Меню Рубрики

Народные праздники как средство экологического воспитания

Доклад, в котором представлен цикл занятий «Времена года».

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Это привело к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства, единства человека с окружающим миром. В формировании у детей отношения к природе как к живой приобретают огромное значение.

Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрируя свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в одно целое. Пение, игра на инструментах и танцевальные движения не просто сопровождали ритуальные тексты, но активно включали человека в процесс переживания родства и единения с природой.

Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому отводились свое место и своя роль. Использование принципов организации народного действа на праздниках в школе отвечает стремлению объединить сегодня ребенка и воспитателя, особенно у нас в детском доме.

Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Методическая литература на тему «Народный календарь и дети» разнообразна и обширна. Народный календарь – не просто набор определенных дат, отмеченных ритуалами, это способ выражения народного мировосприятия.

Реконструкция народных праздников, выхваченных из мировоззренческого, культурного контекста, зачастую выглядит искусственно и надуманно. Полноценное функционирование народного календаря сегодня так же нереально, как невозможно возвращение к мировосприятию далекого прошлого для общества, стоящего на иной, еще языческой, ступени развития.

Русский народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляют собой синтез двух религий – язычества и православия. Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Почему символом Воскресения Христа является крашенное яйцо? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа?

Как правило, авторы методических пособий и рекомендаций к проведению фольклорных праздников с детьми не задаются такими вопросами. В результате смысл символов ускользает. А действо приобретает развлекательный характер.

С точки зрения экологического воспитания идеи единства природы и человека более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости. На первом этапе можно ограничиться знакомством с архаическими представлениями славян в рамках тематики «Времена года в русском фольклоре». Достаточно выбрать из огромного объема информации основные, базовые понятия, связав с ними привлекаемые примеры; дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ; познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтапное раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.

Если просто выучить с детьми песенку-веснянку и сказать, что раньше пели такие песни. То она может быстро забыться. А если объяснить, почему эти песни пели, как это было важно, предложить детям пофантазировать, придумать свои действия, тогда старинные тексты оживают, а игра, возникающая на занятии, запомниться.

Можно предложить веселую эстафету – кто быстрее «забросает снежками» снежную бабу. Чья команда закончит игру первой, та и победила.

Задание, которое дети всегда выполняют с удовольствием, — придумывание движений к хороводным песням, игровая драматизация их текстов.

Но сначала необходимо разъяснить непонятные слова или обороты, встречающиеся в тексте.

Собственно фольклорные песни и игры воспринимаются детьми с большим интересом на фоне своего игротворчества.

Цикл занятий «Времена года в русском фольклоре» может быть выстроен следующим образом.

Тема 1. Идея единства природы и человека в народном календаре.

Одушевление природных явлений в фольклоре, обращение к ним как живым существам. Особый настрой чувств наших предков, ощущавших себя частью природы и участниками природных событий.

Тема 2. Осенние праздники и обряды.

Осень – время уборки и урожая, жатва.

Отношение к хлебу в народе – пословицы, поговорки, славильные песни. Участие каравая во многих народных обрядах.

Матушка-Осенина, богини Берегинии, Рожаницы, Лада, Параскева Пятница, Богородица – женские воплощения осени и покровительницы семейного благополучия.

Тема 3. Мифология жилища и хозяйственной деятельности.

Значение семьи в традиционной культуре. Почитание старших членов семьи.

Дом и двор как особое, «свое» пространство, оберегающее жизнь человека от вмешательства чуждых и враждебных сил.

Магические и ритуальные функции окон и дверей. Главные обереги в доме: печь, матица, красный угол. Функциональное хозяйственное назначение всех частей дома, выраженное в названиях углов и сторон. Порядок в доме как оберег и выражение благополучия в семье. Домовой – мифический хозяин дома. Рассказы о домовом.

Сказки, загадки пословицы и поговорки о доме.

Традиции росписи стен и потолков, домашней утвари, вышивка.

Проведение занятий по темам «День рождения домового», «Русская изба», «Оберег».

Тема 4. Зимние праздники и обряды.

Начало зимы в народном календаре со времени окончания всех работ и выпадение первого снега.

«Золотые вечера» — зимние святочные посиделки с песнями, сказками, загадками и гаданиями. Обряды колядования, детские песни – колядки. Смысл ряжения и его символика.

Масленица. Ритуальная еда. Игры и забавы на масленичной неделе. Родительские вечерки.

Тема 5. Весенние праздники и обряды.

Начало земледельческого круга работ, начало годового круга с пробуждением природы. Возрастное соотнесение жизни природы и жизни человека: необходимость участия детей в весенних обрядах.

Праздники птиц – вестников весны. Обережные символы птиц в вышивках и росписях.

Праздники Егория – покровителя пастухов. Загадки о домашних животных.

Древнее значение Пасхи как праздника пробуждения природы, торжества жизни.

Тема 6 . Летние праздники и обряды .

Семикова неделя. Праздник березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки.

Образ Ярилы – летнего солнца, стоящего в зените. Ритуальные поклонения солнцу как божеству. Петух – образ солнца. Песни и сказки про петуха.

Праздник Купалы. Значение воды, огня, земли в это время.

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала помогают детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем представлении.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Сознание любого народа экологично в своей основе, поскольку строится на гармонии человека с природой. Приобщение детей к вековым традициям своего народа – естественный путь их экологического воспитания.

источник

Ольга Пилюгина
Народные праздники как средство экологического воспитания детей 6–7 лет

Педагогический смысл народных праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком

В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, глубже осознает, как надо поступать в том или ином случае.

Обозначим общие требования к организации работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края. Во-первых, данная работа должна носить целостный системный характер, т. е. охватывать все направления педагогического процесса (воспитательное, образовательное, развивающее, вовлекать в педагогический процесс членов семьи ребенка и т. д.

Во-вторых, организация педагогического процесса по ознакомлению с природой должна строиться на сенсорном развитии детей, тактильном, зрительном, визуальном восприятии окружающей среды. Чтобы знания нашли отражение в поступке, они должны многократно закрепиться в разнообразных жизненных ситуациях, близких и понятных ребенку. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок «прожил» эту ситуацию.

При соблюдении этих требований дети оказываются планомерно и последовательно вовлеченными в систему работу по ознакомлению с природой родного края; они занимают активную позицию в изучении материала, соприкасаются с близким природным миром, усваивают нормы поведения в природе, непосредственно воспринимают предметы и явления окружающего природного мира, накопляют и систематизируют разнообразные знания и природных объектах своей малой родины.

Выделим типы праздников и виды развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем:

праздники, имеющие целью дать детям конкретные представления о природе родного края на основе непосредственного или опосредованного восприятия объектов природы;

праздники, способствующие углублению и систематизации знаний детей о природе родного края;

праздники, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к объектам родной природы.

Исходя из этого, определяем место организации и проведения экологических праздников и досугов со старшими дошкольниками. Местом проведения праздника может быть как помещение ДОУ, так и непосредственная природная обстановка: парк и т. п.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью, снежной и ледяной скульптуре (зимой, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, пробуждает любовь к своей Родине и природе как ее важной части. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные танцы. Важным моментом праздника является совместное (дети, педагоги и родители) исполнение торжественных песен, что символизирует любовь к Земле всех людей.

Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых дети хорошо знают. Поэтические праздники могут носить сезонный характер: например, в сценарий «Зимушка-зима» включаются стихотворения разных мордовских поэтов – дети узнают, что красота зимы у многих вызывает сильные чувства.

Широкое распространение в практике экологического воспитания в настоящее время получили досуговые виды деятельности, такие как проведение викторин, отгадывание кроссвордов. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.

Досуги на самые разные темы организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними). Например, досуг «Елка для кукол» может быть проведен в конце декабря во всех возрастных группах, он станет своего рода репетицией перед большим праздником. К этому времени дети уже знают много новогодних песен, игр, стихотворений. Воспитатель готовит елку для кукольного уголка, дети украшают ее, наряжают кукол в чистые и красивые одежды, сажают на стулья. Ребята-артисты выступают перед ними, берут их в некоторые игры, а потом вместе пьют чай, угощая кукол печеньями, конфетами.

В качестве методической рекомендации по организации праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края выступает активное включение в данную работу игровой деятельности. Дошкольный возраст характеризуется ведущей игровой деятельностью ребенка. Введение игры, создание разнообразных игровых ситуаций – важная особенность педагогического процесса. В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, национальным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения в природе. Игры для детей – серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни.

Дидактическим материалом служат картинки с изображениями птиц, кормушки. В начале игры педагог сообщает, что сегодня в детский сад прилетели друзья – птицы, достает и показывает перелетных птиц, называя их. Вместе с детьми рассматривает и описывает их. Знакомых птиц называют сами дети. Далее педагог предлагает детям взять по одной понравившейся им птице и назвать ее. Затем педагог знакомит детей с зимующим птицами. Наконец показывает детям нарисованную кормушку и предлагает найти зимующих птиц и посадить их в кормушку. Говорит, что зимой мало корма, птицы голодают, поэтому мы должны помогать им – подкармливать их хлебными крошками, зернышками.

Для активизации мыслительной деятельности дошкольников эффективны игры-описания; основная их цель – учить детей узнавать объекты природы по описанию педагога. Материалом служат группы предметных картинок с изображением объектов природы (овощей, фруктов, животных, растений). В ходе игры воспитатель подробно описывает один из представленных предметов, называет форму, окраску и вкус, затем предлагает детям показать и назвать этот предмет. Если ребенок справился с заданием, взрослый описывает другой предмет, и его называет другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока дети не угадают по описанию все предметы. После того как дети усваивают знания о какой-то группе объектов природного мира родного края, педагог усложняет данные игры: описание предмета дается в загадках.

Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Обновление системы специального образования невозможно без тесной взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей воспитанников. В семье предоставляется больше возможностей по организации разнообразных встреч с природой, наиболее широко и полно возможно организовать досуг детей для ознакомления их с природой родного края.

Например, в воскресный день по рекомендации педагога родители едут с детьми в лес, на водоем, собирают природный материал для поделок (шишки, желуди, определяют лекарственные травы или редкие растения. Педагог руководит наблюдениями родителей с детьми: помогает наметить план прогулки, отобрать объекты для наблюдения, предлагает вопросы для обсуждения. Итоги воскресных семейных прогулок в природу (рассказы, рисунки детей, фотографии, дневниковые записи родителей) помещаются на специальном стенде. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир.

Родители могут помочь ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: культурное, уважительное отношение людей друг к другу, преобразование облика города и др.

Итак, основные задачи организации праздников и развлечений по ознакомлению дошкольников с родной природой сводятся к следующим:

воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

– дать элементарные сведения о животном и растительном мире Мордовского края;

– развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

– формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Итак, процесс экологического воспитания детей 6-7 лет посредством народных праздников возможен, при условии:

• отбора содержание знаний о природе Мордовии старшим дошкольникам с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с природой;

• использования идей и традиций народной педагогики, способствующих накоплению положительного нравственно–ценностного опыта взаимодействия с природой;

• продуманной организации детей, оформлении групповой комнаты (или зала, дидактического материала, способов активизации и поощрения детей;

• целенаправленной работы и тесной взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Вечность и актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Она одна из основных задач общества.

Осенние праздники с элементами экологического воспитания Чуть-чуть с запозданием провели наконец и мы осенние праздники. На осеннем празднике дети познакомились с Куркушей-душенькой, узнали что.

источник

Отчуждение от природы, игнорирование её законов, нещадная эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам, в конечном итоге привели к тяжелым экологическим последствиям. Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие промышленности изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к отчуждению человека от природы.
Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде как системе жизни человечества и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, конечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, поэтому нужно формировать новые экологические традиции, не забывая старые.
Все эти условия привели к необходимости создания программы, реализация которой будет способствовать не только повышению экологической культуры детей, но и их духовному обогащению. Создание программы «Юные экологи» (приложение 1) обусловлено и целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру. А в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал экологического воспитания и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей. Кроме этого, использование прибауток, скороговорок (приложение 6), пословиц на любом учебном занятии – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.
Программа дополнительного образования детей «Юные экологи» направлена на повышение экологической культуры детей через включение в учебный материал народных сказок, пословиц и поговорок, загадок, легенд, ведь в них содержится колоссальный опыт наших предков, которые тысячелетиями наблюдали, сопоставляли, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним (приложение 8, приложение 9).
В настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в раннем возрасте. Специфика экологических знаний состоит в том, что они базируются на системе знаний из многих наук. Дети должны усвоить, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии. И здесь на помощь приходит народная педагогика. Новизна опыта в том, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме: в форме повествования, кратких афористических изречений, игры. Яркие образные поучения легко запоминаются детьми. На чувственном уровне дети получают представления об универсальности.
Экология в этносе занимает особое место среди разнообразных средств воспитания экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры – мифологию, религию, творчество. Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в не писаных законах и правилах взаимоотношениях с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.
В последнее время наблюдается повышение интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся различных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.
Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным количеством экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа – сокровищница народной культуры, народной экологии. Л.Т.Ионин писал: «Уничтожьте традицию и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, но неизбежный процесс умирания».
И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Важное место отводится загадкам (приложение 2). Народные загадки – эффективное средство экологического воспитания школьников. Загадок много. Есть загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер и с древних времён представляют великолепный учебный материал. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий школьников сведениями о представителях растительного и животного мира, углубляющий экологические представления. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими.
Особое внимание уделяется пословицам (приложение 3), в которых заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершенности мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.
Народная память хранит множество примет (приложение 4), которые являются народной наукой, так как являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.
Огромным педагогическим потенциалом обладают сказки (приложение 5). Народная сказка – это нравственный урок. Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. И эти уроки пронизывают всё сказочное наследие. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней.
Большое воспитательное значение в экологическом воспитании имеют праздники, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.
У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у малых этносов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли выжить, а особенно в наших климатических условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в программу включено изучение культуры коренных жителей: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой.
В традиционной культуре наших предков ребёнок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что окружающий мир и человек созданы по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношении с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям. Исправить это не возможно пока человек:

  • не осознает своё родство и связь с природным окружением, общим домом всех живых существ;
  • не откажется от устоявшихся стереотипов мышления, что в этом доме всё для него;
  • не избавится от беспечности и осознает ответственность за судьбу всего живого;
  • не овладеет новой стратегией гармоничных взаимоотношений с окружающим миром.
Читайте также:  Как лечить сальпингоофорит народными средствами

Поэтому важно основы экологической культуры закладывать в детстве. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Основными идеями всей деятельности являются:

  • идея дома (от своего дома, малой родины к пониманию глобального мировосприятия – «Земля наш общий дом»);
  • идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);
  • идея труда в преобразовании окружающей среды.

А изучение экологического опыта народа позволяет сформировать у ребёнка систему нравственных ценностей, новый взгляд на окружающий мир и своё место в нём.
Образовательная программа «Юные экологи» направлена на повышение экологической культуры детей, а включение в содержание учебного материала мифов, легенд, сказок, пословиц и поговорок, одухотворённых и очеловеченных образов природы настраивает ребёнка на особое отношение к природе – как живой, нуждающейся в участии человека, взаимодействующей с ним. При этом учитывается и то, что самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребёнка к природе и обществу. Природная чувствительность его направлена на познание окружающего мира, в первую очередь, природного, на активное присвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Знакомясь с народным творчеством, ребёнок на чувственном уровне получает представления об окружающем мире.
Дети изучают произведения народного творчества, традиции, знакомятся с предметами прикладного творчества на протяжении всего курса. При изучении раздела о неживой природе дети знакомятся с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами, связанными с поклонением солнцу, так много значившему для людей в древности. На занятиях также используются поверья о камнях, их культовой роли, о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Ярило-солнце, Весна-красна, Морозко олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами.
С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание («Кто рубит леса, тот сушит места, гонит от полей тучи, готовит себе горя кучи; а кто лес сажает да сеет, тот влагу на полях имеет», «Одно дерево посадил, уже не зря жизнь прожил»), а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт («Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой»). На занятиях дети знакомятся с традициями, связанными с растениями (Ивана Купала, Троица, Новый год). Особое внимание отводится символу нашей Родины – берёзе, о которой народом сложено множество произведений.
Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни.
В нашем многонациональном городе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважение отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки. Поэтому на занятиях уделяется внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности. Дети знакомятся и с праздниками народов Севера, которые и в настоящее время верно хранят экологические заветы и традиции предков.
Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий. Это и посиделки, литературные гостиные, круглые столы, экскурсии, игры, викторины, практические занятия, праздники. Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек.
При работе со сказками дети читают, прослушивают, смотрят видеофильмы, рисуют, иллюстрируют, собирают мозаику, сочиняют, фантазируют. Самые разнообразные учебные задания используются и при работе с загадками. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Естественно, содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование. При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Ребята учатся и сами составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении.
При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас.
На занятиях по программе «Юные экологи» проводятся и практические занятия по изучению и изготовлению предметов прикладного искусства. Дети не только изучают природные ископаемые, но и знакомятся с тем, как народ использовал их в своих промыслах.
При изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о русских богатырях, традициями русской кухни (приложение 7), пословицами и поговорками («Держи живот в голоде, голову в холоде, а ноги в тепле», «Болен — лечись, а здоров — берегись», «Где здоровье, там и красота»). Устраиваются посиделки, где дети изучают традиции русского чаепития, целебные свойства наших трав.
Использование произведений народного творчества позволяет деятельность по изучению окружающего мира сделать более творческой, желанной и интересной для ребёнка, развить его врождённый познавательный интерес. Стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого учебная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни.
В основу написания программы «Юные экологи», кроме литературных источников с произведениями народного творчества и обобщенного собственного опыта работы с младшими школьниками, знания общеобразовательных программ по природоведению легли и научно-популярные издания: «Экологическое образование», «Биология в школе», «Начальная школа».
Программа «Юные экологи» может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продлённого дня, воспитателями старших и подготовительных групп учреждений дошкольного образования; в тех учреждениях, где пришло понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. И особую роль в этом занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст.
Формирование экологической культуры школьников через использование произведений народного творчества возможно при выполнении следующих условий:

  • наличие литературы или копилки с народными загадками, пословицами и поговорками, сказками, мифами и поверьями, скороговорками, приметами;
  • наличие сценариев и описаний традиций и праздников;
  • владение педагогом художественными средствами, артистизмом, высоким педагогическим мастерством;
  • активное участие всех ребят.

В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, присвоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви к Родине, гордости, приобщить к культурному наследию.
Данный опыт работы даёт возможность:

  • разнообразить методы и формы экологического воспитания;
  • привлечения большего количества детей к изучению своей культуры;
  • углубления эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитания чувства патриотизма у детей с раннего школьного возраста.

источник

По мнению А.М. Богуш одним из наиболее важных и эффективных средств экологического воспитания являются обряды и праздники [4].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Белорусские сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество — нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.

Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка — школьника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования — дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении — воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы — частица этого мира.

Читайте также:  Сопли ручьем у взрослого народными средствами

На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Главной целью экологического воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением экологического опыта, наследование духовного достояния белорусского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями — формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними, формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире, развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современная система праздников — это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение [27].

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника по мнению А.М. Богуш являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества [4]. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

источник

Влияние народных праздников и природоведческих обрядов на экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Передача экологических знаний. Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников. Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.


Два последних десятилетия — это период становления экологического образовательного пространства. В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Непрерывное экологическое образование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организации и управление. И понимать это надо с детства.


Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.


Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для экологического воспитания.


Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.


Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с экологическим воспитанием, с традициями находятся народные праздники и природоведческие обряды. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Обрядами (или ритуалами) называют такие формы поведения, которые сложились исторически, для которых характерны: стереотипность, повторяемость без изменений и символичность.


В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние народных праздников и обрядов природоведческого содержания на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста».


Объектом исследования является процесс экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.


Предмет исследования — влияние народных праздников и природоведческих обрядов на экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.


Гипотеза исследования: народные праздники и природоведческие обряды влияют на развитие экологического воспитания дошкольников.


Цель исследования — выявить эффективность влияния народных праздников и природоведческих обрядов в экологическом воспитании дошкольников.

1. Раскрыть основные понятия: «экологическое воспитание», «обряды», «традиции»;

2. Изучить белорусские народные обряды и праздники и определить их влияние на экологическое воспитание дошкольников;

3. Разработать комплекс мероприятий — на занятиях и в повседневной жизни — по повышению уровня экологического воспитания дошкольников среднего возраста;

4. Провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта, наблюдение за деятельностью дошкольников, классификация, систематизация и обобщение полученной информации, педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Научная новизна исследования состоит в характеристике научной освоенности проблематики задействования богатств народных праздников и природоведческих обрядов для развития у детей среднего дошкольного возраста экологического воспитания, в выявлении и научном представлении актуальных противоречий процесса влияния народных праздников и природоведческих обрядов на экологическое воспитание, в формировании ценностей экологической культуры на общеличностное совершенствование дошкольников, в разработке методики определения актуального состояния основ экологической культуры средствами народных праздников и природоведческих обрядов у дошкольников.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в установлении и педагогической демонстрации образовательно-обогащающего потенциала народных праздников и природоведческих обрядов, в составлении, теоретическом и опытно-экспериментальном обосновании в качестве оптимальной совокупности рациональных общеметодических приемов повышения образовательно-воспитательной продуктивности народных праздников и природоведческих обрядов, используемых в процессе экологического воспитания дошкольников.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМИ ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ


Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В настоящее время авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребенка. Так, М.А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития; детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше». Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, то есть, с 2-3 лет. Программа Ж.Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста. Н.А. Рыжова отмечает, что при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о нем по отношению к детям раннего возраста. Однако в содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возрастов существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими возможностями. Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове» [2, с. 9].


Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л. Бобылевой, играет формирование у детей познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой — его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств [3, с.3].


Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Интерес к природе, подчеркивает Л. Бобылева, проявляется: — в стремлении познать природу (живую и неживую); — в чтении (слушании) книг о природе; — в деятельности по защите природы; — в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации; -в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование). В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности. В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении ДОУ природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе) [7, с. 278].


Психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что характер социального поведения ребенка зависит, прежде всего, от приобретаемого им эмоционального опыта. Накопление положительных эмоциональных переживаний формирует у него доверие к миру, стремление к гуманистически направленному взаимодействию с окружающим с окружающим. Негативный эмоциональный опыт, напротив, обусловливает формирование неадекватного поведения. Однако часто в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые уделяют недостаточно внимания обогащению его эмоционального мира, провоцируя тем самым развитие негативных проявлений в его характере. Для экологического развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром природы. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоциональных переживаний предоставляет общение с природой. Проведенные психолого-педагогические исследования Т.А. Марковой и Т.Н. Виноградовой показывают, что эмоциональный опыт, приобретенный дошкольником при взаимодействии с природой, включает как позитивное, так и негативное содержание. Ценным в нем является положительно окрашенное отношение к привлекательным, на взгляд ребенка, объектам природы, прежде всего — к животным, наделенным развитыми чувствами и способностью их активно проявлять. Дошкольники с интересом наблюдают за ними, эмоционально положительно откликаются на проявление их жизни — движения — движения, звуки, способы поведения, реакции на людей, заботу о потомстве: улыбаются, комментируют поведение животных [10, с. 15].


С привлекательными внешне животными дети нежно общаются, называют их ласковыми именами, «очеловечивают» их. С такими животными пытаются организовать совместные игры. Подобное взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжелательности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желание общаться, помогать, заботиться. Поддержание взрослым ценного детского опыта, создание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения дошкольников к природе. Вместе с тем эмоциональный опыт взаимодействия ребенка с природой может иметь и негативную окрашенность. В чем это выражается? Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающимся и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним. Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления позитивных эмоций — удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку), радости (например, от помощи маленькому жучку или червячку) — ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам. Позитивный эмоциональный опыт также не свойствен отношению дошкольников к растениям. Нередко они «опредмечиваются» детьми, в общении с ними проявляется равнодушие или бездумные действия, особенно по отношению к дикорастущим видам. Отношение детей к ним часто не отличается от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. Во многом подобные поступки объясняются тем, что многие дети не считают растения живыми. Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются. Комнатные и садовые растения чаще вызывают положительные эмоции детей, особенно во время цветения и появления плодов. Дошкольники их оберегают, за ними ухаживают, по отношению к ним реже допускают неразумное поведение. Однако при этом мотивом заботливого отношения выступает не признание растений живыми, а их польза для человека или принадлежность ребенку. В таком небрежном, прагматичном отношении к растениям дети привыкают рассматривать другого с точки зрения его полезности, живое существо теряет свою самоценность. При невнимательном отношении к этому взрослого упускается возможность формирования у дошкольников удивления, любопытства к привычным обитателям уголка природы — ценных эмоциональных переживаний, лежащих в основе познавательного интереса. Т.А. Виноградова отмечает, что нередко способом познания природы в дошкольном возрасте становится экспериментирование над живыми существами. Так, дети отрывают насекомым крылья, ноги, обрезают кошкам усы, разрывают дождевых червей, удовлетворяя познавательный интерес. При этом дети не расценивают свои действия проявлением зла, не осознают их причиной страдания и гибели живого существа. Характерно, что негативные действия дети применяют преимущественно к тем объектам, которые слабее их. К живым существам, которые могут «ответить» на подобное обращение с ними, отношение детей более осмотрительное. Это связано с необходимостью обеспечения собственной безопасности. В таком взаимодействии с природой дети примеряют на себя роль ее властелина, привыкают действовать с позиции силы, обижать слабого, не считаться с состоянием и желаниями окружающих. Достаточно часто можно наблюдать ситуацию, когда дошкольники создают животным или растениям условия, комфортные для человека, не учитывая своеобразия реальных потребностей природного объекта. Подобные действия приводят к неблагоприятному состоянию, а нередко и к гибели животного. Нужно заметить, что в большинстве случаев дети вовсе не желают живому существу зла. Накопление такого опыта взаимодействия с животными и растениями препятствует развитию у ребенка положительной оценки себя как носителя добра, помощника и защитника, формируют отрицательный образ «Я». Наблюдения показывают, что ярко проявляя положительные эмоции к живым существам в благоприятном состоянии, многие дети остаются эмоционально глухими к их плохому самочувствию и страданию. Дети могут привыкнуть равнодушно, бессердечно и даже жестоко относиться к слабым, судить об объекте не по существенным, а по внешним характеристикам, упражняются — пока неосознанно — в негативном взаимодействии с окружающим [15, с. 121].


Между тем дошкольный возраст — это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в этот период опыт эмоционально позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь. Что важно сделать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательности и эмоциональной отзывчивости? Вначале важно определить, какой ценный эмоциональный опыт может накопить ребенок при взаимодействии с природой. Сначала это положительные эмоциональные проявления дошкольника к конкретным животным и растениям, затем — более осознанное и действенное отношение к ним, и наконец — устойчивое гуманно-ценностное отношение к широкому кругу природных объектов [17, с. 33].


Поначалу ребенок учится сопереживать: отражает чувства, эмоционально передаваемые взрослыми, — «заряжается» его эмоциями. Поэтому взрослый должен стать для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе: проявлять удивление, интерес к ней, удовольствие от общения с ней; восхищаться природными объектами, явлениями, добрыми поступками людей; испытывать радость от хорошего самочувствия живого существа, сочувствовать живому, находящемуся в беде, и так далее. Умение ярко выражать свои чувства, вызывать ответный эмоциональный отклик — важное условие пробуждения сопереживания у малышей. Т.А. Маркова считает, что для того, чтобы эмоции детей не стали слепым копированием проявлений взрослого, необходимо обеспечить развитие у них адекватных социальных ориентаций. Дошкольники должны понять, почему в разных ситуациях люди проявляют различные чувства. Осмысление этого связано и с освоением детьми правил и норм отношения к природе, обогащением представлений о живом, его потребностях, условиях жизни, сложившихся связях. Освоение знаний о живом через эмоциональное переживание позволяет малышам осознать важность гуманного отношения к живому, понять и принять правила поведения в природе. Наконец, взрослому важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных ситуациям эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут «проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой.

1.2 Понятие и задачи экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Читайте также:  Как вывести песок из мочевого народными средствами

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении — это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности — показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности [21]:

* сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

* практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

* создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

* общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);

* экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

* речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

* наблюдение — самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

* просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

1.3 Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников

По мнению А.М. Богуш одним из наиболее важных и эффективных средств экологического воспитания являются обряды и праздники [4].

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Белорусские сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои украинского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение.

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество — нравственность, и ее надо прививать, ей необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.

Природа — это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка — школьника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Начальное звено в системе непрерывного экологического образования — дошкольное детство. А главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении — воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы — частица этого мира.

На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления у дошкольников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Главной целью экологического воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением экологического опыта, наследование духовного достояния белорусского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями — формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними, формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире, развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания. Как говорил М.Г. Стельмахович современная система праздников — это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение [27].

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы: принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.

Для системы дошкольного воспитания немаловажное значение имеет именно принцип дифференцированного подхода, позволяющий создать гибкую систему воздействия на детей. В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника по мнению А.М. Богуш являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества [4]. Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную. Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

1.4 Специфика проведения праздников и обрядов природоведческого содержания для детей среднего дошкольного возраста

экологический воспитание дошкольный народный

Основными формами и методами приобщения детей к национальной культуре являются:

· специально-организованные занятия по ознакомлению с народным искусством (например “Народныя майстры Беларусі”, “Знаёмства з працай ганчара” и др.);

· создание музейных экспозиций;

· выставки, организованнные в детском саду;

· встречи с народными умельцами и посещение мастерской художника;

· рассматривание иллюстраций к белорусским народным сказкам, изделий декоративно-прикданого искусства, ремесленных изделий;

· дидактические и сюжетно — ролевые игры (“Упрыгожым ляльцы хату да свята”);

· чтение произведений и инсценировки;

· прослушивание белорусских мелодий, исполнение песен, народных танцев) и др.

Выше перечисленные формы и методы реализуются через разнообразные виды деятельности детей в дошкольном учреждении.

Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства [22].

В планирование образовательной работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет, необходимо включать такие темы: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наша Родина — Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник — День Победы», «Корма—мой родной городской посёлок» [23].

Воспитателям необходимо так организовать работу с детьми по расширению и пополнению знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.

С этой целью необходимо использовать разнообразные виды организации игровой деятельности [24]:

1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2) Подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

3) Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».

5) Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др. Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве» (Хто жыве ў Віцебску, Гомелі іг.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Узнай и назови знаменитые места г. Минска», «Что за место, в каком городе оно находится», «Что бы ты рассказал о Минске, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси» и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства.

6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення), «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

1. Ведущую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей познавательного интереса к природе.

2. В процессе экологического воспитания имеют место следующие виды деятельности: сюжетно-ролевая игра, практическая деятельность, создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе, общение с природой, экспериментирование, речевая деятельность, наблюдение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания.

3. Одним из наиболее важных и эффективных средств экологического воспитания являются обряды и праздники.

4. Главной целью экологического воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением экологического опыта, наследование духовного достояния белорусского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

5. Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.

6. Выделяют следующие функции народных праздников: развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую, рекреативно-оздоровительную.

7. Большую роль в приобщении дошкольников к национальной культуре Беларуси занимают организация этнографических выставок, работа в музеях, созданных в дошкольных учреждениях, проведение праздников, ознакомление дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства.

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ И ПРАЗДНИКОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения.

Педагогический эксперимент, проведенный нами с 1ноября 2014 г. по 1 апреля 2015 г. на базе ДОУ «Тополек» д. Люшнево Барановичского района проходил в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

В педагогическом эксперименте принимали участие 10 дошкольников 4-5 лет, составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет).

2.1 Констатирующий эксперимент

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

— во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

— во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников представлены в Приложении 1.

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблицах 1-2 и Рис.1.

Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

Уровень сформированности экологических знаний

источник