я сделала вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.

Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А « воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». /К.Ушинский/

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, я решила, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Для решения данной проблемы мною была поставлена цель: создание условий для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:

  • Обогащать знания дошкольников о музее, как хранителе истории культуры родной страны;
  • Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через кружковую работу в мини-музее «Народная кукла из глубины веков».
  • Познакомить детей с различными видами народных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми.
  • Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
  • Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсии в мини – музее;
  • Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;
  • Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры, умение самостоятельно выполнять правила поведения в мини-музее;
  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

Мною была разработана авторская программа. Срок реализации программы 2 года с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Для реализации программы в детском саду был организован мини-музей «Народная кукла из глубины веков», в котором экспозиции построены на основе музейных экспонатов – народных кукол, изготовленных с сохранением народной технологии, русских народных традиций, на основе литературных печатных материалов и научных источников.

В мини-музее дети, не только имеют возможность знакомятся с народной куклой, но и приобщаются к истокам русской народной культуре. На занятиях в мини-музеи у детей появился интерес к рассматриванию экспонатов различных видов кукол /обереговых, обрядовых, игровых, кукол народного фольклора/, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому.

Хозяюшкой нашего мини- музея стала героиня сказки — Василисушка, которая используется как игровой персонаж на занятиях кружка.

Народная кукла жила с людьми от рождения до старости. Вместе с ней они радовались и грустили, проводили праздники, совершали обряды, поэтому и куклы были разные.

При построении экспозиций я использовала комплексный подход. разновидностей кукол много, и я распределили их на несколько под тем: обереговые, обрядовые, игровые и народная кукла в произведениях русских художников.

Куклам-оберегам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

На Руси обережные куклы делали из различных материалов. Каждая кукла делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления. /пример: кукла – оберег Крупеничка, Кукла Богач – пара Крупенички-куклы достатка и хорошего урожая кукла-оберег Кубышка-Травница, Неразлучники-свадебные куклы, Мировое дерево», Желанница, Десятиручница и Филипповка- куклы рукодельниц, Дарья-коллокольчик- кукла радостных известий, Домовушка, Столбушка, День-Ночь, Веснянка, Пеленашки и др./

Зольная кукла (одна из исконо-русских кукол) Это древний символ продолжения рода. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённых к потомкам. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. У традиционной русской куклы лицо не рисовали, они были «безликими». Считалось, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

2 под тема Обрядовые куклы

А какой же праздник на Руси без обрядовой куклы? В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. По этой причине тряпочки и ниточки для изготовления кукол не резали, а рвали.

Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. /пример: кукла Коза, Крест, Спиридон-Сонцеворот, Кукушка и др./

3 под тема Игровые куклы и куклы русского народного фольклора

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже самых бедных крестьянских семьях с давних времён была старинная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сёстры из различных подручных материалов травы, соломы, ниток, лоскутков ткани.

С пяти лет незатейливую куклу могла делать любая девочка. Куклы рассматривались как эталон рукоделия. Девочки-подростки вместе с прялкой брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. В играх-забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

В мини-музее дети могут рассмотреть игровые куклы, познакомится с материалом для их изготовления, изготовить кукол, поиграть с ними, показать сказку. /Приложение 1/

4 под тема народная кукла в изображении русских художников. В мини-музее дети имеют возможность познакомиться с произведениями русских художников, которые изображали детей с народными куклами. /Приложение 2/

  • Художник Стрелковский Алексей Иванович
  • Художник Тропинин Василий Андреевич
  • Художник Лемох Кирилл Викентьивич
  • Художник Виноградова Анна Германовна
  • Неизвестный русский художник
  • Неизвестный русский художник
  • Художник Наталья Милашевич

В нашем мини-музее экспонируются разнообразие народных кукол отличается не только своим назначением, но и способом изготовления, использованием различных материалов.

  • из золы (зольные куклы, куклёноши из золы)
  • из лыка (обрядовая кукла Кукушка, Кострома, Филиповка- кукла рукодельниц)
  • из соломы (Стригушки из соломы, Барыня, Масленица, Солнечный конь, Коза и др.)
  • из травы (куклы-травушки, Стригушки, Кубышка-травница ткань и трава)
  • из крупы (Крупеничка –Зерновушка, Богач (пара Крупенички)
  • из ниток шерстяных и льняных (Мартиники, Ловушка для снов, Десятиручка , Параскева Пятница, Леший)
  • из ткани (Пеленашки, Дарья Колокольчик, Куватка, Столбушка, Мамушка, Неразлучники, Домовушка, День-Ночь, Веснянка, Зайчик на пальчик, обрядовые куклы Коляда, Купавка и др.)

В кружке я знакомлю детей с разными способами изготовления кукол.

Облик куклы оформлялся и трансформировался на протяжении многих столетий. В начале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Затем стала выделяться верхняя часть – голова куклы. Затем кукле привязывали юбку, грудь, позже, руки, повязывали платок.

В нашем мини-музее куклы отличаются не только своим названием, материалом, но и способом изготовления.

  • Куклы-скрутки (плотное скручивание ткани в «скалку», а также накручивание ткани на плотную основу («скатку»)

(пример: Домовушка, Коляда, Пеленашка, Столбушка и др.)

  • Куклы –закрутки (закручивание, сгибание материала: ткани, травы, соломы)

(пример: Куватка, Стригушки, Травушки, День-Ночь, Дарья –Колокольчик, Веснянка и др.)

В нашем мини-музее есть народная мастерская.

На полочке в отведённом месте находится материал для изготовления народных кукол.

В моём мини-музее есть интерактивный фонд.

На базе мини-музея работает кружок «Народная кукла». В мастерской на занятиях кружка, дети знакомятся с историей куклы, материалом и традиционной технологией её изготовления. Показ этапов последовательности изготовления куклы сопровождаю при помощи наглядного материала: мнемотаблиц, карт-схем. Дети изготавливают и украшают куклу совместно с педагогом или родителями, которая включается в экспозицию. А также дети очень нравится самостоятельно изготавливать народных кукол и брать их себе на память или в подарок своим близким. /Приложение 3/

К сожалению, в нашем мини- музее нет старинных кукол. Основной фонд представлен подлинными предметами : образцы ткани, нити, выполненной нашими предками, книги , которые рассказывают об истории русской народной куклы, произведения фольклора сказки, пословица, поговорки, прибаутки, которыми сопровождаются рукоделия и любой крестьянский труд.

В мини-музее дети имеют возможность вместе со сверстниками, родителями и индивидуально поиграть в музейные игры.

/например: «Распредели правильно кукол», «Угадай куклу», «Где спряталась кукла», «Третья лишняя» и др./ /Приложение 4/

В своей работе учитываю поставленные задачи предусмотренные в Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развития и образования детей: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» /1.6 п. 4/

Читайте также:  Народные средства для лечения насморка для детей

«Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»

В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования интегрируются образовательные области: В работе с детьми в кружке в соответствии с требованиями ФГОС интегрируются образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие /ФГОС 2.6/

В своей работе я использую разнообразные формы и методы обучения:

-музейные (домашние) задания, художественно-продуктивная деятельность

(аппликация, рисование, изготовление поделки);

-взаимодействие с игровым персонажем;

-игровые занятия («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Знатоки истории на Руси»)

-самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению кукол;

-музейные посиделки совместно с родителями;

-календарно-обрядовые праздники (с использованием обрядовой куклы) /Приложение 4/

Наш мини-музей пользуется успехом у воспитанников всего детского сада. Его посещают не только дети детского сада, но и родители которые приходят в детский сад, а так же ученики начальных классов МОУ СШ № 40, лицея № 7(наши выпускники).

Я считаю, что старинная, исконно русская народная кукла из глубины веков является — прородительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.

источник

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 2303 раза

Заскалина Т. А. Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы) [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 24-32. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12836/ (дата обращения: 28.10.2019).

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Показаны формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и формированию семейных ценностей через знакомство с народной тряпичной куклой.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим.

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все — форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.

Игрушки — это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка — носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и кукла.

Первые куклы делали из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев веток деревьев.

Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль [6, с. 10].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут, у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека».

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение — все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию — духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым — далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти — в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы [1, с. 30].

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой [2, с. 24].

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию — способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать не только куклу в традиционном обличьи, но и придавать ей мужской образ.

Крестьянский ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7–8 лет в них играли все дети — пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Таким образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна «программировать» поведение ребенка.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Формы иметоды работы по приобщению дошкольников к семейным ценностям посредством ознакомления снародной куклой.

− Занятия (обрядовые, игровые)

− Экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников

− Мини-музей «Народная тряпичная кукла»

− Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых, игровых, обережных

− Стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами

− Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта

− Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол

− Народные игры; атрибуты для игр

− Мини-выставки (изготовленных народных тряпичных кукол).

План работы по приобщению дошкольников ксемейным ценностям инародной культуре

Месяц итема

Формы работы

«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

НОД: «Народные праздники на Руси».

Цель: Познакомить детей с традициями празднования «Осени»; «История народной куклы. Кукла Крупеничка».

Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой; «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев)».

Цель: познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси.

Беседы: «Русский человек без родни не живет» «Какие бывают куклы?»

Цель: Формирование представления о традициях и культуре русского народа знакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

Цель: Дать детям представление-из каких материалов делали игрушки в старину.

Игровая ситуация «Придумай кукле старинное имя».

Разучивание пословиц об осени.

Чтение изаучивание наизусть стихотворение М. А. Пожарова «Тряпичная кукла».

Чтение и обсуждение сказки Н. Телешова «Крупеничка».

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями народа.

Просмотр видеофильма «Русские тряпичные куклы».

Игра-хоровод «Где был, Иванушка?».

Цель: выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь.

Рисование в раскрасках «Куклы», «Игрушки».

Музыка Слушание музыкальных произведений «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.

Цель: учить воспринимать народные музыкальные произведения.

СРИ: «Хозяйка избы».

Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

ДИ «Разрезные картинки «Тряпичная кукла».

Цель: Вызвать интерес к народному творчеству; Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

«Осенние народные праздники и традиции. Покров».

НОД: «Осенние народные праздники и традиции. Покров».

Цель: Знакомить детей с кукольным календарём и рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси. Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассказ окукле Десятиручке. Заучивание пословиц о семье.

«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники».

Цель: Познакомить с народным обрядом — свадьбой. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Просмотр презентации «Игровые куклы».

Обучение детей русской народной игре-хороводу «Лебедушка».

Развлечение «Осенние посиделки».

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен.

С/р игра «Пеленание куклы». Сворачивание в рулон полотенца, ленты. Изготовление куклы Пеленашки.

Лепка «Игрушки моей бабушки», «Девочка с куклой».

Чтение: РНС «Терешечка» (кукла Пеленашка)

Игра «Колыбельная для Пеленашки» «Облупа».

Цель: учить отгадывать кто спрятан под платком. Развивать внимание, память.

Мнемотаблица, коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

Цель: развитие фотографической памяти; расширение словарного запаса, образного восприятия; умение говорить, рассказывать; развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Какие бывают виды тканей, из какого материала легче сделать куклу».

Читайте также:  Народные средства при лечении диареи у детей

ДИ: «Для какой игры посылка?»

Цель: учить детей находить сходство народных игр, определять их особенности и атрибуты. Содержание: детям приходят посылки, в которых находятся атрибуты для народных игр (бубен, платочек, мячик, фанты) только надписи на них перепутались.

«Расставь по порядку».

Цель: Закреплять знания д. о первых куклах и материалах из, которых их делали. Учить выкладывать куклы по порядку их изготовления (кукла деревянная, соломенная, из травы и початка кукурузы и наконец, кукла тряпичная).

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает».

Цель: Умение понимать характеры героев, оценивать, анализировать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость.

Разучивание народных календарных игр «Каравай», Цель: Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Цель: Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Пальчиковая игра: «Наперсток».

Обрядовые куклы. Кукла «Параскева-Пятница».

Беседы онародных праздниках «Параскевы-Пятницы» и «Кузьминки».

Рассматривание образцов кукол Параскева-Пятница, Филипповка.

Цель: Познакомить с историей этих кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы» (повязывание платка или косынки на кукол).

НОД: «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка».

Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады.

Совместное поэтапное изготовлениекуклы Кувадки.

Мнемотаблица (информационная) «Тряпичная кукла Кувадка» (рассказ).

Цель: развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления; образование логических связок.

Заучивание колыбельной песни:

Народная игра «Платок», «Капуста».

Цель: Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Изготовление куклы Капустки.

Развлечения «Игры наших бабушек».

Рисование «Моя любимая тряпичная куколка».

Цель: Содействовать развитию эстетического восприятия образа народной игрушки.

Чтение: И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Воспитывать интерес к русским традициям, развивать память, внимание, воображение, умение вести беседу по содержанию произведения.

Театрализованное представление «У бабушки в деревне».

ДИ: «Чудесный мешочек» (Куклы из разного материала).

Цель: развитие внимания, памяти, активизация мышления.

«Собери обряд».

Цель: Закреплять знания д. о народных, праздничных обрядах. Формировать представление о целостном образе предмета; развивать внимание, зрительное восприятие.

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Зимним тихим вечерком — посидим мы за чайком.

«Зимние забавы. Игровые куклы».

Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Беседа- рассказ о куклах зимнего цикла, обычаях и традициях зимних гуляний.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

НОД: Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик»; «Новый кукольный наряд» — создание узоров для украшения кукольной одежды с использованием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте.

Совместное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

Беседа онародных праздниках Святки и Солнцеворот.

Дид. игра: «Угадай на ощупь, что внутри куклы».

Цель: Учить определять на ощупь и чего сделана кукла.

«Одень куклу».

Цель: Учить создавать костюм для тряпичной куклы. Развивать фантазию, мелкую моторку рук.

Разучивание прибауток, потешек использование в играх с куклами.

Народные игры «Золотые ворота».

Цель: развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве.

Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука».

СРИ: «Мастерская кукол».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать».

Чтение сказки А. Н. Астафьева «Василиса Прекрасная».

Цель: умение слушать, пересказывать отрывки из текста, обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой.

«Пришла Коляда на кануне Рождества».

Кукла Рождественский ангел.

Рассказы о празднике Рождества и народных традициях его празднования.

Рассматривание иллюстраций к повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

НОД: «Куклы Коляда и Ангелочек».

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и Ангелочек.

Изготовление куклы «Ангел».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

ДИ Лото «Народные куклы».

Цель: Приобщать д. к народной культуре. Закреплять знания д. о народных куклах. Воспитывать бережное отношение к предметам народного творчества.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и Коза Название и назначение.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод».

Инсценировка русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Разучивание поговорок и пословиц о празднике.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты.

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Работа в книжном уголке: чтение стихов, сказок, загадок о кукле.

НОД Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Цель: Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла.

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Развлечение «Святки-колядки».

«Рисование «Они безлики, но прекрасны». Рисование акварелью, восковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

Цель: Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Закреплять навыки работы с карандашом, красками.

СРИ: «В гости к бабушке».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Обереговая кукла Масленица.

Беседа опразднике Масленицы, традициях и обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песенок.

Проведение народных игр и забав с куклой Масленица.

ДИ: «Найди свой праздник».

Цель: Закреплять знания д. о народных праздниках, традициях и обрядах (разложить атрибуты праздников).

Обучение хороводной игре» Гори-гори ясно».

Показ мультимедийной презентаций.

Праздник «Масленица».

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Слушание народных мелодий: «Коробейники», «Калинка».

Народные игры «Карусель».

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Конструирование из конструктора «Дом для куклы»

НОД: Лепка из пластилина с использованием природного материала «Бабушки наших кукол».

Цель: При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя.

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».

Изготовление куклы «Малышок-голышок».

Пальчиковая игра «Куколка».

Праздник Авдотьи-Весновки. Кукла Веснянка

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Досуг «Встреча весны». Игровое упражнение «Заплети кукле косу». Разучивание хороводной игры «Весна-красна».

НОД: Знакомство дошкольников с народной куклой на примере традиционной куклы «Веснянка».

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с видами самодельных кукол, научить изготавливать куклу «Веснянку», вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Куклы из бабушкиного сундука».

Изготовление кукол Мартиничек.

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле».

ДИ: Круги Луллия.

Цель: Закреплять умение сопоставлять название месяца года, народный праздник и кодовое его обозначение. Развивать память, воображение, образное мышление.

Составление рассказов по пословицам: «Мал, да удал», «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось», «Делу время, потехе – час».

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление.

Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальный голубок».

Народные игры «Вербочка», «Солнышко-ведрышко».

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

НОД по РР: «Куклы из бабушкиного сундука».

Беседа оназначении куклы Птица- Радость.

Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение «Красная горка».

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

П/и «Игры с крашенками».

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Рассказ о кукле «Бессонница».

Пальчиковая игра «Не плачь, куколка моя».

Мнемотаблица. (Кукла-Бессонница)

Цель: мышления; образование логических связок; правильное графическое воспроизводство.

ДИ: «Составь узор для пасхального яичка».

Цель: Закреплять знание народных росписей.

Изготовление куклы «Бабочка».

Беседа опраздник Купальница и Вознесение и о куклах «Конь-огонь», «Кукушка».

Рассказы детей о куклах-оберегах.

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы» (экскурсоводы — дети).

«Изготовление куклы Бабочка для детских игр». Сочинение сказки про куклу «Бабочку».

НОД: «Путешествие в прошлое куклы».

Мнемотаблицы: Коллаж (информационный) по теме: «Народные тряпичные куклы»).

КВН «Знатоки русской народной культуры».

Цель: систематизировать знания детей о русской народной культуре.

ДИ: «Подбери картинку к пословице».

Цель: Учить д. понимать пословицы, подбирать ситуацию к ним и объяснять смысл другим.

«Наши любимые куклы-артисты в наших руках». Импровизированный спектакль сприменением кукол.

«Куклы народных праздников».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и тряпичных куклах, соответствующих им.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине и народной культуре и традициям.

Беседа опразднике Троица и о кукле «Кубышка-травница»

Лэпбук «Народные праздники».

Цель: Закреплять знания о народных праздниках и традициях.

Пальчиковая игра: У Маланьи у старушки.

Мнемотаблица (Травница).

Цель: Учить отгадывать закодированное слово.

Изготовление куклы «Отдарок-на-подарок».

Беседа опраздниках Ярилины именины и Ивана-Купалы, о куклах «Ярило» и «Покосница».

Пальчиковая гимнастика «Наша куколка гуляла».

ДИ: «Календарь народной куклы».

Цели: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы.

Куколка первого снопа — Жница.

Беседа об обряде первого снопа и о кукле «Жница».

Пальчиковая гимнастика «А мы бусинки катали».

Лэпбук «Народная тряпичная кукла».

Кроссворд: «Народная кукла».

Цель: Развивать память, логическое мышление.

Изготовление куклы «Колокольчик».

  1. «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 4. С. 29–35.
  2. Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. № 5. С. 24–33.
  3. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы». – Москва, Ладога-100. 2007.
  4. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. Детство-пресс, 2008.
  5. «Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2: Весна/авт.-сост. А. Лапшина. – Волгоград, 2002.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – Акцидент, 1997.
  7. Котова И. Н. и Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008.
  8. Кривошеева Г. А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации. – Ульяновск, 1995. С. 47.
  9. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет» / авт.-сост. В. Косарева. — Волгоград: Учитель, 2012.
  11. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7. С. 117–125.
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/igrushka-kak-obraz-traditsionnoy-kultury-i-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-rebenka.
  13. https://infourok.ru/emotivnye_sredstva_prezentacii_koncepta_lyubov.na_primere_sbornika_rasskazov_g._w >Основные термины(генерируются автоматически): кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа.

кукла, праздник, игра, ребенок, традиция, изготовление куклы, народная кукла, рассматривание иллюстраций, Русь, беседа. Этнографический музей «Русская горница» ДОУ как феномен.

Традиционные народные куклы в образовательном процессе

На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы (в зависимости от технологии изготовления, используемых материалов, назначения): кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, кукла масленичная, покосница.

‒ Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области; ‒ Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области — изготовлением оберег «тряпичной куклы — закрутки»

На Руси куклы сопровождали человека всю жизнь, начиная с самого рождения. Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла.

— изучение и анализ литературы; — практическое освоение технологий изготовления различных народных кукол.

Народная кукла в игре современных детей (из опыта работы)

Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи

Дидактические игры «Одень куклу в русский народный костюм.

Чтение с детьми русских народных сказок. Беседы с детьми о сказочных героях, их

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам. Выбор детьми героя из русской народной волшебной сказки.

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка. Ключевые слова: игрушки, дети, старинные игрушки, куклы-закрутки. Дети и игрушки неразлучны: во все времена и всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки.

5. Куклы в народных традициях многонационального Петербурга и Ленинградской области. Методические рекомендации для проведения занятий по воспитанию этнотолерантного сознания в детских коллективах через изготовление традиционных кукол / Сост.

источник