Меню Рубрики

Народные традиции как средство социального развития

Роза Симонова
Народные традиции как фактор социального развития дошкольников

МАДОУ «Детский сад № 59», г. Саранск

Народные традиции как фактор социального развития дошкольников

В настоящее время возрастает число философско-культурологи-ческих, социально-педагогических исследований, где приоритетными выступают различные аспекты проблемы народных традиций как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социокультурного опыта.

В социально-философском осмыслении категория традиция предполагает достаточно многообразные способы определения ее сущности. Не имея возможности анализировать особенности всех позиций, отметим лишь наиболее яркие их различия. Так, Э. Маркарян и А. Спиркин рассматривают традицию как социальный опыт, в то время как с точки зрения В. Плахова она представляет собой систему общественных отношений [6; 7]. В качестве трансисторической социокультурной связи интерпретируют традицию В. Власова и Б. Бернштейн [3; 5]. В работах А. А. Батуры, категория «традиция» рассматривается как один из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане – одно из средств социализации [2].

Социальное развитие раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

В народной педагогике, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. «Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении людей, что составляет существо этнопедагогической культуры» [5, с. 130].

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей образовательного учреждения и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Итак, проведенный анализ показал, что феномен народных традиций широко освещается в разных контекстах в философско-культурологических и социологических исследованиях. В настоящее время отмечается новый этап научной разработки проблематики народных традиций. На первый план выступают социально-воспитательные, познавательные, развивающие функции народной традиции, которые становятся актуальными направлениями педагогических исследований.

Анализ известных нам источников по проблеме исследования позволил понятийно уточнить феномен «народные традиции», выявить свойства и функции традиции. Народная традиция – представляет собой механизм, посредством которого осуществляется передача и воспроизведение культурного содержания жизни народа на разных эпохах: духовных ценностей и установок, производственных рецептов, трудовых навыков, социальных норм и различных сведений об общественных явлениях. В числе основных свойств традиции наиболее очевидными, по мнению исследователей, являются повторяемость, устойчивость и массовость. Ряд исследователей выделяют следующие функции традиции:

– информационно-коммуникативную – традиции служат своего рода дополнительным инструментом, посредством которого культура «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накапливания, систематизации;

– регулятивно-нормативную – влияет на разнообразные процессы и отношения, связанные с жизнью общества, фиксирует порядок и правила социального поведения, служат моделью, которая ориентирует людей на то, как строить отношения на межличностном уровне, как вести себя по отношению к обществу, к той или иной социальной группе, как осуществлять контакты на межгосударственном уровне;

– аксиологическую, функцию социального развития личности (челове-котворческую)традиции могут рассматриваться как особого рода ценно-сти, принятые и поддерживаемые определенной социальной системой.

– эмоционально-психологическую, инновационную, интегрирующую, объединив их общим понятием «социально-адаптационные» – способствует социальному развитию личности.

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, народным традициям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако в педагогической теории и практике остаются мало изученными педагогические средства, методы и условия социального развития старших дошкольников в процессе их приобщения к народным традициям.

И. М. Фадеевой было выделено три группы условий эффективного приобщения к народным традициям: во-первых, условия, учитывающие возрастные психологические и анатомо-физиологические особенности до-школьников, их возможности в художественно-творческой деятельности; во-вторых, организационно-методические условия, включающие методическое и организационное обеспечение знаний; в-третьих, учет влияния социально-педагогической среды.

Итак, анализ современных исследований и практики дошкольного образования показал возрастание интереса к широкому использованию народных традиций в приобщении детей к социально-историческому опыту; обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства; развитию интересов, взглядов, убеждений, мировоззрения в целом, морально-нравственных, этических и эстетических свойств и качеств личности, ее ценностной сферы, деятельного, созидательного (культуротворческого) начала с привлечением средств народной педагогики. В образовательном процессе, куда интегрированы элементы народной педагогики, народные традиции всесторонне представлены в художественно-творческой деятельности.

Анализ теоретико-методической литературы позволил выявить сред-ства социального развития старшего дошкольника в процессе приобщения к народным традициям. В самом общем смысле – это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам социального развития личности в художественно-творческой деятельности относятся фольклор: поэзия, пестования, былины, народные песни и сказки; декоративно прикладное искусство; народные игры и народная игрушка, старинные праздники.

Народная игра выступает одновременно как средство и форма приобщения к народным традициям. Методы приобщения детей к народным традициям включают в себя наглядные, словесные, игровые, диалогово-игровые, эвристические, проблемно-поисковые.

Работа по приобщению старших дошкольников к народным традициям в образовательном процессе ДОУ, в целях ее эффективности, должна осуществляться поэтапно: во-первых, оформление дошкольного учреждения элементами народной культуры, прикладного искусства; во-вторых, обязательное знакомства детей с элементами национальной культуры (фольклором, прикладным искусством, народной игрой); в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетать знакомство национальной культуры с образцами культуры других народностей, проживающих в данной республике, а также в других регионах России; в-четвертых, в систему непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение родной истории и культуры; в-пятых, в республиканских, городских, районных методических кабинетах по дошкольному воспитанию организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории.

Социальное развитие старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям в художественно-творческой деятельности будет эффективным при реализации следующих условий: психолого-педагогических (учет возрастных психологических и анатомо-физиологических особенностей); организационно-методических (наличие материально-технической базы, сочетание разных форм организации, наличие программ и методических пособий, отбор и сочетание наиболее эффективных методов и средств, профессиональная подготовка воспитателя); социально-педагогических (учет национального состава населения, учет ассимиляционных процессов, происходящих в регионе, учет уровня развития социальной инфраструктуры, учет межнациональных отношений – внутринациональных и внешне национальных).

Таким образом, народные традиции являются важным фактором и средством социального развития подрастающей личности.

Список использованных источников

1. Балакина, Н. А. Понятие традиции и его трактовка в работах философов-традиционалистов ХХ века / Н. А. Балакина // Вестник Новосибирского гос. ун-та. –Серия: Философия. – 2013. – Т. 11. – Вып. 4. – С. 146–151.

2. Батура, И. Н. Теория и практика социальной-педагогики : практикум / И. Н. Ба-тура. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2011. –136 с.

3. Бернштейн, Б. М. Традиция и социокультурные структуры / Б. М. Бернштейн // Советская этнография. – №2. –1981. – С. 107–109

4. Биктагирова, Г. Ф. Междисциплинарный анализ понятия «Традиция» // Фунда-ментальные исследования. – 2013. – № 6–3. – С. 725–729. – URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view? >.

5. Власова, В. Б. Традиция как форма преемственности культуры / В. Б. Власова // Культура и цивилизация. – М. –1984. – С. 123–139.

6. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Марка-рян // Советская этнография. – 1981. – №2 – С. 64–98.

7. Плахов, В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. / В. Д. Плахов. – М.: Мысль, 1982. – 220 с.

«Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников» Введение В условиях экономического и политического реформирования современного российского общества, в ходе которого существенно изменились.

Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма.

Игра как фактор развития диалога Игра, как фактор развития диалога Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования.

Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона» как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников В нашем детском саду на протяжении 5 лет реализуется проект «Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона», как фактор развития потенциальных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей СЛАЙД 2 «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и.

Русские народные традиции как условие нравственного воспитания старших дошкольников РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению.

Специфика социального развития личности дошкольников Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе.

Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста РМО №1: «Развитие творческого потенциала дошкольника через различные виды художественной деятельности» Тема выступления: «Продуктивная деятельность.

Взаимодействие обучающихся дополнительного образования с социумом как фактор развития их социальной компетентности И в связи с прошедшей всероссийской педагогической конференцией, хочу поделиться с вами опытом работы нашего центра дополнительного образования.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Народные традиции как средство семейного воспитания.

«Садта күн – салата модн»… Народ без традиций, что дерево без корней, он теряет свою индивидуальность, свою неповторимость, своё лицо.

Задача людей, знающих свои обычаи и традиции, рассказать о них, донести до молодёжи всё то прекрасное, чем жили наши предки, и пожелать молодому поколению проявить любознательность в этом познании. А познать свои народные традиции – это значит повысить уровень культуры и воспитанность.

Всё, что делается вокруг, передаётся посредством языка, а язык – это великий учитель. У каждого народа свой язык.

О богатстве калмыцкого языка, его неповторимости можно получить полное представление, познакомившись с устным народным творчеством калмыцкого народа. Пословицы, поговорки, сказки и загадки калмыки передавали из уст в уста, из поколения в поколение. «Знание получи от людей, а ум – из фольклора», — говорили наши предки.

Люди не вечны, они уходят в иной мир, но остаётся и живёт устное народное творчество. Живёт, потому что всегда есть хранители бесценного богатства народа, которые собирают, бережно хранят, дополняют вновь найденными или вновь созданными произведениями и передают следующему поколению. Устное народное творчество обогащает внутренний мир людей, повышает их интеллект, развивает ум.

Определение цели, задач, содержания, методов воспитания у народов имело под собой твёрдую почву, которую можно найти в веках сложившемся богатейшем опыте народных масс, в их думах и чаяниях, отразившемся в исторических традициях, обычаях народа. Хочется вспомнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского, который указывал: «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам». Эти слова замечательного педагога полностью характеризуют народную педагогику как источник педагогической теории.

В каждом народе существуют многочисленные обычаи и традиции, неписаные законы и правила, которые помогают правильно воспитывать детей. При этом нельзя забывать, что национальные традиции или особенности психического склада людей коренятся не в «крови» рас и наций. А они определяются особенностями исторического развития того или иного народа, спецификой природно-географических, социально-экономических условий существования людей.

В течение многих столетий под влиянием природно-географических, социально-экономических условий складывались самобытные нравственные идеалы, своеобразная духовная культура различных народов, формировались, видоизменялись и оттачивались народные обычаи и традиции, определяющие методы и приёмы, пути и формы воспитания подрастающего поколения…

Народная педагогическая мудрость пронизана идеей совершенства человеческой личности. Представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит своё отражение в национальном идеале человеческих совершенств. В основных человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценятся ум, физическая сила, трудолюбие, любовь к родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность… В характеристике совершенств человеческой личности люди отвлекались от признаков национальной принадлежности, подчёркивая в них прежде всего общечеловеческие начала. Так, например, у калмыков выражение «сән күн», «сәәхн күн» (т.е. «хороший человек», «красивый человек»), применяющееся для характеристики человека любой национальности, удовлетворяет их представление о хорошем человеке. В устном творчестве всех народов людям приписывается много черт, раскрывающих богатства человеческой натуры.

Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества. Они обогащают также ум знаниями о природе и в самых различных областях человеческой жизни. Загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует и эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия, имеющие целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования личности.

3.Народные традиции как средство семейного воспитания.

Испокон веков одной из первейших народных традиций являлась любовь к отечеству, к родным местам, воспитание патриотизма. Эпические сказания, народные песни, легенды, предания, пословицы, поговорки, передаваемые из поколения в поколение, служат важным эмоциональным фоном в восприятии многих событий из жизни этноса. В них находят своё отражение моральные традиции народа, его духовные, нравственные качества. Национальные, народные остаются незыблемыми. Вернее они должны быть таковыми.

Читайте также:  Народные средства при венозной недостаточности головного мозга

Во многом могут пригодиться нам сегодня традиционные народные установки на бережное отношение к окружающей природной среде, добросовестность в труде, честность и порядочность в повседневном поведении, во взаимоотношениях с людьми, уважительное отношение к родителям, старшим, гостеприимство, народный этикет и т.п. Поэтому сегодня мы говорим о возрождении, сохранении и развитии народных традиций, народных ценностей.

Как бы мы ни старались преподнести все аспекты этического воспитания детям, через свои уроки, факультативы, встречи с интересными людьми, через тематические классные часы о толерантности, о дружбе и т.д., как бы мы ни прививали любовь к традициям и обрядам, к родному языку – всё начинается с семьи.

Каждая семья имеет собственную систему ценностей, духовных отношений, традиций и обычаев. Всё это складывается из народного опыта, богатства национальной культуры, национальных традиций. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно – бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия и т.д.

Духовное общение между взрослыми, а также взрослыми и детьми является особой функцией семьи. Духовное общение тем богаче, чем многообразнее круг интересов и традиций семьи. В семье человек учится новому, приобретает новые социальные роли, усваивает нормы отношения к труду, общественному долгу, нравственно-этические нормы общения во всех сферах жизни. В семье происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс осознания себя не только как части семьи, но и общества.

Становление и утверждение национальной системы воспитания осуществлялось в течение многих столетий. Родной язык, народное творчество – фольклор, мифология, искусство, семейно-календарные традиции, обычаи, обряды, народные игры, сказки, пословицы, поговорки, загадки, национальные ценности – сильнейшее средство воспитания деятельного, чуткого к красоте и смыслу мира человека. Духовное, экономическое, нравственное развитие нашего общества невозможно без усвоения всего богатства народной культуры. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

Среди ценностей, созданных человечеством за тысячелетия, семья является одной из непреходящих. Ни одна нация, ни один народ не сумели обойтись без семьи. Любое государство рассматривает семью как важнейшую составляющую общества. Будучи одним из древнейших институтов общества, семья в той или иной форме сумела выжить в условиях всех известных исторических цивилизаций и культур. Она проявила себя как весьма функциональная социальная система, обладающая высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке.

Несмотря на нестабильность многих браков, семья сохраняет свои позиции микроячейки общества, выполняющей социоэтнические функции как социальный институт и малая группа. В большинстве стран с повышением ценностных ориентаций на сохранение лучших национальных достояний культуры, на развитие народных традиций возрастает присущая семье роль в многопоколенной передаче трудового опыта, традиций культуры, обычаев, обрядов. Семья непосредственно участвует в социализации и инкультуролизации молодёжи, в формировании её национального самосознания. Неслучайно поэтому во многих государствах укреплению семьи, улучшению условий её формирования и стабилизации придаётся первостепенное значение.

В каждой семье, независимо от её структуры и состава, должны создаваться и развиваться свои традиции. Семья не должна существовать изолированно. Взрослым необходимо владеть воспитательными методами народной педагогики: фольклором, песенным или танцевальным искусством, уметь проводить игры и праздники дома. Дети в семье должны выполнять посильную, нужную работу. В семье должна существовать система правил поведения, общения, деятельности каждого её члена.

4. Хальмгудын зәрм авъясас.

Цә нерсн цагтан хоосн сав һал деер тәвдмн биш. Хар ус буслһхла – му йор, түрүләд давсинь тәвчкдмн. Зәрм һазрар цәәһән нерсн цагтан үсинь кечкнә. Өрүн болһсн цәәһәр дееҗ өргнә. Цәәг самрхларн, ааһд кехләрн мел зөв эргүлҗ кедмн – тернь хамг сансн санань, кесн керг йовудта болтха гиһәд, өлзә кишг делгртхә гиһәд йорлҗах юмн.

Күүнд цә өгхләрн хойр һарарн, эс гиҗ барун һарарн сөң бәрҗ өгдмн. Ааһин ам чавчҗ бәрҗ, хумха хурһан ааһд орулҗ цә өгдмн биш – хараҗаснла әдл тоолгддг. Ааһиг дегд дүүргҗ, эс гиҗ өрәл ааһ цә кедмн биш. Мелмлзүләд кесн цә цальград, асхрад йовзла бас му йор. Хоосн ааһан көмрүләд тәвхлә, дәкҗ эн герт орҗ, ааһин ам зуухшв гиснлә әдл.

Цә уухиннь өмн күн йөрәл тәвх йоста:

Хүрм гихлә хумха толһа көлврнә.

Хальмг хүрм ик ниргәтә, шуугата байрт тоолгддг. Ирсн Кен күн болвчн нәәрт орад, тоогдад һарад йовҗ оддг бәәсмн. Тегәд чигн «хүрм гихлә, хумха толһа көлврнә» — гиҗ келгддг.

Хальмг хүрм кедү ниргәтә болв чигн дигтә-дарата, кемҗәтә үүлдвр бәәсмн гиҗ келх кергтә.Зәңг орулҗ, һурв дәкҗ одҗ, һурвн сав күргәд иртл, һурвн өдр биш, һурвн җил давдг.

Хәрд һарчах күүкнә өөр бәәх үр күүкд, берәд дуулдг дууна негнь «Хар келн тоһрун»:

Хавринәнь түрүнднь сангдна, —

гиһәд эклхлә, гейүрлһтә дууна айст болн үгмүдт авлгдад, мордҗах күүкн нульмсан асхрулад, үр күүкднь терүг дахад цуһар уульдг бәәсмн.

Мордсн күүкн күүнәд тоолгддг, һазр-уснасн хольҗад, эк-эцкәсн салад һарчах күүкән — өкәрлҗ өсксн үрән хармнад, күүкнә эк-эцк хадм экднь иим ду дуулна:

Дааһн мөрн дальтрлтха биший,

Кедү сәәхн ухан авъясд бәәхнь маһд уга! Күүкдтән заах кергтә, медүлх зөвтә цугтаһинь…

Формирование уважительного отношения к традициям, вообще, и к семейным традициям, в частности, является одной из задач воспитания на современном этапе. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям сочетается с воспитанием уважительного отношения, прежде всего, к членам семьи, родственникам, представителям старшего поколения и окружающим людям. Искусство воспитания состоит в том, чтобы гармонически сочетать эти две задачи, чтобы уважение к семейным традициям, реликвиям как бы укрепляло ребёнка в необходимости уважительного отношения к близким, их памяти, к семье в целом.

Обращение к такому духовному источнику, как семейная традиционная культура, позволит, по мнению философов, педагогов, психологов, возродить связь поколений, гуманизировать воспитание, общественные отношения, поскольку яркие впечатления детства об отчем доме, его традициях, обычаях могут стать спасительными на всю жизнь (Г.Н.Волков, З.Матейчик…)

Национальные ценности – сильнейшее средство воспитания деятельного, чуткого к красоте и смыслу мира человека. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания.

источник

Наталья
Народные традиции как средство формирования социальной компетентности дошкольника

Народные традиции

как средство формирования социальной компетентности дошкольника

Рудова Н. О. г. Санкт- Петербург

ГБДОУ № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт- петербурга

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности. Это период социально — личностного развития дошкольника, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Социально-личностное развитие — комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Поэтому современное ДОУ должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально— практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопленный ребенком под руководством взрослого ценный социальный опыт поможет сформировать у него социальную компетентность. Социальная компетентность дошкольника-это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые ему предъявляет общество. А именно способность понимать разный характер отношений к нему взрослых и сверстников, просить о помощи, оказывать ее, сдерживать себя, высказывать просьбы и предложения, несогласия в социально приемлемой форме, умение выбирать линию поведения, соответствующей ситуации.

Социально компетентный субъект изначально формируется лишь в идентично сформированной среде, и первостепенную важность приобретает использование народных традиций в воспитании, культивирование национальных ценностей и регионально-этнических стереотипов (В. Ф. Афанасьев, П. П. Блонский, Г. Н. Волков, М. С. Каган, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой и др.)

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей, а также приобщения к национальной культуре.

Авторами программы представлены рекомендации по использованию народного фольклора, народных праздников в повседневной жизни дошкольника, обозначена их роль в социально — личностном развитии ребенка.

Изучая вопросы, формирования социальной компетентности у дошкольников средствами народных традиций и анализируя программу «Радуга», отметили отсутствия в ней достаточного программного содержания по данному направлению. Анализ полученных данных позволил определить цель дальнейшей работы: «Расширение диапазона предлагаемых авторами программы народных традиций и наполнение его содержанием.

Были выбраны приоритетные направления:

— организация и проведение праздников по народному календарю

комплексное использование народного фольклора (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, колыбельные) в жизни воспитанников через традиции, ритуалы, обычаи группы. Данные направления включены в процесс педагогического взаимодействия с детьми, как содержательный компонент разнообразных видов деятельности.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Учитывая рекомендации авторов программы, постарались выстроить систему комплексного использования фольклора для детей и с детьми, включая его в режимные моменты, традиции, обычаи группы.

Составные компоненты системы.

Колыбельные, используются, когда укладываем детей, спать.

Назначение колыбельных убаюкать, усыпить ребенка. Воспитательная функция колыбельных заключается в том, что малыши воспринимают отношение взрослого к жизни, его переживания, вбирают нравственные установки, получают первые представления о человеческих чувствах и поступках, любви к родному человеку, доброте, честности.

В практике используем традиционные колыбельные и авторские.

Из традиционных выбор остановили на императивных колыбельных

(монолог, обращенный к ребенку или другим людям, или существам, для них характерно монологическая форма композиции, употребление глаголов в повелительном наклонении, повтор стихов).

В этих колыбельных обращаются к ребенку с пожеланием сна, здоровья, роста или требованием послушания: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать.

Упокой тебя возьми, Поди бука под сарай

Упокой дорогой, Саше спать не мешай

Глазки ангельски закрой. Уж ты, Сашенька, усни,

Пестушки, используются при пробуждении детей. Пестушки с давних пор считались настоящими заклинаниями и оберегами ребенка от хвори, недугов, слез, печалей, даже от несчастных случаев.

Авторами программы рекомендовано постепенное пробуждение детей, а пестушки – короткое стихотворение, все это создает условия для индивидуального подхода к каждому ребенку и обращения только к нему. Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильными приемами.

Не надо знать много пестушек для использования их с детьми. Ведь каждый раз, обращаясь к ребенку, прикасаясь к нему, ему приятно наше внимание и забота.

Ты вставай, вставай, вставай, Даша, Дашенька проснись,

Потянись, потянись, потянись, да с кроватки- то спустись

Шире глазки открывай, обниму тебя давай. Даша, Дашенька, вставай

Пестушки учат детей быть добрыми, ласковыми, отзывчивыми.

Активно используются в повседневной жизни детей – потешки.

— игровые (помогают развивать движения, мелкую моторику у детей).

— потешки о растениях, временах года, солнце, небе (помогают научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться красотой)

-потешки для утреннего приветствия, которое традиционно происходит каждый день в утро радостных встреч

Встал солнышко, проснулось

— потешки, связанные с кормлением, выполнением культурно-гигиенических навыков, поведением детей.

Дима, Дима, непоседа Дети одеваются

Все вертелся до обеда. Все у нас стараются

А за стол уселся, Посмотрите у Кирюши

Снова завертелся. Тоже получается

Знакомя детей, с потешками мы тем самым приобщаем его к общечеловеческим ценностям. Малыши учатся одеваться, умываться – потешка подсказывает, как это делать лучше. Малыш учиться быть человеком — слушая потешки, получает ненавязчиво добрые и мудрые советы, наставления.

К народному фольклору относятся пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках отражается быт, обычаи народа, отношение человека к труду, Родине, родителям, окружающим. Точность мысли, и лаконичность изложения позволяет быстро усваивать их с младшего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. В пословицах и поговорках отражена нравственная норма, культура и традиции народа.

Изучая данное направление фольклора, пришли к выводу, что необходимо использовать в системе пословицы и поговорки, т. к. в них содержится образовательно-воспитательный материал. С помощью пословиц и поговорок, возможно, сформировать нравственные идеалы, воспитать понимание плохого и хорошего. Это так необходимо для развития у детей социальной компетентности.

Пословицами мотивируем детей, на какой- либо вид деятельности (труд, ученье, характеризуем поведение ребенка, его отношение к окружающим, проговариваем нормы и правила поведение в обществе.

-Всякий человек у дела познается

-Других не суди, на себя погляди

-Глазами гляди, рукам волю не давай

-Без дела жить — только небо коптить.

На традиционных вечерах поговорим о хорошем, вспоминая события прожитого дня, стараемся использовать пословицы и поговорки для характеристики детей, оценки их деятельности, размышляем и обсуждаем пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки оказывают огромное воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если педагог и родители личным примером соблюдают и поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, если они разумны и звучат к месту, понятны и близки сердцу детей становятся прекрасным поучительным нравственным уроком, помогают сформировать качества необходимые для развития социальной компетентности.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности.

К таким формам воздействия относятся народные праздники.

Народные праздник настоящий кодекс неписанных норм и обязанностей, но только в художественно – эмоциональной форме. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувства верности друзьям, развивают эстетические чувства и другие педагогические элементы.

Составлен календарь народных праздников, разработано их содержание.

Праздники, которые организуются во всех возрастных группах: Капустник

(осень, Рождество (зима, масленица, протальник или Сороки (закликание весны).

В младшем возрасте дополнительно организуются праздники рекомендованные авторами программы «Радугу»

Читайте также:  Народное эфективное средство для лечен

-Куприян, Петра и Павла рябинника, Арина — шиповник, Зосим — заступник, Катерина – санница. Хоть эти праздники рекомендованы как сенсорные, наполнили их народным содержанием.

В старшем возрасте разработаны следующие праздники: Осенины (рябинник и кузьминки, Благовещенье — апрель, Тревень — май, Крещение кукушки — лето.

Участие детей в праздниках дает возможность проявить свои способности, активность, ощутить себя личностью и членом коллектива, формирует правила и нормы поведения.

Проведение праздника предполагает использование многообразие народного фольклора (потешки, пословицы, поговорки). Поэтому можно говорить о преемственности и комплексности использования вышеобозначенных направлений работы с детьми по формированию социальной компетентности.

Реализуя целенаправленную и систематическую работы по формированию социальной компетентности дошкольников, средствами народных традиций достигли следующих результатов.

У воспитанников повысился уровень теоретических и практических знаний о народных традициях: знают колыбельные, потешки пословицы, поговорки активно используют их в речи во время совместной деятельности, игре. Знают русские народные праздники и принимают в них активное участие. Сформированы положительные групповые нормы и взаимоотношения: соблюдают установленные в группе нормы и правила общей жизни, проявляют терпимость, сформировано отзывчивое отношение. Дети активны, инициативны, самостоятельны, наблюдается гуманистическая направленность поведения: уважение и интерес к народной культуре, проявляют сочувствие, поддержку, оказывают помощь.

Работа по данному направлению положительно повлияло на развитие и саморазвитие педагогического и родительского коллектива дошкольного учреждения.

Народные сказки как средство формирования толерантности дошкольников «Высшим результатом образования является терпимость» Хелен Келлер, американская писательница XX в. ,слепоглухая Актуальность нравственного.

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника «Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника» Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря,.

Опыт работы «Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению.

Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, является воспитание и чувства патриотизма, любви к своей семье, к своей Родине. В старину,.

источник

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей, а также приобщения к национальной культуре.

Авторами программы представлены рекомендации по использованию народного фольклора, народных праздников в повседневной жизни дошкольника, обозначена их роль в социально — личностном развитии ребенка.

как средство формирования социальной компетентности дошкольника

Рудова Н. О. г. Санкт- Петербург

ГБДОУ № 21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района Санкт- петербурга

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности. Это период социально — личностного развития дошкольника, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Социально-личностное развитие — комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Поэтому современное ДОУ должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально- практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопленный ребенком под руководством взрослого ценный социальный опыт поможет сформировать у него социальную компетентность. Социальная компетентность дошкольника-это определенный уровень его адаптации к социальным предписаниям, которые ему предъявляет общество. А именно способность понимать разный характер отношений к нему взрослых и сверстников, просить о помощи, оказывать ее, сдерживать себя, высказывать просьбы и предложения, несогласия в социально приемлемой форме, умение выбирать линию поведения, соответствующей ситуации.

Социально компетентный субъект изначально формируется лишь в идентично сформированной среде, и первостепенную важность приобретает использование народных традиций в воспитании, культивирование национальных ценностей и регионально-этнических стереотипов (В.Ф. Афанасьев, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, М.С. Каган, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др.)

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих, гуманистических ценностей, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей , а также приобщения к национальной культуре .

Авторами программы представлены рекомендации по использованию народного фольклора, народных праздников в повседневной жизни дошкольника, обозначена их роль в социально — личностном развитии ребенка.

Изучая вопросы, формирования социальной компетентности у дошкольников средствами народных традиций и анализируя программу «Радуга» , отметили отсутствия в ней достаточного программного содержания по данному направлению. Анализ полученных данных позволил определить цель дальнейшей работы: «Расширение диапазона предлагаемых авторами программы народных традиций и наполнение его содержанием.

Были выбраны приоритетные направления:

— организация и проведение праздников по народному календарю

— комплексное использование народного фольклора (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, колыбельные) в жизни воспитанников через традиции, ритуалы, обычаи группы. Данные направления включены в процесс педагогического взаимодействия с детьми, как содержательный компонент разнообразных видов деятельности.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Учитывая рекомендации авторов программы, постарались выстроить систему комплексного использования фольклора для детей и с детьми, включая его в режимные моменты, традиции, обычаи группы.

Составные компоненты системы.

Колыбельные, используются, когда укладываем детей, спать.

Назначение колыбельных убаюкать, усыпить ребенка. Воспитательная функция колыбельных заключается в том, что малыши воспринимают отношение взрослого к жизни, его переживания, вбирают нравственные установки, получают первые представления о человеческих чувствах и поступках, любви к родному человеку, доброте, честности.

В практике используем традиционные колыбельные и авторские.

Из традиционных выбор остановили на императивных колыбельных

( монолог, обращенный к ребенку или другим людям, или существам, для них характерно монологическая форма композиции, употребление глаголов в повелительном наклонении, повтор стихов ).

В этих колыбельных обращаются к ребенку с пожеланием сна, здоровья, роста или требованием послушания: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать.

Упокой тебя возьми, Поди бука под сарай

Упокой дорогой, Саше спать не мешай

Глазки ангельски закрой. Уж ты, Сашенька, усни,

Пестушки, используются при пробуждении детей. Пестушки с давних пор считались настоящими заклинаниями и оберегами ребенка от хвори, недугов, слез, печалей, даже от несчастных случаев.

Авторами программы рекомендовано постепенное пробуждение детей, а пестушки – короткое стихотворение, все это создает условия для индивидуального подхода к каждому ребенку и обращения только к нему. Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильными приемами.

Не надо знать много пестушек для использования их с детьми. Ведь каждый раз, обращаясь к ребенку, прикасаясь к нему, ему приятно наше внимание и забота.

Ты вставай, вставай, вставай, Даша, Дашенька проснись,
Потянись, потянись, потянись, да с кроватки- то спустись

Шире глазки открывай, обниму тебя давай. Даша, Дашенька, вставай

Пестушки учат детей быть добрыми, ласковыми, отзывчивыми.

Активно используются в повседневной жизни детей – потешки.

— игровые (помогают развивать движения, мелкую моторику у детей).

— потешки о растениях, временах года, солнце, небе (помогают научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться красотой)

-потешки для утреннего приветствия, которое традиционно происходит каждый день в утро радостных встреч

Встал солнышко, проснулось

— потешки, связанные с кормлением, выполнением культурно-гигиенических навыков, поведением детей.

Дима, Дима, непоседа Дети одеваются

Все вертелся до обеда. Все у нас стараются

А за стол уселся, Посмотрите у Кирюши

Снова завертелся. Тоже получается

Знакомя детей, с потешками мы тем самым приобщаем его к общечеловеческим ценностям. Малыши учатся одеваться, умываться – потешка подсказывает, как это делать лучше. Малыш учиться быть человеком — слушая потешки, получает ненавязчиво добрые и мудрые советы, наставления.

К народному фольклору относятся пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках отражается быт, обычаи народа, отношение человека к труду, Родине, родителям, окружающим. Точность мысли, и лаконичность изложения позволяет быстро усваивать их с младшего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. В пословицах и поговорках отражена нравственная норма, культура и традиции народа.

Изучая данное направление фольклора, пришли к выводу, что необходимо использовать в системе пословицы и поговорки, т. к. в них содержится образовательно-воспитательный материал. С помощью пословиц и поговорок, возможно, сформировать нравственные идеалы, воспитать понимание плохого и хорошего. Это так необходимо для развития у детей социальной компетентности.

Пословицами мотивируем детей, на какой- либо вид деятельности (труд, ученье), характеризуем поведение ребенка, его отношение к окружающим, проговариваем нормы и правила поведение в обществе.

-Всякий человек у дела познается

-Других не суди, на себя погляди

-Глазами гляди, рукам волю не давай

-Без дела жить — только небо коптить.

На традиционных вечерах поговорим о хорошем, вспоминая события прожитого дня, стараемся использовать пословицы и поговорки для характеристики детей, оценки их деятельности, размышляем и обсуждаем пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки оказывают огромное воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если педагог и родители личным примером соблюдают и поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, если они разумны и звучат к месту, понятны и близки сердцу детей становятся прекрасным поучительным нравственным уроком, помогают сформировать качества необходимые для развития социальной компетентности.

Народная педагогика не мыслит воспитание совершенного человека вне активной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находились в соответствии с комплексными формами организации его жизни и деятельности.

К таким формам воздействия относятся народные праздники.

Народные праздник настоящий кодекс неписанных норм и обязанностей, но только в художественно – эмоциональной форме. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувства верности друзьям, развивают эстетические чувства и другие педагогические элементы.

Составлен календарь народных праздников, разработано их содержание.

Праздники, которые организуются во всех возрастных группах: Капустник

(осень), Рождество (зима), масленица, протальник или Сороки (закликание весны).

В младшем возрасте дополнительно организуются праздники рекомендованные авторами программы « Радугу»

-Куприян, Петра и Павла рябинника, Арина — шиповник, Зосим — заступник, Катерина – санница. Хоть эти праздники рекомендованы как сенсорные, наполнили их народным содержанием.

В старшем возрасте разработаны следующие праздники: Осенины (рябинник и кузьминки), Благовещенье — апрель, Тревень — май, Крещение кукушки — лето.

Участие детей в праздниках дает возможность проявить свои способности, активность, ощутить себя личностью и членом коллектива, формирует правила и нормы поведения.

Проведение праздника предполагает использование многообразие народного фольклора (потешки, пословицы, поговорки). Поэтому можно говорить о преемственности и комплексности использования вышеобозначенных направлений работы с детьми по формированию социальной компетентности.

Реализуя целенаправленную и систематическую работы по формированию социальной компетентности дошкольников, средствами народных традиций достигли следующих результатов.

У воспитанников повысился уровень теоретических и практических знаний о народных традициях: знают колыбельные, потешки пословицы, поговорки активно используют их в речи во время совместной деятельности, игре. Знают русские народные праздники и принимают в них активное участие. Сформированы положительные групповые нормы и взаимоотношения: соблюдают установленные в группе нормы и правила общей жизни, проявляют терпимость, сформировано отзывчивое отношение. Дети активны, инициативны, самостоятельны, наблюдается гуманистическая направленность поведения: уважение и интерес к народной культуре, проявляют сочувствие, поддержку, оказывают помощь.

Работа по данному направлению положительно повлияло на развитие и саморазвитие педагогического и родительского коллектива дошкольного учреждения.

источник

Альбина Михайловна Юмшанова
Народные традиции как средство в социально — нравственном воспитании дошкольников

Народные традиции являются эффективными регуляторами социального поведения и отражают психологический облик конкретного народа. Через традиции каждая нация оценивает действительность, в традициях отражается история народа, его национальное самосознание.

В русской педагогике одним из первых, кто показал воспитательное воздействие на ребенка средств культуры, произведений словесности, детского фольклора, был выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием взрослых людей, очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаю, языку.

Традиции можно рассмотреть и как средство, и как метод, и как прием воспитания. Действительно, традиции, будучи включенными в жизнедеятельность подрастающего поколения, оказываются одним из компонентов воспитательной системы, становясь одним из средств воспитания.

Этнопедагогические ценности как основное средство развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В содержании, традициях духовного- нравственного воспитания народа саха отражена национальная самобытность. Они впитали в себя высшие национальные ценности, в них выражено национальное самосознание, народная философия, идеалы и ценности народа. Использование народной музыки, как части музыкальных традиций народа, на музыкальных занятиях в ДОУ имеет не только обучающее, но и огромное воспитательное значение.

Наиболее важной, интересной и обширной частью народных традиций является фольклор. Музыкальный фольклор-это часть музыкальной культуры, отражающий историю, быт и традиции народа.

Фольклор-источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания народного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

Народные традиции впитали в себя высшие национальные ценности, в них выражено национальное самосознание, народная философия, идеалы и ценности народа. Использование народной музыки, как части музыкальных традиций народа, на музыкальных занятиях в ДОУ с ее разнообразным и богатым музыкально-интонационным и ритмическим языком, нравственным потенциалом является необходимым для развития личности ребенка.

«Семейные ценности в духовно — нравственном воспитании дошкольников» «Семейные ценности в духовно — нравственном воспитании дошкольников» Воспитатель: Настенко Галина Яковлевна «От того, как прошло детство,.

Конспект родительского собрания в средней группе «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников» Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников2 Подготовили и провели: воспитатели.

Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика,.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Читайте также:  Средство от прыщей народными средствами

Потенциал театрализованной деятельности в нравственном воспитании дошкольников Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий.

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские традиции, народные праздники и народные игры, используя.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Семейные традиции в воспитании дошкольников «Семейные традиции помогают нам определить, что мы есть. Они дают что – то устойчивое, надежное и безопасное в запутанном мире…» Сьюжан.

Статья о духовно-нравственном воспитании дошкольников «Экология души» В современном мире космических скоростей, всеобщей компьютеризации и практицизма нравственное воспитание утрачивает свою ценность. Наши.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

источник

В наше время, когда научно-технический прогресс завоевывает все новые рубежи, когда все чаще можно встретить жестокость, предательство, нечестность, корысть, когда читать классиков становится уже «не модно», а компьютерные технологии окутывают своей паутиной подрастающее поколение, стоит задуматься, какими станут наши дети через несколько лет? Что ждет нас? Именно от сегодняшних детей зависит, каким будет наше будущее и будущее нашей страны, именно поэтому сегодня так остро стоит вопрос о нравственном воспитании детей.

Сегодня над Россией нависла угроза национально-культурной деградации, именно поэтому в обществе активизирован процесс необходимости осознания национальной духовной и материальной культуры.

Коммерциализация культуры, явившаяся детищем современных рыночных отношений, представляет также некую угрозу в связи с утратой особенностей традиционной народной культуры.

Мы – наследники великой традиционной народной культуры. Русское народное творчество – ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности.

Воздействие творчества на все стороны нашей жизни огромно, поскольку традиционная народная культура открывает суть человека, помогает понять, что важно и ценно в жизни человека. В то же время приобщает к преданиям и традициям предков, уважительному отношению к ближнему, мифам и преданиям [1, с. 126].

Для того чтобы воспитать гармоничную и здоровую личность, способную справляться с любыми жизненными трудностями и препятствиями, необходимо актуализировать ценности традиционной народной культуры среди подростков, так как традиции и обычаи народной культуры имеют огромное воспитательное значение в формировании личности ребенка. Благодаря средствам социально-культурной деятельности происходит приобщение подростков к национальной культуре, истории родного края, к традициям и обычаям своей малой родины.

Проблеме нравственного развития личности в наше время придают государственное значение, о ней много говорят и пишут, она обширно освещена в работах отечественных педагогов: И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.П. Подласого, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, М.Г. Яновской и других ученых. Одним из средств этического формирования личности является традиционная народная культура. Воспитание на традициях своего народа создает преемственность, которая дает возможность человеку познать и впитать в себя все самое лучшее, что было создано историей человечества.

История и теория традиционной народной культуры раскрыта в трудах: Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, Л.Н. Чижикова, этнографов и фольклористов (Л.А. Абрамян, И.М. Снегирев и другие), режиссеров-постановщиков (П.М. Ершов, И.Г. Шароев), а также культурологов, искусствоведов, социологов (В.Н. Гагин, Д.М. Генкин, К. Жигульский, А.И. Мазаев и других).

Особое значение имеют исследования в изучении теории социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Понятие «народная культура» точно отражает исторический процесс, лишь к XVI веку сложился традиционный характер русской культуры, который сохранился вплоть до XX века. «Народная культура» – суждение более близкое, связанное с самим народом. Понятие «духовность» для русского человека имеет большое значение, потому что отражает историческую особенность самого русского человека. «Русский дух» всегда помогал выживать и выходить из самых сложных ситуаций. Духовность – это отражение русской души, нравственных устоев и идеалов. Соединение народности с духовностью, с ее традициями благоприятно скажется на самом человеке – ведь православие верит и настаивает на духовной действенности – внутренней чистоте помыслов человека, что и должно воспитываться в ребенке. Православная религия здесь сыграет большую роль, только в отношении с ней можно достичь духовно-нравственного оздоровления [2, с. 318].

Традиционная народная культура – как национальный оберег, дана нам для спасения, как это ни пафосно звучит. Существует историческая память народа, генетическая память. Глобализация вмешивается в память народа, люди это чувствуют, у них есть желание вернуться к своим истокам, к чему-то вечному и настоящему. И как важно сохранить свою самобытность, свои традиции. Ведь раньше песни были душевной потребностью, праздники были естественным образом жизни [3].

Давно известно, что во время деятельности осуществляется развитие ребенка, значит, формирование нравственных ценностей может реализовываться в процессе социально-культурной деятельности. Данная работа может помочь ребенку овладеть и открыть в себе качества, которые были созданы предшествующими поколениями, возможность рассматривать себя с иной стороны, наиболее активно данная деятельность осуществляется в критериях культурно-досуговой деятельности. Досуговая деятельность в непринужденной форме позволит знакомить ребенка с прекрасным: историей и традициями своего края, правилами общения, эстетическими и нравственными ценностями, уважительным отношением к своим близким. Именно благодаря досуговым формам работы подростки в непринужденной обстановке раскрываются, становятся более раскованными, что в свою очередь позволяет воздействовать на их нравственный и моральный облик и мировоззрение [4].

Одним из важнейших средств воспитания нравственности подростков можно выделить средства устного народного творчества. Они отражают моральные идеалы народа: трудолюбие, уважение, учтивость, дружба.

Являясь составной частью фольклора, устное народное творчество влияет на мировоззрение человека и вызывает у подростков необыкновенный эмоциональный подъем [4].

Эффективным средством воспитания подрастающего поколения становится социально-культурная деятельность, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства, усвоение норм поведения, правил взаимоотношений. В этом большую роль играют учреждения культуры, которые через организацию и проведение праздников, располагая оптимальными условиями и потенциалом раскрытия творческих способностей, талантов детей, разносторонне развивают личность.

На современном этапе развития общества наряду с правительством, системой образования и гражданско-правовыми институтами учреждения культуры нашей страны ведут активную работу по актуализации традиционной народной культуры среди юных граждан России. Ведь без внутреннего стремления людей сохранить и возвысить традиции народной культуры невозможно существование никакого государства.

Воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры в учреждениях культурно-досугового типа предполагает последовательную, непрерывную и целесообразную с основным образованием организацию воспитательного процесса с учетом специфики социальной-культурной среды. Действия её факторов на развитие личности и формирование моральных ценностей, отношений, мотивов и смыслов деятельности на различных возрастных этапах и в разных сферах жизнедеятельности, где развивается личность, неоценимы.

Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в них как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [5].

Сегодня учреждения культурно-досуговой деятельности есть в каждом городе, поселке, селе. Первостепенная функция всех учреждений культурно-досугового типа – приобщение подрастающего поколения к традиционной народной культуре своей малой родины. Ведь именно благодаря учреждениям культуры ведется работа по приобщению молодого поколения граждан России к многовековому культурному наследию нашей страны. Современные учреждения культуры являются для народа центром духовности и культурной жизни города, села, поселка, здесь с рождения человеку прививаются гуманистические понятия, культурные традиции народа и правильное понимание человеческой сущности.

Не исключением является и Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культурного развития села Таврово» Белгородского района Белгородской области.

ЦКР села Таврово стремится к тому, чтобы деятельность учреждения охватывала всё население (детей, подростков, молодежь, пенсионеров и т.д.), предоставляет каждому человеку, исходя из его способностей, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в культурной и творческой деятельности.

Основными целями деятельности ЦКР села Таврово являются:

  • приобщение населения к культурным традициям народа, отечественным и мировым культурным образцам;
  • популяризация творчества любительских и самодеятельных коллективов;
  • содействие в приобретении знаний, умений и навыков в различных видах народного художественного творчества, развитие творческих способностей населения;
  • обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения;
  • обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг;
  • организация выставочной деятельности по сохранению традиционных народных промыслов;
  • обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций;
  • обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного народного творчества;
  • сохранение нематериального культурного наследия;
  • развитие ремесленнических традиций;
  • создание и распространение ремесленнических изделий;
  • создание и распространение методик ремесленнического мастерства;
  • исследование местных фольклорных традиций.

С целью выявления интереса и знаний жанров народного художественного творчества среди подростков нами было проведено анкетирование на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области.

Всего в исследовании приняли участие 20 участников. Участникам был предложен анкетный опрос, который проводился на основе предварительно разработанной анкеты, где было представлено 25 вопросов на тему «Выявление интереса и знаний жанров народного художественного творчества».

Анкетный опрос проводился на базе МБУК «ЦКР села Таврово» Белгородского района Белгородской области в 2017 году.

Цель анкетного опроса: выявить уровень интереса и знаний жанров народного художественного творчества у подростков.

Задачей исследования было: выявить отношение подростков к народному творчеству; определить знания учащимися жанров народного творчества; обогатить специалистов информацией, необходимой для профессиональной деятельности.

Объектом исследования являлись учащиеся 3-4 классов МБОУ «Тавровская СОШ».

Для решения поставленных задач использовались методы наблюдения, экспертной оценки, тестирования.

Проанализировав все ответы, мы сделали следующие выводы: 40% респондентов имеют представление, что такое народное творчество. Из всего разнообразия жанров устного народного творчества ребята смогли выделить только: сказки, поговорки и былины. Народные игры знают только 16% из 100% опрошенных, и то выделили только жмурки, кошки-мышки и салки.

К народным праздникам многие отнесли день рождения, как свой, так и родителей. Известно, что семейные традиции окрашивают наши серые будни, сближают домочадцев, но, как показало анкетирование, в наших семьях живет традиция встречать вместе Новый год, 30% встречают Рождество, с пасхальными традициями знакомы 100% респондентов, 15% отмечают 8 Марта, и 100% отмечают дни рождения. Крайне показательным является тот факт, что практически 78% участников эксперимента продемонстрировали желание глубже изучить традиционное народное творчество.

Однако 17% процентов респондентов на поставленные вопросы выбрали ответ «затрудняюсь ответить», что в свою очередь, на наш взгляд, является достаточно высоким процентом. Это потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры и образования в едином целостном технологическом процессе воздействия на подростков.

Добиться эффективности в изучении народной культуры возможно, если подойти к построению материала комбинированно:

  • показать последовательность исторического развития культуры от язычества к православию;
  • сохранить синкретизм русской культуры.

Подросток должен воспринимать материал цельным, не оторванным друг от друга, в связи с этим подросток будет получать духовно-эстетическое развитие блоками («миром»): мир фольклора, мир календарных обрядов, которые тесно и логически связаны с миром семейно-бытовых обрядов. А мир православия выливается на мир народных праздников и обрядов [6].

Материал наиболее продуктивно будет восприниматься через урок-праздник, урок-игру, урок-обряд и т.д., где сольется все в одно целое.

В развитии народной культуры важную роль играет региональная особенность, которая учитывается в первую очередь. Поэтому при планировании мероприятий по актуализации традиционной народной культуры это обстоятельство нужно обязательно учитывать и смело реализовывать при проведении различного рода мероприятий.

Только через интерес, через гордость и радость прикосновения к своим корням можно приобрести национальное самосознание и привить чувство принадлежности к своему народу и его исторической судьбе. Только через красоту русской художественной культуры можно добиться эффективности образовательного и воспитательного процесса. Главным критерием и оценкой работы будет то, что дети усвоят и воспримут нашу исконную культуру и будут ею гордиться и ее почитать [7, с. 32].

Ребенок с первых дней, развиваясь, повторяет исторический опыт своих предков. Поэтому маленькие дети легко и с удовольствием усваивают элементы народной традиционной культуры. Развитие ребенка происходит по стадиям, как и по стадиям развивается все наше общество, а вместе с ним и вся наша культура [8, с. 168].

Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры существенное значение отводится учреждениям культуры, которые через организацию и проведение мероприятий и праздников, располагая оптимальными условиями и возможностями, раскрывают творческие способности, таланты детей, разносторонне развивают личность [9].

Организация праздничной культуры осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: планирование конкурсов, праздников, фестивалей и т.д. План сценария составляется таким образом, чтобы вовлечь в него как можно большее количество детей, а по возможности и их родителей [10, с. 157].

Таким образом, для ознакомления с традиционными народными праздниками и обрядами необходимо дать детям определенное представление о культуре своего народа, познакомить подростков с традициями и народными обрядами своей малой родины, что вырабатывает у детей положительные ценности в жизни [11, с. 98].

Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

По нашему мнению, наиболее актуальными вопросами развития народных традиций являются: отсутствие квалифицированных кадров по видам декоративно-прикладного творчества, народного танца, этнографов, искусствоведов в области народной культуры. Остро стоит проблема сбора, обработки и хранения образцов народной культуры, внедрения ее в быт, разработки теоретических основ народной культуры, осуществления работ по культурной самоидентификации регионов. Эффективной деятельности социально-культурных учреждений по возрождению и развитию культурных традиций мешает плохая их материально-техническая база, низкая заработная плата штатных работников [8, с. 157].

источник