Меню Рубрики

Народный танец как средство

Танец — это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

Народное творчество — это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела — потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после — вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитаня народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разннобразным.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа[11].

История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся б?совьскыя п?сни, и ту умыкаху жены соб?»[29] В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам[18].

Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

2. Естественно-пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Содержание русского народного танца — особое. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием.

Русский народный танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Существуют как медленные, отражающие грусть, так и быстрые танцы: кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания танец.

В русском народном танце исполнители пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Однако это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок[50].

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина Садко описывает пляску Морского царя под аккомпанимент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

В отличии от немцев, у русских женщины и мужчины не плясали взявши друг друга за руки. Адам Олеарий (XVII век) писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бедрами и плечами.

Среди множества жанровых разновидностей русского народного танца особое распространение получили хороводы.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели- это когда? и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень[51].

Так или иначе, хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.

Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику — любовную, трудовую и т.д. Круг — «солнце», остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.

Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.

В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.

Второй вид русского хоровода — игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.

К русским пляскам относятся в том числе рассмотренный выше хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа[51]. Перепляс носит характер соревнования.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь»). Вспомним, у И.С.Тургенева: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит. «.

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера[44].

Проводя жанровую характеристику русских народных можно продолжить и развести понятия: хоровод и пляска, пляска — мужская и женская. У каждого танца — свои особенности.

Пляска — танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребёнку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п.[50].

Существовало три характерных танцевальных приема: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с «выхода», когда танцор торжественно «выкобениваясь» занимал место в центре круга, выпрямлялся откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).

Одним из наиболее распространённых был шаг, состоявший из множества элементов, в том числе из приседаний, подъёма на цыпочки и др. Особенно популярным был вариант, называвшийся трёхшаг, при котором танцор делал три шага, укладывавшиеся в три первые восьмушки двухчетвертного такта. Распространённым вариантом шага были дробушки, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг мог сопровождаться покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски[44].

Читайте также:  Народные средства от мокрого кашля взрослым

Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши, по телу и голенищу сапог (Камаринская)

Пляска характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и лёгких, а равно и в соединённых с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм пляски является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу. И чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя.

До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честнумю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упамду» — кто первый упадёт от усталости[50].

Как известно, нравственно-эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности.

Особое место в составе нравственно-эстетического воспитания занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружающей действительности и отношений между людьми.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса, в первую очередь с нравственным воспитанием, и как бы пронизывает их , предопределяя их эффективность за счет целенаправленности процесса формирования у школьников развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное и гармонию в окружающем мире[4].

Русский народный танец же, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, способствует наиболее эффективному нравственно-эстетическому воспитанию ребенку.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность.

Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.

Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.

Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.

Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.

Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.

Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность. Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.

Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.

Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.

От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.

На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.

В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.

Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.

источник

Искусство представляет собой целостную картину миру, соединяющую в себе мысли и чувства. Именно оно является универсальным средством воспитания и выступает как хранитель традиций и обычаев народа. Искусство хореографии возникло еще в первобытную эпоху, когда люди выражали радость успехам трудового процесса или военной деятельности воспроизведением соответствующих движений. Первоначально танец имел религиозно-магическое значение, в нем отражались трудовые процессы народа, языческие и бытовые обряды. Люди жестами и движениями выражали в танцах свои мысли, чувства, настроение, воплощалось мифотворчество народа, быт. Народный танец является неотъемлемой частью духовной культуры народа, это корни, связывающие человека с историей своей земли, своего отечества, раскрывающие духовное богатство родного народа. Народный танец как один из видов искусства передавался из поколения в поколения, каждый народ или племя имели своих мастеров исполнителей. В танцах они отражали традиции, обычаи, особенности своего народа, используя специ-фические положения и движения рук, характерных своему народу. Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях «активного» развития общества, необходимо сохранить историю и самобытную культуру народа, которая была веками накоплена предками. Именно народный фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти народа, отражает обычаи и традиции народа. Для достижения гармонии в развитии личности необходимо совместно с умственным, физическим, интеллектуальным развитием ставить и развитие эмоциональной сферы личности, её духовное воспитание. В воспитании подрастающего поколения необходимо уделить внимание и оказать ему помощь в адаптации к стремительно развивающемуся и меняющемуся миру, при этом научить его сохранить национальную культуру и традиции своего народа. Каждому народу характерно стремление к развитию духовных основ этноса, поэтому знакомство с богатством танцевального творчества своего народа является идейно-эстетическим воспитательным процессом подрастающего поколения. И целью данной работы стало рассмотрение народного танца как одного из средств сохранения традиций и культуры. Для решения данной цели поставим ряд задач: — определение танца как вида искусства; — выявление основных черт и особенностей русского народного танца; — анализ отражения традиций в казахском танце.

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни. Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа. Такой же богатой и многообразной историей обладают танцы разных народов. Сохранение танцевальных обычаев – это напрямую сохранение культуры, сохранение хотя бы того, что осталось. Но никто не говорит, что надо всем залезть в косоворотки, натянуть лапти или сапоги, но есть историческое изложение того или иного материала и есть современная интерпретация народного творчества (как сегодня говорят — «ремикс», но относящийся не только к музыке, но и к танцу). Можно относиться к современности по-разному, но нельзя относиться к прошлому с пренебрежением. Необходимо развиваться, но надо всё же знать, как было, а к культуре своего народа надо не только относиться с почитанием, но и понимать, что народное творчество, это, что мы из себя представляем. Надо бы научиться понимать, что прилипло и что там внутри под этим слоем налипшего. Но как этого достичь? Когда русская культура достойна, когда русская история достойна, то имеет смысл потратить время и обратиться, разобраться, почувствовать, кто есть мы на самом деле. Помимо всего вышеназванного, процесс создания самих сценических форм народного танца в созвучии современным тенденциям развития танцевальной культуры, как традиционной пасивно-бытовой, так и профессиональной, очень сложный. Поскольку заимствования составляющих с чужой хореографии может легко нарушить этнический колорит и национальную самобытность. Для сохранения национального, этнического «духа», точности воспроизведения и обработки конкретного материала, необходимо знать не только характерные черты народного танца того или иного народа, а также досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, особенностях развития техники хореографической стилизации. Поэтому возникает необходимость выяснить условия, формы и методы сохранения и актуализации традиционной бытовой танцевальной культуры определенной народности.

Читайте также:  Болит сустав плеча чем лечить народные средства

1. Абиров Д. История казахского танца. Учебное пособие – Алматы: Санат, 1997. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. — М., 2000. 3. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца. — М.: 2003. 4. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. — М.: 1964. 5. Захаров В.М. Поэтика русского танца. Том I. — М.: 2004. 6. Кириллов А.П. Образная природа танца. Научно-методический вестник. Хореографическое образование. — М.: 2002. 7. Климов Т. Основы русского народного танца. — М., 1994. 8. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. — М.: 2006. 9. Ладыгин Л.А. Музыка и танец. К истории проблемы синтеза искусств в сценических формах хореографии. — М.: 1994. 10. Магауова А.С. Прогрессивные традиции народной педагогики и их роль в развитии личности //Вестник университета «Семей».- №1.-1997. 11. Надеждина Н. Русские танцы. — М., 1951. 12. Пуртова Т.В. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. — М.: 2003. 13. Сайдахметов Б.С. Народные традиции — основа воспитания // Профессионал Казахстана. Научно-методический журнал. — Алматы, 2008. — № 1. 14. Ткаченко Т. Народный танец. — М., 1967. 15. Тлеубаев С.Ш. Танцевально-игровая культура (народов Центральной Азии) Монография. – Москва: издательство «МГУКИ», 2013. 16. Уральская В.И. Природа танца — М.:1990. 17. Устинова Т. Русские народные танцы. — М., 1976. 18. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры– М.: 2008.

источник

Эффективность формирования культуры межнационального общения у уча­щихся в значительной степени зависит от того, насколько они вовлечены в совместную деятельность, способствующую развитию гуманных взаимоотно­шений, сплочению многонационального коллектива. Такая деятельность спо­собствует преодолению конкретных негативных проявлений в поведении уча­щихся; интересна детям и способствует их самореализации; естественно вписы­вается в учебно-воспитательный процесс; формирует у школьников желание взаимодействовать. В формировании культуры межнационального об­щения вы­деляют следующие этапы:
1. Освоение культуры своего народа, его ис­тории, традиций, нравственных ценностей.
2. Формирование чувства гордо­сти за принадлежность к своему народу, а также уважения к культуре других народов.
3. Формирование у людей потребности в освоении культуры своего на­­рода и народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.
4. Пе­ревод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при органи­зации педагогом совместной социально-значимой деятельности, направленной на формирование культуры межнационального общения.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что эффективным сред­ством формирования культуры межнационального общения у детей является народный танец. В раскрытии сущности народного танца мы придерживаемся следующих понятий. «Танец – вид искусства, в котором основное средство соз­дания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Все душевные переживания в танце передаются посредством пластических движе­ний и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений че­ловеческого тела» [1]. «Народный танец – фольклорный танец, который испол­няется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом – для зрителя (общества, группы)» [2].

Танцевальное искусство имеет давние корни. Древние греки толковали та­нец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных празднеств и театральные, танцы в быту. У всех народов во все времена танец являлся выразителем внутренних чувств, в котором посредством различных поз и движений выражались радость, горе, любовь, злость и т.п.

Казахский народный танец издавна существовал в быту кочевников-ското­водов и в художественных образах передавал все его особенности. Отмечается разнообразие тематики казахских народных танцев: «Тематика народных тан­цев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся тан­цевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец тка­чей), охотничьи пляски («коян би» – охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дау­ылпаз» – обучение охоте ловчей птицы), а еще танцы-состязания («утыс би»), сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»), пародии на живот­ных («ортеке» – архар-прыгун, «тепенкок» и «кара жорга» – бег иноходца и танец скакуна, «аю би» – медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы и пр.» [3]. Казахские народные тан­цы обычно исполнялись в форме свободной имп­ровизации, позволявшей по­средством определенных стилистических приемов создать эмоциональ­ное, жиз­нерадостное настроение. Танцы казахов делились на бытовые и маскарадные, танцы в одиночку или групповые пляски. В отличие танцев других восточных народов у казахов существовали парные танцы, ис­полняемые юношей и девуш­кой. Вершиной танцевального искусства считалась пляска на коне, стоя в седле.

Как свидетельствует анализ литературы, танец неотделим от человека, че­рез движения, возникающие в танце, возникают искренние чувства, позволяю­щие почувствовать и полюбить танец. Народный танец – результат коллектив­ного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в по­коление, из одной местности в другую он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня и виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластика, соотношение движений с музыкой. В мелодии каждого танца и его композиции воплощается мудрость и своеобразие народного искусства.

Исследователи отмечают, что народный танец по своей сути глубоко ин­тернационален. Он соединяет в себе пляску, музыку, игру, прикладное искусст­во, воплощенное в ярких национальных костюмах, дополняющих и подчерки­вающих своеобразие этнического характера. Доступный и понятный каждому человеку, близкий людям самых разных убеждений, взглядов, темпераментов, такой танец не только приносит эстетическое наслаждение, но и способен объ­единить всех. Велика роль танцев для всестороннего развития личности. Они положительно влияют на здоровье, дисциплинируют, воспитывают трудолю­бие, творческий подход, согласуют мысли и действия.

Современные условия развития Казахстана определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохра­нение и возрождение национальной культуры, составной частью которой явля­ется народный танец. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает различные периоды истории. По танцу можно судить о характере того или ино­го народа. Танец помогает понять духовные ценности народа. Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной культуры от одно­го поколения к другому. Стремясь познать, возродить и донести до широких масс национальную культуру, деятели искусств, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать следующим поколениям бесценные творения народа.

Народный танец с каждым годом занимает все более значимое место в ре­пертуаре детских хореографических коллективов. Благодаря своей содержа­тельности, разнообразию движений, выразительности, яркости образов народ­ный танец является важным средством развития художественного вкуса детей, эстетического, нравственного и патриотического воспитания; развивает умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.

Наличие народных танцев в репертуаре детских хореографических коллек­тивов имеет огромное значение для художественного воспитания подрастающе­го поколения. Приобщение детей к искусству танца позволяет не только по­стичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проб­лем эстетического воспитания учащихся – приобщению их к богатству танце­вального и музыкального народного творчества. В процессе занятий дети приобщаются к сотворчеству и сотворчеству, у них развивается художествен­ное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа посредством танцевальных движений.

Занятия народным танцем способствует развитию чувства ритма, умению слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, способствует физическому развитию детей, тренируя мышечную силу и развивая пластику, грацию и выразительность. Занятия формируют правильную осанку, прививают навыки нравственного поведения в обществе.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального само­сознания. Подвергаясь изменениям на протяжении всей истории своего развития, народный танец всегда передавал эмоциональное состояние и от­ра­жал духовные ценности народа, которые передавались из поколения в по­ко­ле­ние: «Если народ желает передать свои эмоции, свое настроение – горе или ра­дость средствами ритма, будь то пляска, песня или слово, он всегда прибегает к наиболее выразительным приемам, и именно таким, какие ему диктует ре­аль­ная действительность. С течением времени эти выразительные элементы про­ходят через «критический фильтр» коллектива, через «ла­бораторию народ­ной мудрости» и, очищаясь, становятся составной частью родной куль­туры, об­ще­народного искусства, которое включает в себя и танцевальную культуру» [4].

Народный танец как развивающийся феномен сохраняет свое значение и в настоящее время: все его виды перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым со­держанием, сохраняя воспитательное значение. Представляет значительный интерес использование танцев в воспитательных целях, как в общеобразова­тельных школах так и в специальных танцевальных коллективах.

Анализируя опыт использования народных танцев в воспитательном про­цессе современной школы, мы отметили опыт М.В. Рябко и А.Р. Каримова. В соответствии с разработанной ими методикой пред­пола­гается включение фоль­клора в процесс физического воспита­ния дошкольников: «Фольклорный мате­риал (потешки и прибаутки, за­гад­ки и сказки, считалки и скороговорки, вы­крички и песни, частушки, пля­с­ки и хороводы, наигрыши и игры) предлагается детям в соответст­вии с возрастными особенностями» [5, с. 30]. В работе до­школьных учреждений авторы рекомендуют использо­вать различные типы учебных занятий с двигательной активностью, в том числе физкультурные му­зыкально-ритмические занятия, основанные на рус­ских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием песен и народных мелодий: «…фольклор и этнопедагогика, как самые естественные средства всестороннего и здорового развития личности должны активно включаться в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей. Фольклор – эмоционально-образное сред­ство влияния на детей, он поддерживает интерес к физической куль­туре посредством национальных традиций. Для нас важно вызвать у де­тей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой» [5, с. 32]. Вводя понятие «этномузыкальная организация урока», авторы подчер­кивают значение народного танца и этнопедагогики в воспитании детей: «Этномузы­кальная организация урока – это построение процесса обу­чения двигательным умениям и навыкам на основе метроритма. Уп­рав­ление индивидуальной и коллективной деятельностью, пространст­вом обучения организованно посред­ством русских плясовых наигрышей и этнопедагогики» [5, с. 36]. В своей мето­дике они используют русские плясовые наигрыши («Русский», «Барыня», «Ка­маринская»), а также «улошные» и «страдания» («завидовка», «подгорная», «разлив­ной», «Саратов»), в том числе так называемые наигрыши («под драку», «пожеревицкая», «скобарь» и др.).

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возмож­ностями для полноценного эстетического, гармоничного духовного и физиче­ского развития детей и подростков. В данном аспекте представляет интерес деятельность ансамбля танца «Эстель», который был основан в 2008 году в го­роде Костанай Бабич Светланой Сергеевной – выпускницей Челябин­ского госу­дарственного педагогического университета. В ансамбле занимаются девочки от 6 лет. Коллектив состоит из 4 групп: подготовительной, младшей, средней, старшей. Репертуар коллектива разнообразен: танцы народов мира, эстрадные танцы, стилизованные танцы. Костюмы яркие, красочные. Каждый год коллек­тив проводит отчетный концерт. На счету коллектива многочислен­ные победы в областных и республиканских конкурсах, которые еще раз подт­верждают истинность слов «Танец – единственное искусство, материалом для которого служим мы сами» (Тед Шон). Действительно, танцуя, ты даришь радость себе и окружающим. Танец – это поэзия души и тела, которая помогала людям испо­кон веков выражать свои чувства и переживания. Почитатели этого искусства всегда отличались гордой осанкой и плавной красивой походкой. Но дости­гается это далеко не просто. Нужно прилагать огромные усилия, отдавать очень много времени на тренировки и только тогда можно увидеть результат. Поэто­му танец способствует не только эстетическому, нравственному и физи­ческому развитию личности, но и ее целеустремленности и настойчивости.

Читайте также:  Кто излечил цирроз печени народными средствами

Использование народных танцев во внеклассной работе со школьниками имеет большое воспитательное значение, развивая не только перечисленные выше качества, но и культуру межнационального общения, которая формирует­ся в результате ознакомления с искусством танца различных народов. При этом формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: от отдельных мероприятий до кружковой работы со школьниками.

Таким образом, танец – это искусство выражения себя, существующее в процессе его воспроизведения. Воспитательное значение народного танца, проявляясь прежде всего в формировании ценностного отношения к народному искусству, способствует эстетическому, нравственному и физическому разви­тию личности, развитию ее волевых качеств, а также – через танцы различных народов – культуры межнационального общения.

к.п.н. Шумейко Т.С., с
туденты
Сатыбалдина Раушан,
Хоменко Анна
Костанайский государственный педагогический институт

2. Народный танец // https://ru.wikipedia.org/wiki // Дата обращения 15.01.2015.

3. Казахские народные танцы. Искусство танца //

4. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 367 с.

5. Рябко М.В., Каримов А.Р. – Эт­но­музыкальная организация физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

источник

Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника

В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо неуклонно вести планомерную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая является важнейшей частью нашей жизни. Благодаря ей воспитывается любовь к родному краю, к Отечеству, у детей расширяется кругозор, формируются лучшие человеческие качества. Дети способны оценить и освоить основы традиционной культуры — а это определяет их духовное и физическое здоровье. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь в своей работе к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Поэтому целью моей работы является воспитание ребёнка на традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения к ней

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.

Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.

Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе, я определила для себя следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).

2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.

3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.

Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:

1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).

2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).

3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).

4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).

5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).

6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).

Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:

1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.

3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.

4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.

5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.

7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

Перед тем, как приступить с детьми к практической части урока я рассказываю детям об истории возникновения русского народного танца, о его особенностях, характерных чертах; с помощью иллюстраций, а так же благодаря костюмерной, которая имеется у нас в саду, я знакомлю детей с русским народным костюмом: объясняю, какой наряд предназначен для исполнения кадрилей и плясок, какой — для хороводов и медленных танцев.

При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.

С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.

Большую часть времени я уделяю изучению и отработке рисунков танца (расположение и перемещение танцующих по сценической площадке) – это важнейший элемент любого танца. Мы изучаем «восьмёрку», «воротца», круг в круге, «ручеёк», колонки, «змейки»; дети учатся из одного круга делать два и обратно, из линии – два круга или две колонки, из колонок — «улитку», из «восьмёрок» выходить на полукруг или линию и т. д. Существует множество всевозможных рисунков танца. Нельзя не отметить, что именно разучивая сначала рисунок танца, а затем и сам танец, дети учатся танцевать вместе, коллективно, двигаться одновременно в такт музыке, как единое целое. У них активно развивается моторная память (память на движения). По мере накопления знаний в данной области, я начинаю объединять их в этюды (мини – танцы). Русские народные танцы разноплановы и по характеру исполнения, и по содержанию, поэтому для одного этюда мы разучиваем мелкий шаг на полупальцах, для другого – тройной шаг, для третьего – переменный шаг. В одном этюде мы танцуем с платочками, в другом – с веночками, а в третьем используем шали. Данная тема занятия интересна детям и они с большим желанием её изучают, а также с удовольствием репетируют и отрабатывают все предложенные рисунки танца. Обычно трудность вызывает неумение выполнять необходимые движения танца вместе, как единое целое; но со временем, в результате планомерных репетиций, из урока в урок удаётся достичь нужного результата, что доставляет радость и приносит чувство глубокого удовлетворения и детям, и педагогу, и родителям.

В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.

Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:

Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.

Методическая разработка «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольника» Методическая разработка на тему: «Игра — драматизация как средство правового воспитания дошкольника». Жить в правовом государстве – желание.

Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников. Все начинается с любви — и озарение, и работа.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.

Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.

источник