Меню Рубрики

Народные традиции как средство формирования милосердия у детей

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
учебно-методический материал на тему

Тема РМО: «Духовно — нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений.

Тема доклада: «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующими поколениями

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

С. Михалков.

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

1. приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям;

2. формирование гражданского самосознания, любви к Родине и к своему народу;

3. охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей;

4. закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

5. воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.

Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи. Народные песни богаты разнообразием жанров, которые я стараюсь использовать в своей работе. Однако включение в репертуар отдельных элементов фольклора не дает ребенку целостного представления о народной культуре. Именно народные праздники наиболее полно приобщают детей к истокам народной культуры, знакомят с историей нашей Родины, формируют опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. К сожалению, традиционная празднично-обрядовая культура в наши дни значительно утеряна, народные обычаи уходят из нашей жизни. А ведь в прошлом столетии народные праздники имели большое значение. Крестьяне говорили «Мы целый год трудимся для праздника», «Всякая душа празднику рада».

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.

Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.

Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно с учетом национально-регионального компонента, с учетом национальных и региональных особенностей Республики Крым. Приобщения к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Крым. Формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала». Это и крымскотатарские праздники на основе народных традиций: »Дервиза»-22сентября-праздник урожая. На этом празднике проводятся состязания певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек (чынъ ве манелер), организуются соревнования по национальной борьбе (куреш).

Наврез-21марта — это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.Хыдырлез-5-6мая- Крымскотатарский национальный праздник весны и плодородия. Ораза- байрам- «Праздник прекращения поста». Курбан- байрам- один из главных исламских праздников.

Основная цель – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Горница». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.

Подготовка к праздникам осуществляется не только на музыкальных занятиях, физкультурных. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации. Необходимо максимально активно привлечь всех детей в народном празднике.

При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Горница». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.

Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют и помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.

Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя культуры своего народа.

СЛАЙДЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Мини-музей «Горница»

Осенняя ярмарка

Празнование крымскотатарского праздника «Наврез»

источник

надюшка галкина
Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы)

Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного воспитания можно заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только «брать от жизни все». Народная культура – одно из средств духовно-нравственного развития детей. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями и трудностями, которые сложились в обществе. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховная жизнь никогда не была присуща русскому человеку, русской истории и культуре. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам, стать духовно богаче.

Народная культура— неисчерпаемый кладезь мудрости, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей посредством народной и православной культуры русского народа является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы определила для себя следующие задачи:

Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.

Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);

Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками.

воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому

воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

Город Борисоглебск богат традициями и обычаями, неповторимой природой. В истории нашего города было всё: и богатые ярмарки, и строительство храмов на народные деньги, и боевое прошлое. Испокон веков в нашем городе живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

Духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию.

С младшего дошкольного возраста знакомлю детей с правилами вежливости, начинаю формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываю в играх с куклами и другими игрушками. В группе создаю специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формирую опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

В работе с детьми для понимания смысла обычаев, обрядов использую фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает русский детский фольклор. Для самых маленьких – это приговоры при умывании, расчесывании, купании кукол, а так же колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. Фольклор находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.

Пословицы и поговорки — жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие на разум и чувства человека. Их можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень богата плодами», «Март с водой, апрель — с травой» и другие.

Особое место в процессе духовно-нравственного воспитания занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Подвижные народные игры проводила чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства подбирала соответственно возрастным особенностям детей, сезону. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Знакомила детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прародителями. Знакомила с декором костюма, материалом украшений. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в рисунке, аппликации. Дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «День пожилого человека»; Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашем детском саду организован мини-музей «Русская изба». Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

Читайте также:  При боли в пояснице у ребенка народные средства

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников. Провожу нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители, совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево», «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; «Быт русской избы» и других. Родители также участвуют в конкурсах поделок к тематическим праздникам.

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством русской народной культуры на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ «Чем дальше в будущее входим, тем больше краем родным мы дорожим…» Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание.

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Как.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Из опыта работы. «Воспитание музыкальной культуры дошкольников через праздники и развлечения» Из опыта работы ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Счастливая, счастливая невозвратимая пора.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

План родительского собрания. Деловая беседа. Тема: Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традици. План родительского собрания. Форма: Деловая беседа. Тема: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в.

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр» 1 слайд Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного.

Статья — приобщение дошкольников к культуре казачества через духовно — нравственное воспитание Синько Юлия Юрьевна, воспитатель, МОУ «Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда» Приобщение дошкольников к культуре казачества.

Выступление из опыта работы по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность» Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Осуществлять такое воспитание необходимо.

источник

Воспитание милосердия у детей имеет глубокую укорененность в русской педагогической традиции. Вся жизнь человека, будь то его характер, чувство ответственности, добрые или худые привычки, умение преодолевать трудности и многое другое, во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Осознавая это, родители пытались привить ребенку те религиозно-нравственные начала, основываясь на которых он м

ог бы стать духовно-здоровой личностью. Известный русский философ Иван Ильин говорил: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть». Ни для кого не секрет, что формирование педагогического идеала и осознание цели воспитания происходило под влиянием православия на историческую судьбу русского народа. По мнению славянофилов русскому характеру изначально были присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственны в высшей степени преданность воле Божией, любовь, смирение, милосердие, общительность с ближними и устремление всех помыслов к миру горнему. Такое полное совпадение христианских качеств с народными – залог великого будущего русского народа.

Как известно на Руси воспитание детей осуществлялось не столько словом, сколько делом, и, видя это, дети впитывали добродетели с молоком матери. В крестьянских семьях был обычай принимать страждущих, нищих и убогих, кормить их, предоставлять им место для ночлега. Примерами такого добродетельного воспитания явились множество святых угодников, имена которых веками хранились в памяти людей. Но, к сожалению, в 20 веке произошла катастрофа, которая сильно пошатнула те ценности и устои, которые являлись фундаментальными для русского общества. Революция, гражданская война, показали нам весь тот ужас, который произошел с народом, забывшим Бога. И с болью наблюдаешь, как уже живущие в 21 веке люди не учатся на ошибках своих предков. Младшие перестают уважать старших, ценить их, прислушиваться к их советам. Такие основополагающие понятия как любовь, милосердие, сострадание исчезают из сознания людей, а значит и подрастающего поколения, которое впитывает в себя все, что видит и слышит. Еще Цицерон говорил, что история является учительницей жизни. Смотря в прошлое, человеку дана возможность анализировать, а это значит избегать тех ошибок, которые приводили к страшным последствиям.

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна. Мир, в котором мы живем, деградирует на глазах. Происходит попирание нравственных законов и ценностей. Равнодушие к человеку стало настолько принятой нормой современного общества, что такое понятие как «милость» стало относиться к романтически-архаическому лексикону. Через СМИ мы узнаем о страшных проявлениях жестокости, злобы и ненависти. Высок уровень детской преступности, а, значит, в скорости могут возникнуть серьезные проблемы, ведь дети – это наше будущее. Поэтому сегодня как никогда надо поднимать вопрос о воспитании в детях милосердия, любви и сострадания, так как без этих добродетелей никогда не будет жизнеспособного и здорового общества.

Объект исследования – воспитания милосердия у детей.

Предмет исследования – средства воспитания милосердия у детей.

Цель работы – обосновать необходимость воспитания милосердия у детей и выявить его средства.

Гипотеза – воспитание милосердия у детей может стать условием формирования личности с устойчивым нравственным мировоззрением.

Цель и гипотеза обусловила задачи:

· проанализировать роль милосердия в формировании личности ребенка – будущего взрослого члена общества;

· проанализировать светские методы воспитания милосердия у детей;

· проанализировать особенности христианского воспитания детей

Методы исследования. Основным в дипломном сочинении является метод анализа. Далее применяется синтез – соединение при анализе частей в целое. Кроме того, применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Объективность обязывает рассматривать развитие процесса в историческом контексте с учетом объективных закономерностей, опираясь на факты, рассматривать каждое событие и явление в их многогранности и противоречивости. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения.

Сущность понятия «милосердие»

Понятие «милосердие» вернулось к нам пройдя большой путь. В послереволюционный период оно считалось отжившим, включалось в некоторые словари русского литературного языка как нечто архаичное, требующее разъяснения. В словарях милосердие определяется как:

«Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

«Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Готовность проявить снисхождение, оказать помощь из сострадания, человеколюбия».

Из всех вышеизложенных определений мы может отметить общее, а именно, что понятие «милосердие» характеризуется способностью человека к сочувствию, прощению, снисхождению. Отмечается стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций на основе любви и сострадания к окружающим. В античном мире милосердие определялось как величайшая добродетель, развитие которой обуславливалось возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. Философской мыслью накоплен очень ценный материал по проблеме воспитания и развития способности к состраданию, жалости, милосердию. Один из выдающихся классиков немецкой философии Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого. Все эти качества рассматриваются Кантом как некая основа, благодаря которой возможно проявление гуманизма. Философ считал важным воспитывать и развивать участливое отношение к окружающим людям и возможность общаться с ними с тем, чтобы человечество таким путем превратилось в товарищество взаимно сотрудничающих, взаимопонимающих людей. Русская философская мысль считала милосердие характерной нравственной чертой духовно- здоровой личности, полагая, что России суждено быть хранительницей русской национальной идеи и одновременно истинным носителем общечеловеческих начал духовности. Как писал Иван Киреевский, русский человек «больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого». Важное значение имеют философские размышления Владимира Соловьева, в которых так же отражаются вопросы милосердия. Философ нравственность неразрывно связывает с религией, а религию с нравственностью. Педагогические воззрения Соловьева основаны на соблюдении христианских заповедей и принципа жизни, который важно усвоить каждому ребенку «блаженнее давать, чем принимать». Мыслитель выводит очень простое и доступное правило по отношению ко всем окружающим: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою сами. Это изречение было произнесено еще Самим Христом: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Из этих слов Владимир Соловьев выводит два правила: «Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других. Делай другому все то, чего сам хотел бы от других». Первое правило философ называет правилом справедливости, а второе – милосердия. В целом, оба правила тесно взаимосвязаны: милосердие предполагает справедливость, а справедливость требует милосердия, то есть это только различные способы проявления одного и того же. Для Соловьева очень важно воспитать «сердце милующее», поскольку «жалость есть добро» поэтому он определяет милосердие как источник альтруизма, который берет начало из чувств жалости и сострадания. Эти мысли созвучны с философским размышлениям Василия Розанова относительно сущности рассматриваемого понятия. «Милосердие – это любовь и сострадание к людям, то, что помогает человеку достигнуть нравственных высот и не замкнуться на достижении своих честолюбивых планов». Так же важным представляется высказывание Николая Бердяева относительно сущности милосердия. Он считает, что милосердие является действенным проявлением любви. Оно не требует взаимности, возможно ко всем людям, и в этом его богатство и сила. Бердяев рассматривает милосердие в неразрывной связи со свободой человека, подчеркивая, что свобода человека никак не связана с необходимостью. Для мыслителя идеальным человеком является тот, который обращен к вечности, духовность которого не может быть задавлена никакими факторами, как бы на него не давила жестокая необходимость. По утверждению философа, задача воспитания состоит в том, чтобы всеми силами помочь ребенку стать свободным, при этом уважая детскую индивидуальность и сопротивление ко всякому принуждению и насилию. В связи с этим актуальным является воспитание милосердия через развитие в детях сердечности, любви к окружающим, внутреннего стремления оказать поддержку другому. Выделяя любовь к людям, как источник милосердия, Бердяев в исследуемом понятии подчеркивал значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Другой, не менее интересный подход к определению сущности милосердия мы встречаем в философских взглядах протоиерея Павла Флоренского, который считал, что вера в Бога способствует установлению неизменных нравственных ценностей, в том числе и милосердия. Обращение к Богу, по мнению мыслителя, становится важным источником духовной силы человека. С одной стороны, вера в Бога выступает средством обретения душевного покоя, а с другой стороны, активизирует развитие внутренних душевных сил, сострадания к окружающим. Соблюдение христианской заповеди «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20, 35) направляет ребенка на путь совершенства, который сделает его чище и добрее, милосерднее и бескорыстнее. Так же важными для нас являются идеи о милосердии протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что необходимо не приспосабливать ребенка к жизни, а развивать в нем привычку к милосердному поведению: «не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, любви и свободы. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил: оно светит в душе независимо от всего этого, оно также не выводимо из периферии души». Как мы видим, точка зрения протоиерея Василия заключается в том, что в основе милосердия лежит духовная свобода, собственный и осмысленный выбор человека на путь добра и любви, прощения и сострадания.

источник

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, посмеем сказать, когда он взял в руки палку и приделал к ней камень, то есть, вооружившись первым топором, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только по отношению к своему, но и чужому – из чужой семьи, из чужого племени, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы составляли частотный словарь русского языка, то слово милосердие заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Читайте также:  Народные средства против кисты молочной железы

Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Вот несколько идей и предложений для родителей, которые хотели бы, чтобы их детям было доступно милосердие.

1. Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Всё, что можно сломать и разбить, – всё сломано, разбито, всюду, где можно написать похабное слово, – оно написано. Иногда кажется, будто растёт какое-то особо жестокое поколение.

Это, конечно, не так, но будем внимательными. Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

2. Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией. Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что милосердие не воспитывается нашими обычными приёмами – наградами и наказаниями, упрёками и похвалами.

Оно даже не воспитывается примером! Кто не видел 17–18-летних девиц, которых, кажется, ничем не проймёшь, которым, кажется, всё человеческое чуждо, а ведь у них дома добрые мамы, ведь они слышали, что есть на свете жалость.

Ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

3. Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. И мы всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котёнка, ухаживать за черепахой или хомячком.

Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Мы всей душой поддерживаем только что созданное общество защиты животных. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Всё живое – болит, всё живое чувствует боль.

Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

4. Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей?

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Но пока отношения не изменились – положение безнадёжно? Ничего не выйдет?

Нет, вспомните, ведь даже при самых жестоких условиях и обстоятельствах совершались милосердные поступки.

Иногда сын отца-алкоголика навсегда зарекается от спиртного. Это происходит вопреки воспитанию, вопреки примеру. Но, пожалуй, не стоит уповать на случай.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Отношение к детям в школе должно быть гуманнее, отношения учителя и ученика – демократичнее, но, конечно же, в ещё большей степени это относится к отношениям в семье. Изгнать карательную педагогику из школы мы сможем, лишь изгнав её из своего дома.

5. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родите­лей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”, или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, спо­собных прийти на помощь.

6. Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает, а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Помните слова Пушкина: “И милость к падшим призывал!”. Падший – погибший в глазах общества, нарушивший закон преступник.

Декабристы были преступниками, с точки зрения государства. Пушкин призывал быть милостивыми к ним. Милосердие не может распространяться только на отличников производства, только на добропорядочных. Всё живое болит, всё живое заслуживает милосердия. Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы. Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

— цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

— тематические выставки детского творчества.

— знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

— экскурсии на природу (красота Божьего мира);

— слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

— постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения) .

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы) .

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки) .

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Глава 3. Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в средней группе

Тема Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка
1. Подтема Вводная – Приглашение к путешествию
Уточнять представления о близких ребенка (отец, мать, братья, сестры, другие родственники), о том, как они заботятся о нем (готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.д.); побуждать детей к разговору о заботе близких, их любви. Воспитывать активное проявление чувства любви к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать хорошим поведением, заботливостью; чувство благодарности и признательности.
Беседа. Групповое тестирование «Рисунок семьи» Игра «Быт моей семьи»
2. При солнышке тепло, при матери добро Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать. Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка» Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка»
3. Любовь мамы Улучшать взаимоотношение в семье. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира. Чтение и обсуждение сказки «Сердце матери». Д/и «Наша мама» Чтение и обсуждение стихотворений «Отгадайте поскорей», «Моя прекрасная мама». Упражнение «Подумаем о маме»
4. День матери
Продолжать воспитывать у детей любовь к маме, бабушке; познакомить с образом Божьей Матери, показать ее безмерную любовь к людям, учить любить и уважать своих близких.
Рассказ воспитателя «О матери Бога», пальчиковая игра «Как живешь?», рассматривание репродукции иконы пресвятой Богородицы Владимирской, чтение стихотворений, вопросы к детям, музыкальная пауза, чтение рассказа, игра-перечисление, продуктивная деятельность.
Октябрь
1. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Познакомить детей с нормами христианской этики, объяснить, как были устроены отношения в красивом, добром мире, почему они изменились; напомнить, что в душе человека горит неугасаемый огонёк совести, который подсказывает, что хорошо, что плохо. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», опросить детей, что они поняли из этого стихотворения. Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки. Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного. Чтение сказки «Кот и петух». Игра «Плохие и хорошие дела». Рисование «Радуга. Добрые правила жизни».
2. «Доброта, забота» Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются добрыми. Прослушать с детьми песенку и м/ф «Кот Леопольд» «Если добрый ты». Обсудить текст песенки. Побеседовать с детьми на тему: «Добрые качества моей души и добрые дела». Игровая деятельность «Аптека добрых дел». Подумать, каким лекарством вылечить злую бабу-ягу, жадную старуху из сказки о золотой рыбке, братца Иванушку, который превратился в козлёночка.
3. «Изображение добрых дел» Развивать воображение и фантазию. Воспитывать в детях доброе отношение к миру и друг к другу. С помощью разных изобразительных средств подготовить работы на выставку «Наши добрые дела». Художественное творчество Предложить детям рассказать какие добрые дела они совершили за последнюю неделю. Подготовка к выставке для родителей «Наши добрые дела». Определить для каждого ребёнка, какое доброе дело он будет изображать.
4. «Трудолюбие и лень» Формировать представление о традициях, об отношениях к лентяям в старину. Воспитывать у детей желание проявить себя, участвовать в общем деле. Развивать личностные качества детей: трудолюбиеартистичность, характер, уверенность в своих действиях. Чтение произведений о русском быте, рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Аппликация «Загадочные деревья» Чтение и обсуждение сказки «Трудолюбивые пчелки». П/и «Как работают машины»
Ноябрь
1. «Берегите природу» Дать детям сведения что такое природа, что она нуждается в нашей заботе и внимании, рассказать детям что мы можем сделать для того чтобы сохранить природу. Чтение и обсуждение сказки «Подснежники». Ф/м «Деревья на ветру». Творческое задание «Мир природы», «Разговор цветов». Задание на дом «Подружимся с деревьями»
2. «Моя Родина. Отношение к родной земле» дать чёткое понимание термина «Родина», пояснить детям, что Щелковский район с разными его посёлками, деревнями, сёлами, природой является нашей Родиной. Воспитывать у детей желание сохранять и оберегать родные места. Развивать у детей внимание и патриотические чувства. Рассмотреть стенд «Край мой Щелково» — пояснить детям, что на фотографиях изображены места нашего посёлка – обобщить, что всё это наша Родина. Рассказать детям, что каждый человек имеет свою Родину, это то место, где он родился, вырос и живёт. Опросить детей, что они считают своей родиной. Дать задание нарисовать своё любимое место, где они любят гулять, играть.
3. «Мой дом» научить детей с помощью пластилина, солёного теста, бумажной массы, глины – конструировать фигурку домика. Развивать внимание, воображение и мелкую моторику детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному дому. Побеседовать с детьми о том, за что мы любим место в котором мы живём. Объяснить связь между нашим отношением к дому и тому как этот дом выглядит.Попросить детей представить, как будет выглядеть их собственный дом, когда они вырастут. Показать детям из каких деталей нужно лепить свой Дом Будущего – конус, куб, шар или цилиндр. Устроить выставку «Мой дом»
4. «История России в вопросах и ответах» дать детям целостное наглядное представление об историческом прошлом России. Развивать у детей интерес к истории страны. Рассказ о истории России. Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».
Декабрь
1. «Мир божий вокруг нас» Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога человеку, ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник. Готовимся к путешествию. Вопросы детям: что мы увидим, узнаем, научимся, что будем делать? Наблюдение за конкретными явлениями и объектами окружающего мира (Время суток (день, свет), небо, земля, вода, растения, солнце, птицы, насекомые, животные, люди). Игровая деятельность. П/и «Коршун», «Следопыты». Заключительная беседа Рисование «Что мы видели на прогулке?»
2 .«Кто сотворил добрый мир?» Дать детям сведения о понятии Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» — обсудить основные его моменты. Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле. Отправиться в импровизированное путешествие по 7 дням сотворения мира, с помощью наглядного материала повторить времена года, основные приметы, название месяцев. Подвести детей в финале пути к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу – Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» — обсудить основные его моменты.
3. «Звуки доброго мира» Вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. На примере разных музыкальных инструментов послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). Научить игре «Фигуры животных» — вспомнить какие звуки издаёт каждое животное. Прослушать аудиозапись с пением птиц. Нарисовать животное, которое издаёт самые добрые звуки.
4. «На планете» торжество — наступает Рождество Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник — Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника. Изготовить вместе с детьми Рождественский вертеп. Показать детям постановку «Рождество Христово», посредством кукольного театра. Обсудить смысл увиденного, ответить на вопросы детей. Рассказать, что на этот праздник принято дарить сувениры, показать детям, как их изготовить.
Январь
1. «История моей семьи». Научить детей самостоятельно составлять рассказ о своей семье, уточнить знания детей о том, кто старший в их семье, а кто младший из родственников. Дать понятие генеалогического древа, учить детей составлять схемы своих родственных связей. Развивать и активировать словарный запас. Воспитывать уважение к старшему поколению. Рассмотреть совместно с детьми дидактический материал на тему «Моя семья», заострить внимание на картинках по теме генеалогического древа. Пояснить детям принцип составления такого дерева: от самых старших родственников – до самых младших. Совместно с детьми организовать рисование «Моё генеалогическое древо».
2.«Зарождение Щелковского района» Учить детей слушать рассказ на историческую тему. Воспитывать патриотические чувства к родному краю. Развивать логическое мышление путём соотнесения времени и событий. Рассмотреть исторические фотографии хронологии развития Щелковского района. Зачитать детям историческую справку о появлении поселений в Щелковском районе.
3.«Малая Родина» Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании фотовыставки. Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине. Побеседовать с детьми на тему предыдущих занятий, повторить определение «Родина», «Малая родина». Рассмотреть фотографии, подготовленные детьми на тему «малая родина», попросить детей прокомментировать выбор сюжета фото. Раздать детям принадлежности для аппликации.
4.«Красота родного края» Дать детям представление о красоте родного края в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать внимание и коммуникативные возможности детей при помощи беседы. Наблюдение за птицами и животными, подчеркнуть красоту окружающего пейзажа. Вспомнить с детьми как зимуют в лесу животные, птицы, насекомые. Организовать п/и «Два мороза». По итогам прогулки организовать тематическое рисование «Красота родного края»
Февраль
1. «День Ангела». Дать детям понятие о том, что у каждого человека существует свой Ангел, который охраняет жизнь своего подопечного. Объяснить детям, что у каждого человека есть имя, которое имеет значение, рассказать каждому из детей кратко и доступно, что означает его имя. Развивать у детей мышление и креативность, путём тематического рисования по теме. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Рассказать детям о том, что у каждого человека при рождении появляется ангел-хранитель, который помогает жить и не болеть. Дать разъяснение того, что каждому ребёнку при рождении даётся имя, которое что-то значит, рассказать о значении имён воспитанников. Пояснить, что при появлении нового имени празднуется своеобразный день рождения, который называется Именины. Рисование Ангела-хранителя
2. «Символы России». Познакомить детей с официальными и исторически обоснованными символами России. Развивать любознательность и интеллектуальные способности детей путём вовлечения в обсуждение темы занятия. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников путём изучения истории России. Прочитать стихотворения В. Степанова из цикла «Моя родина – Россия». Рассмотреть иллюстрации к стихотворениям. Пояснить, что все стихотворения о России и являются её символами. Рассмотреть с детьми выставку наглядного и дидактического материала на тему «Символы России».
3. «Звуки русской природы» Учить различать характер и темп музыки, продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Прослушать с детьми композицию «Звук колокола», пояснить детям, что такой перезвон звучит на православные праздники и богослужения в церквях. Побеседовать с детьми на тему того, какие животные и птицы живут в российских лесах. Прослушать аудиозаписи голосов птиц и животных.
4. «Любовь к животным». Воспитывать у детей чувство гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков. Чтение и обсуждение стихотворений «Мой тузик», «Птицы зимой» П/и «Домашние животные» Рисование «Строим кормушку»
Март
1. «Православные традиции. Масленица». Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа. Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя
2. «Умение прощать и просить прощение». Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, довести до понимания значение слов «прощать и прощение». Воспитывать дружелюбие, мирность. Чтение и обсуждение сказки «Ежиха-портниха» Игра «Подумаем о доброте» Рисование «Дерево доброты»
3. «О холодном и теплом сердечке». Воспитывать у детей чувство милосердия, доброты, любви к ближним и негативное отношение к любому злу, жадности, грубости и т.п. Обсуждение житейских ситуаций. Кукольный театр с Петрушкой Игра «Следы жизни» Чтение с обсуждением Э. Мошковская «Кто самый добрый», А. Б. «Вовка-добрая душа».
4. «О послушании» Формировать представление о послушании и не послушании, показать необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скорбей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев. Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», П. Поляков «О послушании» Игры «4 стихии», «Глухой телефон».
Апрель
1. «Хозяйка в русских народных сказках». Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – Хозяйки. Воспитывать отрицательное отношение к лени. Объяснить детям понятие «Хозяйка», на примере сказки «Морозко» выяснить, какие характеристики выделяют хозяйку. Вспомнить с детьми сказку К.И. Чуковского «Федорино горе» — указать какие обязанности не выполняла хозяйка, и что потом произошло. Знакомим с помощью наглядного материала с укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов.
2. «Семейные традиции» Научить детей обобщённым способам изготовления поделок, передать знания и умения и способствовать формированию ручных умений. Развивать фантазию и выдумку. Воспитывать способность к самообучению. Рассмотреть с детьми изделия русских народных промыслов: глиняные игрушки-свистульку Тульской и Кировской областей, дымковскую барышню, гжельскую посуду, вологодские кружева. Изготовление филимоновской игрушки.
3. «Русская изба». Расширить представление детей о быте жителей Щелковского края много лет назад, пояснить, чем занимались хозяева и хозяйки в деревнях. Развивать образное мышление и воображение детей. Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению. Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. Рассмотреть исторические фотографии, как выглядело Щелково много лет назад, пояснить, чем традиционно занимались женщины и мужчины на селе. Рассказать, что делали дети в далёком прошлом, и какие обязанности у современных детей. Попросить детей поделиться своими впечатлениями об увиденном.
4. «Православные традиции. Праздник Светлой Пасхи». Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник — Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа. Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» — «Пасха». Помочь понять смысл сюжета. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета. Подготовить выставку «Великая Пасха» — привлечь к её оформлению детей.
Май
1. «Умеем ли мы благодарить?» Объяснить детям, что такое настоящая благодарность человеку – готовность помочь ему. Дать определение словам «Спасибо», «Благодарю». Развивать мыслительные процессы, интеллектуальные данные детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. На примерах объяснить детям, что если настоящая благодарность человеку за доброе дело – это доброе дело в ответ, т.е. помощь в чём-либо. Дать определение двум словам «Спасибо» и «Благодарю». Показать сходство этих двух понятий. Попросить детей рассказать о своих добрых делах кому-то из своих знакомых, друзей, членов семьи. Рассмотреть с детьми картинки с изображением добрых дел .
2. «Божий храм». Познакомить детей с убранством и основными достопримечательностями Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Объяснить, как нужно благодарить Бога и за что. Расширить кругозор детей при помощи рассказа о нательном кресте, пояснить для чего его носят. Воспитывать духовно-нравственную культуру дошкольников посредством освещения великолепия и красоты убранства православного храма. Экскурсия в православный храм. Беседа с детьми Проследовать к храму Покрова Пресвятой Богородицы. Во время экскурсии по храму рассказать детям, зачем люди носят нательный крест. Рассказать детям, что молитва нужна для того, чтобы обращаться к Богу, благодарить его за то, что он создал наш мир и направляет нас к добрым делам. Заострить внимание детей на красоте убранства храма.
3. «Спасибо» Прочитать детям стихотворение «Спасибо», научить понимать смысловую нагрузку данного произведения. Развивать речевые возможности детей и обогащать их словарный запас. Воспитывать культуру поведения в обществе. Прочитать детям стихотворение «Спасибо», провести беседу о его смысле. Попросить нескольких детей рассказать, какие поступки нужно совершать, чтобы им говорили «Спасибо». Показать детям на примере, как люди с помощью добрых дел благодарят других. Вспомнить с детьми сколько они сделали добрых поступков за последнее время, а также говорили ли они своим близким за их заботу «Спасибо». Подводя итог, поблагодарить детей за то, что они хорошо работали во время занятия.
4. «Добрый мир Божий» Подобрать для итоговой выставки лучшие работы воспитанников за год. Учить детей выполнять оформительские работы, пользоваться клеем. Развивать мелкую моторику и эстетический вкус. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус при формировании выставки. По итогам предыдущих занятий выбрать лучшие художественные работы для выставки. Поручить детям, раскрасить буквы для заголовка стенда. После формирования экспозиции попросить каждого из детей провести экскурсию по выставке.
Август
Яблочный спас Воспитывать интерес к русским народным традициям. Развивать у детей умение отгадывать загадки. Познакомить детей с разными сортами яблок. Интегрированное комплексное занятие с просмотром презентации по данной теме.
Читайте также:  Как размягчить вросший ноготь народные средства

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

— устойчивость навыков поведения;

— сформированность основ ценностных сфер личности;

— стабильность психического развития;

— целостность восприятия мира;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

источник