Меню Рубрики

Нравственное воспитание средствами народного творчества

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
материал на тему

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ

  1. Припевки, приговорки, потешки 7
  2. Пословицы и поговорки 8
  3. Загадки 8
  4. Скороговорки 9
  5. Считалки 9
  6. Сказки 10
  7. Праздники и обряды 11
  8. Народные игры 11

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

  1. Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;
  2. Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  3. Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Создание культурно-образовательной среды является необходимым условием введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

Культурно-образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

  1. Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка
  2. Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
  3. Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.
  4. Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

источник

Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Анастасия Филина
Консультация «Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей старших дошкольников»

Аннотация: в статье представлена точка зрения на формирование у детей духовно-нравственных ценностей средствами народной культуры. Автор рассматривает понятие национальных нравственных ценностей, прослеживает их связь с традиционными народными ценностями и возможности их использования в условиях ДОО.

Духовно-нравственное воспитание – это основное направление становления личности ребенка с первых ступеней образования и воспитания. Все мы помним известную русскую пословицу: «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит». Народная мудрость говорит о необходимости привития детям с самого раннего детства основ нравственной, духовной, правильной жизни на благо своей семье и своей стране. Поэтому дошкольный возраст – важнейшее звено, когда в ребенке закладываются основные нравственные и духовные ориентиры. С этими ориентирами он дальше пойдет по жизни, с ними ему предстоит осваивать школьную программу и они станут основой его взрослой личности.

Что же может и должно стать основой духовно-нравственного воспитания ребенка? На этот вопрос достаточно точно ответил академик Д. С. Лихачев:

«Родной край, его история – это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» [7].

В одной из своих работ академик Д. С. Лихачев отмечает, что любое общество стремится решать глобальные национальные задачи, но возможно это только при наличии общей системы нравственных ориентиров. Поэтому важная задача педагогов – воспитать носителя нравственных ориентиров, о котором говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте:

«Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8].

Основа нравственности любого общества – это национальные ценности, которые сохраняются в культурных, народных, семейных традициях и передаются из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание маленьких граждан России основывается на знаниях дошкольников об истории своей страны, о семье, искусстве, религии, природе, о человеческих отношениях. Все это можно найти в народном творчестве, которое обладает огромным потенциалом для развития духовно-нравственных ценностей детей. Определяя базовые духовные и нравственные ценности, воплощенные в народной культуре, мы можем говорить о таких аспектах нравственного и духовного воспитания дошкольников средствами народного творчества:

— патриотические ценности: любовь к Родине, к своему народу, гордость за национальное достояние;

— семейные ценности: любовь к родителям, забота о старших, уважение к семейным традициям;

— гражданские ценности: уважение к правам других людей, соблюдение общепринятых норм в обществе;

— человеческие ценности: милосердие, добро и справедливость, уважение к людям;

— трудовые ценности: уважение к труду других людей, желание помогать взрослым;

— научные ценности: уважение к знаниям, стремление познавать что-то новое;

— культурные ценности: уважение к культуре своего народа и других народов, понимание ценности творческих произведений;

— религиозные ценности: уважение к религиозным традициям, толерантность к представителям других религий, соблюдение духовных принципов;

— природные ценности: любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Все перечисленные ценности можно найти в народном творчестве. В работе со старшими дошкольниками можно использовать многие виды народного творчества. Но одно из самых эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей – это фольклор. По своей сути произведения фольклора – это народные законы жизни. Сказки, пословицы, поговорки были основаны на многовековом народном жизненном опыте и мудрости и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. Существует множество жанров фольклора, многие из которых можно использовать в формировании духовных и нравственных ценностей детей дошкольного возраста.

Календарный фольклор, в который входят заговоры, приметы, заклички, является эффективным средством для формирования у детей ценностей, связанных с отношением к природе. Например, при изучении с детьми весенних примет и изменений в природе можно использовать весенние заклички. Этот жанр фольклора применим и на прогулках, и во время познавательного, речевого развития. Сколько добра, позитивного настроения и любви к природе в весенних закличках:

При знакомстве детей с подобными закличками у них формируется и любовь к природе, и уважение к труду взрослых, и понимание ценности природы для каждого человека.

Главный потенциал фольклора в том, что каждое произведение, доступное для дошкольников, является эффективным средством народной педагогики, которая близка и понятна детям. Это отмечают многие исследователи. Например, Л. В. Кокуева:

«Загадки, считалки, скороговорки, песни — неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию» [5, с. 78].

Особые народные жанры – это детский фольклор, в который входят пестушки, потешки, колыбельные. Лиричность, добрый слог, четкая направленность на детское восприятие делают эти произведения устного народного творчества неотъемлемыми элементами воспитания в детях отзывчивости, милосердия, любви к народному искусству.

Если говорить о патриотическом воспитании детей, то в его содержание обязательно следует включить былины, стихи, героические песни. Рассказ о подвигах богатырей, о преданности наших предков своей родине следует дополнять наглядными методами. Это могут быть иллюстрации, видеопрезентации, мультипликационные фильмы. Важно обратить внимание детей на качества былинных героев: смелость, честность, преданность своей земле. Такая работа позволит и у дошкольников сформировать нравственные качества личности.

Незаменимое средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это русские народные сказки. Для воспитательной работы подходят все виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Интересный сюжет, необычные герои, яркие характеры, захватывающие события позволяют педагогам не задумываться о поддержании интереса детей к материалу, а решать необходимые задачи. Так, при знакомстве дошкольников со сказками о животных дети узнают основные нравственные понятия: взаимовыручка, дружба, честность, добро, отзывчивость. При знакомстве с волшебными сказками стоит акцентировать внимание дошкольников на поступках героев, а также на том, чем вознаграждаются хорошие дела, как наказываются плохие поступки. Бытовые сказки можно использовать при формировании у детей семейных ценностей и правил нравственного поведения в обществе.

Таким образом, русский фольклор — это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность — это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.

Уникальность русского народного творчества заключается еще и в том, что дети могут не просто изучать фольклор не со стороны, а использовать его в повседневной жизни. Это касается и пословиц, и поговорок, и закличек, и песен, и хороводов. Большим потенциалом в этом направлении обладают народные игры. Это обусловлено уже тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. При этом народная игра содержит в себе еще и огромные возможности для нравственного, духовного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В народных играх очень много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются веселыми прибаутками, считалками, потешками. Но самое важное, что игры воспитывают в детях честность, ловкость, способствуют формированию у них любви к русской речи. Исследователь Л. В. Кокуева отмечает:

«Особенно детям нравятся игры, в которых проявляются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры — огромное удовольствие для детей, а на уроке благодаря этому создается атмосфера радостного праздника» [5, с. 80].

Многообразие форм народного творчества позволяет педагогам также разнообразить и воспитательную работу, включая в нее различные методы работы и формы организации детской деятельности.

Можно выделить основные формы приобщения детей к национальному культурному наследию, используемые в дошкольной образовательной организации:

— знакомство с малыми формами устного народного творчества (загадками, пословицами, поговорками, закличками) в познавательной деятельности, речевой деятельности, в режимных моментах, во время прогулок;

— праздничные семейные посиделки, посвященные значимым датам народного календаря;

— познавательные беседы по материалам русских народных сказок, былин, песен;

— выразительное чтение и драматизация русских народных сказок;

— проведение календарных народных праздников.

Все виды народного творчества необходимо использовать в единстве, поэтому важным условием формирования духовно-нравственного отношения дошкольников к национальному культурному наследию прошлого является знакомство детей с традициями крестьянской культуры и быта. Например, осенью в детском саду можно провести осенние посиделки. Известно, что посиделки на Руси начинались осенью сразу после уборки урожая, по вечерам. Детям особенно интересно будет нарядиться в старинные костюмы, вспомнить, как их прапрабабушки играли в игры, водили хороводы. На таких посиделках можно также и загадки загадывать, и сказки слушать. Как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в праздничных посиделках, на которых знакомятся с народными пословицами и загадками, обрядовыми песнями, частушками. Это не только замечательно тренирует их память, способствуют активному мышлению, но и формирует нравственные и духовные ценности. Ведь в известных пословицах народ всегда осуждал злобу, глупость, лень, хвастовство и восхвалял доброту, ум, находчивость, трудолюбие.

Читайте также:  Если какие народные средства при лечении поджелудочной железы

Особое внимание следует уделять подготовке и проведению народных праздников. Наши предки любили и хорошо умели веселиться. Под балалайку, под гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. С дошкольниками можно проводить такие праздники: «Осенины», «Святки», «Масленица». Праздник – это, как и игра, естественное состояние детской души, без него окружающий мир для ребенка становится серым, тусклым и неинтересным.

Подобная работа по духовно-нравственному развитию детей помогает педагогу формировать у дошкольников чувство любви к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние мудрецы говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь к такому счастью при воспитании подрастающего поколения — возрождение забытых национальных ценностей.

Классическая музыка как средство формирования нравственных основ характера и развития образного мышления старших дошкольников МБДОУ детский сад №8 «Аленький цветочек» г. о. г. Выкса Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Музыкальная деятельность.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.

источник

Проблема нравственного развития детей, начиная с дошкольного возраста. Комплексное развитие дошкольников средствами различных форм фольклора. Социальная основа проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур в трудах педагогов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра эстетического воспитания

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Рямова Евгения Анатольевна,

Бородина Елена Николаевна

1. Сущность понятия «нравственное воспитание»

2. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

3. Педагогический потенциал народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Качественно новой ступенью нравственного воспитания в детском саду является интеграция в его содержания, во все виды детской деятельности, опыт народной педагогики, которые нашли свое отражение в традиционных методиках воспитания дошкольного детства. Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». [12; с.87].

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического и национального лица и самобытности.

Проблема нравственного развития детей, начиная с дошкольного возраста, сегодня очень актуальна, так как в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Проблема комплексного развития детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора на сегодняшний день также актуальна. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. дошкольник фольклор преемственность педагог

Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов Н.А. Бердяева, В.И. Добрынина, М.С. Кагана, Н.М. Карамзина, Д.С. Лихачева, В.С. Соловьева и др.

В исследованиях С.А. Козловой, Е.И. Корнеевой, Э.К. Сусловой, доказывается, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона являются: воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; общедоступность и вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого [2; ст.3].

Характер организации современного воспитательного процесса также определен Законом «Об образовании». Он устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [2; ст.10-11].

ФГОС дошкольного образования устанавливает также принцип преемственности программ дошкольного и начального образования. Таким образом, нравственное развитие детей есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для образовательного заведения на всех уровнях общего образования.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические возможности народного художественного творчества в нравственном воспитании дошкольников.

изучить психолого-педагогическую литературу, нормативно-правовые документы по теме исследования;

определить сущность понятия «нравственное воспитание»;

проанализировать психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

выявить педагогические возможности народного художественного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — народное художественное творчество как средства нравственного воспитания.

В исследовании используются общенаучные методы: анализ, в т.ч. контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение.

1. Сущность понятия «нравственное воспитание»

Термин «воспитание» возник в России в XVII веке и имел иной смысл, нежели в наше время. Под ним понимали «вскармливание», то есть правильное питание ребенка, обеспечивающее его нормальный рост и развитие. За прошедшие века термин наполнился новым содержанием. Прежде всего, это расширительное толкование воспитания. В этом случае оно трактуется как формирование личности под влиянием всех факторов развития (и случайных, стихийных, и целенаправленных), в результате чего человек овладевает культурой и становится членом общества.

«Воспитание — целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях» [15. с.551].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» процесс воспитания понимается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [2. с.11].

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

«Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка и применения соответствующих методов и приемов его воспитания» [15. с.551].

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обеспечение нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политик российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенных характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

В педагогической науке понятие «нравственность» определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение».

Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание и рассматривают его в разных аспектах.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как «целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения». Нравственное воспитание — двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении» [19, с.153-159].

По мнению авторов Ибрагимовой У.Б., Мейрбековой Р.Т., Умирзаховой Г.А., «нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий семьи, воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Таким образом, нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали» [14, с.8-12].

Следует отметить, что процесс нравственного воспитания — это, в первую очередь, воздействие педагога на ребенка, нравственное развитие же — это отклик личности ребенка и те изменения, которые происходят в ней в процессе нравственного воспитания.

Иными словами, нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [4].

Основой нравственного воспитания является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственный идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется.

Нравственные представления — это «важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [6].

«Нравственные чувства — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым» [20. с.538].

Нравственное воспитание имеет целью выработать у детей такие качества, как честность и правдивость, чуткость и отзывчивость, готовность к взаимопомощи, товарищество и способность к коллективной сплочённости, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, необходимые для этого мужество, выдержка и самообладание, дисциплинированность и ответственное отношение к своим обязанностям и общественному долгу, вежливость и скромность в личном поведении, способность к критике и самокритике. Одновременно с воспитанием этих положительных качеств необходима выработка стойкого сопротивления противоположным отрицательным качествам.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки:

— воспитание гуманности как качества личности;

— формирование начал гражданственности и патриотизма;

— формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Читайте также:  Антигистаминные народные средства при аллергии

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности — одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. [9].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является «понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком».

Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация — как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. «Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном» [22].

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать. Что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Как подчеркивал Л.С. Выготский в своей работе «О моральном воспитании», нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Нравственные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным». Нравственное поведение ребенка, с точки зрения ученого, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко». Соответственно, главной задачей нравственного воспитания должно стать не столько усвоение моральных норм, сколько развитие непосредственного отношения к сверстнику. Стратегия формирования такого отношения должна быть направлена не на осознание своих качеств и качеств другого, не на рефлексию своих переживаний, которые порождают фиксацию на себе (на своих достоинствах и недостатках), а на воспитание особого видения другого, на развитие сопричастности, чувства общности с другим. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике [11].

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» [10].

Таким образом, проанализировав разные источники, можно сделать вывод, что главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье — важнейшие источники формирования нравственности детей.

Проанализировав понятие «нравственность», можно сделать вывод, что особое внимание уделяется нравственному воспитанию через формирование ценностей и идеалов. При этом нравственность как личностная характеристика — явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания нравственных чувств и представлений. Большая роль в данном вопросе отводится образовательным учреждениям, в т.ч. дошкольного образования.

2. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Возраст детей от 5 до 6 лет называют старшим дошкольным, а детей старшими дошкольниками. Взрослому, осуществляющему деятельность по воспитанию и обучению детей 5-6 лет, необходимо помнить, что в этом возрасте в физическом и интеллектуальном развитии ребенка происходят существенные изменения. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Наряду с игрой продолжают развиваться и продуктивные виды деятельности. Существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах развития. Особенно большое значение имеет управление своим поведением для создания предпосылок учебной деятельности.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности. От дошкольников требуется:

— знать, что они живут в России

— уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными

— любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое

— дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора, класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев

— трудиться по дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по. самообслуживанию в школе

— бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завистью, жадностью в себе и в других

— беречь хлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова

— помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе

— творить — рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры

При организации работы с детьми каждый воспитатель должен учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Для того чтобы понять специфику процесса воспитания в этом возрасте, необходимо обратиться к особенностям психики старших дошкольников.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6-7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Все больший интерес ребенка в этом возрасте направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я-реальном» и «Я-идеальном» дифференцируются более четко. Формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых), что может положительно влиять на нравственное и трудовое воспитание детей.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются высшие чувства: интеллектуальные, моральные, эстетические. Такую особенность также необходимо использовать в нравственном воспитании ребенка. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Эту особенность можно использовать в воспитании ребенка для формирования адекватных мотивов в деятельности.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 5-6 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Устойчивость, распределение, переключаемость внимания продолжают развиваться, но переход к произвольному вниманию еще не осуществлен, поэтому необходимо использовать в работе с детьми наглядность, заинтересовывающие моменты, различные виды деятельности направлять на реализацию определенной задачи воспитания [14].

Таким образом, с педагогической точки зрения необходимо учитывать следующие особенности развития детей старшего дошкольного возраста, которые оказывают непосредственное влияние на процесс и результат нравственного развития ребенка. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Нравственное воспитание дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как и именно в общении с взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте все еще является игра. Поэтому играми необходимо насыщать воспитание и обучение старших дошкольников. Игра исполняет роль предвосхищения предметной и духовной деятельности. В ходе игры можно закреплять различные воспитательные моменты, примеры нравственного поведения человека. В ней всегда содержится элемент трудовой, художественной или познавательной деятельности. В игре присутствует общение как деятельность и ценностная ориентация. Она может послужить педагогу, если он использует профессионально игру как способ оснащения детей новообразованиями самого разного плана. Тем более нужно использовать игры с элементами трудовой деятельности, оценочной, с элементами общения или духовного осмысления жизни. Разнообразие игры выполняет замечательную функцию — способствует разностороннему приготовлению ребенка к пестрому вееру разнообразной деятельности.

Таким образом, существуют определенные особенности всех детей этого возраста, в соответствии с которыми необходимо выстраивать воспитание ребенка. Но существуют и индивидуальные различия между детьми, которые основываются, как и взрослых людей, на типе высшей нервной деятельности. Учитывая в воспитании ребенка его индивидуальные особенности, педагог может избежать многих трудностей и достичь лучших результатов в своей работе.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны [21].

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. При этом важно гармоничное разностороннее развитие ребенка, т.к. нравственное воспитание, как уже было сказано выше, процесс сложный и разносторонний.

Так, например, умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Через воспитание трудолюбия, уважения чужого труда формируются важные нравственные представления.

Важной составной частью гармоничного развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слёз, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Читайте также:  Народные средства для лечения волос после обесцвечивания

Необходимым условием для гармоничного нравственного развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются основные черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

Воспитание ребенка в коллективе обязательно предполагает формирование культуры общения, которая, в свою очередь, также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой общения способствует активному взаимодействию детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты и позволяет наиболее эффективно использовать их совместное времяпрепровождение [17].

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Позиция педагога исходит из приоритетов в воспитании и развитии ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Здесь наиболее адекватен и эффективен взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных детских садах русскому языку как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики.

Описанные условия создают благоприятную ситуацию для воспитания нравственных представлений о национальности, разнообразии культур, интернационализме, что предполагает как общение детей разных национальностей в пределах детского сада, так и специальное ознакомление с жизнью других народов.

В детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческого начала: основной путь воспитания здесь — это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре — танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. При этом нельзя ставить акцент на национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете. Детям полезно дать элементы этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. На основе национального воспитательного идеала, задач развития и воспитания, приведённых в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.

В решении комплекса задач нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные нравственные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность (свобода, доверие, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство), гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, природа, человечество.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в формировании нравственного поведения, в становлении личности дошкольника в целом.

Важным источником нравственного воспитания дошкольников является народное творчество. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучать его традиции, усваивать морально-нравственные нормы поведения в обществе. Педагогический потенциал народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста рассмотрен в следующей главе.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Народное творчество является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

3. Педагогический потенциал народного творчества в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Становление личности человека — сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А.Н. Леонтьев назвал периодом «первоначального сложения личности». В этом возрасте начинают развиваться первые «механизмы» поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое — далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в народном творчестве. Если эти связи рвутся — теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» [15. с.551].

Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н. Водовозова, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.Н. Усова, Е.А. Флерина и другие). Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию.

Рассмотрим понятие «педагогический потенциал». В социологической науке понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [16].

Т.Л. Божинская, раскрывая перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании, определяет педагогический потенциал как «динамическую функциональную систему, объединяющую личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Педагогический потенциал традиционной культуры заложен в традициях нравственного, духовного, патриотического, трудового, эстетического, экологического воспитания. Педагогический потенциал аккумулирует эти ресурсы культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности» [8. с.32-39].

Исходя из данных определений, можно сделать выводу, что педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать образовательные и воспитательные воздействия на обучающихся (в данном случае, на дошкольников). Педагогический потенциал реализуется при решении задач профессиональной педагогической деятельности, в процессе передачи и присвоения культурного опыта.

Народное творчество — это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Оно обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. Рассмотрим понятие «народное творчество» подробнее.

Народное творчество (народное искусство, фольклор) — художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предании, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [5].

Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. Фольклор — простонародное художественное творчество или, по более современному определению, «художественная коммуникация».

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы.

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т.д. это объясняется тем, что фольклор как народное искусство отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль играют также сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т.д.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. На сегодняшний день нет единой классификации жанров детского фольклора. Детский игровой фольклор — это целая система развития личности ребенка: силы, физической и психологической выносливости и уравновешенности, быстроты и точности реакций и т.д. Это богатый пласт народного педагогического опыта воспитания здорового ребенка.

Преимущество народного творчества как средства воспитания нравственных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Оно активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует установленным правилам поведения.

Искусство, в т.ч. народное, захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Воспитание на материале народного творчества приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

Использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка.

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, дошкольник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ — творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор — многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности. Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. В дошкольной педагогике накоплен богатый опыт воспитания детей с использованием народного творчества. В методическом плане весьма привлекательными становятся характерные черты различных жанров фольклора: правильность, поэтичность, богатство образов, ясность и простота формы.

источник