Меню Рубрики

Народные традиции как средство нравственного воспитания

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
учебно-методический материал на тему

Тема РМО: «Духовно — нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений.

Тема доклада: «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное предшествующими поколениями

может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

С. Михалков.

Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых — привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

1. приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям;

2. формирование гражданского самосознания, любви к Родине и к своему народу;

3. охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей;

4. закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

5. воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.

Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи. Народные песни богаты разнообразием жанров, которые я стараюсь использовать в своей работе. Однако включение в репертуар отдельных элементов фольклора не дает ребенку целостного представления о народной культуре. Именно народные праздники наиболее полно приобщают детей к истокам народной культуры, знакомят с историей нашей Родины, формируют опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. К сожалению, традиционная празднично-обрядовая культура в наши дни значительно утеряна, народные обычаи уходят из нашей жизни. А ведь в прошлом столетии народные праздники имели большое значение. Крестьяне говорили «Мы целый год трудимся для праздника», «Всякая душа празднику рада».

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.

Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.

Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.

Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно с учетом национально-регионального компонента, с учетом национальных и региональных особенностей Республики Крым. Приобщения к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Крым. Формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала». Это и крымскотатарские праздники на основе народных традиций: »Дервиза»-22сентября-праздник урожая. На этом празднике проводятся состязания певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек (чынъ ве манелер), организуются соревнования по национальной борьбе (куреш).

Наврез-21марта — это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.Хыдырлез-5-6мая- Крымскотатарский национальный праздник весны и плодородия. Ораза- байрам- «Праздник прекращения поста». Курбан- байрам- один из главных исламских праздников.

Основная цель – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Горница». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.

Подготовка к праздникам осуществляется не только на музыкальных занятиях, физкультурных. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации. Необходимо максимально активно привлечь всех детей в народном празднике.

При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Горница». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.

Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют и помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.

Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя культуры своего народа.

СЛАЙДЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Мини-музей «Горница»

Осенняя ярмарка

Празнование крымскотатарского праздника «Наврез»

источник

Использование традиций народной культуры как средство духовно-нравственного воспитания.
статья по теме

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Использование традиций народной культуры как средство духовно-

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Народное искусство не изучалось, не воспитывалось должное отношение к нему как к народному достоянию.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Происходит подчас подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально – экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Как сказал академик Ю. Г. Круглов: « То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» приказывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Достоевского, и Толстого. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды – сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги».

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура . Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Специалисты правомерно отмечают, что верность традициям должна учитывать реальное развитие общества, новые веяния времени. Педагог должен обладать знаниями традиций праздничной, художественной культуры. Ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры.

Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические,

волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Благодаря стараниям опытных педагогов, хранителей и собирателей народных песен, мастеров народных промыслов, к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не отражал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке, ясно – это все от души.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество многогранно. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались мастерами фольклора. Народный фольклор – это азбука нравственности, ведь вся его суть – это пожелание добра, удачи. Не зря олицетворением желаний и стремлений у наших предков были Солнце, Земля – кормилица, хлеб – батюшка, воспетые в древних закличках, приговорках, песнях. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы.. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Наши дети с удовольствием посещают занятия фольклорного ансамбля, где разучивают народные песни. По словам Д.И. Шостаковича, народная музыка «очищает дух». Если дети с раннего возраста слышат и поют народные песни, играют и танцуют под эту музыку, его слух осваивает мелодические интонации и ритмические особенности. Впоследствии музыкальный опыт скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности.

Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный уровень наших детей.

Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление.

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

— знакомство с малыми формами устного народного творчества;

— творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

— посещение краеведческих музеев;

— экскурсии, целевые прогулки по городу;

— чтение и драматизация народных сказок;

— проведение календарных народных праздников;

— знакомство с народными промыслами ( Хохлома, Городецк, Палех, Дымка. )

Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.

Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость.

Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.

В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи., развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья»., которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развивались такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры — огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника.

С детьми я проводила такие праздники как « Осенины», «Рождественские святки», « «Масленицу», « Троицу», где дети одетые в русские национальные пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Читайте также:  Сердечно легочная недостаточность народными средствами

Знакомлю на таких занятиях с разнообразными видами декоративного искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение..) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей. Например: в некотором царстве, в некотором государстве, в деревушке под названием Гжель жил да был старик по прозванию Федот. Долгую жизнь он прожил, сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью. Да так у него красиво все выходило, что прозвали его – «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты невиданной. Взмахнет другой, еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого….

Дети сами задумывают узор и расписывают тарелки, посуду. Девочки учились вышивать полотенца, салфетки. С удовольствием изготавливали игрушки, поделки на основе русских обычаев, из которых оформлялись выставки.

Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа кропотливая и постоянная помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

1. Л.В. Кокуева «Духовно – нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа.

2. А. А. Басаргина « Народные праздники в школе».

3. О.В. Ворошилова « Русские фольклорные традиции».

4. Р. А. Жукова « Игра как средство развития культурно – нравственных ценностей детей»

источник

Оценка системы духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье. Анализ методов и приемов воспитания нравственности.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Дошкольная педагогика и психология

Народные традиции, как средства нравственного воспитания ребенка в семье

Хрипкова Ирина Валерьевна

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1 Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка в семье на культурных традициях своего народа

1.3 Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье на народных традициях своего народа

Глава 2. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

2.1 Организация практического изучения

2.2 Ход практического изучения, методический инструментарий

2.3 Система занятий по ознакомлению детей и родителей с народными традициями

2.4 Анализ и результаты практического изучения влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

воспитание нравственный традиция культурный

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Начало XXI века ознаменовано экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. В результате изменения социально-экономических условий происходит переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Как средство преодоления этого, в настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитание детей и на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, обще-образовательной школе, а также в высших учебных заведениях. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ народных традиций, является важнейшей задачей современной педагогической науки.

Проблемой выходящей на первый план является то, что, в исследованиях о роли народных традиций в педагогике, остаются недостаточно изученными народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в семье. Также недостаточно изученным являются вопросы повышения воспитательных возможностей семьи, в особенности педагогической культуры родителей, так как решение воспитательных задач требует совершенствования педагогических знаний, умений и навыков. Это обуславливает выбор темы — «Народные традиции как средства нравственного воспитания ребенка в семье». Объект изучения — духовно-нравственное воспитание ребенка в семье. Предмет изучения — народные традиции и обычаи, как средства формирования нравственных качеств детей в семье. Цель — показать, что народные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть систему духовно-нравственного воспитания;

Изучить методы и приемы воспитания нравственности;

Разработать рекомендации влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье;

Провести практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье.

Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций родителям по приобщению дошкольников к народным традициям и обычаям. Предлагаемые методические рекомендации, могут использоваться в воспитательной работе дошкольных учреждений, при проведении педагогических советов и родительских собраний.

Глава 1. Народные традиции, как средства духовно-нравственного воспитания ребенка в семье

1.1 Система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа

В последние 30 лет этнография детства увлекает внимание этнографов, этнологов и представителей других наук во многих странах мира. Об этом свидетельствует научное изучение этнопедагогики стран ближнего и дальнего зарубежья, представленной в работах серии «Этнография детства», в которых освещаются традиционные формы воспитания детей и подростков в семье и обществе.

Фундаментальные исследования М. Мид, И.С. Кон, Ю.Б. Бромлей, С.М. Лурье и другие оказывали определяющее влияние на развитие науки, изучающей мир детства, её воспитание, развитие и формирование в разных социальных институтах, факторы народной педагогики во многих странах.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, культурологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований.

Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [28].

Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, присущих общности людей — нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Розанов [20].

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям [29].

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях, замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [29].

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт — пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх — духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания» [24].

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [12].

Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [20,С.219]

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[5,С.12], — писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» — задаётся вопросом С. И. Варюхина и приводит такую классификацию.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

Рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом — воспитывать. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость — непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится»[3,С.9].

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В. А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков» [11, С.105].

Что же такое потребность вообще? Потребность — это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации — такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Читайте также:  Зуд вагины народные средства

Нравственные потребности начинаются

С отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму [3].

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Родители должны осознавать важность этой задачи.

Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в семье является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Покров», «Рождество», «Масленица»; весной — «Пасха», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Родители вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От занятий к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной культуры.

1.2 Методы и приемы воспитания нравственности ребенка в семье на культурных традициях своего народа

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, вызывают ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Признание ценности и целостности внутреннего мира ребенка, его потребностей, желаний и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил — хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих [12]

Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания — эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость [4].

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие [1].

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив — значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Методы нравственного воспитания — это те способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются родителями, воспитателями и другими взрослыми с целью формирования нравственных убеждений, чувств и поведения ребенка.

Под средствами нравственного воспитания понимаются те виды деятельности дошкольников, в которых создаются условия для формирования нравственных черт личности и накопления нравственного опыта.

Все методы, входящие в систему методов нравственного воспитания, можно разделить на четыре группы.

1. Методы нравственного убеждения, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств. Убеждение имеет следующие формы:

разъяснение, совет, внушение;

лекции, доклады на моральные темы.

Важнейшим же направлением нравственного воспитания должна быть повседневная воспитательная работа, в процессе которой необходимо формировать лучшие качества личности [1].

Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

Посещение краеведческих музеев;

Оформление дома, в детском саду мини-музея и выставки художника;

Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;

Формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;

Развитие собственных семейных традиций в совместной творческой деятельности;

Создание эмоционального комфорта.

Родители могут организовать прогулки по улицам города (села). Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте.

Рассказывая детям о культовых сооружениях (соборах, церквях), взрослые представляют их как исторические памятники, обращают внимание на купола, украшения.

В совместной творческой деятельности в семье ребенок получает первоначальное представление об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Задачи:

Осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

Ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

Приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Дети посещают музей в период ожидания праздника и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Дети посещают музей в период ожидания праздника. Любуясь музейными экспонатами, малыши проникаются чувством благодарности и уважения к сотрудникам музея — хранителям древней красоты.

Творческая деятельность детей

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

По окончании праздничного периода родители с детьми старшего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Родители подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, устанавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

1.3 Рекомендации по организации воспитания духовно- нравственных качеств ребенка в семье на народных традициях своего народа

Народные праздники начинаются с осени. Первая неделя сентября — дни радостных встреч и знакомств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрослые целую неделю предлагают детям праздничные развлечения, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются календарные праздники. Педагоги и родители помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с прошедшим, находят сходства и различия. Проводятся родительские собрания, организуется выставка поделок детей, выпускаются буклеты.

Первый народный праздник — «Ярмарка».

Народный праздник «Ярмарка»

Задача: дать детям представление о празднике, народных традициях, русском костюме, промысловой деятельности, живописи.

Представления детей о празднике:

Это веселый, яркий народный праздник;

Предки продавали на ярмарке излишек нового урожая, производили обмен товара;

На ярмарку ходили (ездили) в нарядных праздничных костюмах;

Коробейники и купцы продавали игрушки, посуду из глины, дерева, разные украшения и т.д.;

На ярмарке играли на народных музыкальных инструментах, пели песни, водили хороводы, устраивали игры.

Праздник «Рождество Христово»

Задачи: формировать представления детей о празднике, народных традициях.

Представление детей о празднике.

Рождество — день рождения Иисуса Христа. Рождество — веселый праздник. Он сопровождается колядками, хождением со звездой, ряженьем. На Рождество елку украшают звездочками, игрушками, сделанными своими руками. В Рождество угощают колядками — маленькими булочками в виде фигурок домашних животных.

Представление о рождественской атрибутике, о праздничных колокольных звонах.

Русский народный праздник «Святки»

Задача: дать представление детям о празднике «Святки», народных традициях, промысловой деятельности, народном обряде, народных играх, праздничной трапезе.

Святки — это веселый праздник с зимними играми, забавами, колядками.

В святочные дни принимали гостей и ходили в гости; колядовали, гадали, рядились; устраивали спектакли, розыгрыши, маскарады. На Руси существовали поверья: в святочные дни происходят чудеса, животные разговаривают по-человечески (оживают сказки), сбываются предсказания.

В эти дни принято одаривать близких, подавать милостыню.

Народный святочный костюм, ряженые крестьяне, маскарадный костюм горожанина.

Народный обряд — святочные гадания.

Дети со взрослыми пекли печенье в форме домашних животных.

Петрушка или Скоморох — неотъемлемый персонаж любых русских народных праздников. Издавна так называли бродячих актеров (еще — «шуты», «глумцы», «смехотворцы»). Группой по 15-20 человек странствовали они из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), барабанах, бубнах, другие плясали, демонстрировали ученых медведей, показывали спектакли кукол и лицедеев.

Коляда. Иногда так называли весь праздник «Святки». По сути своей колядки — это маленькие песенки. В святочных колядках славился новорожденный младенец Иисус, веселая зима, были пожелания на будущий урожай, на богатство в доме, на счастливую судьбу.

В святочные дни рядились по-всякому. В деревнях ряженые надевали вывернутые овчинные полушубки, маски медведя, козы, барана и других домашних животных; ходили по домам, пели колядки, в которых славили новорожденного Младенца Иисуса Христа, веселую Зиму; желали хорошего урожая, приплода домашним животным, богатства в доме. Дети в Сочельник и праздничное утро ходили по домам, пели веселые песенки, в них славили Иисуса -Христа, желали удачи хозяевам.

Люди старшего поколения гадали на урожай, на длительность жизни и здоровье, на семейные отношения. Широко распространены были девичьи гадания на суженого, о замужестве, на будущую семейную жизнь.

Читайте также:  Чем народные средства лечить насморк у котенка

Это печенье предки называли «козули». В детском саду дети козулями угощают своих родителей за сладким чаем. Во время чаепития ведется беседа о народном празднике «Святки».

Русский народный праздник «Масленица»

Задача: дать детям представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

Масленица — это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием на горке, на лошадях.

Дети старшего возраста знакомятся с новыми элементами народного костюма — душегрейкой, безрукавкой, росписью, вышивкой душегрейки, безрукавки, праздничных сапог.

Блины гречневые, блинчики с творогом, пироги.

Хождение в гости, прием гостей.

Совместная музыкальная, игровая деятельность

детей с родителями и педагогами.

Слушание русских народных песен: «Валенки», «Еду к любушке своей. », «Однозвучно звенит колокольчик. ».

Зима заканчивается любимым народным праздником — Масленицей.

Душегрейка, безрукавка. Их надевали поверх рубахи и сарафана. Силуэт душегрейки и безрукавки, повторяя линии сарафана, создавал новые пропорции костюма.

Дети со взрослыми пекут блинчики и пироги, которыми угощают во время праздника гостей, родителей и друзей. Гостей встречают хлебом-солью. Каждого гостя с поклоном угощают.

Дети с родителями шьют для кукол душегрейку, безрукавку.

На предпраздничных посиделках взрослые поют народные песни, дети им подпевают.

Задача: дать представление о празднике, народных традициях, русском народном костюме, пасхальном столе, пасхальной живописи.

В ожидании светлого праздника взрослые и дети к нему тщательно готовятся. Совершают разные добрые дела, моют, убирают свой дом, помещение группы в детском саду; квартиру, дом, где живет семья; готовят подарки родителям и друзьям. В течение недели педагоги знакомят детей с символами Пасхи, читают библейскую детскую литературу об Иисусе Христе. Организуют целевые наблюдения за изменениями в природе, возрождением всего живого на земле.

Пасха — праздник начала весны. Пасха — это день воскресения Иисуса Христа. Пасхальная традиция — красить яйца во все цвета радуги. В Пасху дети и взрослые играют крашеными яйцами. В Пасху принято ходить в гости и принимать гостей. Пасха — день любви и милосердия.

Представления о празднике

Дети 4-5 лет узнают о назначении и окраске передника, пояса; дети старшего возраста — о назначении украшений.

Родители знакомят детей с пасхальной атрибутикой — разноцветные яйца (крашенки, писанки), кулич, пасха.

Совместная музыкальная и игровая деятельность взрослых и детей

Слушают пасхальные колокольные звоны и другие музыкальные произведения: увертюру. Римского-Корсакова «Светлый праздник».

Играют в пасхальные игры с крашеными яйцами.

На Пасху было принято покупать или шить себе новый наряд или, если это невозможно, хотя бы какую-либо новую часть одежды.

Передник носили, чтобы не испачкать сарафан. Праздничный передник украшали узорчатыми полосами.

Пояс. По мнению ярославских крестьян, без пояса ходить грех. Пояса были разные: тканые, плетеные, были яркими, напоминали радугу.

Яйца-крашенки. Предки красили яйца во все цвета радуги, использовали природные материалы: луковую шелуху (красный цвет), молодую зелень озимых всходов, шпинат (зеленый), цветы ольхи (фиолетовый), кору дуба (бронзовый), шафран или желтую резеду (золотой).

Яйца-писанки. Их не едят за трапезным столом, а бережно сохраняют и даже коллекционируют. Полое или вареное яйцо расписывают специальными красками или гуашью, а затем покрывают лаком.

Папы делают простой деревянный «каток» и вокруг него освобождают ровное пустое место, на котором раскладываются крашеные яйца или маленькие игрушки.

Играющие чокаются яйцами, стукая тупым или острым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.

Глава 2. Практическое изучение влияния народных традиций на нравственное воспитание ребенка в семье

2.1 Организация практического изучения

В ходе практического изучения бала проведена работа по оценке уровня осведомленности детей подготовительной группы детского сада и их родителей в области народных традиций русского народа.

С этой целью в течении года проведено практическое изучение в подготовительной группе школы-сада №6.

Численность группы: детей — 10 человек и их родители.

Цель практического изучения: выявить и оценить уровень осведомленности детей подготовительной группы детского сада и их родителей в области народных традиций русского народа.

Изучить условия игровой деятельность детей в семьях;

Определить уровень знаний родителями русских народных традиций и праздников;

Установить знание родителями истории России через устное народное творчество;

Разработать рекомендации по формированию интереса к русским народным традициям и русской культуре через развитие у детей интереса к русским народным играм.

Объект практического изучения: семейное воспитание нравственности в семье.

Предмет практического изучения: народные традиции и их влияние на нравственное воспитания ребенка в семье.

2.2 Ход практического изучения, методический инструментарий

Практическое изучение заявленного вопроса осуществлялось с родителями детей подготовительной группе школы-сада №6.

Приняло участие 10 семей, их характеристика приведена в таблице № 1.

источник

Струкова Лариса Сергеевна
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

воспитатель Струкова Лариса Сергеевна

«Воспитание, лишенное народных корней, — бессильно»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.

Русские народные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. И особая роль в решении этой задачи отводится детскому саду, в котором должны быть созданы условия для восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.

Основные цели духовно-нравственного воспитания в ДОУ -формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения.

В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:

— познание и привитие народной культуры и традиций;

— раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

— гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка;

— формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

— защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;

— формирование опыта духовно-нравственного поведения.

Для эффективного использования народных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима их классификация. Различают следующие традиции:

1) мировоззренчески — ориентирующие традиции:

— экологические традиции: бережное поэтическое отношение к природе;

патриотические традиции: любовь к русской литературе, искусству, культуре, любовь к своему государству, городу;

трудовые традиции: уважительное отношение к труду других людей, выполнение трудовых поручений в детском саду и дома;

коммуникативные традиции: доброжелательное отношение к людям;

традиции здорового образа жизни: негативное отношение к алкоголизму, табакокурению, наркомании, правильное питание, занятия спортом.

2) позиционно-ролевые традиции включают:

— традиции уважительного отношения к старшим;

— традиции уважительного отношения к воспитателю и сверстникам;

— дружеские традиции по отношению к сверстникам;

— традиции отношения мальчиков и девочек;

3) регламентирующие традиции включают:

Данная классификация раскрывает духовно-нравственный потенциал народных традиций и позволяет осуществлять их отбор. Понятно, что всю русскую народную культуру невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада. Поэтому, я отобрала те элементы, которые отражали бы ее сущность и, при включении в воспитательно-образовательную работу, давали бы новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.

Работу с детьми разбила на модули.

Модуль «Фольклор». Фольклор является ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение,

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. Простота этих произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания привлекает детей, и они с удовольствием исполняют их в своей деятельности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Одним из главных элементов устного народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь: в труде, на празднике в быту.

Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную песню (колыбельную, детскую) ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Она, как и песня носит конкретно исторический характер. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм.

Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных, они делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Воспитательный аспект сказки – это ее содержание. Я не только рассказываем детям сказки, но и привлекаю их к инсценировке сказок.

Модуль «Праздники и народные традиции».

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Они объединяют в себе почти все элементы народной культуры: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность; они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. Среди них на первом месте стоит весенний праздник- Пасха, летом — это Троица, Яблочный спас. Зимой — Новый год, Рождество, Масленица. В праздничный круг вошли и современные праздники, ставшие народными: День Победы, День Города.

Во время проведения православных праздников дети знакомятся с обрядами, традициями. Такие праздники, развлечения долго живут в сердцах и памяти детей.

По окончании праздничного периода с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые беседы. Например, почему этот праздник отмечают в данное время года, как это связано со временами года, событиями в жизни людей. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется и развивается нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору произведений обрядово-календарного фольклора, которые соответствуют содержанию праздника, интересны и доступны детям.

К праздникам в детском саду организуются выставки совместных работ детей и родителей. Это:

— выставка «Пасхальное чудо», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц и различные макеты на пасхальную тему;

— выставка поделок «Наливное яблочко».

Модуль «Народные игры». Привить детям любовь к традициям своего народа помогают игры. Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. Испокон веков в ней ярко отражался образ жизни людей.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников, имея нравственную основу, они обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. В русских народных считалках как нигде сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, которые очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.

Модуль «Музейная педагогика». Т. С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.).

В нашем детском саду периодически оформляется экспозиция «Русская изба», где собраны предметы старины и быта крестьян, которая решает следующие задачи:

— наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян;

— познакомить с посудой и утварью русской избы, назначением русской печи и других предметов быта. Дети усваивают понятие «устаревшие слова» и знакомятся с их значением: ухват, чугун, прялка, коромысло, рубель, рушник.

При ознакомлении с предметами старины и демонстрации их использования детям старшего дошкольного возраста подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами: лучина -керосиновая лампа — электрическая лампа; рубель — чугунный утюг на углях -электрический утюг. Использование таких занятий позволяет не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа, развивает познавательную активность детей, так как им самим нужно догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки. Кроме того, дети учатся аккуратно обращаться с предметами старины, делиться своими впечатлениями об увиденном.

В рамках данного модуля были организованы:

— выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества;

— выставка рисунков, различные детские работы, посвященные праздникам народного календаря;

Очень важное условие нравственного воспитания – тесная взаимосвязь с родителями. В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Детский сад пытается восполнить пробел в знаниях родителей о прошлом русского народа, с опытом воспитания детей в русской семье, используя групповые родительские собрания, консультации, оформление выставок, а также им предлагается список литературы, рекомендуемой для чтения детям по той или иной теме.

Таким образом, приобщение детей к русским народным традициям в нашем детском саду происходит в доступной, системной форме, а не в отрывочной работе, что позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша важная задача. Главное наше достояние — это наши дети. Какими мы сегодня их воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить.

Если ребенок родился и рос

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

источник