Меню Рубрики

Народный фольклор как средство патриотического воспитания

«Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка»
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей

Тема: «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Консультация для родителей

Тема: «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка»

Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько новых комплексных программ (например, «Радуга», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство»), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Тем очевиднее стала проблема, возникшая в результате того, что из типовой «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» (1986), которая и в настоящее время достаточно широко используется в детских садах, как бы сам собой выпал раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности. Однако в новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Значительно возрастает роль народной культуры как источника развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. В.Г.Белинский по этому поводу высказался лаконично и выразительно: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве. Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Колыбельная песня, сказка, ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они с детства окружают ребенка. При комплексном воздействии различных видов искусства красочный мир народного творчества раскрывается по-особому эмоционально и увлекательно.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.

источник

Ольга Федорова
Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 г. Апшеронск

Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития. Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронск. Малые формы детского фольклора (потешки, частушки, считалки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, игры и хороводы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку прикоснуться к историческому прошлому русского народа, традициям кубанского казачества. Педагоги планомерно включают данный материал во все образовательные области, определенные ФГОС ДО, а именно:

Народная культура внедряется в образовательную деятельность социально-коммуникативного развития посредством сюжетно-ролевых игр с сюжетами на основе традиционного казачьего быта. Дети примеряют на себя роли хозяев и гостей казачьей хаты, помощников на подворье, осваивая народные ремесла и основы земледелия в игровом процессе.

Познавательное развитие отражается в знакомстве с народными календарными праздниками и приметами, народным бытом с помощью иллюстраций и наглядных пособий.

Речевое развитие охватывает малые формы устного фольклора и включает в себя такие виды деятельности как слушание и разучивание потешек, считалок, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, пересказ сказок.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя огромный пласт народной культуры, как музыкального, так и декоративно-прикладного фольклора: рисование народных узоров; лепка игрушек и хоровода, посуды, традиционной пищи; в технике аппликации украшение платка, кокошника, сарафана. На музыкальной деятельности подробнее остановимся несколько позднее.

Физическому развитию традиционно уделялось большое внимание в культуре наших предков, что и отразилось в разнообразии форм деятельности. В нашу работу регулярно включаем хороводы, пляски, народные подвижные игры. К примеру, в средней возрастной группе проводилась образовательная игровая ситуация с народной тематикой «Удалые молодцы» (воспитатель Федорова О. В., в которой дети выполняли такие игры и упражнения, как перенос «гарбузов», скачка на «конях», эстафета с народным платком.

Но традиционная культура ценна еще и тем, что синкритична по своей сути. Например, народные игры позволяют решать задачи следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (договориться между собой, примерить на себя иные социальные роли, познавательное развитие (использование в игре традиционных предметов быта и украшений, речевое развитие (особенности говора, художественно-эстетическое развитие (музыкальное сопровождение игр, попевки, связанные с игровым процессом) и физическое развитие (активные подвижные игры часто включают в себя элементы танца, прыжки, ритмичные хлопки в ладоши и топанье ногами). Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие успешно реализуется в театрализованной деятельности с элементами фольклора.

Применение фольклора позволяет развивать детей одновременно в разных областях и решать психологические, моральные, коммуникативные и социальные задачи по формированию личности ребенка дошкольного возраста, развивать инициативу и творчество.

Музыкальная деятельность с помощью фольклорного материала открывает широкий простор для решения вопросов патриотического воспитания.

Особенной любовью на Кубани пользуется песня, воссоздающая для нас цельный мир казачества, его бытовую, этнографическую, духовную сторону. На воспитание патриотических чувств положительное влияние оказывает разучивание и исполнение детьми народных песен, а также восприятие ими песен и народной музыки в профессиональном звучании.

Хороводы, которые мы используем в своей педагогической деятельности, такие, как «Ой, на горке калина», «На лужку, у ворот» и другие, несут помимо эстетической и духовной ценности, еще и полезную нагрузку в плане коррекционной работы с детьми. Включение в деятельность по музыке скороговорок позволяет особое внимание уделить технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом. С пения колыбельных закладывается первое чувство любви к маме, родному краю.

Особенностью нашего детского сада является работа с одаренными детьми. На базе детского сада осуществляется бесплатное дополнительное образование детей в кружках детской эстрадной песни «Музыкалинка» (руководитель Т. А. Пихтерева) и казачьей народной песни «Пташечки» (руководитель Н. М. Левина).

Работая над развитием творческого потенциала дошкольников в кружке «Музыкалинка», совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, пристальное внимание уделяем воспитанию у ребят патриотических чувств, коммуникативных качеств и нравственных норм поведения. Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции с активным использованием русского фольклорного материала.

Занимаясь в кружке казачьей песни «Пташечки», прививаем ребятам любовь к малой родине. Красивая мелодия – то лиричная, то задорная, яркие образы, дают детям возможность расширить их кругозор, получить новые впечатления и удовольствие от народной песни. Наряду с этим, ребята узнают незнакомые слова, выражения, характерные для нашего края. За душу берут песни в исполнении кружка «Пташечки»«Пишла маты до роду гуляты», «Черноморець идэ», «Пчелочка златая» и другие.

Выступления воспитанников кружков «Музыкалинка» и «Пташечки» на детских праздниках и развлечениях позволяют маленьким слушателям познакомиться с народными песнями, полюбить их.

Народные песни органично включаются в различные развлечения, концерты для детей и взрослых, в том числе городского и районного уровня, приобщая участников к духовности и красоте русского и кубанского фольклора.

Помимо этого, в нашем детском саду проводятся игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок и т. д. с использованием народного фольклора. Воспитанию патриотических чувств способствует организация праздников, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Независимости России, Дню Российского флага. Праздник – это всплеск положительных эмоций. Поэтому педагоги уделяют большое внимание праздникам народной тематики, в том числе (по соглашению с родителями) с использованием элементов православной культуры. Ведь народный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову, Светлой Пасхе, Яблочному Спасу.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, непосредственное участие в народных праздниках дают возможность духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, привить любовь к своей малой и большой Родине.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Консультация для педагогов «Мини-музей как средство патриотического воспитания» В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории,.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

источник

«Народный фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников»

МДОУ детский сад №8 « Звёздочка» городского округа город Мантурово с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников второй категории

Задачи: 1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.

Читайте также:  Болит косточка на большом пальце ноги что делать народные средства

2. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.

3. Формировать навыки в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

4.Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русским музыкальным фольклором.

5. Прививать уважение к культуре и истории и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

6. Способствовать развитию физических качеств через народную игру, как национального богатства русского народа.

Патриотизм — такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности своей Родине, осознание её величия и славы, переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость. Именно фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач патриотического воспитания. Современное общество на данном этапе осознаёт фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Изучение фольклорного наследия своевременно уже в детском саду, так как на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной истории и культуре, к родному дому и семье, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основная ценность в патриотическом воспитании — идея народности. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие традиций воспитания.

Фольклор способен возродить эти связи и вернуть людей на круг национального традиционного бытия и самосознания, возродить патриотизм и подтвердить высокую культуру русского народа.

1. « Русские фольклорные традиции»

2. « Дошкольникам об истории и культуре России»

3. « Как научить детей любить Родину»

4. « Патриотическое воспитание дошкольников»

6. « Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»

7. « Воспитывая маленького гражданина»

Уголки старины ( по группам) –куклы в национальных костюмах, предметы старины.

Групповые « Фольклорные центры»- уголки ряжения, атрибуты к театрализованной деятельности.

« Наш город», « Наша малая Родина», « Мантурово 45 лет», « Из истории города Мантурово», « Наши земляки».

Наличие аудио-визуальных средств ( кассеты аудио, ДВД диски, видеокассеты, диафильмы)

Использование подлинных музыкальных русских народных инструментов: балалайка, бубен, рожок, гармошка, трещотка, дудка.

2. Проведение праздников, развлечений

3. Работа кружков « Русская горница, « Русские узоры»

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть. Если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания которые будут достигнуты детям дошкольного возраста то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

— организация выставок и экскурсий;

— подготовка и проведение праздников и развлечений;

— совместная работа с семьёй;

— изготовление методических пособий;

— определение этапов совместной работы специалистов и воспитателей;

— организация игровой деятельности и создание игротеки;

работа со словом, музыкой и пластикой;

— специфические виды деятельности, диктуемые местными условиями.

Воплощая в жизнь наш проект, мы уверены в том, что сумеем:

— Более содержательнее познакомить детей с историей своей страны и своего края;

— Воспитать у детей зачатки гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

— Раскрыть смысл понятия « патриоты своей страны»

— Воспитать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев;

— Способствовать формированию чувств гордости за свой народ;

— Научить более бережно относиться к историческому наследию и традициям России;

— Воспитать гражданина своей страны.

Цель: Раскрыть значение фольклора как средство воспитания патриотических и нравственных качеств детей; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

источник

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

«Фольклор, как основа патриотического воспитания школьников»

В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается.

Если обратиться к понятию «патриотизм», в контексте – «воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения», то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда учащиеся учили политизированные стишки, сейчас направление иное – обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

Таким образом, суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые формируются в определенных условиях, созданных как в образовательном учреждении, так и в семьях.

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания, в частности.

На протяжении пяти лет веду работу в направлении изучения народного творчества, воспитывая в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям, целенаправленно веду работу по развитию творческих способностей детей.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине и развитие творческих способностей.

В программе рассмотрены подходы к содержанию патриотического воспитания в настоящее время посредством использования фольклора и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и определены пути совершенствования методики по развитию творческих способностей детей.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Исходя из вышеизложенного, для практической работы истокам русской мною были определены приоритеты в работе:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны
быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста
понять, что они – часть великого русского народа.

2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок возможно подготовить детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений – это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Именно такой представляется мне стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине на занятиях.

Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Хотя и говорится, что «всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь», детей это не останавливает, а только подогревает их интерес. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.

Читайте также:  Чем вылечить лишай у человека народными средствами

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Каких только загадок ни придумано, чтобы проверить внимание, смекалку, сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Загадки можно вставлять в сценарии театрализованных представлений и праздников.

Игры. Все свободное время дети играют. Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, – ребенок будто переносится в иной мир. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Праздники. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей – устной. Для этого надо устраивать театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Готовность к игре – это не просто знание того, что за чем идет и по каким правилам – это, прежде всего, самое серьезное отношение к ней.

На мой взгляд, фольклорные праздники, в частности, ярмарки – это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый ребенок может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку соответственно его возрасту и творческим возможностям. Можно с точностью сказать, что ярмарка объединяет в себе все жанры народного творчества, за что и являлась излюбленным время провождением русского народа в былые времена и остается веселым праздником в жизни современных детей.

Ежегодно принимаю участие в организации, подготовке и проведению:

— фольклорных праздников, следуя национальным традициям: осенней ярмарки, зимних праздников: Кузьминки, Новый год, Рождество, Пасха, Масленица, Красная горка и т.д.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

Одним из направлений работы руководителя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интерес, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.

Адаптированная программа фольклорного кружка.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.

— образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

— развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

— воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

источник

студент 1 курса магистратуры, кафедра психологии и социальной работы ГАГУ,

В настоящее время в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольную систему образования происходит перестройка, обновление и дополнение образовательных программ. То есть на современном этапе жизни дошкольное образование перестало удовлетворять потребности подрастающего поколения. Российская система дошкольного образования пришла к тому, что появилась необходимость в такой модели образования, которая бы удовлетворяла потребности подрастающего поколения. Одной из важных задач данной модели является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

В современных условиях патриотизм понимается нами как преданность своему Отечеству, своей стране, при этом сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Человек как гражданин начинает свое становление с осознания своей малой Родины. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой, чувствует, удивляется, что откликается в его душе. Многое из этого не осознается ребенком, но уже имеет огромное влияние в становлении его патриотизма.

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания которая включает в себя воспитание любви к ближним, к родному дому, к детскому саду и к родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в нее устное народное творчество [5]».

В дошкольном возрасте восприятие основывается на эмоциональном отклике, а значит, что патриотизм у дошкольника проявляется в чувстве восхищения страной, и главной задачей воспитателя при ознакомлении детей со своей малой Родиной и в целом Россией становится раскрытие именно этих чувств. Патриотическое чувство всецело связано с чувством единения со своим народом, с чувством причастности к нему, привязанности к своей Родине, со стремлением сохранять, уважать и преумножать культурные ценности и традиции своего народа. Поэтому необходимо организовывать и проводить фольклорные праздники, при этом целенаправленно акцентируя внимание детей на фольклорных традициях русского народа для понимания и осознания детьми этих особенностей.

«Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи [5]». Фольклор представляет собой малые и большие литературные жанры. Своими корнями современная литература уходит в фольклор, многие произведения которой похожи даже в разных культурах и разных народах. Одной из главных особенностей народного творчества является отсутствие автора, так как любое произведение существует очень давно, и было преобразовано разными рассказчиками в разное время. С течение времени литераторы заимствовали некоторые сюжеты из произведений русско-народного творчества и подписывали их своим именем. Именно поэтому во многих странах мира встречаются похожие литературные произведения, а иногда отдельные персонажи. При этом народный фольклор постоянно развивался и менялся с жизнью людей. Но не смотря на это, именно фольклор является отражением индивидуальности народа, его отличием от других.

В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к каждому слову взрослого, именно поэтому основными задачами воспитателя являются развитие любви к прекрасному, обучение умениям и навыкам игры в коллективе, развитие таких качеств как доброта, искренность, чувство товарищества, чувство любви к родным истокам. Чувство любви у дошкольника начинается с любви к самым близким людям, к своему дому, улице, детскому саду, городу, а затем и всей стране.

В народных фольклорных жанрах сохранились особенные индивидуальные черты русского народа, присущие ему нравственные ценности, а также представления о добре и зле, храбрости, трудолюбии, верности, красоте. Открывая детям народное творчество с его прибаутками, загадками, сказками, пословицами и поговорками воспитатель тем самым приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям. В русско-народном фольклоре особым образом сочетаются слова, напевность, музыкальный ритм. Потешки и прибаутки звучат ласковым говором, отражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее. Пословицы и поговорки несут в себе мудрость поколений, отражая жизненные позиции, при этом восхваляются положительные качества людей и указываются недостатки.

С.Н. Миропольский говорил «. наша народная песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящно и способности им наслаждаться. Текст народной песни также нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя ничем заменить молока матери для младенца. Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа. [1]». Приведенные слова целостно отражают масштабы использования и развития русско-народного фольклора в воспитании патриотической личности дошкольника.

В фольклоре тысячелетним педагогическим опытом отобраны самые приемлемые естественные формы развития речи детей, их музыкальных способностей, образного и логического мышления, юмора, смекалки, трудовых и физических навыков. При этом все это представлено в художественной форме, которая является легкой и естественной в усвоении детьми дошкольного возраста и является приемлемой для любого ребенка.

В русском фольклоре ярко проявляется единство Русской земли. В сказках, былинах мы видим образ Матушки-земли, что способствует появлению у дошкольников любви к своей родной земле, к своей Родине. В русско-народном творчестве мы видим проявление основной особенности нации – общности. Например, по всей России распространены одни и те же сказки и былины, это развивает очень важное для ребенка чувство единства. Русско-народный фольклор глубоко патриотичен. Русь практически постоянно подвергалась нападениям других народов: татаро-монголов, французов и т.д. При этом все это отражалось в народном творчестве, формируя национальное сознание и патриотическую гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю. Патриотическая тема – важная тема исторических песен об Иване Грозном, Ермаке, Петре I, Суворове, Кутузове, Платове [2, с. 39]».

Читайте также:  Препараты для печени народными средствами

В особенности ярко представлен патриотизм в жанре былин. Основной сюжет обычно подвиг богатыря, основного героя, в котором представлена битва с врагами русской земли. Богатырь побеждает огромные полчища врагов, при этом его победа является решающей для судьбы народа. Образ богатыря несет в себе мощь русского народа. Богатырь является воином-патриотом.

Последовательное планомерное ознакомление дошкольников с народным фольклором помогает им понять и раскрыть мудрость русского народа. Результатом такого ознакомления будет любовь, уважение и интерес к своему народу, восхищение его талантами.

Таким образом, если мы хотим воспитать гражданина, патриота своей Родины, нам следует включать русско-народный фольклор в дошкольную образовательную программу. Если начинать с раннего возраста знакомить детей с родной культурой, с произведениями народного творчества, то это будет способствовать нравственному, духовному, патриотическому воспитанию дошкольников. И уже в недалеком будущем они смогут сохранить и преумножить все культурные ценности России.

Список литературы:

  1. Боронина Е.Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного возраста: дис. . канд. пед. наук. – М., 2007. – С. 67-69.
  2. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман – Волгоград: Учитель, 2008. – 181 с.
  3. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа / Т.В.Иванова – Волгоград, 2008. – 96 с.
  4. Лунина, Г.В. Воспитание детей в традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г.В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с.
  5. Тронь К.М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников / К.М. Тронь // Вестник науки и образования. – 2015. – №3.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Народный фольклор как средство патриотического воспитания школьников»

Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно только в результате усилий ответственных и дееспособных людей, которые любят свою Родину, способны отстаивать её интересы, заботятся о ней. Воспитание гражданина-патриота сегодня является залогом гарантированного будущего именно для всего российского общества.

В то же время современную ситуацию часто оценивают как нестабильную. Это связано с немаловажным преобразованием жизненных стратегий и ценностных ориентаций большей части сегодняшней молодёжи, которая отчуждена от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, у нее отсутствуют чёткие перспективы в воспитании личности. Западная культура оказала влияние на переоценку духовных и нравственных ценностей, которые присущи определённой группе детей, молодым гражданам. Сила отрицательного влияния, которая исходит от Интернета, телевидения, безграничного моря аудио- и видеопродукции, которыми большую часть времени пользуется ребенок, в немало раз превосходит влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку — взрослому и молодому — стало не просто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что были навязаны ему извне. И как результат — возросло пьянство, наркомания, детская преступность, повысилось число отказов от службы в Вооруженных Силах.

Значительный жизнеутверждающий потенциал, предоставляемый научным и методическим обеспечением патриотического воспитания нам доступен благодаря исследованиям этнопедагогики. Работы таких авторов как В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградова Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, А.З. Измайлов, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе, В.К. Шаповалов и др. раскрывают многообразие различных культур, богатство воспитательных средств изобразительного и устного фольклора, обрядов, ритуалов, традиций.

При этом необходимо особо отметить важность как можно более быстрого включения компонента народной педагогики в сферу патриотической работы, ее надо вести с детьми уже с первых дней обучения в школе. В работе по патриотическому воспитанию с младшими школьниками важно учитывать психолого-возрастные особенности и возможности. Эмоциональность и впечатлительность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, стремление занять социально значимую позицию, высокий авторитет учителя, ориентация на социальные нормы — благодаря этим и другим особенностям создается благоприятная почва, чтобы вырастить устойчивые патриотические чувства в ходе приобщения к народной культуре. Как отмечено исследователями, именно этому возрасту характерно пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному — к глубинам народной культуры.

Так, еще недавно вместо воспитания коллективизма стала внедряться идея воспитания эгоцентризма, индивидуализма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают отрицательный оттенок. В.В. Путиным в одном из интервью было с сожалением отмечено, что слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако именно для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, в полном объеме позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление осуществить свою страну богаче, краше, крепче, счастливее. утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Но, как было написано А.В. Усовым, «если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее величие своей Родины, нам надо основным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию студенческой и школьной молодежи». Тем более, что в отечественной педагогике есть немало наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма — самого высокого чувства в человеке, которое является словно общественным цементом, связывающим людей в честное, дружное чувства, общество, которое, по утверждению К.Д. Ушинского, «последним гибнет даже в злодее».

В качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, ее приоритетной социально-нравственной задачей является осознание таких видов принадлежности как культурная, историческая, национальная, духовная принадлежности к Родине как высший принцип, который определяет смысл и стратегию ее жизни, которая исполнена служению Отечеству;

Истинный патриотизм проявляется в его духовности.

За долгие века своей героической истории нашим народом было создано множество художественных произведений, таких как: сказки, легенды, загадки, песни, пословицы и поговорки. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений русского народа. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких патриотических и гражданских чувств. Изучая фольклор предков, многими педагогами указывается, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения русских людей.

С целью сохранения народных традиций рекомендуется нередко проводить фольклорные праздники. Детьми подготавливаются костюмы, подбирается необходимый реквизитный материал, разучиваются народные танцы «Казачок» и «Барыня». Такие мероприятия с удовольствием смотрят все учащиеся школы.

Также мы принимаем активное участие в городских фольклорных праздниках. Например, обыгрывали обряд «Похороны мух» на «Осенины», которые проводила ЦБС.

Совместно с культурой и историей русского народа, изучалась культура, история, традиции своего края: частушки и песни, заклички и колядки, хороводы и игры. Следовательно, задачи воспитания уважения к своей семье можно решить в процессе совместных мероприятий родителей и детей.

Дети с большим удовольствием участвуют в проведении православных праздников. Им интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что они ели и во что одевались, как проводили свободное время.

Мною часто рассказывалось своим ученикам во время прохождения практики о культуре быта нашего народа, об обычаях и привычках, о памятниках старины, для воспитания у детей уважение к прошлому своего народа. Ими всегда улавливалась суть моего рассказа и делались попытки помочь объяснить то или иное явление.

Считаю, что дети, которые изучают корни своей родословной, изучают историю своего края, будут любить своих ближних, уважать предков, ту землю, на которой проживают, оценят заслуги своего народа, будут гордиться его достижениями.

Такие дети никогда не будут названы «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети — в свою очередь — смогут воспитать поколение настоящих патриотов.

На сегодняшний день наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое применение образовательными учреждениями и школой, в первую очередь, традиций отечественной педагогики в духовно-нравственном воспитании личности ребёнка, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых жизненных и культурных ценностей.

Различными способами вытравливаются из сознания детей ярчайшие даты и подвиги, тем самым рвутся нити, которыми молодое поколение обязано быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому так же трудно преодолевается кризис культуры, образования, кризис духовного мира человека.

С методико-технологических позиций модернизация образования предполагает создание в современной школе условий, чтобы реализовать пути к получению образования с усовершенствовано новыми качественными характеристиками. Одной из важнейших характеристик является степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости воспитания патриотизма у современных школьников, стержнем его были бы этнокультурные традиции и, в частности, этнокультурные традиции русского народа.

Педагоги, психологи, этнографы сходятся во мнении о том, что постигать, наследовать народные традиций лучше начинать более юном возрасте, когда познание мира происходит с большим интересом, удивлением и любопытством перед его многообразием. Известным русским этнографом Г.Ф.Виноградовым было написано о том, что ребёнком всегда чувствуется своя связь с родным краем, он склонен чувствовать и любить его очарование и подчёркивает, что именно ребёнок является той нитью, что связывает будущие и уходящие поколения.

Переступив порог школы, ребёнок попадает на новую, огромную именно для него планету — Планету людей. Ему предстоит овладеть азбуку общения с ними, узнать, почему же они подобные, но различные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он сам научится распознавать зло и добро, смотреть в других, как в зеркало, узнает более о себе самом.

Естественно, что ребёнок, который пришел в школу, несёт на себе «отпечаток» того микросоциума, в котором он жил до этого. Семьи, в первую очередь. Учителем начальной школы принимается ребёнка как данность, со всеми его индивидуальными чертами. Именно из данного он в дальнейшем обязан исходить и на этом строить свою воспитательную работу. В свою очередь школа призвана дополнять отмеченный бытовой фон этнографически и исторически значимыми фактами, которые способны углубить и расширить имеющиеся у учащихся чувства, знания, привычки и т.п.

Русское народное творчество, фольклор, в частности, мифология, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, которые используются народом, их духовно-нравственные ценности формируют у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, которые содержат в себе надёжно проверенные историческим и временем отбором знания, умения и навыки человечества, представляют именно для общеобразовательных школ предмет социальной актуальности и значимости. Результатом приобщения к этнокультурным традициям русского народа будет развитие национального самосознания школьников, осознание собственной культурно-исторической уникальности. Осознание богатого педагогического потенциала в системе народных обычаев, традиций, праздников можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств воспитания, из-за совершения механизма передачи норм поведения, духовных и культурных ценностей от одного поколения к другому. Наоборот, результатом пренебрежения культурными традициями своего народа станет деградация и духовно-нравственное разложение, что поставит под сомнение само существование русского народа как нации.

Поиск возможностей и путей по воспитанию патриотических качеств личности младших школьников на основе народных традиций считаю перспективным и интересным в современных условиях жизни нашего общества.

Педагоги, психологи, этнографы сходятся во мнении о том, что постигать, наследовать народные традиций лучше начинать более юном возрасте, когда познание мира происходит с большим интересом, удивлением и любопытством перед его многообразием. Детьми чувствуется живая связь времен и как бы происходит продолжение насыщения «русским духом».

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А. Н. Джуринский. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. [Текст] / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

3. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Академия, 2009.

4. Комарова, Т. С. Преемственность в формировании творчества детей в детском саду и начальной школе [Текст] / Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова. — М.: Мозаика-синтез, 2002.

5. Комарова, Т. С. Народная культура для педагогов школ [Текст]: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 120 с.

6. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. — М.: Роспедагентство, 2009.

7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик, под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2011.

8. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. — М.: Академия, 2010.

источник