Меню Рубрики

Народные обычаи и традиции как средство воспитания

“Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого

К. Д. Ушинский

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучения и воспитания дошкольников. 2

Молодое поколение должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда — то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам знать обычаи, которыми руководствовались наши далекие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. 4 Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы.

Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности. Что вызывает горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно — нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

-народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

-методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица». 1

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участие всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения.

Колядки 3 — старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают.

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение — такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Святочные гадания. Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий — и люди гадали. Для гаданий выбирали «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, — места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали «защитные» меры против нечистой силы — очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака — девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены «знаки» судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.

«Знаками» могло быть что угодно — сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др.

Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка — скорую свадьбу, топот коня — дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица — это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.

Знаменита была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови).

Кульминация праздника — костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела, в Ростов полетела!». Костры разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, — Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа. За день до начала Пасхи русские выпекают куличи (сладкий хлеб) и красят яйца, которые символизируют собой тело Христа. Утром после того, как во всех храмах прошли в сеношные бдения (длятся они в течение целого дня) и крестные ходы вокруг церквей (начинаются в 12 часов ночи), люди собираются к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Иисус воскресе!», на которые получатель должен ответить: «Воистину воскресе!» и подарить в ответ или кулич, или крашеное яйцо. Этот обычай именуется «Христосование». На девятый день (Родительский день) после Пасхи, у русских принято посещать могилы близких и поминать их.

Хотелось бы ещё остановиться на некоторых обрядах, так называемого жизненного цикла. Это обычаи, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с рождения. Рождение ребёнка – это очень большое событие в жизни людей.

Рождение младенца.

Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя изрекали чаще всего случайно, по имени святого, память которого случалась в день крещения. Обычай крестить ребёнка сохранился и поныне. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. Таким образом, какой-либо святой (святая) становится небесным покровителем и заступником крещёного.

Свадьба в России — это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым.

Венчание — очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после венчания они острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает «приданым» — постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. «Курник» — это свадебный пирог. Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда молодые муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает их, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Свадьбы в России проходят шумно и весело, с танцами, песнями и многочисленными «играми — испытаниями» для жениха.

Современные обычаи. 5 Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Итак, главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Читайте также:  Как лечить почки народные средства лечения

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М.: Издательство «Русский язык», 1990, — Т.З.- С.380.
  2. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. «Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье»// Современные гуманитарные исследования.- 2006г.
  3. Блинова Г.П. Русские народные праздники «Теория и история» Учебн.пособие / Г.П. Блинова- М.: Вузовская книга, 2000- 168с.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведения/1999.-168с.
  5. Папкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М: Олма- Пресс, 2006.- 541с.

источник

Оценка системы духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье. Анализ методов и приемов воспитания нравственности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Дошкольная педагогика и психология

Народные традиции, как средства нравственного воспитания ребенка в семье

Хрипкова Ирина Валерьевна

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1 Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка в семье на культурных традициях своего народа

1.3 Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье на народных традициях своего народа

Глава 2. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

2.1 Организация практического изучения

2.2 Ход практического изучения, методический инструментарий

2.3 Система занятий по ознакомлению детей и родителей с народными традициями

2.4 Анализ и результаты практического изучения влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

воспитание нравственный традиция культурный

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Начало XXI века ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. В результате изменения социально-экономических условий происходит переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Как средство преодоления этого, в настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитание детей и на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, обще-образовательной школе, а также в высших учебных заведениях. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ народных традиций, является важнейшей задачей современной педагогической науки.

Проблемой выходящей на первый план является то, что, в исследованиях о роли народных традиций в педагогике, остаются недостаточно изученными народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в семье. Также недостаточно изученным являются вопросы повышения воспитательных возможностей семьи, в особенности педагогической культуры родителей, так как решение воспитательных задач требует совершенствования педагогических знаний, умений и навыков. Это обуславливает выбор темы — «Народные традиции как средства нравственного воспитания ребенка в семье». Объект изучения — духовно-нравственное воспитание ребенка в семье. Предмет изучения — народные традиции и обычаи, как средства формирования нравственных качеств детей в семье. Цель — показать, что народные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть систему духовно-нравственного воспитания;

Изучить методы и приемы воспитания нравственности;

Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье;

Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций родителям по приобщению дошкольников к народным традициям и обычаям. Предлагаемые методические рекомендации, могут использоваться в воспитательной работе дошкольных учреждений, при проведении педагогических советов и родительских собраний.

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1 Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

В последние 30 лет этнография детства увлекает внимание этнографов, этнологов и представителей других наук во многих странах мира. Об этом свидетельствует научное изучение этнопедагогики стран ближнего и дальнего зарубежья, представленной в работах серии «Этнография детства», в которых освещаются традиционные формы воспитания детей и подростков в семье и обществе.

Фундаментальные исследования М. Мид, И.С. Кон, Ю.Б. Бромлей, С.М. Лурье и другие оказывали определяющее влияние на развитие науки, изучающей мир детства, её воспитание, развитие и формирование в разных социальных институтах, факторы народной педагогики во многих странах.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.

Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [28].

Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, присущих общности людей — нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Розанов [20].

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям [29].

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях, замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [29].

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт — пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх — духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания» [24].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [12].

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [20,С.219]

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[5,С.12], — писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» — задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

Рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом — воспитывать. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость — непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится»[3,С.9].

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В. А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков» [11, С.105].

Что же такое потребность вообще? Потребность — это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [3].

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Родители должны осознавать важность этой задачи.

Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Читайте также:  Заложен нос у грудного ребенка народные средства

Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в семье является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Покров», «Рождество», «Масленица»; весной — «Пасха», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Родители вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От занятий к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка в семье на культурных традициях своего народа

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, вызывают ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Признание ценности и целостности внутреннего мира ребенка, его потребностей, желаний и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил — хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих [12]

Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания — эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость [4].

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие [1].

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив — значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Методы нравственного воспитания — это те способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются родителями, воспитателями и другими взрослыми с целью формирования нравственных убеждений, чувств и поведения ребенка.

Под средствами нравственного воспитания понимаются те виды деятельности дошкольников, в которых создаются условия для формирования нравственных черт личности и накопления нравственного опыта.

Все методы, входящие в систему методов нравственного воспитания, можно разделить на четыре группы.

1. Методы нравственного убеждения, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств. Убеждение имеет следующие формы:

разъяснение, совет, внушение;

лекции, доклады на моральные темы.

Важнейшим же направлением нравственного воспитания должна быть повседневная воспитательная работа, в процессе которой необходимо формировать лучшие качества личности [1].

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

Посещение краеведческих музеев;

Оформление дома, в детском саду мини-музея и выставки художника;

Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;

Формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;

Развитие собственных семейных традиций в совместной творческой деятельности;

Создание эмоционального комфорта.

Родители могут организовать прогулки по улицам города (села). Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте.

Рассказывая детям о культовых сооружениях (соборах, церквях), взрослые представляют их как исторические памятники, обращают внимание на купола, украшения.

В совместной творческой деятельности в семье ребенок получает первоначальное представление об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Задачи:

Осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

Ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

Приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Дети посещают музей в период ожидания праздника и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Дети посещают музей в период ожидания праздника. Любуясь музейными экспонатами, малыши проникаются чувством благодарности и уважения к сотрудникам музея — хранителям древней красоты.

Творческая деятельность детей

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

По окончании праздничного периода родители с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Родители подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

1.3 Рекомендации по организации воспитания духовно- нравственных качеств ребенка в семье на народных традициях своего народа

Народные праздники начинаются с осени. Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются календарные праздники. Педагоги и родители помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Проводятся родительские собрания, организуется выставка поделок детей, выпускаются буклеты.

Первый народный праздник — «Ярмарка».

Народный праздник «Ярмарка»

Задача: дать детям представление о празднике, народных традициях, русском костюме, промысловой деятельности, живописи.

Представления детей о празднике:

Это веселый, яркий народный праздник;

Предки продавали на ярмарке излишек нового урожая, производили обмен товара;

На ярмарку ходили (ездили) в нарядных праздничных костюмах;

Коробейники и купцы продавали игрушки, посуду из глины, дерева, разные украшения и т.д.;

На ярмарке играли на народных музыкальных инструментах, пели песни, водили хороводы, устраивали игры.

Праздник «Рождество Христово»

Задачи: формировать представления детей о празднике, народных традициях.

Представление детей о празднике.

Рождество — день рождения Иисуса Христа. Рождество — веселый праздник. Он сопровождается колядками, хождением со звездой, ряженьем. На Рождество елку украшают звездочками, игрушками, сделанными своими руками. В Рождество угощают колядками — маленькими булочками в виде фигурок домашних животных.

Представление о рождественской атрибутике, о праздничных колокольных звонах.

Русский народный праздник «Святки»

Задача: дать представление детям о празднике «Святки», народных традициях, промысловой деятельности, народном обряде, народных играх, праздничной трапезе.

Святки — это веселый праздник с зимними играми, забавами, колядками.

В святочные дни принимали гостей и ходили в гости; колядовали, гадали, рядились; устраивали спектакли, розыгрыши, маскарады. На Руси существовали поверья: в святочные дни происходят чудеса, животные разговаривают по-человечески (оживают сказки), сбываются предсказания.

В эти дни принято одаривать близких, подавать милостыню.

Народный святочный костюм, ряженые крестьяне, маскарадный костюм горожанина.

Народный обряд — святочные гадания.

Дети со взрослыми пекли печенье в форме домашних животных.

Петрушка или Скоморох — неотъемлемый персонаж любых русских народных праздников. Издавна так называли бродячих актеров (еще — «шуты», «глумцы», «смехотворцы»). Группой по 15-20 человек странствовали они из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), барабанах, бубнах, другие плясали, демонстрировали ученых медведей, показывали спектакли кукол и лицедеев.

Коляда. Иногда так называли весь праздник «Святки». По сути своей колядки — это маленькие песенки. В святочных колядках славился новорожденный младенец Иисус, веселая зима, были пожелания на будущий урожай, на богатство в доме, на счастливую судьбу.

В святочные дни рядились по-всякому. В деревнях ряженые надевали вывернутые овчинные полушубки, маски медведя, козы, барана и других домашних животных; ходили по домам, пели колядки, в которых славили новорожденного Младенца Иисуса Христа, веселую Зиму; желали хорошего урожая, приплода домашним животным, богатства в доме. Дети в Сочельник и праздничное утро ходили по домам, пели веселые песенки, в них славили Иисуса -Христа, желали удачи хозяевам.

Люди старшего поколения гадали на урожай, на длительность жизни и здоровье, на семейные отношения. Широко распространены были девичьи гадания на суженого, о замужестве, на будущую семейную жизнь.

Это печенье предки называли «козули». В детском саду дети козулями угощают своих родителей за сладким чаем. Во время чаепития ведется беседа о народном празднике «Святки».

Русский народный праздник «Масленица»

Задача: дать детям представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

Масленица — это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием на горке, на лошадях.

Дети старшего возраста знакомятся с новыми элементами народного костюма — душегрейкой, безрукавкой, росписью, вышивкой душегрейки, безрукавки, праздничных сапог.

Блины гречневые, блинчики с творогом, пироги.

Хождение в гости, прием гостей.

Совместная музыкальная, игровая деятельность

детей с родителями и педагогами.

Слушание русских народных песен: «Валенки», «Еду к любушке своей. », «Однозвучно звенит колокольчик. ».

Зима заканчивается любимым народным праздником — Масленицей.

Душегрейка, безрукавка. Их надевали поверх рубахи и сарафана. Силуэт душегрейки и безрукавки, повторяя линии сарафана, создавал новые пропорции костюма.

Дети со взрослыми пекут блинчики и пироги, которыми угощают во время праздника гостей, родителей и друзей. Гостей встречают хлебом-солью. Каждого гостя с поклоном угощают.

Дети с родителями шьют для кукол душегрейку, безрукавку.

На предпраздничных посиделках взрослые поют народные песни, дети им подпевают.

Задача: дать представление о празднике, народных традициях, русском народном костюме, пасхальном столе, пасхальной живописи.

В ожидании светлого праздника взрослые и дети к нему тщательно готовятся. Совершают разные добрые дела, моют, убирают свой дом, помещение группы в детском саду; квартиру, дом, где живет семья; готовят подарки родителям и друзьям. В течение недели педагоги знакомят детей с символами Пасхи, читают библейскую детскую литературу об Иисусе Христе. Организуют целевые наблюдения за изменениями в природе, возрождением всего живого на земле.

Пасха — праздник начала весны. Пасха — это день воскресения Иисуса Христа. Пасхальная традиция — красить яйца во все цвета радуги. В Пасху дети и взрослые играют крашеными яйцами. В Пасху принято ходить в гости и принимать гостей. Пасха — день любви и милосердия.

Представления о празднике

Дети 4-5 лет узнают о назначении и окраске передника, пояса; дети старшего возраста — о назначении украшений.

Родители знакомят детей с пасхальной атрибутикой — разноцветные яйца (крашенки, писанки), кулич, пасха.

Читайте также:  Грибок ногтей стоп народные средства

Совместная музыкальная и игровая деятельность взрослых и детей

Слушают пасхальные колокольные звоны и другие музыкальные произведения: увертюру. Римского-Корсакова «Светлый праздник».

Играют в пасхальные игры с крашеными яйцами.

На Пасху было принято покупать или шить себе новый наряд или, если это невозможно, хотя бы какую-либо новую часть одежды.

Передник носили, чтобы не испачкать сарафан. Праздничный передник украшали узорчатыми полосами.

Пояс. По мнению ярославских крестьян, без пояса ходить грех. Пояса были разные: тканые, плетеные, были яркими, напоминали радугу.

Яйца-крашенки. Предки красили яйца во все цвета радуги, использовали природные материалы: луковую шелуху (красный цвет), молодую зелень озимых всходов, шпинат (зеленый), цветы ольхи (фиолетовый), кору дуба (бронзовый), шафран или желтую резеду (золотой).

Яйца-писанки. Их не едят за трапезным столом, а бережно сохраняют и даже коллекционируют. Полое или вареное яйцо расписывают специальными красками или гуашью, а затем покрывают лаком.

Папы делают простой деревянный «каток» и вокруг него освобождают ровное пустое место, на котором раскладываются крашеные яйца или маленькие игрушки.

Играющие чокаются яйцами, стукая тупым или острым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.

Глава 2. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

2.1 Организация практического изучения

В ходе практического изучения бала проведена работа по оценке уровня осведомленности детей подготовительной группы детского сада и их родителей в области народных традиций русского народа.

С этой целью в течении года проведено практическое изучение в подготовительной группе школы-сада №6.

Численность группы: детей — 10 человек и их родители.

Цель практического изучения: выявить и оценить уровень осведомленности детей подготовительной группы детского сада и их родителей в области народных традиций русского народа.

Изучить условия игровой деятельность детей в семьях;

Определить уровень знаний родителями русских народных традиций и праздников;

Установить знание родителями истории России через устное народное творчество;

Разработать рекомендации по формированию интереса к русским народным традициям и русской культуре через развитие у детей интереса к русским народным играм.

Объект практического изучения: семейное воспитание нравственности в семье.

Предмет практического изучения: народные традиции и их влияние на нравственное воспитания ребенка в семье.

2.2 Ход практического изучения, методический инструментарий

Практическое изучение заявленного вопроса осуществлялось с родителями детей подготовительной группе школы-сада №6.

Приняло участие 10 семей, их характеристика приведена в таблице № 1.

источник

Помимо семейных, следует также упомянуть и народные традиции в воспитании детей. Они также оказывают существенное влияние на формирование личности.

Народ — единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни — не их, а о них. Главное назначение песни — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм — это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм — дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб — батюшка, Волга — матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам — счастье семье», «Дятла стук услышишь — день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа — малая вселенная — и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

В народной педагогике подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите, опоре. Все, что связано с воспитанием, пестованием детей, несмотря на вынужденную внешнюю суровость, порождено любовью. Безоглядной, неограниченной любовью к детям пронизаны и лаконичные образные изречения:

Лягушке ее головастикчто луч солнца (осет.).

Своих птенцов и грач считает красивыми (адыг.).

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца (чечен.).

Ворон говорит: “Мои птенцы белоснежные” (чуваш.).

Нет певчего для вороны против родного вороненка (русск.).

И бобры добры до своих бобрят (русск.).

Материны глаза слепы (русск.).

Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим (абаз., кабард.).

Народная традиция, в свою очередь, и детей нацеливает на осознание материнского труда, любовь к ней, преданность и благодарность:

Кто почитал мать, того почитали все (чечен.).

Никто еще не заплатил долг матери (осет.).

Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на ладони,и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды (чуваш.).

Иногда пословица не просто уговаривает быть почтительным, явно другие интонации слышны в следующей чувашской афористической фразе:

Не пришлось бы раскаиваться у гроба матери.

Культ матери во всех традиционных культурах воспитания безоговорочен. «Ни одному воспитателю ни об одной матери нельзя отзываться отрицательно: с этим отзывом навсегда прекращается нравственное воздействие воспитателя на воспитуемого; нет плохих матерей: есть матери хорошие и несчастные» (Г. Н. Волков).

У горцев материнство рассматривается как высшая ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Народ заслуженно возвеличивает женщину-мать, создает культ матери. В пословицах говорится:

Всю жизнь день и ночь трудисьтруд матери не возместишь.

Ласка матери и до камня доходит.

Из уст матери и проклятиеблагословение.

Грудь материколыбель сына.

Мать является опорой для человека до конца жизни. Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Народные идеалы матери и материнства перекликаются с мыслями великих деятелей человеческой культуры. Истинные педагоги стремятся к тому, чтобы воспитать у ребенка чувство любви к матери. В горских семьях все делалось для того, чтобы утвердить культ матери. Народ понимал, что мать и отец — главные педагоги и главные воспитатели. От них зависит будущее общества. И в связи с этим народные пословицы Берегите своих родителей!, Без матери нет ни поэта, ни героя актуальны и по сей день.

Образ матери в Японии прежде всего связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове «амаэ». Японскому слову «амаэ» трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол «амаэру» означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке (это стремление, по мнению большинства японцев, бережет ребенка от влияния плохой компании, употребления наркотических и психотропных средств), такую же оценку в их сознании получает и ответное действие родителей по отношению к детям.

Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Для нее самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе, а не вербальное общение с детьми. Японская женщина делает акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничному взаимоотношению с другими людьми. Основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке.

Некоторые традиции воспитания детей в других странах могут показаться нам странными, в то время как наши традиции не всегда понятны жителям других государств. Вот несколько интересных традиций воспитания детей:

Во Франции мамы спешат как можно раньше выйти на работу и потому чуть ли не с пеленок определяют малышей в детский сад. Они полагают, что раннее пребывание в детском коллективе способствует быстрому развитию малышей. Возможно поэтому, французы рано становятся самостоятельными.

В Италии, наоборот, детей не спешат отдавать в дошкольные учреждения, предпочитая оставлять их на попечении многочисленных родственников. Вплоть до поступления в школу ребенок находится под контролем близких. Не удивительно, что итальянцы очень привязаны к своей семье, мы знаем это, в частности, по многочисленным фильмам.

В Великобритании принято не «сюсюкаться» с детьми, а воспитывать их в достаточно жестких рамках. Маленькие британцы с детства окружены многочисленными требованиями и запретами. Интересно, что даже к своим домашним питомцам жители туманного Альбиона относятся душевнее, чем к своим отпрыскам. Детей учат сдерживать эмоции и прилично вести себя в обществе. Не удивительно, что во всем мире англичан воспринимают как «черствых», ведь они с детства учатся не проявлять эмоций на людях.

Американцы демонстрируют свободное воспитание, стремясь быть с ребенком «на равных». В американских семьях часто бывает по трое и более детей, поскольку считается, что чем больше детей в семье, тем интереснее им расти. Это действительно так, учитывая, что родителей те видят редко в силу большой занятости.

Немцы очень ответственно относятся к рождению детей и не спешат с этим. Обычно родителями становятся уже после 30 и тут же начинают искать няню для малыша, поскольку в Германии принято держать ребенка дома до 3-х лет. После этого малыша начинают несколько раз в неделю водить на групповые занятия, чтобы он привыкал к детскому коллективу.

В Японии воспитание детей сводится к тому, что до 5 лет ребенку разрешают все, а после того, как он достигнет этого возраста, малыш сталкивается с большим количеством ограничений, которые в дальнейшем становятся неотъемлемой частью его жизни. Результаты такого воспитания на лицо — японцы одна из самых законопослушных наций, безусловно чтущих и соблюдающих многочисленные традиции. Это позволяет им многие века сохранять свою самобытность, даже сейчас в условиях тотальной глобализации.

В Греции традиции воспитания детей во многом схожи с итальянскими. Они также высоко ценят семью и часто собираются вместе для того, чтобы пообщаться. При этом греки опасаются, чтобы их ребенок недоедал, и щедро кормят его вкуснейшими блюдами греческой кухни. Интересно, что мамам позволено баловать сыновей, в то время как папы беспрекословно выполняют любой каприз дочери.

Особенностью китайского воспитания детей является то, что в китайских семьях практически не разделяют «мужские» и «женские» обязанности. Поэтому и мальчиков, и девочек воспитывают одинаково, превращая тем самым в этаких «универсальных солдат», способных справляться с любой работой.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших — все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы — потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

источник