Меню Рубрики

Народные средства воспитания этнопедагогика

Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений – один из наиболее значимых вопросов современной педагогической науки, ведь сегодняшние школьники – это будущее нашей страны. Уточним, что, по мнению М.А. Петренко, духовность, прежде всего, проявляет себя в том, что человек способен и имеет желание пересечь границу узкособственнических интересов, принять широту и глубину собственного сознания как данность, открыть значимость для себя антропологической задачи встречи с другим сознанием, обнаружить многообразие явлений в мире, и попытаться понять смысл этих явлений, проведя их через призму таких ценностей как совесть, стыд, долг, ответственность, сострадание, любовь, красота и возвышенность помыслов, мудрость и милосердие. Иными словами, духовность связана с высшим уровнем развития сознания личности… [8,15]. И, конечно же, воспитание духовно-нравственной личности неразрывно связано с культурным опытом народа, его ценностями и идеалами, с его историческим прошлым. Изучением этих проблем занимались многие исследователи, стоявшие у истоков формирования особого направления в педагогической науке – этнопедагогики. Этническая культура, по определению этнологов, – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества [15]. Этнопедагогика – это наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей, она исследует морально-этические воззрения на исконные ценности народа. Основу этнопедагогики составляют простые истины, которые семья воспитывает в ребенке с самого детства: это скромность, вежливость, уважение к старшим, высокая нравственность и правдивость – именно те нравственные качества, которых, к сожалению, не хватает современному обществу. В современном мире в условиях глобализации, когда существует угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под влиянием всеохватывающего процесса унификации, этнопедагогика приобретает особое значение. Она играет принципиально важную роль в сохранении и трансляции культурного опыта народа и формировании его этнического самосознания.

Цели данного обзорного исследования заключается в изучении актуальных во все времена идей этнопедагогики, анализе литературы по этой проблеме и выявлению эффективных подходов к воспитанию современного поколения школьников. Эти цели продиктованы направленностью современного образования на формирование духовно-нравственной личности, знающей свои исторические корни и уважающей традиции своего народа.

Материалы и методы исследования

В качестве методов используется обзор и изучение взглядов различных исследователей на процесс духовно-нравственного воспитания школьников средствами этнопедагогики. Содержание этих исследований и послужило материалом для данной работы. Важность такой методологической процедуры объясняется значимостью народной педагогики как объекта исследования этнопедагогики. С помощью народной литературы, народного искусства и приобщения учащихся к собственной национальной культуре в целом этнопедагогика выполняет важнейшие цели воспитания: учит ребенка взаимодействию с социумом и помогает ему вырасти духовно-нравственной личностью, знающей и уважающей свои исторические корни.

Обзор литературы. Этническое возрождение, о котором всё чаще говорят современные исследователи в различных областях науки – это тенденция развития всего человечества, которая особенно ярко проявилась во второй половине XX – начале XXI веков. Становлению этнопедагогики способствовало много исследователей в тот период. В частности, очень самобытный и глубокий татарский учёный Я.И. Ханбиков, в 1967 году написал книгу под названием «Из истории педагогической мысли татарского народа», которая посвящена воспитательной роли этнопедагогики в образовательном процессе, о нравственном, эстетическом, умственном, физическом традиционном воспитании [13].

Но впервые как самостоятельная область научного знания этнопедагогика была рассмотрена в монографии Г.Н.Волкова, которая вышла в 1974 году. В своей книге «Этнопедагогика» академик Г.Н. Волков не только даёт развёрнутое определение этому научному понятию, но и делает теоретическое описание этнопедагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки. Им же было сделано разграничение и уточнение таких понятий, как «этнопедагогика» и «народная педагогика». Так, этнопедагогика определяется как область теоретических исследований, а народная педагогика относится к опыту народного воспитания, его идеям и средствам. Г.Н. Волков дает следующее определение этнопедагогики: «Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [2]. Народная педагогика определяется им объект этнопедагогики, то есть совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Народная педагогика заключает в себе многовековую бытовую культуру и опыт воспитания. Как видим, оба этих понятия тесно взаимосвязаны, поэтому в свой обзор мы включим анализ исследований, связанных с этими направлениями педагогической мысли.

Огромный вклад в развитие нравственного воспитания на основе традиционной народной культуры внёс чешский педагог-гуманист, родоначальник научной педагогики, Ян Амос Коменский. Особую роль в нравственном воспитании детей он отводит семье, о чём пишет в труде под названием «Материнская школа». В своей работе педагог описывает систему семейного воспитания, построенную на принципах народной педагогики. Коменский считал, что будущее народа напрямую зависит от воспитания личности ребёнка [5].

Знаменитый русский педагог, основоположник педагогической антропологии в России К.Д. Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» отметил, что национальная самобытность народа отражена в фольклорных произведениях. Он провёл анализ и дал характеристику национального воспитания разных народностей и сделал вывод о том, что у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. В культуре русского народного воспитания учёный выявил, что характерной чертой здесь является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к Родине [12]. К.Д. Ушинский осознавал особую роль народной педагогики в процессе воспитания и её необходимую связь с учебным процессом в школе. Он считал, что народная педагогика способствует сохранению уникальности народа. По его мнению, народная педагогика развивает в человеке народность, народное самосознание и народный характер. Вопросом о месте народных традиций в учебно-образовательном процессе занимался великий писатель Л.Н. Толстой. Он писал, что школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ [10].

Вопросами этнопедагогической культуры интересовался известный педагог Г.С. Виноградов. В книге «Народная педагогика» в 1926 г. он дал описание народной педагогике: «народная педагогика – не столько система, сколько сумма знаний, умений». По его мнению, народная педагогика – это совокупность навыков, приёмов воспитания, призванных формировать личность в определённом направлении [1, с.30].

В России, как и в других странах, этнопедагогика прошла некоторые этапы развития, которые были проанализированы в работе Г.В. Нездемковской «Становление этнопедагогики России» [6]. Безусловно, разделение на этапы является условным, так как каждый новый этап вытекает из предыдущего и является его продолжением на более качественном уровне.

Первый этап развития этнопедагогики – эмпирический, он включает в себя обобщение народного опыта воспитания подрастающих поколений в пословицах, поговорках, былинах, сказаниях, легендах и т.д. Устное народное творчество определяло ценности, идеалы, нормы поведения и черты личности, соответствующие представлениям этноса о нравственном идеале человека.

Следующий этап – этнорелигиозный, на данном этапе традиционный опыт воспитания этноса был отображен в письменных культурных памятниках, носивших религиозное и образовательное назначение. Так, важным памятником русской литературы, содержащим этнопедагогические сведения, стал «Домострой» – сборник советов по различным аспектам жизни человека и семьи [6]. Домострой содержит в себе советы, основанные на изучении народного опыта воспитания детей «в труде, в учении, в страхе божьем» [4].

Научно-практический этап связан с деятельностью философов, педагогов по изучению русской традиционной системы воспитания и педагогики в целом, с выделением их потенциала с тем, чтобы совершенствовать и развивать современную практику обучения и воспитания.

Исследование этноса, его культуры и опыта воспитания послужило началом к теоретическому исследованию этноса, в том числе связи образования с его культурой. Этап теоретических исследований ознаменован деятельностью таких выдающихся дореволюционных ученых как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, а также советских ученых П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Г.С. Виноградова. Они изучали богатый воспитательный потенциал русской культуры и в связи с этим отстаивали образование, опирающееся на исконно русские народные истоки.

Теоретико-методологический этап развития этнопедагогики связан с именем академика Г.Н. Волкова. Именно он выделяет следующие средства воспитания в этнопедагогике [2]: 1) Пословицы. Пословицы являются продуктом накопленной с годами мудрости народа, они затрагивают практически все сферы жизнедеятельности людей и различные явления жизни. Пословиц всегда имели воспитательный характер и содержали в себе некую педагогическую идею, обладая практическим характером, пословицы содержат в себе полезные наставления для юных поколений и выполняют образовательную функцию. Одним из преимуществ данного этнопедагогического средства воспитания является его форма, которая, благодаря игре слов, созвучиям, ритмике и рифмам, становится благоприятной для запоминания и откладывается в памяти ребёнка, формируя его представления об общепринятых моральных принципах и законах, его моральные качества, отношение к труду и многим жизненным ценностям. 2) Загадки. Загадки как средство воспитания хороши тем, что заключают в себе нравственную идею, воздействуют на умственные способности ребёнка, его эстетическое воспитание, а также обогащают его багаж знаний об окружающей его действительности и обществе, в котором он живёт. 3) Народные песни. Народные песни пестрят понятиями о добре, красоте, счастье человека. Они отражают ценности народа, в них поётся о сокровенных мечтах народа, его вековых ожиданиях, надеждах. Народные песни призваны прививать любовь к прекрасному, вырабатывать эстетические взгляды. Песней сопровождались все события народной жизни. Особую воспитательную функцию Г.Н. Волков отводит колыбельной песне, которая положительно сказывается на психическом состоянии и здоровье ребёнка. Колыбельные песни демонстрируют огромную силу материнской любви, дети чувствую нежность и теплоту, вложенные в эти песни, меняется мироощущение, что создаёт благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздействий. 4) Сказки. Сказки несут воспитательную функцию, так как в них всегда содержаться определённая мораль, истина, они заставляют задуматься, наводят читателя на размышления. Благодаря некоторым приёмам воздействия на личность, сказки воспитывают у ребёнка чувство прекрасного, формируют моральные черты, учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. Выполняя образовательную функцию, сказки знакомят читателя с народными обычаями, ритуалами, традициями, верованиями, бытовыми мелочами. В сказках отражена жизнь народа, его национальные черты. Увлекательность сюжета и образность делают сказки интересными для детей, облегчают их восприятие и, тем самым, увеличивают их педагогическое воздействие. Рассмотренные нами методы, средства этнопедагогического воспитания универсальны и широко используемы в различных странах, в том числе, и в России.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе развития в этнопедагогике определены её область исследования и основные понятия, такие как «народная культура», «традиционное народное воспитание», «народная педагогика», «этническое воспитание». Богатый потенциал этнопедагогики используется в ряде самостоятельных образовательных методик: методика проведения в учреждениях народных традиционных праздников, народных игр, методика проведения празднично-игровых обрядов. В настоящее время образование направлено на воспитание гармонично развитой и высоконравственной личности на основе культурных ценностей и своеобразия духовной жизни народа. Усвоение детьми культурного наследия своего народа, самобытности его традиций развивает у учащихся уважительное отношение к собственной культуре и культуре других народов и формирует активную жизненную позицию.

Большое значение этнопедагогики в системе российского образования подчеркивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования: «Стандарт направлен на обеспечение: . сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России . » [11, с.5].

Так, относительно личностных качеств, которые должны развиваться в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены следующие требования: 1. Развитие национального самосознания, формирование ценностей, опирающихся на многонациональную российскую культуру, гуманистических ценностных ориентаций; 2. Воспитание целостного, духовно-нравственного мировоззрения, осознания единства культур и народов.

Но проблема заключается в том, что очень часто идеал поведения человека, пример нравственности и добропорядочности, представленный современной массовой культурой, в том числе западной, резко отличается от идеала, основанного на истоках культуры нашего народа. В данном контексте хотелось бы отметить идею Г.Н.Волкова о влиянии примера-идеала [2]. По Словам Г.Н.Волкова пример-идеал олицетворяется во всех составляющих народной педагогики: это и фольклор, в котором так или иначе обозначен «талант высокой нравственности», и традиции, которые охватывают и народное искусство, и труд. В своей книге «Этнопедагогика» Г.Н. Волков предупреждает о том, что отрицательный пример может нести страшные последствия, особенно если он ложится на еще не окрепшую психику ребенка.

Подобная ситуация развития тенденций современного образования поднимает проблему русского национального характера. Нынешняя молодёжь, порой, забывает о тех значимых чертах русского народа, которые делают его уникальным, неповторимым, настоящим борцом за свой родной край и всё, что с ним связано. Самые сильные стороны нашего национального характера должны передаваться из поколения в поколение и, конечно же, они нашли своё отражение в русском фольклоре. Русское народное творчество способно воспитывать в детях трудолюбие, мужество, смелость, доброту, отзывчивость, щедрость, силу воли. Его роль в воспитании цельной личности невозможно переоценить. Перенесение Западных стандартов обучения на российскую систему образования – проблема, отмеченная такими советскими учеными как К.Д. Ушинский и В.Я. Стоюнин, не теряет актуальности и в 21 веке. Несмотря на богатый многолетний опыт отечественных систем обучения, ориентация на зарубежные формы обучения преобладает. Данная тенденция вытесняет народную педагогику со всеми её элементами, уменьшает её присутствие в отечественной системе образования, что сказывается на воспитании подрастающих поколений.

Читайте также:  Народные средства от гуляния кошки

Но огонь мудрости наших предков в нашей памяти и наших сердцах продолжает гореть. И свидетельством тому являются исследования, которые были представлены в этом обзоре. Мы ведём диалог с нашими предками, благодаря тем культурным текстам, которые они нам оставили. Мы, в процессе образовательного взаимодействия, опираясь, в том числе, на материалы этнопедагогики, учимся мыслить совместно, и такое мышление носит со-творческий характер. Именно «развитие духовно-нравственной культуры личности делает возможным совместное творческое мышление в процессе образования, в котором принимали бы участие Учителя и Ученики современной России – государства, являющегося своеобразным буфером между Западной и Восточной цивилизациями, поэтому надежда на возрождение духовно-нравственной культуры общества в эпоху мирового кризиса связана с нашей страной, поскольку автаркичное сознание исчерпывает себя, а синтез духовности и разумности позволяет управлять внутренними инструментами Духа: вниманием, памятью, воображением, эмоциями, интуицией, интеллектом [7]. Есть в нашей стране базовые национальные ценности, на которые важно опираться в процессе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, есть Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, в которой говорится, что «Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений» [3]. Классным руководителям, ближе всех стоящих к детям, следует в первую очередь руководствоваться содержанием современного национального воспитательного идеала, определённого в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [3].

Однако самое главное в реализации приоритетных направлений воспитания, чтобы педагог имел желание и стремление творить, дерзать и открывать, тогда кажущиеся такими сложными задачи духовно-нравственного развития и воспитания будут решаемы [12].

Заключение и выводы. Таким образом, недавно сложившаяся отрасль научного знания, этнопедагогика, изучает вековые традиции, исторически сложившуюся воспитательную культуру народа, без которой немыслимо воспитание человека с высокими нравственными и моральными принципами, глубоко любящего свой родной край и осознающего свою принадлежность к определённому этносу. Народная педагогика заключает в себе знания воспитательного процесса, укоренившиеся в культуре народа и способствующие наилучшему развитию и становлению личности, способной функционировать в данном социуме, а также развитию и укреплению народности, народного сознания у всего этноса в целом. Этнокультурное воспитание ребёнка происходит с первых дней его жизни, но значительная доля данного процесса приходится на образование в школе. В учебном заведении особое внимание должно уделяться знакомству детей с традициями, обычаями, нравами, устоями и национальным характером своего народа, который, в свою очередь, ярко отражён в народном творчестве. Недаром великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [10].

источник

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства.

Основными средствами народной педагогики являются: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Богатство видов и жанров обусловлено разнообразием его социальных, бытовых, психотерапевтических и педагогических функций. Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, они охватывают фактически все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении.

С рождения ребенка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылицы, перевертыши, скороговорки.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции:

  • — дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера, обогащая детское представление о прошлом и настоящем народа;
  • — вероисповедания помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;
  • — вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в благополучное будущее;
  • — способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, фонематического слуха, наблюдательности, сообразительности, пополнению словарного запаса, повышению культуру речи;
  • — сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, значение слов, обогащает народной мудростью.

Наблюдая и участвуя в народных календарно-обрядовых праздниках, ребенок знакомится с календарно-обрядовой поэзией, которая тесно связана с пением и музыкой. Календарно-обрядовая поэзия классифицируется на основе сезонных циклов: зимняя (колядки, щедровки, овсени, подблюдные), весенняя (веснянки, заклички, масленичные, волочебные, семицко-троицкие), летне-осенняя (купальские, петровские, покосные, жатвенные, или жнивные).

Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Изначально это могли быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего пробуждения земли-матушки или движения животных, на которых планировалась охота, полет или противоборство птиц (орла, сокола) и т. д. Возникновение хороводов в русской культуре связано с солнечным божеством Хоросом (Хорсом), что подчеркивается круговыми движениями исполнителей. Развиваясь и постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Так, возникают танцы на темы труда: якутский танец оленеводов, гуцульский — дровосеков, латышский — жнецов, эстонский — сапожников, белорусский — ленок. В народном танце, особенно в исполнении мужчин, часто воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.), отражается воинский дух, доблесть, героизм.

Большое значение танец имеет для физического развития ребенка — позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов). Ряженные и скоморохи — яркие представители народного театра. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.).

В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд. Например, русская игра-комедия «Пахомушка». Подобные представления послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. Кроме театра живых актеров постепенно развивается театр кукол, который часто назывался по имени героя представления: Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.

Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (перчаточные, пальчиковые, теневые, тростевые, марионетки — куклы на нитках и др.). Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк, в котором использовались движущиеся картинки в сопровождении драматизированного текста (зарождение киноискусства).

Педагогические функции народного театра проявляются в формировании у ребенка чувства юмора, безопасного поведения, сопереживания, интереса к народным формам творчества, развивают память, художественно-образное восприятие и мышление, знакомят с устным народным творчеством, песенно-музыкальным, танцевальным и игровым.

Синкретичность (нерасчлененность, соединение) видов искусства, единство различных жанров раскрывается в народных праздниках, обрядовых действах, в которых соединялись в единое целое устное народное творчество, песня, музыка, танец, игра, театр, декоративное искусство (например игрушки, маски, вышивка) и т. д. Подготовка к народным праздникам и сам ход праздников содержат в себе фактически всю систему средств воспитания и образования подрастающего поколения.

Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. этнопедагогика культура образование

Этнопедагогическим средством воспитания являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Народные игры и состязания всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании всех народов во все времена. Необходимо отметить, что игры разных народов внешне похожи в некоторых компонентах содержания, правилах, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой. Игры не только были направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствовали воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливали детей к хозяйственной деятельности. Народная педагогика выработала средства и параллельно с этим сформировала систему этнопедагогических условий эффективного использования народных игр в целях воспитания подрастающего поколения.

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство имеют духовную и материальную ценность. В процессе знакомства с народными промыслами и декоративно-прикладным искусством дети познают красоту народного творчества, трудовые традиции, мировоззренческие основы своего этноса. Крестьянские дома, юрты, чумы, яранги отражали систему мироздания через архитектурную конструкцию, резьбу, роспись, а также внутреннее содержание и убранство помещений (полотенца с вышивками, люльки и кровати с резьбой, ковры, берестяные туеса и кузова, керамические кувшины с росписью и тиснением и т. д.), создавая неразделимое целое.

Вместе с опытом трудовой деятельности, который был направлен, прежде всего, на удовлетворение важных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище, детям передавался и опыт народного художественного мастерства. Мастера народных промыслов, декоративно-прикладного искусства создают свои изделия из разнообразных материалов.

Наиболее распространенными являются: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др.

Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства могут пользоваться в быту. Народные умельцы во все времена очень ценились.

Особенности своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца к сыну или от матери к дочери. Дети с раннего возраста приобщались к освоению ремесел, что способствовало воспитанию трудолюбия, сохранению и развитию промыслов, народного декоративно-прикладного искусства.

Во всех средствах народной педагогики заложены основы формирования культуры безопасного поведения человека, где использовались очень разнообразные методы воспитания. Это могли быть: убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнения, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверье, завет, зарок, раскаянье, покаяние, запрет, угроза, проклятье, брань, наказание.

Правила обучения и воспитания детей, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до наших дней, подтверждая понимание предками значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания своего этноса.

источник

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Читайте также:  Народные средства для лечения онкологии у кошек

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Предмет этнопедагогики

Этнопедагогику можно в общем представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем педагогическая наука не вытеснила из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее она важнее всего для педагогов, особенно — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. Этнопедагогический обзор народов России дает уникальную информацию о великой стране, объединяющей более ста наций и народностей. Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями.

Итак, этнопедагогика изучает:

1) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

3) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем — большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе — и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях. Это положение Макаренко подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей. Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например, на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего, конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда — величайшая из педагогик.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Средства народной педагогики

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» — назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица — не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями — педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Наиболее распространенная форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл — это жизнь человека от рождения до смерти.

Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Колыбельная песня складывалась веками, в ней — самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Колыбельная песнь — величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок — еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

ОТРОЧЕСТВО — период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки — песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями — песнями воинов, повстанцев, разбойников. Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни.

Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это — жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных разновидностях. В считалках строго соблюдаются созвучия и ритм, художественная функция их — именно в своеобразной игре словом и ритмом, для которых характерна бойкость и красочность. При исполнении считалок дети оформляют их какой-либо простейшей мелодией, а порою просто используют мелодию той или иной известной детской песни. Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням. Однако это не означает, что в репертуаре подростков отсутствовали песни с серьезным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство.

Читайте также:  Народное средство лечения метастазами

ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Самый богатый репертуар — у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек — их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачи невесты. Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни. Есть песни-гимны, призывающие молодежь к верности заветам предков, они выражают идеалы, в них — живая душа народа, поэтому воспитательное значение этих песен огромно, они несут большую идейную и педагогическую нагрузку, их особенно ценили народные педагоги.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ

Песня — сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен — эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Велика образовательная роль сказок. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ — народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность и дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК

В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги — источник мудрости. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.

В сказках естественно ставятся проблемы воспитания у молодежи чувства прекрасного, формирования моральных черт. Народная сказка способствует формированию нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

источник

1. Основные понятия народа.

2. Субъект и объект народного воспитания

4. Методы народного воспитания

5. Коллективные и индивидуальные формы воспитания.

Этнопедагогический подход, по словам Г.Н.Волкова, предполагает рассмотрение педагогического процесса как естественно-исторического процесса. При этом воспитание, как всеобщая и вечная категория, выступает естественной формой деятельности и поведения. В системе этнопедагогики народная педагогика выступает как своего рода общественное самосознание народа и отражает взаимосвязь основных факторов, функций, методов и средств народного воспитания. Их анализ ведется на основе обобщения отдельных поступков людей и поведения народа в целом.

Рассматривая воспитательные системы различных народов и сравнивая их с чувашскими традициями воспитания, Г.Н.Волков выделил 10 основных этнопедагогических проблем, определяющих ту или иную систему воспитания. К ним он относил:

1. Основные понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение).

2. Ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда).

3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).

4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).

5. Методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание и благославление, заклинание, клятва, просьба. Совет, намек, одобрение, укор, упрек, уговор, запрет, угроза, проклятие, брань, побои).

6. Средства воспитания (традиции, обычаи и обряды, устное народное творчество, игры, народные ремесла, народная медицина).

7. Идея совершенства человеческой личности и взаимосвязь сторон воспитания (добрая мысль, доброе слово, добрый характер, умница и красавица, добрый молодец, три добра и т.д.).

8. Организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

9. Педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья и род, племя, народ, человечество).

10. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные

педагоги, безымянные, неизвестные, малоизвестные педагоги, их деятельность и мысли).

Итак, исходя из этого, данные пункты являются опорными в воспитательной системе каждого народа, а основное своеобразие каждой из них заключается в смысловом содержании. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта – трудолюбие».

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками, передавались ему в процессе совместной деятельности с взрослыми. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад и сельская община, и социальная среда. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению шло становление народной культуры.

Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт нравственного поведения.

Правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

В древнерусских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждалась мысль о том, что человек, воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание .

Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания, которая включает:

1. Совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;

2. Совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;

3. Средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур.

Стоит отметить еще один немаловажный факт. В различных этнических группах деятельность, направленная на формирование национального характера, стереотипов поведения, этнического самосознания, поставлена сильнее или слабее. Это зависит, главным образом, от силы социального контроля, выраженном в общественном мнении. Именно на этот факт должен опираться социальный педагог в своей работе, направленной на формирование духовно-нравственной культуры личности.

Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было, и нет необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – длянарода. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.

Таким образом, ведущая роль этнопедагогики – достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Основу этнопедагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы, отраженные в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.

Вопросы к зачету по курсу

5 курс, 10 сем. ПП к.фил. н., доцент Базымина Е.В.

1. Становление этнологии как науки за рубежом.

2. Развитие отечественной этнологии.

3. Объект и предмет этнологии.

5. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний.

6. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.

7. Лингвистическая классификация народов мира.

8. Антропологическая классификация народов мира.

9. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.

10. Историко-этнографические области Земли.

11. Источники этнологических исследований.

12. Этнические процессы и их классификация.

13. Типы этнических общностей.

14. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.

15. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.

16. Проблемы этнического самосознания.

17. Природная среда и этнос.

18. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).

19. Основоположник российской этнологииН.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.

20. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.

21. Характеристика понятий «этнология» и «этнопедагогика».

22. Этнопедагогическая система народного воспитания: субъект и объект народного воспитания.

23. Этнопедагогическая система народного воспитания: функции воспитания.

24. Этнопедагогическая система народного воспитания: методы народного воспитания.

25. Этнопедагогическая система народного воспитания: коллективные и индивидуальные формы воспитания.

Эстетическое воспитание старшеклассников в условиях Центра т дополнительного образования детей (из опыта работы).Топычканова

Нравственное воспитание младших школьников на материале художественных текстов во внеклассной работе ЧЧЧЧЧ

Развитие познавательного интереса старших школьников в факультативной работе.Ивашинин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9388 — | 7428 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник