Меню Рубрики

Народные праздники как средство патриотического воспитания

Светлана Чумакова
Народные праздники в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей. Люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны. (Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков).

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Под патриотическим воспитанием детей подразумевается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Проанализировав уровень развития детей, пришла к выводу, что одним из средств нравственно – патриотического воспитания детей будут служить народные праздники и традиции, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем.

Свою работу, я начала с составления проекта «Народные праздники», опираясь на который последовательно и систематически развивала у детей познавательный интерес к культуре и истории своего народа.

В ходе реализации проекта были охвачены календарные русские народные праздники и обряды. Составила картотеку народных игр, песен, хороводов, закличек, используемых в народных праздниках, фонотеку народных мелодий.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Особое место отводила фольклору. Дети учили сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, которые позже использовала в сценариях народных праздников. Традиционно раз в месяц отмечаем «именины». На них приглашаем родителей. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои сказок, проводим народные игры, пляски, хороводы. Детей подвожу к тому, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Но самое главное – дети усваивают правила гостеприимства, которыми славится русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «какова хозяйка – таков и стол».

В октябре стараюсь провести «Осеннюю ярмарку» с участием скоморохов, ученого медведя, выставкой предметов народного искусства. Такие праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Народные праздники всегда связаны с игрой, но к сожалению, они почти исчезли из детства. Поэтому стараюсь заучивать с детьми народные игры, а затем использую их в сценариях обрядовых праздников.

Каждый год со старшими дошкольниками я провожу знакомство детей с рождественскими колядками. Дети меняли свою внешность и шли по группам, где пели: Коляда, коляда!

Дети угощали колядовщиков. А потом все шли в музыкальный зал, где играли в народные игры «Бабка Ёжка», «Башмачник», Прялица». А потом съедали угощение.

С наступлением весны провожу народный праздник «Масленица» или «Проводы зимы». Дети собирались на улице, на украшенном участке. Выбегали Скоморохи, проводили с детьми народные игры «Горшки», «Горелки», «Водить козла». Дети отгадывали загадки. Затем выносим чучело Масленицы, ставим ее в сугроб и поем:

В конце все угощались блинами».

Любят дети и праздник «Пасхи» с колокольным звоном, куличами и расписными яйцами.

Таким образом, в своем опыте работы я опираюсь на духовно – нравственный потенциал отечественных традиций. Благодаря знакомству детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И возрождать то, что способствует нравственному совершенству человека.

Национальная деревня В нашем многонациональном Оренбуржье есть уникальный комплекс -Национальная деревня, расположенный в городе Оренбург. Представителям.

Проект «Формирование основ духовно-нравственной личности в процессе приобщения к истории и культуре родного края» В настоящее время назрела острая необходимость возрождения русских культурных традиций в духовно-нравственном, культурном, патриотическом.

источник

Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

музыкальный руководитель высшей категории

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры – фольклор. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Однако долгие годы народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию. Сегодня идет активный поиск новых, более современных методов массового музыкального образования и воспитания, формирование культурных потребностей ребенка и его эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную систему, но и как средство для развития нравственно-патриотических чувств и формирования творческих способностей личности.

Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:

— «Святки», которые длятся две недели.

— «Масленица» — длится одну неделю.

— «Зеленые святки» или «Троица» — 3-4 дня.

— «Ивана Купала» — одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).

— «Осенины» — 4 дня (солнце начинает слабеть).

Повторялось они по календарю из года в год, отсюда и получили название календарных праздников. Церкви не нравилось, что люди поклоняются своим идолам и, чтобы как-то отвлечь народ, церковь свои христианские праздники приурочила к народным. Народ не отказался от своих обычаев и, наряду с христианскими праздниками, продолжал праздновать свои.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживаются язычество и христианство. Дни от Рождества до Крещения назывались Святками. Зимние Святки были шумным и веселым праздником. Колядовщики ходили по дворам и пели колядки (специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье).

Первая колядка звучала во дворе. Дети вставали под окнами и пели: «Пришла Коляда накануне Рождества…». Вторую с пожеланиями запевали в горнице под палицей. Считалось, что в этом случае пожелания обязательно сбудутся. Если хозяева были жадными и дарили колядовщикам не по достатку, пели корилку, грозили, что им не будет благодати в этом году. Уходя, пели прощальную: «…шишел-вышел в лес пошел, за собою нас увел!»

Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. Угощали конфетами, пряниками, рождественским печеньем в виде фигурок домашних животных.

Обойдя все избы, молодежь собиралась в выкупленном ими доме, где проводились рождественские игрища, делили подарки и все веселились, шутили, смеялись, а затем начинались посиделки.

Первая неделя Святок носила название – «Святые вечера», а вторая – «Страшные». В эту неделю молодежь гадала. Гадания начинались в «Васильев вечер» – с 13-го на 14-е января. Типичной темой крещенского гадания у девушек были замужество, желание узнать свою судьбу. Гадания были разные: связанные с водой, воском, зеркалом и т. д. В крещенскую ночь молодежь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями, играми, гаданиями.

МАСЛЕНИЦА – это древний народный праздник, который не закреплен за определенным числом и относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывала верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений – вот народ и стремился повеселиться «впрок». Название же «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё можно было употреблять – вот и пекли блины масленые.

Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, которое говорит о том, что надо делать.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать явст – значило в старину: жить в горькой беде.

Вторник — «Заигрыши». В этот день начинались веселые игры: состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводились кулачные бои, много пели, плясали, а за потеху и веселье угощали блинами. Больше всего любили катание с ледяных горок.

Среда – «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи, все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, были блины.

Четверг – «Разгуляй». Масленица набирала силу. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку». Главное действо дня – взятие снежного городка.

Пятница – «Тещины вечера». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и её родню приглашали к обеду.

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам.

Воскресенье – «Прощеный день». В этот день весело прощались с Масленицей. Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Дарили подарки куму и куме, занимались благотворительностью.

В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством.

сказал: «В этом пестром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым: олицетворение и сожжение Масленицы, скоморошеские игры, заморские и народные, относятся к остаткам от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими заимствовано от миролюбивого христианства».

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ – шестая неделя Великого поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье, когда совершались все основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви и приговаривать: «Верба хлест, бей до слёз. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Еще в Вербное воскресенье устраивались детские базары с увеселением и продажей всевозможных сладостей.

РАДОНИЦА — КРАСНАЯ ГОРКА. Так называется первое воскресенье после пасхи. Наименование этого дня ведет свое начало от седой древности. Горы на заре народной жизни у всех славян почитались священными и поэтому являлись местом совершения большинства обрядов и связанных с ними обычаев. «Красный» — прекрасный, веселый, радостный, молодой. Отсюда и название праздника воскресшей весны – КРАСНАЯ ГОРКА.

Дождавшаяся Красной горки молодежь еще веселее красна солнышка играет, затевая хороводы по красным пригоркам-холмам, «заплетая плетень», величая Весну Красну.

ТРОИЦА — ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ. Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества.

Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли. В этот день везде были слышны веселые песни, по улицам носили изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами березку. В окрестных рощах девушки «завивали» — связывали ветвями – молодые березки, проходили под их зелеными сводами с поцелуями и особо приуроченною песнею:

Нам с тобою не браниться – дружиться!

Затевали хороводы, посвященные «березке-березоньке», воздавая особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богине весны.

ИВАН КУПАЛА. После Троицына дня главным летним праздником у нас в народе является Иванов день, называемый в просторечии Иваном Купалою. Справляется он 23 и 24 июня, во время летнего солнцестояния.

В древности в честь бога-огня, бога-солнца, бога – грома зажигались во время летнего солнцеворота праздничные огни. Этот обычай сохранился и до наших дней. При первой вспышке пламени собравшаяся молодежь откликается огню веселыми купальскими песнями. Девушки, разодетые во все яркое и пестрое и убранные цветами, и парни, взявшись попарно за руки, перепрыгивают через пламя, связывая с удачею или неудачею прыжка судьбу своей супружеской жизни.

ОСЕНИНЫ – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета (14 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром.

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить».

Этот день также связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. В обряде похорон принимали участие девушки, одетые в праздничные платья. Они делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы или из кочерыжки капусты). Затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю. Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, старались показать себя всем, а парни выбирали себе невест.

Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, капустники, капустницы. Этот праздник связан с обычаем начинать рубить капусту. Поэтому и повелось у русского человека Воздвижение называть КАПУСТНЫМ праздником. Говорили так: «На Воздвижение чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Воздвижение первая барыня – капуста!», «Смекай, баба, про капусту: Воздвижение пришло».

Капусту было принято рубить всем вместе. Девушки собирались, ходили из дома в дом и рубили капусту, а вечером пили чай, угощались пирогом с капустой, и шло веселье: песни, хороводы, игры, шутки.

Но капустницы проводились не только в деревне, но и в городе, и продолжались они в течение двух недель. На застолья приходили парни, участвовали в веселье, а заодно выбирали себе невест. После Воздвижения начинались осенне-зимние посиделки.

Приобщая дошкольников к народной культуре — народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Планируя музыкально-воспитательную работу с детьми, большое место отвожу беседам о содержании праздника, народным песням, играм, танцам.

Читайте также:  Как лечиться миомы народными средствами

· Дать детям представление о народных праздниках.

· Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.

· Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непосредственном участии в них.

· Колядовщики ходят по группам с пожеланиями добра и здоровья. Поют колядки «Пришла Коляда, накануне Рождества» и др., щедровки «Щедровочка щедровала, под оконце подбегала», посыпают зерном и поют величальную «Здравствуйте, с Новым годом, со всем родом».

· На рождественских встречах гадают: с петушком, со свечами, с водой и др.

· Водят рождественские хороводы, играют в народные игры.

· Встреча Масленицы (наряженного чучела из прутьев) под веселые, масленичные песни «А мы Масленицу сустречаем», «Широкая Масленица».

· Масленичные игры «Катание на санках…», «Две Катеньки».

· Игры-состязания: перетягивание каната, бой подушками, чья команда быстрей перенесет блины на сковороде.

· Прощание с Масленицей, угощение блинами, чаепитие.

· Пение веснянок «Жучик–крючик, паучок», «Кулик-самород» с испеченными из теста «жаворонками», поднятыми вверх.

· Встреча и величание Весны (девочки в весеннем костюме).

· Весенние игры и хороводы: «Как Зима с Весною повстречалися», «Вот уж, зимушка проходит».

· Весенние игры: «Идет матушка Весна», Заря-заряница», «Гори, гори ясно» и др.

· Игры с крашеными яйцами: катание по наклонному желобу, у кого дальше укатится; игра в «битки» — яйца бьются одним концом, у кого крепче.

· Рубка капусты в деревянных корытах железными тяпками, ее засолка с разными приправами: клюквой, морковью, тмином.

· Веселые шутки-прибаутки, загадки о капусте.

· Хороводы: «Вейся, вейся, капустка моя», «В хороводе были мы» и др.

· Угощение пирогами с капустой.

· Знакомство с Параскевой-Пятницей – покровительницей женского ремесла.

· Знакомство с процессом выращивания льна и разнообразием текстильных изделий из него: холстов, полотенец, одежды и др.

· Изучение, исполнение и обыгрывание обрядовых песен «Ленок», «Прялица», «Как же нам, матушка, белый лен сеять?», «Уж мы сеем, мы сеем ленок».

Народные праздники соединяют в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания необходимо для формирования у ребенка основ эстетического сознания, художественного вкуса, становления личности на этапе дошкольного детства.

1. , Антонова праздники в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

2. Аполлон Коринфский Народная Русь — М.: Белый город, 2006.

3. Мы играем и поем. – М.: Школьная Пресса, 2001.

4. Науменко праздники. – М.: Центр – полиграф, 2001.

5. Панкеев праздники. – М.: Яуза, 1998.

6. Чудакова для детей и взрослых. – М.: «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.

источник

Данная статья поможет воспитателям в работе по патриотическому воспитанию

Народные праздники и традиции, занимают особую роль, в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродит ь преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи .

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Изучая с детьми праздники я для себя поставила цель:

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником . Из всего многообразия я выбрала наиболее значимые праздники и составила план проведения народных праздников, его вы видите на слайдах

Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.

«Осенины» , к этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступало время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей . — встреча осени, отмечается в октябре. Мы с детьми подробно изучали этот праздник и после этого вместе с родителями изготавливали поделки из овощей и других даров природы .

Следующий осенний праздник – это «Покров» — этот народный праздник на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Ведь «Батюшка – покров не натопит избу без дров».

Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.

«Кузьминки об осени поминки» — праздник церковный, а назван так в честь памяти бессребреников Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян- святые, покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Изучив историю этого праздника мы с детьми играли в игры проводимые в этот праздник «Кузнецы», «Бой петухов» и разыграли обряд сватовства так как в этот день хлопцы ходили свататься к девчатам

В новогодних праздниках детям наиболее интересны были колядки, они вызвали интерес к прошлому нашей малой Родины, ее культуре и музыкально-песенному искусству. Накануне рождества, парни и дедушки веселой гурьбой переходили от дома к дому и под окнами пели песни – колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого благополучия, добра (за свое пение колядники получали в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди). При подготовке к этому празднику мы вместе с ребятами выучили колядки и пели их друзьям и знакомым, как в старину — вечером. Все обрядовое представление вызывало у детей много радости и смеха. Каждому хотелось принять участие в действии и исполнении какой-либо роли. Причем детям доставляло удовольствие не только исполнение роли, песен – колядок, но и получение за это подарков, а также и выслушивание хвалебных песенок и угощение других детей.

Как правило, в конце февраля празднуем мы один из самых любимейших народных праздников – « Масленицу », она длится целую неделю. Этот праздник делится на три части: понедельник — встреча Масленицы, четверг – разгул, воскресенье – прощание. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые по народной традиции пекли и у нас. На блины зовут гостей и угощают блинами всех. Так же большое значение имеет чучело Масленицы. Его мастерили из соломы, наряжали в красивый наряд и выставляли на самом видном месте, а в последний день праздника сжигали. Проведение этого праздника доставило детям много радости и веселья.

Алексей — с гор потоки. Скромный праздник , приходившийся на Великий пост. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам. Этот праздник связан с первыми ручьями. Первые ручьи! Кто же не любит игру: «Ручеек», в которую с давних времен играли в этот день , еще в этот день мы с детьми изготавливали кораблики, чтобы пускать их в ручьях»

«Вербное воскресенье» . С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей . А мы с детьми изучив историю этого праздника украшали веточки вербы .

Пасха – Светлое Воскресение Христово , считается самым главным праздником христианской церкви . Дети через игры знакомились с народными преметами , обменивались друг с другом яйцами, желали друг дугу здоровья, душевной чистоты . Узнали, что яйцо символизирует возрождение .

Свои впечатления о празднике дети выразили в творческих работах: рисунках, поделках, в составлении рассказов, отражая особенности кубанского края , красоту его природы

Семик — седьмой четверг после Пасхи «Тройца» — считается большим праздником. Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. На семицкой неделе особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами, Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла в народные игры. Ещё в этот день принято водить хороводы. Мы с детьми вспомнили хоровод «Во поле берёза стояла» и играли в игру «Карусель »

Еще один разгульный праздник, с которым знакомились дети – « Ивана Купала» , в основе этого праздника лежат культы воды, огня и солнца. В купальной песенке пелось:

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное — почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогает обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки — это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

источник

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания. Анализ психолого-педагогических основ организации народных праздников как средства гражданского воспитания младших школьников. Изучение системы работы педагога по организации народных праздников.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Народные праздники как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников»

народ праздник патриотизм воспитание школьник

1. Психолого-педагогические основы организации народных праздников, как эффективного средства гражданско-патриотического воспитания младших школьников

1.1 Сущность гражданско-патриотического воспитания

1.2 Влияние народных праздников на гражданско-патриотическое воспитание

2. Изучение системы работы педагога по организации народных праздников и её возможностей

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы

2.2. Анализ полученных результатов

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы.

Каким образом развивается общество, так и осуществляются культурные изменения в обществе, с помощью культуры человек реализует и закрепляет результаты своего интеллектуального развития, передает их в наследство будущим поколениям для дальнейшего умножения. «Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, взлелеяны человеком». Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный быт регулировались реальными условиями — сменой времен года. Со временами года и трудовой деятельностью связывались: календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, пляски, развлечения также были привязаны к земледельческому календарю.

В культуре народа переплелись воззрения людей на мир, уходящие корнями в язычество, с православными представлениями, что привело не просто к механическому соединению этих двух начал, а к новому, своеобразному мировоззрению. Оно отразилось, например, в народных праздниках, языческих по происхождению, с которыми церковь вначале боролась (масленица, семик, Купала и др.), а потом они постепенно вобрали в себя и церковную культуру. Крестьянин плохо понимал истинные причины смены времен года, изменений в природе и считал живыми, одушевленными землю, растения, приписывая всему окружающему одухотворенность.

Все эти представления вошли в обычаи, обряды и фольклор, а позднее были опоэтизированы, стали частью народной эстетики, составили основу национальной культуры.

Особенности крестьянской жизни, когда мир большинства людей замыкался местностью, в которой они жили и которую редко покидали; открытость деревни миру, когда все значительные события семьи были известны всем ее жителям; постоянное общение соседей и родных; совместный труд создавали особые взаимоотношения между людьми, служившие питательной средой для их духовной жизни. Все вместе взятое: образ жизни, труд, представления об окружающем мире привело к закреплению в практике общения определенных правил поведения, регулирующих человеческие отношения. Трудолюбие, взаимопомощь, заботливость, гостеприимство и сердечность, любовь к родным местам стали этическими нормами.

Только рассматривая различные явления и жизненные реалии в совокупности, современный ребенок сможет понять содержание и воспринять форму народного искусства, впитать в себя моральные принципы, сложившиеся в течение веков.

Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра на основе народных праздников создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью формирования гражданско-патриотических взглядов, развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для формирования гражданско-патриотических начал детей младшего школьного возраста.

Объект исследования — процесс гражданско-патриотического воспитания личности средствами игровой деятельности на основе народных праздников.

Предмет исследования — народные исторические средства развития творческого начала младших школьников.

Читайте также:  Смыть светлую краску народными средствами

Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами игры на основе народных праздников будет эффективно при условии:

— систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

— учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

— создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

— изучение специальной литературы по данной проблеме;

— характеристика современного состояния применения народных методов в развитии детей младшего школьного возраста;

— разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;

— проведение педагогического эксперимента по данному исследованию;

— обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

— теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

— наблюдение, беседа, тестирование;

— констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение народных традиций как основы развития гражданско-патриотических начал у детей младшего школьного возраста.

1. Психолого-педагогические основы организации народных праздников, как эффективного средства гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Любая образовательная программа направлена на достижение триединой цели: обучить, воспитать и развить. С учетом этого общие требования к содержанию основных образовательных программ конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. Кроме знаний, умений и навыков, интеллектуального развития личности, важнейшим компонентом образования является также воспитанность гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др.

Российская школа, дореволюционная и советская, несмотря на принципиальное идеологическое различие этих двух образовательных систем, каждая в своих условиях и на своей духовно-мировоззренческой основе в целом успешно осуществляли гражданское воспитание детей и молодежи, способствовали формированию социально активной личности, с чувством ответственности за собственные поступки и причастности к судьбе Отечества.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:

— самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;

— в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;

— быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.

Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных ценностей процесс сложный, многогранный, так как затрагивает сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Понимание гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, заключается, в первую очередь, в формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра.

Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как политической любви к Отечеству, но и морально-нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.

Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.

Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения, рефлексию, повышенную эмоциональность.

Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов гражданско-патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов. Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково-исследовательская деятельность, игра, метод проектов.

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций русской национальной школы.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

В народной педагогике Руси, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. «Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении русских людей, что составляет существо этнопедагогической культуры»

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, русского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» поэтому праздникам посвящено несколько десятков колоритных, емких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник», «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день — праздник»… (В. Даль).

Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник — не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник — не только «неработный день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию.

Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование народных праздников — дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.

Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей — основной, хотя и двойственный по природе, феномен народного праздника. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.

Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве основные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир». Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие — аграрным ожиданиям и достижениям, третьи — счастливым семейным датам и т. д., но все они — проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа. Общенародные праздники для многих одаренных личностей — шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно — религиозной, обрядно — ритуальной, музыкально — песенной или спортивно — физической. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. Детские народные праздники — комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени детей, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур детские праздники — это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия. Детские праздники — не пустое времяпрепровождение для детей, это составная часть их образовательной культурно-просветительской программы.

В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника (обрядовый) и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются:

— «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище — объявление о начале торжества);

— «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины — «до середины» и «после нее»);

— «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Обрядовые традиции народных праздников сохранили свою воспитательную силу «по сей день» и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни.

Любой народный праздник создавался в свое время и на века с позиции «рациональности», т. е. разумности. Иначе говоря, имел для народа (помимо эстетического) еще и непременное практическое значение. С одной стороны, народный праздник выполнял развлекательную функцию, а, с другой, «вооружал» молодых — подрастающее поколение — определенными жизненно-практическими знаниями и нравственными убеждениями, устойчивыми положительными эмоциями. Говоря о функционировании традиционных народных праздников в современной жизни, следует отметить, что на сегодня это проблема, так как мы чаще всего имеем дело ни с их настоящими (архаичными, аутентичными) образцами, а с восстановлением отдельных деталей, порою лишь отдаленно напоминающих свой исходный прототип.

С другой стороны, попытка, хоть и не без погрешностей, вернуть праздникам их исконное ритуальное время, возродить традиционные праздничные формы народной культуры — огромная услуга, оказываемая истории прогрессивным человечеством, своеобразный конечно, но по истине бесценный «подарок» поколений предыдущих поколениям последующим. Для поколений же настоящих — это социально-значимое (ликвидирующее дегуманизацию личности и общества) заполнение в сознании людей, возникшего в результате бесконечных государственных реформ и перестроек жизни, культурного вакуума, вызванного, по утверждению специалистов, именно исчезновением из жизни наших современников элементов традиционной народной обрядово — праздничной культуры. В этом смысле проблема рациональной организации народного праздника становится целью изучения специфики вопроса культурологами, педагогами, социологами и др. специалистами.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и самобытность. И тем более не приложимо определение «отсталый» к тому или иному народу. Словосочетание «отсталые народы» изжило себя, оно научно несостоятельно. Пока что «вершинами» научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа измерять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем интенсивнее происходит разрушение традиций, т.е. разрушение народной культуры.

В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации.

Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Например, евреи, потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество — это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ — это историческая личность, индивид — целостный образ человека, человеческая личность.

Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная же жизнь дополняет эти праздники новыми элементами.

2. Изучение системы работы педагога по организации народных праздников и ее возможностей в гражданско-патриотическом воспитании

Разрабатывая программу приобщения младших школьников средствам народной педагогики, мы опирались на теоретические и опытно-экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики, учитывали, как осуществляется воспитание младшего школьника на основе народной педагогики в семье и школе.

Прежде чем приступить к разработке программы эксперимента, было изучено реальное состояние использования народных традиций школьниками 1-3 классов. Экспериментальная работа проводилась на базе Нижнеомской средней общеобразовательной школы №2.

Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

Реализация их на практике проходит комплексно. Для этого мы разработали систему игровых занятий, которые могут проводиться как факультативные. Цель занятий: развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; воспитание детей на основе народной педагогики; помощь детям по изучению народных традиций, семейная народная педагогика.

Читайте также:  Народные средства от папилломы в мочевом пузыре

Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, творческие работы детей, коллективное сочинение сказок, рисунков и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по группам: составить незаконченную сказку, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к сказке, былине, исполнение народных песен, проигрывание народных праздников, разыграть ситуацию праздника и др.

Предпочтение отдавалось игре, т.к. она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям. Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия составляла народная педагогика: творческие, ролевые, режиссерские игры, игры с куклами, игры-драматизации, сочинение сказок, игры слов — скороговорки, поговорки, потешки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий приобщения к народному творчеству).

Фрагмент сценария мероприятия на основе народных праздников «Золотая осень»

Познакомить учащихся с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования.

Приобщить к народной культуре; воспитывать чувства патриотизма, любви к своему народу через его историю.

Развивать творческие способности детей через приобщение их к культуре русского народа

Оборудование, оформление, наглядность: Оформление зала в соответствии с темой мероприятия праздника. Сопутствующее музыкальное оформление, костюмы в народном стиле.

источник

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Слайд 1 : Народные праздники – эффективное средство гражданско-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

На историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Он уступил место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. Подлинная революция произошла в информационном пространстве с внедрением и подключением к глобальной сети Интернет, имеющий как позитивные, так и негативные последствия.

В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы,

героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. По радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки, черепашки — ниндзя, бэтмэны. Новый год наступает с приходом Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.

Как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

«Русский народ не должен терять своего народного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом», — сказал академик Д.Лихачев.

В современном мире ребенок, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части дезориентирован и просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.

Именно поэтому первая ступень института социализации ребенка — детский сад должен активизировать работу по патриотическому воспитанию.

Патриотизм – это чувство. Чувство причастности к месту, в котором живешь, к природе родного края, к людям, которые живут рядом, это чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

К основным понятиям патриотического воспитания можно причислить :

духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Однако существует необходимость в творческом, неординарном подходе к данному вопросу.

Слайд 5 Цель проводимой мной работы – поиск эффективных форм и методов, способствующих воспитанию патриотизма у дошкольников.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма .

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувствовать сопричастность к окружающему, развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Так как в рассмотрении данной темы можно выделить очень много различных аспектов, я ограничилась следующими задачами :

Проанализировать сущность основных понятий патриотического воспитания.

Проанализировать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании патриотизма.

Определить наиболее эффективные методы деятельности по формированию патриотизма.

Рассмотреть праздник как отражение социокультурной жизни общества, его роль и место в формировании патриотических качеств;

Выявить особенности патриотического воспитания дошкольников.

Провести диагностику гражданско-патриотической воспитанности детей.

Изучить роль праздников в процессе патриотического воспитания дошкольников;

Анализируя психические и физиологические особенности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ведущими особенностями этого возраста являются эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию . В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Чрезвычайно важно процесс воспитания патриотизма начинать в дошкольном возрасте.

Чтобы выявить уровень сформированности знаний о родном доме, культурном наследии , о нашей стране и родном городе, в котором мы живем, индивидуально с каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданы следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. Какой город является столицей нашей Родины?

3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?

4. Как называется область, в которой мы живем?

5. Как называется город, в котором ты живешь?

6. Знаешь ли ты название реки, на которой расположен наш город?

7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?

8. Какие достопримечательности своего города ты знаешь?

9. Какие интересные места ты посетил с родителями?

10. Знаешь ли ты символ нашего города?

Ответы детей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям:

Беседа проходила в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы экспериментатором были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, которые являлись подсказками ответов на вопросы.

Анализ ответов детей показал следующее.

Дети лучше всего знают свой адрес, хотя был мальчик, который не назвал своего адреса. Хуже всего дети знают герб города и символы, изображенные на нем. Одна девочка ответила, что на гербе изображены два пушистых черных зверька с высунутыми языками, похожие на кошку.

Из интересных мест, которые дети посещали с родителями самое популярное – зоопарк. Зачастую ребята не различают понятия «россияне» и «русский».

Изменились ведущие методологические подходы к проблеме патриотического воспитания. Появились новые программы музыкального воспитания и образования дошкольников. В настоящее время существует множество программ, я работаю по программе «Гармония» под общей редакцией К.Л.Тарасовой с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и по программе «Малыш» В.А.Петровой с детьми младшего дошкольного возраста, в которых отражена современная концепция нравственно-патриотического воспитания человека за счет обновления и расширения музыкального материала. Введен фольклор, классические произведения известных композиторов, привлечены другие виды искусства (так называемые интегрированные занятия). Важнейшая роль в этих программах отводится чувствам и эмоциям, которые являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность ребенка к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

В своей многолетней педагогической деятельности я использую большой спектр форм музыкального воспитания дошкольников: различные виды занятий (по составу детей – фронтальные, индивидуальные, объединённые; по содержанию — традиционные, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные);

дидактические игры, праздничные утренники, досуги, вечера развлечений, концерты, конкурсы,

На своих занятиях я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Фольклор — это отдельная, богатая, многообразная область культуры. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок сердцем познает родной народ, становится духовным наследником его традиций, без чего немыслимо стать настоящим человеком.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания я отдаю тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям;

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Поэтому поиск путей и возможностей воспитания дошкольников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, присказок, колыбельных) к крупным – участие в праздниках.

Праздник является одним из существеннейших элементов человеческой культуры, это день, наполненный радостью, весельем; р адость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Праздник – это день, когда люди объединяются. Взрослые и дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит духовное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. По старинным обычаям праздник – это прощение всех обид, примирение врагов.

Каким бы тусклым и серым было бы детство без праздников.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус. Дети с удовольствием участвуют в оформлении своих групповых комнат, музыкального зала, готовят костюмы, разучивают песни и пляски, участвуют в играх. Совместная деятельность детей и взрослых позволяет ярче раскрыть талант ребенка. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.

Как уже говорилось выше, понятие патриотизм очень обширно. Оно включает в себя не только любовь к родной земле и Отечеству, но и к малой родине, к своей семье. Исходя из этого, важным ресурсом воспитания патриота становятся праздники, имеющие патриотическую направленность. К ним относятся:

Слайд 15 государственно-гражданские праздники.

Праздники официально принятые на государственном уровне.

Слайд 15 Любой из нас, конечно, ждет

Веселый праздник – Новый год.

Так в канун праздника Защитников Отечества в деском саду проводится праздник- конкурс «Армейские учения», где ребята исполняют известные военные песни, показывают свои физические и интеллектуальные знания , исполняют известные военные песни .

Слайд 15 День Победы – праздник дедов,

Пусть же чистым будет небо

Слайд 16 Международные праздники

Слайд 16 В марте солнце заиграло на снегу,

Вместе с солнцем заглянула к нам весна,

Дети к мамам с поздравленьями бегут,

Мамин праздник отмечает вся страна.

Слайд 16 День защиты детей.

Слайд 17 Праздники, ставшие традиционными в определённом социуме: День рождения детского сада.

Слайд 18 И всё же лучшим «воспитателем» подрастающего поколения был и остаётся традиционный народный праздник , т.к. именно он приобщает ребёнка к культурному наследию нашей страны.

Так, при помощи фольклорного персонажа, являющегося проводником исторических знаний и вызывающего доверие у детей, в процессе общения с ними, дети все больший интерес проявляли и к реальной действительности.

Программа праздника обсуждается и утверждается на педсовете, уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее, быть эмоционален и искренен.

Так давайте славить Осень

Слайд 18 Мы вокруг березки хороводом встали,

Яркие платочки высоко подняли.

Недопустимы в празднике муштра и бесконечные репетиции. Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны. Логично, когда дети вводятся в праздничное действие естественно, с тем репертуаром, который накоплен к этому дню. Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей!

Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова. Должна быть такая обстановка, при которой ребята чувствуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддержке, чуткости и доброжелательности.

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств дает хорошие результаты :

Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных праздниках;

У них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

Знают историю возникновения русских праздников, традиций.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Праздник отражает не только мировоззрение людей, но и политику государства, трудовую культуру.

Вывод : народный праздник является той средой, на которой легко формируются гражданско-патриотические чувства дошкольников. Он олицетворяет в себе лучшие культурные достижения общества и как нельзя лучше влияет на развитие патриотизма дошкольника.

источник