Меню Рубрики

Народные средства для развития речи ребенка

Мария Климовская
Развитие речи детей средствами фольклора

Развитие речи детей средствами народного фольклора

Климовская Мария Сергеевна, воспитатель.

Четвертый год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи – овладение нормами и правилами родного языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

В своей работе я выделила несколько направлений:

• Чтение русских народных сказок, рассматривания иллюстраций в книгах.

• Использование фольклорных произведений в режимных моментах.

• Театрализация русских народных сказок куклами би-ба-бо, настольным и пальчиковым театром.

• В продуктивной деятельности.

Чтение народных русских сказок активизирует словарный запас, знакомя с новыми словами и словосочетаниями. Развивает фонематический слух и способствует грамотному построению предложения. А также развивает умение слушать, следить за развитием действий и сопереживать героям тех или иных произведений. Эмоционально откликаться на прочитанное, имитировать действия, передавать слова разных героев русских сказок.

Прививая интерес к рассматриванию книг, я увидела, что детям интересно сравнивать иллюстрации к одной сказке в разных книгах. Рассматривая книги, дети делились своими впечатлениями друг с другом и с воспитателем. Рассматривая иллюстрации, некоторые дети рассказывали сказку другим детям, задавая вопросы воспитателю, а воспитатель детям. Также дети знакомятся с окружающем миром, природой, расширяя свой кругозор. Они выражают свои мысли, чувства, ведут диалог, это способствует не только развитию речи, а также эмоционально-психическому развитию.

Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Для того чтобы дети умывались, ели, одевались с удовольствием, решила прибегнуть к потешкам. Во время умывания использую потешку «Водичка-водичка умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. Потешка корректирует поведение детей, создает у них хорошее настроение. Во время еды я использую потешку «Это-ложка, это чашка».

Потешки способствуют развитию звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Также в своей работе использую пальчиковые игры, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени тонких движений пальцев рук. Дети, которым удаются изолированные, а затем более сложные пальчиковые движения – это говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только вместе, не могут двигаться изолированно – отмечаются нарушения речи. Мы не только развиваем мелкую моторику, а сопровождаем движение устным народным словом. Все упражнения для пальчиковой гимнастики и игры проводили с одновременным проговариванием текстов. Это стимулирует речь, развивает ритм движений, вносит элемент игры, развивает эмоциональную выразительность, а также способствует развитию звуковой культуры речи.

И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Используются различные виды театров (пальчиковый, кукольный, настольный). Театрализация русских сказок «Колобок», «Рукавичка», «Маша и медведь», «Репка» и многие другие. Дети были как участниками, так и зрителями. У детей остаются радостные эмоции и впечатления, которыми они делятся с родителями.

Использую малые формы фольклора в продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет». На занятии лепка – лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». На рисовании рисуем «колобок». Для того чтобы вызвать положительный настрой к образовательной деятельности, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Таким образом, использование малых форм фольклора, делает образовательную деятельность более эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Также оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры в развитии речи детей».

Работа с родителями способствовала формированию интереса родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, углублению знаний родителей о фольклорных произведениях для детей младшего возраста.

Таким образом, целенаправленная работа по ознакомлению детей младшего возраста с устным народным творчеством развивает у детей познавательный интерес к русской культуре. Фольклор помогает воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Потешки, считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – это форма работы интегрирует знания и умения, которые дети получили на различных занятиях, создает условия для их творческого применения. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, звуковая культура, образность). Речь обогащается запомнившимися словами и выражениями. В итоге, речь детей постепенно становится образной, а это является важной составной частью воспитания у дошкольников культуры речи в широком смысле слова. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей:

• Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи

• Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми младшего возраста

• Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей.

Речевое развития детей 2–3 лет Особенности речевого развития ребенка раннего возраста. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений.

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

источник

Для начала следует четко уяснить, что процесс речевого развития у детей сугубо индивидуален. И говорить о задержке можно лишь после консультации и обследования специалистом. Ведь на развитие речи влияет множество факторов: контакт с мамой, среда, в которой малыш растет, и даже его пол. Лишь решив эту проблему, следует приступать к решению прочих задач: как сделать свое чадо более коммуникабельным, как научить ребенка писать без ошибок и как обеспечить его всестороннее гармоничное развитие.

В погоне за новомодными методиками родители часто упускают старые проверенные приемы. Их классифицируют как средства народной медицины, хотя на эффективность это никак не влияет. Что же стоит попробовать?

  1. Если установлено, что задержка носит психологический характер, то главное лечение – это общение. Благотворно влияет чтение народных сказок, былин и прочего фольклора.
  2. Причина неврологического характера? Не стоит сразу же принимать сильнодействующие медикаменты. Стоит сначала попробовать общеукрепляющие и успокаивающие сборы лекарственных растений. Благотворно скажется употребление мелиссы, душицы, левзеи и валерианы.
  3. Часто задержка речи идет в комплексе с другими заболеваниями: проблемами со слухом, аутизмом и патологией сосудов головного мозга. В таком случае лучше применять комплексный подход в лечении и не заострять внимание только на одной методике.

Обязательно введите в рацион малыша пищу, которая бы была богатой витаминами В-группы и микроэлементами. К примеру, недостаток магния проявляется плохой концентрацией внимания, тревогой и скрежетанием зубов (особенно по ночам).

На сегодняшний день, многие родители довольно часто сталкиваются с бессонницей у детей. Как правило, причин отсутствия сна может быть множество: переутомление, стресс, испуг, тревожность, наличие скрытых болезней и многое другое. Конечно, в случае, постоянного недосыпания ребенка, а также если вы наблюдаете ряд других симптомов, то необходимо обратиться к специалисту для выяснения точного диагноза. Но, а. . . .

Детская психика ребенка может быть не готова к резкости окружающего мира, поэтому даже громкий лай собаки или сильный стук может стать причиной сильного испуга, из-за чего у ребенка могут возникнуть трудности с речью, к примеру, заикание. Многие родители видят в этой проблеме сугубо проблему речи и полагают, что квалифицированный специалист сможет справиться с этим вопросом.. . . .

Народная медицина всегда находится в почете. Многие обращаются к народным рецептам из-за боязни врачей, другие из-за банальной экономии. Стоимость современных лекарств достаточно высока и доступна далеко не для каждого рядового потребителя. Но, как известно, экономить на собственном здоровье нельзя. Как правило, народные средства строятся вокруг большого количества витаминов, но перенасыщение витаминами далеко не всегда эффективно.. . . .

Правильная осанка – это не только признак красоты, грации, но и отражение вашего образа жизни, явный признак вашего здоровья. Идеальная осанка свидетельствует о сильных мышцах, эластичных суставах, о гибкости позвоночника. При малейших изменениях опорно-двигательного аппарата, внешне сразу становятся заметными проблемы с позвоночником. Это выражается в виде опущенной головы, шаркающая походка, сутулость. Всмотритесь в окружающих вас. . . .

Для того чтобы избежать появление такого заболевания, как атеросклероз, каждый человек должен с особой внимательностью подходить к вопросу о содержании в крови такого вещества, как холестерин. Как правило, практически двадцать процентов данного вещества проникает в организм через то, что мы употребляем в пищу. Стоит также отметить, что восемьдесят процентов вырабатывает сам организм и, по сути,. . . .

ПОДПИШИТЕСЬ НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНУЮ ПОЧТОВУЮ РАССЫЛКУ ЛУЧШИХ ПУБЛИКАЦИЙ И НОВОСТЕЙ NARODNAYA — MEDITSINA.com

Больше всего волос у блондинок.

32% женщин предпочитают визит в обувной магазин вместо секса.

У детей, вскормленных грудью, редко бывают кривые зубы.

Предупреждаем: самолечение может быть вредным для вашего здоровья, посоветуйтесь с врачом !

источник

Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.

Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?

Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки

Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.

Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 — 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри . Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.

Читайте также:Правильно ли ваш ребенок учится говорить

Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.

Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама , как обычно считают мамы, а например дай! .

Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио — пользы от этого существенной нет.

Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.

Нормы формирования речи ребенка

Считается нормой, что годовасик произносит от 2 — 10 слов — это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.

Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих — активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы — принеси, отнеси, подай — то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.

Примерно с года и до 3 — 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 — 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.

Признаки благополучного развития речи

На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.

Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.

Признаки неблагополучного развития речи

Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.

Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.

И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.

Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски

Как стимулировать ребенка на его первые словечки?

Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!

  • Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
  • Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
  • Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
  • Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
  • Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
  • Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
  • Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
  • Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
  • Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
  • Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
    Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе.
  • Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
    Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем.
  • Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.
Читайте также:  Как народными средствами почистить кишечник не клизмой

1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать

источник

Речь — это способ общения людей, в котором одна сторона — это формирование мыслей в языковое выражение, а вторая — восприятие конструкций, создаваемых с помощью слов.

Речь нам необходима, чтобы правильно выражать мысли и образы, создаваемые в голове, чтобы уcпешно контактировать с другими людьми. И она обладает следующие характерными свойствами:

  • содержательность — насколько речь полна смысла;
  • понятность: правильно ли построены предложения, удачные ли подбираются слова и правильно ли они произносятся;
  • выразительность — эмоциональная насыщенность, способность употреблять эпитеты, метафоры и другие средства;
  • действенность — способны ли мы речью повлиять на действия и мысли других людей.

Процесс речи осуществляется благодаря двум полушариям головного мозга. А вот восприятие чужой речь осуществляется только левым.

Процесс произнесения слов и предложений для нас автоматический и простой. Однако стоит знать, что на самом деле это сложное действие, в котором принимают участие многие наши органы. Прежде всего голос — это звуковые колебания. Голосовой аппарат создаёт препятствия для выходящего из организма воздуха, поэтому и появляются разные звуки.

Проблемы с речью возникают очень часто в детском возрасте, когда ребёнок ещё не владеет в полной мере речевыми способностями. Часто эти дефекты поддаются лечению и исправлению. Но иногда они остаются на всю жизнь. Классификация речевых проблем типа дислалия (не произношение определённых звуков, косноязычие):

  1. Простая форма — плохо произносится один или несколько звуков из одной группы, например: з, с или р, л.
  2. Сложная — плохо даётся несколько групп звуков.
  3. Физиологическая — до определённого возраста (5 лет) плохо произносятся некоторые звуки из-за не сформировавшегося речевого аппарата. Её ещё называют возрастной.
  4. Функциональная — нарушение произносимых звуков, при котором отсутствуют отклонения.
  5. Механическая — характерна при анатомических дефектах из-за наследственности, врождённости. Также может быть приобретённым заболеванием.

Причины у этих типов дефектов могут быть различными, например, функциональная может появиться из-за недобросовестного воспитания детей, если есть неправильный образец речи или двуязычие, также возможны изменения в речи при частых болезнях, использовании неправильной артикуляции или недоразвитости слуха.

Причинами механического типа проблем с речью могут быть:

  • особенности строения органов: язык, зубы и т. д.;
  • наследственные особенности организма;
  • врождённые дефекты — отклонения во внутриутробном развитии;
  • приобретённые возникают при жизни по разным причинам.

Алалия — это отсутствие речи преимущественно у детей, при этом они могут обладать прекрасным слухом. При этом заболевании ребёнок слышит речь, но не может её понять, как, например, мы не можем понять речь иностранцев. Ребёнок не может научиться говорить.

Дизартрия — это нервное заболевание, при котором человек плохо произносит все звуки, они получаются смазанными и непонятными.

Заикание — очень распространённая болезнь, при которой сбивается ритм речи, темп, появляются спазмы в речевом аппарате.

Каждый тип лечится определёнными способами. Конечно, есть случаи, когда вылечить человека нельзя.

Не во всех типах заболевания могут помочь лекарства и другие методы лечения. Чаще всего назначается гимнастика для речевого аппарата. Однако есть случаи, когда могут помочь лекарственные травы.

Если, например, речевые мышцы очень напряжены, из-за чего плохо даются слова и целые фразы, то могут помочь расслабить речевой аппарат некоторые рецепты:

  • 1,5 стакана скорлупы кедрового ореха залить водкой (поллитра) и дать настояться в тёплом и тёмном месте примерно 10 суток. Пить настойку надо по одной ложке три раза в сутки;
  • одну ложку укропных семян следует залить кипятком и дать настояться минут 10, пить этот настой за пятнадцать минут до еды;
  • можно одну ложку цветов календулы залить кипятком и дать настояться на протяжении получаса. Этот стакан выпить в три приёма за день.

Также хорошо для расслабления мышц помогут такие травы, как донник, зверобой, брусничный лист, клевер, тысячелистник, ромашка и т. д.

Для, наоборот, укрепления голосовых связок и всего речевого аппарата подойдут такие способы:

  1. Смешать по две ложки цветов василька и лекарственной зори, одну — зверобоя и четыре — душицы. Залить водой по схеме: на одна столовая ложка такого состава — один стакан воды, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить этот лекарственный отвар до еды.
  2. Смешать по одной ложке: чернокорня, донника, корня синюхи, раскрытого прострела и по две ложки: мяты, первоцвета и чернобыльника. Как и в предыдущем рецепте залить водой, используя ту же схему, кипятить и настаивать по 10 минут. Пить перед приёмом пищи.

Дефекты речи часто проходят сами собой в детском возрасте — до 5 лет. Но некоторые случаи заслуживают определённого подхода и длительного лечения у специалистов.

Услуги логопеда предоставляются многими клиниками и частными докторами. Важно подобрать не только дорогого и многообещающего доктора, но и приятного для ребёнка. Чтобы малыш не замкнулся, а, наоборот, раскрылся, нужен индивидуальный подход, часто проводятся совместные занятия с родителями или другими такими же детьми.

Гораздо хуже обстоит дело со взрослыми, у которых наблюдаются серьёзные дефекты речи, вовремя не лечившиеся. Со временем их речевой аппарат полностью сформировался, и то, что можно было с лёгкостью исправить в 5 или 7 лет, теперь изменить очень сложно. Но и с такими пациентами успешно проводятся работы и даже достигаются определённые результаты.

источник

Почему мой ребенок так часто болеет простудой?

Почему у моего ребенка появился рахит, несмотря на то, что я кормила его грудью, и давала витамин Д?

Почему у моего ребенка так медленно растут волосы на голове?

Почему мой ребенок такой слабый, не держит головку, не садится самостоятельно, не начинает ходить в положенное время?

Почему у моего ребенка так поздно режутся зубки?

Почему мой ребенок не начинает говорить?

Если у вас возникли такие вопросы, вряд ли вы получили на них вразумительные ответы. Что-то вроде, «это ваша особенность», “подождите чуть-чуть”, “сделайте массаж, походите в бассейн”, «скоро заговорит», «может у вас чего-то не хватило ребенку, когда вы его носили в животе».

Как помочь своему малышу? Возможно, данная статья будет для вас очень полезной, и даст ответы на волнующие вопросы.

Китайская медицина считает, что здоровье ребенка, его умственное и физическое состояние, зависят от Почечной энергии родителей, и, в частности, матери. Как такое может быть?

Традиционная Китайская Медицина (ТКМ) отводит Почкам значимую роль. Почки отвечают за процессы роста, развития, старения организма, за функции мочеполовой системы, мозга, костной системы, дыхательной системы, за работу органов осязания, обоняния, слуха.

Функции Почек гораздо шире нашего традиционного представления. Почки относятся к органам Чжан и считаются основными органами, хранящими истинную энергию Инь и Ян.

Давайте рассмотрим функции Почек в ТКМ.

  1. Почки – это место хранения Цзин.
  2. Почки контролируют водный обмен организма. Почки обеспечивают циркуляцию жидкости в организме и вывод«лишней» жидкости из организма.
  3. Почки отвечают за “приём энергии Ци” — это регулирующее воздействие почек на легкие и на весь процесс газообмена.
  4. Почки отвечают за функцию слуха и за состояние внешних половых органов и ануса.

Более подробно хочется остановиться на первой функции – хранение Цзин.

Цзин – это тонкая энергия, субстанция, эссенция, которая поддерживает рост, развитие и работу всего организма и отвечает за половую функцию.

Именно Цзин определяет течение всей жизни человека. При истощении Цзин Почек наступает старость.

– Цзин рождает костный мозг

Почки контролируют костную систему, участвуют в процессе образования костного мозга, и связаны с головным мозгом.

Почки наполняют головной мозг. При слабости Почек может развиваться истощение спинного и головного мозга, что проявляется снижением памяти, внимания, отставанием в умственном развитии.

При недостатке Цзин Почек аналитические и умственные способности снижаются, появляется замедленность реакций, психическая слабость.

Почки хранят Волю-чжи, решительность, напор, твердость и целеустремленность человека.

Если почечная Цзин обильна, то кости крепкие и здоровые, имеют правильную форму.

Зубы –это отростки костей. Почки обеспечивают питание костей и зубов. При нормальной функции Почек зубы крепкие, растут и развиваются нормально, нет кариеса. Пустота Почек может вылиться в нарушение развития костей, их ломкости.

Речь, внешний вид, пережевывание пищи тесно связаны с состоянием зубов. Здоровые, ровные, крепкие белые зубы всегда считали признаком красоты человека и его хорошего здоровья. Шатание зубов, кровоточивость десен, атрофия десен, потемнение зубов – все это признаки патологического изменения системы Почек.

Цзин образует кровь, питает волосы.

Почки контролируют состояние волос на голове и на теле. Великолепие Почек отражается на волосах. Корень роста волос находится в почках. Цзин может превращаться в Кровь, при обилии Цзин и Крови волосы получают достаточное питание, крепкие и блестящие. При истощении Почек волосы преждевременно седеют, становятся ломкими и выпадают.

Если функции Почек столь значительны, значит сохранение почечной энергии в нормальном состоянии – залог крепкого здоровья.

Определение «недостаточность почечной энергии» близко по значению с нарушением работы эндокринной системы «гипоталамус — гипофиз — половая железа, надпочечная железа, щитовидная железа“, а также с нарушением общего гормонального фона, которые приводят к определенным заболеваниям и симптомам.

Причины следующие:

1.Недостаточность первичной энергии: слабое здоровье родителей, ранний брак родителей, частые роды, преждевременные роды и т.д.
2.Половое невоздержание: частые половые контакты приводят к истощению почечной Цзин.
3.Длительные заболевания: длительные хронические заболевания, трудноизлечимые болезни.
4.Естественное старение организма: возрастное физиологическое старение организма.
5.Прочие причины: побочное действие лекарств, умственное или физическое истощение, физические или моральные травмы и т.д.

В чём опасность “недостаточности почечной энергии”?

1. истощение жизненной энергии ведет к раннему старению организма.
2. снижение иммунитета приводит к снижению сопротивляемости организма к болезням.
3. снижается «качество жизни».

Ребенок при рождении наследует от своих родителей врожденную Пред-Небесную Цзин, она невосполнима.

То есть можно уже родиться с «недостаточностью почечной энергии» и со всеми вытекающими проблемами.

Несмотря на то, что Пред-небесная (врожденная) Цзин невосполнима, ее можно поддерживать с помощью Пост-небесной (приобретенной) Цзин, которую мы получаем из пищи, воды и воздуха.

Почки хранят врожденную и впитывают, усваивают приобретенную Цзин.

При «недостаточности почечной энергии» присутствуют скрытые изменения в эндокринной системе, которые не обнаруживаются обычными методами диагностики.

Врачи китайской медицины применяют натуральные растительные средства, которые подбирают в зависимости от формы «недостаточности почечной энергии».

Китайские средства стимулируют Почки через нормализацию работы «гипоталамуса», через восстановление функции эндокринной системы, и таким образом можно устранить причину болезни, обрести здоровье.

“Шесть трав” или Лювэй дихуан вань является одним из часто используемых в китайской медицине общеукрепляющих средств.

Первые упоминания о данном препарате встречаются в трактате известного древнекитайского врача Цянь Чжуняна (династия Сун, пятый век н.э) «Ключ к терапии детских болезней».

Там оно упоминается как общеукрепляющее детское средство, которое применяют при пяти типах задержки развития у детей:

  1. позднее стояние
  2. поздняя ходьба
  3. замедленный рост волос
  4. позднее прорезывание зубов
  5. поздняя речь

при пяти проявлениях вялости

  1. вялость головы
  2. вялость шеи
  3. конечностей
  4. мышц
  5. рта,

а также при других нарушениях развития у детей.

“Шесть трав” относят к умеренно-стимулируюшим средствам, которые не обладают побочными воздействиями на организм человека.

В составе натуральные травы: корень ремании клейкой приготовленной, корневище ямса китайского, кора пиона полукустарникового, пория кокосовидная, плоды корнуса лекарственного, корневище частухи подорожниковой.

Основные функции: питает и тонизирует Инь почек, а также питает субстанцию Цзин и мозг. Используется при синдроме пустоты Инь почек.

Применение у детей: частые простудные заболевания, незарастание родничка, отставание в умственном и физическом развитии, рахит.

детям 2-3 раза по 2-4 пилюли или принимать по назначению врача. Продолжительность приема: 2-4 недели.

Кроме того, современные исследования показали, что укрепление почек усиливает функции почек по расщеплению витамина D, что повышает способность организма по усвоению кальция. Укрепление почек повышает функции костных клеток и предотвращает потерю кальция.

Применение “Шесть трав” одновременно с приемом витамина Д3 + К2 и кальция, поможет укрепить костную структуру, повысить усвояемость кальция, нормализовать кальций-фосфорный баланс, помочь при лечении рахита.

источник

Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.

Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?

Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки

Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.

Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 — 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри . Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.

Читайте также:  Как убрать красноту глаз народными средствами

Читайте также:Правильно ли ваш ребенок учится говорить

Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.

Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама , как обычно считают мамы, а например дай! .

Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио — пользы от этого существенной нет.

Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.

Нормы формирования речи ребенка

Считается нормой, что годовасик произносит от 2 — 10 слов — это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.

Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих — активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы — принеси, отнеси, подай — то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.

Примерно с года и до 3 — 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 — 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.

Признаки благополучного развития речи

На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.

Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.

Признаки неблагополучного развития речи

Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.

Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.

И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.

Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски

Как стимулировать ребенка на его первые словечки?

Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!

  • Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
  • Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
  • Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
  • Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
  • Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
  • Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
  • Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
  • Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
  • Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
  • Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
    Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе.
  • Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
    Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем.
  • Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.

1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать

Некоторые родители переживают, что их ребенок не говорит, в то время, как его сверстники уже активно пополняют словарный запас. Если никакие современные методики не помогают, тогда можно воспользоваться старинными ритуалами, которые доказали свою эффективность еще в глубокой древности.

Помните о том, что магические ритуалы действуют только, если о них не знают посторонние люди. Читать заговор нужно на питье, к примеру, на обычную воду или на молоко. Держа стакан в руках, прочитайте такие слова:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я тебя зачала, 9 месяцев под сердцем носила, я тебя рожала, я тебя и говорить научу. Аминь».

Жидкость дайте выпить ребенку.

Для проведения обряда следует попросить крестного принести любую ленту в подарок, причем, если ребенок девочка, то она должна быть белого цвета, а для мальчика нужна синяя лента. Обязательно в благодарность дайте крестному вещь, которая будет для него полезной, заранее завернув ее в пеленку. Полученную ленту скатайте в клубок и на ночь положите ее возле иконы тезоименного ребенку святого. На следующее утро, обрежьте концы ленты и пропустите ее три раза через собственное кольцо. Важно, чтобы в украшении не было камней, поэтому использовать лучше всего обручальное кольцо. После этого ленту разложите на столе, и скажите такой заговор. чтоб ребенок начал говорить:

Как снег тает да в землю уходит,

Так болести бы прочь из дома уходиш бы,

Так раб Божий (имя ребенка) растет,

Так раб Божий (имя ребенка) заговорит!

Мое слово крепче стали, острее ножа,

Пологом накрой, духом своим успокой.

Затем ленту завяжите на правой руке ребенка несколько раз и завяжите три узла. Нельзя ее снимать до первого дождя.

Существует старинный знахарский обряд, который считается достаточно эффективным. Проводить его нужно на рассвете в день полнолуния. Стол застелите чистой скатертью изо льна и расставьте иконы, таким образом: в середине – образ Господа Вседержителя, справа – Пресвятой Богородицы Казанской, а слева – икону Всех Святых. Возле каждого образа поставьте по толстой церковной свече и по очереди зажгите их. На полу постелите кусок черного молитвенного полотна. Встаньте на него на колени, перекреститесь, три раза поклонитесь, и прочитайте обращение к Богу:

«Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, стань мне, рабу (е) Твоему(ей) (ваше имя), в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя ребенка). Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Казанская, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя). Святой князь Георгий Владимировской, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя)».

Затем возьмите новые ножницы и на молитвенное полотно посадите ребенка. Ножницы поднесите к малышу и, раскрыв лезвия, совершайте движения, будто отрезаете уздечку. Сделайте 12 раз и столько же раз прочитайте заговор, чтобы ребенок говорил:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Иисус Христос по земле ходил, Иисус Христос притчи говорил. Легко слово из уст Его шло. Так и младенцу (имя ребенка) говорить скоро и легко. Господь со Своею силою в помощь младенцу (имя) встал, речи младенцу (имя) дал. Матерь Божия в помощь приходила, речью младенца (имя) наделила. Язык развязала, слово в уста вложила. Князь Георгий в помощь встал, уста и язык укреплял, силой молитвы открывал, младенцу (имя) помогал. Слово в младенце (имя) пребывает, слово добавляет. Язык и подъязык Господь развязал, чтоб младенец (имя) быстро говорил, немотой не страдал. Аминь. Аминь. Аминь».

Свечи оставьте полностью догореть, а иконы верните на места. Открытые ножницы оберните молитвенной тканью и на 14 дней положите под матрац ребенку. По истечении времени на закате ножницы глубоко закопайте в землю, а полотно спрячьте в доме.

В этой статье мы расскажем, какими заговорами пользуются для избавления от алкогольной зависимости не только профессиональные маги, но и простые люди, если знают правила проведения такого рода ритуалов.

Для хорошей торговли еще наши предки пользовались различными заговорами и магическими ритуалами. Эта статья расскажет о простых и эффективных заговорах для успешной торговли и привлечения покупателей.

Полнолуние считается одной из самых сильных фаз луны для совершения различных обрядов и ритуалов. Наша статья расскажет о некоторых заговорах и обрядах, проводимых в полнолуние, для проведения которых не требуется особых знаний и навыков.

Женщины в любовных вопросах готовы на многое и даже воспользоваться магическими ритуалами и обрядами. Эта статья расскажет о заговорах, способных приблизить долгожданный момент встречи с возлюбленным.

Родители с нетерпением ждут, когда малыш заговорит. Но, к сожалению, не все детки говорят много и рано. Одни выговаривают только «мама», «папа» и «дай». Другие болтают без умолка на языке понятным только им. Поэтому так хочется знать, что делать, чтобы ребенок быстрее заговорил.

Компетентное мнение
Педиатры считают, если ребенок начинает говорить в возрасте от года до двух, то это норма. В этот период малыш пробует объединять слова в предложения и объяснять. При этом его слова должны быть понятны окружающим людям. Однако при всех нормативах, никто не отменял индивидуальных особенностей ребёнка и условий, которые создали для него родители, которые зачастую являются определяющим фактором.

Как помочь малышу?
Чтобы быстрее заговорил ребенок, родители должны ему помочь. Начните с малышом занятия по пассивному овладению речью. Повторяйте одни и те же слова, иллюстрируйте их, делайте все, чтобы ребенок вас понимал. Это основа развития речи у человека.

Когда он начнет повторять за вами простые слова, начинайте учить его простым предложениям.
Постарайтесь заинтересовать малыша игрой. Играйте с ним в цвета и предметы, называйте их и описывайте, давайте пробовать малышу. Совместная игра с мамой должна вызвать у ребенка положительные эмоции, и подтолкнуть его поделиться впечатлениями при помощи слов. Постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только показал на то, что хочет получить, но и назвал этот предмет.

Читайте книги и развивайте моторику
Для того чтобы пополнить запас слов у малыша, читайте ему книги с яркими и крупными картинками. Начните с небольших стишков и подушек. Рассказывайте ребенку сказки и пойте песни. И со временем вы обнаружите, что он по – своему повторяет за вами. Для того чтобы ребенок заговорил, работайте с его моторикой. Массируйте кончики пальцев на руках и играйте в пальчиковые игры.

Заговор чтобы ребенок быстрее заговорил
Когда не помогают простые способы, люди начинают искать магическую помощь. Сегодня существует не один десяток различных заговоров, чтобы ребенок заговорил.
Приведем несколько примеров.

№1
Этот заговор можно произносить над спящим малышом днем. Перед прочтением заговора и по его окончанию, малыша необходимо крестить.
«На море-окияне, на острове Буяне стоит золотая клетка, в ней сидит золотая птица-говоруша. Говоруша-говоруша, научи раба Божия младенца (имя) говорить, с тобой Бога славить и всех Его святых. Вовеки веков. Аминь».

№2
Этот заговор также читается во время дневного сна и сопровождается крестным знамением.
«Крестом крещу, рабу Божию младенцу (имя) заговорить велю. Слова запоминай, на ус мотай, уста отвори и говори! Слово мое крепко и лепко. Аминь».

№3
Это заговор делается только утром, во время восхода солнца, когда малыш сладко спит. Как и в предыдущих вариантах, малыша крестят до начала чтения и по окончанию.
«Исусовой Христовой благодатию, Приснодевиным Марииным повелением, моим хотением, раб Божий младенец (имя), не молчи, сам заговори, волю свою расскажи. Во веки веком и до веку. Аминь».

№4
Это вечерний вариант заговора, чтобы ребенок быстрее заговорил. Делается он также во время сна малыша.
«Ты, раб Божий младенец (имя), на воздусях живешь, кричишь и орешь, пора пришла тебе говорить. Ты не рыба, чтоб молчать, ты не птица, чтоб верещать, не зверь дикий, чтоб рычать. Ты человек — говори. Во веки веков. Аминь».

№5
Для проведения этого магического ритуала понадобится ночная рубашка матери. Ее
стелят на землю. На рубашку ставят ребенка и трижды произносят заговор над его головой.
« Смотри на луну,
Там ангелы живут,
Твою душу берегут.
Там Христос стоит,
На тебя, дитя, глядит,
Поздоровайся с ним».

Читайте также:  Как вылечить облысения народные средства

источник

Бесспорно, очень важно, чтобы ребенок был сыт, а его диета — сба­лансированной. Однако важны также текстура и консистенция пищи, которую ест ребенок.

Для того чтобы говорить, произносить слова и звуки, необходи­мо управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, а также уметь контролировать дыхание. Умение жевать твердую пищу, пере­двигая ее во рту, — это определенная степень способности коорди­нации мышц.

Ребенку, который в возрасте после одного года все еще продолжа­ет питаться только протертой пищей, трудно координировать работу мышц рта и ротовой полости, и это может отразиться на его способно­сти произносить звуки. Многие логопеды предлагают делать специаль­ную артикуляционную гимнастику, которая, несомненно, важна для де­тей с трудностями в артикуляции. Однако не стоит забывать о том, что дети едят не меньше 3—4 раз в день, а еда — это не только необходи­мые для развития ребенка калории и витамины, но еще и важная трени­ровка для артикуляционного аппарата. Давайте ребенку возможность, грызть и жевать, например, сырые овощи, кусочки фруктов, сухофрукты, сухарики и. д.

? Различия в развитии речи мальчиков и девочек?

Исследования показывают, что девочки в среднем начинают говорить чуть раньше мальчиков. Есть данные, что первенцы в семье иногда заговаривают чуть раньше, чем вторые или третьи дети, одна­ко нередко происходит и наоборот. В некоторых семьях дети начинают говорить чуть позже, чем в других, в том числе по сравнению с родите­лями и другими родственниками ребенка.

Если малыш в первые месяцы жизни обращает мало внимания на звуки и речь взрослых, стоит обязательно проверить его слух. Даже минимальные нарушения слуха, которые возникают, например, вслед­ствие перенесенных отитов, могут повлиять на развитие речи в буду­щем. Некоторые устаревшие медикаменты, которые до сих пор исполь­зуются, чтобы справиться с инфекцией, плохо действуют на слуховой нерв ребенка и могут привести к его поражению.

Обязательный слуховой скрининг (проверка слуха) всех новорож­денных является стандартной процедурой во многих развитых стра­нах, но не в России. Если вы сомневаетесь в том, хорошо ли слышит ваш ребенок, обязательно проверьте его слух у сурдолога или аудио-лога — это безвредная процедура может быть очень полезной. Извест­но, что раннее выявление нарушений слуха и, в случае необходимости, слухопротезирование помогают ребенку начать говорить. Если же на­рушения слуха будут выявлены только после 2—3 лет, то при серьезных потерях слуха вероятность того, что ребенок сможет эффективно ис­пользовать вербальную речь, существенно снижается.

Исследования показывают, что дети, матери которых находились в состоянии депрессии после рождения ребенка, начинают говорить поз­же и хуже, чем их сверстники. Это неудивительно, ведь речь — это ком­муникация, а в случае, если взрослый находится в депрессии или пе­реживает стресс, эта коммуникация нарушается. Если мама малыша находится в депрессии, то помощь должна оказываться не только маме (см. главу 9). Необходима также помощь в развитии отношений и диа­лога мамы и ребенка.

Если вас волнует развитие речи малыша, обратите внимание на то, как строится его общение со взрослыми — насколько его попытки всту­пать в коммуникацию находят ответ, получает ли он возможность отве­тить, и т. д.

Когда имеет смысл бить тревогу? Что еще важно для развития речи?

Очень важно наблюдать за развитием речи малыша. Как мы уже го­ворили, речь начинает развиваться не тогда, когда ребенок начинает использовать слова, а гораздо раньше.

Когда и кому нужен логопед?

Раньше бытовало мнение, что логопед в основном занимается пра- вильной постановкой звуков, следовательно, ребенку, который пока еще не говорит, логопед не нужен.

Во многих странах логопеды начинают работать с очень маленьки- ми детьми, например помогают нормализовать кормление (сосание и

Глава 14. Развитие речи у детей

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?

глотание в отделении интенсивной терапии или реанимации новорож­денных, где находятся недоношенные дети и дети с различными нару­шениями здоровья).

Логопеды также помогают семьям, в которых появились дети с осо­быми потребностями (дети с нарушениями зрения и слуха, дети с гене­тическими синдромами, например синдромом Дауна, дети с двигатель­ными нарушениями и повреждениями мозга) или аутизмом. В данном случае задача логопеда (специалиста по коммуникации или раннему развитию) состоит в том, чтобы с самого начала нормализовать про­цесс взаимодействия с малышом, помочь родителям распознавать сигналы их ребенка. В дальнейшем логопед будет не только способ­ствовать развитию речи ребенка, но и учить родителей и ребенка ис­пользовать дополнительные средства коммуникации (жесты, картинки или специальные речевые устройства).

Мы уже рассматривали формирование нейронных связей в мозге новорожденного ребенка. Для того чтобы эти связи сформировались правильно и оставались устойчивыми, необходимо неоднократное по­вторение опыта, полученного малышом. Не случайно пословица гласит: «Повторение — мать учения». Если у ребенка есть трудности в развитии речи либо из-за его состояния существует риск появления таких труд­ностей, то участие логопеда является очень важным. При этом не сто­ит рассчитывать на то, что занятий с логопедом, даже если это очень высококвалифицированный специалист и встречи с ним проводятся не­сколько раз в неделю, будет достаточно для того, чтобы речь малыша развивалась хорошо и правильно.

Ребенок учится всему в непосредственном общении с родителями и окружающим миром. Поэтому задача логопеда при работе с детьми раннего возраста состоит скорее не в том, чтобы собственно «позани­маться с ребенком», а в том, чтобы показать его близким, как строить общение, как включать развивающие задания в повседневную жизнь ребенка. Важной задачей логопеда также является оценка развития ре­чи ребенка: есть ли трудности и если есть, то какие, и как с ними справ­ляться.

Логопед также может подсказать родителям, как заниматься с ре­бенком простой и забавной артикуляционной гимнастикой. Это далеко не всегда сложные манипуляции с использованием резиновых перчаток и шпателя, которые очень не нравятся маленьким детям. Артикуляци­онная гимнастика может включать обучение ребенка жеванию твердой пищи, которая его привлекает, имитацию выражения лица взросло-

го (надувание щек, складывание губ в трубочку и т. д.), высовывание языка, слизывание капелек варенья с уголков губ («как делает киска») и многое другое. Специалист также может подсказать, в какие игры играть с малышом, как работать над развитием правильного дыхания (дуть в трубочку, дудку, дуть на воду или кусочки ваты, выдувать мыль­ные пузыри и т. д.).

Маленькие дети лучше всего учатся, когда играют. Поэтому наибо­лее полезны для них занятия, проводимые в приятной игровой форме, а также включение этих занятий в обычную жизнь ребенка (во время еды, купания, прогулки). Помните, по-настоящему эффективными являются только те занятия, которые включены в повседневную жизнь ребенка и семьи, когда все взрослые, окружающие ребенка, знают, в чем заклю­чаются задачи развития и какие формы коммуникации лучше использо­вать с ребенком.

Телевизор помогает или препятствует развитию речи?

Представить современную жизнь без телевизора довольно трудно. Те­левизор теперь есть практически в каждой семье, а чаще всего в доме не один, а несколько телевизоров (на­пример, в комнате и на кухне).

Раньше считалось, что детям вред­но смотреть телевизор «из-за глаз», то есть это может негативно отразить­ся на их зрении. Однако, к счастью, со­временные экраны уже не столь вред­ны для глаз ребенка и практически не оказывают вредного воздействия на зрение. Но есть другая опасность. Ре­бенок в раннем возрасте только учит­ся выделять важные для него сигналы из окружающего мира. Слишком мно­го шума и мелькания могут приводить

Глава 14. Развитие речи у детей|

к сенсорной перегрузке и к тому, что ребенку будет трудно сосредото- чивать внимпние на общении с близкими людьми. А это,-в свою очередь, может негативно сказываться на развитии речи и внимания малыша.

Некоторым родителям проще кормить ребенка, который «уставил­ся» в телевизор. Иногда это действительно так, но, как мы говорили, раньше, кормление — это тоже важная составляющая коммуникации. И желательно, чтобы при кормлении ребенок обращал внимание на то­го, кто его кормит, а не на то, что происходит на экране телевизора.

Оглянитесь вокруг и подумайте, не мешает ли «вечно бубнящий» те­левизор или радио вашему общению с малышом.

Влияние компьютера на развитие речи

Компьютеры становятся неотъемлемой частью современного об­раза жизни и имеются практически в каждой семье. Мониторы стали более безопасными для зрения человека. Появляются игровые и раз­вивающие программы для самых маленьких. Уже никого не удивишь двухлетним ребенком, ловко водящим компьютерной мышкой, и мно­гие родители задаются вопросами: «Полезен ли компьютер для моего ребенка? Дает ли этот опыт что-то для его развития? Не мешает ли раз­витию речи?»

Компьютер значительно лучше телевизора для развития ребенка и неплохо расширяет его опыт, если подобрать подходящие по возрасту развивающие компьютерные игры. Однако все хорошо в меру. Нельзя лишать ребенка человеческого общения и полагаться только на ком­пьютер, так же как нельзя полагаться на любую другую игрушку, — ка­кой бы интересной ни была игрушка, она по-настоящему учит чему-либо только тогда, когда вокруг нее строится коммуникация с другими людьми.

Задумайтесь над тем, что сделало компьютер по-настоящему по­пулярным среди взрослых. В первую очередь это, конечно, возмож­ность общаться с другими людьми через Интернет (до появления такой функции компьютер представлял собой нечто среднее между печатной машинкой и игровой приставкой). Поэтому старайтесь делать так, что­бы «общение» ребенка с техникой было лишь еще одним поводом для интересного совместного занятия с вами.

Есть ли лекарства для развития речи?

Станете ли вы принимать таблетки или делать себе уколы, если вам необходимо срочно выучить иностранный язык? Скорее всего, ответ будет отрицательным. То же самое относится и к детям.

Современная медицина имеет очень большие возможности. Совре­менные технологии позволяют восстановить или существенно улучшить утраченные зрение и слух, вылечить многие заболевания, которые рань­ше казались неизлечимыми. Однако, к сожалению, специальной «вол­шебной» таблетки для развития речи пока еще не придумано. Есть ме­дикаменты, улучшающие мозговое кровообращение, но для лечения маленьких детей они используются далеко не во всех странах; кроме того, их непосредственное влияние на развитие языка и речи не доказа­но и подвергается серьезным сомнениям многими исследователями.

Речь — очень сложный процесс, который включает и желание всту­пать в коммуникацию, и умение произносить звуки, и способность кон­центрировать внимание, и многое другое. Поэтому таблетку, улучша­ющую развитие речи, на сегодняшнем уровне развития медицинской науки создать невозможно.

Однако помогать детям, у которых есть трудности в развитии речи, можно, нужно и очень важно! Использование современных методов и технологий обучения приводит к очень хорошим результатам у многих детей, особенно если в процессе участвует не только ребенок, но и вся его семья, а занятия включаются в повседневную жизнь и рутинные ак­тивности.

Исследования показывают, что у детей в двуязычных семьях речь вначале развивается чуть медленнее, чем в одноязычных семьях. Одна­ко к возрасту 3—4 лет такие дети обычно догоняют своих сверстников в развитии речи; кроме того, они успешно используют оба языка.

Исследования также показывают важность использования мамой (или другим ухаживающим взрослым) в разговоре с малышом своего родного языка. Так ей будет проще общаться с малышом, и процесс об­щения будет происходить максимально естественным образом. В пре-

Глава 14. Развитяеречиудетей

дыдущих главах книги мы рассматривали особенности материнской речи (ее темп, мелодику и т. д.). Говорить так на языке, который не яв­ляется родным, довольно сложно, и это может отражаться на качестве взаимодействия. Если другие члены семьи общаются на другом язы^е, ребенок все равно освоит этот язык, поскольку все дети учатся тому, что их окружает.

Приучение к горшку — вопрос деликатный

Когда и как приучать ребенка к горшку — важный вопрос для роди­телей. Многие из современных родителей росли тогда, когда об одно­разовых подгузниках (памперсах) еще никто и не слышал, поэтому ча­сто им трудно использовать опыт своих мам и бабушек.

Некоторым мамам кажется, что их дети начинают проситься на гор­шок с шести месяцев и даже раньше и что ребенка имеет смысл при­учать к горшку чуть ли не самого рождения. Однако это не совсем так.

Когда мочевой пузырь или кишечник младенца переполнен, он ис­пытывает дискомфорт, который выражается в плаче или хныканье. Чув­ствительная мама, которая все время находится рядом, быстро учится различать значение плача своего малыша: так он плачет, когда голоден, так — когда хочет спать, а так — когда мокрый, и т. д. И маме начина­ет казаться, что малыш намеренно просится в туалет. На самом же деле это просто означает, что чувствительная мама «ловит» выражение дис­комфорта, который проходит после того, как опорожняется мочевой пузырь или кишечник. Самостоятельно контролировать сфинктеры ма­ленькие дети в возрасте до одного года не могут. Они ведь даже не мо­гут пока хорошо контролировать свое тело, чтобы самостоятельно хо­дить, так что приучение к горшку в младенчестве — это скорее навык мамы, нежели малыша.

Наносят ли детям вред подгузники?

Миф о подгузниках Ns 1. Подгузники Вредны для репродуктивно­го здоровья.

Сторонники этой идеи считают, что мокрый подгузник, в котором находится ребенок, создает «парниковый эффект», что может навре­дить репродуктивному здоровью ребенка, особенно мальчика. НИКА­КИХ научных подтверждений этому предрассудку нет.

Да, действительно, подгузники нужно регулярно менять! Если ма­лыш целый день находится в одном и том же подгузнике, это действи­тельно вредно, так как на его коже может возникнуть опрелость.

Глава 15. Приучение к горшку — вопрос деликатный

С чего начать приучение к горшку?

Конечно, необходимо учитывать, что все исследования производи­лись лишь с продукцией известных производителей и, наверное, нуж­но придерживаться простых принципов при покупке подгузников, таких же, каких вы придерживаетесь, покупая все остальное: обращайте вни­мание на то, сертифицирован ли продукт и насколько известен произ­водитель.

Современные подгузники изготавливают из материалов, которые хорошо впитывают влагу, и если их вовремя менять, никакого вреда ре­бенку нанести невозможно.

Миф о подгузниках N° 2. Ребенок, который находится в подгуз­никах, не сможет самостоятельно проситься на горшок или на­учится это делать слишком поздно.

Все зависит от родителей (или взрослых, их заменяющих). До опре­деленного возраста малыш все равно не сможет самостоятельно поль­зоваться горшком. Но в возрасте после полутора лет можно предлагать ребенку горшок, например утром или после дневного сна, когда малыш проснулся сухим. Не забывайте сразу же похвалить ребенка, если он сделал то, что от него ожидается. Детям нравится, когда их хвалят, им также нравится делать что-то самостоятельно. Если ребенок все время находится в подгузнике и никогда не видел горшка, ему действительно поначалу будет трудно понять, что с ним делать.

Уходя от использования подгузников, постарайтесь быть стабиль­ными и не слишком навязчивыми. Приучение к горшку занимает время, и это должно быть постепенным. Самое главное — постарайтесь, чтобы это не стало «вашей проблемой», когда вы начнете бегать за ребенком с горшком в руках, а он будет уверен, что раз это так нужно взрослым, нужно все делать наоборот или что это «такая веселая игра».

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник