Меню Рубрики

Народные промыслы как средство патриотического воспитания

Светлана Нестерова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами

«О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов».

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В МАДОУ №17 города Карпинска в 2015 году был создан мини-музей декоративно-прикладного искусства. На базе музея стали проводиться НОД по ознакомлению с народными промыслами и ремёслами, которые постепенно вошли в систему образования детей.

Необходимость мини-музея существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т. д. Поэтому была поставлена цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Реализация плана работы мини-музея происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Цель мини-музея: формирование и развитие основ художественной культуры и гражданско-патриотических чувств ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

• Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;

• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Педагогами ДОУ была разработана структура музейной экспозиции и сменяемость ее предметов:

1. Роспись по дереву: — хохлома (солонка, конфетница, сахарница, ложки); — городец (панно, разделочные доски); — росписи Северной Двины и Мезени (ступка).

2. Керамика: — гжель (скульптура (лебеди, конь, корова)

3. Русская глиняная игрушка — дымковская (индюки, барышни, барышни с коромыслами)

4. Русская деревянная игрушка — полхов-майданские игрушки (матрешки, Ваньки-встаньки, свистульки)

5. Русские художественные лаки — жостово (подносы разнообразной формы и размера).

6. Павловопосадские платки.

7. Художественные изделия из бересты (туески, шкатулки, лапти).

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе, сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Применяются в мини-музее различные приёмы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Образовательный процесс делится на два этапа-подготовительный и практический. Задачи первого этапа: знакомить детей с образцами народных художественных промыслов, развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла, воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства, формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

Задачи второго этапа: самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании, использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой, самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть, самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей, использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

С целью социально – личностного развития воспитанников был составлен план работы с социальными партнерами (библиотека им. А. С. Попова, городской музей, школа искусств, МАОУ СОШ № 6).

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов» «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством физической культуры в контексте реализации ФГОС «Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игровой деятельности» Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Так гениально выразил.

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Иркутск – это город где я живу, Самый красивый город на свете. Я так люблю мою Ангару, Фонтаны, и парки, и улицы эти, Я так люблю купола.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой МБДОУ «Ивушка» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» Подготовила:.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства 2слайд «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар Педагогами нашего учреждения, в связи с требованиями Образовательной.

План работы по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой» План работы по самообразованию. Воспитатель Семерикова О. П. гр. №1 МАДОУ «ЦРР-д/с№49» Тема: Нравственное воспитание дошкольников посредством.

источник

Доклад на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г. ТАРКО- САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА(МБОУ ДО «ДДТ» г. Тарко-Сале)

ТЕМА:Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания детей

Патриотическое воспитание детей является одной из важных задач педагогической теории и практики. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025года подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личностиребенка является народное декоративно- прикладное искусство.

С учётом особенностей патриотического воспитания детей в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Патриот — это тот,ктолюбитсвоеотечество,предансвоемународу,

Патриотическое воспитание — это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм нравственного поведения.

Идеи патриотического воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, сохранения и развитие национальных культур и языков, возрождение народных традиций.

Первое чувство гражданственности и патриотизма: чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.Именно поэтому родная культура, традиции творчество должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре знакомит с творческим, увлекательным подходом к народному декоративно прикладному искусству, что делает жизнь воспитанников интересной и, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Народная игрушка своими корнями уходит в глубокую древность. Вначале учащимся было рассказано о том, как возникли первые игрушки, и знакомство начали с куклы. Ведь изначально куклы не были игрушками, и дети узнали, что первобытные люди создали изображения богов-кумиров, идолов, истуканов, чтобы чувствовать себя спокойнее. Это и были самые первые куклы. Сначала они облегчали жизнь первым людям, потом спасали множество человеческих жизней, служили оберегами от болезней, добрыми утешителями и воспитателями детей – игрушками, а также яркими сувенирами– игрушками для взрослых. И с самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.

Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. Их любили, берегли, передавали по наследству. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. Куклу сворачивали из тряпочек, наряжали в одежду из разноцветных лоскутков, украшали бусами и лентами. Кукла – это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи. У русского народа куклы связаны с традиционными календарными праздниками крестьян. Их использовали при проведении различных обрядов в Рождество, Крещении и т.д. Такие куклы изготовляли из природных материалов: бересты, соломы, ткани, кудели и т.д. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Особенно была распространена игра с простыми с точки зрения изготовления, а значит доступными куклами – закрутками. Дети могли сами сделать из разных лоскутков ткани целые семьи. Это побуждало детей к труду, творчеству, что является одним достоинством самодельной игрушки. С 5 – 6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России была тряпичная кукла.

Читайте также:  Народные средства лечат рак

Тряпичная кукла – это куклы, при изготовлении которых используют старинные технологии. По назначению делятся на три группы: куклы – обереги, куклы игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Куклу – оберег вешали над кроватью. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка. Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы закрутки.
Обрядовые куклы. Эти куклы почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное значение.

Куклы в разных странах делаются по-разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д.Каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Таким образом, во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Декоративно-прикладное искусство -является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений, а также является одним из факторов развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

источник

Декоративно — прикладное искусство как средство патриотического

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание.
Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотической воспитание граждан Российской Федерации на годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. Идеи патриотического, гражданского воспитания особенно актуальны в настоящее время, когда наблюдается рост национального самосознания, усваивающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, возрождение народных традиций.

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.

Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивный вид деятельности как рисование является для младшего дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства.

В каждой группе детского сада (начиная со второй младшей) при знакомстве с творчеством необходимо решать первую группу задач, используя основные методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием художественных навыков. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Здесь нужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками.

Формы организации художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. В художественной деятельности по мотивам русского народного творчества можно использовать разные виды прикладного искусства: городецкую роспись, дымковскую, филимоновскую, полхов-майданскую, гжельскую и т. д.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее.

Для младших дошкольников наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, прямых и волнистых линий, точек, кругов, полос в разных сопоставлениях друг с другом по горизонтали в виде ленточного украшения по типу замкнутого орнамента. Затем, с приобретёнными уже навыками рисования простых форм, переносят узоры на готовые глиняные, бумажные формы, формы из солёного теста.

Старшие дошкольники могут различать своеобразие народных росписей, создавать узоры по мотивам 4-6 разных видов народного декоративного искусства, усвоить основные закономерности народной росписи: колорит, составляющие её элементы, композиционные особенности, материал.

Работа по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством должна проходить в 4 этапа:

1. знакомство с историей данного искусства, рассматривание предметов, иллюстраций, выделение цветовых приёмов, основных традиционных элементов росписи (ягоды рябины, цветы, круги и т. д.), сюжетных линий;

2. рисование простейших элементов росписи (круг, круг в круге, скрещенные, волнистые линии и т. д.);

3. составление узора с учётом приобретённых творческих навыков на бумагу;

4. Нанесение народной росписи на бумагу, бумажные формы предметов (тарелка, ложка, ваза и т. д.); на глиняные формы или формы из солёного теста, из дерева. Работы детей должны обязательно выставляться на выставку, что даст ребёнку дополнительный стимул к творчеству, интерес к своим национальным истокам, положительные эмоции, уверенность в себе. Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с историей и его бытом. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм. Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

1. Ярыгина, Н. А. декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ // Начальная школа плюс До и После. – 2008.- №4.

2. Декоративно-прикладное искусство — Википедия

ru. wikipedia. org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

Декоративно – прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников

В данной статье поднимается вопрос патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предлагается решать эту задачу через художественное творчество, путём знакомства детей с декоративно — прикладным искусством. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание. Данная статья предназначена для педагогов детских садов.

источник

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). Известно, что жизнь и прогресс любого народа обусловлены духовным обогащением людей, передающимися из поколения в поколение путем сохранения и развития народной культуры. По мнению известного этнопедагога Г.Н.Волкова, «нравственное здоровье нации определено историческими корнями духовной жизни народа. Без исторических корней нет народа. Дерево без корней сохнет, гибнет» [ 2].

Следовательно,воспитание – это питание души и сердца ребенка всем самым возвышенным, благородным и прекрасным; «питание» красотой. Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. Культура выступает детерминирующим фактором социального и биологического в личности ребенка. Совокупные средства культуры ведут к развитию главных структурных компонентов духовности личности – интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, творческого, волевого [1].

Сегодня «воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру», утверждает Т.Я.Шпикалова, отводя, таким образом особую роль народному искусству в решении обозначенной проблемы [6].

Рассматривая проблемы нравственного воспитания с учетом современных условий рекомендуется начинать воспитание с национального (язык, песни, обычаи, традиции). Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Понятия национального, интернационального, планетарного (общечеловеческого) – взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Однако, предупреждает автор, замыкание лишь на своей культуре обедняет и нацию, и конкретную личность .

Таким образом, мы согласны с направлением, обозначенным Б.М.Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства, поэтому искусство своего народа должно быть прочувствовано. Именно поэтому огромное воспитательное значение приобретает приобщение к источникам народного искусства с раннего возраста.

Читайте также:  Повышенное давление народные средства для понижения

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П.Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, красками его страны.

Академик Д.С.Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль З.Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира.

В словаре «Эстетика» дано следующее определение понятия народное искусство. Народное искусство – это синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру. Народное искусство восходит к синкретизму первобытной культуры, сохраняет в своей основе мифо-поэтическое чувство мира. Это означает, что народное искусство – это созданные народом на основе коллективного опыта, национальных традиций фольклор (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), танцы, театр (драма, театр кукол), архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Определяя народное искусство как целостное явление, специалисты выделяют его основные особенности: коллективное начало, традиции, ярко выраженное этническое ядро, устойчивость тем и образов, универсальность языка, общность духовных ценностей. Произведения народного искусства отражают жизнь и быт людей, их представления о мироздании, обряды, праздники. Уникальный и богатый по своему содержанию опыт, накопленный в народном искусстве (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) могут служить важным средством в воспитании подрастающего поколения.

Народное искусство – это своеобразный синтез искусств, взятый за основу нашего исследования, так как только комплексный подход использования народного искусства в воспитании детей способен принести успешный результат. На необходимость комплексного изучения различных видов народного искусства указывал известный отечественный фольклорист П.Г.Богатырев, который считал, что подобные исследования не только способствуют выявлению специфических художественных функций различных видов народного искусства, но и общих закономерностей развития в целом .

Являясь составной частью народной культуры, декоративно-прикладное искусство призвано украшать, преобразовывать и облагораживать предметный мир. А.М.Горький указывал, что основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи.

Нельзя не согласиться с Г.Г.Газимагомедовым, который утверждает, что в наше время декоративно-прикладное искусство все более активно проявляется как одно из воплощений творческой силы народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Являясь важным компонентом национальной культуры, современное декоративно-прикладное искусство Дагестана в своих лучших, наиболее зрелых произведениях доносит многовековую народную мудрость, традиционные эстетические принципы, самобытное художественное мировидение в сочетании с новыми прогрессивными идеями современной культуры. Большое значение для решения воспитательных задач придается фольклору.

Фольклор – это сокровища не только народной поэзии, прозы, музыки, но и народной педагогической мысли. Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков. И не просто отобраны, как сумма неких сухих методических приемов, а воплощены в художественной форме. Фольклор – это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Большое значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление, но иными художественными средствами – через уподобление, метафорическое описание предмета. Добавим к этому пословицы и поговорки, которые точно также, с детских пор, наставляли, приобщали к неписанным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей. Детский фольклор Дагестана – живой и благодатный источник народной мудрости, представляющий собой большую художественную и эстетическую ценность. Дагестанский детский фольклор, соединивший в себе две важнейшие функции – развитие эстетического чувства ребенка и сообщение ему этических норм и правил – на протяжении веков играл значительную роль в жизни горского народа, помогал в воспитании нового поколения, прививал ему те качества и черты, в которых было заинтересовано общество. С его помощью малыш постигал правила поведения, видел достойные примеры для подражания. С дидактической целью сказки изменялись и приспосабливались специально для детей, в которых дети последовательно получали уроки воспитания, постигали правила поведения, видели достойные примеры для подражания полюбившимся героям.

Занимательность содержания, победа силы добра над силами зла, яркость персонажей, умелое сочетание элементов фантастики с реальной действительностью, образность языка, возможности импровизации – вот на что следует обратить внимание, используя произведения народного творчества как средства воспитания, как источник детской радости. Механизм смыслопорождения в процессе восприятия и переживания сказки исследовал А.В.Запорожец. В своих трудах видный ученый, придавая большое значение эмоциональному и познавательному развитию ребенка в ходе восприятия и переживания сказки, подчеркивал, что в ней в своеобразной форме отражается жизнь народа, его обычаи и характер, стремления и идеалы. Он также указывал, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в отношении к художественному произведению, т.к. воспитанный на народной сказке, он чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться реалистические критерии реалистических оценок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что во взаимосвязи изобразительного искусства, музыки, художественно-речевой и театрализованной деятельности образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение вопроса эстетического воспитания средствами народного искусства нам представляется возможным только при условии взаимодействия данных компонентов.

1.Агарагимова В.К. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства . LAP LAMBERT Academic Publishing, Deutschland/ Германия, 2013

2. Волков В.Н. Педагогика жизни. Чебоксары,1989.

3. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. — М.: 1999.

4.Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика, 1994, №5.

5. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кандыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-

6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. Дисс. … на соиск. докт. пед. наук. – М., 1988.

источник

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 1053 раза

Гиреева Л. М. Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 175-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11203/ (дата обращения: 28.10.2019).

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы

Патриотическое воспитание личности школьников общеобразовательной школы является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования. В Концепции национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года подчеркивается, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством патриотического воспитания личности школьников является народное декоративно-прикладное искусство.

С учетом особенностей патриотического воспитания школьников в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Рассмотрим более подробно формирование патриотического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного творчества.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественного образования патриотического воспитания школьников. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный потенциал, интеллектуальные возможности в патриотическом воспитании каждого учащегося.

Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится, прежде всего, к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, Отечество.

Накопленный культурно-исторический опыт народных художественных ремесел — уникальная в своем роде школа патриотического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев. Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия — ориентацию на патриотическое воспитание таких качеств как усидчивость трудолюбие, аккуратность, внимание и восприимчивость.

Опыт практической деятельности неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, основополагающими факторами формирования человеческой личности являются национальная, географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические патриотические традиции, эстетические критерии оценки объектов, а также религиозное наследие.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для патриотического воспитания учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании учащихся в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Поэтому наиболее верным направлением патриотического воспитания учащихся школ является использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Достаточно богатый материал по указанной тематике содержится в основных положениях искусствоведческой науке о сущности народного искусства. Важно обратиться к трудам и исследованиям таких известных ученых как А. Б. Бакушинский, И. Я. Богуславская, Г. К. Вагнер, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, А. Б. Салтыкова, Т. Я. Шпикалова и др. Они глубоко разрабатывали и анализировали комплекс проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций.

«От отношения всех к народному искусству зависит его судьба. Забота о народном искусстве всех народов нашей страны — это долг, счастливая обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины» [1, с.168]. Анализируя общие принципы форм бытования народного искусства, И. Я. Богуславская, М. А. Некрасова дали глубокую оценку существу художественной системы народного искусства, определили его основные составляющие, подчеркивая, прежде всего, материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, эстетические принципы и приемы передачи художественного образа.

В. С. Воронов был одним из первых, обратившихся к народному изобразительному творчеству и признавших высокую художественную ценность, его важнейшие особенности, определил художественные традиции как «народный стиль», считал, что традиция латентна, подвижна. Конструктивность, декоративность и орнаментальность, по мнению В. С. Воронова, имеют неоспоримое право именоваться подлинным искусством.

Рассматривая педагогический аспект данной проблемы, как показывают теория и практика, эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни учащихся школ.

Необходимо отметить, что самая важная позиция в общей системе эстетического воспитания по праву принадлежит художественно-эстетическому образованию. В основе общепринятой ныне методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежат большой фактический материал, теоретические и практические разработки, педагогические концепции Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, В. С. Кузина, Б. П. Юсова, Т. Я. Шпикаловой, Т. С. Комаровой и др.

Такие исследователи как Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова, Е. А. Флерина справедливо отмечают непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогает воспитывать в учащихся патриотические чувства, приобщает их к миру прекрасного.

Произведения декоративно-прикладного искусства раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени и способствуют развитию традиционной художественной культуры народа. Каждый народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий. Здесь важно отметить, что многие поколения мастеров, передававших свое искусства непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеобразные национальные черты, эстетические и патриотические традиции.

Республики Ингушетия имеет древнюю национальную культуру и декоративно-прикладное искусство, которые донесли до наших дней вековые традиции народа. И сегодня они не должны быть утеряны и стерты массовой культурой. Мудрые обычаи и традиции национальной культуры Республики Ингушетии имеют особое значение в воспитании гуманной личности художественно-эстетического образования учащихся школ.

Читайте также:  Алкоголизм народные средства заговоры

В данном разделе рассматривается потенциал традиционных народных промыслов ингушей как средства патриотического воспитания школьников, поскольку ингуши являются одним из древнейших народов Северного Кавказа со своей богатой историей и самобытной культурой. И, конечно, немалую роль в культуре этого этноса в нравственном, эстетическом, патриотическом воспитании учащихся сыграли народные промыслы и ремесла.

Ингушский народ издревле славился прекрасными образцами народного декоративно-прикладного творчества. Их народные промыслы и ремесла — это резьба по дереву, гравировка, чеканка, металлообработка, создание уникальных национальных украшений и оружия из золота и серебра, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, создание изделий из кварца и стекла, вышивка, изготовление ковров, циновок, предметов быта, в том числе из глины и меди. Это и женские национальные украшения, деревянные скульптуры и панно, вышивка, изделия из стекла и горного хрусталя, ковры с ингушским национальным орнаментом, предметы быта и многое другое. Ингушские мастера декоративно-прикладного искусства, перенявшие и сохраняющие опят и мастерство своих предков, создают настоящие произведения искусства, несмотря на то, что в основном работают приспособленных домашних мастерских.

Высокого уровня мастерства достигли ингушские мастера народного творчества в частности в декоративно-прикладном искусстве.

Важным средством приобщения учащихся к национальной культуре Республики Ингушетии является местное народное декоративно-прикладного искусства, бережно сохраняющее культурные, национальные и патриотические традиции народа, его духовные, социальные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе художественные народные традиции, обладающие этнографическими, патриотическими, историко-культурными особенностями.

Различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание учащихся, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют воспитание эстетических и патриотических чувств и убеждений. Как показали исследования видных ученых педагогов в области художественного образования и эстетического воспитания (В. С. Кузин, Н. В. Сокольникова, М. М. Байрамбеков, И. М. Раджабов, Т. С. Комаров, С. П. Ломов, Т. Я. Шпикалова), художественно-творческая деятельность является весьма существенной и наиболее важной в восприятии и изучении декоративно-прикладного искусства, использовании ее в эстетическом и патриотическом воспитании школьников на уроках изобразительного искусства. При этом необходимо в процессе добиваться, чтобы учащиеся не были пассивными наблюдателями, а активно включались и создавали собственные эскизы и зарисовки, декоративные и художественные образы, в том числе и конкретные творческие композиции.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству необходимо решить несколько важных эстетических задач — развивать у учащихся школ умение видеть красоту, способствовать формированию патриотических чувств и убеждений, изучать и познавать психологические процессы, необходимые для общего развития детей (памяти, мышления, воображения), а также особо важно подчеркнуть задачи нравственного воспитания, уважительного, патриотического и эстетического отношения к труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Особое внимание школьников необходимо обратить на широкое использование на уроках мотивов родной природы, растительного и животного мира в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Изучение основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств патриотического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

В настоящее время на уроках изобразительного искусства недостаточно предусмотрено учебной программой и отсутствует целенаправленное патриотическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в практике общеобразовательных школ. Такое положение вызвано рядом объективных причин, а именно — недостаточной степенью разработанности научно-методических рекомендаций по патриотическому воспитанию средствами искусства и, прежде всего, народного декоративно-прикладного, неопределенностью критериев отбора художественных произведений для изучения на уроках изобразительного искусства, а также отсутствием конкретных условий, средств педагогического воздействия, способов патриотического воспитания школьников в процессе учебных занятий и т. д.

Разработка и внедрение системы занятий, эффективных педагогических условий разработки уроков-бесед с патриотической направленностью в практику воспитательной работы как городских, так и сельских школ призваны сыграть важную роль в деле формирования мировоззрения, мироощущения школьника, его эстетических и патриотических чувств и убеждений.

  1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического формирования школьников. — М., 1985. — С. 168.

источник

Статья:Декоративно — прикладное искусство и народные ремесла,как средство патриотического воспитания дошкольников.

Декоративно — прикладное искусство и народные ремесла как средство патриотического воспитания дошкольников.

Цель: Совершенствовать представления педагогов ДО о формировании патриотических чувств дошкольников через знакомство с казахским национальным декоративно-прикладным искусством и ремеслами.

С какого возраста нужно заниматься патриотическим воспитанием детей? Как Вы думаете?

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота

— Могут ли обыкновенные занятия рисованием, лепкой, аппликацией помочь в решении задач связанных с патриотическим воспитанием в дошкольном возрасте.

— Назовите виды национальных ремесел .

— Назовите элементы казахского народного орнамента,… их классификацию (зооморфный, растительный, геометрический)

— Назовите занятия на которых, по вашему мнению, можно наиболее доступно передать национальный колорит, быт, культуру народа….

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Патриотическое воспитание в ДОУ осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей и потому

формирование всесторонне развитой личности важно начинать с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, у них начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивный вид деятельности какрисование, аппликация. лепка является для дошкольника обязательным этапом развития как личности. Вот здесь и полепим и баурсаки к чаю, или украсим кесе, камзол, сундук ,алаша, текемет либососуды для кумысаэлементами казахского орнамента используя различные приемыизображения будь это работа с пластилином или составление узоров с помощью шаблонов.Благодаря таким видам деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Знакомство ребенка с казахским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть с национальным оттенком. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого казахского народа.

Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание и раскрывает красоту окружающего мира Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с ремеслами и историей их возникновения (окружающая среда: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);И я думаю что такие условия в нашем саду есть: Великолепно оформленный в национальном стиле казахский уголок в кабинете казахского языка, национальные уголки в группах, эстетичные стенды…

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;знать цвета и оттенки на казахском языке. Знать элементы казахского орнамента используемые на творческих занятиях.

3. развивать умение видеть красоту в природе,видеть красоту своего города. В искусстве. В самобытности ремесел ,… воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народных декоративной ремесел: обучать детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах …

Вспомним интереснейшее занятие прошедшее в старшей группе №9. Как увлеченно ребятишки расписывали готовые формы казахским орнаментом.

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ ,и они у нас есть по разным тематикам.

6. осуществлять индивидуальный подход к ребёнку. Побуждать желание создавать «произведения искусства» своими руками

В каждой группе детского сада (начиная со второй младшей) при знакомстве с творчеством необходимо использовать основные методы: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение_ мне очень нравится бабушкин браслет , давай слепим такой же и порадуем аже, В нашем саду формы организации художественной деятельности различны: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, на выставках к различным датам

Народное творчество__источник чистый и вечный ведь это идет от души, постигая искусство народного творчества дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре,……Декоративно прикладное искусство Казахстана тесно связано с традициями обычаями кочевого образа жизни. С художественным ремеслом…Мастера по дереву готовили и украшали инкрустациями, выжиганием деревянные детали юрты,домашнюю утварь,расшивались войлочные части юрты, ювелиры изготавливали различные украшения из цветных металлов. Мастера ковроделы шили ковры различного назначения и украшали великолепными орнаментами…Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Формирование целостных представлений о казахской национальной культуре обеспечивается на занятиях декоративно_ прикладного искусства

И первые годы жизни ребенка-важный период его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства которые незримо уже связывают ребенка со своим народом, своей страной..Корни этого влияния в языке народа. В его песнях. Музыке, в играх и игрушках, впечатлениях от природы родного края…труда,нравов и обычаях людей среди которых он живет..Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том,чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере любви к своему дому, саду, семье, друзьям, городу…

При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

Учить знать и рисовать и вырезать элементы казахских орнаментов «Амулет», «Крестовина»,, «Топор»,»зигзаг», »квадрат», »звезда» ,» цветок» построенные на сочетаниях прямых и волнистых линий. Учить составлять узоры на геометрических, круглых формах. В полосе. Составлять декоративные аппликации с учетом ритма, симметрии. Чередования. Сочетания….От нас с вами зависит будут ли наши дети любить свой край, понимать его, уважать и развивать традиции.

Воспитатель первый может дать представление о ювелирном искусстве, резьбе по дереву.вышивке и шитью золотом на казахском костюме

В наших группах есть национальные казахские уголки где есть возможность знакомить детей с народными традициями и ремеслами, полуюрта с убранством, куклы в национальных костюмах.. посуда с орнаментами. Демонстрационные материалы дидактического порядка..

На занятиях по лепке дети становятся мастерами ремесленниками изготовляя предметы быта казахского народа..»Тостаган» _посуда для питья кумыса с любовью украшается волнистым узором,«торсык»_ сосуд для кумыса декорировали по своему выбору используя рогообразный узор, «бабушкин сундук» _геометрическими фигурами..На аппликации можно работать шаблонами.. это очень интересно украшать «текемет», «орамал»….На конструировании учиться изготавливать орнаменты «тумарша», «верблюжий глаз»…и другие..

Формирование знаний о культуре родного края сложный образовательный процесс, но обязательный и интересный..Воспитание любви к Родине у дошкольников определяет у них моральный облик и уважение к своей стране…Все это свидетельствует о том. Что народное декоративно прикладное искусство является олним из важных и наиболее доступных средств ознакомления детей дошкольного возраста с культурой своей Родины и кажется уже никогда не возникнет вопрос а надо ли еще в дошкольном возрасте рассказывать малышам о бабушкином рукоделии…. ….От нас с вами зависит будут ли наши дети любить свой край, понимать его, уважать и развивать традиции.

Я знаю точно..в каждом саду ,как наш, появится маленький акын с детства воспевающий своего отца, свой дом, свою Родину.

источник